Зона минимальных расстояний магистрального газопровода что можно строить
ОНЛАЙН — НОВОСТИ Усть — Вымского района
Памятка "О прохождении магистрального газопровода и особом порядке пользования земельными участками, находящихся в охранных зо-нах и зонах минимальных расстояний магистральных газопроводов, установленном законодательством Российской Федерации"
25.04.2023. Уважаемые жители и гости Усть-Вымского района Республики Коми, а также руководители предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории района, Микуньское линейное производственное управление магистральных газопроводов — филиал ООО «Газпром трансгаз Ухта» информирует вас о том, что по территории муниципального образования «Муниципальный район Усть-Вымский» Республики Коми проходит магистральный газопровод «Ухта-Торжок» и газопровод-отвод «Микунь-Сыктывкар», эксплуатация которых производится Микуньским ЛПУМГ — филиалом ООО «Газпром трансгаз Ухта», расположенным по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, г. Микунь, ул. Трудовые резервы, д. 96.
Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» магистральные трубопроводы отнесены к опасным производственным объектам, на которые в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности.
Опасными производственными факторами трубопроводов являются:
— разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта;
— огонь и термическое воздействие пожара;
— взрыв газовоздушной смеси;
— обрушение и повреждение зданий, сооружений и установок;
— пониженная концентрация кислорода;
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Для обеспечения требований промышленной безопасности в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, на которых расположены объекты системы газоснабжения устанавливаются охранные зоны газопроводов в соответствии с земельным законодательством, на которые распространяются установленные федеральным законодательством запреты и ограничения.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены охранная зона трубопроводов (в т.ч. газопроводов) (п. 6 ст. 105 ЗК РФ), а также зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (в т.ч. газопроводов) (п. 25 ст. 105 ЗК РФ).
Порядок охраны магистральных газопроводов с 20.09.2017 регулируется Правилами охраны магистральных газопроводов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083 (далее- Правила № 1083).
На основании пункта 2 Правил № 1083 в состав магистральных газопроводов входят:
а) линейная часть магистрального газопровода;
б) компрессорные станции;
в) газоизмерительные станции;
г) газораспределительные станции, узлы и пункты редуцирования газа;
д) станции охлаждения газа;
е) подземные хранилища газа, включая трубопроводы, соединяющие объекты подземных хранилищ газа.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил № 1083 охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль линейной части магистрального газопровода — в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 м от оси магистрального газопровода с каждой стороны.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил № 1083 охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль линейной части многониточного магистрального газопровода — в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей крайних ниток магистрального газопровода.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил № 1083 охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль подводных переходов магистральных газопроводов через водные преграды — в виде части водного объекта от поверхности до дна, ограниченной условными параллельными плоскостями, отстоящими от оси магистрального газопровода на 100 метров с каждой стороны.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 1083 в охранных зонах запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов, либо привести к их повреждению, а именно:
а) перемещать, засыпать, повреждать и разрушать контрольно-измерительные и контрольно-диагностические пункты, предупредительные надписи, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения магистральных газопроводов;
б) открывать двери и люки необслуживаемых усилительных пунктов на кабельных линиях связи, калитки ограждений узлов линейной арматуры, двери установок электрохимической защиты, люки линейных и смотровых колодцев, открывать и закрывать краны, задвижки, отключать и включать средства связи, энергоснабжения, устройства телемеханики магистральных газопроводов;
в) устраивать свалки, осуществлять сброс и слив едких и коррозионно-агрессивных веществ и горюче-смазочных материалов;
г) складировать любые материалы, в том числе горюче-смазочные, или размещать хранилища любых материалов;
д) повреждать берегозащитные, водовыпускные сооружения, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие магистральный газопровод от разрушения;
е) осуществлять постановку судов и плавучих объектов на якорь, добычу морских млекопитающих, рыболовство придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, плавание с вытравленной якорь-цепью;
ж) проводить дноуглубительные и другие работы, связанные с изменением дна и берегов водных объектов, за исключением работ, необходимых для технического обслуживания объекта магистрального газопровода;
з) проводить работы с использованием ударно-импульсных устройств и вспомогательных механизмов, сбрасывать грузы;
и) осуществлять рекреационную деятельность, кроме деятельности, предусмотренной подпунктом «ж» пункта 6 настоящих Правил, разводить костры и размещать источники огня;
к) огораживать и перегораживать охранные зоны;
л) размещать какие-либо здания, строения, сооружения, не относящиеся к объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, за исключением объектов, указанных в подпунктах «д» — «к» и «м» пункта 6 настоящих Правил;
м) осуществлять несанкционированное подключение (присоединение) к магистральному газопроводу.
Исключительно с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод в охранных зонах, допускается (пункт 6 Правил № 1083):
а) проведение горных, взрывных, строительных, монтажных, мелиоративных работ, в том числе работ, связанных с затоплением земель;
б) осуществление посадки и вырубки деревьев и кустарников;
в) проведение погрузочно-разгрузочных работ, устройство водопоев скота, колка и заготовка льда;
г) проведение земляных работ на глубине более чем 0,3 метра, планировка грунта;
д) сооружение запруд на реках и ручьях;
е) складирование кормов, удобрений, сена, соломы, размещение полевых станов и загонов для скота;
ж) размещение туристских стоянок;
з) размещение гаражей, стоянок и парковок транспортных средств;
и) сооружение переездов через магистральные газопроводы;
к) прокладка инженерных коммуникаций;
л) проведение инженерных изысканий, связанных с бурением скважин и устройством шурфов;
м) устройство причалов для судов и пляжей;
н) проведение работ на объектах транспортной инфраструктуры, находящихся на территории охранной зоны;
о) проведение работ, связанных с временным затоплением земель, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
Порядок получения разрешения и особенности проведения, допускаемых на совании пункта 6 Правил № 1083 работ в охранных зонах на основании полученного разрешения, установлены в пунктах 7-18 Правил № 1083.
Зона минимальных расстояний газопровода — это наименьшее расстояние (отступы) от объектов магистральных газопроводов, обеспечивающие населенным пунктам, отдельным жилым, хозяйственным и производственным сооружениям и другим объектам третьих лиц отсутствие ущерба (или его минимизацию) при возможных авариях объектов магистральных газопроводов.
На основании Федерального Закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации – собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
При использовании земельных участков в пределах охранной зоны и зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов необходимо руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:
— Федеральным Законом № б9-ФЗ «О газоснабжении в РФ»;
— Федеральным Законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
— Правилами охраны магистральных трубопроводов № 1083;
— СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы»;
— Земельным Кодексом РФ.
За совершение в охранных зонах магистральных трубопроводов действий, запрещенных законодательством Российской Федерации, либо выполнение в охранных зонах магистральных трубопроводов работ без соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его уведомления установлена административная ответственность (статья 11.20.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), предусматривающая назначение административного наказания:
-для граждан в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
-для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей;
-для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа в размере от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток;
— для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятисот тысяч до двух миллионов пятисот тысяч рублей или административного приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Надеемся на соблюдение указанных выше запретов и ограничений, поскольку установленные законодательством ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
Дом у газовой магистрали: снести нельзя оставить
Рассмотрим риски приобретения застроенного или незастроенного земельного участка, находящегося вблизи магистрального газопровода.
Риски и последствия
Можно выделить два вида рисков соседства с магистральным газопроводом: эксплуатационные, — связанные с возможностью взрыва и пожара на трубопроводе, и — нарушения охранных зон. Последние, в свою очередь, следует разделить на собственно охранные зоны (ОЗ), которые призваны защитить трубопровод от несанкционированного воздействия при земляных, строительных и иных работах, и зоны минимальных расстояний (ЗМР), устанавливаемые для защиты жизни и здоровья людей, а также сохранности строений при авариях на газопроводах.
Опасными производственными факторами трубопроводов являются: разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта, возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара, взрыв газовоздушной смеси, обрушение и повреждение зданий или сооружений, пониженная концентрация кислорода, дым, токсичность газов и продуктов их горения.
Авариии и катастрофы на магистральных газопроводах случаются регулярно, по несколько случаев ежегодно (2014 — 6, 2015 — 7, 2016 — 7, 2017 — 4 , 2018 — 8, /1/). Тем не менее, среди покупателей загородной недвижимости можно встретить таких, которые и при известной близости трубы рядом с участком считают эксплуатационные риски чьими-то страшилками. Про таких людей, перефразируя мысль известного писателя, можно сказать, что у них стремление к знанию и личной безопасности не превышает естественных дефектов психики. При этом верным будет лишь то, что угроза жизни и здоровью от соседства магистрального трубопровода — на три порядка меньше (по количеству случаев), чем риски нарушения ОЗ и/или ЗМР газопровода, сопряженные с возможным последующим сносом незаконного строения.
Охранная зона для всех магистральных газопроводов равняется 25 м от оси трубы в каждую сторону. ЗМР же в зависимости от диаметра трубы магистрального газопровода и давления газа в нем (не считая зоны вечной мерзлоты) для всех типов прокладки составляет от 100 м до 350 м от оси трубы в каждую сторону.
Как аксиому следует принять, что всякое жилищное строительство в ОЗ газопровода (любого) запрещено. Относительно ЗМР мнения разделились. Честно говоря, не интересно вникать в аргументы тех заинтересованных лиц со стороны собственников участков в ЗМР, которые считают, что в ЗМР можно что-то строить, поскольку: это «новый термин», «неопределенное понятие», «не установлены правила принятия ЗМР» и т.п. Поражающие факторы взрыва и пожара не возможно отменить поисками огрехов в законодательном регулировании. Пока оставим вопрос «справедливости наказания» для собственников земельных участков в ЗМР в виде сноса всех строений, находящихся в них, а также возможностей избежать его. По нашему мнению, никакой вариативности подходов к ЗМР быть не может на протяжении уже примерно 40 лет. В ЗМР ничего строить нельзя, хотя и не запрещается иметь участки в собственности или на другом праве. В скучной Врезке (можно пропустить) показано, с каких позиций активизировавшиеся в последние годы региональные дочки ПАО «Газпром» выигрывали судебные процессы о сносе домов и других строений в ЗМР магистральных газопроводов.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов определяются нормами Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которые направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 № 116-ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к упомянутому закону.
Согласно пункту «в» Приложения № 1 № 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся помимо прочих, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества – жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно п. 1 ст. 3 № 116-ФЗ, требования промышленной безопасности — это условия, запреты, ограничения, содержащиеся в упомянутом законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В целях обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, безопасности людей и имущества от поражающих факторов при возникновении аварий на магистральных трубопроводах, при проектировании и строительстве магистральных газопроводов законодателем установлены минимальные безопасные расстояния от оси газопроводов до зданий, строений, сооружений в соответствии с таблицей 4 п. 7.15 Свода правил СП 36.13330.2012 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные газопроводы», таблицей 4 п. 3.16 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы».
В соответствии со ст. 28ФЗ «О газоснабжении в РФ» (№ 69-ФЗ от 31.03.1999) наземельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Частью 4 ст. 32 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», являющейся императивной нормой, установлено, что здания, строения, сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушение. (Примечание. До 1 января 2022 г. положения части 4 ст. 32 применяются с учетом положений, предусмотренных частями 38 — 43 статьи 26 N 342-ФЗ от 3 августа 2018 г., см. ниже Врезки).
В силу ст. 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Статьей 42 ЗК РФ в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляется соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а также непрепятствие организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Конституционный суд РФ в определении от 06.10.2015 № 2318-О указал, что подобное регулирование правового режима ( с учетом п.6 ст. 90 ЗК РФ, ч.6 ст. 28 и ч.4 ст.32 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации») земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением, и что установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при её эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение безопасности.
В силу ст. 11 № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 года № 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, которые включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законам и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Притормозили
По имеющимся оценкам, в ЗМР газопроводов и других магистральных трубопроводов (нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) попадают около 1,5 млн строений /2/. Представляется, что эта цифра в 3-5 раз завышена, не подтверждается практикой (иначе примерно 3-4 застроенных участка из 100 «должны» находиться в ЗМР плюс незастроенные, чего нет даже в густонаселенных местностях), но тем не менее речь идет о сотнях тысяч собственников. Например, поиск в информационной системе судебных актов по ключевым словам » зоны минимальных расстояний» выдает более 30 тысяч соответствующих дел во всех регионах РФ. По большинству исков газотранстпортных организаций принимаются решения о сносе строений в ОЗ и ЗМР /3/.
Однако с июня 2019 г. не удается найти ни одного решения о сносе домов в ЗМР. По данным СМИ, часть исков была отозвана, по другим делам транспортирующие организации перестали являться в суд.
С момента поручения президента Путина, данного им в два с половиной года назад на Прямой линии — «отстать от собственников» ( не переваливать всю вину на застройщиков) — хорошего решения не найдено, не смотря на множественные обсуждения проблемы в Правительстве, Госдуме, Совете Федерации, Общественной палате. Ничего удивительного. Если застройщики не виноваты, то ущерб им от сноса зданий и невозможности использовать участки по назначению должны компенсировать солидарно местные, региональные и федеральный бюджет, а также газотранспортные организации как не обеспечившие контроль за эксплуатацией опасных объектов трубопроводного транспорта. Средняя сумма компенсаций собственникам при сносе строений и изъятии участков составляет сегодня 2-3 млн. руб. Если отталкиваться от 1,5 млн. объектов в ЗМР, то на компенсации потребуется 3-4,5 триллиона рублей. Неподъемные суммы. Так, материальный ущерб от аварий на магистральных газопроводах составил в 2017 г. 79 млн. руб., в 2018 г. — 79,6 млн. руб. /1/, а чистая прибыль Газпрома в 2018 г. — 1,43 трл руб.
Недавно внесенный в ЕГРН без решений органов исполнительной власти , т.е. с нарушенем закона, границы ЗМР магистральных газопроводов сегодня преимущественно исключены из ЕГРН. Но отражены ОЗ большой части таких трубопроводов. У органов исполнительной власти появился мощный «аргумент» в противодействии газовому монополисту (муниципалитеты и пр. обычно не поддерживают иски дочек Газпрома о сносе домов). Как известно, к 1 января 2022 г. все зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), к которым относятся и ЗМР, должны быть внесены в ЕГРН. А кто не успел, тот опоздал. Исполнительной власти осталось «продержаться» не так много, чтобы ЗМР теоретически никогда не были внесены в ЕГРН. Ведь «работа занимает все отведенное на нее время» (С). Например, Проект постановления Правительства «Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов», разработанный еще в 2017 г., посвященный в том числе порядку установления и внесения в ЕГРН ЗМР, не утвержден до сих пор.
Что дает собственникам отсутствие ЗМР в ЕГРН?
С 4 августа 2018 г. нельзя сносить здания, строения, соружения, объекты незавершенного строительства (далее обобщенно — «строения») до внесения в ЕГРН границ ЗМР (подробнее см. ч.38 ст. 26 № 342-ФЗ от 03.08.2018).
Строения в ЗМР, границы которых внесены в ЕГРН, подлежат сносу (ч. 39 ст. 26 № 342 -ФЗ от 03.08.2018), за исключением следующих случаев: 1) строения были созданы при наличии согласования с уполномоченной газотранспортной организацией, кроме случаев, если указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавшего на момент его выдачи; 2) строения возведены, созданы до дня ввода в эксплуатацию магистрального газопровода, и получено согласование уполномоченной газотранспортной организации, за исключением случаев, если указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавших на дату его выдачи; 3) к строениям в ЗМР или к указанным трубопроводам реализованы технические и (или) технологические решения, в результате которых отсутствует угроза жизни и здоровью граждан и (или) безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов; 4) применительно к трубопроводам, в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г., разработаны обоснования безопасности с реализацией технических и (или) технологических решений, в результате которых обеспечиваются достижение допустимого риска нахождения зданий и сооружений в ЗМР и безопасная эксплуатация самих трубопроводов.
С уверенностью можно предположить, что случаи-исключения сноса индивидуальных жилых и подобных домов в ЗМР, указанные в предыдущем абзаце, на существующих газопроводах будут встречаться на практике крайне редко. Например, о каких «согласованиях» (п.п.1),2)) с собственниками домов могла идти речь, если место расположения трубопровода десятилетиями зачастую было неизвестно даже органам муниципальной власти?
Компенсации за снос домов
В сответствии с ч. 40 ст. 26 342-ФЗ от 03.08.2018 г. снос строений в ЗМР, отраженным в ЕГРН (за исключением строений, в отношении которых принято решение о сносе/приведении в соответствие самовольной постройки), осуществляются на основании соглашений собственников этих трубопроводов, органов государственной власти или местного самоуправления с собственниками строений, а при отсутствии согласия собственников строений — исключительно на основании решения суда. Указанные соглашения заключаются по правилам, установленным в соответствии с Земельным кодексом, соответственно для заключения соглашений о возмещении убытков, причиненных в связи с установлением ЗОУИТ, соглашений о выкупе земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, возмещении за прекращение прав на земельные участки, использование которых в соответствии с их разрешенным использованием невозможно, в связи с установлением ЗОУИТ.
В данных случаях убытки собственников строений, связанных с их сносом/приведением в соответствие, определенные исходя из рыночной стоимости таких объектов и иных убытков, связанных со сносом или приведением их параметров или разрешенного использования (назначения) в соответствие с установленными ограничениями, в том числе упущенная выгода.
Убытки возмещаются (подробнее — в ч.41 ст.26 342-ФЗ от 03.08.2018 г.) собственниками магистральных газопроводов, в целях предупреждения негативного воздействия которых устанавливаются ЗМР, если земельные участки были приобретены или предоставлены и (или) строения возведены, созданы до дня ввода в эксплуатацию соответствующего трубопровода либо после дня ввода в эксплуатацию соответствующего трубопровода при выполнении хотя бы одного из следующих условий: а) непредставление сведений о месте нахождения трубопровода в уполномоченные орган государственной власти или орган местного самоуправления; б) наличие согласования с организацией — собственником (правообладателем) системы газоснабжения или уполномоченными ими организациями, если будет установлено, что указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавших на дату его выдачи.
Убытки возмещаются уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления в случаях, если строения возведены, созданы на основании необходимых для этого согласования и (или) разрешения, выданных этими уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, и в соответствии с ними, за исключением случаев, упомянутых в предыдущем абзаце.
Убытки возмещаются уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предоставившими земельный участок, вид разрешенного использования которого допускает строительство зданий, сооружений, или принявшими решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусматривающий такое строительство, в случаях, если для возведения, создания зданий, сооружений в соответствии с законодательством не требуется получения разрешения на строительство, за исключением случаев, упомянутых в двух предыдущих абзацах.
При расчете размера возмещения убытки определяются исходя из параметров зданий, сооружений, соответствующих установленным требованиям, требованиям разрешений на строительство (ч. 42 ст. 26 342-ФЗ от 03.08.2018 г., п. 5 ст. 57.1 ЗК РФ).
Подводя итоги
1. По нашему мнению, на сегодняшний день проблема ЗМР магистральных газопроводов решена удовлетворительным образом. Идеального решения быть не может, т.к. «совместными усилиями» властей, собственников участков и вдладельцев трубопроводов ситуация формировалась более 60 лет. Участки для строительства предоставлялись в ЗМР, строения регистрировались в том числе по «дачной амнистии», газотранспортные организации не проявляли необходимой оперативности в оповещении собственников участков о их нахождении в ЗМР. В одночасье все привести в красивое состояние не возможно из-за цены вопроса в несколько триллионов рублей. Как нам кажется, принято правильное политическое решение. Во-первых, у газового монополиста отобрана дубина сноса домов: ЗМР в основном исключены из ЕРГН, а без этого решения о сносе в целом не возможны. Во-вторых, Правительство явно не спешит утверждать Положение о ЗМР магистральных газопроводов. Возможно, что это не будет сделано еще несколько лет. В-третьих, теперь тем собственникам, которые ни в чем не виноваты, полагается компенсация за снос их домов в ЗМР. Остальным — нет, и дома будут сноситься.
2. Ключевым вопросом чтобы компенсация собственникам сносимых строений в ЗМР выплачивалась будет соблюдение ими «добросовестности, разумности и осмотрительности» при строительстве /5/. Абсолютно очевидно, что отсутствия ограничений на участок в ЕГРН, а также регистрация права на строение Росреестром — не достаточно, чтобы считать, что эти условия выплнены.
Собственно побудительным мотивом написания данного поста было наше участие в анализе загородного дома, который оказался на границе ЗМР, и споры с риэлтором продавца, который («не обыкновенный риэлтор, а юрист с 30-летним стажем») убеждал нас, что «все в поселке согласовано и все в порядке». — Флаг в руки. В данном поселке около 100 участков в ЗМР магистрального газопровода, на части участков есть построенные дома. При этом охранная зона этого магистрального газопровода — в ЕГРН. Следовательно: к сносу домов — приготовиться!
3. Чтобы ситуация с ЗМР совсем устаканилась, надо еще кое-что подкрутить. Например, надо «поставить на вид» трубопроводним монополистам. Прекратите казаться роялистами больше, чем сам король. Посмотрим на ущерб от аварий на газопроводах. 2018 год. «Рекордные» 8 аварий. Ни одного пострадавшего, ущерб третьим лицам отсутствует. При этом как было, так и есть, предположим, — 1,5 млн строений в ЗМР плюс-минус 1%. Аналогично — предыдущие годы. 2009 год. Москва, rрупнейшая авария на ул. Озерной, факел огня высотой 200 м, 5 пострадавший, жертв нет, повреждено 70 машин. Возможно, за 10 лет сосульками убило больше людей, чем при авариях на газопроводах.
Ни в коем случае не призываем снижать ЗМР или попустительствовать их нарушителям. Но и не надо собственников ставить на дыбы. Все хорошо в меру. Вполне достаточно «показательных процессов» по сносу домов в ЗМР с их широким освещением в СМИ, в том числе — для «юристов с 30-летним стажем » и их клиентов. «Охоту» устраивать на всех нарушителей не следует.
4. Все сказанное по отношению к магистральным газопроводам относится также и к нефтепроводам и нефтепродуктопроводам. Для нефтепроводов ЗМР несколько меньше. Акцент на магистральные газопроводы сделан по причине того, что их в стане 175 тыс. км, а прочих — 75 тыс. км.
5. Продавцы и покупатели, а также их риэлторы, не надейтесь друг на друга: тщательно проверяйте объекты загородной недвижимости.
Источники
1. Трубы горят — стареющие газопроводы в тени строек века «Газпрома»: https://www.interfax.ru/business/644278, 27.12.2018
2. «Дома на трубе»: игра в молчанку, «МК», 01.11.2019 г.
3. Справка ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБОБЩЕНИЯ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О СНОСЕ ЖИЛЫХ, ДАЧНЫХ И САДОВЫХ ДОМОВ,А ТАКЖЕ ИНЫХ ПОСТРОЕК, НАХОДЯЩИХСЯ В ОХРАННОЙ ЗОНЕ И ЗОНЕ МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫХ РАССТОЯНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, утверждено Постановлением Президиума Пермского краевого суда 30 октября 2015 года.
4. Судья КС вступился за дачников в споре с «Газпромом» о сносе домов. Компенсации могут составить миллиарды рублей: https://tvrain.ru/teleshow/notes/ks_gazprom-490598/ , 01.08.2019.
5. Постановление Конституционного суда РФ от 03.07.2019 № 26-П с особым мнением судьи Гаджиева Г.А.
6. Решение №2-108/2019от 22.02.2019 Пестречинского районного суда Республики Татарстан.
7. Решение № 2-103/2019 от 25.06.2019 Кайтагского районного суда Дагестана.
8. Решение № 2-1044 от 15.04.2019 Сергиево-Посадского городского суда Московской области.
9. Решение № 2-1436/2019 от 20.02.2019 Щелковского городского суда Московской области.
Что можно размещать в охранной зоне магистрального газопровода, который проходит через земельный участок Заявителя?
Магистральный газопровод представляет собой комплекс производственных объектов, обеспечивающих транспорт природного или попутного нефтяного газа, в состав которой входят однониточный газопровод, компрессорные станции, установки дополнительной подготовки газа (например, перед морским переходом), участки с лупингами, переходы через водные преграды, запорная арматура, камеры приема и запуска очистных устройств, газораспределительные станции, фазоизмерительные станции, станции охлаждения газа (пп. 3.6.6. п. 3.6. разд. 3 СТО Газпром РД 2.5-141-2005 «Газораспределение. Термины и определения»).
Из анализа положений ЗК РФ земельные участки, на которых расположены магистральные газопроводы, относятся к землям транспорта (пп. 1 п. 6 ст. 90 ЗК РФ), не включены в список земель с ограниченной оборотоспособностью (ст. 27 ЗК РФ), следовательно, могут находиться в частной собственности.
Однако в соответствии с п. 8 ст. 90 ЗК РФ у собственника земельного участка, на котором размещены подземные объекты трубопроводного транспорта (в т.ч. и магистральный газопровод), возникают ограничения прав ввиду установления охранных зон таких объектов .
Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов (п. 5.6 Свода правил СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы». Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 № 108/ГС (далее – СП 36.13330.2012)).
Согласно п. 3.15 СП 36.13330.2012 охранная зона магистрального трубопровода представляет собой территорию или акваторию с особыми условиями использования, установленную вдоль магистрального трубопровода для обеспечения его безопасности .
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 № 9 (далее – Правила № 9), предусмотрено, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих природный газ — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны .
Пунктом 4.4 Правил № 9 установлен запрет на возведение любых построек и сооружений в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта.
На основании ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 31.031999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016).
Исходя из вышеизложенного, размещение зданий, сооружений, строений в границах охранной зоны магистрального газопровода – запрещено. Указанные объекты необходимо размещать на расстоянии не ближе 25 метров до оси магистрального газопровода.
В силу п. 4.2. Правил № 9 земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил.
… нахождение магистрального нефтепродуктопровода на спорной части земельного участка истца в силу закона ограничивает его права как собственника земельного участка в связи с установлением охранных зон, но не требует оформления прав ограниченного пользования (аренды, сервитута) и не приводит к утрате им владения.
Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 309-ЭС16-14974
Кроме того, Правилами № 9 и Правилами охраны магистральных газопроводов, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1083 (далее – Правила № 1083), закреплен перечень мероприятий, которые запрещено осуществлять в охранных зонах магистральных газопроводов, в том числе:
– перемещать, засыпать, повреждать и ломать опознавательные и сигнальные знаки, контрольно-измерительные пункты, контрольно-диагностические пункты;
– открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, ограждений узлов линейной арматуры, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;
– устраивать свалки, осуществлять сброс и слив едких и коррозионно-агрессивных веществ и горюче-смазочных материалов;
– разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую местность — от аварийного разлива транспортируемой продукции;
– бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы;
– осуществлять рекреационную деятельность, разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня;
– складировать любые материалы, в том числе горюче-смазочные, или размещать хранилища любых материалов
– проводить дноуглубительные и другие работы, связанные с изменением дна и берегов водных объектов, за исключением работ, необходимых для технического обслуживания объекта магистрального газопровода
– проводить работы с использованием ударно-импульсных устройств и вспомогательных механизмов, сбрасывать грузы;
– огораживать и перегораживать охранные зоны;
– осуществлять несанкционированное подключение (присоединение) к магистральному газопроводу.
Правила № 1083 закрепляют перечень мероприятий, которые может осуществлять собственник земельного участка, в границах которого проходит магистральный газопровод.
Пунктом 5 Правил № 1083 установлено, что в охранных зонах собственник или иной законный владелец земельного участка может производить полевые сельскохозяйственные работы и работы, связанные с временным затоплением орошаемых сельскохозяйственных земель, предварительно письменно уведомив собственника магистрального газопровода или организацию, эксплуатирующую магистральный газопровод.
Кроме того, в охранных зонах с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод (далее — разрешение на производство работ), допускается (п. 6 Правил № 1083):
а) проведение горных, взрывных, строительных, монтажных, мелиоративных работ, в том числе работ, связанных с затоплением земель;
б) осуществление посадки и вырубки деревьев и кустарников;
в) проведение погрузочно-разгрузочных работ, устройство водопоев скота, колка и заготовка льда;
г) проведение земляных работ на глубине более чем 0,3 метра, планировка грунта;
д) сооружение запруд на реках и ручьях;
е) складирование кормов, удобрений, сена, соломы, размещение полевых станов и загонов для скота;
ж) размещение туристских стоянок;
з) размещение гаражей, стоянок и парковок транспортных средств;
и) сооружение переездов через магистральные газопроводы;
к) прокладка инженерных коммуникаций;
л) проведение инженерных изысканий, связанных с бурением скважин и устройством шурфов;
м) устройство причалов для судов и пляжей;
н) проведение работ на объектах транспортной инфраструктуры, находящихся на территории охранной зоны;
о) проведение работ, связанных с временным затоплением земель, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, при наличии письменного согласия собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, возможно осуществление мероприятий, указанных в п. 5,6 Правил № 1083, в границах охранной зоны магистрального газопровода.
На основании изложенного, размещение зданий, сооружений, строений в границах охранной зоны магистрального газопровода – запрещено.
Здания и сооружения, которые не относятся к магистральному газопроводу, можно строить на расстоянии от проходящего по земельному участку газопроводу на расстоянии от 25 м .
При осуществлении мероприятий в границах охранной зоны необходимо их письменно согласовывать с собственником газопровода или с организацией, эксплуатирующей магистральный газопровод.
Обращаем внимание, сведения о границах охранных зон и минимальных расстояниях указываются в проектной документации магистрального газопровода, а также отображаются в документации по планировке территории и подлежат включению в федеральную государственную информационную систему территориального планирования .
Сведения о границах указанных минимальных расстояний отображаются на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 23 Правил № 1083).
Зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов
Зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) отнесена к ЗОУИТ п. 25 ст. 105 ЗК. Правительство утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия) (п. 1 ст. 106 ЗК). В настоящее время положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) Правительством не утверждено. Согласно ч. 16 ст. 26 Закона № 342-ФЗ от 03.08.2018 до 01.01.2025 установление, изменение или прекращение существования ЗОУИТ осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ от 03.08.2018, с учетом особенностей, установленных ч. 16.1 — 16.3 ст. 26 того же закона. До вступления в силу Закона № 342-ФЗ от 03.08.2018 понятие зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в законодательстве РФ отсутствовало, и, соответственно, отсутствовал порядок установления, изменения или прекращения существования таких зон (Письмо Росреестра от 29.03.2022 № 11-2310-АБ/22). Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ внесены изменения в ч. 19, 20 ст. 26 Закона № 342-ФЗ от 03.08.2018 и ч. 1 ст. 71.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в соответствии с которыми установлена возможность внесения в реестр границ ЕГРН сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) до 01.01.2025.
- Можно ли сказать, что сейчас зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов не считаются установленными?
Нет, зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
Согласно выводу КС, изложенному в определении от 06.10.2015 № 2318-О, СНиП 2.05.06-85* составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений. Законодательством предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в реестр сведений о данных ограничениях. Указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф. В письме Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 № 22066-ИМ/Д23 указывалось, что в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны с особыми условиями, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны. Аналогичные подходы применимы в отношении зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, указано в постановлении суда кассационной инстанции по делу № А72-14592/2021. Основанием для внесения в реестр сведений о зонах с особыми условиями использования территорий могут быть как решения органов государственной власти или местного самоуправления, так и принятый уполномоченным органом нормативный правовой акт, устанавливающий данные зоны. Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в реестр с целью информирования.
- Разрешено ли строительство в зоне минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов?
До дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов в соответствии со ст. 106 ЗК строительство в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускается по согласованию с организацией — собственником трубопровода. Признание установленными ЗОУИТ, которые были созданы до 01.01.2025, не делает такие ЗОУИТ установленными для целей ограничения использования земельных участков в таких зонах.
Строительство промышленных и других объектов, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения действующих, строящихся и проектируемых трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов. На земельных участках с охранными зонами газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, со ссылкой на действовавшую в тот момент редакцию ст. 90 ЗК писал КС в Определении от 06.10.2015 № 2318-О. Позже ст. 90 ЗК была изменена. Здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат сносу или их параметры и (или) разрешенное использование (назначение) подлежат приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков, сказано в ч. 39 ст. 26 Закона № 342-ФЗ от 03.08.2018. До дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов в соответствии со ст. 106 ЗК строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускается только по согласованию с организацией — собственником трубопровода или уполномоченной им организацией (п. 3 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного ВС 23.06.2021). В Постановлении КС от 13.10.2022 № 43-П КС пишет, что в силу ч. 21 ст. 26 Закона № 342-ФЗ от 03.08.2018 до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газо-, нефте-, нефтепродукто- и аммиакопроводов) в соответствии со ст. 106 ЗК и с утвержденным Правительством положением о такой зоне строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до трубопроводов допускаются только по согласованию с организацией — собственником системы газоснабжения, нефте-, нефтепродукто-, аммиакопровода или уполномоченной ими организацией. Ч. 10 ст. 26 Закона № 342-ФЗ от 03.08.2018 предусматривает, что зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 01.01.2025 нормативными актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в ч. 8 и 9 ст. 26 Закона № 342-ФЗ от 03.08.2018, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст. 106 ЗК. Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон или их границ в соответствии с требованиями ЗК не требуется, за исключением случая, предусмотренного ч. 11 ст. 26 Закона № 342-ФЗ от 03.08.2018. Переходное положение определяет условия признания установленными зон с особыми условиями использования территорий, которые были созданы до 01.01.2025, не регулируя вопросов ограничения использования земельных участков в таких зонах. Эти вопросы затрагиваются иными переходными положениями Закона № 342-ФЗ от 03.08.2018 применительно к отдельным видам зон с особыми условиями использования территорий (например, ч. 21 и ч. 46 ст. 26). Переход к новому регулированию правового режима зон с особыми условиями использования территорий, исключающему, по общему правилу, согласование юридическими и физическими лицами размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах таких зон с собственниками (владельцами) объектов, в целях охраны которых они установлены, требует увязать прекращение действия прежнего порядка с утверждением положений о таких зонах, содержащих перечни конкретных, а для определенных случаев — исчерпывающих ограничений использования земельных участков.
- Нужно ли учитывать зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, которые еще не построены?
Единого мнения по данному вопросу нет. Границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в ГПЗУ могут учитывать ЗОУИТ от еще не построенных объектов, но в числе оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта его расположение в ЗОУИТ от еще не построенных объектов отсутствует.
В соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 55 ГрК основанием для отказа в выдаче РнВЭ является несоответствие объекта капитального строительства ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством на дату выдачи РнВЭ, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных п. 9 ч. 7 ст. 51 ГрК, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена ЗОУИТ, не введен в эксплуатацию. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 55 ГрК для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим ГПЗУ. В силу п. 1, п. 2 ст. 57.3 ГрК ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка; источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, указал ВС при рассмотрении дела № А41-9297/2018.
- В ГПЗУ должны быть указаны границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
Дело № А07-33167/2018
В ГПЗУ в нарушение п. 26 Приказа № 741/пр, в п. 1 ГПЗУ отсутствует информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. ГПЗУ должен быть составлен с учетом данного обстоятельства и содержать в себе обозначения минимальных отступов от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории. Отсутствие необходимой информации, в том числе информации о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства повлекло нарушение прав заявителя, выразившееся в отказе в выдаче разрешения на строительство.
- Подготовка ГПЗУ осуществляется в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры.
Дело № А41-81509/16
Подготовка ГПЗУ осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
- Отсутствие сведений в ЕГРН о нахождении земельного участка в границах ЗОУИТ (защитной зоны объекта культурного наследия) не влияет на факт существования ЗОУИТ, наличие соответствующих ограничений подлежит указанию в ГПЗУ.
Дело № А07-31058/2018
Сведения о защитной зоне объекта культурного наследия должны быть направлены региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав, соответствующая информация подлежит включению в ЕГРН. Отсутствие сведений в ЕГРН о нахождении земельного участка в границах защитной зоны объекта культурного наследия не влияет на факт существования защитной зоны объекта культурного наследия в указанных границах и, следовательно, использование данной территории земельного участка с учетом ограничений, установленных законодательством. Ее указание в ГПЗУ является правомерным.
- Отсутствие сведений в публичном кадастре относительно рассматриваемой зоны не влечет в качестве последствий запрет на ее указание в ГПЗУ в силу наличия зарегистрированного объекта, на который распространяются зоны с особыми условиями использования.
Дело № А03-18623/2017
Особые условия использования территории устанавливаются, прежде всего, в публичных интересах, ограничения, вызванные установлением охранной, санитарно-защитной зон должны соблюдаться и являются приоритетными по отношению к установленному разрешенному использованию земельного участка. Отсутствие сведений в публичном кадастре относительно рассматриваемой зоны не влечет в качестве последствий запрет на ее указание в ГПЗУ в силу наличия зарегистрированного объекта, на который распространяются зоны с особыми условиями использования. Применительно к охранным и санитарно-защитным зонам, ограничение прав правообладателей земельных участков и землепользователей связано не только с наличием акта об установлении границы соответствующей зоны, но и с учетом фактического существования самого объекта, эксплуатация которого согласно установленным правилам требует наличия охранной или санитарно-защитной зоны. Наличие правомерно размещенного объекта, требующего установление охранной, санитарно-защитной зон, даже в отсутствие акта об утверждении границ такой зоны, влечет наличие ограничений деятельности на земельном участке, входящим в такую зону (с учетом правовой из постановления Президиума ВАС от 16.06.2009 № 1882/09, от 24.09.2013 № 17867/12).
- Указание в ГПЗУ сведений, содержащихся в Генплане, не означает, что данный план противоречит этому документу территориального планирования.
Кассационное определение ВС от 11.12.2019 № 18-КА19-46 по делу № 2а-9663/2018
Генеральный план входит в число источников информации для подготовки ГПЗУ, но содержащиеся в генеральном плане сведения не отнесены к информации, которая содержится в ГПЗУ. В перечень оснований для отказа в выдаче РнС несоответствие генеральному плану муниципального образования документов, приложенных к заявлению о выдаче РнС, не включено. Данное основание также не является частным случаем такой причины для отказа в выдаче РнС, как несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории. Указание в ГПЗУ сведений, содержащихся в Генплане, не означает, что данный план противоречит этому документу территориального планирования.
- Орган власти имел основания для внесения в ГПЗУ информации о том, что Генеральным планом часть земельного участка предусмотрена под развитие улично-дорожной сети.
Дело № А14-11444/2021
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 № 56-АПГ17-7). Генеральным планом часть земельного участка предусмотрена под развитие улично-дорожной сети, то есть земельный участок в перспективе предназначен для размещения объекта муниципального значения — магистральной автодороги. Орган власти имел основания для внесения соответствующей информации в ГПЗУ, иное бы означало потенциальную невозможность реализации документов территориального планирования, а также выполнения стратегии развития города. Действующее законодательство не устанавливает приоритета частных градостроительных намерений перед аналогичными намерениями публичных образований. Охранные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах генерального плана в составе материалов по его обоснованию. В границах таких зон устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
- До исключения сведений о ЗОУИТ из Правил землепользования и застройки такая ЗОУИТ отражается в ГПЗУ.
Дело № А67-36/2019
СЗЗ радиотехнического завода в установленном порядке не утверждена, завод снесен. СЗЗ завода отражена в схеме комплексной оценки территории на генеральном плане. Сведения о СЗЗ радиотехнического завода отсутствуют в Едином государственном кадастре недвижимости. Указанная СЗЗ установлена нормативно. В ГПЗУ Санитарно-защитная зона от радиотехнического завода отражена. ГПЗУ фиксирует, что земельный участок частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (СЗЗ). СЗЗ радиотехнического завода была включена в генеральный план. Несмотря на информацию о сносе объектов радиотехнического завода, сведения об указанной СЗЗ из Правил землепользования и застройки не исключены. Заявитель вправе требовать в установленном порядке изменения Правил землепользования и застройки в составе генерального плана в связи с такими изменившимися обстоятельствами.
- Указание в ГПЗУ описания функциональной зоны в соответствии с Генеральным планом не отвечает требованиям законодательства с учетом того, что рассчитанные на перспективу правовые процедуры преобразования территорий могут быть реализованы только на основе градостроительных регламентов, утвержденных в составе правил землепользования и застройки.
Дело № А50-19741/2019
В силу ч. 11 ст. 9, ч. 3 ст. 23 ГрК генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждаются на срок не менее чем 20 лет. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК). В соответствии с п. 2 ст. 85 ЗК правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Указание в ГПЗУ описания функциональной зоны в соответствии с Генеральным планом не отвечает требованиям законодательства с учетом того, что рассчитанные на перспективу правовые процедуры преобразования территорий могут быть реализованы только на основе градостроительных регламентов, утвержденных в составе правил землепользования и застройки. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Содержащиеся в ГПЗУ противоречия, которые основаны на применении двух нормативных правовых актов — Генерального плана и Правил землепользования и застройки, создают неопределенность. ГПЗУ в указанной части не соответствует нормам ГрК и ЗК.
- Сведений о санитарно-защитной не содержится в определенных законом источниках информации для подготовки ГПЗУ. Такие сведения были включены в ГПЗУ в отсутствие законного источника
Дело № А67-2700/2020
В определенных законом источниках информации для подготовки градостроительного плана земельного участка, сведений о санитарно-защитной зоне Радиотехнического завода, не содержится, и такие сведения были включены в ГПЗУ в отсутствие законного источника. Кроме того, санитарно-защитная зона Радиотехнического завода не была установлена в предусмотренном законодательством РФ порядке и сведения о ней не могли поступить в какие-либо источники информации обеспечения градостроительной деятельности на законном основании, т.е. на основании документов об ее установлении.
- Указание в ГПЗУ ограничений, не предусмотренных Правилами землепользования и застройки, привело к чрезмерному обременению и ограничению прав и интересов заявителя.
Дело № А07-7955/2022
Поскольку ГПЗУ является документом необходимым для получения разрешения на строительство и для реализации строительства объекта, указание в спорном ГПЗУ ограничений, не предусмотренных Правилами землепользования и застройки, привело к чрезмерному обременению и ограничению прав и интересов заявителя повлекшее уменьшение площади разрешенной к застройке жилыми многоэтажными зданиями.
- Включение в место допустимого размещения объекта капитального строительства территории, обозначенной как «охранная зона инженерной коммуникации», неправомерно, поскольку само по себе наличие потенциальной возможности уменьшения соответствующих расстояний, не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого ГПЗУ.
Дело № А67-10358/2017
Включение в место допустимого размещения объекта капитального строительства территории, обозначенной как «охранная зона инженерной коммуникации», неправомерно, поскольку само по себе наличие потенциальной возможности уменьшения соответствующих расстояний, не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого ГПЗУ. ПЗЗ призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. При разработке ПЗЗ задача состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
При рассмотрении гражданского дела № 2-918/2019 ВС посчитал заявленный газотранспортной организацией иск о сносе строений, возведенных в зоне минимальных расстояний от оси газопровода, подлежащим отклонению, т.к. строения были возведены хотя и после строительства газопровода, но до того, как данные о его маршруте оказались открытыми и были нанесены на карту. Согласно п. 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства от 08.09.2017 № 1083, сведения о границах охранных зон и минимальных расстояниях указываются в проектной документации магистрального газопровода, а также отображаются в документации по планировке территории и подлежат включению в федеральную государственную информационную систему территориального планирования. Сведения о границах указанных минимальных расстояний отображаются на публичных кадастровых картах. При выборе трассы трубопровода необходимо учитывать перспективное развитие городов и других населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железных и автомобильных дорог и других объектов и проектируемого трубопровода на ближайшие 20 лет, а также условия строительства и обслуживания трубопровода в период его эксплуатации (существующие, строящиеся, проектируемые и реконструируемые здания и сооружения, мелиорация заболоченных земель, ирригация пустынных и степных районов, использование водных объектов и т.д.), выполнять прогнозирование изменений природных условий в процессе строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов.
- Можно ли уменьшить зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов?
Да, при соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении эксплуатационной надежности и экологической безопасности допускается сокращение относительно установленных по общему правилу значений зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Приказом Минстроя России от 29.04.2019 № 246/пр утверждены и введены в действие Изменения № 2 к СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы». Согласно указанным изменениям, примечание № 4 к таблице № 4 изложено в следующей редакции: «при соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении эксплуатационной надежности и экологической безопасности допускается сокращение указанных в графе 3-9 настоящей таблицы расстояний при условии автоматизированного отключения при появлении утечек, а также не реже одного раза в два года проведения их диагностирования неразрушающими методами контроля». Таким образом, для сокращения указанных в таблице 4 расстояний, необходимо: соответствующее технико-экономическое обоснование; подтвержденное компетентным органом эксплуатационная надежность и экологическая безопасность; установка на магистральном газопроводе системы автоматизированного отключения; проведение не реже 1 раза в два года диагностирования газопровода неразрушающими методами контроля.