Кто может участвовать в референдуме
Перейти к содержимому

Кто может участвовать в референдуме

  • автор:

Жители Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей, живущие в Югре, могут принять участие в референдуме по вопросу присоединения к России

Сегодня по всему округу, в том числе в Нефтеюганске, началось выездное голосование. 27 сентября в трех городах Югры для граждан Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей будут работать стационарные пункты для голосования.

Кто может участвовать в референдуме?

В референдуме могут участвовать граждане ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Жители этих регионов имеют право участвовать в референдуме даже, если уже успели получить российское гражданство.

Какой документ необходим для участия в референдуме?

Для подтверждения права на участие в референдуме жители указанных территорий должны будут предъявить паспорт гражданина Донецкой, Луганской Народных Республик, Украины с отметкой о регистрации по месту жительства в ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областях, справку миграционной службы МВД ДНР или ДНР.

Как и когда проголосовать?

Выездное голосование пройдет с 23 по 26 сентября. Проголосовать очно можно будет в течение одного дня – 27 сентября. Процедура будет проходить в помещениях участковых комиссий с 8:00 по местному времени.

Где в Югре можно будет проголосовать очно?

Жители Донецкой и Луганской Народных республик смогут проголосовать на следующих участках:

— в Ханты-Мансийске – ул. Дзержинского, 7;

— в Нижневартовске – ул. Ханты-Мансийская, 41Б;

— в Сургуте – по ул. Энгельса, д. 18.

Жители Запорожской и Херсонской областей смогут проголосовать по адресу:

— город Сургут, ул. Энгельса, д. 18.

Что нужно сделать, чтобы члены комиссии приехали на дом?

Оставить заявку для участия выездном голосовании по телефону региональной горячей линии: 8-800-707-56-40 (ежедневно, с 9 до 18.00). Сообщить полностью фамилию, имя, отчество, год рождения, территорию активного избирательного права (ДНР, ЛНР, Запорожская область, Херсонская область), адрес фактического пребывания в Югре, куда необходимо осуществить выезд, а также контактный номер телефона.

Как будут работать выездные комиссии?

Члены участковых комиссий будут выезжать по всей территории Югры по установленным маршрутам. При планировании маршрутов будут учитываться список участников референдума и поступающие заявки на участие в голосовании. Отдельное внимание будет уделено пунктам временного размещения, в которых сейчас проживают граждане, эвакуированные с территорий ДНР, ЛНР или прибывшие в наш регион самостоятельно.

Куда обращаться, если остались вопросы?

Получить ответы на все вопросы по организации участия в референдуме по вопросу вхождения в состав РФ можно по телефону региональной горячей линии: 8-800-707-56-40 (ежедневно, с 9.00 до 18.00)

628309, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск,
2 мкр., 25 дом. pr_glava@admugansk.ru

Приемная главы города:
+7 (3463) 23-77-11
Городская общественная приемная:
+7 (3463) 22-96-72
Единая дежурно-диспетчерская служба:
+7 (3463) 31-01-18

Кто может участвовать в референдуме

Статья 5. Право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.

Референдум

Референдум — это голосование по ключевым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения, например по вопросам территориальной целостности. Его результаты затрагивают всех: госорганы, людей, бизнес.

В России инициировать референдум могут органы власти и граждане, достигшие 18 лет, даже если они живут за рубежом. А именно:

  1. Граждане РФ при условии, что их не меньше 2 000 000, у них есть право участвовать в голосовании и не более 50 000 из них проживает на территории одного субъекта РФ.
  2. Федеральные органы государственной власти.

Не имеют права инициировать референдум и голосовать на нем граждане РФ, которые признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования его результатов ЦИК РФ. Оно общеобязательное, и дополнительно утверждать его не нужно. Такое решение действует на всей территории РФ.

В статье разберем, что такое референдум, в чем суть референдума и чем он отличается от других видов голосований.

Чем референдум отличается от плебисцита и выборов

По сути, референдум похож на два других вида голосований: плебисцит и выборы.

Плебисцитом в древнеримской цивилизации называли решения, которые принимали собрания простого народа.

В российском законодательстве нет понятия «плебисцит», а есть только термин «референдум». Тем не менее некоторые эксперты называли плебисцитом общероссийское голосование по вопросу одобрения изменения Конституции РФ, прошедшее в 2020 году. Причина в том, что это голосование проходило не по правилам референдума, а по особому порядку.

Выборы в России проводят для формирования органов государственной власти или местного самоуправления, а также для наделения полномочиями главы региона. Выборы регулярны, а их итог имеет конечный срок. Например, 9 сентября 2018 года прошли выборы мэра Москвы, на которых победил Сергей Собянин. Он будет занимать этот пост до 2023 года, а затем пройдут новые выборы.

Референдум, в отличие от выборов, не имеет заданной периодичности, а его решения не ограничены каким-то сроком.

Когда нельзя проводить референдум

Референдум не проводят в условиях военного или чрезвычайного положения на территории РФ, а также в течение трех месяцев со дня их отмены.

Также нельзя проводить референдум в последний год полномочий президента или Госдумы и в период избирательной кампании, которая идет одновременно на всей территории России.

Кого касаются результаты референдума

Референдумы проводят и на местном, и на региональном, и на федеральном уровнях. От этого зависит, на кого распространяются его результаты.

Например, местный референдум прошел в 2010 году в Арзгирском сельсовете Ставропольского края. На него вынесли вопрос, согласны ли жители ввести ежегодный местный сбор в сумме 30 ₽ с каждого на период до 31 декабря 2015 года. Эти деньги собирались направить на благоустройство мест захоронений и населенных пунктов, мероприятия по социально-культурному развитию поселений, материальную поддержку участникам ВОВ, людям с инвалидностью, гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. По данным ГАС «Выборы», за сбор высказались 70,89% участников голосования. Итоги коснулись только жителей самого сельсовета: им пришлось платить по 30 ₽ дополнительного сбора в год.

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод. (В редакции Федерального конституционного закона от 24.04.2008 № 1-ФКЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Референдум Российской Федерации

Референдум Российской Федерации (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Статья 2. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также — гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о референдуме

1. Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

2. Порядок и сроки назначения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом. Порядок и сроки подготовки и проведения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимаемыми в пределах ее полномочий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

3. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимаются в целях обеспечения единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума.

Статья 4. Основные термины и понятия

1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона применяются следующие термины и понятия:

1) агитация по вопросам референдума — деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума путем внесения подписей в подписные листы или иным способом либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вопрос (вопросы) референдума;

2) адрес места жительства — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина;

3) бюллетень — бюллетень для голосования на референдуме;

4) вопрос референдума — вопрос государственного значения, по которому предлагается провести или проводится референдум;

5) инициативная агитационная группа — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях проведения агитации по вопросам референдума;

6) инициативная группа по проведению референдума — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы проведения референдума;

7) кампания референдума — деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума либо со дня официального опубликования решения о назначении всенародного голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации либо со дня официального опубликования решения о назначении референдума по проекту нормативного акта или вопросу референдума, вынесенным на референдум в соответствии с международным договором Российской Федерации, до дня представления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня прекращения процедур по реализации инициативы проведения референдума по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом;

8) комиссия референдума — комиссия, осуществляющая подготовку и проведение референдума, обеспечивающая реализацию и защиту права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и входящая в систему комиссий референдума, установленную частью 2 статьи 24 настоящего Федерального конституционного закона;

9) подписной лист — лист, который предназначен для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума;

10) политическая партия — политическая партия, имеющая в соответствии с законодательством Российской Федерации о политических партиях право участвовать в референдуме;

11) право на участие в референдуме — конституционное право граждан Российской Федерации голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума;

12) участники референдума — граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о референдуме правом на участие в референдуме.

Статья 5. Право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.

Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) (Пункт утратил силу — Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 № 1-ФКЗ)

7) (Пункт утратил силу — Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 № 1-ФКЗ)

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9) (Пункт утратил силу — Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 № 1-ФКЗ)

10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. (Пункт введен — Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 № 1-ФКЗ)

6. (Часть утратила силу — Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 № 1-ФКЗ)

7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.

10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, является обязательным.

Статья 7. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

1. Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном настоящим Федеральным конституционным законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Данное положение не действует в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 6 настоящего Федерального конституционного закона.

4. В период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов не может быть выдвинута инициатива проведения референдума в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального конституционного закона.

5. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

6. Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Статья 8. Язык проведения референдума

1. При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык Российской Федерации, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

2. Формулировка вопроса (вопросов) референдума, текст проекта нормативного акта, выносимого на референдум, бюллетень, решения, принятые на референдуме, документы органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, касающиеся проведения референдума, составляются (публикуются) на русском языке и на государственных языках республик в составе Российской Федерации, а в случае необходимости — и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Статья 9. Финансирование референдума

1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд референдума для организации сбора подписей граждан Российской Федерации в поддержку выдвижения инициативы проведения референдума, для финансирования иной своей деятельности по реализации инициативы проведения референдума, в том числе агитации по вопросам референдума.

3. В случае образования инициативной агитационной группы, предусмотренной настоящим Федеральным конституционным законом, она создает собственный фонд референдума для финансирования агитации по вопросам референдума.

4. Фонд референдума инициативной группы по проведению референдума, фонд референдума инициативной агитационной группы (далее — фонды референдума) создаются в размерах и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, соответственно за счет денежных средств членов инициативной группы по проведению референдума, членов инициативной агитационной группы, а также за счет добровольных пожертвований граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.

Статья 10. Подготовка и проведение референдума комиссиями референдума

1. Подготовка и проведение референдума, обеспечение и защита права на участие в референдуме, а также контроль за его соблюдением возлагается на комиссии референдума в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами.

2. Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения иных комиссий референдума, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, должностных лиц, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, их уполномоченных представителей, политических партий и иных общественных объединений, граждан Российской Федерации.

Статья 11. Гласность при подготовке и проведении референдума

1. Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о порядке и сроках подготовки и проведения референдум

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *