Что является целью закона о физической культуре и спорте в российской федерации от 29 апреля 1999 г
Перейти к содержимому

Что является целью закона о физической культуре и спорте в российской федерации от 29 апреля 1999 г

  • автор:

Федеральный закон от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ

Утратил силу — Федеральный закон от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О физической культуре и спорте в Российской Федерации Принят Государственной Думой 13 января 1999 года Одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года (В редакции федеральных законов от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ; от 20.12.2004 г. N 167-ФЗ; от 12.07.2006 г. N 108-ФЗ; от 16.10.2006 г. N 160-ФЗ; от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ; от 26.06.2007 г. N 118-ФЗ; от 30.06.2007 г. N 120-ФЗ) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения. 2. Настоящий Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности; физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека; спорт — составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям; система физической культуры и спорта — совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации; физкультурное (физкультурно-спортивное) движение — форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта; олимпийское движение России — составная часть международного олимпийского движения, целью которого является развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, укрепление международного спортивного сотрудничества; физкультурно-спортивное объединение — общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации; физкультурно-спортивная организация — одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей; всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье» — совокупность программ и нормативов — основа физического воспитания населения Российской Федерации; (Утратил силу — Федеральный закон от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ) любительский спорт — многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта; профессиональный спорт — предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей; спортсмен — физическое лицо, систематически занимающееся избранным видом спорта, выступающее на спортивных соревнованиях и имеющее спортивный паспорт; (В редакции Федерального закона от 12.07.2006 г. N 108-ФЗ) спортсмен-любитель (физкультурник) — спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта или физическими упражнениями, принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации и (или) нормативы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»; спортсмен высокого класса — спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных спортивных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже звания «Мастер спорта России» согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации; спортсмен-профессионал — спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них; физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения — объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий; спортивная промышленность — совокупность промышленных предприятий, осуществляющих производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения. Под такими предприятиями понимаются специализированные комбинаты, заводы, фабрики и научные организации, а также отдельные цехи неспециализированных промышленных предприятий, осуществляющие свою деятельность в соответствии с технической документацией и (или) нормативными актами, утвержденными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (далее — предприятия спортивной промышленности); (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) спортивный судья — физическое лицо, уполномоченное организаторами спортивных соревнований на обеспечение соблюдения правил и условий проведения таких соревнований, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию. (Абзац дополнен — Федеральный закон от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ) Статья 3. Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами: непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности. Статья 4. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта 1. Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает: 1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета; 2) создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий; 3) содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации; 4) создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; 5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы; 6) создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка; 7) организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций; 8) организацию техники в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) 9) поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. 2. Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов (далее — спорт высших достижений) и создает для этого благоприятные условия посредством: 1) увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы; 2) строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта; 3) выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений; 4) стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях; 5) поощрения меценатства и благотворительности. 3. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций. 5. Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта и региональных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета на подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх направляются в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийский комитет России. ГЛАВА II. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 5. Субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение в Российской Федерации включает в себя: спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан; детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций; образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм; общероссийские физкультурно-спортивные объединения — физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации; Олимпийский комитет России; федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта. Статья 6. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта 1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет: (В редакции Федерального закона от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ) 1) обеспечение государственной политики в области физической культуры и спорта; 2) подготовку и представление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных программ развития физической культуры и спорта; 3) обязательную сертификацию продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) 4) ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и утверждение мероприятий в данной области на следующий год; 5) руководство физическим воспитанием граждан и внедрение физической культуры в режим труда и отдыха граждан, организацию массовых спортивных соревнований, спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей, других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера, обеспечение подготовки резервов для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта; 6) разработку и утверждение с учетом предложений Олимпийского комитета России и физкультурно-спортивных организаций нормативов физической подготовленности различных категорий населения, в том числе нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»; 7) разработку, утверждение и внедрение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области образования и федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в учебный процесс дошкольных и других образовательных учреждений обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях нормативных требований физической подготовленности; 8) введение в государственные программы физического воспитания различных категорий населения на основе научных исследований и экспериментов в данной области новых видов физических упражнений и видов спорта; 9) пропаганду массовой физической культуры, спорта, здорового образа жизни, основ знаний о физической культуре и спорте, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, комплексов физических упражнений, а также издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов в данной области; 10) разработку федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта; 11) установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов; 12) аккредитацию физкультурно-спортивных объединений с учетом предложений Олимпийского комитета России, участвующих от имени Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях; 13) финансирование: а) научных исследований в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий, в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта; б) содержания центров спортивной подготовки, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта федерального значения; в) подготовки, в том числе научно-медицинского обеспечения, совместно с федерациями по различным видам спорта молодежных (резервных) сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и их выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях; 14) программное и научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта, организацию издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту в

Что является целью закона о физической культуре и спорте в российской федерации от 29 апреля 1999 г

О физической культуре и спорте в Российской Федерации

Утратил силу — Федеральный закон от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О физической культуре и спорте в Российской Федерации Принят Государственной Думой 13 января 1999 года Одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года (В редакции федеральных законов от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ; от 20.12.2004 г. N 167-ФЗ; от 12.07.2006 г. N 108-ФЗ; от 16.10.2006 г. N 160-ФЗ; от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ; от 26.06.2007 г. N 118-ФЗ; от 30.06.2007 г. N 120-ФЗ) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения. 2. Настоящий Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности; физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека; спорт — составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям; система физической культуры и спорта — совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации; физкультурное (физкультурно-спортивное) движение — форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта; олимпийское движение России — составная часть международного олимпийского движения, целью которого является развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, укрепление международного спортивного сотрудничества; физкультурно-спортивное объединение — общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации; физкультурно-спортивная организация — одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей; всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье» — совокупность программ и нормативов — основа физического воспитания населения Российской Федерации; (Утратил силу — Федеральный закон от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ) любительский спорт — многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта; профессиональный спорт — предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей; спортсмен — физическое лицо, систематически занимающееся избранным видом спорта, выступающее на спортивных соревнованиях и имеющее спортивный паспорт; (В редакции Федерального закона от 12.07.2006 г. N 108-ФЗ) спортсмен-любитель (физкультурник) — спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта или физическими упражнениями, принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации и (или) нормативы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»; спортсмен высокого класса — спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных спортивных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже звания «Мастер спорта России» согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации; спортсмен-профессионал — спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них; физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения — объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий; спортивная промышленность — совокупность промышленных предприятий, осуществляющих производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения. Под такими предприятиями понимаются специализированные комбинаты, заводы, фабрики и научные организации, а также отдельные цехи неспециализированных промышленных предприятий, осуществляющие свою деятельность в соответствии с технической документацией и (или) нормативными актами, утвержденными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (далее — предприятия спортивной промышленности) ; (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) спортивный судья — физическое лицо, уполномоченное организаторами спортивных соревнований на обеспечение соблюдения правил и условий проведения таких соревнований, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию. (Абзац дополнен — Федеральный закон от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ) Статья 3. Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами: непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности. Статья 4. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта 1. Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает: 1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета; 2) создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий; 3) содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации; 4) создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; 5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы; 6) создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка; 7) организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций; 8) организацию техники в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) 9) поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. 2. Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов (далее — спорт высших достижений) и создает для этого благоприятные условия посредством: 1) увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы; 2) строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта; 3) выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений; 4) стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях; 5) поощрения меценатства и благотворительности. 3. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций. 5. Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта и региональных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета на подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх направляются в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийский комитет России. ГЛАВА II. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 5. Субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение в Российской Федерации включает в себя: спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан; детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций; образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм; общероссийские физкультурно-спортивные объединения — физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации; Олимпийский комитет России; федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта. Статья 6. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта 1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет: (В редакции Федерального закона от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ) 1) обеспечение государственной политики в области физической культуры и спорта; 2) подготовку и представление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных программ развития физической культуры и спорта; 3) обязательную сертификацию продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) 4) ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и утверждение мероприятий в данной области на следующий год; 5) руководство физическим воспитанием граждан и внедрение физической культуры в режим труда и отдыха граждан, организацию массовых спортивных соревнований, спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей, других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера, обеспечение подготовки резервов для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта; 6) разработку и утверждение с учетом предложений Олимпийского комитета России и физкультурно-спортивных организаций нормативов физической подготовленности различных категорий населения, в том числе нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»; 7) разработку, утверждение и внедрение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области образования и федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в учебный процесс дошкольных и других образовательных учреждений обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях нормативных требований физической подготовленности; 8) введение в государственные программы физического воспитания различных категорий населения на основе научных исследований и экспериментов в данной области новых видов физических упражнений и видов спорта; 9) пропаганду массовой физической культуры, спорта, здорового образа жизни, основ знаний о физической культуре и спорте, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, комплексов физических упражнений, а также издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов в данной области; 10) разработку федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта; 11) установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов; 12) аккредитацию физкультурно-спортивных объединений с учетом предложений Олимпийского комитета России, участвующих от имени Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях; 13) финансирование: а) научных исследований в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий, в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта; б) содержания центров спортивной подготовки, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта федерального значения; в) подготовки, в том числе научно-медицинского обеспечения, совместно с федерациями по различным видам спорта молодежных (резервных) сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и их выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях; 14) программное и научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта, организацию издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта; 15) создание единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта; 16) разработку и утверждение совместно с Олимпийским комитетом России по предложениям федераций по различным видам спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской

Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте

Ведомости СНД и ВС РФ", 03.06.93, N 22, ст. 784.


ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

от 27 апреля 1993 года N 4868-1

(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)

Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте устанавливают общие принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта — важной составляющей части культуры народа, являющейся совокупностью духовных и материальных ценностей, создаваемых, развиваемых и используемых обществом в процессе физического воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской Федерации.

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте

1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте включает в себя положения Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, настоящие Основы и издаваемые в соответствии с ними правовые акты Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
2. Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации и субъектов Федерации по вопросам, касающимся физической культуры и спорта, должны соответствовать настоящим Основам. В случае возникновения противоречий между указанными актами и настоящими Основами действуют Основы.
3. Нормативные акты Российской Федерации в области физической культуры и спорта издаются в случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о физической культуре и спорте.

Статья 2. Цели и задачи законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте

1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте направлено на всестороннее развитие человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий
любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально — прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
2. Задачами законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта являются:

а) обеспечение и защита прав граждан на занятия физической культурой и спортом;
б) создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта Российской Федерации;
в) определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.

Статья 3. Права граждан в области физической культуры и спорта и их государственные гарантии

1. Граждане Российской Федерации имеют право на занятия физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединение в организации (объединения) физкультурно — оздоровительной и спортивной направленности, участие в управлении физкультурно — спортивным движением.
2. В целях обеспечения этих прав государство финансирует занятия физической культурой и спортом в соответствии с утвержденными государственными программами, научные исследования в этой области, разрабатывает программы физического воспитания всех групп населения, осуществляет контроль за их реализацией, развивает физкультурно — спортивную индустрию, организует подготовку и переподготовку специалистов, осуществляет правовую
защиту интересов граждан в области физической культуры и спорта, поощряет стремление граждан быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

Статья 4. Компетенция Российской Федерации в области физической культуры и спорта

В области физической культуры и спорта ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и управления подлежат:
1) формирование и осуществление федеральной и внешней политики в области физической культуры и спорта;
2) разработка и реализация федеральной программы развития физической культуры и спорта и иных федеральных программ в этой области с учетом социально — экономических, демографических и других условий и особенностей;
3) формирование Государственного фонда физической культуры и спорта Российской Федерации;
4)установление: а) федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта;
б) федеральных требований к спортивным сооружениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, а также по охране жизни и здоровья лиц, находящихся на спортивных сооружениях;
в) образовательного ценза для работников физической культуры и спорта;
г) нормативов физической подготовленности различных групп населения;
д) порядка признания (и его отмены) организаций (объединений) физкультурно — оздоровительной и спортивной направленности,
участвующих от лица Российской Федерации в международных спортивных связях;

5) прямое финансирование: а) научных исследований в области физической культуры и спорта в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;
б) спортивных сооружений, центров спортивной подготовки и государственных физкультурно — спортивных организаций (объединений) федерального значения;
в) подготовки и выступления (включая научно — медицинское обеспечение) в официальных международных спортивных соревнованиях под Государственным флагом Российской Федерации сборных команд, формируемых признанными в установленном порядке организациями (объединениями) физкультурно — оздоровительной и спортивной направленности;

6) организация федеральной системы подготовки и переподготовки
специалистов в области физической культуры и спорта;
7) научно — методическое обеспечение системы физической культуры и спорта, организация издания научной, учебной и популярной литературы по физической культуре и спорту в
соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта; создание единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;
8) контроль исполнения федерального законодательства в области физической культуры и спорта.

Статья 5. Компетенция республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта

Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург самостоятельно и в полном объеме осуществляют развитие физической культуры и спорта, включая международные спортивные связи, по всем вопросам, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации.

Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта

Органы местного самоуправления осуществляют развитие физической культуры и спорта в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации".

Статья 7. Государственные органы управления физической культурой и спортом в Российской Федерации

1. В Российской Федерации создаются и действуют федеральные, республиканские (республик в составе Российской Федерации), автономной области, автономных округов, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга государственные органы управления физической культурой и спортом.
2. Государственные органы управления физической культурой и спортом создаются решением органа государственного управления по согласованию с соответствующим представительным органом государственной власти.
3. Местные органы управления физической культурой и спортом создаются по решению соответствующих органов местного самоуправления.

4. К компетенции государственных органов управления физической культурой и спортом относятся:
а) разработка и реализация целевых государственных программ развития физической культуры и спорта;
б) разработка государственных нормативов финансирования физической культуры и спорта;
в) прямое финансирование деятельности созданных указанными органами предприятий, учреждений и организаций физической культуры и спорта;
г) организация научных исследований в области физической культуры и спорта;
д) разработка нормативов физической подготовленности различных групп населения;
е) установление единой спортивной классификации;
ж) контроль исполнения законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
5. Введение новых видов физических упражнений и новых видов спорта в государственные программы физического воспитания населения осуществляется федеральными и республиканскими (республик в составе Российской Федерации) государственными органами управления физической культурой и спортом на основе научно — экспериментальной проверки.

Статья 8. Общественные объединения физкультурно — оздоровительной и спортивной направленности

1. Общественными объединениями физкультурно — оздоровительной и спортивной направленности признаются физкультурно — спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы и иные объединения граждан, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта.
2. Общественные объединения физкультурно — оздоровительной и спортивной направленности руководствуются в своей деятельности законодательством об общественных объединениях и настоящими Основами.
3. Государственный Фонд физической культуры и спорта Российской Федерации оказывает финансовую, материальную, организационную и иную помощь общественным объединениям физкультурно — оздоровительной и спортивной направленности.

Статья 9. Олимпийское движение в Российской Федерации

1. Государство признает и поддерживает олимпийское движение в Российской Федерации.
2. Олимпийское движение в Российской Федерации координируется национальным олимпийским комитетом, являющимся неправительственной независимой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и Олимпийской хартией.
3. Государство признает национальный олимпийский комитет в качестве официального представителя Российской Федерации во всех мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, включая Олимпийские игры.

Статья 10. Пропаганда физической культуры и спорта

1. Государственные органы управления физической культурой и спортом, объединения (организации) физкультурно — оздоровительной и спортивной направленности, учреждения и организации здравоохранения совместно с заинтересованными учреждениями, организациями, предприятиями, их объединениями и общественными объединениями организуют широкую пропаганду физической культуры и спорта среди населения с использованием средств массовой информации.
2. Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использования запрещенных стимуляторов, наносящих вред здоровью человека; запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий во время трансляции по каналам телевидения и радиовещания физкультурно — оздоровительных и спортивных программ.

Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России.
27 апреля 1993 года.
N 4868-1

Структура и содержание закона РФ «О физической культуре и спорте»

Законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации в последние годы последовательно и поступательно формирует концепцию по управлению сферой физической культуры и спорта (ФКиС).

Основные задачи в законотворчестве — государственная поддержка в стабилизации финансирования отрасли, в стимулировании льготного налогообложения, которые способствуют реализации социально -экономических условий в оздоровительной работе среди населения и созидательной динамике спорта высших достижений.

Успешное плодотворное решение современных проблем развития и функционирования ФКиС, управления в этой сфере возможны в первую очередь на совершенной правовой основе, обеспечивающей права и свободы граждан РФ.

Вся правовая система активно действует в формировании и осуществлении правовых основ и норм деятельности в сфере физической культуры, спорта, физического воспитания с применением этой системы на федеральном, территориальном и местном уровнях.

Законотворчество в сфере ФКиС с учетом Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и в последующем Федерального Закона » О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. активизировало принятие законов во многих субъектах РФ, причем в большинстве случаев сохранялась редакция статей Федерального законодательства. В законотворчестве регионов (Москва, Московская, Омская, Пермская, Тюменская области, Башкортостан, Бурятия и др.) в содержание законов привнесены собственные положения и нормативы, что расширяет и совершенствует правовые отношения и защиту интересов населения в сфере физической культуры и спорта, совершенствования физического воспитания подрастающего поколения.

Региональные законы, принятые в соответствии с Конституцией РФ, Основами законодательства, Конституцией или Уставом субъекта РФ, другими нормативно-правовыми актами, регулируют отношения в сфере ФКиС на территории данного региона.

Закон о ФКиС субъекта РФ является базовым законом, определяю щим регулируемые правом отношения в сфере физической культуры и спорта на территории и в пределах компетенции субъекта федерации. Закон базируется на федеральном законодательстве, положениях федеральных ведомственных актов и не противоречит иным нормативно -правовым актам, касающимся образования, здравоохранения и прочих сфер социальной деятельности, обеспечивающих физическую культуру, физическое воспитание и здоровый образ жизни населения. Такие акты, в свою очередь, соответствуют закону о ФКиС.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ и субъекта федерации являются составной частью правовой системы ФКиС региона. Если международным договором субъекта федерации установлены иные правила, нежели те, которые предусмотрены законодательством субъекта федерации, применяются правила международного договора.

Закон о ФКиС направлен на достижение необходимого и достаточного физического развития и совершенствования людей, освоение ими в процессе и в результате физического воспитания жизненно важных, необходимых и полезных для здоровья знаний, двигательных умений и основных навыков физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Основными задачами закона являются:

  • — обеспечение и защита права граждан на занятия ФКиС;
  • — создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физического воспитания;
  • — определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в сфере ФКиС;
  • — правовое регулирование отношений, возникающих и осуществляемых в системе физическо го воспитания и в физкультурном движении.

При разработке закона соблюдаются следующие принципы:

  • 1. Соответствие закона публичному и частному праву. Непротиворечивость и соблюдение единообразия действия по вертикали и горизонтали отраслевого закона, учитывающего основные положения нормативно-правовых актов высшей компетенции и действующих актов, принятых самим субъектом регионального законотворчества.
  • 2. Системность, соблюдение единства и целостности правового пространства РФ, признание базовых положений, нормативов и технологий реализации, действующих в соответствии с законодательством РФ и субъекта федерации.
  • 3. Соответствие уровня и формы правового регулирования объекту правоприменения.
  • 4. Обоснованность и соответствие закона и логически следующих из него нормативных актов реальным тенденциям развития общественных отношений, а также ресурсам общества.
  • 5. «Презумпция» равенства исходных возможностей граждан для получения необходимого прожиточного, минимального социального стандарта объема и состава физкультурно-спортивных и рекреационных услуг и т.п.

К компетенции регионального представительно о органа (республиканского парламента, областной думы и т.п.) в сфере ФКиС относится:

  • — принятие нормативных правовых актов субъекта федерации в сфере ФКиС;
  • — утверждение в рамках закона о региональном юджете расходов на ФКиС;
  • — утверждение государственных программ региона по развитию ФКиС;
  • — предоставление налоговых и других льгот организациям, деятельность которых направлена на развитие ФКиС, и др.

К компетенции территориальных органов управления в сфере ФКиС субъектов РФ относится:

  • — формирование и осуществление политики в области ФКиС на территории субъекта федерации;
  • — разработка и выполнение государственных программ субъекта федерации (области и др.) в сфере развития ФКиС;
  • — в соответствии с Конституцией или Уставом субъекта федерации исполнение законодательства в сфере ФКиС;
  • — разработка нормативно-правовых актов в сфере ФКиС;
  • — разработка минимальных социальных стандартов в сфере ФКиС;
  • — участие в реализации федеральных программ развития ФК и формировании здорового образа жизни, развитие спорта, совершенствование системы физического воспитания за счет средств федерального и регионального (субъекта федерации) бюджетов;
  • — содействие развитию производства товаров и услуг, обеспечивающих потребности в сфере ФКиС на территории региона;
  • — организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ФКиС региона;
  • — организация информационного обеспечения, издание научной, учебной и популярной литературы по ФКиС.

Органы исполнительной власти субъекта федерации в сфере управления ФКиС как самостоятельно, так и совместно с общественными объединениями осуществляют развитие ФКиС на территории региона.

Учитывая потребности населения в спортивных зрелищах и существование профессиональной спортивной деятельности, по соответствующе му решению в регионе могут создаваться специализированные организации по подготовке спортсменов высокого класса. Статус, условия и порядок их деятельности определяются учредительными документами. спортсмен физический культура спорт

Специализированные организации по подготовке спортсменов высокого класса могут быть коммерческими и некоммерческими. Учредителем (соучредителями) специализированных организаций по подготовке спортсменов высокого класса вправе быть:

  • — государственные органы управления ФКиС;
  • — отечественные и зарубежные предприятия, учреждения и организации, их ассоциации и другие объединения; федеральный фонд ФКиС;региональный фонд ФКиС, соответствующие местные фонды, отечественные и зарубежные общественные и частные фонды;
  • — физкультурно-спортивные организации и объединения, зарегистрированные в установленном порядке;
  • — физические лица.

Мы исследовали большинство статей регионального закона Тюменской области. В законе этого субъекта РФ «О физической культуре и спорте» привлекают внимание положения, законодатель но закрепляющие финансовое и материальное обеспечение физической культуры и спорта. Так, в ст. 3 «Компетенция органов государственной власти Тюменской области в сфере физической культуры и спорта» говорится (п. 4) о формировании «фонда развития физической культуры и спорта». Ст. 8 (п.1) определяет, что «администрация учреждений, организаций, предприятий и их объединений обязана создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные и профессио нально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, что может быть отражено в коллективном договоре».

А следующий пункт той же статьи гарантирует, что «предприятия, организации, учреждения любой организационно-правовой формы при условии направления ими средств на финансирова ние спортивно-массовой работы среди населения области, включая и финансирование мероприятий реабилитации инвалидов с помощью физической культуры и спорта, в пределах фактически перечисленных средств освобождаются от уплаты фактических сумм налога на прибыль в части платежей, поступающих в областной бюджет (при наличии заключения Комитета по физической культуре и спорту администрации области по каждому налогоплательщику о вкладе в развитие физкультуры и спорта в области) на основании налогового законодательства».

Законодатели области конструктивно восприняли имеющийся мировой опыт стимулирования развития физической культуры трудящихся и установили (ст. 8, п.3), что «лица, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, ведущие здоровый образ жизни, имеют право на материальное и моральное поощрение со стороны администрации и руководителей учреждений, организаций, предприятий и их объединений, что может быть отражено в коллективном и трудовом договоре (контракте)».

Обстоятельно утверждены позиции, определяющие условия финансирования физической культуры и спорта в Тюменской области. В п.1, ст. 11 отмечено, что источниками финансирования физической культуры и спорта являются федеральный и областной бюджеты, местные бюджеты, вклады средств учреждений, организаций, предприятий и их объединений, в том числе общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, а также средства от продажи прав на рекламу и телевизионную трансляцию спортивных мероприятий, спортивных лотерей, средства государственного страхования, благотворительные пожертвования организаций и граждан и другие поступления.

Финансирование ФКиС на основании Закона Тюменской области «О физической культуре и спорте»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *