Что такое надзор после освобождения
Перейти к содержимому

Что такое надзор после освобождения

  • автор:

Что такое надзор после освобождения

УИК РФ Статья 173.1. Установление административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы

(введена Федеральным законом от 06.04.2011 N 66-ФЗ)

1. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 — 205.5, 206, 208, 210.1, 211, 220, 221, 277 — 279, 282 — 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 28.05.2017 N 102-ФЗ, от 13.06.2023 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, либо двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Администрация исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

4. Администрация исправительного учреждения после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания.

5. При освобождении из мест лишения свободы лицу, в отношении которого установлен административный надзор, администрация исправительного учреждения вручает предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

6. В предписании, указанном в части четвертой настоящей статьи, производится запись об установлении административного надзора и указывается адрес избранного места жительства или пребывания.

«Восемь лет ходить по струнке». Как устроен административный надзор

Административный надзор — ограничение свободы для бывших заключенных после освобождения. По сути, это дополнительный приговор, который назначается судом для профилактики рецидивов. Варваре Карауловой, осужденной за попытку примкнуть к ИГИЛ, в начале июня суд назначил административный надзор на девять лет, когда осудили ее на 4,5 года и она вышла условно-досрочно. По данным за 2016 год, административный надзор назначили 69 тысячам человек. Разбираемся, как он устроен и насколько эффективен.

Что такое административный надзор?

Бывшему заключенному Саше Королю после 24 лет отбывания наказания за кражи, грабежи и убийство другого заключенного дали три года административного надзора. Когда он освободился из колонии в марте 2020 года, ему выдали предписание явиться в город Тутаев Ярославской области. Здесь мужчина был прописан в последний раз, хоть и выписался в 91-м году.

«Каждую неделю у меня надзор, днем и ночью надо дома находиться. Я перебрался к семье в Рыбинск, надзор переставил, по вторникам отметка. Хорошая женщина отмечает, относится с пониманием. Через полгода можно подать в суд документы о досрочном снятии надзора, если нет косяков, а у меня пока нет залетов, участковый тоже с пониманием относится».

За поднадзорными наблюдают органы МВД: соблюдает ли бывший заключенный установленные судом временные ограничения прав и свобод, рассказала «МБХ медиа» адвокат «Правозащиты Открытки» Ирина Ручко. Суд может возложить на бывшего заключенного обязанность, например, отмечаться в отделении полиции до четырех раз в месяц, запретить выезд за пределы города, в котором установлен надзор, и выход из дома с 22 до 6 часов . Суд может запретить бывшему заключенному определенные действия. Например, если человек совершил преступление в пьяном состоянии, ему могут запретить посещать кафе и рестораны .

По федеральному закону об административном надзоре, принятому в 2011 году, мера устанавливается судом в отношении освобождаемых из мест лишения свободы с непогашенной или неснятой судимостью. Надзор могут дать осужденным за совершение тяжкого, особо тяжкого преступления, рецидив или преступления в отношении несовершеннолетнего.

«Надзор назначают, если осужденные признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, либо после освобождения в течение одного года совершили два и более административных правонарушения против порядка управления (глава 19 КоАП) или два административных правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, — говорит адвокат «Правозащиты Открытки» Ирина Ручко. — К таким правонарушениям относятся и пикеты, акции и митинги, из-за которых активистов привлекают по статье 20.2 КоАП, например, по этой причине надзор назначили и нашей подзащитной Ольге Шалиной». Активистке запретили участвовать в массовых мероприятиях.

Что будет за нарушение надзора?

За нарушение административного надзора предусмотрена уголовная и административная ответственность. По Уголовному кодексу, если поднадзорный не находится в предписанное время дома без уважительной причины, ему могут назначить наказание в виде обязательных работ на 180-200 суток, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года. Если не соблюдаются административные ограничения, могут оштрафовать по статье 19.24 КоАП на 1-1,5 тысячи рублей или арестовать на срок до 15 суток.

Житель Москвы Даур отсидел два срока по статье 228 УК РФ, и суд назначил ему восемь лет административного надзора в Москве.

«Надзор это такой ужас, надо каждый месяц отмечаться, три раза не отметился — замена надзора на срок сразу. Вот сейчас могут посадить вообще ни за что, — говорит Даур. — Восемь лет ходить по струнке, а с нашим государством это не совсем возможно, потому что с одной стороны мусора хотят заработать, уже все равно каким путем. Раз нарушение, два нарушение, третий раз поехал».

На какой срок могут назначить надзор?

Максимальный срок административного надзора связан со сроком погашения судимости. Например, срок погашения судимости за совершение тяжкого преступления восемь лет. Наказание назначается судом в пределах санкции статьи, а в некоторых случаях ниже низшего предела.

«Грабеж группой лиц по предварительному сговору, часть 2 статьи 161 УК РФ, относится к категории тяжких. При этом размер наказания в виде лишения свободы установлен от двух месяцев до семи лет. А срок погашения судимости за совершение тяжкого преступления — восемь лет», — объясняет Ирина Ручко.

Например, если человека привлекли за сексуальное насилие над несовершеннолетним, преступление при опасном или особо опасном рецидиве или преступление, совершенное в период нахождения под административным надзором, за которое лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, ограничение может быть установлено на срок, предусмотренный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Продолжительность надзора и ограничения зависят от степени опасности деяния и устойчивости общественно опасного поведения. Согласно разъяснениям Верховного суда, надзор не должен несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования и медицинской помощи.

Административный надзор действительно предупреждает рецидивы?

«Нормы об установлении административного надзора широко применяются на практике, — говорит Ручко. — Насколько мне известно, данные ограничительные меры действительно являются некоторым сдерживающим фактором для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, но, на мой взгляд, утверждать об их высокой эффективности в предупреждении преступлений и иных правонарушений нельзя».

Из того же Пленума Верховного суда следует , что в 2016 году под административный надзор поместили 69 тысяч бывших заключенных .

Это дополнительное ограничение свободы помимо самого приговора?

«По сути ограничения прав и свобод при установлении административного надзора тождественны ограничениям, устанавливаемым судом при назначении наказания в виде ограничения свободы либо условного срока, — объясняет Ирина Ручко. — При назначении вида и размера наказания за совершенное преступление судом уже учитывается тяжесть, общественная опасность, рецидив и другие отягчающие обстоятельства, поэтому, на мой взгляд, установление административного надзора нужно расценивать как дополнительное наказание к основному, назначенному по приговору суда».

Хотя у Верховного суда другая позиция : он считает надзор не наказанием, а профилактикой повторных преступлений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Административный надзор за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы

С 1 июля 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» (далее – «Федеральный закон № 64-ФЗ от 06.04.2011). Этот закон непосредственно затрагивает права и обязанности значительного количества осужденных, отбывающих наказание в настоящее время.

Существо надзора заключается в осуществлении органами внутренних дел наблюдения за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им определенных обязанностей.

Закон предусматривает, что в отношении поднадзорного лица могут быть установлены следующие ограничения:

1. Запрещение пребывания в определенных местах.

2. Запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.

3. Запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.

4. Запрещение выезда за установленные судом пределы территории.

5. Обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

В отношении каких лиц могут быть установлены административные ограничения?

Административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Однако сама по себе судимость лица за названные категории преступлений недостаточна.

Перечисленные обстоятельства могут послужить основанием для введения административных ограничений лишь при наличии одного из следующих оснований:

1. Лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

2. Лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Вне зависимости от наличия вышеперечисленных оснований надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или

освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Законом предусмотрен различный порядок определения срока административного надзора, который применительно к различным категориям лиц может составлять от одного года до трех лет (но не свыше срока погашения судимости) либо увязывается с установленным законодательством сроком для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Кроме того, предусмотрены основания приостановления течения срока административного надзора, продления такого срока и его прекращения.

Статьей 6 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 предусмотрен судебный порядок установления административного надзора на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел. Продлевается срок судом на основании заявления органа внутренних дел, а досрочно прекращается – по заявлению органа внутренних дел, поднадзорного лица либо его представителя. Рассмотрение вопросов осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

Законом достаточно подробно определены права и обязанности лица, в отношении которого установлен административный надзор, а также полномочия органов внутренних дел, осуществляющих наблюдение за соблюдением лицом соответствующих ограничений. Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на некоторые из прав сотрудников органов внутренних дел, которые связаны с определенными ограничениями фундаментальных прав бывших осужденных.

При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право: запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении; вызывать поднадзорное лицо для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом ограничений и выполнения предусмотренных законом обязанностей; входить беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Анализ положений закона позволяет сделать вывод о том, что в силу характера вводимых в отношении бывших осужденных административных ограничений, а также предусмотренных механизмов контроля за их соблюдением и возможности продления сроков, несоблюдение установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы может доставить большие неприятности определенным категориям осужденных даже после освобождения.

В связи изложенным, осужденным, определяясь с «линией» своего поведения в исправительном учреждении, стоит задуматься о том, что совершение злостного нарушения в период отбывания наказания либо совершение в течение года двух дисциплинарных нарушений, за которые администрацией применялось водворение в штрафной изолятор, могут повлечь за собой существенное ограничение прав осужденного после освобождения.

Последствия невыполнения административных ограничений и обязанностей весьма серьёзные. Так, установлена административная ответственность за несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений и невыполнение административных обязанностей. Максимальное наказание предусматривает наложение административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Одновременно законодатель ввел достаточно жесткую уголовную ответственность за уклонение от административного надзора. В соответствии с введенной ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ уклонение от административного надзора наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Брянской области

В силу статьи 1 Закона административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им предусмотренных Законом обязанностей.

Административный надзор устанавливается за социально-опасными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в целях предупреждения совершения ими преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор закреплен статьей 3 Закона и является исчерпывающим. При этом, основаниями для установления административного надзора являются:

признание лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в период отбывания наказания в местах лишения свободы;

лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

тяжкого или особо тяжкого преступления;

преступления при рецидиве преступлений;

умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, Законом предусмотрены случаи установления административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость независимо от наличия вышеуказанных оснований, а именно осужденного за:

совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);

совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 — 279, 282 — 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);

а также в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

В отношении поднадзорных лиц лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

запрещение пребывания в определенных местах;

запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

При этом обязательным является установление судом административного ограничения в виде:

обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;

запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

Следует иметь в виду, что согласно части 4 статьи 5 Закона в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

объявления поднадзорного лица в розыск;

признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

заключения поднадзорного лица под стражу;

осуждения поднадзорного лица, к лишению свободы за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления и направления его к месту отбывания наказания. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается. Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя.

Основания для прекращения административного надзора закреплены в статье 9 Закона, в их числе:

истечение срока административного надзора;

снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией);

осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией);

вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

смерть поднадзорного лица;

прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), если имеющаяся у него судимость погашена или снята;

погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), было прекращено ранее.

Также законом установлено, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению.

В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *