Когда был принят декрет о коллективных договорах
Перейти к содержимому

Когда был принят декрет о коллективных договорах

  • автор:

Коллективный договор — средство локально-правового регулирования трудовых отношений

Коллективные договора и социально-партнерские соглашения появились лишь в результате борьбы рабочих для защиты их от произвола работодателей. Впервые коллективные договоры стали заключать вначале 19 века в

Великобритании, США, Франции, Германии и ряде других государств.

В конце 19 — начале 20 веков коллективно-договорная практика стала носить постоянный характер. В 20-30-е годы 19 века она полностью получила юридическое признание в большинстве стран мира, представляя собой одно из важнейших средств правового регулирования трудовых и социально-экономических отношений. В настоящее время на Западе коллективные договоры и соглашения стали одним из главных институтов западного общества, в котором они выполняют многофункциональную роль,

Впервые коллективные договора как результат компромисса труда и капитала появились в середине XIX века в Англии. Но правовое их регулирование, в том числе международно-правовыми актами Международной организации труда, стало возможным только со второй половины XX века [14, с. 62].

В России первые коллективные договоры начали заключаться в период

революционной ситуации 1904-1905 годов. Такие договоры заключались на

предприятиях металлургической промышленности в Петербурге, бакинскими нефтяниками и на других предприятиях недавно вступившей на капиталистический путь развития России. Вместе с тем случаи заключения коллективных договоров были единичны, не носили постоянного характера и не получили юридического закрепления в царском законодательстве.

Возобновление заключения коллективных договоров в России началось в 1917-1918 гг. Правительство РСФСР в этой связи приняло Декрет «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условий труда» от 2 июля 1918 года. Кроме того, коллективные договоры были юридически признаны и первым КЗоТ России 1918 года.

Первоначально в период появления коллективных договоров в стране с 1900 по 1918 годы коллективный договор рассматривался как гражданско-правовой договор. С 1904 по 1917 год коллективные договоры заключались на отдельных предприятиях. К этому времени во многих западных странах (Австрия, Германия, Франция) были приняты законы о коллективных договорах. После Октябрьской революции коллективные договоры начинают повсеместно применяться на предприятиях [4, с. 85].

На территории бывшего Советского Союза первый коллективный договор был заключен в России в 1904 году в результате стачки на Бакинских нефтепромыслах. Но правовое регулирование коллективного договора было закреплено Декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условий труда» от 2 июля 1918 года. СНК 22 августа 1922 года принял Декрет о коллективных договорах, содержание которого было включено в КЗоТ 1922 года. До 1932 года коллективные договоры в стране имели огромное значение, так как централизованное регулирование трудовых отношений было ограничено.

В условиях новой экономической политики коллективно-договорная форма регулирования трудовых отношений получила свое дальнейшее развитие. Ст. 15 КзоТ РСФСР 1922 года определяла коллективный договор как соглашение между профсоюзом, выступающим в качестве представителя рабочих и служащих, с одной стороны, и нанимателем, с другой стороны, которое устанавливает условия труда и найма для отдельных предприятий, учреждений, хозяйств или групп таковых и определяет содержание будущих личных (трудовых) договоров найма. Из этого следовало, что коллективный договор носил нормативный характер, который устанавливал нормы, обязательные при заключении трудовых договоров.

Бурная правотворческая деятельность в области трудового права в 30-х годах охватила единым государственным регулированием все стороны трудовых отношений, в том числе нормирование заработной платы, определение условий труда. С 1935 по 1947 годы коллективные договоры в стране вообще не заключались. С выходом постановления Совета Министров СССР от 4 февраля 1947 года «О заключении коллективных договоров на предприятиях» они вновь повсеместно начинают применяться в стране [21, с. 130].

В результате проводимой экономической реформы в 60-е годы расширились права предприятий в управлении производством, регулировании режима рабочего времени, что вызвало необходимость нового подхода к содержанию, роли и значения коллективного договора.

В целях повышения их роли Совет Министров СССР и ВЦСПС 6 марта 1966 г. приняли постановление «О заключении коллективных договоров на предприятиях». Содержанием коллективного договора стали многочисленные конкретные обязательства администрации, коллектива рабочих и служащих и ФЗМК по выполнению народнохозяйственного плана, совершенствованию организации производства и труда, улучшению материально-бытового и культурного обслуживания трудящихся.

В 1987 году было принято «Положение о порядке заключения коллективных договоров», которое придало новое содержание коллективному договору, определяемые расширением самостоятельности предприятий, учреждений, организаций в условиях перестройки.

Закон РФ от 11 марта 1992 года «О коллективных договорах и соглашениях» усилил регулятивную роль коллективного договора, роль коллективного договора была закреплена и в Законе РК от 4 июля 1992 года «О коллективных договорах». Значение Закона о коллективных договорах в том, что он:

— впервые в трудовом праве Республики Казахстан урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерских отношений на уровне выше организаций;

— установил принципы и правовые основы разработки, заключения и действия коллективных договоров;

— расширил коллективно-договорное и социально-партнерское регулирование условий труда и социально-трудовых вопросов;

— закрепил легальное понятие коллективного договора, определил содержание таких договоров и их гарантии;

— установил соотношение трудового законодательства с договорным;

— по-новому предусмотрел, где и как заключаются коллективные договора, определил сферу их применения и предоставил трудовому коллективу решать, заключать или нет коллективный договор;

— предусмотрел, как решаются разногласия при коллективных переговорах;

— установил ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах и за невыполнение коллективных договоров.

Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года №493-1 «О труде в Республике Казахстан» явился следующей страницей в истории правового регулирования коллективно-договорных отношений. Коллективный договор определен в ст. 1 закона «О труде в Республики Казахстан» как правовой акт, оформленный в виде письменного договора, подписанного одним или несколькими работодателями (их представителями) и одним или несколькими профсоюзами, либо работниками, не являющимися членами профессионального союза, образовавшими свою организацию для ведения переговоров для регулирования трудовых и социально-экономических вопросов.

Роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись в зависимости от изменений экономической и социальной жизни общества. Становление и развитие рынка труда в современном Казахстане и новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменения содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

Дальнейшее развитие коллективным договорам было дано в новом Трудовом Кодексе Республики Казахстан от 15 мая 2007 г. №251-III ЗРК [2]. Согласно ст. 1 ТК РК, коллективный договор — правовой акт, оформленный в форме письменного соглашения между коллективом работников и работодателем, регулирующий социально-трудовые отношения в организации [2].

Таким образом, общие правовые и организационные основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров установлены Конституцией Республики Казахстан [2], Трудовым Кодексом Республики Казахстан» (гл. 31), конвенциями и рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и другими нормативными актами.

Определение коллективного договора, данное в Трудовом Кодексе Республики Казахстан рассматривает его как средство согласования интересов сторон — собственника предприятия (работодателя, предпринимателя) и трудового коллектива, заключается на основе действующего законодательства и заключает, с одной стороны, обязательства собственника по решению трудовых и социально — экономических вопросов трудового коллектива, его членов и их семей, с другой стороны, обязательства трудового коллектива по обеспечению прав и интересов собственников [2].

Согласно рекомендации МОТ №91 «О коллективных договорах» 1951 года под коллективным договором понимается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей, и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или при отсутствии таких организаций представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранные и уполномоченными согласно законодательству страны [22].

Таким образом, коллективный договор как основной, локальный нормативный акт на предприятии определяет не только трудовые, но и социально-экономические отношения между работодателем и работником. Он должен защищать интересы не только работников и работодателя, но и членов семей работников предприятия.

Современный коллективный договор все более явственно приобретает черты локально-правового нормативного акта, призванного служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Нормативные положения по сравнению с обязательственно-правовыми становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм правотворчества, эти положения нацелены на организацию автономной системы условий труда, действующей в рамках данной организации независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Вопрос 56. Развитие трудового права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о труде рсфср 1922 г.

Использование наемного труда допускалось лишь при ≪непременном сохранении применяющим его хозяйством своего трудового строя, т. е. при условии, если все наличные трудоспособные члены хозяйства наравне с наемными рабочими принимают участие в работе хозяйства и при условии невозможности хозяйства самому выполнить эту работу. Сдача земли в аренду могла быть обусловлена ослаблением хозяйственных сил, стихийным бедствием, недостатком рабочей силы и т.п. Субаренда запрещалась законом. В отношении наемных сельскохозяйственных рабочих действовали нормы КЗоТ.

Право пользования землей.

Право пользования землей определялось, как бессрочное и могло быть прекращено только в соответствии с законом. Формы землепользования могли быть различными:

1.общинное с уравнительными переделами,

2.участковое (отрубные и хуторские участки),

3.товарищеское (товарищества по совместной обработке земли, артели, коммуны).

В апреле 1925 г. были изданы Временные правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах. Согласно правилам основные условия найма определялись договором сторон, от имени нанимающегося договор подписывал профсоюз. В договоре должны были содержаться обязательные положения, обеспечивающие работнику достойные условия труда и отдыха.

Зар. плата для рабочих.

Заработная плата, выплачиваемая батракам, не могла быть ниже минимальной государственной, установленной для данной местности. Споры между нанимателем и батраками рассматривались в примирительных комиссиях при волостных исполкомах и народных судах.

Декретом ВЦИК крестьянам, отбывающим ≪меры социальной защиты≫ в виде лишения свободы в местах заключения, разрешалось в период полевых работ на срок до трех месяцев участвовать в таких работах. Отпуск из мест лишения свободы они получали по разрешениям губернских распределительных комиссий.

Законодатель отдавал предпочтение коллективным формам землепользования. Обработка земли ≪путем объединения труда≫ и средств производства могла применяться при любом порядке землепользования (общинном, участковом или товарищеском). Образующиеся коллективные хозяйства могли требовать у сельского общества компактного выделения им земли и сохранения устойчивых границ этого землевладения. Эти льготы по своему характеру напоминали аналогичные, установленные в ходе столыпинской реформы 1906—1911 гг. (тогда льготы устанавливались единоличным хозяйством, теперь же — коллективным).

Земельный кодекс регламентировал порядок организации и работы органов управления земельным обществом (сельских сходов), правовое положение крестьянского двора.

КзоТ РСФСР 1922 года.

Структура.

Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922 г. и тогда же вступил в действие. КЗоТ состоял из 17 глав.

В общей части определялось, что положения Кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение. Предоставление работы гражданам осуществляется через органы Наркомтруда (до 1925 г. наем осуществлялся при обязательном посредничестве бирж труда). В особых случаях СНК мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности.

Формы и условия трудовых договоров.

Закон предусматривал в качестве основных правовых форм привлечения к труду коллективный и трудовой договоры. Признавались недействительными:

условия договоров, ухудшающие положения нанимающихся по сравнению с условиями, установленными законами о труде,

также условия, ≪клонящиеся к ограничению политических и общегражданских прав трудящихся≫.

Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обязательного минимума оплаты, установленной для данной категории труда государством.

Порядок заключения.

Закон регламентировал порядок заключения трудовых договоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, труд несовершеннолетних и женщин.

В качестве стороны, заключающей коллективный договор и представительствующей от имени работающих по найму, по всем вопросам ≪труда и быта≫ выступали профсоюзы. Дела о нарушениях законов о труде и все трудовые споры должны были решаться либо в принудительном (в особых сессиях народных судов), либо в примирительном порядке (в расчетно-конфликтных комиссиях, примирительных камерах, третейских судах).

Социальное страхование.

По сравнению с КЗоТ РСФСР 1918 г., предусматривавшим порядок государственного социального обеспечения (из централизованного страхового фонда), новый КЗоТ РСФСР 1922 г. вводил порядок социального страхования на государственных, общественных, кооперативных, концессионных, арендных, смешанных, частных предприятиях, в учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат (по болезни, беременности, инвалидности и т.д.), которые производились из средств данного предприятия или лица (нанимателя).

Труд в сельском хозяйстве.

Особое внимание законодатель уделял трудовым отношениям в частном секторе хозяйства.

В октябре 1921 г. была принята примерная форма коллективного договора для частных предприятий. В декабре 1921 г. разработан проект постановления о порядке разрешения трудовых конфликтов на частных предприятиях.

До февраля 1922 г. регулирование трудовых отношений на частных предприятиях в своих руках сосредоточили профсоюзы. С начала 1922 г. государственное вмешательство в эту сферу усилилось, как и роль Наркомтруда. Для развивающейся системы коллективных и трудовых договоров правовую основу составил новый КЗоТ. Незадолго до его принятия (в августе 1922 г.) СНК принял специальный Декрет о коллективных договорах.

Труд в промышленном хозяйстве.

Наибольшие трудности были связаны с правовым регулированием труда в нелегальной или полулегальной частной промышленности.

В июле 1923 г. СНК принял Декрет, в котором уточнялось понятие квартирник — лицо, выполняющее у себя на дому работу по найму исключительно личным трудом из материала работодателя.

Квартирники не были наемными рабочими в смысле КЗоТ и по статусу приближались к кустарям-одиночкам. Профсоюзы и инспекции труда должны были устанавливать, являются ли те или иные категории ≪квартирников≫ кустарями или наемными рабочими (в связи с чем на них рапространялись или не распространялись нормы КЗоТ).

Нарушение трудового закона.

Закон предусматривал санкции для нарушителей трудового законодательства. В апреле 1922 г. СНК принял Декрет о наказаниях за нарушение постановлений по охране труда, в мае 1924 г. — Декрет о порядке привлечения инспекцией труда нанимателей к ответственности.

Особое внимание уделялось выявлению разного рода фиктивных кооперативных объединений, по своей сути бывших нелегальными частными предприятиями (вывеска кооператива понадобилась им для сокрытия своей деятельности от налоговых органов и инспекции труда).

В декабре 1928 и марте 1929 г. правительство приняло постановления о мерах борьбы с лжекооперативами.

В них были сформулированы основные признаки ложных кооперативных организаций:

-в состав их учредителей входят лица, которым это воспрещено законом;

-в таких организациях преобладающее влияние имеют капиталистические (кулацкие) элементы; -деятельность таких кооперативов ≪уклоняется в сторону, противную интересам

-зависимость организаций от частных предпринимателей;

-преобладание в производственных кооперативах операций торгового характера над

производственными и т.п.

Большинство споров между нанимателем и наемными работниками рассматривалось в трудовых сессиях судов. Наряду с этим соглашения, достигнутые в примирительных камерах и третейских судах, приобретали силу договора и защищались статьями Уголовного кодекса.

Декреты СССР 1917-1992

Декрет СНК РСФСР от 23.08.1922 О коллективных договорах

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

от 23 августа 1922 года

О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ

1. Коллективный договор есть добровольное соглашение профессиональных союзов с работодателями, коим определяется содержание будущих личных договоров найма.

2. Условия коллективного договора распространяются на всех лиц, работающих в предприятиях данного работодателя, независимо от того, состоят ли они членами профессионального союза, заключившего договор, или нет.

3. Коллективные договоры, распространяющиеся на всю территорию республики, должны заключаться Центральным Комитетом Профессиональных Союзов с центральными учреждениями или соответствующим центральным объединением хозяйственных органов. Договоры, захватывающие несколько губерний, при наличии областных или районных отделений профессиональных союзов и хозяйственных органов — заключаются этими последними.

Договоры губернского или уездного масштаба, а также договоры для отдельных предприятий и учреждений (как государственных, так и частных), заключаются правлением хозяйственного органа или администрацией предприятия и местным соответствующим отделом союза (губернским или уездным).

При наличности генерального коллективного договора (для всей республики) допускается заключение местных (локальных) договоров, в случаях, оговоренных в самом генеральном договоре и в предусмотренном им порядке.

4. Коллективные договоры подписываются президиумом профессионального союза и председателем и секретарем правления хозяйственного объединения: при единоличном управлении предприятием — ответственным его руководителем.

5. Наибольший срок, допускаемый для коллективного договора в отдельных отраслях промышленности, устанавливается Народным Комиссариатом Труда по соглашению с Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов и, во всяком случае, не может превышать одного года.

6. Недействительны статьи коллективных договоров, ухудшающие положение труда сравнительно с условиями, определяемыми в законодательном порядке.

7. Разногласия государственных органов с профессиональным союзом по вопросу о заключении коллективного договора, не разрешенные местной примирительной камерой, могут Народным Комиссаром Труда, по заявлению одной из сторон, передаваться на разрешение третейского суда.

Примечание. Настоящей статьей соответственно изменяется ст. 9 Постановления о примирительных камерах и третейских судах (Собр. Узак ., 1922, N 45, ст. 560).

8. Коллективные договоры в недельный срок со дня их подписания подлежат обязательной регистрации Народного Комиссариата Труда и его местных органов, в зависимости от района действия договора.

9. Зарегистрированный коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами или в сроки, указанные в самом договоре.

10. Изменения в личном составе правлений, юридических лиц, заключивших коллективный договор, не могут быть причиной досрочного расторжения коллективного договора; в случае реорганизации предприятий и учреждений и при переходе их к другому владельцу зарегистрированные коллективные договоры остаются в силе в течение всего срока их действия.

11. Договоры, возобновляемые на прежних условиях на новый срок, а также все изменения, вносимые в договор по соглашению сторон до истечения его срока, подлежат регистрации (ст. 8) на общих основаниях.

12. Споры, возникающие между работодателями и рабочими на почве не зарегистрированного, по какой либо причине, коллективного договора, разрешаются надлежащими учреждениями на основании действующего законодательства.

Ьсударство и право в переход от капитализма к социализму 447

ухудшающие положения нанимающихся по сравнению с усло­виями, установленными законами о труде, а также условия, «клонящиеся к ограничению политических и общеграждан­ских прав трудящихся». Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обязательного минимума оплаты, устанав-ленной для данной категории труда государством.

Закон регламентировал порядок заключения трудовых до­говоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжитель­ность рабочего времени и времени отдыха, труд несовершен­нолетних и женщин.

В качестве стороны, заключающей коллективный договор и представительствующей от имени работающих по найму, по всем вопросам «труда-и-быта» выступали профсоюзы. Дела о нарушениях законов о труде и все трудовые споры должны были решаться либо в принудительном порядке (в особых сессиях народных судов), либо в примирительном порядке (в расчетно-конфликтных комиссиях, примирительных каме­рах, третейских судах).

По сравнению с КЗоТ РСФСР 1918г., предусматривавшим порядок государственного социального обеспечения (из централизованного страхового фонда), новый КЗоТ РСФСР 1922 г. вводил порядок социального страхования на государ­ственных, общественных, кооперативных, концессионных, арендных, смешанных, частных предприятиях, в учреждени­ях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат (по болезни, беременности, инва­лидности и т. д.), которые производились из средств данного предприятия или лица (нанимателя).

Особое внимание законодатель уделял трудовым отноше­ниям в частном секторе хозяйства. В июле 1921 г. ВЦСПС обсуждал вопрос об условиях работы профсоюзов на частных предприятиях, в октябре 1921 г. была принята примерная форма коллективного договора для частных предприятий. В декабре 1921 г. был разработан проект постановления о по­рядке разрешения трудовых конфликтов на частных пред­приятиях. В ноябре 1921 г. Всероссийская конференция по охране труда разработала Наказ инспекторам труда о борьбе с эксплуатацией рабочих на частных предприятиях.

До февраля 1922 г. регулирование трудовых отношений на частных предприятиях сосредоточили в своих руках профсо-

юзы. С начала 1922 г. государственное вмешательство в эту сферу усиливается так же, как и роль Наркомтруда. Для разви­вающейся системы коллективных и трудовых договоров пра­вовую основу составил новый КЗоТ. Незадолго до его приня­тия (в августе 1922 г.) СНК принял специальный декрет о коллективных договорах.

Наибольшие трудности были связаны с правовым регули­рованием труда в нелегальной или полулегальной частной промышленности. В июле 1923 г. СНК принял декрет, в кото­ром уточнялось понятие «квартирник» — лицо, выполняю­щее у себя на дому работу по найму исключительно личным трудом из материала работодателя». «Квартирники» не были наемными рабочими в смысле КЗоТ и по статусу приближа­лись к кустарям-одиночкам. Профсоюзы и инспекции труда ‘должны были устанавливать, являются ли те или иные катего­рии «квартирников» кустарями или наемными рабочими (в связи с чем на них рапространялись или не распространялись нормы КЗоТ).

Закон предусматривал санкции для нарушителей трудово­го законодательства. В апреле 1922 г. СНК принял декрет «О наказаниях за нарушение постановлений по охране труда, в мае 1924 г. декрет «О порядке привлечения инспекцией труда нанимателей к ответственности».

Особое внимание уделялось выявлению разного рода фик­тивных кооперативных объединений, по своей сути бывших нелегальными частными предприятиями (вывеска коопера­тива понадобилась им для сокрытия своей деятельности от налоговых органов и инспекции труда). В сентябре 1922 г. СНК принял декрет «Об охране труда и обеспечении прав лиц, работающих в промысловых кооперативных предпри­ятиях». Согласно закону, кооперация должна была осущест­влять производственный процесс, используя труд своих чле­нов, и торговать преимущественно своей продукцией. Доля наемного труда, допускаемого в кооперативных приедприя-тиях, была невысокой.

Большинство споров между нанимателем и наемными ра­ботниками рассматривалось в трудовых сессиях судов. Наря­ду с этим соглашения, достигнутые в примирительных каме­рах и третейских судах, приобретали силу договора и защи­щались статьями Уголовного кодекса.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *