На кого распространяется новый закон
Перейти к содержимому

На кого распространяется новый закон

  • автор:

Федеральный закон от 17 февраля 2023 г. N 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

2. С 1 марта 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Особенности установления, пересмотра и выплаты пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 1 марта 2023 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.

2. Постоянное проживание гражданина Российской Федерации по состоянию на 30 сентября 2022 года на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории по состоянию на указанную дату либо свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом).

3. Постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года, выехавшего в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории, свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо иным документом, выданным этим федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), при наличии в его распоряжении соответствующих документов (сведений).

4. Для установления, пересмотра пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, документы, составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык.

5. При установлении, пересмотре и выплате пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, учитывается льготный статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины до 30 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 28 февраля 2023 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года по 28 февраля 2023 года.

6. Из пенсии, назначенной гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину, лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации, удержания излишне выплаченных сумм пенсии, которые производились на основании решений органов, осуществлявших пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, не производятся.

7. Доставка пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По желанию пенсионера пенсии и (или) иные выплаты, устанавливаемые к пенсии, могут вручаться непосредственно в кассе уполномоченного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение соответственно на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области. Указанные кассы создаются в порядке, установленном Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Статья 3. Пересмотр пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, установленных в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области

1. Пенсии, ежемесячные пенсионные выплаты, установленные гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, подлежат пересмотру в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Пересмотр пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты осуществляется на основании соответствующего заявления, документов, прилагаемых к заявлению, сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе содержащихся в выплатном деле.

3. Пересмотр пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты осуществляется со дня обращения за таким пересмотром (за исключением случаев обращения за пересмотром в период, указанный в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона), но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Выплата пенсий после их пересмотра производится с учетом сумм пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты, ранее выплаченных за период с даты осуществления такого пересмотра по дату, на которую была выплачена пенсия или ежемесячная пенсионная выплата, в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

5. Если при пересмотре пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты размер пенсии, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, — суммарный размер указанных пенсий), не достигнет размера пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты, выплачиваемых по состоянию на дату, предшествующую дате осуществления такого пересмотра, к назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсии устанавливается доплата, которая определяется как разница между размером пенсии или ежемесячной пенсионной выплаты, выплачиваемых по состоянию на дату, предшествующую дате осуществления такого пересмотра, и размером пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение нескольких пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, — суммарным размером указанных пенсий), определенным при пересмотре в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. При установлении одновременно нескольких пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации доплата устанавливается к страховой пенсии либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При установлении одновременно страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренной указанным Федеральным законом, доплата устанавливается к страховой пенсии.

7. Доплата, установленная к страховой пенсии, подлежит ежегодной индексации в порядке, предусмотренном для индексации размера страховой пенсии. Доплата, установленная к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», индексируется в порядке, предусмотренном статьей 25 указанного Федерального закона.

8. В случае представления пенсионером документов, поступления документов (сведений), подтверждающих обстоятельства, имевшие место до даты осуществления пересмотра пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты, влекущие увеличение размера пенсии, перерасчет размера пенсии осуществляется в порядке, аналогичном порядку перерасчета размера страховой пенсии, предусмотренному частью 7 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом размер доплаты определяется заново в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи.

Статья 4. Перерасчет размеров пенсий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Размеры пенсий, установленных гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету в соответствии с положениями настоящего Федерального закона на основании заявлений пенсионеров о перерасчете размера пенсии, документов, представленных с заявлением, сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

2. Перерасчет размера пенсии осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера пенсии. При этом в случае обращения за перерасчетом размера пенсии в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года перерасчет размера пенсии осуществляется с 1 марта 2023 года.

3. В случае представления пенсионером документов, поступления документов (сведений), подтверждающих обстоятельства, имевшие место до даты перерасчета размера пенсии, влекущие увеличение размера пенсии в связи с применением положений настоящего Федерального закона, перерасчет размера пенсии осуществляется в порядке, аналогичном порядку перерасчета размера страховой пенсии, предусмотренному частью 7 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Статья 5. Порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении, пересмотре пенсий, стажа (выслуги лет) при установлении дополнительного социального обеспечения

1. Периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение.

2. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе содержащимися в выплатном деле.

Статья 6. Особенности исчисления размера страховой пенсии

1. Гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, которые являлись получателями пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 — 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, на основании документов выплатного дела.

2. В случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины — гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице — купонах, при установлении, пересмотре пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.

3. Среднемесячный заработок (доход), предусмотренный настоящей статьей, подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом свидетельскими показаниями такой заработок граждан не подтверждается.

4. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется:

1) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой области Украины и Луганской области Украины в период с 1 января 2002 года по 10 мая 2014 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 рублей;

2) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2002 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 рублей.

5. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, определяется:

1) на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, и индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 рублей;

2) на территориях Запорожской области и Херсонской области исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, и индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 рублей.

6. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2002 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, определяется исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренного для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2022 год.

7. Порядок определения сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренный частями 4 — 6 настоящей статьи, не применяется к периодам работы в организациях (у страхователей), к периодам деятельности граждан, самостоятельно обеспечивавших себя работой, за которые уплачивались взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных частями 4 — 6 настоящей статьи, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется в порядке, предусмотренном частями 4 — 6 настоящей статьи, за один из таких периодов по наиболее выгодному для гражданина варианту.

9. Сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного из сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определенных в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи, с учетом которой исчисляется размер страховой пенсии, не индексируется.

10. При отнесении населенного пункта к сельской местности для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», до внесения соответствующих изменений в общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления учитываются сельские населенные пункты, признаваемые таковыми в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на 30 сентября 2022 года.

Статья 7. Особенности установления дополнительного социального обеспечения

1. Гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, дополнительное социальное обеспечение, предусмотренное Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», назначается на основании соответствующего заявления в сроки, установленные указанными федеральными законами.

2. Размеры дополнительного социального обеспечения, установленного гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету с учетом положений настоящего Федерального закона на основании соответствующего заявления в сроки, установленные указанными федеральными законами.

Статья 8. Особенности подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности и заработка

1. В случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или Украины до 1 января 2023 года, и размер заработка за периоды работы, имевшие место на соответствующей территории до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе в случае невозможности проведения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, проверки обоснованности выдачи документов, представленных для подтверждения таких периодов и размера заработка, достоверности содержащихся в них сведений, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения межведомственной комиссии по заявлению гражданина, поданному в межведомственную комиссию или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, для последующего направления в межведомственную комиссию. Характер работы межведомственной комиссией не подтверждается.

2. Межведомственная комиссия создается на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области в каждом из указанных субъектов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

3. В случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы, имевшие место на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или Украины до 1 января 2023 года, и размер заработка за эти периоды работы, с учетом которых устанавливается дополнительное социальное обеспечение, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе в случае невозможности проведения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, проверки обоснованности выдачи документов, представленных для подтверждения таких периодов и размера заработка, достоверности содержащихся в них сведений, такие периоды работы и размер заработка могут быть установлены на основании решения межведомственной комиссии по заявлению гражданина, поданному в межведомственную комиссию или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, для последующего направления в межведомственную комиссию. Характер работы межведомственной комиссией не подтверждается.

4. Установление межведомственной комиссией периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, а также периодов работы, с учетом которых устанавливается дополнительное социальное обеспечение, осуществляется на основании:

1) документа, содержащего сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 30 сентября 2022 года, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области за период до 1 января 2023 года;

2) расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;

3) документа о доходах физического лица, выданного работодателем;

4) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;

5) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, имеющегося в наличии у государственной службы занятости населения, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, органов социальной защиты и иных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

6) документа, подтверждающего уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за период до 30 сентября 2022 года, в Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики, Пенсионный фонд Луганской Народной Республики, Пенсионный фонд Запорожской области, Пенсионный фонд Херсонской области за период до 1 января 2023 года;

7) документа, содержащего сведения о периодах осуществления иной деятельности, выданного налоговым органом Российской Федерации, имеющим в распоряжении документы налогового органа Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;

8) иного документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности, который может быть учтен межведомственной комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. При отсутствии у гражданина, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, могут устанавливаться межведомственной комиссией на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе и располагающих документами о своей работе у того же работодателя и в тот же период, что и гражданин, в отношении которого они дают свидетельские показания.

6. Установление межведомственной комиссией размера заработка и заработка, с учетом которого устанавливается дополнительное социальное обеспечение, осуществляется на основании:

1) документа, содержащего сведения о заработке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 30 сентября 2022 года, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области за период до 1 января 2023 года;

2) документа, содержащего сведения о размере заработка гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, в том числе не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;

3) расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;

4) документа о доходах физического лица, выданного работодателем;

5) иного документа, содержащего сведения о размере заработка гражданина, который может быть учтен межведомственной комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

7. Продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, устанавливаемых межведомственной комиссией в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи и необходимых для исчисления страхового (трудового) стажа, не может превышать в общей сложности 15 лет страхового стажа.

Статья 9. Регистрация граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета

1. Открытие индивидуального лицевого счета застрахованного лица осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» при поступлении в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориального органа), либо органа, предоставляющего государственные (муниципальные) услуги, следующих сведений о физическом лице:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии);

2) дата рождения;

3) место рождения;

5) адрес места жительства, места пребывания или места фактического проживания;

6) сведения о документе, удостоверяющем личность;

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, передаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо органом, предоставляющим государственные (муниципальные) услуги, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации по форме, определяемой Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в течение десяти дней со дня обращения в указанные органы физического лица за предоставлением государственной (муниципальной) услуги.

3. Документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, выдается застрахованному лицу в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».

Статья 10. Особенности представления сведений для индивидуального (персонифицированного) учета

1. В 2023 году страхователи (работодатели), осуществляющие свою деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, вне зависимости от численности работающих у них застрахованных лиц вправе представлять в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации единую форму сведений на бумажном носителе, предусмотренную пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».

2. В 2023 году к страхователям (работодателям), осуществляющим свою деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», и штрафы, предусмотренные статьей 26 30 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не применяются (не взыскиваются), а должностные лица указанных страхователей (работодателей) не привлекаются к административной ответственности за нарушения порядка и сроков представления сведений (документов) в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного и обязательного социального страхования.

3. Страхователи (работодатели), осуществляющие свою деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, не позднее 31 декабря 2026 года обязаны представить в соответствующий территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения обо всех включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности в отношении всех работающих у них граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за отчетные периоды по 31 декабря 2022 года.

4. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), представляют в соответствующий территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в отношении себя сведения о включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности в срок, указанный в части 3 настоящей статьи.

5. Формы и форматы сведений, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и порядок их заполнения определяются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

6. Сведения о включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, представленные в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, а также сведения о сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определенной в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Федерального закона, отражаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, открытом в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.

Статья 11. Установление и выплата пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, и их финансовое обеспечение

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2027 года достигнут возраста, дающего право на назначение пенсии по старости (по возрасту) в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на 31 декабря 2022 года, при соблюдении других условий, необходимых для назначения указанной пенсии, до возникновения права на пенсию по законодательству Российской Федерации имеют право на установление пенсии, ежемесячной пенсионной выплаты на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, действующим с 1 января 2023 года.

2. Установление и выплата пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае, если полномочия соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по установлению и выплате пенсий, ежемесячных пенсионных выплат переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании соглашений, заключаемых между высшим исполнительным органом указанных субъектов Российской Федерации и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

3. Исполнение переданных Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации полномочий, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации средств бюджета соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в форме субвенций.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.

2. Действие положений статей 9 и 10 настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.

Подписан закон, согласно которому нормы некоторых законодательных актов о социальных гарантиях для военнослужащих распространены на граждан, участвующих в СВО в составе добровольческих формирований

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 1 июня 2023 года и одобрен Советом Федерации 7 июня 2023 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом в федеральные законы «О статусе военнослужащих» и «О погребении и похоронном деле» вносятся изменения, в соответствии с которыми на граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, распространяются предоставляемые военнослужащим гарантии медико-психологической реабилитации, предоставления по заключению военно-врачебной комиссии бесплатных путёвок, а также погребения умерших (погибших).

В статью 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» вносятся изменения, в соответствии с которыми контракт о прохождении военной службы вправе заключать военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также граждане, не пребывающие в запасе, поступающие на военную службу в федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

Указанный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с изменениями, внесёнными в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», наделяется полномочиями по утверждению типовых дополнительных профессиональных программ в области мобилизационной подготовки и мобилизации для руководителей, заместителей руководителей органов государственной власти Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, работников мобилизационных органов, а также по подготовке кадров.

Также уточняются положения Федерального закона от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Устанавливается, что участвующие в специальной военной операции граждане, призванные на военную службу по мобилизации, проходящие военную службу по контракту, проходящие военную службу (службу) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона «Об обороне», заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооружённые Силы Российской Федерации, выполняющие (выполнявшие) задачи по отражению вооружённого вторжения на территорию Российской Федерации и пресечению вооружённых провокаций на государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, граждане, обеспечивающие (обеспечивавшие) проведение специальной военной операции на указанных приграничных территориях, и члены их семей освобождаются от начисления пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом в отношении жилых помещений таких граждан не может быть введено ограничение и (или) приостановление предоставления коммунальных услуг. Соответствующие меры поддержки предоставляются независимо от того, кто из указанных граждан является нанимателем (собственником) жилого помещения, а также независимо от их регистрации по месту жительства (пребывания), вида жилищного фонда и распространяются только на одно жилое помещение (по выбору граждан).

Кроме того, уточняется ряд положений Федерального закона «Об обороне».

Действие Федерального закона в части, касающейся предоставления гарантий и компенсаций гражданам, участвующим (участвовавшим) в специальной военной операции, распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.

Повестки на блокпостах и за границей: что изменится в призыве для мужчин и что такое уведомление

Кабмин расширил географию вручения повесток

Что теперь изменится и какие это будут иметь последствия для украинцев – традиционно читайте в материале 24 Канала и юриста адвокатского объединения T&T Partners Владислава Юрчака.

В чем состоят изменения

Постановление Кабмина от 7 апреля 2023 года под номером 318 вносит существенные изменения в Положение о территориальных центрах комплектования и социальной поддержки от 23 февраля 2022 года.

Согласно новым правилам, ТЦК и СП в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют меры уведомления и призыва граждан (кроме военнообязанных и резервистов СБУ и Службы внешней разведки) на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период (независимо от места их пребывания на воинском учете).

Старая редакция этого положения не содержала указания о месте нахождения лица на воинском учете, однако в основном по всей стране сложилась ситуация, когда повестку можно было получить исключительно в том регионе, в котором лицо состоит на воинском учете.

Впрочем, новая редакция устраняет такие пробелы и четко регламентирует возможность любому ТЦК и СП осуществлять призыв граждан во время мобилизации, независимо от места их пребывания на воинском учете. То есть теперь представителям ТЦК и СП разрешено вручать военнообязанным повестки независимо от места пребывания на воинском учете и места постоянной регистрации.

Кабмин фактически расширил полномочия ТЦК и СП. Теперь они осуществляют уведомления и призыв граждан:

  • на военную службу по призыву лиц офицерского состава;
  • на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период (зачисленных в военный оперативный резерв);
  • на военную службу по призыву во время мобилизации, в особый период (независимо от места их пребывания на воинском учете).

Последнее уточнение является ключевым. Раньше части о местах нахождения на воинском учете не было.

Таким образом, ТЦК и СП уже не будут учитывать, где именно человек стоит на учете. Также это не может являться основанием для возможного обжалования при вручении повестки.

Что будет с повестками на блокпостах

Раньше повестки вручались по территориальному принципу, хотя это правило было довольно формальным. Их могли выписать только тем, кто имеет постоянную регистрацию на территории, где работают соответствующие ТЦК и СП.

При этом мужчина призывного возраста, прибывший на новое место постоянного жительства, обязан в течение 7 дней встать на воинский учет. Тем, кто не сделал, тоже должны вручать повестки.

В то же время возникала и коллизия – нужно было доказать разницу между «постоянным проживанием» и «временным проездом». Этим моментом активно пользовались некоторые граждане, желавшие избежать мобилизации. Сейчас им будет это сделать гораздо сложнее, а «легендарные» повестки на блокпостах стали реальностью. Впрочем, и здесь есть нюансы.

Какая разница между уведомлением и повесткой

Уведомление означает, что мужчине (в настоящее время это касается только мужчин) сообщили о том, что он должен стать на учет или уточнить свои учетные данные. Это не обязательно трансформируется в непременную мобилизацию, а может быть связано с желанием уточнения информации и учета, а также формированием резерва. Надо понимать, что пока Россия не исчезнет с политической карты мира, всеобщая военная служба в Украине никуда не исчезнет.

Что такое уведомление

Уведомление – это только механизм, который может использовать ТЦК и СП для вручения повесток военнообязанным,
– Владислав Юрчак объясняет, что такое уведомление.

Повестка – это конкретное предписание, которое касается конкретного лица и устанавливает ему обязанность прибыть в ТЦК и СП в определенный срок с целью:

  • уточнения данных;
  • прохождения военно-врачебной комиссии;
  • призыва на срочную военную службу;
  • мобилизации в конкретную воинскую часть (мобилизационное распоряжение).

Владислав Юрчак отмечает, что с точки зрения юридической силы, следует отметить, что самих военнообязанных уведомление не обязывает к каким-либо действиям, однако получение повестки в результате уведомления влечет юридические последствия.

По поводу работодателей, руководителей учреждений, предприятий и организаций, а также должностных лиц, следует отметить, что в случае невыполнения ими обязанностей, установленных в распоряжении руководителя ТЦК и СП, такие лица могут нести административную ответственность по статье 210-1 КУоАП. , что предусматривает санкцию в виде штрафа в размере от 1700 до 3400 грн и от 3400 до 5100 грн штрафа для должностных лиц.

Админпротоколы для всех

Главным аргументом ТЦК и СП является протокол об административном правонарушении – нарушение правил воинского учета, что является стартом процесса привлечения к административной (для начала) ответственности.

Раньше право составлять админпротокол в отношении нарушителя мог только его «родной» ТЦК и СП, где он состоит на воинском учете. Сейчас это смогут делать все ТЦК и СП независимо от места регистрации.

Отныне, если лицу, состоящему на учете, к примеру, в Киеве, вручат повестку в Ужгороде, а такое лицо не явится, то руководитель Ужгородского ТЦК и СП будет иметь полное право наложить на лицо административное взыскание,
– объясняет Владислав Юрчак.

Согласно законодательству, те нарушения правил воинского учета, которые влекут административную ответственность, отнесены к полномочиям ТЦК и СП, а нормы КУоАП не содержат указания о необходимости соблюдения каких-либо принципов территориальности, а лишь определяют, что от имени ТЦК и СП рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководители ТЦК и СП.

Украина – не Россия

До начала вооруженной агрессии законодательные акты Украины и России в вопросах мобилизации и воинского учета были достаточно похожими. Впрочем, по состоянию на сегодняшний день они отличаются. В Украине продолжается полная общая мобилизация, в России она якобы «частичная», впрочем, мобилизационные мероприятия продолжаются непрерывно.

11 апреля 2023 года в России проголосовали и окончательно приняли закон о так называемом едином реестре военнообязанных, который фактически позволит перевести процедуру выдачи повесток в электронной форме – через портал тамошних «госслуг».

Пока в Украине такие сервисы, как «Дия», упрощают жизнь, то в России их используют для набора пушечного мяса, урезания гражданских прав и свобод, а также усиления диктаторского контроля.
– Представитель Главного управления разведки Минобороны Украины Андрей Юсов констатирует разницу между Украиной и Россией.

Пока в Украине хотя и рассматривалась возможность вручения повесток через портал «Дия», впрочем, реальных шагов для этого пока не осуществлялось и в ближайшее время такие не планируются. Ноу-хау в сфере воинского учета в Украине – введение Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов.

Военное командование также настаивает, что говорить о новых волнах мобилизации неуместно.

Что с Единым электронным реестром военнообязанных и призывников?

Закон об этом Реестре был одобрен еще в 2017 году, а 28 марта 2022 был утвержден порядок ведения такого реестра.

Следует успокоить читателей, поскольку цель этого реестра – в цифровизации ведения учетных данных военнообязанных, что позволит автоматизировать процесс получения информации о регистрации проживания лиц и сведений об их семейном положении или рождении детей и т.д. Законодательством не определена и возможность вручения повесток онлайн, поэтому не нужно пугаться и срочно удалять мобильное приложение «Дия» со смартфона,
– уверяет господин Юрчак.

Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов на сегодняшний день не содержит полной базы всех военнообязанных граждан, поскольку он начал функционировать относительно недавно, в то время как с начала независимости весь учет военнообязанных лиц был исключительно «на бумаге».

К тому же, на практике многие граждане вообще не состоят, или никогда не состояли на воинском учете.

Повестки за границей

За границей нет блокпостов, а потому не вполне понятно, а где же украинцам получать повестки.

Без предоставления полномочий консульским учреждениям вручать повестки и осуществлять рассмотрение дел об админправонарушениях указанные новеллы никоим образом не повлияют на тех, кто находится за границей,
– разъясняет ситуацию с повестками за границей юрист.

30 декабря 2022 года правительством был утвержден новый порядок организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов.

Наибольший резонанс получили соответствующие положения, касающиеся находящихся за границей военнообязанных.

В частности, новым порядком возложен ряд обязанностей на дипломатические учреждения Украины, а именно:

  • информирование граждан призывного возраста, не имеющих отсрочки или не освобожденных от призыва на срочную военную службу, о начале очередного призыва граждан Украины на срочную военную службу;
  • содействие возвращению военнообязанных и резервистов в Украину в случае проведения мобилизации и военное время (в особый период);
  • уведомление в семидневный срок со дня взятия на консульский учет или снятия с него о призывниках, военнообязанных и резервистах соответствующим РТЦ и СП по месту нахождения их на воинском учете;
  • ведут воинский учет призывников, военнообязанных и резервистов, состоящих на временном консульском учете.

Представители дипломатических учреждений согласно действующему законодательству не вправе выдавать какие-либо виды повесток и вручать их гражданам, проживающим за границей. Новым порядком полномочия дипучреждений сводятся исключительно к ведению учета военнообязанных и информированию об этом соответствующих органов в Украине, а потому новеллы в законодательстве никак не влияют на лиц, находящихся за границей,
– объясняет Юрчак.

Новации эту ситуацию также не изменяют, ведь они расширяют географию вручения повесток только на территории Украины и не распространяются на дипломатические учреждения за границей.

Принят закон о назначении и выплате пенсий военным в новых регионах

пенсии иллюстрация

Государственная Дума приняла во втором и третьем чтении закон о назначении и выплате военных пенсий в новых регионах.

Согласно документу, с 1 июля 2023 года граждане России, которые постоянно проживают в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, смогут получать военные пенсии.

Так, на выплату смогут рассчитывать граждане, постоянно проживающие по состоянию на 30 сентября 2022 года на территориях новых субъектов РФ (что должно быть подтверждено отметкой в паспорте) и являющиеся получателями пенсий, назначенных в связи с прохождением военной и приравненной к ней службы, а также военные пенсионеры из этих регионов, выехавшие на территорию РФ, в том числе через третьи страны, с 2014 года по 29 сентября 2022 года.

Также пенсия будет положена тем, кто проходил военную или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу в воинских и других формированиях и органах ДНР с 7 апреля 2014 года включительно или ЛНР с 27 апреля 2014 года включительно, Запорожской или Херсонской областей с 24 февраля 2022 года включительно и был уволен с такой службы, и членов их семей.

При этом постоянно проживавшим, в т. ч. въехавшим в Российскую Федерацию, гражданам новых субъектов РФ, пенсии которым были назначены в соответствии с законодательством Украины до 30 июня 2023 года включительно, периоды военной службы и иной деятельности, учитываемые при назначении пенсии, пересмотру не подлежат.

Также закон не будет распространяться на лиц, которые с 11 мая 2014 года служили в армии, полиции, нацгвардии Украины, СБУ или других украинских спецслужбах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *