Кто такой мигрант в россии
Перейти к содержимому

Кто такой мигрант в россии

  • автор:

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «МИГРАНТ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье отмечается, что отсутствие нормативного определения понятия « мигрант » в российском законодательстве затрудняет законодательное обеспечение прав мигрантов . В этой связи автор дает определение понятию « мигрант », рассматривает научные подходы, раскрывающие сущностное содержание рассматриваемой категории, а также устанавливает отличия между понятиями « мигрант » и «иностранный гражданин».

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудин Олег Васильевич

ON THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF «MIGRANT» IN RUSSIAN LEGISLATION

The article notes that the lack of a normative definition of the concept of «migrant» in Russian legislation makes it difficult to ensure the legal rights of migrants. In this regard, the author defines the concept of «migrant», examines scientific approaches that reveal the essential content of the category under consideration, and also establishes differences between the concepts of «migrant» and «foreign citizen».

Текст научной работы на тему «К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «МИГРАНТ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-108-110 NIION: 2015-0066-2/22-282 MOSURED: 77/27-011-2022-02-481

К определению понятия «мигрант» в российском законодательстве

Олег Васильевич Кудин

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, kudin.mpf@yandex.ru

Аннотация. В статье отмечается, что отсутствие нормативного определения понятия «мигрант» в российском законодательстве затрудняет законодательное обеспечение прав мигрантов. В этой связи автор дает определение понятию «мигрант», рассматривает научные подходы, раскрывающие сущностное содержание рассматриваемой категории, а также устанавливает отличия между понятиями «мигрант» и «иностранный гражданин».

Ключевые слова: субъекты миграционных отношений, мигранты, иностранные граждане, миграционное законодательство

Для цитирования: Кудин О. В. К определению понятия «мигрант» в российском законодательстве // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 108-110. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-108-110.

On the definition of the concept of «migrant» in Russian legislation

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

Abstract. The article notes that the lack of a normative definition of the concept of «migrant» in Russian legislation makes it difficult to ensure the legal rights of migrants. In this regard, the author defines the concept of «migrant», examines scientific approaches that reveal the essential content of the category under consideration, and also establishes differences between the concepts of «migrant» and «foreign citizen».

Keywords: subjects of migration relations, migrants, foreign citizens, migration legislation

For citation: Kudin O. V. On the definition of the concept of «migrant» in Russian legislation. Bulletin of economic security. 2022;(2):108-10. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-108-110.

Всех субъектов сферы миграционных отношений следует разделить на две категории: субъектов, имеющие властные полномочия в миграционной сфере (управляющие), и субъектов, занимающих подчиненное положение в миграционных правоотношениях (управляемые). К первой категории относятся органы власти, наделенные компетенцией в миграционной сфере, и их должностные лица (прежде всего, органы внутренних дел), ко второй категории — мигранты, большинство из которых являются иностранными гражданами.

Динамичное развитие миграционного законодательства подразумевает необходимость разработки соответствующего категориального аппарата; а в этой связи — дать определение понятию «мигрант» приме© Кудин О. В., 2022

нительно к российскому законодательству, выделить признаки, характеризующие данное понятие, рассмотреть научные подходы, раскрывающие сущностное содержание рассматриваемой категории, а также установить отличия между понятиями «мигрант» и «ино странный гражданин».

Отсутствие нормативного определения понятия «мигрант» в российском законодательстве затрудняет законодательное обеспечение прав мигрантов [5, с. 107-115]. Кроме того, в действующем миграционном законодательстве Российской Федерации также отсутствует определение понятия «иммиграция» [6, с. 3]. Нормативное закрепление понятий «мигрант», «иммиграция» призвано способствовать дифференциации регулятивных миграционных механизмов.

Практические сложности связаны с определением начального момента возникновения данного статуса и, соответственно, с началом осуществления государством миграционного контроля, трудовой деятельностью мигрантов, реализации ими своих прав, исполнения обязанностей и т. д.

В Законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ употребляются термины «иностранный гражданин», «лицо без гражданства» [1]. Иностранные граждане классифицируются в зависимости от законности нахождения, от времени пребывания и (или) проживания, порядка въезда в страну, от правовых оснований осуществления трудовой деятельности, от квалификации [2].

В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622, как основном официальном стратегическом документе используются термины «миграционные потоки», «мигранты» в контексте выделения лиц, въехавших в Российскую Федерацию с определенными целями [3].

В Соглашении СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. определена лишь одна категория трудящихся-мигрантов, как лиц, временно выезжающих из государства постоянного места жительства для устройства на работу.

Рассматривая соотношение понятий «иностранный гражданин» и «мигрант», можно отметить их различное смысловое содержание. Если понятие «иностранный гражданин» означает принадлежность лица к иностранному государству на основе правовой связи гражданства, то понятие «мигрант», охватывая как иностранных граждан, так и лиц без гражданства, а также собственных граждан, семантически отражает характер и цели миграции. В отечественном словоупотреблении вместо понятия «иммигрант», используемого в зарубежных странах, традиционно используется сокращенное понятие «мигрант», хотя это и не точно в правовом значении. Понятие «мигрант» является родовым и охватывает два других базовых понятия: «эмигрант» и «иммигрант» с их многочисленными разновидностями. Как правило, понятие «мигрант» используется вместе с указанием конкретизирующего статусного признака: «вынужденный мигрант», «трудовой мигрант», «нелегальный мигрант», «сезонный мигрант» и т. п., отражающих цели, причины и виды миграции. Возможно также говорить о мигрантах во втором или третьем поколении, то есть о детях мигрантов, родившихся за границей и лично не принимавших участия в миграционном переселении [8].

В международных правовых актах единого общепринятого понятия «мигрант» не выработано.

В международных правовых актах используются более четко определенные термины «беженец», «лицо, перемещенное внутри страны», «проситель убежища». В рекомендациях ООН даются определения «международная миграция», «международный мигрант». С обозначенной позиции «мигрантом» можно считать любое лицо, изменившее свою страну обычного проживания.

Различные классификации мигрантов проводятся в зависимости от географических, правовых, политических, методологических, временных и других факторов. Наиболее распространенными основаниями деления мигрантов на виды являются место рождения, гражданство, место жительства и продолжительность пребывания.

Понятие «мигрант» включает в себя ряд основных разновидностей: переселенцы, трудовые мигранты, высококвалифицированные специалисты-профессионалы, беженцы, нелегальные мигранты.

Миграция — это процесс территориального перемещения людей, сопровождающийся сменой постоянного места жительства. Акт миграции влечет возникновение особого правового статуса у лица, прибывшего в результате пространственного перемещения на новую для него территорию. Государство через миграционные органы и службы осуществляет контроль за исполнением и соблюдением статуса мигранта.

Можно предложить следующую формулировку понятия «мигрант» на основе ряда сущностных признаков: им признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, выразивший и (или) реализующий свою волю относительно пространственного перемещения, осуществляющий такое передвижение через границы конкретного государства, территорию которого он с определенной целью избирает местом своего пребывания, приобретающий в результате реализации своего волеизъявления особый правовой статус, и подлежащий контролю со стороны государства [7].

Высказаны предложения о том, что понятие «мигрант» следует закрепить в Законе «О правовом положении иностранных граждан», либо в специальном правовом акте, посвященном вопросам миграции. Возможно закрепление указанного понятия в разработанном и планируемом к принятию Законе «Об иммиграционном контроле в Российской Федерации», либо в проекте Закона «О трудовой миграции в Российской Федерации».

Введение данного понятия позволит в необходимых случаях заменить понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». После нормативного укоренения в российском законодательстве в дальнейшем понятие «мигрант» можно будет использовать в будущем Миграционном кодексе РФ, в котором найдут закрепление права и обязанности

Bulletin of economic security

мигрантов, процедура возникновения, изменения и прекращения статуса мигранта.

Наиболее проблемной для мигрантов является стадия приживаемости, в связи с чем она должна подлежать целенаправленному государственно-правовому регулированию в интересах интеграции мигрантов и коренных жителей.

Защиту прав мигрантов должна осуществлять не только страна их нахождения, но и страна их гражданской принадлежности. Государства вправе ввести ограничения на выезд своих граждан в те страны, где нарушаются права человека, не соблюдаются права трудящихся-мигрантов [4, с. 238].

Защита прав мигрантов отражает уровень развития гражданского общества, нуждающегося в притоке новых индивидов, и снижает уровень остроты миграционных проблем. Мигранты, как социально уязвимая группа населения, нуждаются в повышенном уровне правовой защиты. Поскольку социально уязвимые группы могут пересекаться, следует говорить о защите мигрантов-детей, женщин-мигрантов, а также о защите таких категорий мигрантов как туристы, трудовые мигранты, учебные мигранты, члены семьи мигрантов, экологические мигранты, мигранты с неурегулированным статусом и т. д. Бороться необходимо не столько с мигрантами-нарушителями, а с причинами, порождающими нарушения в сфере миграции.

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // СЗ РФ. 2018. № 35. Ст. 22.

4. Климова Е. В. Социальные и гуманитарные науки // Отечественная и зарубежная литература. Се-

рия 4: Государство и право. Реферативный журнал. 1998. № 4. С. 238.

5. Плюгина И. В. Понятие мигранта и основные категории мигрантов // Журнал российского права. 2007. № 8. С. 107-115.

6. Чирков Д. К. Незаконная миграция как угроза экономической безопасности России // Миграционное право. 2007. № 2.

7. Степенко В. Е., Пацкевич В. С. Теоретико-правовая категория «мигрант» : некоторые подходы к определению понятия // Миграционное право. 2020. № 3. (Доступ из СПС «КонсультантПлюс»).

8. World Migration Report 2020 (Мировой миграционный отчет 2020). С. 29. URL: https://publications. iom.int/system/files/pdf/wmr_2020.pdf.

1. Federal Law № 115-FZ of July 25, 2002 «On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

2. Federal Law № 114-FZ of August 15, 1996 «On the procedure for leaving the Russian Federation and entering the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

3. Decree of the President of the Russian Federation of October 31, 2018 № 622 «On the Concept of the State migration policy of the Russian Federation for 20192025» // SZ RF. 2018. № 35. St. 22.

4. Klimova E. V. Social and humanitarian sciences // Domestic and foreign literature. Series 4: State and Law. Abstract journal. 1998. № 4. Р. 238.

5. Plyugina I. V. The concept of a migrant and the main categories of migrants // Journal of Russian Law. 2007. № 8. Р. 107-115.

6. Chirkov D. K. Illegal migration as a threat to Russia's economic security // Migration Law. 2007. № 2.

7. Stepenko V. E., Patskevich V. S. Theoretical and legal category «migrant» : some approaches to the definition of the concept // Migration law. 2020. № 3. (Access from the SPS «ConsultantPlus»).

8. World Migration Report 2020 (World Migration Report 2020). Р. 29. URL: https://publications.iom.int/ system/files/pdf/wmr_2020.pdf.

Информация об авторе

О. В. Кудин — адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author O. V. Kudin — Adjunct of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 22.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 22.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

Кто такой мигрант в россии

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приглашающая сторона — федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

миграционная карта — документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации — документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа;

(абзац введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ)

разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство;

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 14.07.2022 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ, от 14.07.2022 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство, разрешения на временное проживание или разрешения на временное проживание в целях получения образования;

(в ред. Федеральных законов от 24.02.2021 N 22-ФЗ, от 14.07.2022 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание или разрешение на временное проживание в целях получения образования;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина — работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, — иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

патент — документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности;

(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

депортация — принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство);

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

специальное учреждение — специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также — иностранные граждане, подлежащие реадмиссии);

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 384-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

разрешение на временное проживание в целях получения образования — подтверждение права на временное проживание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, которые проходят обучение по очной форме по программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в государственной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации (далее — государственная образовательная или государственная научная организация).

(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 357-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Кто такие мигранты?

«(латинское migratio, от migro — перехожу, переселяюсь) , перемещение, переселение. Миграции населения связаны, как правило, со сменой места жительства; подразделяется на безвозвратную (смена постоянного места жительства) , временную (переселение на ограниченный срок) , сезонную (перемещение в определенные периоды года) . Различают внешнюю (эмиграция, иммиграция) и внутреннюю (из села в город, межрайонные переселения и другие) миграцию населения. Выделяют и так называемые маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта). «

Источник: Словарь понятий и терминов. Миграции населения.

То есть слово «миграция» имеет достаточно широкое значение. Это может быть и миграция животных в период засушливого сезона, либо миграция населения.

Понятие терминов «эмиграция» и «иммиграция» несколько различны, это не одно и то же. Под эмиграцией имеется в виду переселение жителей за пределы своей страны происхождения или проживания. Иммиграция же подразумевает поток, наплыв, въезд иностранцев или переселенцев из другого региона с последующим получением ПМЖ.

Миграция населения-это добровольное перемещение, переселение жителей в пределах страны из одного региона в другой регион (внутренняя миграция) , или же переселение из одного государства в другую страну (международная миграция) .
Причины миграции

* Причин миграция населения может быть несколько: неблагоприятная экономическая обстановка в стране: инфляция, массовая безработица, экономический кризис и др. ;
* гражданские войны,
* экологическая катастрофа в данном регионе или государстве.

Также миграция может быть связана с экономическими факторами, например, связанная с желанием граждан улучшить свое экономическое благосостояние, т. е. поиск более высокооплачиваемой работы за рубежом, получить ПМЖ в развитой стране и т. д..

Сначала ответим на вопрос, кто такие мигранты. Их можно разделить по различным признакам на несколько групп. Во-первых, мигранты разделяются на внутренних и внешних (или иммигрантов) . Внутренние мигранты — это граждане России, по тем или иным причинам сменившие место жительства, это мигранты абсолютно законные. Те кавказцы, которые торгуют на рынках Москвы, если они являются дагестанцами, ингушами, карачаевцами, чеченцами и т. д. (в отличие от, например, азербайджанцев — граждан иностранного государства) , находятся в Москве на вполне законном основании, ведь Россия — это федерация, т. е. союз народов, живущих на ее территории. И те, кто преследует этих кавказцев, являющихся коренными жителями России, те действительно разжигают межнациональную рознь.

Но есть и другие мигранты. Внешние мигранты (или иммигранты) — это прибывшие в Россию граждане иностранных государств, таких мигрантов большинство и количество их все увеличивается благодаря либеральной миграционной политике правительства. Что это за люди? Их можно разделить на несколько категорий. Во-первых, по национальному признаку:

этнические русские и представители других коренных национальностей России, живущие за пределами своей исторической Родины
украинцы и белорусы — наиболее этнически, культурно и исторически близкие нам народы, наши «родные братья»
другие славянские народы (поляки, чехи, сербы и т. д.) , наши «двоюродные братья»
неславянские народы, далекие от нас по языку, культуре, истории.
Во-вторых, по религиозному признаку:

выходцы из христианских стран (Молдавия, Прибалтика, Грузия, Армения и т. д. )
мусульмане (Азербайджан, Турция, Афганистан, Пакистан, Ирак и т. д. )
представители прочих религий (Китай, Вьетнам, Индия и т. д.) .

Мигрант

Мигрант – это лицо, которое меняет место жительства в государстве или переезжает на постоянное место жительства в прочее государство по причине национально-правовой, экономической, политической нестабильности. При широком объяснении, мигрантом можно также назвать человека, который совершает маятниковые миграции или регулярные передвижения из одного населенного пункта в другой, для того, чтобы получить образование или на работу.

Мигра́ция населе́ния (лат. migratio — переселение) — это перемещение людей из одной страны (региона) в другую, иногда на большие расстояния и большими группами. Российский учёный Воробьёва О. Д. в своих работах указывает, что миграция населения — это «какое-либо территориальное перемещение населения, которое связано с пересечением как внутренних, так и внешних границ административно-территориальных образований для смены временного пребывания или постоянного места жительства на территории для осуществления трудовой деятельности или учёбы вне зависимости от того, под влиянием каких факторов оно проходит — выталкивающих или притягивающих».

Терминология

Люди, которые совершают миграцию, называются мигрантами. Отличаются внешние миграции (межгосударственные, межконтинентальные) и внутренние (в стране — меж городами, регионами, сельской местностью и так далее).

Лица, которые переселились за границы страны — эмигранты, которые переселились в эту страну — иммигранты. Разница меж численностью первых и вторых — миграционное сальдо, которое влияет непосредственно на численность населения страны.

В понятие «миграция населения» разные исследователи вкладывают разный смысл.

Английский учёный Равенштейн Э. Г. – это автор одного из первых глубоких теоретических исследований в сфере миграции (1885 год). Изучив миграционные процессы в Северной Америке и Великобритании, Равенштейн сформулировал одиннадцать законов миграции, на которых впоследствии основывалось большинство теорий в сфере миграции. Главными являются такие:

  • большая часть миграций проводится на краткие расстояния;
  • чем больше территориальный центр, тем более привлекательное он оказывает влияние;
  • каждому миграционному потоку отвечает собственный контрольный поток;
  • увеличение больших городов обусловлено в большей степени миграцией населения, чем естественным приростом в нём;
  • масштабы миграции увеличиваются с развитием торговли и промышленности, и особенно с увелечением транспорта;
  • экономические причины миграции определяющие.

Мигрант 6

Число определений «миграции населения» настолько же, сколько и авторов данных определений. Ионцев В. А. насчитал лишь в отечественных публикациях приблизительно 36 различных определений. Основываясь на анализе отечественной и зарубежной литературы В. Ионцев, также разработал наиболее полную классификацию направлений в теоретическом осмыслении миграции населения. Она в том числе 17 разных подходов к изучению миграции населения, которые по его оценке объединили 45 научных направлений, концепций и теорий. Из них 5 теорий приходится на экономический подход, 5 — на социологический, 4 — на чисто миграционный, 3 — на демографический, 2 — на политический, типологический, исторический и по одному — на другие девять подходов.

Миграция обеспечивает соединение распределённых территориально (по странам, континентам, регионам в странах) природных ресурсов и средств производства с рабочей силой, оказывает содействие удовлетворению потребностей населения в получении жилья, работы, средств к существованию, профессиональной социальной мобильности, изменении социального статуса, прочих характеристик положения населения

Статистика

Мигрант 7

В согласии с отчётом Международной организации по миграции, количество международных мигрантов в 2010 году было 214 миллионов человек или 3,1 % населения мира. Когда рост данного показателя продолжится с такой же скоростью, то к 2050 году он будет 405 миллионов.

В согласии с докладом Департамента ООН по социальным и экономическим вопросам, который опубликован 11 сентября 2013 года, количество мигрантов в мире была 232 млн человек или 3,2 процента населения Земли. Самыми большими в мире миграционными коридорами были Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших (за январь — август 2013 гг.), Россия — Украина с 3,5 миллионами, Украина — Россия с 2,9 миллионами, а также Казахстан — Россия с 2,5 миллионами.

Официальные данные о миграции населения показывают не всегда полную картину происходящего. Так, официально мигрантами не считаются студенты и стажёры, которые прибыли в другую страну для того, чтобы проходить обучение, туристы, часть которых, попав в страну по турвизе, трудоустраиваются незаконно. Обычно никто не учитывает не регистрирующихся мигрантов, при этом целью их въезда зачастую является трудоустройство в стране назначения.

Классификация мигрантов

Разные виды миграции включают:

  • внутреннюю и внешнюю;
  • урбанизацию – миграцию из сельской местности в города, которая происходит в развивающихся странах в процессе индустриализации;
  • сезонную миграцию сельскохозяйственных рабочих и туристов;
  • паломничество и кочевничество;
  • рурализацию – миграцию из городов в сельскую местность, которая более распространена в развитых странах;
  • маятниковую;
  • долгосрочную и временную;
  • транзитную или приграничную.

Мигрант 2

Классификация по формам:

  • неорганизованное;
  • общественно организованное.

Классификация по причинам:

  • военная;
  • социальная;
  • экономическая;
  • политическая;
  • культурная.

Классификация по стадиям:

  • адаптация;
  • территориальное перемещение;
  • принятие решений.

Миграция в России

Царская Россия вплоть до ХХ в. увеличила собственные границы при помощи военных завоеваний или добровольных присоединений соседних территорий Центральной Азии, Сибири, Прибалтики и Кавказа. Вместе инициировалось добровольное или принудительное переселение жителей центральных районов, в особенности украинцев и русских (часть которых возвращалась позднее). В начале ХХ столетия ввиду голода, политической и военной напряженности и еврейских погромов состоялся первый заметный отток русских граждан за границу.

Участие в Первой мировой войне России, приближение армий соперника породили потоки беженцев, которые направлялись как вглубь страны, так и за ее пределы. Потоки усилились после Октябрьской революции, в течение гражданской войны и зарубежной интервенции. Победа Красной Армии, радикальные экономически-социальные преобразования в Советской России вынудили бежать за границу больше 2 миллионов человек, которых называют обычно «белой эмиграцией».

Гибель на фронтах людей, увеличившаяся смертность от голода и эпидемий, резкое уменьшение рождаемости и отток населения за границу вызвали к уменьшению численности русских граждан: с 169,0 миллиона человек в 1913 г. до 147,0 миллиона в 1926 г. (в границах СССР, т. е. без некоторых западных территорий) или на 22,4 миллиона человек.

В дальнейшие годы проходили главным образом внутренние миграции, которые диктовались интересами народного хозяйства и несбалансированностью трудовых ресурсов в регионах. Помимо этого, было очевидно частичное возвращение белоэмигрантов и прекращение эмиграции полностью. В период меж двумя мировыми войнами были восстановлены полностью традиционные темпы воспроизводства населения. Количество граждан СССР в 1939 г. достигла 190,7 млн. человек, то есть увеличилась, в сравнении с 1926 г., на 43,7 миллиона человек.

В годы Великой Отечественной войны в стране была еще более драматичная ситуация, нежеди в 1914-1922 гг. Войска фашистской Германии оккупировали большую часть европейской территории Советского Союза. Приближение фронта вызвало не только планомерную эвакуацию трудовых ресурсов и заводов, но и массовое бегство населения в восточные районы Советского Союза. Количество вынужденных переселенцев достигла 20-25 миллионов человек. Фашистская армия с захваченных территорий угнала насильственным образом приблизительно 6 миллионов человек для работы в Германии, которых подвергали нещадной эксплуатации. Только после разгрома фашистского агрессора в места для постоянного проживания возвратились беженцы и больше 5 миллионов угнанных советских граждан (которые остались в странах Запада длительное время считались перемещенными лицами).

Мигрант 4

Помимо этого, в данные годы насильственной депортации подвергли большинство малочисленных народов, которые представляли якобы стратегическую опасность для государства. Переселение включало в себя крымских татар, некоторые народы Кавказа, корейцев Дальнего Востока и немцев Поволжья, которых расселили в Восточной Сибири и Центральной Азии. Только постепенно прошло восстановление темпов воспроизводства населения и народного хозяйства: число граждан СССР возросло с 208,8 миллионов человек в 1959 г. до 286,7 миллионов в 1989 г. или на 77,9 миллиона человек (в РСФСР соответственно со 117,5 миллионов до 147,4 миллионов или на 29,9 миллионов человек).

Перестройка, которая началась в 1985 г., подорвала дружбу советских народов и вызвала нескончаемые социально-экономических и межнациональных катаклизмов. Их перечень открыл этнополитический конфликт в Казахстане, потом вспыхнула война в Нагорном Карабахе, состоялись военные столкновения в Грузии, Таджикистане, Молдавии. В течение 1985-1989-х гг. с территорий, которые охвачены региональными и этнополитическими конфликтами, сбежало не меньше 5 миллионов человек. С данного времени в стране преобладают вынужденные миграции.

В Беловежской пуще в декабре 1990 г. три руководителя славянских республик заключили договор о роспуске Советского Союза, что стало главной причиной межнациональных проблем, деградации и пограничных споров. За границами собственных новосуверенных республик было 30 миллионов человек, включая 25 миллионов русских. Впервые в собственной истории русские стали разделенной нацией. Для десятков миллионов прошлых советских граждан появился вопрос о переселении на собственную малую родину, и внутренние миграции стали межстрановыми.

Для большинства граждан, которые оказались не по своей воле в другой стране, побуждающей причиной миграции в Россию являлась волна русофобии и национализма. Для русских в Прибалтике создали обстановку, близкую к геноциду. В центрально-азиатских республиках подъем ислама и национализма часто сопровождался насильственным выселением граждан нетитульных наций, главным образом русскоязычных. В Грузии и Азербайджане давление на русских стало больше преимущественно при обострении внутриреспубликанских конфликтов. Две чеченские войны вначале вызвали практически полный уход русских и граждан прочих национальностей, а потом и к массовому бегству местных жителей. Они все почти стали беженцами, однако по экономическим причинам их называют вынужденными переселенцами. Их малая часть выехала за границу.

Экономические факторы

Вместе с военно-политическими причинами миграции особенную роль играли экономические факторы. Глубокий и небывалый и по длительности кризис русского хозяйства, разрыв одного экономического пространства с прошлыми советскими республиками вызвали за 10 лет демократических реформ к уменьшению ВНП России больше, нежели на половину (то есть практически в два раза больше, нежели в годы Великой Отечественной войны). В итоге свертывания производства, включая высокотехнологичного, появился излишек рабочей силы, который достиг 10% активного экономически населения (а учитывая незарегистрированных безработных — в 2 раза более). В поисках средств существования одни малообеспеченные или безработные (даже малую зарплату невозможно вовремя получить) шли в криминальные структуры, прочие — переезжали в благополучные районы, третьи — уезжали за границу.

Неустроенность жизни в России, стремление больше заработать стимулировали эмиграцию, в первую очередь мужчин самых трудоспособных возрастов. Практически миллион молодых людей каждый год отправляется чтобы найти работу (обычно, без контрактов) в страны Запада. В их числе было приблизительно 300 тысяч девушек (миграция невест), что усугубляет тяжелую и без того демографическая ситуация в России. При этом легальными, а зачастую нелегальными поставками «живого товара» занимались мафиозные группировки, работа которых, как и дельцов наркобизнеса, укоренилась постепенно не лишь на родине, но и во многих странах Америки и Европы.

Свертывание национального производства требует резкого увеличения импорта продовольственных и промышленных товаров широкого ассортимента. Из ведения государства внешняя торговля в руки частного бизнеса. В государстве большого масштаба достигла «челночная торговля», при которой многие молодые люди регулярно выезжают в Китай, арабские страны, Турцию или за товарами первой необходимости. Данного перемещения торговцев через границу государства еще не знала история русского государства.

Деструктивные реформы вызвали «утечку умов». Резкое уменьшение ассигнований на исследовательские научные работы (при норме 4 процента стоимости ВНП выделяется 0,3%) вызвало свертывание фундаментальных исследований. Преподаватели, ученые, электронщики, инженеры стали массово (по 70-80 тысяч каждый год) выезжать за границу, в основном в Израиль, США, Канаду и Францию. Специалисты в Америке получают 2000 долларов в месяц, в Индии — 350 долларов, а в России — 20 долларов.

За рубеж к 2000 г. выехало 20 процентов исследовательского персонала высшей школы и науки. Не меньшая доля интеллектуальной элиты должна перейти на доходную работу в челночной торговле, бизнесе, политике. Так, Россия потеряла свой научный потенциал, без которого невозможно остановить разрушение экономики и восстановить ее и вывести на современный уровень.

Миграция умов

«Утечка умов» с собой захватила предстоящий генофонд. После практики и стажировок за границей остается 10 процентов аспирантов и студентов. Таким образом, «утечка умов» двойной ущерб наносит. С одной стороны, чистые потери от безвозвратных отъездов оценивают в десятки миллиардов долларов, а с другой, проходит нарушение режима воспроизведения научного генофонда, чего не было никогда за все годы советской власти.

Социальные факторы миграции

Падение жизненного уровня населения, потеря уверенности в завтра, эмиграция и внутристрановые вынужденные переселения не могли не отобразиться на темпах воспроизведения населения. С 1989 г. стартовало нарастающее уменьшение уровня рождаемости, увеличение смертности и уменьшение длительности жизни. Состоялось уменьшение количества населения, невзирая на приток 6-8 миллионов иммигрантов из соседних стран. Хотя правительство не пожелало проводить очередную перепись населения в 1999 г., можно полагать, что количество россиян уменьшилось со 147,4 миллионов человек в 1989 г. до 145,0 миллионов в 2000 г., т. е. на 2,4 миллионов человек. При сохранении теперешних тенденций воспроизводения количество россиян составит в 2010 г. 140 миллионов, а в 2050 г. — около 100 миллионов. Цифры могут быть еще меньшими, ибо из России, как деградирующей страны, возрастет неизбежно эмиграция.

Нельзя не заметить, что при наличии большой безработицы Россия импортирует рабочую силу. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке трудоустроилось 1,5 миллионов китайцев (из которых зарегистрировано только 230 тысяч). Постоянно изменяется количество турецких рабочих (30 — 70 тысяч человек), которые с одной стройки переходят на другую. На временных работах занимается несколько миллионов азербайджанцев, украинцев, молдаван и прочих граждан бывшего СССР.

Помимо этого, через прозрачные границы России проникает постоянно поток мигрантов из африканских и азиатских государств. Они задерживаются в ожидании визы в страны Запада или квоты в России. Это обстоятельство заставляет их искать любую работу и жилье. В особенности в тяжелом положении оказываются нелегальные иммигранты, количество которых 700 тысяч — 1,5 миллиона человек.

Миграции населения проводятся с древних времен, но во второй половине ХХ столетия они стали крупномасштабными. В зону бедствия и Россия попала, которая, потеряв свое население, за рубеж отправляет миллионы собственных граждан, в том числе высококвалифицированные кадры. Почти во всех случаях от миграций трудовых ресурсов могут выиграть страны-реципиенты, и остаются в ущербе страны-доноры.

Мы коротко рассмотрели мигрант а : статистику, терминологию и классификацию . Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *