Какие рабочие места в организациях подлежат специальной оценке условий труда
Перейти к содержимому

Какие рабочие места в организациях подлежат специальной оценке условий труда

  • автор:

Какие рабочие места в организациях подлежат специальной оценке условий труда

Статья 3. Специальная оценка условий труда

1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

2. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 553-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Проведение СОУТ: порядок и сроки процедуры, результаты оценки

Действующее законодательство обязывает каждого работодателя периодически проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). Это мероприятие направлено на обеспечение безопасных и комфортных условий работы для персонала, а также на определение гарантий, предусмотренных нормативно-правовыми актами для некоторых категорий сотрудников. Разбираемся, как проводится спецоценка и какими могут быть ее результаты.

Основные положения закона о специальной оценке условий труда

Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.

По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.

Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон №426-ФЗ ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н ( далее — Приказ №33н ).

Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.

Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.

Порядок проведения СОУТ

Тем работодателям, которые планируют проведение СОУТ, необходимо в первую очередь разобраться, из каких этапов складывается это мероприятие. Итак, в процессе подготовки и непосредственно проведения СОУТ выполняются следующие действия:

  • Создается комиссия по проведению спецоценки. В соответствии со статьей 9 Закона №426-ФЗ в состав комиссии включаются представители работодателя и представители профсоюза. К количеству членов комиссии предъявляется особое требование — их число не должно быть четным, а конкретное количество членов устанавливается исходя из штатного расписания работодателя. Если СОУТ проводится в крупной организации, имеющей несколько территориально распределенных подразделений, разрешается создавать несколько комиссий в каждом из них.
    Нужно отметить, что представители компании, которая проводит спецоценку, в состав комиссии не включаются, а возглавляет ее работодатель или представитель работодателя.
    Ознакомить с приказом о проведении СОУТ необходимо всех членов комиссии под подпись.
  • Разрабатываются и утверждаются график СОУТ и перечень оцениваемых рабочих мест. Обязанность возложена на комиссию по СОУТ. Именно она должна составить перечень рабочих мест и утвердить его. Как следует из текста письма Минтруда России от 14 марта 2016 года №15-1/ООГ-1041, в данный перечень не включаются свободные (вакантные) рабочие места — на них СОУТ не может быть проведена. Требования к заполнению перечня рабочих мест приведены в пункте 4 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении СОУТ, утвержденной Приказом №33н, а требования к обозначению рабочих мест в перечне содержатся в пункте 2 части 2 статьи 18 Закона №426-ФЗ.
    График проведения СОУТ оформляется в произвольной форме, в нем указываются сроки и этапы проведения мероприятия. Такой график утверждается отдельным приказом или включается в упомянутый выше приказ о проведении СОУТ.
    Выбирается экспертная компания. К компаниям, которые специализируются на проведении СОУТ, законодательство предъявляет особые требования (смотрите статью 19 Закона №426-ФЗ). Такие компании должны иметь в штате определенное количество специалистов с соответствующими сертификатами. Кроме того, в структуре экспертной компании должна присутствовать аккредитованная лаборатория. Обязательное условие — наличие уведомления, подтверждающего включение в реестр Минтруда РФ. С экспертной компанией работодатель заключает договор, после чего у него возникает обязанность передать сведения о рабочих местах, подлежащих спецоценке, предоставить соответствующие разъяснения и предложения сотрудников (при наличии) по осуществлению на их рабочих местах идентификации производственных факторов.

Независимость и беспристрастность специализированной организации и ее экспертов — необходимое условие для сотрудничества с такой компанией, в связи с этим следует изучить исчерпывающий перечень лиц и организаций, которые не могут проводить СОУТ — он содержится в части 2 статьи 22 Закона №426-ФЗ.

  • Проводится идентификация производственных факторов. Она выполняется экспертом, представляющим специализированную организацию, на основании статьи 10 Закона №426-ФЗ и изучения сведений, которые были предоставлены работодателем, поэтому находиться непосредственно на оцениваемых рабочих местах эксперту не обязательно. Если опасных или вредных условий экспертом выявлено не будет, он предоставит работодателю заключение. На основе данного заключения работодателю надлежит подготовить и подать декларацию в территориальное подразделение Роструда.
    Идентификации не подлежат рабочие места, которые перечислены в части 6 статьи 10 Закона №426-ФЗ.
  • Выполняются исследования и замеры. Потребность в инструментальных измерениях возникает в тех случаях, когда по итогам идентификации были выявлены вредные или опасные факторы. Набор необходимых замеров и исследований зависит от специфики рабочего места.
  • Составляется отчет. Отчет по результатам СОУТ составляется экспертной компанией, его форма утверждена Приказом №33н. Этот документ содержит сведения об экспертной компании, перечень оцениваемых рабочих мест, карты СОУТ, протоколы выполнения измерений и исследований, а также сводную ведомость. Кроме того, в отчет включается перечень мер, которые необходимы для улучшения условий работы персонала и заключения экспертов.
  • Сдается декларация. После подготовки отчета работодателю в течение 30 дней с момента его утверждения необходимо подать декларацию в Роструд. Сделать это можно лично, отправив документ по почте, или онлайн (через сайт Роструда).

Кроме того, работодателю надлежит ознакомить сотрудников с результатами СОУТ. Ознакомление происходит под подпись. Сделать это также нужно в течение 30 дней с момента утверждения отчета. Вопрос, который волнует практически каждого работодателя — это сроки проведения СОУТ. На данное мероприятие работодателям дается шесть месяцев. Если необходимость СОУТ возникла из-за создания рабочих мест или внедрения изменений, срок увеличивается до 12 месяцев.

Меры ответственности, предъявляемые к работодателям

Работодатели, которые нарушили установленный порядок выполнения СОУТ или вообще не провели проверку, подлежат привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Наказание за данное правонарушение назначается в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа для ИП и должностных лиц составляет от 5000 до 10 000 рублей. Больше придется заплатить юрлицам: им за совершение правонарушения назначается штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.

Если же ранее подобные правонарушения уже фиксировались в компании, должностное лицо может быть подвергнуто дисквалификации на период от одного года до трех лет. Штраф в случае совершения повторного правонарушения составляет от 30 000 до 40 000 рублей для ИП и должностных лиц и от 100 000 до 200 000 рублей для компаний. Кроме того, юридическим лицам может грозить административная приостановка деятельности.

Кому и когда нужна СОУТ и каковы могут быть ее результаты?

Требование по проведению СОУТ распространяется на большинство рабочих мест (как мы уже говорили, ее обязаны организовывать те работодатели, которые используют наемный труд). Некоторые руководители компаний полагают, что оценке подлежат только те рабочие места, которые можно отнести к потенциально опасным (например, если работа предполагает взаимодействие сотрудника со сложными механизмами). В действительности это не так: рабочие места нужно оценивать независимо от того, какая сфера деятельности и какие условия работы, будь то офис или оркестровая яма, к примеру.

Положения Закона №426-ФЗ предписывают работодателям проводить СОУТ не реже чем раз в пять лет (если иное не установлено указанным законодательным актом). Отсчет пятилетнего периода начинается с момента утверждения отчета о проведении спецоценки. В ряде случаев выполняется внеплановая СОУТ. В частности, такая потребность возникает:

  • если компания получила предписание от контролирующего органа;
  • если создаются новые рабочие места;
  • если изменился процесс производства, состав материалов, внедрилось новое оборудование и тому подобное (при условии, что изменения могут повлиять на работу сотрудников).

Внеплановая СОУТ проводится, если с работником компании произошел несчастный случай или же у сотрудника было выявлено профзаболевание. Также подобная СОУТ требуется, если имеется мотивированное предложение профсоюза.

Результатом спецоценки выступает присвоение оцениваемому месту класса условий труда. В зависимости от класса рабочего места, на котором трудится работник, ему могут назначаться соответствующие компенсации и льготы. Так, например, сотрудник может рассчитывать на:

  • сокращение рабочей недели;
  • повышение оклада;
  • увеличение продолжительности отпуска.

Итоги СОУТ оказывают влияние и на размер отчислений работодателя в Пенсионный фонд РФ. Так, если рабочее место причислено к классу опасных условий, работодателю необходимо уплачивать взносы по дополнительным тарифам в размере 8%, а если к классу вредных — в размере от 2 до 7%. Также результаты СОУТ в некоторых случаях влекут за собой необходимость инициирования мероприятий по улучшению условий, в которых трудятся сотрудники.

Итак, проведение СОУТ — это не формальность, а достаточно значимая для любой компании процедура, которая затрагивает одновременно несколько направлений. Во-первых, отказ от спецоценки или несоблюдение требований при ее осуществлении влечет за собой административную ответственность. Во-вторых, ее результаты могут помочь работодателю оптимизировать взносы в ПФР. И, безусловно, главное, на что направлена данная процедура, — это создание безопасных и комфортных условий на рабочих местах в организации.

Амелёхин Леонид Александрович Ответственный редактор

Сотрудничество с надежной компанией, специализирующейся на выполнении СОУТ, может стать гарантией того, что все работы будут выполнены в соответствии с установленными требованиями и, что немаловажно, в заранее оговоренные сроки.

Профессиональные риски

Профессиональные риски в охране труда: анализ и снижение рисков при системной организации охраны

Обучение охране труда

Обучение охране труда: когда оно необходимо, как проходит и в чем преимущества аутсорсинга охраны труда

Производственный контроль

Производственный контроль: цель и порядок проведения

© 2023 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Михаил Чкаников. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Какие рабочие места в организациях подлежат специальной оценке условий труда

6 МИН

Как провести спецоценку условий труда, если есть наёмные сотрудники

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). Она показывает трудовой инспекции, что компания соблюдает право сотрудников на безопасное и комфортное рабочее место. Рассказываем, кто должен проводить спецоценку и как это сделать.

Кто проводит спецоценку условий труда

СОУТ проводят все компании и ИП со штатными сотрудниками. Периодичность спецоценки условий труда — пять лет. Исключение — новые организации: они проводят первую СОУТ в течение 12 месяцев. Но предприниматели могут обойтись без спецоценки, если они:

Работают без сотрудников. Например, если ИП ведёт бизнес в одиночку, а в компании трудоустроен только генеральный директор.

Работают полностью на удалёнке. В трудовых договорах должно быть уточнение, что у дистанционных сотрудников нет рабочих мест.

В некоторых случаях повторную СОУТ приходится проводить раньше:

  • Произошёл несчастный случай на производстве.
  • Сотрудник заболел из-за вредных или опасных условий труда.
  • Трудовая инспекция провела проверку и нашла нарушения правил охраны труда.
  • Компания переехала в новый офис или создала новое рабочее место.
  • Изменилось сырьё, материалы или средства защиты, которые используют на производстве.
  • Изменились производственные процессы, которые влияют на условия труда.

Когда компания меняет производственные процессы, переезжает в новое помещение или создаёт новое рабочее место, новую СОУТ проводят в течение года. В остальных случаях на внеплановую спецоценку дают полгода.

Если не провести спецоценку, трудовая инспекция оштрафует ИП или гендиректора на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, компанию — от 60 до 80 тысяч.

Как правильно провести спецоценку в компании

Спецоценку условий труда на рабочих местах проводят в три этапа: подготовка, экспертиза и отчётность. Расскажем о каждом подробнее.

Этап 1

Подготовьте документы и найдите экспертов

Спецоценкой занимается комиссия, которую создаёт руководитель компании. Он издаёт приказ и включает в него:

  • реквизиты компании (название, ИНН, ОГРН, юридический адрес);
  • основания проверки — закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и ст. 212 Трудового кодекса;
  • состав комиссии — председатель и участники;
  • сроки и график проведения СОУТ.

Затем председатель составляет перечень рабочих мест по форме Минтруда — он понадобится экспертам.

Технической стороной спецоценки занимаются компании, аккредитованные Минтрудом. Выбирайте экспертов в Реестре организаций, проводящих СОУТ. Там же вы найдёте контакты для связи: email, номера телефонов и сайт. Средняя цена спецоценки одного рабочего места — 1300 рублей в Москве и 800-900 рублей в регионах.

Когда выберете подрядчика для СОУТ, заключите с ним договор. Приложением к нему будет перечень рабочих мест — он определяет объём и стоимость работ.

Этап 2

Пригласите экспертов в офис и получите отчёт

Сначала эксперты проверяют помещение, общаются с сотрудниками и изучают рабочие процессы. Так они решают, какие исследования нужно провести, а потом согласовывают дату нового визита с участниками комиссии.

Второй шаг — замеры. Эксперты изучают уровень света и звука, температуру воздуха, интенсивность теплового облучения. Критерии проверки зависят от рабочих процессов и задач сотрудников. Например, в медицинских центрах могут проверить ультразвук, ультрафиолетовое излучение и напряженность магнитного поля.

В ходе работы эксперты составляют карты спецоценки, протоколы и заключения. Результаты объединяют в отчёт, который отдают комиссии. Он содержит рекомендации экспертов и класс условий труда: оптимальные, допустимые, вредные или опасные. От них зависит, какие компенсации и надбавки положены сотрудникам.

У председателя комиссии есть 30 дней, чтобы подписать отчёт и направить копию экспертной организации. Она загрузит документ в информационную систему ФГИС СОУТ, чтобы трудовая инспекция увидела результаты проверки. С этого момента отсчитывается пятилетний срок до новой спецоценки.

Этап 3

Заполните декларацию и сдайте в трудовую инспекцию

Если по результатам спецоценки условий труда эксперты не нашли вредные или опасные условия труда, заполните декларацию по форме Минтруда. Она содержит следующую информацию:

  • реквизиты компании (наименование, ИНН, ОГРН, фактический и юридический адрес);
  • перечень сотрудников с указанием ФИО и должности;
  • реквизиты отчёта эксперта (номер, дата составления и регистрации в системе ФГИС СОУТ);
  • реквизиты экспертной организации (наименование и регистрационный номер в реестре Минтруда).

Отправьте декларацию письмом с уведомлением о вручении или по электронной почте в региональную инспекцию Роструда. Во втором случае подпишите документ электронной цифровой подписью — простую копию не примут.

Если по итогам СОУТ выявили вредные или опасные условия, отправлять декларацию не нужно. Дополните правила трудового распорядка и коллективный договор по рекомендациям экспертов. А с сотрудниками, которым положены надбавки, подпишите допсоглашения к трудовым договорам.

Специальная оценка условий труда: стоимость проведения СОУТ в Москве

Наши эксперты всегда с вами на связи, чтобы решить любые вопросы в процессе проведения спецоценки.

Мы включены в реестр организаций, проводящих СОУТ, а наш испытательный центр аккредитован в национальной системе Росаккредитации на все виды исследований по СОУТ. Ежегодно мы оцениваем более 500 000 рабочих мест в компаниях из различных сфер деятельности с разным количеством сотрудников. Среди наших клиентов как небольшие стартапы, так и крупнейшие холдинги и госкорпорации из всех отраслей: от ритейла и строительства до нефтегаза и тяжелой промышленности. Поэтому мы точно знаем, как провести СОУТ так, чтобы вы не получили штраф.

Доверьте СОУТ экспертам – будьте уверены в результате и отсутствии штрафов

Штраф можно получить не только из-за отсутствия спецоценки, но и при ее неправильном проведении. В нашем штате 100+ специалистов по СОУТ с опытом от 7 лет, в том числе врачи-гигиенисты.

Вовремя и качественно проведенная СОУТ помогает экономить от 60 тыс. руб. Столько составляет минимальный штраф для юрлиц в соответствии с 5.27.1 КоАП РФ.

3 гибких тарифа для всех видов компаний и производств

Сравнивая нас с конкурентами, ориентируйтесь на итоговую стоимость договора, а не цену рабочего места. Чем больше объем – тем меньше цена СОУТ.

Стоимость СОУТ для 1 категории

  • Администраторы торговых залов
  • Продавцы
  • Диспетчеры
  • Курьеры
  • Фасовщики
  • Уборщики
  • Кладовщики
  • Официанты
  • Бармены
  • Операторы
  • Посудомойщики
  • Швейцары
  • Мерчендайзеры
  • Подсобные рабочие
  • Руководители, начальники и их заместители, находящиеся на строительных площадках или цехах
  • Фармацевты
  • Инструкторы по физкультуре
  • Охранники (без оружия)
  • Санитары
  • Мастера маникюра
  • Косметологи
  • Парикмахеры
  • Врачи
  • Медсестры
  • Массажисты

Рабочие места:

Стоимость за один комплект измерений

Стоимость СОУТ для 2 категории

  • Электрики
  • Механики
  • Электромонтеры
  • Водители
  • Повара
  • Су-шефы
  • Кондитеры
  • Мастера и бригадиры смен
  • Сантехники
  • Трактористы
  • Охранники (если есть оружие)

Рабочие места:

Стоимость за один комплект измерений

Стоимость СОУТ для 3 категории

  • Арматурщики
  • Сварщики
  • Гальванщики
  • Фрезеровщики
  • Стропальщики
  • Работники на высоте
  • Маляры
  • Штукатурщики
  • Все работники, которые работают в хим. и микробиолог. лабораториях (в том числе директор лаборатории)

Рабочие места:

Стоимость за один комплект измерений

Выбрали тариф или нужна помощь с подбором?

Оставьте заявку, а мы перезвоним

Работаем в одной команде с клиентом

Оказываем комплексную помощь во взаимодействии с ГИТ

Вместе с отчетом вы получите памятку по передаче документов в государственную инспекцию труда. Чтобы вы точно не пропустили период отправки декларации и не получили штраф, мы напомним о сроках по почте и телефону.

  • Декларация для ГИТ
  • Заключение эксперта по идентификации
  • Сведения об организации, проводящей СОУТ (Раздел I)
  • Перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ (Раздел II)
  • Карты специальной оценки рабочих мест (Раздел III)
  • Протоколы исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов
  • Сводная ведомость результатов специальной оценки (Раздел V)
  • Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда (раздел VI)
  • Заключение эксперта по результатам СОУТ.

По вашему запросу эксперты разработают дополнительные документы. Бесплатно отправим их вам с курьерской службой или передадим лично в нашем офисе.

СОУТ не может быть проведен меньше, чем за 5 рабочих дней. Если вам говорят, что справятся за 1 день, значит, на каком-то из этапов процедура проведения СОУТ будет нарушена (например, не будут проводиться измерения факторов). Вы не сможете доказать свою правоту в случае претензий от ГИТ, Роспотребнадзора, работников, профсоюзов и т.д.

Мы проводим СОУТ в срок от 5 рабочих дней, но обычно процедура занимает больше времени. Точно рассчитать сроки сможем после того, как оценим объем работ».

Оплатите до 100% стоимости СОУТ за счет ФСС

Вы можете вернуть средства за спецоценку из Фонда социального страхования Российской Федерации. Как это сделать – расскажем на бесплатной консультации.

Вы также узнаете:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию

Заполните онлайн-форму и мы вам перезвоним

Работаем по всей России: провели спецоценку в 1 000+ городах

Офисы EcoStandard group расположены в 20 городах в различных регионах страны. Наши эксперты уже провели СОУТ в 1 000+ населенных пунктах. Чтобы узнать об условиях выезда в ваш город, позвоните по номеру +7 495 281 40 91.

Сделайте процесс спецоценки еще удобнее с EcoStandard.soft

Это сервис для автоматизации охраны труда, ведения электронного документооборота и корпоративного обучения, разработанный экспертами нашей компании. В рамках СОУТ вы сможете:

  • Настроить учет сроков проведения СОУТ.
  • Скачать готовый лист ознакомления с СОУТ, который можно подписать с помощью ЭЦП.
  • Формировать запрос на проведение очередной СОУТ.

При заказе спецоценки у нас дарим 1 месяц бесплатного использования программы для управления СОУТ и автоматизации охраны труда по ссылке — с EcoStandard.soft вы всегда готовы к любой проверке, а 37% рабочего времени СОТа освободится для действительно важных задач.

СОУТ проводят эксперты, входящие в реестр Минтруда

Для качественного проведения СОУТ нужны не только профильные специалисты, но и много разноплановых профессионалов. В EcoStandard group вашим проектом занимаются эксперты по специальной оценке условий труда, в том числе входящие в реестр Минтруда и кандидаты наук, врачи-гигиенисты, сотрудники лаборатории, контролеры качества, химики и микробиологи.

Закажите СОУТ на 150 000 руб. и получите бонусы

Лаборатория аккредитована на все виды исследований для СОУТ

В наших лабораторных центрах 1 500+ единиц оборудования и 40+ профильных экспертов.

В ходе СОУТ проводим замеры:

Напряженность и тяжесть трудового процесса измеряем с помощью весов, динамометров, дальномеров, секундомеров. Фиксируем все измерения в журнале и сохраняем данные, поэтому можем документально подтвердить измерения.

Комфортное сотрудничество по спецоценке условий труда

Имеем необходимую разрешительную документацию

У нас есть все документы для проведения СОУТ, в том числе лицензия ФСБ, позволяющая оценивать рабочие места на оборонных предприятиях или в закрытых городах.

Более 1 500 благодарных клиентов

Ознакомьтесь с отзывами некоторых из них.

Частые вопросы

Обязательно ли проводить СОУТ?

Обязательно ли проводить СОУТ?

Обязательно. Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан провести СОУТ в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Кроме того, статья 4 этого закона обязывает работодателя проводить также и внеплановую СОУТ в оговоренных в 426-ФЗ случаях

Как сформировать комиссию по СОУТ, если в компании меньше трех сотрудников?

Как собрать комиссию по СОУТ из двух сотрудников?

К сожалению, этот вопрос не урегулирован ни законодательно, ни нормативно. Ч.1 ст.9 426-ФЗ говорит лишь о том, что количество членов комиссии должно быть нечетным. Соответственно, если в организации работает, например, 2 человека, то комиссия может состоять из 1 человека — работодателя или специально назначенного им сотрудника

Как часто нужно проводить СОУТ?

Как часто нужно проводить СОУТ?

Не реже 1 раза в 5 лет, кроме случаев проведения внеплановой СОУТ, указанных в ч.1 ст.17 426-ФЗ

Какие рабочие места в организациях подлежат специальной оценке условий труда?

Какие рабочие места подлежат СОУТ?

СОУТ в организации подлежат все рабочие места, кроме перечисленных в ч.3 ст.3 426-ФЗ. Это рабочие места, на которых трудятся надомники (надомные рабочие), дистанционные рабочие, а также работники, вступившие в трудовые отношения с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем

На что обратить внимание при выборе подрядчика по проведению СОУТ?

На что обратить внимание при выборе подрядчика СОУТ?

Организация, проводящая СОУТ, должна состоять в Реестре организаций, проводящих СОУТ, и иметь уведомление об этом. Именно наличие уведомления подтверждает, что организация соответствует требованиям статьи 19 426-ФЗ, а именно:

  • в ее уставных документах есть упоминание о том, что она проводит СОУТ
  • в ее штате есть не менее 5 экспертов по СОУТ и врач-гигиенист
  • в ее составе есть испытательная лаборатория, которая проводит определенные виды исследований, испытаний и измерений в соответствии со статьей 13 426-ФЗ

Экосистема сервисов по охране труда и экологии

EcoStandard group – это более 250 услуг по охране труда, экологическому проектированию, мониторингу, экспертизе и сертификации, инженерным изысканиям и корпоративному обучению. С 1997 года мы решаем задачи бизнеса по обеспечению безопасности труда и экологии, делаем компании ответственнее, современнее и экологичнее.

20 филиалов и представительств по всей России, собственные лабораторные центры, команда опытных профессионалов позволяют оперативно и качественно реализовывать как типовые проекты, так и уникальные запросы наших партнеров. Мы считаем, что от Владивостока до Калининграда должны быть сетевые организации, которые понимают специфику регионов и различных отраслей бизнеса. И EcoStandard group стала такой компанией.

представительств по всей России

собственных аккредитованных лабораторий

Справочник СОУТ

Что такое СОУТ

СОУТ является комплексом последовательно осуществляемых мероприятий, ориентированных на выявление опасных либо вредоносных производственных факторов, а также оценку уровня воздействия данных факторов на работников и трудящихся хозяйствующих субъектов (далее — организаций). Только исходя из результатов специальной оценки могут быть установлены классы и подклассы трудовых условий на рабочих местах

СОУТ в обязательном порядке должна производиться не менее чем 1 раз в каждые 5 лет. Отсчет каждого срока должен начинаться со дня, в который был утвержден отчет о проведении предыдущей оценки

Спецоценку не производят в отношении надомных трудящихся, дистанционных работников и лиц, осуществляющих трудовые отношения с теми работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями

С момента, датированного 1 января 2014 г., было принято решение аттестацию рабочих мест по условиям труда заменить на специальную оценку условий труда. Иными словами, с данного момента была отменена процедура аттестации, поскольку, в связи с трудовым законодательством, теперь оценка трудовых условий может производиться лишь в форме специальной оценки условий труда. Но следует иметь в виду, что все результаты аттестаций, произведенных до января 2014 г., также следует считать действительными

Спецоценка призвана призвана выявлять и устранять потенциально опасные и вредоносные факторы, могущие причинить вред жизни и здоровью трудящихся на рабочих местах. Раннее существовали списки опасных и вредоносных производств, но, как показала практика, в нынешних условиях данный подход утратил свою эффективность, поскольку на сегодняшний день количество техногенных и прочих воздействий на человека в ходе осуществления им трудового процесса многократно увеличилось. А потому лишь фактическая оценка ситуации способна повлиять на улучшение трудовых условий и произвести коррекцию компенсационных выплат трудящимся и отчислений в их ПФ, исходя из реалий трудовых условий

Параметры, обязательные для проверки в процессе СОУТ

В ходе спецоценки должны быть произведены:

  • Оценка факторов производственной среды, а также имеющих место в данной организации трудовых процессов
  • Оценку обеспеченности трудящихся специальными средствами индивидуальной защиты

Проведению спецоценки подлежат все без исключения рабочие места в хозяйствующем субъекте, кроме рабочих мест надомных трудящихся, дистанционных работников и лиц, осуществляющих трудовые отношения с теми работодателями, (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями

Порядок проведения СОУТ регулируется Законом, датированным 28 декабря 2013 г. за № 426-ФЗ. Проведение СОУТ в отношении рабочих мест гражданских лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, может регулироваться федеральным либо региональным законодательством и прочими нормативно-правовыми актами, как прописано в п. 4 ст. 3 Закона, датированного 28 декабря 2013 г., за № 426-ФЗ

Следует иметь в виду, что оценка условий труда должна быть произведена на рабочих местах даже в том случае, если сотрудники постоянно трудятся не на территории организации, а на территории заказчика, поскольку данная категория сотрудников в закрытый перечень трудящихся, в отношении коих спецоценку производить не требуется, не входит. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона, датированного 28 декабря 2013 г., за № 426-ФЗ, СОУТ должны проводить у себя все работодатели без каких-либо исключений. В противном случае, отказ от проведения спецоценки может быть приравнен к нарушению трудового законодательства, за что работодатель может быть привлечен к административной ответственности

Рекомендуемые сроки проведения СОУТ

СОУТ в обязательном порядке должна производиться не менее чем 1 раз в каждые 5 лет. В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона, отсчет каждого срока должен начинаться со дня, в который был утвержден отчет о проведении предыдущей оценки. Причем факт выявления или невыявления опасных и вредоносных факторов в ходе предыдущей проверки на проведение последующих проверок совершенно не влияет. Другими словами, даже если опасные и вредоносные факторы в ходе предыдущей проверки не выявлены, через следующие 5 календарных лет специальная оценка все равно должна быть проведена вновь

Примечательно, что еще не так давно исходя из п. 8 порядка проведения аттестации (пп. «б»), утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ 26 апреля 2011 г. за № 342н, рабочие места могли быть освобождены от аттестации, если на основании предыдущей аттестации те были признаны безопасными

Также стоит учесть, что могут возникать случаи, при которых специальную оценку необходимо будет провести раньше означенного срока (вне плана). Внеплановое проведение специальной оценки, на основании ч. 1 ст. 17 Закона может быть затребовано ввиду:

  • Создания и введения в эксплуатацию новых рабочих мест
  • Получения работодателем предписания от госинспектора труда о проведении таковой оценки
  • Изменений, вносимых в технологические и производственные процессы, замены производственного оборудования, способного содействовать повышению или понижению уровня воздействия опасных либо вредоносных факторов на трудящихся
  • Изменений в составе материалов (сырья), использующихся в процессе производства и способных содействовать повышению или понижению уровня воздействия опасных либо вредоносных факторов на трудящихся
  • Изменений в применяемых средствах коллективной либо индивидуальной защиты
  • Случившегося несчастного случая на производстве (если данный случай не произошел по вине сторонних лиц), либо выявления профессионального заболевания, причиной которого стало воздействие на трудящихся опасных или вредоносных факторов, связанных с производством
  • Поступления мотивированного предложения, поступившего со стороны профсоюзной организации либо любого другого органа, представляющего трудовые коллективы, о проведении таковой оценки

Обязательность специальной оценки для разных типов рабочих мест

Как гласит общее правило, специальную оценку необходимо проводить по отношению к условиям труда и рабочим местам всех трудящихся без исключения. Хотя тут имеются и исключения. В связи с ч. 3 ст. 3 Закона специальная оценка не производится по отношению к:

  • Надомникам
  • Дистанционным работникам
  • Сотрудникам, состоящим в трудовых отношениях с работодателями (физическими лицами), индивидуальными предпринимателями не являющимися

Следует напомнить, что раннее аттестация проводилась в отношении тех рабочих мест, что были указаны в пункте 4 утвержденного приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. за № 342н, регламентирующего порядок проведения аттестации. В частности, аттестации подлежали рабочие места работников:

  • Работающих с аппаратами, механизмами, установками, машинами, устройствами, транспортными средствами и прочим оборудованием
  • Осуществляющих их ремонт, наладку, испытание, эксплуатацию и прочее техническое обслуживание
  • Использующих в ходе своей рабочей деятельности механизированные, электрифицированные и прочие ручные инструменты
  • Работающих с источниками опасностей, могущих оказывать опасное для организма самого работника и окружающих воздействие
  • Осуществляющих хранение, транспортировку, а также непосредственное применение материалов и сырья

Как видно из перечня, аттестация рабочих мест офисных служащих раннее не производилась

С января 2014 г. СОУТ должна осуществляться и в отношении тех рабочих мест и работодателей, которые до этого от аттестации были освобождены

Причины для проведения внеплановой СОУТ

Как прописано в ст. 17 Закона, датированного 28 декабря 2013 г. за № 426-ФЗ, внеплановая СОУТ проводится в следующих обстоятельствах:

  • При создании и введении в эксплуатацию новых рабочих мест
  • При получении работодателем предписания от госинспектора труда о проведении таковой оценки ввиду нарушений, выявленных трудовыми инспекторами в ходе одной из плановых проверок
  • В связи с изменениями, привнесенными в технологические и производственные процессы, заменой (частичной и полной) производственного оборудования, способного содействовать повышению или понижению уровня воздействия опасных либо вредоносных факторов на трудящихся
  • Из-за изменений в составе материалов (сырья), использующихся в процессе производства и способных содействовать повышению или понижению уровня воздействия опасных либо вредоносных факторов на трудящихся
  • Изменений в применяемых средствах коллективной либо индивидуальной защиты, способных содействовать повышению или понижению уровня воздействия опасных либо вредоносных факторов на трудящихся
  • Ввиду случившегося несчастного случая на производстве (если данный случай не произошел по вине сторонних лиц), либо выявления профессионального заболевания, причиной которого стало воздействие на трудящихся опасных или вредоносных факторов, связанных с производством
  • Вследствие поступления мотивированного предложения, поступившего со стороны профсоюзной организации либо любого другого органа, представляющего трудовые коллективы, о проведении таковой оценки
  • Внеплановая спецоценка проводится на вышеозначенных местах в течение 12-месячного срока со дня наступления вышеозначенных случаев. Стоит обратить внимание, что из-за изменения наименований рабочих мест, реорганизации хозяйствующего субъекта, либо изменения Ф. И. О. предпринимателя СОУТ проводить не требуется

Четыре класса условий труда

По степени опасности и вредоносности все условия труда подразделяются по четырем классам:

1 класс. В него входят трудовые места с оптимальными условиями, при коих на трудящихся не оказывается воздействие опасными, а также вредоносными для здоровья производственными факторами за их полным отсутствием, либо в случаях, когда уровни воздействия упомянутых факторов не превышают допустимого уровня, оговоренного в нормативах условий труда и принятых как безопасные для человека, и попутно на рабочих местах созданы все предпосылки, направленные на поддержание высокого уровня работоспособности трудящихся

2 класс. В него входят трудовые места с допустимыми условиями, при коих на трудящихся оказывается воздействие опасными, а также вредоносными для здоровья производственными факторами, но уровни воздействия упомянутых факторов не превышают допустимого уровня, оговоренного в нормативах условий труда, а изменения функционального состояния трудящихся может быть восстановлено за время регламентированного отдыха, либо к началу следующей рабочей смены (трудового дня)

3 класс. В него вошли трудовые места со вредоносными условиями, при коих на трудящихся оказывается воздействие опасными и вредоносными для здоровья производственными факторами, уровни воздействия которых превышают допустимые уровни, оговоренные в нормативах условий труда

4 класс. К данному классу относятся трудовые места с опасными условиями труда, при которых на трудящихся оказывается воздействие опасными, а также вредоносными для здоровья производственными факторами, уровни воздействия которых на протяжении полной либо частичной рабочей смены (трудового дня) могут угрожать жизни трудящегося, а последствия воздействия агрессивной среды на рабочем месте могут вылиться в развитие у трудящихся острых профзаболеваний, приобретенных в ходе осуществления трудовой деятельности

3 класс, в свою очередь, подразделяется на 4 подкласса:

3.1 — подкласс вредоносных условий труда 1-й степени, в который включены условия труда, где на трудящихся воздействуют опасные и вредоносные производственные факторы, по завершении воздействия которых функциональное состояние трудящихся, измененное под воздействием упомянутых факторов, может быть восстановлено за больший срок, чем отводится до следующей смены, т. е. организму трудящегося требуется больше времени без воздействия упомянутых факторов, чтобы полностью восстановиться и не иметь риска повредить здоровье

3.2 — подкласс вредоносных условий труда 2-й степени, в который включены условия труда, где на трудящихся воздействуют опасные и вредоносные факторы, чьи уровни велики на столько, что могут вызывать стойкие функциональные нарушения в организмах трудящихся, могущие привести к развитию начальных стадий тех или иных форм профзаболеваний либо профзаболеваний в легкой форме (без потери проф. трудоспособности), как правило, возникающих по истечению 15-летнего срока работы в упомянутых условиях

3.3 — подкласс вредоносных условий труда 3-й степени, в который включены условия труда, где на трудящихся воздействуют опасные и вредоносные факторы, чьи уровни велики на столько, что могут вызвать стойкие функциональные нарушения в организмах трудящихся, могущие привести к развитию у трудящихся легкой либо средней тяжести профзаболеваний (с потерей проф. трудоспособности), возникших за время выполнения трудовой деятельности в данных условиях

3.4 — подкласс вредоносных условий труда 4-й степени, в который включены условия труда, где на трудящихся воздействуют опасные и вредоносные факторы, чьи уровни велики на столько, что могут вызвать у трудящихся развитие профзаболеваний в тяжелой форме, сопровождающихся потерей общей трудоспособности, и приобретенных за время осуществления трудовой деятельности в данных условиях

Как правильно сэкономить на проведении СОУТ

Хозяйствующим субъектам с оптимально допустимыми трудовыми условиями предоставляется право проводить специальную оценку лишь раз в 5 лет. Данного рода поправки были внесены в ст. 11 ФЗ за № 426-ФЗ, вступившую в силу с 1 мая 2016 г. Регламент предусматривает, что для этого каждая организация по итогам проведения спецоценки должна сдать в трудинспекцию соответствующую декларацию соответствия. Ранее в декларации включались лишь те места, которые вредоносных факторов не имеют. На данный момент предусматривается включение организациями в декларации мест с оптимальными либо допустимыми условиями труда. Распространяется действие закона на все отношения с 1 числа января 2014 г. Организации вправе уточнять ранее сданные декларации. Для этого необходимо заполнить новый бланк, учитывая при этом все изменения, а в шапке упомянуть, что данный документ является именно уточняющим предыдущую отчетность. Таким образом можно повторно не оценивать уже задекларированные места. Организация может не проводить СОУТ в течение последующих 5 лет со дня подачи нового отчета. Но льгота действительна лишь в том случае, если в течение означенного срока не произойдут серьезные несчастные случаи, либо не будут иметь место случаи профзаболеваний. В таких случаях возникнет необходимость проведения внеочередной СОУТ. В целом же на проведение специальной оценки цена устанавливается исходя из физических данных действующего субъекта, а именно: численности рабочих мест, финансового состояния, местонахождения и прочих критериев

Ответственность за непроведение СОУТ

Исчерпывающий ответ дан п. 3 ст. 11 ФЗ за № 421-ФЗ, датированного 28 декабря 2013 г., посредством которого в КоАП РФ были внесены соответствующие поправки. С этого момента ч. 2 обновленной ст. 5.27.1 КоАП РФ в случаях, если работодателями были нарушены порядки проведения СОУТ (включая и отказ от ее проведения) предусматриваются, в лучшем случае, предупреждения, а в худшем — штрафы:

  • В размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — для должностных лиц
  • В размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — для лиц, являющихся работодателями, осуществляющими свою деятельность без образования юр. лица
  • В размере от 60 тыс. до 80 тыс. руб. — для хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, компаний, фирм, учреждений и пр.)

Следует принять во внимание, что, в соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ за № 421-ФЗ, датированного 28 декабря 2013 г., данные меры вступили в силу лишь с 1 января 2015 г. Не проведение организациями специальной оценки является прямым нарушением ТЗ РФ. Административная ответственность за нарушения законодательства об охране труда в 2017 г. устанавливается ст. 5.27 КоАП РФ. Исходя из данной статьи работодатели, в том числе за отказ от проведения специальной оценки, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафов:

  • В размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. — для должностных лиц организаций либо дисквалификация на срок до 3 лет (если нарушение будет зафиксировано повторно)
  • В размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. — для индивидуальных предпринимателей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • В размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. — для хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, компаний, фирм, учреждений и пр.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток

В КоАП РФ с 1 января 2015 г. была добавлена ст. 5.27.1, в которой были прямо прописаны меры ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение порядка проведения СОУТ. В частности, в ней оговорены следующие меры административной ответственности в виде:

  • Для должностных лиц организаций — первичного предупреждения, затем — штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и при последующем нарушении — штрафа от 30 тыс. до 40 тыс. руб. либо дисквалификации на срок до 3 лет
  • Для индивидуальных предпринимателей — первичного предупреждения, затем штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и при последующем нарушении — штрафа от 30 тыс. до 40 тыс. рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Для хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, компаний, фирм, учреждений и пр.) — первичного предупреждения, затем штрафа от 60 тыс. до 80 тыс. руб. и при последующем нарушении — штрафа от 100 тыс. до 200 тыс. рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток

Исходя из вышеизложенного, намного проще будет провести специальную оценку у себя в организации, чем испытывать такие проблемы, к тому же рано или поздно, как ни откладывай, а проводить данную оценку придется, если, конечно, работодатель и дальше собирается осуществлять свою экономическую, производственную, финансовую и прочую деятельность. В частности, в Московской области функционирует множество специализированных организаций, где возможно проведение специальной оценки, по сути, и сама по себе может похвастать наличием множества организаций, осуществляющих данный род деятельности

О чем забывают инспекторы, штрафующие за нарушение порядка проведения СОУТ

Постановлением ВС РФ, датированным 9 августа 2016 г., за № 57-АД16-5 были отменены решения общеюрисдикционных судов о правомерности наложения и последующего взыскания штрафов в размере 60 тыс. руб. на организацию, не прошедшую комплекс мер по проведению СОУТ. Нормативы положений позволяют проводить СОУТ в Москве, как и в любом другом регионе страны, поэтапно, с полным завершением к 31 декабря 2018 г. Но и здесь имеются свои исключения, поскольку, данный порядок не распространяется:

  • На рабочие места с опасными либо вредоносными факторами
  • На специальности, дающие право досрочного выхода на пенсию

Также законом предусматривается и проведение внеплановой СОУТ. В конкретных случаях инспекторы, при наложении штрафа, не исследовали имеются ли в штате организации рабочие места с упомянутыми характеристиками. Также контролерами не была произведена проверка на предмет наличия оснований на проведение внеплановой специальной оценки. Именно эти критерии и послужили основанием к отмене наложенных штрафных санкций

Как часто следует проводить СОУТ?

Общее правило гласит, что СОУТ должна проводиться не реже, чем раз в 5-летний срок. В случае уже имеющейся аттестации спецоценка может быть проведена по прошествии 5-летнего срока со дня последней аттестации. Но в некоторых исключительных случаях, спецоценка может быть проведена и внепланово, то есть раньше означенного срока. Чаще всего назначается внеплановая специальная оценка в следствие введения в эксплуатацию дополнительных рабочих мест, в отношении которых спецоценка еще не проводилась

Вторым по счету и значимости критерием проведения внеплановой оценки являются изменения, вводимые или производимые на рабочих местах, способные вызвать изменения уровня опасности окружающих трудящегося факторов. Это могут быть замена оборудования, изменение в самих технологических процессах, а также смена сырья или материалов, использующихся в ходе трудовых процессов и прочие типы нововведений. Нередко внеплановые СОУТ назначаются после несчастных случаев, случившихся на производстве или при возникновении у трудящихся профессиональных заболеваний

Также поводом к внештатной СОУТ может стать предписание, полученное от инспектора по труду, либо мотивированный запрос на проведение спецоценки со стороны профсоюзных выборных органов

Оплачивает и организовывает данную оценку, как и аттестацию до 2014 г., работодатель, о чем прописано все в той же ч. 1 ст. 8 Закона. Проводится же оценка непосредственно работодателем вкупе с работниками специализированной организации, с которой в соответствии с ч. 2 ст. 8 закона, был заключен гражданско-правовой договор на проведение СОУТ в Москве или в любом другом городе и регионе страны

Выбирая такую организацию, работодатель должен руководствоваться требованиями, предъявляемыми Законом (ст. 19 и ст. 20) к организациям, осуществляющим деятельность в данной сфере

Требования, предъявляемые Законом к организациям, занимающимся проведением специальной оценки, заключаются в том, что:

  • Они должны являться лицами, независимыми по отношению к работодателям, нанимающим их для оценки
  • В уставной документации данных организаций проведение спецоценки должно значиться как основной род деятельности
  • Они должны быть аккредитованы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ, датированным 1 апреля 2010 г. за № 205н, причем весь перечень организаций, прошедших данную аккредитацию и допущенных к проведению специальной оценки, опубликован непосредственно на сайте Минтруда РФ
  • В их составе должно иметься как минимум 5 специалистов, осуществляющих свою деятельность на основании трудового договора, и сертифицированных на выполнение работ по спецоценке, и в том числе 1 (или более) специалист с высшим образованием в одной из специальностей
  • Также в них должны входить специалисты с медицинским образованием, а именно: врачи по общей гигиене, врачи по гигиене труда, врачи-специалисты в областях санитарно-гигиенических лабораторных исследований
  • Должен иметься специальный испытательный лабораторный центр, аккредитованный российским национальным аккредитационным органом в порядке, обусловленном законодательством, причем область аккредитации данного лабораторного центра должна распространяться на проведение испытаний и исследований, а также измерение опасных и вредоносных факторов, имеющих место в производственной среде, либо возникающих в ходе осуществления трудовых процессов
  • Порядок допуска вышеуказанных организаций к осуществлению деятельности по проведению специальной оценки, регистрации с последующим занесением их в реестр организаций, занимающихся СОУТ, приостановления либо полного прекращения их деятельности по осуществлению специальной оценки установлен Правительством РФ, а именно, в ст.19 и ст. 22 Закона, датированного 28 декабря 2013 г., за № 426-ФЗ
  • Разногласия, могущие возникнуть в процессе проведения СОУТ, несогласие работодателей или работника с результатами проведенной оценки на том или ином конкретном рабочем месте, жалобы работодателей на действия либо бездействия специалистов организации, проводящей специальную оценку, должны рассматриваться и решаться федеральным государственным органом исполнительной власти, в полномочия которого входят обязанности проведения госнадзора на федеральном уровне за соблюдением норм и нормативных актов ТЗ РФ региональными властными органами, решения которых, в частности, могут быть оспорены в суде в установленном порядке
  • Работодателями и работниками, а также выборными органами первичных профсоюзных организаций, равно как и иными представительными органами трудящихся могут быть обжалованы результаты проведения специальной оценки в суде в установленном порядке

Как гласит закон, это необязательно. Если до начала 2014 года в организации была проведена аттестация, СОУТ, в общем порядке, можно провести до окончания 5-летнего срока с момента проведения упомянутой аттестации. Ее результаты на данном промежутке времени могут играть роль результатов спецоценки

Выходит, если аттестация на предприятии проводилась в, скажем, 10 мая 2012 г., то специальную оценку на данном предприятии необходимо будет провести в срок до 9 мая 2017 г. включительно. Но бывают и исключения, когда на предприятии в связи с некоторыми обстоятельствами, прописанными в п. 1 ст. 17 Федерального Закона за № 426-ФЗ, датированного 28 декабря 2013 г., может возникнуть надобность в проведении внеплановой спецоценки

Также руководитель предприятия и по собственной инициативе волен проводить внеплановую СОУТ. Как правило это делается, чтобы иметь возможность пересмотреть гарантии, применяемые по отношению к трудящимся, задействованным на вредных производствах, и в дальнейшем предоставить их исходя из вновь полученных данных, что, в частности, оговорено в п. 4 ст. 27 вышеупомянутого закона

В соответствии с законом — нужно. В закрытом перечне категорий работников, в отношении которых не требуется проводить спецоценку, такая категория трудящихся не значится, а, следовательно, проведение спецоценки в данном случае — обязательно. Проводится она работодателем в связи с п. 2 ст. 8 Закона за № 426-ФЗ. Непроведение спецоценки в отношении данных рабочих мест является нарушением ТК РФ, и в частности ст. 22 и ст. 212, за что работодатель может быть привлечен к административной ответственности. А потому необходимо осуществлять за данными рабочими местами хотя бы косвенный контроль. С этой целью в договорах с заказчиками (работодателями) должно предусматриваться право работодателей на доступ к упомянутым рабочим местам, на которых будут заняты трудящиеся. О том, как верно будет осуществить спецоценку на рабочих местах такого сорта подскажут эксперты специализированных организаций, призванных проводить процедуры СОУТ

К примеру, аттестация была проведена в мае 2013 г. По ее итогам 10 рабочих мест были квалифицированы как маловредные, относящиеся к 3-му классу 1-й степени, и еще 3 — как опасные. Какие тарифы тут необходимо применять, чтобы производить отчисления в ПФР? Все просто. За трудовые условия 1 степени вредности отчисляется 2%. За опасные (4-й класс) — 8%. Следует иметь в виду, что доп. взносами за вредность могут облагаться лишь выплаты трудящимся, занятым на рабочих местах с вредными (опасными) условиями, имеющим право на досрочную пенсию. Списки данных должностей были утверждены Постановлением № 10. Для определения размеров дополнительной тарификации страх. взносов в ПФР следует учитывать подкласс условий труда, который был присвоен рабочему месту по результатам специальной оценки или аттестации, либо, если оценка не была произведена, разновидность работ, на которых трудящийся занят. Организации, на которых по результатам аттестации на трудовых местах были установлены вредные или опасные условия труда, имеют возможность в ходе отчисления взносов в ПФР применять новые доп. тарифы, как упомянуто в ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ за № 212-ФЗ. В данном случае, для «вредного» подкласса 3.1 это 2%, а для «опасного» класса 4 — 8%. Всю информацию можно почерпнуть из ставок доп. страховых взносов

Если в ходе аттестации выявлено, что в организации условия труда оптимальные, но трудовые места в офисах проверку не проходили, требуется ли начислять доп. страх. взносы в 2014 г. на выплаты трудящимся, занятым за компьютерами? Тут стоит помнить, что результаты аттестации разрешены к применению для расчета доп. взносов в ПФР на протяжении 5-летнего срока с момента ее проведения. Но не далее, чем до конца 2018 г., о чем оговорено в ч. 4 ст. 27 Закона за № 426-ФЗ. Нет. В данном случае доп. взносы не начисляются. Они должны начисляться только в отношении тех трудящихся, которые заняты на тяжелых либо вредных работах, и имеющих право на досрочный уход на пенсию. А поскольку офисные рабочие места к опасным не относятся, то и доп. взносы по ним не начисляются. Но стоит помнить, что в соответствии с нынешним законодательством, а в частности с п. 3 ст. 3 упомянутого Закона, теперь все рабочие места должны пройти СОУТ, и офисные, где трудящиеся заняты за вычислительными машинами и прочей оргтехникой, не исключение. Провести спецоценку данных рабочих мест в обязательном порядке необходимо будет в срок до конца 2018 г. Данную оценку можно провести по упрощенной процедуре, просто проведя идентификацию данных рабочих мест на предмет опасных либо вредоносных факторов, как прописано в ч. 6 ст. 27 Закона за № 426-ФЗ

По итогам аттестации 2013 года по всем абсолютно рабочим местам организации был установлен 2 класс трудовых условий, т. е. «допустимые». И, несмотря на это, нам уже советуют провести СОУТ. Как может повлиять ее проведение на тарифы доп. взносов в ПФР? Конечно повлияет. До проведения СОУТ доп. взносы начисляются по тарифу, закрепленному в ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 ФЗ за № 212-ФЗ (на основании письма ПФР, датированного 12 февраля 2015 г. за № НП-30-26/1707). По отношению к должностям, значащимся в 1 Списке это 6%, для попавших во 2 Список это 4%. На основании проведенной спецоценки могут быть присвоены оптимальные 1 или 2 классы условий труда, вследствие чего платить взносы по доп. тарифом и вовсе будет не нужно. Начиная с 1 января 2014 года размеры доп. тарифов в ПФР напрямую стали зависеть от результатов спецоценки, что видно из ознакомления с ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ за № 212-ФЗ. Действует следующая схема: чем хуже трудовые условия, тем выше взносы, и наоборот. Экспертами подсчитано, что самая низкая стоимость специальной оценки условий труда на данный момент — 1 тыс. руб. за одно место. Исходя из этого уже можно прикинуть, что вам будет выгоднее. Плюс ко всему, 2018 г. уже не за горами, и стоит принять во внимание тот факт, что при любых раскладах до его окончания так или иначе спецоценку проводить все равно придется

Трудящимся совмещается одновременно два типа работ, которые подпадают под разные значения доп. тарифов взносов в ПФР. Причем аттестация и спецоценка труда данного трудящегося не проводились. Какой тариф следует применять в данном случае? Шестипроцентный. Да, в практике часто можно встретить подобного рода случаи, когда трудящийся занят на работе, которую можно классифицировать одновременно по двум классам (подклассам) каждый из которых имеет свою ставку доп. тарифа. К примеру, в соответствии с одним и тем же договором нефтяник может осуществлять работу в условиях Крайнего Севера. Здесь стоит иметь в виду, что если трудящийся на протяжении месяца находился в учебном отпуске, то выплаты, начисленные на него в этот месяц, не облагаются доп. взносами, о чем указано в п. 1 письма ПФР за № НП-30-26/20622, датированного 30 декабря 2013 г. На сегодняшний день взносы в ПФР должны исчисляться со всех сумм выплат именно по наибольшему тарифу. Так, на 2014 г. были установлены такие доп. тарифы. Зарплата тех трудящихся, чьи должности фигурируют в 1 Списке, утвержденном Постановлением за № 10, должна облагаться доп. взносом по ставке 6%. С выплат трудящимся, фигурирующим во 2 Списке хозяйствующие субъекты должны платить доп. взносы по ставке 4%. Получается, что в данном конкретном случае за такого трудящегося придется платить по наибольшему 6%-ному тарифу, о чем сказано в п. 14 упомянутого письма

На предприятии работает пенсионер, которому уже выплачивается досрочная пенсия за выработанный «вредный» стаж. И по ныне он осуществляет свою деятельность во вредных условиях. В данном случае выплачиваются ли доп. взносы с его заработной платы? Да, выплачиваются. Доп. взносы должны выплачиваться за любых трудящихся, осуществляющих свою деятельность на рабочих местах со вредными либо тяжелыми условиями, имеющими право на досрочный уход на пенсию. Списки таковых должностей утверждены Постановлением за № 10. К примеру, в данном списке фигурируют электромонтеры, аккумуляторщики, литейщики пластмасс, газосварщики и пр. Если, к примеру, пенсионер является газосварщиком, то, несмотря на то, что он уже получает пенсию, в ПФР и дальше, как и для остальных, необходимо перечислять доп. взносы. Исключений для данного типа трудящихся законом не предусмотрены (п. 7 письма ПФР за № НП-30-26/20622, датированного 30 декабря 2013 г.)

По итогам аттестации было принято решение присвоить рабочему месту начальника отдела кадров вредность подкласса 3.1. В списках профессий, в отношении которых возможно досрочное назначение пенсии, должность специалиста кадровой службы не значится. Необходимо ли с его зарплаты начислять доп. взносы в ПФР? Нет, в отношении таких сотрудников доп. отчисления в ПФР не производятся. Они производятся только в отношении трудящихся, у которых в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 ФЗ за № 212-ФЗ, имеется право на досрочную пенсию. За прочих трудящихся доп. взносы не платятся вне зависимости от результатов спецоценки трудовых условий. Кстати, в ряде случаев руководитель организации обязан провести внеплановую СОУТ в течении ближайшего полугодичного срока. К примеру, в связи с образованием и запуском в эксплуатацию новых рабочих мест, внесенными изменениями в технологический процесс, в связи с предписанием госинспектора по труду, выявленными нарушениями и пр. (ст. 17 Закона за № 426-ФЗ)

В соответствии с ч. 1 ст. 92, ст. 117, ч. 1 ст. 146 и ст. 147 ТК РФ законом установлен ряд гарантий и компенсаций трудящимся, осуществляющим свою деятельность во вредных условиях. Но ныне гарантии и компенсации, исходя из принятого Закона за № 421-ФЗ, стали подразделяться исходя из подклассов. Это и сокращение продолжительности рабочего времени до 36 часов в неделю, если рабочие места относятся к подклассам 3.3, 3.4 либо классу 4; и повышение заработной платы на сумму не менее 4% от оклада, исчисляемую, исходя из тех или иных разновидностей работ с условиями труда, отнесенными к классу нормальных, применяемую в отношении рабочих мест, отнесенных к подклассам 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также к классу 4. Упомянутые здесь гарантии и компенсации положены трудящимся, занятым на рабочих местах с опасными либо вредоносными условиями вне зависимости от того, входят ли их должности в списки, которые утверждает Постановление за № 10, или нет. Здесь, по определению КС РФ, датированному 7 февраля 2013 г., за № 135-0, все зависит от того, чтобы воздействие опасных либо вредоносных факторов было подтверждено в результате проведенных аттестации или СОУТ

Имеет ли право комиссия признать аналогичными трудовые места со схожими характеристиками, параметрами среды и характером проводимых работ, если они относятся к разным подразделениям? На данный вопрос можно ответить, лишь получив больше конкретных данных. Чтобы рабочие места были признаны аналогичными, они должны обладать идентичными параметрами и характеристиками, которые оговорены в ст. 9 Закона за № 426-ФЗ. В случае, если это имеет место, рабочие места, хоть и находящиеся в разных подразделениях, должны признаваться аналогичными. Но поскольку трудящимися может быть использовано различное оборудование (к примеру, разные параметры процессоров у компьютеров, либо дисплеи мониторов разнятся в размерах и пр.), окружающий микроклимат может быть отличен друг от друга по температурным показателям, показателям влажности и пр., на рабочих местах может разниться степень освещенности, у световых приборов могут быть разные параметры пульсации и т. д. Исходя из учета вышеизложенного ответственность за принятие решения об аналогичности трудовых мест, если они расположены в разных подразделениях, целиком ложится на комиссию, которая должна действовать исходя из досконального сравнивания оговоренных в настоящем Законе параметров. Получается, что в целом это возможно

Рекомендуется исходить в данном вопросе из численности трудящихся по штатному расписанию, поскольку из этого количества высчитывается 20% мест со схожими параметрами, необходимых для того, чтобы после их оценки, спецоценка в целом была признана проведенной. Но поскольку данный вопрос не учтен ни в одном Законе, по данному поводу окончательное решение остается за комиссией. При принятии решения следует брать в расчет следующие нюансы. С одной стороны, в ходе проведения спецоценки исследуются и подвергаются анализу трудовые условия конкретных сотрудников. Поскольку целью специальной оценки условий труда является выявление опасных либо вредоносных факторов на конкретном трудовом месте в ходе совершения трудового процесса. Должны быть учтены и производственное оборудование, и сырье (материалы) использующиеся трудящимся, что оговорено ст. 10 и ст. 12 Закона за № 426-ФЗ. Отсюда видно, что идентификация опасных либо вредоносных факторов невозможна без присутствия на рабочем месте самого трудящегося. С другой стороны, если не провести спецоценку на числящихся в штатном расписании, но на данный момент вакантных трудовых местах, это придется делать позже, когда на любое из этих мест будет принят (оформлен) работник. В конечном счете, решение о включении тех или иных рабочих мест в спецоценку должно приниматься комиссией исходя из степени целесообразности. К примеру, если штатным расписанием предусмотрены такие рабочие места, на которые в скором времени запланировано нанять сотрудников, лучшим решением будет ввести эти места в общее число мест, в отношении которых будет проводиться СОУТ

Как прописано в ст. 11 Закона за № 426-ФЗ, такую декларацию обязаны подавать все работодатели (все хозяйствующие субъекты, включая организации госсектора и лиц, осуществляющих деятельность без образования юр. лица, но привлекающих граждан для проведения работ), которые провели на своем предприятии, в организации и пр. специальную оценку, в ходе которой: не были выявлены опасные либо вредоносные производственные факторы; условия труда на которых занесены в разряд оптимальных (1 класс) либо допустимых (2 класс) (не считая рабочих мест, на которых идентификация не проводилась). Форму и порядок подачи данных деклараций утвердил приказ Минтруда РФ за № 80н, датированный 7 февраля 2014 г. С мая 2016 г. стало возможным подавать декларации и на рабочие места, в отношении которых на ряду с идентификацией проводились измерения и исследования. Декларации представляются в госинспекцию труда по тому региону, в котором находится хозяйствующие субъекты (по месту жительства ИП). Данная обязанность закреплена ч. 1 ст. 11 Закона за № 426-ФЗ и п. 3 Порядка за № 80н. Отдельно следует обратить внимание на то, что если на руках имеется отчет о проведенной СОУТ, то декларацию подавать не требуется! Ее подают лишь тогда, когда на руках имеется лишь заключение экспертного специалиста, занимавшегося проведением специальной оценки о том, что в ходе спецоценки на рабочих местах потенциально опасных либо вредоносных производственных факторов выявлено не было. Но, как показывает практика, такие рабочие места попадаются чрезвычайно редко. По сути, если экспертом-оценщиком в ходе замеров хотя бы одного параметра — освещенности — был вынесен вердикт «вреден», и на сновании данного протокола измерений, даже если все оставшиеся позиции окажутся «безвредными», рабочее место будет отнесено к разряду «оптимальных» либо «допустимых», то декларацию, на основании Письма Минтруда РФ, подавать не требуется!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *