Как минимизировать расходы при отсутствии приборов отопления в нежилых помещениях многоквартирных домов: советы юриста
Нередко в многоквартирных домах имеются нежилые (встроенные) помещения, в которых располагаются магазины, кафе, склады и т. п. без центрального отопления. В некоторых случаях пользователи намеренно стремятся отключиться от централизованного теплоснабжения, чтобы сэкономить на плате за отопление (составляющей существенную долю эксплуатационных расходов за содержание помещения). Иногда в таких нежилых помещениях в многоквартирных домах центральное отопление отсутствует «исторически».
![]() |
© belchonock / Фотобанк Фотодженика |
Подход законодателя к расчету платы за отопление был долгое время единым для всех помещений в многоквартирных домах и достаточно негибким. Применяемая формула использовалась одинаковым образом для всех нежилых помещений без исключений и особенностей для помещений, в которых фактически отсутствуют приборы центрального отопления (далее – неотапливаемые помещения). Возможность отсутствия приборов отопления в принципе не предполагалась. Однако в настоящее время ситуация поменялась.
Действующее нормативное регулирование разделяет методы расчета платы за отопление исходя из факта наличия или отсутствия приборов центрального отопления непосредственно в помещении.
Основная проблема заключается в том, что с точки зрения ресурсоснабжающих организаций, поставляющих тепловую энергию, многоквартирный дом представляет собой единый отапливаемый объект, оснащенный теплопотребляющей установкой (внутридомовые инженерные системы: стояки, радиаторы, тепловые пункты, розливы и прочие элементы систем отопления).
Тепловая энергия, поставляемая в многоквартирный дом, распределяется по всему зданию, обогревая весь объем дома и даже те обособленные помещения, в которых отопительные приборы отсутствуют. Как объективно определить справедливый размер платы за объем тепла, потребляемый в общедомовых помещениях, и поступающий в некотором количестве и в нежилые помещения отдельных собственников без приборов центрального отопления?
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации
Суд в своем Постановлении отразил, что в профильном нормативном акте – Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг) необходимо предусмотреть раздельный порядок расчета платы за отопление конкретных помещений в многоквартирном доме и за отопление на общедомовые нужды, в том числе на отопление коридоров, лифтов и пр. (Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. № 46-П).
Все собственники жилых и нежилых помещений в любом случае обязаны оплачивать тепло, обогревающее общедомовые помещения, вне зависимости от наличия непосредственно у отдельного собственника приборов центрального отопления. Следовательно, размер платы за теплоснабжение даже при отсутствии отопительных приборов не может иметь нулевое значение. Правительству РФ было предписано установить новый порядок расчета платы, при котором собственники неотапливаемых помещений могли бы вносить плату исключительно за отопление на общедомовые нужды. Иными словами, для владельцев таких помещений плата должна быть существенно снижена.
Отдельно КС РФ отметил, что отсутствие приборов центрального отопления должно быть правомерным, в частности, необходимо соблюдение процедуры переустройства помещения (демонтажа штатных приборов отопления с установкой индивидуальных источников теплоснабжения).
Во исполнение постановления Суда Правительством РФ были пересмотрены Правила предоставления коммунальных услуг в части расчета платы за отопление. Так, отопление было условно (в расчетных формулах) разделено на индивидуальное и общедомовое. Разработаны отдельные формулы расчета платы за отопление помещений без центрального отопления (в том числе с автономными источниками теплоснабжения), закрепленные в п. 3-3(4), а также в п. 3(6) и 3(7) приложения № 2 к Правилам. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
Кроме того, в другом Постановлении КС РФ указал, что если большинство помещений перешли на автономное отопление (при сохранении в остальных помещениях в доме подключения к централизованному теплоснабжению), то и общедомовые площади будут обогреваться преимущественно за счет «остаточного» тепла, вырабатываемого источниками автономного отопления (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2021 г. № 16-П). Данный подход был закреплен в Правилах предоставления коммунальных услуг путем введения с 2 июля 2021 года дополнительных формул расчета платы для соответствующих случаев (формулы 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1) приложения № 2 к Правилам).
Оценка правомерности факта отсутствия приборов центрального отопления
С учетом позиции КС РФ законодательство было скорректировано: теперь объем тепловой энергии, потребляемой непосредственно в помещении потребителя, приравнивается к нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в таком помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство такого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Иными словами, право на снижение платы за отопление имеют владельцы и пользователи таких помещений в многоквартирных домах, в которых центральное отопление не было предусмотрено изначально технической документацией (проектным решением), либо помещений, в которых отопительные приборы демонтированы с получением необходимого согласования, предусмотренного жилищным законодательством (переустройство помещения).
Процедура переустройства помещения в многоквартирных домах (изменения инженерных систем в помещении, в том числе демонтажа) детально регулируется жилищным законодательством.
По причине того, что самовольное вмешательство потребителя в инженерные сети отопления может повлечь отрицательные последствия для качества теплоснабжения остальных потребителей в многоквартирном доме, требуется согласование данной процедуры. Запрет на самовольный демонтаж или отключение предусмотренных технической документацией обогревающих элементов закреплен также в подп. «в» п. 35 Правил.
Согласование необходимо произвести с органом местного самоуправления (гл. 4 Жилищного кодекса). Это можно сделать через МФЦ.
Процедура переустройства системы центрального отопления в помещении многоквартирного дома включает следующие этапы (ст. 25-29 Жилищного кодекса РФ):
- Подача заявления о переустройстве и пакета документов, включающего технический паспорт помещения и проект переустройства.
- Ожидание решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства, получение документа, подтверждающего принятие решения и являющегося основанием для проведения переустройства.
- Осуществление работ по переустройству помещения, проверка их результата приемочной комиссией, созданной органом самоуправления.
- Составление и направление в регистрирующий орган приемочной комиссией акта о завершении переустройства.
Таким образом, правомерность отсутствия приборов центрального отопления должна подтверждаться технической документацией (изначальным проектом или документами о согласовании процедуры переустройства помещения в виде демонтажа приборов отопления).
Как доказать законность отсутствия приборов центрального отопления?
Исходя из сложившейся судебной практики на потребителе (пользователе помещения) лежит бремя доказывания законности отсутствия приборов центрального отопления в принадлежащем ему помещении. В качестве примера можно привести постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июля 2020 г. № Ф03-2401/20 по делу № А51-5866/2018. В постановлении отмечено, что освобождение от оплаты тепловой энергии допускается только при соблюдении законной процедуры отключения от системы центрального отопления, при этом законность должен доказывать именно потребитель.
Аналогичная позиция отражена и в решении Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2021 г. по делу № А60-31875/2020 и ряде иных судебных актов. С учетом приведенных в настоящей статье правовых норм потребителю для снижения платы за отопление необходимо иметь документы, подтверждающие изначальное отсутствие приборов центрального отопления (техническая или проектная документация на МКД, помещение).
В случае же проведения демонтажа отопительных приборов потребителю необходимо иметь следующий комплект документов: решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства, проект переустройства, а также акт приемочной комиссии о приемке фактически выполненных по итогу переустройства работ (данный документ является ключевым, так как подтверждает завершение всей процедуры).
Бывает, что собственник помещения является далеко не первым во всей цепочке владельцев такого помещения, и у него отсутствуют соответствующие документы, переданные от предыдущего владельца и даже неизвестны основания, по которым в помещении отсутствует центральное отопление. В этом случае для урегулирования отношений с исполнителем услуги по отоплению потребуется проведение переписки с возможными держателями необходимой информации и документов: предыдущие собственники, местная администрация, управляющая организация, в том числе предыдущая, организации технической инвентаризации, поставщик тепловой энергии многоквартирного дома.
В случае невозможности доказать правомерность отсутствия отопительных приборов потребителю будут выставляться счета на полную оплату коммунальной услуги по отоплению.
Способы сэкономить на отоплении в нежилых квартирах
Дом признан ветхоаварийным. Но в моей квартире никто не живет. Ждем расселения. Отопление очень большие суммы. За 37 кв.м.-5 000. Олачивать затратно. Что нужно сделать, чтобы не выставллись счета? Как отключить отопление в квартирах, если там никто не проживает.
Ни кто не отключит, если мкд
Никак не отключить отопление. Это многоквартирный дом.
Отключение отдельной квартиры (или нескольких) не предусмотрено.
Снизить платежи можно либо путем получения в администрации маневренного жилья с передачей по акту администрации вашего аварийного жилья,
либо решить вопрос с получением возмещения (ст. 32 ЖК РФ) в виде выплаты или предоставления квартиры.
Законные способы сэкономить на оформлении документации для дачного домика без узаконенных построек
Процедура покупки автомобиля в Москве и продажи в другом городе: возможные способы сэкономить на оформлении и не вписываться в ПТС
Поеду в Москву по делам (хочу там купить заодно автомобиль и продать в своём городе). Объясните, пожалуйста, процедуру. Как можно сэкономить на оформлении? Можно ли не вписывать себя в птс?
Стоимость договора дарения денег: как определить и возможные способы сэкономить
Я обратилась к нотариусу для того, чтобы узнать сколько стоит договор дарения денег. Она сказала, что поскольку такой договор подлежит оценки, то. и назвала заоблачную сумму. Так сколько же он стоит на самом деле? (дарить нужно 2 млн) Как рассчитать? И можно ли как-то обойти такие затраты? Будет ли являться доказательством дарения (в суде, например) простая письменная форма?
Переоформление 3-х комнатной квартиры в Украине: стоимость, способы сэкономить и контакты для оформления
Тетя проживает в России, но является хозяйкой 3-х комнатной квартиры в Украине, и она готова переоформить квартиру на племянницу. Сколько будет стоить переоформление этой квартиры, и как это сделать дешевлее. И к кому и куда обращаться.
УК требует оплату за выезд специалиста на опломбировку счетчиков воды: есть ли законные способы сэкономить?
УК требует с меня деньги при опломбировке счетчиков воды. Но не за конкретно опломбировку, а якобы за выезд ко мне специалиста, который будет этим заниматься. Он составляет нам акт, какие то еще схемы и прочую ерунду и за это я должна им заплатить. Как можно законно опломбировать без оплаты?
Способы сэкономить или уменьшить плату за мусор в станице при наличии небольшого количества отходов и большом числе
Опоздание с продлением полиса ОСАГО: правомерность требования и способы сэкономить
Здравствуйте! Подскажите, я оформила полис осаго на 6 месяцев и заплатила 70% от стоимости годового, прошло 6 месяцев и 14 дней, я решила продлить до конца периода, мне говорят, что я еще должна заплатить 70% от стоимости годового полиса, т.к. я опоздала, Правомерно ли это? и что можно сделать для экономии средств?
Способы сэкономить на поездке в Крым: возможные компенсации на перелет при отдыхе в частном секторе
Как удешевить поездку в Крым? Возможны ли какие либо компенсации на перелет в этом году, если планируется отдыхать не через туроператора, а в частном секторе?
Наследование квартиры умершего гражданского мужа: налоги, сроки и возможные способы сэкономить
Умер гражданский муж, его отец вступает в наследство, т.к. я ему по закону никто. Отец хочет подарить мне его квартиру по договору дарения, т.к. в случае завещания на его (отца) имущество могут претендовать дети от первого брака (одна из дочерей инвалид 2 гр.). У мужа больше никого нет. Нужно будет оплатить налог. От какой суммы его необходимо рассчитывать и в какие сроки оплатить? И можно ли в данной ситуации как-то сэкономить деньги?
Необходимо снизить плату за отопление нежилых помещений без оснащения
В собственности нежилые подвальные помещения 510 кв. м (ни чего там нет кроме Говн*) связались с теплоснабжения хотят мне влупить за отопительный сезон как за жилое итого 27000 р. мес. Батареи установлены. Если возможность снизить эту плату? А то проще на бомжа все переписать и пропади оно все там в тар тарары.
В чём заключается процесс начисления платы за отопление нежилых помещений без отдельного входа, расположенных на чердаках?
На основании какого закона и его части, должно быть начислена плата за отопление нежилому помещению находящегося на чердаке и не имеющего отдельного входа. Т е нежилой чердак не относящийся к общему имуществу отапливается за счёт моп и жилого фонда.
Как правильно рассчитать плату за отопление нежилых помещений для арендаторов, имея своё газовое отопление.
Какой тариф применяется для начисления платы за отопление нежилых помещений физическим лицам?
Физ. лицо владеет нежилым помещением, по какому тарифу ему должна начислять плату за отопление (тарифы установлены для 3-х групп потребителей: население, бюджет и прочие)
Правомерность расчета за отопление нежилых помещений для юридических лиц
Я собственник нежилого помещения. Юридическая лицо. При расчете за услуги отопления теплоснабжающая организация производит расчет исходя из объема здания (по наружному периметру здания), а не из квадратуры помещения. Правомерен ли расчет? На каких документах основан расчет платы за отопление для юридических лиц?
ГУП ТЭК требует оплаты за отопление НЕжилых помещений за 3 последних года: правомерно ли это?
По Решению ОСС-2021 в нашем ЖК с ИТП заключены прямые договоры с ГУП ТЭК. ГУП ТЭК же захотел с собственников НЕжилых помещений оплату отопления за 3 (!) последних года, ссылаясь на п. 6 Правил № 354 в новой редакции: поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в НЕжилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией ©.
Счета до ОСС выставляла УК, т.к. именно она обеспечивала дом отоплением через ИТП, а РСО лишь поставляла теплоноситель для ИТП.
Прав ли ГУП ТЭК?
Организация должна Жилкомсервису за отопление нежилых помещений: возникает вопрос о законности начисления пеней
Организкция должна Жилкомсервису за отопление по нежилым помещениям. Есть решение суда на сумму основного долга плюс проценты (пени) за использование чужих средств. В рамках следующего арбитражного суда заключено мировое соглашение по погашению задолженности (на срок 15 месяцев) на общую сумму (долг+пени), утверждено судом. Исправно платим уже 10 месяцев. ЖКС продолжает начисление пеней на сумму основного долга. Правомочно ли это? Укажите, пожалуйста ссылку на статью закона. Заранее благодарим.
Спор о оплате отопления нежилых подвалов: почему собственники магазинов не согласны и что делать?
Собственники нежилых подвальных помещений (магазинов) не согласны оплачивать отопление, мотивируя это тем, что у них нет батарей отопления. Но по подвалам проходят стояки и трубы отопления и горячего водоснабжения всего дома и за их счет температура у них как в квартирах в доме. Теплоснабжающая организация получает оплату за теплоснабжение дома (включая и обогрев мест общего пользования) полностью с собственников квартир и от решения нашего конфликта устранилась. Теплопункт дома оборудован приборами учета тепла и оплата мест общего пользования (включая и подвалы) распределяется на собственников квартир пропорционально жилой площади. Как нам быть в данной ситуации? Спасибо. С Уважением.. Виктор.
Оспаривание распределения оплаты за отопление нежилых помещений в многоэтажном доме
Я живу в многоэтажном доме. На первом этаже жилые помещения переделали в нежилые ПОД МАГАЗИНЫ обрезали отопительные трубы, заизолировав.
Они отказываются платить за обогрев в отопительный сезон.
Старшая по дому и ТЕПЛОСЕТЬ составили акт что на первом этаже (в нежилых помещениях)-магазинах заизолированы трубы.
На основании этого акта, подписанного жильцами дома, на нас жильцов дома распределяют оплату за отопление магазинов в отопительный сезон. ВОЗМОЖНО ЛИ ТАКОЕ? ПОЧЕМУ я должна оплачивать отопление нежилых помещений?
Оплата отопления нежилых помещений: Законность и справедливость распределения расходов
Я живу в многоэтажном доме. На первом этаже жилые помещения переделали в нежилые ПОД МАГАЗИНЫ обрезали отопительные трубы, заизолировав.
Они отказываются платить за обогрев в отопительный сезон.
Старшая по дому и ТЕПЛОСЕТЬ составили акт что на первом этаже (в нежилых помещениях)-магазинах заизолированы трубы.
На основании этого акта, подписанного жильцами дома, на нас жильцов дома распределяют оплату за отопление магазинов в отопительный сезон. ВОЗМОЖНО ЛИ ТАКОЕ? ПОЧЕМУ я должна оплачивать отопление нежилых помещений, на основании акта который я подписала, что у магазинов изолированы трубы?
Может ли управляющая компания взыскать оплату за отопление нежилых помещений задним числом?
Имеет ли право управляющая компания выставить счёт на оплату отопления нежилого подсобного посещения задним числом? До этого момента в счета входило только содержание моп и электроэнергия.
IX. Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов
98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 3.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2019 N 637)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период.
99. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги.
100. Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.
Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом или нежилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается:
исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги — для жилых помещений;
исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил, — для нежилых помещений.
Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги отопления рассчитывается только в случаях, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии или когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
101. При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2019 N 637)
(см. текст в предыдущей редакции)
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
102. При применении двухставочных тарифов плата за коммунальную услугу снижается:
а) при проведении ремонтных и профилактических работ, которые влекут перерывы в предоставлении коммунальных услуг и продолжительность таких перерывов не превышает сроки, установленные в приложении N 1 к настоящим Правилам, — только в отношении переменной составляющей платы за коммунальную услугу, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления соответствующего вида коммунального ресурса;
б) при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, в том числе в связи с проведением ремонтных и профилактических работ, — в отношении всех составляющих платы за коммунальную услугу.
103. При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества исполнителем, предусмотренным частью 5 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то ресурсоснабжающей организацией, являющейся исполнителем, изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, при этом потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества, с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Как собственнику нежилого помещения снизить плату за отопление
Ко мне обратился индивидуальный предприниматель – собственник нежилого помещения в многоквартирном доме. Договором, заключенным им с управляющей организацией, предусмотрен фиксированный объем тепловой энергии, расходуемый в помещении на нужды отопления. Причем указан они исходя из расхода только в отопительный сезон – 7 месяцев, с октября по апрель.
В 2016 году Москва утвердила внесение платы за отопление равномерно в течение года. Управляющая домом организация – ГБУ Жилищник района Люблино – вместо того, чтобы посчитать ежегодный объем потребления по договору и разделить его на 12 месяцев, определив новый ежемесячный объем потребления, просто стала выставлять установленный договором ежемесячный объем потребления круглый год. И так большие платежи за отопление стали еще больше, что стало последней каплей, вынудившей предпринимателя искать юриста.
Мне поставили задачу снизить плату за отопление. Я предложил сверху взыскать еще и штраф – половину от излишне начисленного.
Так как в доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, сначала я запросил у управляющей организации сведения о помесячном потреблении тепловой энергии за последние три года. Согласно подп. «р» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, далее – Правила № 354) управляющая организация обязана выдать эту информацию любому собственнику в трехдневный срок.
Когда я получил необходимую информацию, то произвел расчет правильных начислений и сумм ежегодных перерасчетов за 2018-2019 года по формулам, утвержденным Правилами № 354.
После сравнения полученных мной сумм с суммами, указанными Жилищником в актах сверки, стало ясно, что Жилищник завышал размер платы за отопление в 3,5-4 раза.
Так как все выставленные управляющей организацией суммы уже были оплачены предпринимателем, я направил Жилищнику досудебную претензию с требованием вернуть излишне начисленные суммы и сверху уплатить штраф в размере 50 % от излишне начисленного. Жилищник ответил, что все начисления сделаны в соответствии с законом.
После этого я подготовил и подал в Арбитражный суд г. Москвы иск с требованиями о взыскании неосновательного обогащения и штрафа. Уплата штрафа управляющей организацией предусмотрена ч. 6 ст. 157 ЖК РФ и пунктами 155(1) и 155(2) Правил № 354.
В суде ответчик ссылался на установленный договором объем потребления коммунальной услуги. Однако, данный объем применяться не должен. Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 3 постановления от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах», согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии). Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета.
В результате суд взыскал с управляющей организации 232 тысячи рублей, излишне начисленных за отопление, а также 116 тысяч рублей штрафа. Площадь помещения предпринимателя равна 146 квадратным метрам.
Снизить размер платы за отопление, установленной договором, можно даже в случае, если в доме нет общедомового счетчика. В этом случае расчеты необходимо проводить по установленным нормативам потребления.
Стоит отметить, что принятое Правительством России в апреле 2020 года решение о приостановлении начисления пеней за жилищно-коммунальные услуги не касается штрафов с управляющих компаний за необоснованные начисления,и поэтому не является препятствием для их взыскания.