КАКОЙ МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ВЫХОДА ГРУЗА ЗА ПРЕДЕЛЫ ЛОБОВОГО БРУСА ВАГОНА
Максимальный размер выхода груза за пределы лобового бруса вагона зависит от типа вагона и его габаритов. Обычно он составляет от 2 до 4 метров.
Если речь идет о товарных вагонах для перевозки контейнеров, то максимальный размер выхода груза за пределы лобового бруса может быть существенно больше.
Однако, при планировании грузоперевозок всегда необходимо учитывать требования к перевозимому грузу в соответствии с правилами перевозок на железнодорожном транспорте.
Поиск билетов:
ПТЭ Приложение №6. 38 Не допускается ставить в поезда вагоны.
ППГ Правила опломбирования вагонов и контейнеров
Обозначение бирок на буксовых узлах грузовых вагонов !
Можно ли пролезть сквозь межвагонную резину в вагон? Насколько она плотная?
Технология погрузки железнодорожных вагонов
Видеоурок: Подготовка вагонов к погрузке
Элементы тормозного оборудования грузового вагона и принцип их работы и взаимодействия
Определение негабаритности грузов на железной дороге
Погруженный на открытый универсальный подвижной состав (платформы, полувагоны, транспортеры) груз является габаритным, если он ни одной своей частью, с учетом упаковки и крепления, не выходит за пределы габарита погрузки при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке пути (и совпадения в одной вертикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути).
Груз является негабаритным, если он при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути (при совпадении в одной вертикальной плоскости продольных осей вагона и пути), превышает пределы габарита погрузки (или его выход за пределы габарита погрузки в кривых превышает геометрический вынос расчетного вагона).
При проверке вписывания груза в габарит погрузки необходимо исходить из того, что груз погружен на вагон с расчетной высотой пола от уровня головки рельса — 1300 мм.
Зоны и степени негабаритности грузов.
В зависимости от высоты (высота определяется от уровня верха головок рельсов (УГР)), на которой груз выходит за габарит погрузки, устанавливаются три основные зоны негабаритности груза:
- зона нижней негабаритности — на высоте от 480 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1626-1760 мм и на высоте от 1230 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1761-2240 мм;
- зона боковой негабаритности — на высоте от 1400 до 4000 мм;
- зона верхней негабаритности — на высоте от 4000 до 5300 мм.
Кроме того, для более точного определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно вводится условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на высоте от 4000 до 4603 мм при расстоянии от оси пути 1625 мм до границы зоны верхней негабаритности.
В зависимости от выхода грузов за габарит погрузки в указанных выше основных зонах устанавливаются следующие степени негабаритности грузов:
- нижняя негабаритность — шесть степеней,
- боковая негабаритность — шесть степеней,
- верхняя негабаритность — три степени.
Груз, выходящий по горизонтали за пределы очертаний 3-й степени верхней, 4-й (на высоте 3700-4000 мм), 5-й (на высоте 3400-3700 мм) и 6-й боковой, 2-й (на высоте 380-1230 мм) и 6-й нижней негабаритности и опускающийся ниже 3-6-й степеней нижней негабаритности, а также превышающий габарит погрузки по высоте (более 5300 мм), называется сверхнегабаритным.
В соответствии с установленными зонами негабаритности груз может иметь нижнюю, боковую и верхнюю сверхнегабаритность. Сверхнегабаритность грузов, имеющих высоту более 5300 мм, называется вертикальной.
Для определения характера негабаритности используется пятизначный Индекс негабаритности. Индекс негабаритности имеет следующий вид:
- 1-й знак — всегда буква «Н»;
- 2-й знак — степень нижней негабаритности (степени с 1-й по 6-ю);
- 3-й знак — степень боковой негабаритности (степени с 1-й по 6-ю);
- 4-й знак — степень верхней негабаритности (степени с 1-й по 3-ю);
- 5-й знак — вертикальная сверхнегабаритность.
Сверхнегабаритность в любой зоне указывается цифрой «8».
Например:
Н3528 — негабаритность смешанная(нижняя 3-й степени, боковая 5-й степени, верхняя 2-й степени и вертикальная сверхнегабаритность).
5.4. Особенности размещения и крепления длинномерных грузов на сцепах вагонов
два вагона (рис. 5.28, б, в). Сцепы для перевозки длинномерных грузов формируют из вагонов одного типа; четырехосные вагоны на тележках ЦНИИ-ХЗ должны быть с роликовыми подшипниками. Разница по высоте между продольными осями автосцепок смежных вагонов сцепа до погрузки не должна превышать 80— 100 мм.
В случае погрузки длинномерного груза с опорой на одну четырехосную платформу и расположения ЦМ в вертикальной плоскости, в которой находится поперечная ось вагона, допускаемую массу груза устанавливают в зависимости от его длины и типа рессорного подвешивания платформ. Если используют платформу с тележками ЦНИИ-ХЗ, при массе груза 20 ф его длина не должна превышать 30 м, а при массе 40 и 60 ф — соответственно 21 и 18 м.
В целях лучшего использования грузоподъемности (вместимости) вагонов грузы длиной до 17,2 м с одинаковым по всей длине поперечным сечением и равномерно распределенной нагрузкой разрешается перевозить на четырехосных платформах и полувагонах с выходом груза с одной торцовой стороны вагона (допускается продольное смещение ЦМ от вертикальной плоскости, в которой находится поперечная ось вагона). Техническими условиями [31] установлены наибольшие допускаемые значения этого смещения для четырехосных платформ и полувагонов.
При перевозке груза на сцепе с опорой на два вагона крепление груза (растяжки, стойки, борта и др.) не должно препятствовать перемещению вагонов сцепа относительно груза при проходе
кривых участков пути. Устройства, предохраняющие груз от поперечных смещений и опрокидывания, следует размещать на обоих грузонесущих вагонах в плоскости расположения опор. Секции продольных бортов платформ прикрытия сцепа должны быть открыты, если они препятствуют перемещению груза во время движения вагонов в кривых участках пути.
Расстояние между концами грузов, закрепленных на смежных платформах сцепа, должно быть не менее 270 мм. В случаях когда длинномерный груз опирается на два вагона и имеет свесы, промежуток между этими свесами и грузами на платформах прикрытия должен быть со стороны вагона, на котором длинномерный груз закреплен от продольного перемещения, не менее 270 мм, с противоположной стороны — 490 мм, а при наличии промежуточной платформы прикрытия — 710 мм.
Для предупреждения разъединения вагонов сцепа на боковых бортах вагонов с обеих сторон делают надпись «Сцеп не разъединять». Отправители или организации, осуществляющие погрузку грузов на сцепы, должны прочно прикреплять рукоятки расцепных рычагов к кронштейнам мягкой проволокой. Правильность подготовки вагонов сцепа в техническом отношении проверяют перед погрузкой работники вагонной службы.
Подкладки, применяемые при перевозке длинномерных грузов, должны иметь длину, равную ширине вагона. Высоту подкладок или турникетных опор, мм, определяют (см. рис. 5.28):
где бз(бй> — расстояние от возможной точки касания груза с полом вагона 02, а3) до середины опоры (погрузка груза с опорой на два вагона)
или до оси крайней колесной пары грузонесущего вагона (погрузка груза с опорой на один вагон), мм; г — угол между продольными осями груза и вагона сцепа, тангенс
которого принимают по табл. 5.10; hn — разность в уровнях полов смежных вагонов сцепа (допускается
не более 100 мм); А3 — предохранительный зазор (А3 — 25 мм); fr — упругий прогиб груза, мм;
Аб —высота торцового порога полувагона (/гв=90 мм); /сц — база сцепа, м.
При перевозке длинномерных грузов ширина опор должна быть, проверена на устойчивостьот опрокидывания:
где Af0 — нагрузка на опору от силы тяжести груза и вертикальной составляющей усилия в креплении; Ру — удерживающее усилие от упоров; Ау — высота приложения усилия Ру.
2. Размещение и крепление длинномерных грузов на сцепе с опорой на один вагон
2.1. Размещение и крепление шпунтовых железобетонных свай длиной от 14 200 до 20 000 мм включительно.
Сваи грузят на платформу с базой 9720 мм. При этом выход концов груза за концевые балки платформы в пределах, допускаемых главой 1 настоящих ТУ норм, должен быть одинаковым. С обеих сторон платформы с таким грузом устанавливают по одной платформе прикрытия, составляя сцеп из трех платформ (рис. 1 настоящей главы).
2.1.1. На пол грузонесущей платформы укладывают четыре поперечные подкладки 2. При этом две крайние подкладки устанавливают на расстоянии 650 мм от торцовых бортов, а две средние — на расстоянии 2000 мм по обе стороны от середины платформы.
Поперечные подкладки 2 должны иметь высоту 220 мм, ширину опорной поверхности — не менее 250 мм и длину, равную ширине платформы. Допускается для изготовления подкладки 2 применять два бруска высотой 220 мм и шириной опорной поверхности 125 мм каждый, установленных вплотную один к другому и скрепленных четырьмя строительными скобами диаметром стержня 10 — 15 мм, по две скобы с каждой стороны.
Каждую поперечную подкладку 2 закрепляют четырьмя (по два с каждой стороны) упорными брусками 3 сечением не менее 50 x 100 мм и длиной 270 мм. Каждый брусок прибивают к полу платформы четырьмя гвоздями диаметром 5 — 6 мм, длиной не менее 100 мм.
На подкладки укладывают вплотную одна к другой шпунтовые сваи, при этом между крайними сваями и боковыми бортами платформы оставляют зазор не менее 300 мм.
2.1.2. По всей высоте штабеля сваи укладывают одна на другую без прокладок. Весь погруженный штабель свай скрепляют двумя П-образными хомутами 4 из швеллера N 20 и увязками 1 из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити.
Количество увязок должно быть при длине свай:
до 15 000 мм включительно — 6 штук;
от 15 000 до 17 000 мм включительно — 8 штук;
от 17 000 до 20 000 мм включительно — 10 штук.
Увязки размещают симметрично относительно поперечной плоскости симметрии платформы следующими способами.
2.1.2.1. При креплении штабеля шестью увязками: увязки устанавливают на расстоянии 750 мм от поперечной плоскости симметрии платформы и на расстоянии не более 100 мм от каждой подкладки со стороны, обращенной к середине платформы.
2.1.2.2. При креплении штабеля восемью увязками: шесть из них размещают, как указано в подпункте 2.1.2.1 настоящей главы, а две — на расстоянии не менее 1350 мм от концов груза.
2.1.2.3. При креплении штабеля десятью увязками: восемь из них размещают, как указано в подпункте 2.1.2.2 настоящей главы, а две — на расстоянии 3000 мм от концов свеса груза.
П-образные хомуты из швеллера N 20 устанавливают на расстоянии 300 мм от крайних подкладок в направлении к середине платформы.
Хомут должен охватывать с трех сторон штабель свай, в верхней части хомут стягивают болтом диаметром 28 мм с шайбами, гайками и контргайками (рис. 2 настоящей главы).
Болт необходимо располагать на расстоянии не более 50 мм от груза. Допускается крепление шпунтовых свай хомутами, изготовленными из двутавровых балок, охватывающих штабель по высоте, и стягивающих болтов диаметром не менее 28 мм (с шайбами, гайками и контргайками), охватывающих штабель по ширине (сверху и снизу).
Штабель свай закрепляют четырьмя растяжками 6 из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити и железнодорожными костылями 9 (рис. 1 настоящей главы). Каждую растяжку одним концом закрепляют за верхний болт швеллерного хомута, а другим — за боковую стоечную скобу платформы. Железнодорожные костыли прибивают на каждой подкладке по одному с обеих сторон штабеля.
2.1.3. При длине свай до 15 000 мм должны быть установлены четыре пары боковых стоек 7 (рис. 1 настоящей главы), а при длине свай от 15 000 до 20 000 мм — шесть пар, в порядке, предусмотренном главой 1 настоящих ТУ. Противоположные боковые стойки попарно скрепляют проволокой диаметром 6 мм в две нити.
2.2. Размещение и крепление металлических листов длиной от 14200 до 18000 мм включительно, шириной не более 2700 мм и толщиной 30 мм и более.
Листы размещают на платформе с базой 9720 мм поштучно или пакетами. При этом выход груза за лобовые брусья платформы в пределах допускаемой главой 1 настоящих ТУ нормы должен быть одинаковым. На одну платформу допускается погрузка длинномерных листов только одинаковых размеров. С обеих сторон платформы устанавливают платформы прикрытия, составляя сцеп из трех платформ.
2.2.1. Листы размещают на пяти поперечных подкладках 1 толщиной не менее 150 мм, шириной 200 — 250 мм и длиной, равной ширине платформы (рис. 3 настоящей главы). Две подкладки размещают над шкворневыми балками, две — на расстоянии 500 — 1000 мм от торцов платформы, а пятую — посередине платформы. Каждую подкладку прибивают к полу платформы четырьмя гвоздями диаметром 6 — 8 мм, длиной 200 — 250 мм.
Допускается применение подкладок из круглого леса с нижними и верхними плоскими опорными поверхностями шириной 200 — 250 мм.
2.2.2. Пакеты листов закрепляются следующим образом: поверх груза на расстоянии 300 мм от его боковых кромок вдоль платформы укладывают восемь продольных брусков 2 (по четыре с каждой стороны пакета) сечением 50 x 100 — 150 мм, длиной 1000 — 1500 мм (рис. 3 настоящей главы).
На каждую пару продольных брусков 2 укладывают по одному поперечному бруску с сечением не менее 135 x 150 мм, длиной 3150 мм. Каждый поперечный брусок 3 с обеих сторон платформы прочно закрепляют за боковые стоечные скобы увязками 4 из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити.
До закручивания увязок 4 сверху на листы рядом с каждым бруском крепления для уплотнения пакета листов поочередно устанавливают груз массой 3 — 5 т, снимаемый после натяжения увязок.
На поперечных брусках 3 на расстоянии 70 — 100 мм от каждого конца делают зарубки глубиной 10 — 15 мм для предотвращения соскальзывания проволочных увязок.
Допускается применение поперечных брусков из круглого лесоматериала диаметром не менее 180 мм, у которых нижнюю опорную сторону стесывают на плоскость.
Во вторые и четвертые стоечные скобы, считая от торцов платформы, устанавливают две пары коротких боковых стоек 5 в соответствии с главой 1 настоящих ТУ. Каждую пару противоположных боковых стоек скрепляют между собой проволокой диаметром 6 мм в две нити. Против каждой боковой стойки между бортами платформы и грузом плотно устанавливают деревянные распорки шириной не менее 200 мм, высотой, равной высоте погруженного штабеля листов. Каждую распорку закрепляют к полу платформы двумя гвоздями длиной не менее 150 мм.
Пакеты листов длиной 16 000 — 18 000 мм на расстоянии 1000 мм от торцов скрепляются двумя увязками 7 из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити.
2.3. Размещение и крепление грузов цилиндрической формы длиной более 14000 мм.
Сцеп из одной грузонесущей платформы с платформами прикрытия.
При размещении груза на сцеп из двух грузонесущих платформ используют турникетные опоры в порядке, установленном главой 1 настоящих ТУ.
2.3.1. Размещение груза на сцеп с опорой на одну грузонесущую платформу (рис. 4 настоящей главы) осуществляется на двух поперечных подкладках 2.
Допускаемые в этом случае масса и диаметр груза, а также минимальная высота подкладок в зависимости от его длины приведены в таблице 1 настоящей главы.