Какое маломерное судно подлежит регистрации
Статья 16. Государственная регистрация судна и прав на него, учет плавучих объектов
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также — реестры судов):
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственном судовом реестре;
реестре арендованных иностранных судов;
Российском международном реестре судов;
реестре строящихся судов.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
2. Судно, которому в соответствии с пунктом 8 статьи 23 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Суда, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, а также между морскими портами Российской Федерации и портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, могут регистрироваться в Российском международном реестре судов.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ)
3. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
4. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
6. За государственную регистрацию судов, в том числе строящихся на территории Российской Федерации, и прав на них, изменений, вносимых в реестры судов, и предоставление информации о зарегистрированных правах на суда взимается плата, размер, порядок взимания и использования которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Реестры судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц.
(в ред. Федеральных законов от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов, бесплатно предоставляют информацию о зарегистрированных правах на суда по запросам:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
правоохранительных органов и судов о находящихся в производстве делах;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
государственных или муниципальных органов в связи с предоставлением ими государственных или муниципальных услуг;
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией;
государственных органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов;
Регистрация и учет. Освидетельствование. Классификация
Заполняя заявление для регистрации судна, на Госуслугах можно сразу оплатить госпошлину за выдачу судового билета со скидкой 30%.
Виды освидетельствования маломерных судов
К маломерным относятся суда длиной до 20 м для перевозки не более 12 человек. Это могут быть яхты, катера, гидроциклы, надувные лодки, катамараны.
Освидетельствование необходимо маломерным судам, которые подлежат государственной регистрации и используются в некоммерческих целях. Это суда с массой выше 200 кг и мощностью мотора выше 8 кВт
Осмотр и заключение делают сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам ( ГИМС )
Виды освидетельствования
Проводится по плану:
➢ судно осматривается до начала эксплуатации
➢ затем каждые 5 лет
Судно должно быть технически исправно и укомплектовано аварийно-спасательным снабжением , например огнетушителем, звукосигнальным устройством, спасательным кругом
После очередного освидетельствования в судовой билет внесут дату осмотра, подразделение ГИМС, где он проходил, и запись о годности судна к управлению. Также вы получите акт об освидетельствовании — можно выбрать бумажный или электронный формат.
Если сотрудник ГИМС выявит несоответствия — в судовой билет не будет внесена запись о прохождении освидетельствования и судном нельзя будет пользоваться. В таком случае нужно устранить выявленные нарушения и пройти осмотр снова.
Внеочередное
Проводится вне плана, если нужно:
➢ устранить повреждения, которые угрожают безопасности плавания судна
➢ отремонтировать или модернизировать судно с изменением конструкции его корпуса или двигателя
➢ перегнать судно за пределы присвоенной категории сложности района плавания
Подать заявление о внеочередном освидетельствовании и пройти его нужно до начала ремонта или перегона.
По желанию собственника при прохождении внеочередного освидетельствования можно пройти очередное.
Если покупаете лодку впервые, освидетельствование проводится в рамках регистрации судна .
Когда покупаете лодку с рук, можно управлять ею с имеющимся освидетельствованием, если срок его действия позволяет, либо пройти внеочередное — если есть желание или необходимость.
Вы можете задать вопрос инспектору или посмотреть часто задаваемые вопросы
Правила и порядок регистрации лодок в Украине
Для каждого рыболова приобретение лодки — событие важное, приятное и даже торжественное. Пусть простое, но собственное плавсредство выводит Вас сразу из категории любителей на уровень профессионала. Однако, чтобы радость от покупки была полной и ничем не омраченной, необходимо заранее вооружиться всеми регистрационными документами, предъявления которых могут потребовать у Вас контролирующие органы. Какие лодки подлежат регистрации, а на какие лодки не нужны права? Как получить права на лодку в Украине? Какие документы собирать и куда с ними идти? Эти вопросы относительно разрешительных документов не дают покоя множеству обладателей маломерных судов. Попробуем последовательно разобраться в них.
КАКИЕ ЛОДКИ ПОДЛЕЖАТ РЕГИСТРАЦИИ?
Вместо того, чтобы перечислять все виды плавательных средств, которым нужна регистрация, проще будет назвать единственный вариант, регистрировать которые не нужно, — это гребные лодки, длина которых не достигает двух с половиной метров.
Владельцам всех остальных маломерных лодок пройти через процесс регистрации все-таки придется. В их число попадают:
- гребные плавсредства (дерево, пластик, металл), грузоподъемность которых превышает показатель в 100 кг;
- байдарки с грузоподъемностью от 150 кг;
- надувные безмоторные гребные лодки с грузоподъемностью свыше 225 кг;
- моторные лодки любой грузоподъемности (независимо от мощности мотора).
Перед тем как спускать на воду собственную лодку, желательно изучить кое-какие статьи из законов и прочих нормативно-правовых актов. Такой информации с учетом дополнений, изменения и разъяснений можно найти довольно много. Но ключевым документом, необходимым для понимания регламента эксплуатации водного транспорта в нашей стране, станут “Правила судоходства на внутренних водных путях Украины”.
Перед тем как спускать на воду собственную лодку, желательно изучить кое-какие статьи из законов и прочих нормативно-правовых актов. Такой информации с учетом дополнений, изменения и разъяснений можно найти довольно много. Но ключевым документом, необходимым для понимания регламента эксплуатации водного транспорта в нашей стране, станут “Правила судоходства на внутренних водных путях Украины”.
А НУЖНО ЛИ ВООБЩЕ СТАВИТЬ ЛОДКУ НА УЧЕТ?
На ум некоторым людям приходят вопросы вроде таких: “А не выгоднее ли на месте заплатить штраф (от 50 грн и до 1000) без всяких там формальностей типа протоколов и не заморачиваться с необходимостью регистрации лодки?”. На самом деле, вырваться из коррупционного порочного круга удается не всем даже в мыслях.
Но, если уж Вы вложили средства в качественную сертифицированную лодку, значит, цените собственную безопасность, комфорт, покой. Так разве не выгоднее действовать в рамках закона, вместо экстремальных попыток обойти его? Особенно если учесть, к каким серьезным негативным последствиям может привести такой риск. По большому счету, отказ от регистрации лодки равносилен приобретению незарегистрированного автомобиля человеком без водительского удостоверения. Последствия такого подхода окажутся весьма плачевными по многим причинам.
Фарватеры, хотя и кажутся менее опасными, чем оживленные наземные трассы, тем не менее таят в себе достаточно опасностей.
Незарегистрированную лодку легче купить и продать без всякой возни, но подумайте только — существует немалый риск того, что она окажется ворованной.
Водная полиция имеет полное право отбуксировать конфискованное плавсредство на штраф-площадку, пока владелец не явится за ней с полным пакетом документов. Если затянуть с визитом, стоимость пребывания на этой площадке может вплотную приблизиться к стоимости самой лодки. А еще есть вероятность продажи вашего многострадального водного транспорта с целью погашения долгов за содержание, налогов, стоимости сопроводительных юридических услуг и т. д. Остаток, который останется на руках у владельца лодки, вряд ли утешит его.
Вывод совершенно очевиден — если ваше плавсредство подлежит регистрации, следуйте закону и вы избежите массы проблем и недоразумений.
С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОДГОТОВКУ К РЕГИСТРАЦИИ ЛОДКИ В УКРАИНЕ?
Процесс регистрации плавсредства в нашей стране осуществляется такими структурами:
Укрморречинспекция, которая закрепляет за собственником водное транспортное средство с занесением лодки в Судовую книгу Украины (моторные судна с присвоением бортового номера вносятся в Государственный судовой реестр Украины).
Реестр судоходства Украины — структура, контролирующая техническое состояние судов (в т.ч. и маломерных), регламентирующая правила безопасности и эксплуатации.
Решение вопроса, как получить права на моторную лодку, начинается с того, что новоиспеченному владельцу придется пройти ее техосмотр. Выясните, где именно в Вашем регионе можно осуществить это важное дело, свяжитесь по телефону с инспекторами и уточните, какая экипировка нужна для успешного прохождения процедуры. Маломерные суда, подлежащие регистрации, в зависимости от своего типа должны быть оснащены различными предметами, каждый из которых еще и будет соответствовать определенным требованиям. Это могут быть:
- спасательный круг и жилеты;
- багры и топоры;
- якорь;
- бинокль;
- лицензированная радиостанция;
- GPS навигатор и т. д.
Как следует подготовившись, оплачивайте техосмотр и с уже квитанцией являйтесь на РОП. При условии соблюдения всех нюансов, вам будет выдан Акт осмотра малого судна (форма 1.8.1).
КАКИЕ БУМАГИ НУЖНЫ, ЧТОБЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ НОВУЮ ЛОДКУ
Кроме упомянутого выше акта для регистрации новенького плавсредства Вам придется подготовить еще довольно внушительный пакет документов:
- должным образом оформленная регистрационная карточка (заявление);
- товарный чек с заводским номером водного транспортного средства, наименованием (альтернатива — банковская платежка и ее заверенная копия);
- расходная накладная обязательно с заводским номером плавсредства;
- договор купли-продажи (опять же с наименованием и заводским номером);
- сертификат с заводским номером и техническими характеристиками;
- копия свидетельства о госрегистрации продавца;
- копия свидетельства об уплате налога;
- справка об отсутствии ареста (выписка из реестра отягощений движимого имущества для лодок с мотором до 75 л.с.);
- квитанция о том, что вы уплатили “сбор за первую регистрацию транспортного средства”;
- копии паспорта и идентификационного кода.
Для регистрации нового мотора понадобятся такие бумаги:
- товарный чек с наименованием и номером лодки, а также вашим ФИО;
- договор купли-продажи;
- копии свидетельств о госрегистрации продавца и уплате налога.
Хотя список бумаг выглядит пугающе большим, собрать их не так уж и сложно. По закону на рассмотрение Вашего пакета документов должно уйти около 15 рабочих дней, хотя в реальности этот срок нередко увеличивается до месяца. Зато, если с документами действительно все в порядке, вы получите на руки нужные документы.
АЛГОРИТМ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ (ГДЕ, КАК И КОГДА)
- В Регистре судоходства Украины вы проходите техосмотр и получаете Акт осмотра формы 1.8.1.
- В Укрморречинспекции отдаете все документы (по списку выше), включая Акт осмотра малого судна и Заявление на регистрацию, а также оплачиваете стоимость административных услуг.
- По истечении срока, необходимого для рассмотрения документов здесь же (Укрморречинспекция) получаете:
- Судовой Билет;
- номер на плавсредство.
- в Регистре судоходства Украины забираете
- Свидетельство о пригодности малого судна (форма 1.1.3. или 1.1.7);
- Талон о прохождении техосмотра (форма 1.3.1.1).
О МАТЕРИАЛЬНОЙ СТОРОНЕ ВОПРОСА
С точностью до гривны предсказать, сколько именно будет стоить владельцу новой лодки вся процедура регистрации, очень затруднительно, поскольку сумма будет варьироваться в зависимости от типа судна, расценок нотариусов, банковских комиссий и прочих факторов. Стоимость административных услуг Укртрансбезопасности, например, колеблется от 28 у. е. для лодки длиной до 3,49 метра, до 140 у. е. для крупных плавсредств длиной более 7,5 метров.
Диапазон общей суммы регистрации составляет, как правило, (в долларовом эквиваленте) 50 — 150 у. е.
Закончив процедуру регистрации, Вы вздохнете свободно, но, позвольте вас заверить, что это еще не повод с чистой совестью спускать лодку на воду. Чтобы на 100% обезопасить себя от любых проблем с законом, вам остается получить права (сертификат) на управление маломерным судном. Курсы тоже будут платными, так что придется потратить еще немного денег. Но зато уже с этим сертификатом и документами про регистрацию лодки вы можете быть уверены, что инспекторы водной полиции просто не найдут к чему придраться, когда вы будете в свое удовольствие рыбачить на водных просторах.
6. Информация о судах, подлежащих регистрации в реестре маломерных судов
Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
маломерное судно — судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов.
Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.