Плохие дороги как заставить муниципалитет отремонтировать
ВС решал, можно ли заставить администрацию отремонтировать дорогу
Житель улицы без тротуаров и освещения пытался через суд обязать ее отремонтировать. Но администрация уже утвердила план реконструкции дорог, куда эта улица не входила. Суды вынесли разные решения. Первая инстанция сочла, что раз дорога плохая, то можно обязать ее восстановить. А вот апелляция и кассация возразили: администрация сама решает, что и когда ремонтировать. Спор дошел до Верховного суда.
Петр Уткин* живет на улице Сосновой в Светлогорске Калининградской области. Ему, как и его соседям, не нравится, что на улице нет освещения и тротуаров для пешеходов, а сама дорога гравийная и вся в ямах. В августе 2019-го собственники квартир этого района обратились в местную администрацию, попросили провести капитальный ремонт дороги и установить фонари. Но им отказали. Чиновники объяснили, что в программу реконструкции до 2021 года их улица не включена. Но Уткин не сдался и пожаловался в прокуратуру и местный отдел МВД. Ответ пришел от начальника отдела ГИБДД МО МВД «Светлогорский». По его словам, проверка подтвердила нарушения ГОСТ. Руководитель отдела полиции выдал администрации предписание в течение 30 дней выровнять грунтовую дорогу, оборудовать на улице освещение и сделать тротуар. Чиновники ничего не сделали даже после того, как получили повторное предписание. Следом Уткин обратился в Светлогорский городской суд с административным иском (дело № 2а-102/2020).
Обязать отремонтировать: можно или нет?
Уткин требовал обязать администрацию округа до 1 февраля 2020 года включить улицу Сосновую в программу ремонта дорог, а до апреля 2021-го организовать ее реконструкцию, в том числе сделать тротуары и уличное освещение. Первая инстанция согласилась, что улица находится в плачевном состоянии. Дорога не соответствует техническим регламентам, а значит, небезопасна. Это известно из ответа ГИБДД, который получил Уткин. Раз до суда чиновники не предприняли никаких действий для устранения проблемы, то можно их обязать включить разбитую дорогу в план ремонта до 2021 года. Так решил суд и удовлетворил иск Уткина частично. С этим выводом не согласилась администрация Светлогорского городского округа и подала апелляцию. В ней объяснила, что в принятую муниципальную программу по ремонту дорог нельзя включить еще одну улицу, так как на это не хватит денег.
Калининградский областной суд отказал в иске, потому что закон не предусматривает правовых оснований для этого. А орган местного самоуправления сам вправе определять, что и когда ремонтировать. «Доказательства неудовлетворительного состояния дороги не могут нивелировать принцип самостоятельности органа местного самоуправления», — объяснила апелляция. В итоге суд отказал в иске, с этим позже согласился Третий кассационный СОЮ. Тогда Уткин пожаловался в Верховный суд (дело № 71-КАД21-8-К3). Рассмотрение его жалобы назначили на 8 сентября, но никто из сторон на заседание в ВС не явился. В итоге коллегия удовлетворила жалобу Уткина. Подробнее о позиции «тройки» станет понятно из мотивировочной части определения, которая будет опубликована позже.
Верховный суд заставил чиновников отремонтировать плохую дорогу
На улице не было тротуаров, освещения и даже асфальта, но чиновники не спешили с ремонтом. Местный житель обратился в суд, чтобы обязать местную администрацию провести реконструкцию дороги. Первая инстанция с ним согласилась, а вот апелляция и кассация решили, что муниципальные власти сами решают, что и когда ремонтировать. Верховный суд с таким подходом не согласился. Эксперты говорят, что ВС не первый раз встает на сторону граждан в спорах о плохих дорогах.
Петр Уткин* живет на улице Сосновой в Светлогорске Калининградской области. Ему, как и его соседям, не нравилось отсутствие освещения и тротуаров для пешеходов, а сама дорога была гравийная и вся в ямах. В августе 2019-го собственники квартир этого района обратились в местную администрацию, попросили провести капитальный ремонт дороги и установить фонари. Но им отказали. Чиновники объяснили, что в программу реконструкции до 2021 года их улица не включена. Но Уткин не сдался и пожаловался в местный отдел МВД. 7 октября 2019-го инспекторы ГИБДД МО МВД «Светлогорский» обследовали улицу и выявили нарушения ГОСТ. А на следующий день они выдали администрации предписание в течение 30 дней выровнять грунтовую дорогу, оборудовать на улице освещение и сделать тротуар. Но и после этого чиновники ничего не сделали.
Заставить провести ремонт
Тогда Уткин обратился в Светлогорский городской суд с административным иском (дело № 2а-102/2020). Он требовал обязать администрацию округа до 1 февраля 2020 года включить улицу Сосновую в программу ремонта дорог, а отдел ЖКХ администрации до апреля 2021-го организовать ее реконструкцию, в том числе сделать тротуары и уличное освещение. Первая инстанция согласилась, что улица находится в плачевном состоянии. Дорога не соответствует техническим регламентам, а значит, небезопасна. Это известно из обследования, которое провело ГИБДД. Раз до суда чиновники не предприняли никаких действий для устранения проблемы, то можно их обязать включить разбитую дорогу в план ремонта до 2021 года.
Но вот обязать отремонтировать улицу отдел ЖКХ нельзя, так как учреждение не является надлежащим ответчиком. В этой части иск нужно было предъявлять к отделу капитального строительства Светлогорского городского округа. Так решил суд и удовлетворил иск Уткина частично.
Администрация Светлогорского городского округа подала жалобу, где написала, что улицу нельзя включить в программу, так как на это не хватит денег. К этим доводам прислушался Калининградский областной суд. Он решил, что орган местного самоуправления самостоятелен и вправе определять, что и когда ремонтировать. А невключение дороги в муниципальную программу «Ремонт автомобильных дорог», по мнению апелляции, само по себе не свидетельствует о незаконном бездействии чиновников. В итоге суд отказал в иске, с этим позже согласился Третий кассационный СОЮ.
Чиновники в ответе
Тогда Уткин пожаловался в Верховный суд. Дело № 71-КАД21-8-К3 рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Коллегия указала, что именно местная администрация обязана содержать и ремонтировать дороги местного значения (к ним и относится улица Сосновая). Проверка ГИБДД подтвердила, что улица не соответствует техническим регламентам. Предписание об исправлении недостатков администрация не оспорила и не представила доказательства, что покрытие проезжей части соответствует ГОСТ. Более того, уже после обращения в суд специалисты отдела капитального строительства округа выезжали на место и визуально обследовали дорогу. Они заключили, что реконструкция все-таки необходима. Поэтому ВС посчитал, что апелляции и кассации ошиблись, когда решили, что в действиях администрации нет ничего незаконного.
«Тройка» не согласилась и с позицией первой инстанции, которая отказала в иске частично, так как требование было предъявлено к ненадлежащему ответчику (к отделу ЖКХ, а не к отделу капитального строительства администрации). Если суд поймет, что иск подан не к тому лицу, то он может заменить ответчика или (если истец не согласен) привлечь его как второго ответчика. Но первая инстанция этого не сделала. Поэтому ВС отменил акты трех инстанций и вернул спор Светлогорский городской суд. Заседание о повторном рассмотрении пока не назначено.
Эксперты: ВС против плохих дорог
Три инстанции решили, что акт ГИБДД о несоответствии дороги техническим требованиям и выданное на его основе предписание являются ненадлежащими, так как посягают на независимость администрации, отмечает Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × . Но, по словам эксперта, суды не соблюдали принцип распределения бремени доказывания, предусмотренный Кодексом административного судопроизводства.
Именно административный ответчик обязан доказать, что его действия законны. Но предписание ГИБДД никто не оспаривал, а в материалах дела нет доказательств, которые бы подтверждали соответствие дороги техническим требованиям и регламентам.
Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право ×
По мнению Александра Учайкина, старшего юриста БА Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Недвижимость, земля, строительство 11 место По количеству юристов 19 место По выручке 22 место По выручке на юриста Профайл компании × , определение примечательно тем, что коллегия фактически описала логическую последовательность рассмотрения административного иска: когда доказательств недостаточно или они вызывают сомнение, то вывод о необоснованности требований будет преждевременным. А Станислав Климов, адвокат АК Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры mid market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) 21 место По выручке × , отмечает вывод админколлегии, что нельзя отказать в иске лишь по формальному основанию, когда истец ошибся в выборе ответчика. В этом случае закон дает суду право заменить ненадлежащего ответчика.
По словам Александра Шарапова, юриста КСК групп КСК групп Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Частный капитал группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) × , ВС последовательно формирует практику защиты водителей и пешеходов, страдающих от плохих дорог. Так, в деле № 11-КАД20-4-К6 в декабре 2020-го ВС встал на сторону жителей одного из сел Татарстана, которые обратились в суд, потому что администрация не ремонтировала и не чистила от снега межпоселковую дорогу. Три инстанции гражданам отказали, а вот ВС указал, что собственник должен содержать проезжую часть в хорошем состоянии. Она должна соответствовать ГОСТ и СНиП и быть безопасной для водителей.
По делу № 30-КАД20-2-К5 сотрудники отделения ГИБДД Черкесска (Республика Карачаево-Черкесия) проверили улицы и выяснили, что на некоторых из них не хватает дорожных знаков. Они вынесли мэрии пять предписаний. Администрация города посчитала, что заниматься этим должно управление жилищно-коммунального хозяйства. Чиновники обратились в суд, чтобы оспорить предписания, и три инстанции с ними согласились. Но ВС решил, что требования ГИБДД являются обоснованными. Если за ремонт и содержание дорог местного значения отвечает структурное подразделение мэрии (управление ЖКХ), это не означает, что предписания нельзя выписывать самой администрации.
Возможно, позиции ВС по этим делам и спору Уткина заставят органы управления более ответственно относится к содержанию дорог.
Плохие дороги – как заставить муниципалитет отремонтировать?
Кто обязан осуществлять содержание и ремонт автомобильной дороги местного значения, если дорога не соответствует техрегламентам?
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность, включая осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, а также осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В свою очередь, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения их сохранности. Порядок содержания дорог местного значения устанавливается муниципальными правовыми актами.
Больше о несоответствии дороги техническим регламентам, читайте здесь: Как взыскать ущерб автомобилю из-за выбоины на дороге
Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Ремонт осуществляется в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с установленными правилами.
Автомобильные дороги общего пользования в границах поселения
Из положений законодательства следует, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений, муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения (муниципального района). Исключение составляют автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частные автомобильные дороги.
Исходя из изложенного, обязанность по содержанию, текущему и капитальному ремонту дорог местного значения возлагается на органы местного самоуправления и за счет средств местного бюджета. В случае неисполнения указанных обязанностей граждане вправе обратиться в суд с административным иском об обязании органа местного самоуправления включить дорогу местного значения в муниципальную программу ремонта автомобильных дорог.
Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист по административным делам, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.
Требуются юридические услуги? Запишитесь на консультацию к юристу по телефонам: +7 (922) 98-98-223 , +7 (922) 98-98-224
Как заставить чиновников отремонтировать дорогу на дачу
Вот и наступила весна! Поют птицы, солнышко все ярче и теплее. Природа потихоньку просыпается. А это значит, что уже совсем скоро мы с вами отправимся на дачу! Одни положительные моменты, правда, за исключением одного — дороги! Ее там нет.
У многих автомобилистов путь на дачу, если хотите в деревню, лежит через колдобины, ямы, разбитый напрочь асфальт, грязь, глину и через вековые лужи, в которых уже растут камыши.
Раньше у моего отца цепи для колес являлись обязательным атрибутом в багажнике его «восьмерки». Да и я, надо признаться, немало натерпелся, когда приходилось последние два километра до дома ковылять по глинистой дороге после дождя. Кто знает, что такое глина, меня понимает. Зато это хороший опыт, после пройденных двух километров осеннего глинистого бездорожья в моросящий дождь на праворульном хэтчбеке уже никакие заносы не страшны, что называется, «присягу принял». Но это все уже как пять лет в прошлом — дорогу, благодаря местному коммерсанту, там сделали, засыпали песком, и лужи теперь нам не страшны.
Да ладно мы, дачники! А вот как быть жителям деревень, которые за хлебом ходят в соседнюю деревню и в фельдшерский пункт ездят в район? В такие деревни «скорая» отказывается приезжать, ссылаясь, на то, что застрянет. А если кто-то из деревенских умрет? Как тогда? Старенькие бабушки на самодельных носилках пять километров должны тащить его в мороз, в метель, в жару? У местной администрации никогда нет денег на ремонт местных дорог.
Если вы думаете, что надежды на светлое будущее нет, вы сильно заблуждаетесь. Если ничего не предпринимать, то ремонта дороги можно ждать годами. А вот если постараться, то есть вероятность прокатиться до фазенды с ветерком уже в этом сезоне.
Прошлой осенью ко мне обратился один депутат земского собрания с просьбой составить жалобу в адрес местной администрации. Жалобу я подготовил, и ее пример — ниже.
Важно! Дороги в России подразделяются на несколько категорий: федеральные, региональные и местные. Федеральные находятся на балансе Росавтодора (за исключением платных, но это другая история), региональные — на балансе субъектов федерации, а вот местные — на балансе районных администраций. Какого-либо сайта, где можно было бы узнать, кому принадлежит та или иная дорога, не существует. Поэтому может статься, что районная администрация вам ответит на жалобу, что это вообще не их «епархия». Если дорога оказалась региональной, значит, жаловаться надо «выше», в ответственный областной комитет. А вот бесхозных дорог не существует в природе! Поэтому принцип «Я не я, корова не моя» тут не работает. Если администрация вам отказывает и говорит, что вообще не в курсе, что за дорога такая, то направляйте жалобу в прокуратуру. Они там должны выявить ответственное за ту или иную дорогу лицо и принять меры.
На фото: та самая дорога, про которую жалоба
А вот и сама коллективная жалоба, которая послужит образцом для вашего обращения:
«Мы, жители поселка Ляхова Балахнинского района Нижегородской области обращаемся к Вам с просьбой по ремонту дороги, идущей по улицам поселка Большая, Чапаева, переулок Полевой, Горушка и Куйбешева.
Так, в процессе эксплуатации указанной дороги под воздействием колес тяжелой техники, каждодневно проходящей к вновь строящимся домам, а также других транспортных средств, температурных колебаний, выпадающих осадков и других факторов автомобильная дорога износилась и находится в настоящее время в отвратительном состоянии, а именно: одни сплошные ямы, ухабы, выбоины и просадки дорожного полотна, что также мешает зимой чистить снег.
Отсутствие надлежащего состояния дороги подвергает нас, жителей поселка, реальной угрозе жизни, здоровью и нашему имуществу. В частности, создается угроза неприбытия вовремя бригад «скорой помощи» для оказания экстренной медицинской помощи, нарядов полиции для пресечения противоправных деяний, а также пожарных в случае возгорания.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм закона местная администрация обязана поддерживать дороги в населенном пункте в состоянии, пригодном для использования, то есть осуществлять ремонт дороги, а также уборку снега. В связи с чем просим Вас выполнить свою обязанность, регламентированную законодательством. В противном случае мы будем вынуждены обратиться с жалобой на бездействие администрации в прокуратуру Нижегородской области, а также с заявлением в суд.
Ответ просим направить в установленный законом 30-дневный срок по адресу: …»
Отсутствие дороги на улице
Проживаем в сельской местности, по улице проходит грунтовая дорога без покрытия. Каждую весну и осень она становится непригодной для проезда, что создает угрозу жизни и здоровью жителей улицы. Все попытки договориться или заставить власти сделать дорогу (хотя бы отсыпать щебнем) заканчиваются тем, что власти ссылаются на то, что дорога относится к 5-й категории и не подразумевает ремонта и твердого покрытия, а только грейдирование. Как можно добиться ремонта дороги?
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
— приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;
— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление указанных полномочий на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;
— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, обеспечение проведения мероприятий, направленных на безопасность дорожного движения на дорогах местного значения, к которым относятся и грунтовые дороги сельского поселения, возлагается на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся данные дороги.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст, устанавливает сроки проведения мероприятий по устранению дефектов дорожного покрытия, в том числе для дорог 5-й категории.
Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) содержат основные положения по организации и выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, искусственных сооружений и элементов их инженерного обустройства, обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с приказом Минтранспорта России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» установлен состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог. Классификация предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного проихзводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, для решения вашей проблемы необходимо направить письменный запрос в местную администрацию с требованием приведения дорожного покрытия дороги в надлежащее состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Желательно предварительно заказать проведение независимой экспертизы дорожного покрытия.
В случае получения отказа его можно обжаловать в порядке ч. 1 статьи 218 КАС РФ.
Кто должен уложить дорогу к участку: вопросы и помощь юриста
Когда покупаем жилье за городом или решаем построить дом на загородном участке, нам обязательно приходится столкнуться с вопросами об обустройстве территории. Один из основных вопросов — кто должен уложить дорогу к участку? Ведь состояние дороги имеет большое значение для удобства жильцов и доступа к имуществу. Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться.
Законодательство Российской Федерации не разъясняет однозначно, кто должен содержать и отремонтировать дорогу к частному участку. В населенных пунктах, где участок находится, есть стандарты благоустройства, но они не содержат явной информации о том, кто должен обеспечивать доступность дороги к участку. Как узнать, к кому обращаться в таком случае? В первую очередь, стоит обратиться к местному самоуправлению или администрации населенного пункта.
В некоторых случаях, ответ на вопрос о содержании дороги может зависеть от типа поселкового территориального образования. Если участок находится в СНТ или другом местном коллективном организации, то ответ может быть четким: сами жители обязаны поддерживать и обслуживать дорогу исключительно в собственных силах и за свой счет.
Если участок находится в МКД или в другом муниципальном образовании, в котором присутствует управляющая компания или ТСЖ, ситуация может быть более сложной. Здесь важно уделить внимание договору, заключенному между владельцами участков и управляющей организацией. В этом случае, необходимо изучить документы, чтобы узнать, кто несет ответственность за обеспечение проезда к участкам и что делать в случае неполадок или потребности в ремонте дорог проекта благоустройства.
Кто отвечает за укладку дороги к земельному участку и вопросы, требующие помощи юриста
Если вы приобрели земельный участок и столкнулись с проблемой проезда к нему, то вы можете задаться вопросом: кто должен уложить дорогу к участку? Как узнать, что делать в данной ситуации?
Ответ на этот вопрос может зависеть от различных факторов. Во-первых, это может зависеть от местного законодательства и стандартов в вашем населенном пункте. Во-вторых, если участок находится на территории СНТ или МКД, то возможно, что за содержание дорог и проездов отвечает администрация этих организаций.
Если вы хотите узнать, что делать в конкретной ситуации, лучше обратиться к юристу, специализирующемуся на земельном законодательстве и недвижимости. Юрист сможет проанализировать вашу ситуацию и дать конкретные рекомендации, основанные на действующем законодательстве.
Однако, если вы решите самостоятельно заняться укладкой дороги к участку, то вам придется сделать ряд действий. Сначала вы должны узнать, куда именно должна быть проложена дорога и какие есть требования и стандарты для ее устройства. Затем вам может потребоваться сделать проект дороги и получить разрешение от соответствующих органов.
Если ваш участок находится в частной собственности или является отдельным земельным участком, то вам будет необходимо самостоятельно организовать и оплатить укладку дороги. В случае, если на территории участка требуются работы по отремонтированию дороги или озеленению, вы также будете нести ответственность за проведение этих работ.
В целом, вопрос ответственности за укладку дороги к земельному участку может быть достаточно сложным и требовать консультации специалиста. Как правило, в таких случаях лучше обратиться к юристу, чтобы получить четкие рекомендации и избежать возможных проблем.
Озеленение территории частного дома: важность и возможности
Озеленение территории частного дома имеет большое значение для создания комфортного и приятного пространства. Желая сделать свой участок пригодным для отдыха, растительности необходимо уделить должное внимание.
Если вы хотите узнать, кто должен уложить дорогу к вашему участку, в первую очередь следует обратиться в местное управление дорог и деревень. Но что делать, если участок находится в СНТ или МКД? В таком случае ответственность за содержание дороги и озеленение территории обычно лежит на самих жителях, а именно на СНТ или управляющей компании.
Каждый населенный пункт или администрация имеют свои собственные стандарты благоустройства территории. Чтобы узнать, какие требования и стандарты действуют в вашем районе, следует обратиться в местную администрацию или земельное управление. Также полезно ознакомиться с пунктом договора или устава СНТ или МКД, где могут быть указаны правила и обязательства по обслуживанию и озеленению территории.
Ремонт дороги и озеленение территории должны быть выполнены в соответствии с указанными стандартами и требованиями. Это включает обеспечение безопасности, удобства и эстетической привлекательности. Если у вас возникают проблемы с озеленением участка, можно обратиться в компанию по благоустройству территории или найти профессиональных специалистов, которые помогут вам в создании красивого и ухоженного ландшафта.
Озеленение территории частного дома играет важную роль в создании комфортной обстановки и приданию значимости данному пространству. Она может быть достигнута через различные способы, включая посадку деревьев, кустарников, цветов, газонов и создание ландшафтных композиций. Зеленая зона с планировкой фитокомпозиций помогает создать атмосферу благополучия и спокойствия.
Содержание территорий многоквартирных домов: обязанности и направления деятельности
Кто должен содержать территорию многоквартирного дома? В соответствии с Земельным кодексом РФ, обязанность по содержанию территории несет собственник, либо владелец дома. Это может быть юридическое или физическое лицо. Если дом находится на участке частного общежития, то обязанность возлагается на СНТ или ЖСК.
Что должно быть сделано для содержания территории? Основные направления деятельности включают в себя благоустройство и озеленение местного значения, содержание проезда и дороги, а также обеспечение отремонтированного земельного участка для пункта соблюдения установленных стандартов. Если на территории есть детская площадка или спортивная площадка, то их тоже должны содержать.
Как обратиться к администрации для установления порядка в содержании территории? Если собственник или владелец дома желает заставить администрацию ухаживать за территорией, он должен обратиться в местное управление или администрацию для разрешения данной ситуации. При обращении следует указать на нарушения, описание состояния и что нужно сделать для решения проблемы.
Если администрация не реагирует на обращение, то собственнику или владельцу дома следует обратиться в суд. Суд может принять решение о привлечении администрации к ответственности и принудить ее выполнить обязанности по содержанию территории.
Куда обратиться для получения информации о том, кто должен уложить дорогу к участку
Если вы хотите узнать, кто должен уложить дорогу к вашему частному участку, вам следует обратиться в местное управление или администрацию по благоустройству. Возможно, у них есть информация о том, кто несет ответственность за содержание и обустройство дороги к вашему участку.
В некоторых случаях, особенно если ваш участок находится в поселке или населенном пункте, возможно следует обратиться в местное управление земельного и имущественного комплекса. Они могут предоставить информацию о правилах и стандартах, которые дома или СНТ должны соблюдать в отношении обустройства дороги к частному участку.
Если вы владеете квартирой в многоквартирном доме (МКД), может быть полезно обратиться в местное управление по благоустройству МКД. Они могут указать на стандарты и требования, которые должны выполняться при обустройстве проезда к вашему дому.
Если на вашем участке нет дороги или необходимо сделать озеленение проезда, вам, возможно, придется обратиться в местное управление по благоустройству или земельного и имущественного комплекса, чтобы узнать, как сделать дорогу или озеленение проезда на вашем участке.
Чтобы узнать, к кому обратиться для получения информации о том, кто должен уложить дорогу к вашему частному участку, вам следует обратиться в местное управление или администрацию, которая ведет дела по благоустройству и обустройству территории вашей местности.
Отсутствие проезда к земельному участку: что делать и куда обратиться
Если у вас есть земельный участок, на который нет проезда, вам необходимо принять несколько шагов, чтобы решить эту проблему. Во-первых, вы должны узнать, кому принадлежит дорога, которая ведет к вашему участку. Это может быть администрация местного самоуправления, муниципалитет или даже частное лицо.
Определить, кому принадлежит дорога, можно обратившись в соответствующую администрацию или изучив документы на земельный участок. Если дорога принадлежит частному лицу, вы можете связаться с ним и поискать варианты совместного ремонта или обслуживания дороги.
В случае, если дорога находится на территории садоводческого товарищества (СНТ) или многоквартирного дома (МКД), вам следует обратиться к их администрации и узнать, какие меры они предпринимают для ремонта и содержания дороги. В некоторых случаях может быть необходимо провести собрание собственников участков или квартир, чтобы обсудить эту проблему и принять решение о ее решении.
Если вы не можете найти владельца дороги, вы можете обратиться в местную администрацию и узнать о существующих стандартах благоустройства и содержания дороги на данной территории. В некоторых случаях администрация может обязать владельца участка обеспечить проезд к вашему участку в соответствии с установленными требованиями.
Необходимо помнить, что отсутствие проезда к земельному участку может ограничить его функциональность и значительно снизить его стоимость. Поэтому рекомендуется принять меры по обеспечению проезда к участку, чтобы сохранить его ценность и возможность использования.
Требования к администрации по укладке дороги к земельному участку в населенном пункте
Если у вас есть земельный участок в населенном пункте, и на территории между данным участком и ближайшим проездом нет дороги, вы можете обратиться к администрации с требованием уложить дорогу. Однако, стоит узнать, кто должен осуществить эти работы.
Существует несколько ситуаций. Если ваш участок находится на территории частного домовладения (МКД, СНТ), то ответственность за укладку дороги может лежать на местном жилищно-коммунальном управлении, обслуживающем данное жилищное объединение.
Если ваш земельный участок является частным, то требования к администрации по укладке дороги возлагаются на муниципальные органы. Для этого можно ознакомиться со стандартами благоустройства населенных пунктов, где осуществляются работы по устройству и содержанию проездов.
Однако, стоит помнить, что администрация не всегда обязана укладывать дорогу на вашем участке. Это может быть вызвано отсутствием необходимых финансовых средств, а также ограничениями по проектной документации и разрешениям на проведение работ.
Чтобы заставить администрацию провести работы по укладке дороги к вашему участку, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением. В этом случае важно составить правильные требования и предоставить все необходимые доказательства, подтверждающие ваше право на укладку дороги.
Как правило, администрация обязана укладывать дорогу к вашему земельному участку, если эта необходимость требует общественности и является частью общеградостроительной политики населенного пункта.
Принудительное ремонтирование дорог местного значения: порядок и правила
Если дома, садоводческое или дачное объединение (СНТ/ДНТ) находятся населенном пункте или в пределах муниципального образования, ответственность за содержание и ремонт дорог местного значения лежит на администрации этой территории.
Как желаете отремонтировать дорогу к вашему участку на вашей частной земельной территории? Получить информацию о стандартах благоустройства и озеленения на вашей территории можно обратившись в администрацию населенного пункта или муниципальное казначейство.
Чтобы заставить администрацию выполнить работу по ремонту дороги местного значения, вы должны обратиться с письменным заявлением в местные органы власти. В этом заявлении укажите, какую работу необходимо провести и к чьему участку она относится.
Если же в вашей местности нет органов администрации или они не отвечают на ваше обращение, вы можете обратиться с жалобой в вышестоящие органы власти. В этом случае правила и порядок разрешения вашей проблемы будут зависеть от нормативных актов и законов, действующих на вашей территории.
В случае дороги местного значения, которая является частью малоэтажного жилого дома (МКД), ответственность за ремонт такой дороги возлагается на управляющую организацию или собственников квартир в данном доме.
Если вам не удается добиться от управляющей организации или соседей отремонтировать дорогу к вашему участку, то вы можете обратиться в суд с исковым заявлением, чтобы принудить их выполнить необходимую работу.
Благоустройство садоводческих товариществ: стандарты и требования
Кто должен делать и что желать, чтобы обеспечить благоустройство на своем участке в садоводческом товариществе? Сначала стоит обратиться к местным стандартам и требованиям, учитывая, что каждая территория может иметь свои особенности. Если в садоводческом товариществе дома принадлежат в частную собственность, значит, обязанность по содержанию и благоустройству территории лежит на самих садоводах.
Однако, если садоводческое товарищество находится на земельном участке, принадлежащем государству или муниципалитету, то ответственность за благоустройство может возложиться на администрацию населенного пункта. В таком случае, необходимо узнать у местной администрации, что должен сделать владелец участка для благоустройства.
Важным аспектом благоустройства садоводческого товарищества является обустройство проезда. Чтобы обеспечить комфортное перемещение по территории, необходимо обращать внимание на состояние дорог и требовать их регулярного ремонта и ухода.
Озеленение также имеет большое значение при благоустройстве СНТ. Необходимо ставить акцент на обеспечение приятной и ухоженной атмосферы, создавая парковые зоны и озеленяя пространство.
В итоге, стандарты и требования к благоустройству садоводческого товарищества зависят от местного законодательства и особенностей территории. Каждый садовод должен знать, что ему необходимо сделать для улучшения состояния своего участка и прилегающей территории.