Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование в чем разница
Перейти к содержимому

Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование в чем разница

  • автор:

Разница между начальным и средним профессиональным образованием: существует ли она?

Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование-это одно и тоже образование или между ними существует разница?

—Здравствуйте, нет это разные вещи и уровни образования. См. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012

Добрый день, уважаемая, Татьяна

Это разные уровни профессионального образования закон Об образовании в Российской Федерации»,

Удачи Вам и вашим близким!!

Доброго времени суток! Согласно закону об образовании — специальное и техническое образование — это разные уровни образования — согласно закону.

Читайте также:

Могу ли я получить второе начальное профессионально образование бесплатно если имею одно среднее профессиональное

Я сирота. Могу ли я получить второе начальное профессионально образование бесплатно если имею одно среднее профессиональное образование и одно начальное профессиональное образование?

Возможно ли получить копию диплома о начальном профессиональном образовании, замененную на среднее профессиональное образование

Я потерял свой диплом о начальном профессиональном образовании, которое получил в 2003 году, окончив Московское ПТУ №. До поступления в ПТУ окончил среднюю школу и имею аттестат о среднем образовании.

Могу ли я получить копию диплома, согласно федеральному закону 273, в котором начальное профессиональное образование, будет заменено на среднее профессиональное образование?

Студент потерял диплом и получил дубликат, но в нём указано среднее профессиональное образование: что делать?

В 2001 году окончил П.У. Получил диплом о начальном профессиональном образовании, после утерял прислали дубликат в нем указанно среднее профессиональное образование. С работы хотят послать запрос. Позвонил в училище, говорят пришлём только что проходил начальное профессиональное образование?

Основные типы образования и их особенности

Объясните пожалйста что такое начальное профессианальное образование;

среднее профессиональное образование;

средне техническое образование.

Приравневаются ли курсы (1 месяц) к образованию?

Незаконченное высшее образоввание можно считать за высшее или среднее?

Мастер сухова строительства из ПУ 26

В ПУ 26 по профессии мастер сухова строительства с получением полного среднего образования, с 2008-2010 с 2010-2011 проходил военную службу, в 2011 получил диплом о начальном профессиональном образовании, в 2012 году вышел закон об образовании ст. 108 согласно ему теперь начальное профессиональное образование приравнивается к среднему образованию? Мой диплом подтверждает что у меня есть полное среднее образование? Поясните пожалуйста.

У меня начальное профессиональное образование, как быстро обучиться на диплом о среднем профессиональном образовании?

Оплата учебы в учреждении среднего профессионального образования: обязанность работодателя по ст. 177 Трудового Кодекса РФ?

У сотрудника есть два диплома: 1) Диплом о среднем (полном) общем и начальном профессиональном образовании; 2) Доплом о начальном профессиональном образовании. Вопрос: Обязан ли работодатель оплачивать учебу в учреждении среднего профессионального образования (среднее профессиональное учебное заведение)? Считается ли это разным уровнем профессионального образования по ст. 177 Трудового Кодекса РФ?

Возможно ли получить среднее профессиональное образование после начального профессионального образования и прохождения

Имеется диплом о начальном профессиональном образовании. Можно ли пройти проф. Переподготовку более 250 часов и получить среднее профессиональное образование?

Вопрос о получении диплома при наличии начального профессионального образования и обучении на дополнительном профессиональном

2011 году получила диплом о начальном профессиональном образовании по профессии портной. Сейчас обучаюсь на дополнительном профессиональном образовании по профессии инспектор по кадрам. Мне говорят что не дадут диплом так как у меня начальное профессиональное образование. Почему? Ведь получается что моё образование приравняли к среднем профессиональном образовании ссылаясь на статью 108 об образовании. Имею ли я право требовать от них диплом?

В чем разница начального профессионального и среднего профессионального образования

Образовательная система России представлена разными уровнями и ступенями профессиональной подготовки. Ключевые программы подготовки кадров представлены обучением в средне-специальных учебных заведениях и вузах. Внутри каждой группы есть разделение на подгруппы. В рамках получения образования в колледжах, техникумах или училищах классификация включает обучение в рамках НПО и СПО. Будущим студентам при выборе учебных заведений, кроме изучения информации об условиях поступления и характеристиках приемной компании, стоит разобраться, в чем разница начального профессионального и среднего профессионального образования.

Что такое начальное профессиональное образование (НПО)

Описание системы образования в России представлено на законодательном уровне в Федеральном законе «Об образовании» № 273.

Начальное профессиональное образование – первая ступень профессиональной подготовки, направленная на освоение определенного списка профессий, не требующих изучения сложных компетенций и навыков.

Особенности начального профобразования:

  • Освоение рабочих специальностей с присвоением квалификационного разряда от от 1 до 4.
  • Соответствие учебных модулей программам обучения ФГОС.
  • Контроль качества профподготовки и экспертного образования по результатам промежуточных и итоговых сессий.
  • Учащиеся получают диплом специалистов в определенной профессии и могут приступить к работе по специальности.
  • Освоение профессии после окончания 9-ти классов или 11-ти классов, для школьников, не поступивших в вуз или желающих быстро приступить к работе.
  • Срок получения образования 1 – 3 года.
  • Большинство специальностей представлено очной формой посещения занятий.
  • Выпускники с образованием НПО относятся к квалифицированным рабочим и служащим низшего звена

Список актуальных рабочих специальностей, доступных в рамках начального профессионального образования:

  • Слесарь;
  • Сварщик;
  • Крановщик;
  • Бурильщик;
  • Автомеханик;
  • Операционист;
  • Швея;
  • Повар;
  • Парикмахер;
  • Кондитер;
  • Делопроизводитель.

Список учебных заведений, позволяющих получить начальное профессиональное образование, указанный в законе:

  1. Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования – ГОУ НПО.
  2. Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования – НОУ НПО.

В зависимости от профиля и факультетов классификация включает:

  • ПТУ – технические училища;
  • ПТЛ – профильные лицеи.

Несмотря на то, что начальное профессиональное образование относится к низшему уровню профподготовки, оно не теряет своей актуальности.

Что такое среднее профессиональное образование (СПО)

Среднее профессиональное образование – высшее звено профильной подготовки по определенным специальностям, связанным со сложными техническими, гуманитарными, математическими или естественнонаучными дисциплинами.

Факты, описывающие среднее профессиональное образование:

  • Изучение общепредметных и специализированных ключевых дисциплин по модулям и программам;
  • Прокачка софт скиллов;
  • Получение конкурентного преимущества при трудоустройстве;
  • Выпускники средних специальных учебных заведений получают высокие квалификационные рабочие разряды 4 – 6;
  • Соответствие образовательных программ ФГОС;
  • Получение звание специалиста;
  • Поступление после 9-го класса или после 11-го класса на конкурсной основе по среднему баллу аттестата и дополнительным вступительным испытаниям по ряду программ;
  • Изучение предметов на уровне, достаточном для сдачи ЕГЭ и дальнейшего зачисления в универ.

Средние модернизированные в современный формат учебные заведения:

  • Колледжи;
  • Техникумы.

Перспективные образовательные программы в формате среднего профессионального образования:

  • Робототехника;
  • Токарное дело;
  • Буровые установки;
  • Энергообеспечение;
  • Отраслевой менеджмент;
  • Программирование;
  • Дизайн;
  • Музыкальное искусство;
  • Актерское мастерство;
  • Педагогика;
  • Юриспруденция;
  • Маркетинг;
  • Медицинские специальности;
  • Коммерция;
  • Технологическое предпринимательство.

В чем отличие НПО и СПО

  1. Выпускники колледжей с дипломами о среднем профессиональном образовании получают конкурентное преимущество при трудоустройстве и относятся к специалистам, студенты, окончившие лицеи и училища работают рабочими или служащими.
  2. Разница в сроках получения образования.
  3. Различия между средне-специальными учебными заведениями программами, утвержденными законом.
  4. Качество подготовки специалистов.
  5. Выпуск профессионалов в разных сферах.

Приравниваются ли НПО и СПО

Шаги лицеистского и среднего профессионального образования не приравниваются друг к другу, так как образовательные программы для студентов училищ и колледжей сильно отличаются друг от друга Обучение в ссузе высшей категории позволяет на базе 9-го или 11-го класса освоить сложные профессии и углубленно изучить компетенции, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей.

По рабочим специальностям начального ПО выпускники отличаются квалификацией и присваиваемым трудовым разрядом. Предоставление диплома о среднем профессиональном образовании помогает будущим работодателям определить уровень подготовки соискателя на должность и обеспечивает конкурентное преимущество перед претендентами с документами о начальном профессиональном образовании.

Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование в чем разница

Порядок получения среднего профессионального образования в настоящее время регламентируется следующими законодательными нормами:

Статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и

Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 11.12.2015).

Современное среднее профессиональное образование по своей сути — это несколько модернизированное среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно современной статистике:

из официально трудоустроенных в настоящее время работающих не менее 20 миллионов получили среднее профессиональное образование;

приблизительно 50% этих работников занята в сфере обслуживания и на производстве;

еще 50% — это работники умственного труда, в том числе среднее звено работников бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Порядок получения среднего профессионального образования с 2013 года регулируется статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ вступил в силу 01.09.2013 года и постоянно в него вносятся корректировки. В настоящий момент действует редакция Закона от 03.08.2018 года.

Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование

Довольно часто на страницах интернета путают понятия:

  • начальное профессиональное образование и
  • среднее профессиональное образование.

Разберемся с чем это связано и в чем отличия этих понятий.

Понятие «Начальное профессиональное образование» использовалось до конца 2012 года в утратившем силу Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» — Статья 22 «Начальное профессиональное образование».

В соответствии с данной статьей:

начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования;

начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

В утратившем силу Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» использовалось также понятие «Среднее профессиональное образование» — Статья 23 «Среднее профессиональное образование».

В соответствии с этой статьей:

среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;

подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования;

граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам;

среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

В новом Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ понятие «Начальное профессиональное образование» было ИСКЛЮЧЕНО.

В действующем в настоящее время Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ законодательно закреплены только следующие понятия:

  • профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

п.12 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • среднее профессиональное образование – как один из 4-х уровней профессионального образования;

п.4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования — могут разрабатываться по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования (среднего профессионального образования);

п.5 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

п.3 ч.2а Статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • профессиональная образовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

п.2 ч.3 Статьи 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • среднее профессиональное образование — направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Статья 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Также, чтобы лучше уяснить действующую в настоящее время терминологию в области профессионального образования, следует обратить внимание на следующие положения статьи 108 «Заключительные положения» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;

образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена.

Таким образом, использование в настоящее время понятия начального профессионального образования неправомерно. Современное законодательство об образовании предусматривает только уровень среднего профессионального образования.

Получение среднего профессионального образования

С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:

программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);

программы подготовки специалистов среднего звена.

Таким образом среднее профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Его можно получить:

10 — 11-ти классов среднего общего обязательного образования.

Обучение по программам среднего профессионального образования проводят:

  • колледжи, техникумы, лицеи, другие образовательные учреждения и организации.

Для поступления в профессиональную образовательную организацию необходимо представить:

Если среднее профессиональное образование начинается после 9-ти классов основного общего образования:

то в образовательную программу включаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 10 — 11-х классов среднего общего образования,

а также образовательные стандарты получаемой профессии или специальности.

Обучение и поступление в профессиональные образовательные организации проходит на бюджетной основе, если:

учащийся поступил после основного общего образования;

когда количество поступающих превышает количество бюджетных мест, учитываются результаты поступающих по образовательной программе основного или среднего общего образования (средний балл аттестата).

По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств:

  • в некоторых образовательных организациях среднего профессионального образования проводятся вступительные испытания творческой или профессиональной направленности.

Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности.

В соответствии с Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей:

  • могут поступать в образовательные организации среднего профессионального образования только на общих основаниях (без льгот).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе:

  • не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования:

  • обучение инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано по индивидуальным учебным планам и адаптированным образовательным программам, предусматривающим увеличение срока обучения по профессиям квалифицированных рабочих на 6 месяцев, по подготовке специалистов — не более чем на 10 месяцев.

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего:

  • не является получением второго или последующего среднего профессионального образования ПОВТОРНО.

п. 5 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Обучающиеся по программе среднего профессионального образования имеют право:

сдать ЕГЭ, даже если ранее не получали среднего общего образования;

в случае успешной сдачи экзаменов учащемуся выдается аттестат о среднем общем образовании.

С перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования можно ознакомиться в Приказе Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

Диплом о среднем профессиональном образовании

Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании. Диплом учитывается при поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

Виды образования: какие они бывают

Есть Международная стандартная классификация образования (МСКО), а есть национальные классификации, действующие в отдельных странах. В России классификация строится на основе закона «Об образовании в РФ».

Как классифицируют образование в России и в мире

Международная классификация принята ООН как часть международной системы социальных и экономических классификаций. Её используют в статистике для сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных. Это руководство для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций в разных странах по уровням и областям образования.

Международная классификация МСКО упорядочивает программы не только по уровням, но и по способам организации, выделяя формальное, неформальное и информальное образование.

А по уровням (то есть по степени сложности и специализации содержания образовательной программы) в МСКО выделяется девять видов образования:

  • 0 — образование детей младшего возраста;
  • 1 — начальное образование;
  • 2 — первый этап среднего образования;
  • 3 — второй этап среднего образования;
  • 4 — послесреднее нетретичное образование (оно направлено на приобретение учебного опыта на базе среднего образования, на подготовку к выходу на рынок труда, а также на получение третичного образования);
  • 5 — короткий цикл третичного образования (третичное образование — это академическое образование, а также углублённое профессиональное);
  • 6 — бакалавриат или его эквивалент;
  • 7 — магистратура или её эквивалент;
  • 8 — докторантура или её эквивалент.

В России же выделяют четыре вида образования:

Такая структура обеспечивает возможность получать образование на протяжении всей жизни.

При этом каждый вид образования включает несколько уровней — о них расскажем ниже.

Общее образование

Общее образование даёт основную базу знаний, которые пригодятся ему в жизни. Оно включает:

  • Дошкольное образование. Этап начинается в первые годы жизни ребёнка и длится, пока ему не исполнится семь лет. Дошкольное образование, согласно закону, включает развитие физических, интеллектуальных, нравственных и личных качеств, а также подготовку к следующим уровням обучения.
  • Начальное общее образование (1–4 класс). Этап длится четыре года, за которые дети должны овладеть чтением, письмом, счётом, культурой поведения и простейшими навыками самоконтроля, чтобы продолжить дальнейшую учёбу.
  • Основное общее образование (5–9 класс). Его получают в средней школе в течение пяти лет. На этом уровне требуется овладеть основами наук, развить склонности и интересы, способность к самоопределению.
  • Среднее общее образование (10–11 класс). Среднее общее образование получают в старшей школе за два года. На этой ступени развивают творческий потенциал, интерес к познанию и формируют навыки к самостоятельной учёбе, продолжению образования и началу карьеры.

Профессиональное образование

Профессиональное образование в России делится на два уровня:

  • среднее профессиональное образование (СПО);
  • высшее образование (ВО).

Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или профучилищах параллельно со средним общим образованием (если поступают туда после девятого класса) либо уже после него (если поступают после одиннадцатого класса). СПО, в свою очередь, делится на два типа: во-первых, подготовка квалифицированных рабочих и служащих, во-вторых, подготовка специалистов среднего звена. Суть СПО в том, чтобы подготовить профессионалов, которым в работе не нужна широкая академическая база. Обучение длится от двух до пяти лет в зависимости от сроков поступления, специальности, формы обучения.

Высшее образование получают в институтах и университетах, а готовят там высококвалифицированные кадры для всех сегментов экономики. Пока в России действует двухуровневое высшее образование по Болонской системе:

  • бакалавриат (обучение длится четыре года);
  • магистратура (обучение длится два года).

Кроме того, в отечественных вузах есть программы специалитета (обучение длится пять лет) — наследие советской системы образования. По уровню специалитет приравнен к магистратуре. Поэтому, например, люди, окончившие специалитет, не могут бесплатно поступить в магистратуру, в отличие от тех, кто окончил бакалавриат (но есть исключения, об этом юристы рассказывали здесь в ответе на вопрос 4.

Но сейчас Россия переживает перестройку национальной системы высшего образования, отходит от Болонской системы. В новой системе высшего образования сохранятся бакалавриат, специалитет и магистратура, но программ специалитета станет больше, чем сейчас, — прежде всего по программам подготовки, необходимым для технологического развития и модернизации экономики России (то есть инженерным и прочим технологическим специальностям). Уже готов соответствующий законопроект.

Согласно этому законопроекту, специалитет будет отдельным уровнем образования, а не приравненным к магистратуре.

Есть также третий (после реформы, когда специалитет станет самостоятельным уровнем, он станет четвёртым) уровень ВО — постдипломный (его также называют последипломным или послевузовским). Он называется подготовкой кадров высшей квалификации. К нему относятся:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *