Каков порядок получения информации о радиационной обстановке и о состоянии окружающей среды
Перейти к содержимому

Каков порядок получения информации о радиационной обстановке и о состоянии окружающей среды

  • автор:

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 6 декабря 2016 г. N 638 "Об установлении требований к сбору, обработке, хранению, предоставлению, распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в единой государственной автоматизированной системе мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистемах, а также к обмену информацией о радиационной обстановке" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 6 декабря 2016 г. N 638
«Об установлении требований к сбору, обработке, хранению, предоставлению, распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в единой государственной автоматизированной системе мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистемах, а также к обмену информацией о радиационной обстановке»

С изменениями и дополнениями от:

28 декабря 2021 г.

Во исполнение пункта 7 Правил организации и ведения единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 639 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 29, ст. 4145), приказываю:

Утвердить требования к сбору, обработке, хранению, предоставлению, распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в единой государственной автоматизированной системе мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистемах, а также к обмену информацией о радиационной обстановке согласно приложению к настоящему приказу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 января 2017 г.

Регистрационный N 45106

Требования
к сбору, обработке, хранению, предоставлению, распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в единой государственной автоматизированной системе мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистемах, а также к обмену информацией о радиационной обстановке
(утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 6 декабря 2016 г. N 638)

С изменениями и дополнениями от:

28 декабря 2021 г.

I. Общие положения

1.1. Настоящий документ устанавливает требования к сбору, обработке, хранению, предоставлению, распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в единой государственной автоматизированной системе мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистемах (далее — ЕГАСМРО), а также к обмену такой информацией (далее — Требования).

Информация об изменениях:

Пункт 1.2 изменен с 11 февраля 2022 г. — Приказ Минприроды России от 28 декабря 2021 г. N 1019

1.2. Сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации о радиационной обстановке, содержащейся в ЕГАСМРО, осуществляются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (Госкорпорация «Росатом»), осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимающими участие в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 2021, N 18, ст. 3066) (далее — участники ЕГАСМРО).

1.3. Процедуры сбора, обработки, хранения, обмена, предоставления и распространения информации о радиационной обстановке в рамках ЕГАСМРО определяются с учетом необходимости решения следующих задач:

— получение и постоянный анализ результатов наблюдений за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации (в том числе в атмосферном воздухе, поверхностных водах, почве);

— оперативное выявление фактов ухудшения радиационной обстановки;

— выявление тенденций изменения радиационной обстановки;

— идентификация источников ухудшения радиационной обстановки с установлением его характера;

— оперативные анализ и прогноз радиационной обстановки на территории Российской Федерации в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации радиационного характера, включая оценку возможности трансграничного переноса загрязненных воздушных и (или) водных масс и фактических последствий такого переноса;

— выработка рекомендаций по снижению опасных воздействий радиоактивного загрязнения на территории Российской Федерации и преодолению последствий ядерных и радиационных аварий;

— подготовка и незамедлительное предоставление информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации;

— информационная поддержка при выполнении международных обязательств Российской Федерации по предоставлению информации о радиационной обстановке и (или) обмену информацией о радиационной обстановке.

1.4. Координацию деятельности по функционированию ЕГАСМРО, в том числе по сбору, обработке, хранению, обмену, предоставлению и распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в ЕГАСМРО, осуществляет Росгидромет.

1.5. Информационное взаимодействие участников ЕГАСМРО осуществляется путем организации обмена данными между информационно-аналитическими центрами (далее — ИАЦ) участников ЕГАСМРО (далее — участники информационного взаимодействия).

1.5.1. Порядок организации функционирования ИАЦ ЕГАСМРО определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

Информация об изменениях:

Пункт 1.6 изменен с 11 февраля 2022 г. — Приказ Минприроды России от 28 декабря 2021 г. N 1019

1.6. Участники информационного взаимодействия представлены главным информационно-аналитическим центром (далее — ГИАЦ) ЕГАСМРО, региональными информационно-аналитическими центрами (далее — РИАЦ) ЕГАСМРО, территориальными информационно-аналитическими центрами субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территориях субъектов Российской Федерации (далее — ТИАЦ) ЕГАСМРО, и информационно-аналитическими центрами ведомственных подсистем мониторинга радиационной обстановки федеральных органов исполнительной власти и Госкорпорации «Росатом» (далее — ВИАЦ) ЕГАСМРО.

Информация об изменениях:

Подпункт 1.6.1 изменен с 11 февраля 2022 г. — Приказ Минприроды России от 28 декабря 2021 г. N 1019

1.6.1. ГИАЦ ЕГАСМРО действует на базе Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-производственное объединение «Тайфун» (ФГБУ «НПО «Тайфун») Росгидромета, являющегося оператором ГИАЦ ЕГАСМРО.

ГИАЦ ЕГАСМРО обеспечивает выполнение следующих функций в рамках ЕГАСМРО:

— сбор, обработку, хранение, обмен, предоставление и распространение данных и информации о радиационной обстановке на всей территории Российской Федерации;

— взаимодействие с РИАЦ ЕГАСМРО, ТИАЦ ЕГАСМРО и ВИАЦ ЕГАСМРО;

— взаимодействие с Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России (далее — НЦУКС) для незамедлительного предоставления оперативной фактической и прогностической информации о радиационной обстановке, свидетельствующей об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также о радиационной обстановке в границах зон чрезвычайных ситуаций;

— незамедлительное предоставление органу, уполномоченному осуществлять федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, информации о радиационной обстановке, свидетельствующей о ее изменении в связи с влиянием объектов использования атомной энергии;

— предоставление информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— предоставление органам государственной власти, в том числе при взаимодействии в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации, происходящих и прогнозируемых ее изменениях;

— выполнение международных обязательств Российской Федерации по предоставлению и (или) обмену данными о радиационной обстановке.

Информация об изменениях:

Подпункт 1.6.2 изменен с 11 февраля 2022 г. — Приказ Минприроды России от 28 декабря 2021 г. N 1019

1.6.2. РИАЦ ЕГАСМРО создаются на базе территориальных органов и подведомственных организаций Росгидромета.

РИАЦ ЕГАСМРО обеспечивают выполнение следующих функций:

— сбор, обработку, хранение, обмен, предоставление и распространение данных и информации о радиационной обстановке на территории субъектов Российской Федерации;

— взаимодействие с ГИАЦ ЕГАСМРО, ТИАЦ ЕГАСМРО и ВИАЦ ЕГАСМРО;

— взаимодействие с региональными центрами управления в кризисных ситуациях МЧС России (далее — ЦУКС) межрегионального и регионального уровня для незамедлительного предоставления оперативной фактической и прогностической информации о радиационной обстановке, свидетельствующей об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также о радиационной обстановке в границах зон чрезвычайных ситуаций.

Информация об изменениях:

Подпункт 1.6.3 изменен с 11 февраля 2022 г. — Приказ Минприроды России от 28 декабря 2021 г. N 1019

1.6.3. ВИАЦ ЕГАСМРО организуются федеральными органами исполнительной власти и Госкорпорацией «Росатом», осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, и функционируют в составе ведомственных подсистем ЕГАСМРО.

ВИАЦ ЕГАСМРО в отношении данных, полученных локальными системами наблюдений в районах размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), эксплуатируемых организациями, в отношении которых федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом» осуществляют государственное управление использованием атомной энергии, обеспечивают выполнение следующих функций:

— сбор, обработку, хранение, обмен, предоставление и распространение данных и информации о радиационной обстановке в районах наблюдения ведомственных подсистем ЕГАСМРО;

— взаимодействие с ГИАЦ ЕГАСМРО, РИАЦ ЕГАСМРО, ТИАЦ ЕГАСМРО и МЧС России в целях предоставления и обмена оперативной, фактической и прогностической информацией о радиационной обстановке, свидетельствующей об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также о радиационной обстановке в границе зон чрезвычайных ситуаций;

— предоставление органу, уполномоченному осуществлять федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, информации о радиационной обстановке, свидетельствующей о ее изменении в связи с влиянием объектов использования атомной энергии;

— предоставление информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— предоставление органам государственной власти, в том числе при взаимодействии в рамках РСЧС, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации;

— иные функции, обусловленные спецификой ведомственной принадлежности ВИАЦ.

Информация об изменениях:

Пункт 1.6 дополнен подпунктом 1.6.4 с 11 февраля 2022 г. — Приказ Минприроды России от 28 декабря 2021 г. N 1019

1.6.4. ТИАЦ ЕГАСМРО организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимающими участие в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территориях субъектов Российской Федерации.

ТИАЦ ЕГАСМРО обеспечивают выполнение следующих функций:

— сбор, обработку, хранение, предоставление и распространение данных и информации о радиационной обстановке на территориях субъектов Российской Федерации, полученных территориальными системами наблюдений за состоянием окружающей среды, а также обмен такими данными и информацией;

— взаимодействие с ГИАЦ ЕГАСМРО, РИАЦ ЕГАСМРО, ВИАЦ ЕГАСМРО, МЧС России в целях предоставления оперативной, фактической и прогностической информации о радиационной обстановке, свидетельствующей об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также о радиационной обстановке в границе зон чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации и обмена такой информацией;

— предоставление федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, информации о радиационной обстановке на территории субъекта Российской Федерации, свидетельствующей о ее изменении в связи с влиянием объектов использования атомной энергии;

— предоставление информации о радиационной обстановке на территории субъекта Российской Федерации органам и учреждениям, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2020, N 29, ст. 4504);

— предоставление органам государственной власти, в том числе при взаимодействии в рамках РСЧС, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке на территории субъекта Российской Федерации.

1.7. В зависимости от текущего и прогнозируемого состояния радиационной обстановки на территории Российской Федерации устанавливаются три основных режима информационного взаимодействия в рамках ЕГАСМРО, которые отличаются частотой обмена информацией о радиационной обстановке и составом передаваемых данных и информации:

— режим повседневной деятельности (режим ПД) — при нормальной радиационной обстановке на территории Российской Федерации;

— режим повышенной готовности (режим ПГ) — при ухудшении (в том числе прогнозируемом) радиационной обстановки на территории Российской Федерации, при получении информации о возможности возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной ядерной или радиационной аварией или инцидентом, в том числе, в результате внешнего трансграничного воздействия;

— режим чрезвычайной ситуации (режим ЧС) — при возникновении и на период ликвидации чрезвычайной ситуации, обусловленной ядерной или радиационной аварией или инцидентом на территории Российской Федерации или за ее пределами при внешнем трансграничном воздействии.

II. Требования к сбору информации

2.1. Процедура сбора информации в ЕГАСМРО должна обеспечивать необходимый уровень оперативности, полноты и достоверности данных о радиационной обстановке на территории Российской Федерации для своевременного предупреждения возможных негативных последствий радиационного воздействия для населения и окружающей среды.

2.2. Основными видами данных и информации, подлежащих сбору в ЕГАСМРО, являются:

— данные постов контроля радиационной обстановки;

— результаты измерений радиоактивного загрязнения компонентов окружающей среды (в том числе, почвы, атмосферного воздуха, поверхностных вод) путем отбора и обработки проб, проведения радиационных обследований;

— данные о возможных или реальных источниках поступления радиоактивных веществ в окружающую среду, включающие имеющиеся данные о характере, видах и объеме таких поступлений;

— обобщенные данные о радиационной обстановке на территории Российской Федерации;

— расчетно-аналитическая и прогностическая информация, содержащая оценку изменения радиационной обстановки под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, а также последствий ее изменения для окружающей среды.

2.3. По режиму сбора и передачи в ЕГАСМРО информация делится на следующие виды:

— оперативная — подготавливается и передается в ЕГАСМРО в режиме ПГ и в режиме ЧС незамедлительно по готовности;

— регулярная — подготавливается и передается в ЕГАСМРО в режиме ПД на регулярной основе.

Конкретный состав данных, которые в рамках выполнения возложенных на участников ЕГАСМРО задач по ведению государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации должны собираться и передаваться в ГИАЦ ЕГАСМРО в режимах ПД, ПГ и ЧС, устанавливается в соглашениях, регламентирующих информационное взаимодействие в рамках ЕГАСМРО (далее — регламентах информационного взаимодействия) в соответствии с пунктом 5.3. настоящих Требований.

2.4. Требования к составу собираемых данных в ЕГАСМРО.

2.4.1. Данные мониторинга радиоактивного загрязнения компонентов окружающей среды минимально должны содержать следующие сведения:

— координаты места расположения пункта наблюдения;

— идентификатор пункта наблюдения (название населенного пункта, предприятия, объекта);

— дату и время измерения и (или) отбора пробы;

— значение измеряемой величины и ее погрешность;

— время осреднения измерения (при измерениях на автоматизированных постах радиационного контроля).

2.4.2. Данные о возможном или реальном источнике аварийного поступления радиоактивных веществ в окружающую среду должны содержать имеющуюся информацию о количестве источников и характеристики каждого из них, включая:

— дата и время начала поступления радиоактивных веществ в окружающую среду;

— длительность поступления радиоактивных веществ в окружающую среду, (с);

— радионуклидный состав (радионуклиды, суммарно дающие не менее 99% вклада в облучение населения);

— активность каждого поступившего в окружающую среду вещества, (Бк).

Информация об изменениях:

Пункт 2.5 изменен с 11 февраля 2022 г. — Приказ Минприроды России от 28 декабря 2021 г. N 1019

2.5. Обобщенные данные о радиационной обстановке на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации не имеют общего формата и могут предоставляться в виде аналитических справок, отчетов, ежегодников и (или) в ином виде, позволяющем использовать их для решения задач, указанных в пункте 1.3. настоящих Требований.

2.6. Расчетно-аналитическая и прогностическая информация, содержащая оценку изменения радиационной обстановки под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, формируется и предоставляется, в зависимости от решаемых задач, в виде аналитических, справочных, модельных и других материалов.

III. Требования к обработке данных

3.1. Обработку данных, полученных по результатам осуществления государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации (далее — обработка), осуществляет каждый участник ЕГАСМРО в соответствии с регламентами информационного взаимодействия.

3.2. Обработка может включать в себя обобщение и систематизацию на регулярной основе информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации, а также подготовку расчетно-аналитической и прогностической информации, содержащей оценку изменений радиационной обстановки под воздействием природных и (или) антропогенных факторов.

IV. Требования к хранению информации о радиационной обстановке

4.1. Хранение информации о радиационной обстановке на всей территории Российской Федерации осуществляет ГИАЦ ЕГАСМРО.

4.2. Каждый участник ЕГАСМРО осуществляет хранение данных, полученных по результатам государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, а также информации, полученной по результатам обработки указанных данных.

Информация об изменениях:

Пункт 4.3 изменен с 11 февраля 2022 г. — Приказ Минприроды России от 28 декабря 2021 г. N 1019

4.3. Сроки хранения информации о радиационной обстановке определяются участниками ЕГАСМРО в регламентах информационного взаимодействия.

В режиме ПД для хранения данных автоматических постов контроля радиационной обстановки, а также результатов регламентных и оперативных измерений радиоактивного загрязнения компонентов окружающей среды, полученных путем отбора и обработки проб и проведения радиационных обследований, устанавливаются следующие минимальные сроки:

— в РИАЦ ЕГАСМРО и ВИАЦ ЕГАСМРО — в течение 45 дней с момента их получения;

— в ГИАЦ ЕГАСМРО и ТИАЦ ЕГАСМРО — в течение 90 дней с момента их поступления в ГИАЦ ЕГАСМРО и ТИАЦ ЕГАСМРО.

Данные и информация, полученные в режимах ПГ и ЧС, хранятся бессрочно.

4.4. Хранение данных и информации о радиационной обстановке должно выполняться с использованием специализированных программно-технических комплексов, обладающих высокой надежностью и отказоустойчивостью, а также защитой от внешних воздействий и от несанкционированного доступа.

V. Требования к обмену информацией о радиационной обстановке

Информация об изменениях:

Пункт 5.1 изменен с 11 февраля 2022 г. — Приказ Минприроды России от 28 декабря 2021 г. N 1019

5.1. Информационный обмен в рамках ЕГАСМРО осуществляется путем организации взаимодействия программно-технических комплексов ГИАЦ ЕГАСМРО, РИАЦ ЕГАСМРО, ТИАЦ ЕГАСМРО и ВИАЦ ЕГАСМРО.

5.2. Для организации информационного обмена в рамках ЕГАСМРО участники информационного обмена должны пройти процедуру регистрации, в рамках которой участники ЕГАСМРО направляют в Росгидромет следующую информацию:

— сведения об участнике ЕГАСМРО, включая полное и сокращенное наименования участника ЕГАСМРО и участника информационного обмена, контактные данные, сведения о должностных лицах, ответственных за информационной обмен в рамках ЕГАСМРО, контакты диспетчерской службы;

— сведения о компьютерах, участвующих в информационном обмене ЕГАСМРО, в том числе IP-адрес компьютера, с которого поступает информация на сервер ГИАЦ ЕГАСМРО и (или) IР-адрес(а) компьютеров (не более 3-х), с которых производится доступ к серверу ГИАЦ ЕГАСМРО;

— общие сведения о процедуре передачи данных, в том числе периодичности передачи данных в ГИАЦ ЕГАСМРО (количество раз в сутки), сроках передачи данных в ГИАЦ ЕГАСМРО (часы, минуты по Гринвичу), способе передачи данных по протоколу FTP (автоматический/неавтоматический);

— характеристики передаваемых данных: вид, объем и формат данных, статус (проверены/не проверены), возможность передачи данных третьим лицам (не участникам ЕГАСМРО) без дополнительного согласования (да/нет).

5.2.1. В течение пятнадцати рабочих дней с момента получения информации, перечисленной в пункте 5.2. настоящих Требований, Росгидромет осуществляет регистрацию участника информационного обмена, либо направляет в адрес организации, подавшей сведения, мотивированный отказ в регистрации.

5.2.2. Участник информационного обмена в случае изменения его регистрационных данных обязан в течение пятнадцати рабочих дней направить в Росгидромет информацию об указанных изменениях.

5.3. Содержание и периодичность информационного обмена в рамках ЕГАСМРО устанавливаются в регламентах информационного взаимодействия.

Регламенты информационного взаимодействия разрабатываются каждым участником ЕГАСМРО с учетом настоящих Требований и подписываются между участником ЕГАСМРО и Росгидрометом.

Регламент информационного взаимодействия должен предусматривать:

— формат, состав и порядок передачи данных, получаемых участником ЕГАСМРО в результате осуществления им государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и передаваемых в ГИАЦ ЕГАСМРО;

— порядок обеспечения удаленного доступа к интегрированным данным государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, хранящимся в ГИАЦ ЕГАСМРО;

— процедуры взаимных сверок и определение зон ответственности за своевременное предоставление достоверных данных и информации;

— перечень передаваемой в рамках ЕГАСМРО информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, а также порядок и условия ее предоставления.

5.4. Передача из РИАЦ ЕГАСМРО в ГИАЦ ЕГАСМРО данных постов контроля радиационной обстановки и результатов измерений радиоактивного загрязнения компонентов окружающей среды путем отбора и обработки проб и проведения радиационных обследований осуществляется через ведомственную сеть связи Росгидромета.

5.5. При организации информационного обмена в рамках ЕГАСМРО данными постов контроля радиационной обстановки и результатами измерений радиоактивного загрязнения компонентов окружающей среды, полученных путем отбора и обработки проб, а также в результате проведения радиационных обследований установлены следующие требования.

5.5.1. В ГИАЦ ЕГАСМРО круглосуточно функционирует сервер, содержащий данные, доступные участникам информационного обмена ЕГАСМРО.

Данные на сервере хранятся в формате EURDEP v.2.0 (или более поздней версии).

Передача данных на сервер от участников информационного обмена ЕГАСМРО производится по протоколу FTP. Получение данных, хранящихся на сервере ГИАЦ ЕГАСМРО, участником информационного обмена ЕГАСМРО производится по протоколу FTP или путем организации непосредственного обмена между базами данных участников информационного обмена ЕГАСМРО.

Доступ к серверу ГИАЦ ЕГАСМРО производится по специально выделенным каналам передачи данных и с преимущественным использованием ведомственных сетей передачи данных. Организация резервных каналов связи для доступа к серверу ГИАЦ ЕГАСМРО возможна на базе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5.5.2. Участники информационного обмена ЕГАСМРО передают данные по протоколу FTP в формате EURDEP 2.0, если регламентами информационного взаимодействия не предусмотрена иная процедура организации информационного обмена в рамках ЕГАСМРО.

5.6. ГИАЦ ЕГАСМРО обеспечивает общий контроль своевременного поступления информации от участников информационного обмена и характеристик поступающей информации, а также регулярное проведение сверок информации.

5.7. Передача информации о радиационной обстановке из ЕГАСМРО в РСЧС осуществляется путем организации взаимодействия программно-технических комплексов ИАЦ соответствующего уровня.

Процедура организации обмена информацией о радиационной обстановке между РСЧС и ЕГАСМРО определяется в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2012, N 1, ст. 145; 2013, N 37, ст. 4707).

5.8. Международный обмен информацией о радиационной обстановке осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.

Порядок обмена со странами Североевропейского и Балтийского регионов данными о радиационной обстановке в режиме ПД устанавливается Положением о порядке предоставления данных радиационного мониторинга в соответствии с межправительственным соглашением стран Североевропейского и Балтийского регионов от 16 февраля 2005 г. N 51/01/98 (зарегистрировано в Минюсте России 30 марта 2005 г., регистрационный N 6461).

VI. Требования к предоставлению и распространению информации

6.1. Распространение информации, содержащейся в ЕГАСМРО, обеспечивается через сайт ЕГАСМРО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://egasmro.ru (далее — сайт ЕГАСМРО), действующий на базе ГИАЦ.

6.2. Предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления информации, содержащейся в ЕГАСМРО, за исключением информации, доступ к которой ограничен, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Предоставление информации ограниченного доступа осуществляется через специализированный раздел сайта ЕГАСМРО, для пользования которым необходимо пройти процедуру авторизации.

Право получить авторизованный доступ к информации, содержащейся в специализированном разделе сайта ЕГАСМРО имеют участники ЕГАСМРО, а также уполномоченные органы государственной власти и организации, не являющиеся участниками ЕГАСМРО, но для деятельности которых такая информация необходима, при условии, что доступ к указанной информации не ограничен законодательством Российской Федерации.

6.3. Порядок предоставления информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации, содержащейся в ЕГАСМРО, органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии устанавливается в соглашениях о предоставлении информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации, подписанных Росгидрометом с указанными органами.

6.4. Предоставление и распространение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке, содержащейся в ЕГАСМРО, включая расчетно-аналитическую и прогностическую информацию, обеспечивается через сайт ЕГАСМРО.

Информация, не являющаяся информацией ограниченного доступа (в том числе, государственной, служебной, коммерческой, профессиональной тайной), находится в свободном доступе на сайте ЕГАСМРО и может быть получена любым лицом без необходимости прохождения авторизации.

6.5. При распространении информации, полученной из ЕГАСМРО, или произведенной с использованием информации, полученной из ЕГАСМРО, обязательна ссылка на источник информации.

6.6. Предоставление и распространение информации, содержащейся в ЕГАСМРО, может осуществляться в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме и ее компонентов в соответствии с Положением об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2011 г. N 451 («Собрание законодательства Российской Федерации», 2011, N 24, ст. 3503; N 44, ст. 6274; N 49 (ч. 5), ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269; N 53 (ч. 2), ст. 7938; 2013, N 27, ст. 3612; N 41, ст. 5188; N 45, ст. 5827; N 52 (ч. 2), ст. 7218; 2014, N 30 (ч. 2), ст. 4318; N 48, ст. 6876; N 50, ст. 7113; 2016, N 34, ст. 5247).

Госмониторинг радиационной обстановки в России осуществляется посредством единой государственной автоматизированной системы.

Установлены требования к сбору, обработке, хранению, предоставлению, распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в данной системе и ее функциональных подсистемах, а также к обмену такой информацией.

Указанные мероприятия проводит Росгидромет, федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация "Росатом".

Обмен данными организуется между главным информационно-аналитическим центром (ГИАЦ) системы (действует на базе ФГБУ "НПО "Тайфун"), ее региональными информационно-аналитическими центрами и уполномоченными информационно-аналитическими центрами ведомственных подсистем.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 6 декабря 2016 г. N 638 "Об установлении требований к сбору, обработке, хранению, предоставлению, распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в единой государственной автоматизированной системе мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистемах, а также к обмену информацией о радиационной обстановке"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 января 2017 г.

Регистрационный N 45106

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Каков порядок получения информации о радиационной обстановке и о состоянии окружающей среды

Статья 13. Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан на получение информации в области использования атомной энергии

Организации, в том числе общественные организации (объединения), и граждане имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Граждане имеют право бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения. Порядок получения такого документа и его форма определяются федеральными органами здравоохранения.

За отказ от предоставления информации, за умышленное искажение или за утаивание объективных данных по вопросам безопасности при использовании атомной энергии руководители организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и средств массовой информации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право на посещение в ознакомительных целях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Порядок посещения объектов использования атомной энергии устанавливается Правительством Российской Федерации.

Задача №24

К Тюменскому межрайонному природоохранному прокурору обратился председатель регионального общественного экологического движения «Во имя жизни на Земле» в связи с тем, что руководитель комитета по охране окружающей среды области отказался предоставить ему экологическую информацию, необходимую в связи с выполнением общественной работы. Свой отказ в предоставлении информации он мотивировал тем, что указанная информация предназначена для служебного пользования.

Природоохранный прокурор обратился с заявлением в Рощинский районный суд г.Тюмени в интересах общественного экологического движения к комитету по охране окружающей среды области.

Правомерен ли отказ председателя комитета по охране окружающей среды в предоставлении информации об окружающей среде?

Ответ: Отказ неправомерен.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и иные некоммерческие объединения имеют право обращаться в государственные органы о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды».

Закон РФ «О государственной тайне» закрепляет, что экологическая информация подлежит закреплению.

Закон РФ «Об информации» устанавливает, что экологическая информация не может быть предметом государственной и служебной тайны.

Заявление в суд должен представить прокурор. Иск удовлетворить и предоставить информацию.

Ответ: В случае, если запрашиваемая информация составляет предмет служебной тайны, то к такой информации нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК). Значит, отказ председателя комитета по охране окружающей среды в предоставлении информации об окружающей среде правомерен.

Задача №25

Гражданин П., житель Москвы, приехал в Челябинскую область навестить родителей и пошел на озеро порыбачить. Представители Челябинской милиции потребовал уйти, так как вблизи находится особо охраняемый объект НПО «Маяк», и кроме того, и в настоящее время в регионе наблюдаются признаки экологического бедствия. Каких-либо видимых признаков этого гражданин П. не заметил и обратился в Челябинскую администрацию с запросом о состоянии окружающей среды в Челябинской области. В запросе гражданину П. было отказано со ссылкой на то, что такая информация составляет государственную тайну.

Какие права гражданина П. были нарушены?

Каков порядок получения информации о радиационной обстановке и о состоянии окружающей среды?

Ответ: Нарушено право граждан в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» о праве граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды» в местах своего проживания. Нахождение гражданина П. у своих родителей является временным проживанием. Также в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды независимо от места проживания. По ФЗ «О государственной тайне» информация о состоянии окружающей среды не может составлять государственную тайну.

Информацию о состоянии окружающей среды в соответствии с ФЗ «О гидрометеорологической службе» можно получить путем обращения в территориальные органы Росгидромета. Информацию о чрезвычайных ситуациях — путем обращения в органы местного самоуправления (ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Информацию о радиационной обстановке -путем обращения с органы местного самоуправления по ФЗ « О радиационной безопасности населения».

Ответ 2: Было нарушено право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье.

В соответствии с ФЗ «О радиационной безопасности» граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст.23).

Лицо вправе требовать от государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды и иных субъектов права в пределах их компетенции предоставления полной, достоверной с своевременной информации о состоянии окружающей среды.

Ответ 3: Челябинской администрацией была нарушена норма, закрепленная в ст. 42 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Таким образом, было нарушено право гр-на П. на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «О радиационной безопасности населения» граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об использовании атомной энергии» (№170-ФЗ от 20.10.1995) Организации, в том числе общественные организации (объединения), и граждане имеют право в установленном законодательством РФ порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Также граждане имеют право бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации. Граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения. Порядок получения такого документа и его форма определяются федеральными органами здравоохранения. За отказ от предоставления информации, за умышленное искажение или за утаивание объективных данных по вопросам безопасности при использовании атомной энергии руководители организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и средств массовой информации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ч.2 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» гласит, что граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.

Памятка по действиям населения при получении сигнала экстренного оповещения о радиационной опасности

Радиационная авария – это неконтролируемый выход радиоактивных веществ за пределы санитарно-защитной зоны, приводящий к загрязнению окружающей среды и облучению населения.

Радиационное воздействие на человека заключается в нарушении жизненных функций различных органов, в том числе органов кроветворения, в результате нарушения структуры атомов, молекул, и соответственно, клеток, из которых состоит организм человека.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

Выясните в ближайшем органе управления по делам ГО и ЧС способы и средства оповещения населения при радиационной опасности.

Изучите инструкцию о порядке Ваших действий в случае радиационной аварии.

Создайте запасы необходимых средств, предназначенных для использования в случае аварии (герметизирующих материалов, йодных препаратов, продовольствия, воды и т.д.)

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОПОВЕЩЕНИИ О РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ

Основной способ оповещения населения – передача информации и сигналов оповещения для распространения посредством телевизионного и радиовещания.

Чтобы привлечь внимание населения к сигналам и информации оповещения вначале подается общий сигнал «Внимание всем!» — звук сирены или прерывистые гудки предприятий, — а затем следует информация о характере угрозы и конкретные рекомендации по защите и действиям.

Услышав звуки сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, и прослушать сообщение местных органов власти или органов управления ГОЧС, а также данное сообщение можно прослушать по входящим в систему оповещения громкоговорящим установкам.

При получении сигнала экстренного оповещения о радиационной опасности:

1. Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком (шарфом) и поспешите вернуться домой.

2. Оказавшись дома, снимите верхнюю одежду и обувь, поместите их в пластиковый пакет и примите душ. Закройте окна и двери. Включите телевизор и радиоприемник для получения дополнительной информации об аварии и указаний органов управления ГО и РСЧС.

3. Загерметизируйте вентиляционные отверстия, щели на окнах (дверях) и не подходите к ним без необходимости. Сделайте запас воды в герметичных емкостях. Открытые продукты заверните в полиэтиленовую пленку и поместите в холодильник (шкаф)

4. Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченную водой для повышения их фильтрующих свойств.

5. При получении указаний через СМИ проведите йодную профилактику, принимая до 10 дней по одной таблетке (0,125 г) йодистого калия, а для детей до 2-х лет – ¼ часть таблетки (0,04 г). При отсутствии йодистого калия используйте йодистый раствор: три – пять капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до 2 – х лет одну – две капли.

Если по условиям радиационной обстановки дальнейшее пребывание людей в данной местности небезопасности, проводится эвакуация населения.

Следите за сообщениями органов управления ГО и РСЧС. Уточните время начала эвакуации, место сборного эвакуационного пункта. Покидая квартиру, выключите источники электроэнергии, возьмите с собой документы, деньги, необходимые вещи, резиновые сапоги. Предупредите соседей о начале эвакуации.

Прибыв в безопасный район, обязательно пройдите санитарную обработку.

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОЖИВАНИИ НА МЕСТНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ РАДИАЦИОННЫМ ФОНОМ

Необходимо защитить органы дыхания от радиоактивных веществ, подготовить жилище, соблюдать правила поведения.

Максимально ограничить пребывание индивидуальной защиты (респиратор, повязку, плащ, резиновые сапоги).

При нахождении на открытой территории не раздевайтесь, не садитесь на землю, не курите; исключите купание в открытых водоемах до проверки степени их радиоактивного загрязнения; не собирайте в лесу ягоды, грибы и цветы.

Периодически поливайте (увлажняйте) территорию возле дома для уменьшения пылеобразования; строго соблюдайте правила личной гигиены.

Перед входом в помещение обувь вымойте водой или оботрите мокрой тряпкой, верхнюю одежду вытряхните и почистите влажной щеткой.

Во всех помещениях, предназначенных для пребывания людей, ежедневно проводите влажную уборку, желательно с применением моющих средств.

Принимайте пищу только в закрытых помещениях, тщательно мойте руки с мылом перед едой и полощите рот 0,5% раствором питьевой соды.

Воду употребляйте только из проверенных источников, а продукты питания – приобретенные через торговую сеть.

Сельскохозяйственные продукты из индивидуальных хозяйств, особенно молоко, зелень, овощи и фрукты, употребляйте в пищу только по рекомендации органов здравоохранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *