Кто осуществляет контроль за деятельностью страховщиков
Перейти к содержимому

Кто осуществляет контроль за деятельностью страховщиков

  • автор:

Кто осуществляет контроль за деятельностью страховщиков

Статья 30. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее — страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 234-ФЗ, от 23.04.2018 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган страхового надзора осуществляет анализ деятельности субъектов страхового дела в целях выявления ситуаций, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 514-ФЗ)

В случае выявления таких ситуаций орган страхового надзора вправе принимать меры, предусмотренные статьями 32.5-1, 32.5-2 и 32.6 настоящего Закона, а также в соответствии с федеральными законами осуществлять меры по предупреждению банкротства страховых организаций.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 514-ФЗ)

2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

3. Страховой надзор осуществляется Банком России.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе и (или) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2005 N 12-ФЗ, от 23.07.2013 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности, а также о прекращении действия аккредитации филиала иностранной страховой организации;

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2005 N 12-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) нормативные акты, принятые органом страхового надзора в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами.

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела, единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 234-ФЗ, от 03.07.2016 N 292-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) аккредитацию на территории Российской Федерации филиалов иностранных страховых организаций;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов (за исключением случаев увеличения доли иностранного инвестора в уставном капитале страховой организации в номинальном выражении в результате увеличения уставного капитала страховой организации за счет ее собственных средств), на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) — 5) утратили силу. — Федеральный закон от 07.03.2005 N 12-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ)

7) принятие решения о назначении временной администрации иностранной страховой организации, решения о приостановлении полномочий руководителей филиала иностранной страховой организации по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 33.6 настоящего Закона.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

5. Субъекты страхового дела обязаны:

1) соблюдать требования страхового законодательства;

2) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве);

3) исполнять предписания органа страхового надзора, предусмотренные настоящим Законом, и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

5) представлять в орган страхового надзора в порядке и сроки, которые установлены этим органом, сведения об открытии (закрытии) филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, сведения об их адресах (фактическом месте нахождения), документы, подтверждающие полномочия их руководителей, а также информацию об изменении указанных сведений;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) обеспечить возможность предоставления в орган страхового надзора электронных документов, а также возможность получения от органа страхового надзора электронных документов, в том числе через личный кабинет на официальном сайте органа страхового надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

(пп. 6 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В целях своевременного выявления рисков неплатежеспособности субъектов страхового дела, за исключением иностранных страховых организаций, орган страхового надзора в установленном им порядке осуществляет мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внутренним и внешним факторам риска.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Мониторинг деятельности субъектов страхового дела осуществляется органом страхового надзора на принципах независимости, объективности, применения единых правил установления требований к субъектам страхового дела, комплексности, оперативности и обоснованности оценки их деятельности.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ)

6. Предписания и запросы органа страхового надзора направляются субъектам страхового дела посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном органом страхового надзора. При направлении предписаний и запросов органа страхового надзора субъектам страхового дела в виде электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном органом страхового надзора, при условии, что орган страхового надзора получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

(п. 6 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

7. Положения настоящей статьи применяются к деятельности иностранных страховых организаций с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

4.3 Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

Страховой рынок как часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования во всех странах мира. В самом общем виде это регулирование страхового рынка представляет собой упорядочение деятельности всех его участников.

Процесс регулирования деятельности страховых организаций (страхового рынка) включает в себя:

— создание нормативно-правовой базы функционирования страховых организаций;

— отбор профессиональных участников страхового рынка, т.к. не любое лицо и не любая организация могут занять место страховщика, страхового посредника и т.п.;

— контроль за соблюдением выполнения всеми участниками страхового рынка норм и правил функционирования;

— систему санкций за отклонение от установленных норм и правил деятельности страховых организаций на рынке.

Структура органов государственного регулирования деятельности организаций на страховом рынке включает:

— Министерство финансов РФ, в введении которого и находится специальная служба, контролирующая деятельность страховщиков — Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью;

— Федеральная антимонопольная служба – устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением;

— Центральный банк РФ – регулирует особенности деятельности страховых организаций на рынке банковских услуг;

— Федеральная служба по финансовым рынкам – регулирует особенности деятельности страховых организаций на рынке ценных бумаг;

— Федеральная налоговая служба и др.

Несмотря на многоуровневую систему государственного регулирования деятельности страховщиков, выполнение регулирующей функции государства в страховой деятельности, как правило, возлагается на специальные органы регулирования и надзора, которые имеют статус государственных органов исполнительной власти, функционально обособлены и сочетают функции регулирования и контроля страхового рынка.

Согласно Закону об организации страхового дела в РФ Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее — страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых отношений, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела (ст.30 Закона о страховании).

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. В России надзор за страховой деятельностью возложен на Федеральную службу страхового надзора.

Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

При этом субъекты страхового дела обязаны:

— представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

— соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

— представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

Значение словосочетания «страховой надзор»

  • Страховой надзор (англ. Insurance supervision) — контроль деятельности страховых организаций со стороны специально уполномоченных государственных органов (органов страхового надзора), которые осуществляют лицензирование страховой деятельности, проверку деятельности страховых компаний, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и других профессиональных участников страхового рынка, следят за их платёжеспособностью, разрабатывают рекомендации по формированию и размещению страховщиками страховых резервов, способствуют развитию страхования, в ряде случаев утверждают тарифы премий.

Делаем Карту слов лучше вместе

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: гага — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Раздел 4. Государственный надзор за страховой деятельностью в Украине.

Статья 35. Государственный надзор за страховой деятельностью.
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется с целью соблюдения требований законодательства Украины о страховании, эффективного развития страховых услуг, предотвращения неплатежеспособности страховщиков и защиты интересов страхователей.
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Украины осуществляется Уполномоченным органом и его органами на местах.

  1. ведение единственного государственного реестра страховщиков (перестраховщиков) и государственного реестра страховых та перестраховочных брокеров;
  2. выдача лицензий страховщикам на осуществление страховой деятельности и проведение проверок их соответствия выданной лицензии;
  3. выдача свидетельств о включении страховых та перестраховочных брокеров к государственному реестру страховых та перестраховочных брокеров и проведения проверки сдерживания ими законодательство о посреднической деятельности в страховании и перестраховании и достоверности их отчетности;
  4. проведение проверок относительно правильности применения страховщиками (перестраховщиками) и страховыми посредниками законодательства о страховой деятельности и достоверности их отчетности;
  5. разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, что отнесена этим Законом к компетенции Уполномоченного органа;
  6. обобщение практики страховой деятельности и посреднической деятельности на страховом рынке, разработка и представление в установленном порядке предложений относительно развития и совершенствования законодательства Украины о страховой и посреднической деятельности в страховании и перестрахования;
  7. принятие в пределах своей компетенции правовых нормативно актов по вопросам страховой и посреднической деятельности в страховании и перестрахования;
  8. проведение анализа сдерживания законодательства объединениями страховщиков и страховых посредников;
  9. осуществление контроля за платежеспособностью страховщиков в соответствии с взятыми ими страховыми обязательствами перед страхователями;
  10. обеспечение проведения исследовательско-методологической работы по вопросам страховой и посреднической деятельности в страховании и перестрахования, повышение эффективности государственного надзора за страховой деятельностью;
  11. установления правил формирования, учета и размещения страховых резервов и показателей отчетности;
  12. проведение и координация в определенном законодательством порядке учебы, подготовки и переподготовки кадров и установления квалификационных требований к лицам, которые осуществляют деятельность на страховом рынке, организация совещаний, семинаров, конференций по вопросам страховой деятельности;
  13. участие в международном сотрудничестве в сфере страхования и посреднической деятельности в страховании и перестрахования, изучение, обобщение, распространение мирового опыта, организация выполнения международных договоров Украины по этим вопросам;
  14. осуществление методического организационно обеспечения проведения актуарных расчетов.
  1. получать в установленном порядке от страховщиков отчетность о страховой деятельности, информации об их финансовом положении и необходимых объяснениях относительно отчетных данных, а от предприятий, учреждений (в том числе банков), организаций и граждан — информацию, необходимую для выполнения положенных на него заданий;
  2. проводить проверку относительно правильности применения страховщиками законодательства Украины о страховой деятельности и достоверности их отчетности по показателям, которые характеризуют выполнение договоров страхования, не чаще однажды на год назначать проведение за счет страховщика дополнительной обязательной аудиторской проверки с определением аудитора;
  3. выдавать предписания страховщикам об устранении выявленных нарушений требований законодательства о страховой деятельности, а в случае их невыполнения останавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков к устранению выявленных нарушений или принимать решение об отозвании лицензий и исключения из государственного реестра страховщиков (перестраховщиков);
  4. проводить тематические проверки деятельности страховщика в случаях необходимости проверки фактов, изложенных в жалобах, заявлениях, обращениях страхователей, достоверности показателей отчетности, выполнения требований ранее предоставленных предписаний, по поручению правоохранительных органов или органов государственной власти, встречные проверки достоверности и правильности заключенных договоров страхования и перестрахования и в случае поступления информации от страхователей о нарушении;
  5. получать от страховых та перестраховочных брокеров установленную отчетность об их деятельности и информации о заключенных договорах, а также необходимых объяснениях относительно этих данных;
  6. выдавать предписания страховым посредникам об устранении выявленных нарушений законодательства, а в случае их невыполнения принимать решение об исключении страхового или перестраховочного брокере из государственного реестра страховых та перестраховочных брокеров;
  7. получать в установленном порядке от аварийных комиссаров информацию, необходимую для выполнения положенных на него заданий, в том числе информацию об обстоятельствах и причинах наступления страхового случая и причиненном вреде;
  8. создавать комиссии и рабочие группы для проведения проверок деятельности страховщиков и страховых посредников;
  9. осуществлять контроль за достоверностью и полнотой информации, что предоставляется участниками страхового рынка;
  10. получать бесплатно от органов исполнительной власти информацию и статистическую отчетность, необходимую для выполнения положенных на него заданий;
  11. обращаться в суд с иском об отмене государственной регистрации страховщика (перестраховщика) или страхового посредника в случаях, предусмотренных законом.
  • копии учредительных документов и копия свидетельства о регистрации;
  • справки банков или выводы аудиторских фирм (аудиторов), которые подтверждают размер оплаченного уставного фонда;
  • справка о финансовом состоянии основателей страховщика, подтвержденная аудитором (аудиторской фирмой), если страховщик создан в форме полного или коммандитного общества или общества с дополнительной ответственностью;
  • правила (условия) страхования;
  • экономическое обоснование запланированной страховой (перестраховочной) деятельности;
  • информация об участниках страховщика, председателе исполнительного органа и его заместителях, копия диплома председателя исполнительного органа страховщика или его первого заместителя о более высшем экономическом или юридическом образовании, копия диплома главного бухгалтера страховщика о более высшем экономическом образовании, информация о наличии соответствующих сертификатов в случаях, предусмотренных Уполномоченным органом.

Статья 39. Отказ в выдаче лицензии на проведение страховой деятельности и рассмотрение споров относительно ее отозвания.
Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может быть несоответствие документов, которые добавляются к заявлению, требованиям действующего законодательства Украины.
Об отказе в выдаче лицензии Уполномоченный орган сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причины отказа.Споры об отказе в выдаче или отозвании лицензии рассматриваются в судебном порядке.

  • на письменный запрос или из письменного разрешения владельца такой информации;
  • на письменные требования суда или по решению суда;
  • органам прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины на их письменное требование относительно операций страхования конкретного юридического или физического лица по конкретному договору страхования в случае возбуждения уголовного дела относительно данного физического или юридического лица.

Статья 41. Взаимоотношения страховщика и государства.
Страховщик не отвечает по обязательствам государства, а государство — по обязательствам страховщика.
Не допускается, за исключением обязательных видов страхования, страхования жизни, имущества граждан, перестрахования, страхование экспортно-импортных поставок под гарантию государства и деятельности страховых посредников, какая-нибудь централизованная регуляция (унификация, ограничение, обязательность и тому подобное) размеров страховых платежей (тарифов) и страховых сумм (страхового возмещения), условий заключения страховых договоров, взаимоотношений страховщика и страхователя, если они не противоречат законодательству Украины.

Статья 42. Гарантии прав и законных интересов страховщиков.
Государство гарантирует соблюдение и защиту имущественных и других прав и законных интересов страховщиков, условий свободной конкуренции в осуществлении страховой деятельности.
Вмешательство в деятельность страховщиков со стороны государственных и других органов запрещается, если оно не связано с полномочиями органов, которые осуществляют государственный надзор и контроль за деятельностью страховщиков.

  • невыполнения им обязательств перед страхователями на протяжении трех месяцев;
  • недостижения им определенного законом размера уставного фонда;
  • наступления других случаев, определенных действующим законодательством Украины.
  • проведение комплексной проверки хозяйственной финансово деятельности страховщика, в том числе обязательной аудиторской проверки;
  • определение Уполномоченным органом управляющего лица, без согласия которой не может осуществляться финансовое, хозяйственное и кадровое управление страховщиком;
  • установление запрещения на свободное пользование имуществом страховщика и принятия страховых обязательств без разрешения Уполномоченного органа;
  • установление обязательного для выполнения графика осуществления расчетов со страхователями;
  • принятие решения о ликвидации или реорганизации страховщика. Ликвидация страховщика осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины.
  • реорганизацию у страхового посредника в соответствии с нормативными актами, которые регулируют деятельность страховых посредников;
  • объединение нескольких страховщиков с определением порядка передачи страховых обязательств при условии согласования на это владельцев страховщиков;
  • привлечение к числу участников страховщика других страховщиков (в том числе иностранных страховщиков) при условии проведения ими всех расчетов по обязательствам и долгам страховщика, срок уплаты которых уже наступил.

Статья 44. Страхование иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Украины.
Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица на территории Украины пользуются правом на страховую защиту наравне с гражданами и юридическими лицами Украины.

Статья 45. Рассмотрение споров.
Споры, связанные со страхованием, решаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины.

Статья 46. Международные договоры.
Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, что предусмотрены этим Законом, то на территории Украины применяются правила международного договора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *