Что связывало патронов и клиентов
Перейти к содержимому

Что связывало патронов и клиентов

  • автор:

Патрона и клиента отношения

в отличие от патернализма, патронат (patronage) предполагает отношение между двумя индивидами, а именно между патроном и клиентом. Это отношение обнаруживается повсеместно, несмотря на то, что институционально оно признается и санкционируется в ограниченной степени, поскольку патронат оскорбляет достижительскую культуру многих западных обществ. Однако Р. Джекол (Jackall, 1988) утверждает, что патронат — важный аспект менеджмента в современных американских организациях. Отношения патрона и клиента компенсируют неадекватность формальных институтов; особые отношения с тем, кто обладает влиянием или богатством, защищают подчиненного ему клиента от потенциально враждебного окружения. Развитые системы патроната существуют в латиноамериканских и средиземноморских обществах.

  • Telegram
  • Whatsapp
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Email

Научные статьи на тему «Патрона и клиента отношения»

Клиентелизм как деструктивный управленческий феномен

доминирования, подчинения и господства, независимости и зависимости по принципу патронклиент.
Клиентелизм предполагает, что один участник отношенийпатрон, покровительствует другой стороне – клиенту.
Между клиентами и патронами возникает взаимозависимость.
В патрон-клиентских отношениях важно, что между клиентами и патронами есть различия по социальному статусу.
договоренностями, а клиенты каким-то способом обеспечивают деятельность патронов.

Историки и советская власть в 1920-1940-е гг. : патроны и клиенты

Впервые в отечественной историографии на основе широкого круга источников разбирается феномен отношений «патрон-клиент» и их проявление в советской исторической науке. Показываются конкретные примеры отношений «патрон-клиент», специфика этих отношений в советском обществе, их влияние на сообщество профессиональных историков, на развитие исторической науки.

Социальные и родовые структуры в раннем Риме по Титу Ливию

Маяк) считают характер отношений между патронами и клиентами более сложным.
Клиенты упоминаются уже в ранние периоды, их важнейшим признаком является почитание патронов как отцов.
Клиенты занимались производительным трудом (земледелие, ремесло, пастушество), получали от патрона инвентарь.
, имели земельную собственность, служили в отрядах патрона, оказывали патронам в затруднительных обстоятельствах.
Функцией патрона была правовая и социальная защита клиента.

98. 02. 016. Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российскаягосударственность. М. , 1997. 301 с

Еще термины по предмету «Социология»

Барьер коммуникации

помехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом. По характеру помех барьеры коммуникации разделяют на технические, психофизические, психические, семантические, социальные и культурные.

Конфликта теория

социальный конфликт принимает различные формы. Понятием конкуренции обозначается конфликт в отношении контроля над определенными ресурсами или преимуществами, при котором не используется реальное физическое насилие. Разновидностью мирного кон фликта, разрешаемого в рамках согласованных правил, является регулируемая конкуренция. Рынок предполагает как регулируемую, так и нерегулируемую конкуренцию. Другие формы конфликта могут быть более насильственными и не ограничиваться правилами. В этих случаях конфликты разрешаются вовлечен ными сторонами, мобилизующими свои ресурсы власти. В XIX и начале ХХ в. конфликт в обществе был в центре внимания социальных теоретиков. Однако функционалисты середины ХХ в. пренебрегали конфликтом, предпочитая унитарную концепцию общества и культуры, подчеркивающую социальную интеграцию и гармонизирующее действие общих ценностей. Если функционалисты и обращали внимание на конфликт, то они рассматривали его скорее как патологическое, нежели нормальное состояние здорового социального организма. В 1950-1960-е гг. некоторые социологи, опиравшиеся на идеи К. Маркса и Г. Зиммеля, пытались в противовес доминировавшему в то время функционализму возродить то, что они называли «теорией конфликта». Маркс в свое время предложил дихотомическую модель социального конфликта, согласно которой все общество делится на два основных класса, представляющих интересы капитала и труда. В конечном счете конфликт ведет к трансформации общества. Подчеркивая значение конфликта, Зиммель не принимал ни эту дихотомическую модель, ни идею, согласно которой конечным результатом конфликта является разрушение существующего социального устройства. Он полагал, что конфликт имеет позитивные функции в отношении социальной стабильности и способствует поддержанию существующих групп и общностей. Л. Козеp (Coser, 1956; 1968) развивал подход Зиммеля, стремясь показать, что конфликт обычно имеет функциональный характер в сложных плюралистических обществах. Он утверждал, что «перекрестные конфликты», когда союзники в одном вопросе являются противниками в другом, предотвращают возникновение конфликтов по одной оси, разделяющих общество по дихотомическому принципу. Для сложных обществ характерно сосуществование множества интересов и конфликтов, представляющих собой некий уравновешивающий механизм, который препятствует нестабильности. Р. Дарендорф (Dahrendorf, 1959) также пришел к заключению, что конфликты перекрестны и не совпадают. В отличие от Маркса он утверждал, что основной конфликт в рамках всех социальных институтов касается распределения скорее власти и авторитета, а не капитала, и что именно отношения господства и подчинения порождают антагонистические интересы. Дарендорф полагал, что в этом контексте особо важное значение имеет успешное сдерживание индустриального конфликта рамками экономики — с тем, чтобы он не перекинулся на другие институты. Д.Локвуд (Lockwood, 1964) внес свой вклад в эту область, разработав неявно присутствующую в марксизме идею различия между «системными» и «социальными» конфликтом и интеграцией. Системный конфликт возникает при отсутствии гармонии между институтами: например, когда политика, проводимая в рамках политической подсистемы, противоречит потребностям подсистемы экономической. Социальный конфликт является межличностным и возникает только в рамках социальных взаимодействий. С упадком функционализма и возрождением марксистского и веберианского подходов в социологии начиная с 1970-х гг. прежняя полемика о конфликте и консенсусе почти исчезла из области социальной теории. Конфликт и кооперация между индивидами остаются в центре внимания приверженцев игр теории и рационального выбора теории.

Новые религиозные движения

группы ревностных приверженцев неортодоксальных религиозных убеждений и практик, которые иногда, но не всегда, имеют восточное происхождение. В последние годы новые религиозные движения или культы привлекают значительное внимание прессы, особенно это касается темы предполагаемого «промывания мозгов» новых участников. Тем не менее, не все культы подобного рода являются новыми — религиозные инновации в Европе и Америке имели долгую историю в XIX и ХХ вв. Однако вспышки религиозного рвения любого рода могут иметь циклический характер. Например, утверждалось, что контркультура 1960-х гг. была связана с ростом новых религиозных движений, впоследствии пришедших в упадок. Существование новых религиозных движений получает непропорционально широкую, судя по их относительно небольшим размерам, огласку. По оценкам А. Баркер (Barker, 1984), в 1982 г. насчитывалось, например, лишь 700 приверженцев Муна и 200 последователей движения «Трансцендентальная медитация». Данные, полученные П. Хиласом (Heelas, 1996), показывают, что только 5% населения США имеют убеждения, связанные с новыми религиозными движениями, а реальными членами таких движений является гораздо меньшая доля американцев. Новые движения отличаются значительным разнообразием с точки зрения свойственных им религиозных убеждений. Одни из них связаны с такими восточными религиями, как буддизм или индуизм, другие являются евангелическими христианскими, третьи имеют смешанные характеристики или определяются личными, часто идиосинкразическими убеждениями их основателей. Р. Уоллис (Wallis, 1984) выделяет различные типы новых религиозных движений — «отвергающие мир» (world-rejecting), «принимающие мир» (world-affirming) и «приспо сабливающиеся к миру» (world-accommodating). Движения первого типа (такие, как Церковь Объединения, состоящая из последователей Муна) имеют тенденцию к закрытости, рассматривают внешний мир как угрожающий и предполагают отречение новообращенных от своей прошлой жизни. Новые члены таких движений, как правило, молоды, происходят из среднего класса, являются высокообразованными, однако отличаются социальной маргинальностью. Принимающие мир движения (например, «Трансцендентальная медитация») находят источник несчастий в индивиде, а не в обществе. Они не отвергают мир, а стараются наладить с ним более эффективные отношения. Такие движения пополняют свои ряды за счет социально интегрированных людей среднего возраста из всех социальных классов. Для движений, приспосабливающихся к миру (например, движения «Домашняя церковь»), религиозный опыт является не коллективным, а личным, отличающимся энергичностью и энтузиазмом. Новые религиозные движения, в частности, отвергающие мир, часто обвиняются в «промывании мозгов» своих новых членов. Каких-либо серьезных подтверждений этому нет, и в действительности процесс рекрутирования является крайне неэффективным. Лишь весьма незначительная часть входящих в контакт с этими движениями становится их участниками, при этом для большинства новых религиозных движений характерна высокая доля покидающих их ряды. Принимая во внимание небольшие размеры новых религиозных движений, можно предположить, что резкая общественная реакция на их деятельность содержит элементы моральной паники, усиливающейся характерным для некоторых движений стремлением к отвержению мира, что ведет к отречению их приверженцев от предшествующей семейной жизни.

ГДЗ по истории древнего мира 5 класс Саплина §40

История Древнего мира 5 класс Саплина, Немировский Просвещение

Жизнь римской семьи определялась существовавшими традициями и религиозными верованиями, а также положением в обществе и материальным достатком.

Стр. 201

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какие обязанности имел глава семейства?

Глава семьи имел неограниченную власть над всеми членами семьи, наказывал их за совершённые проступки, вёл все хозяйственные дела и совершал необходимые покупки.

2. Чем отличалась роль женщины в Древнем Риме от роли женщины в Древней Греции?

Замужняя женщина в Древнем Риме имела больше прав, чем гречанка. Она пользовалась большим почётом и уважением, и наравне с мужем принимала участие во всех пирах и празднествах, а также в воспитании детей.

Стр. 202

Вопросы и задания к пункту параграфа

Что связывало патронов и клиентов?

Клиент пребывал в зависимости от патрона, и за определённое вознаграждение выполнял его поручения и поддерживал во всех начинаниях.

Стр. 203

Вопросы и задания к пункту параграфа

Как складывались отношения римлян с их богами?

Для прославления богов римляне строили храмы, в которых приносили жертвоприношения (животных или плоды растений). Таким образом, римляне надеялись получить поддержку и благословение богов в каком-то конкретном деле.

Стр. 203

Вопросы и задания в конце параграфа

1. Прочитайте эпиграф и объясните его смысл.

В данном эпиграфе чётко прописаны особенности взаимоотношения между римлянами и богами: римляне приносили жертву, рассчитывая на поддержку конкретного бога в каком-то деле.

2. Кто входил в состав римской семьи?

В состав римской семьи входили не только родители с детьми, но и многочисленные родственники. Поэтому из-за большого количества членов семьи она скорее напоминала общину и называлась фамилией.

3. Почему нравы ранней Римской республики называли «отеческими»?

Нравы ранней Римской республики называли «отеческими», потому что традиции требовали от добропорядочного гражданина быть хорошим отцом, доблестным воином и деятельным политиком.

Стр. 203

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.

Что определяло жизнь римской семьи?

Жизнь римской семьи определялась материальным достатком, положением в обществе, а также существовавшими традициями и религиозными верованиями.

ПАТРОНА И КЛИЕНТА ОТНОШЕНИЯ

ПАТЕРНАЛИЗМ — (PATERNALISM) Данный термин обозначает отношения между отцом и ребенком, однако большей частью используется для описания отношений между начальством и подчиненными. Аналогия с отцом и ребенком использовалась М. Вебером при разработке модели… … Социологический словарь

РИМ Древний — Рим, которому предстояло объединить античный мир в одной великой империи с единой культурой, поначалу ничем не обнаруживал признаков своего будущего величия. Несмотря на то, что в доисторические времена Апеннинский полуостров был относительно… … Энциклопедия Кольера

Гораций — Квинт Гораций Флакк (лат. Quintus Horatius Flaccus; 8 декабря 65 до н. э., Венузия  … Википедия

Клиенты — класс населения древнего Рима, стоявший в зависимых отношениях к патрицианским родам и отличавшийся от плебеев (см.). Клиента и патрона соединяла тесная и неразрывная наследственная связь, основанная на взаимном доверии (fides) и взаимной помощи… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Банки — I в современном экономическом строе Б. являются высшей формой кредитного посредничества и важнейшими органами вексельного и денежного обращения. Цель банковой деятельности: во первых, создать систему кредита (см. это сл.), которая обеспечивала бы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДРЕВНИЙ РИМ — Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия

Взрывы жилых домов (1999) — Последствия теракта утром 9 сентября 1999 года по улице Гурьянова, дом 19, Москва. Кадр НТВ. Взрывы жилых домов серия террористических актов российских городах (Буйнакске, Москве и Волгодонске) 4 16 сентября 1999 года. В результате терактов 307… … Википедия

Взрывы жилых домов — Последствия теракта утром 9 сентября 1999 года по улице Гурьянова, дом 19, Москва. Кадр НТВ. Взрывы жилых домов серия террористических актов российских городах (Буйнакске, Москве и Волгодонске) 4 16 сентября 1999 года. В результате терактов 307… … Википедия

Взрывы жилых домов 1999-го года — Последствия теракта утром 9 сентября 1999 года по улице Гурьянова, дом 19, Москва. Кадр НТВ. Взрывы жилых домов серия террористических актов российских городах (Буйнакске, Москве и Волгодонске) 4 16 сентября 1999 года. В результате терактов 307… … Википедия

Клиент или доверитель: древнеримский тезаурус практикующего юриста

В ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» прямо указано, что адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем (статья 25). Современная терминология очерчена достаточно чётко.

Откуда же берутся клиенты?

Открываем книгу по римскому праву, например, «Учебник истории римского права. Пособие к лекциям» Н. Боголепова (Москва, 1895), и читаем следующее описание:

«Вторую группу древнейшего римского общества составляли клиенты. Это была группы, зависимая от патрициев, которые назывались патронами клиентов…

Связь между патронами и клиентами была очень тесная и охранялась религией: нарушивший в чём-либо эту связь, будет ли он патрон или клиент, становился homo sacer: это означало, что нарушитель лишался покровительства богов; всякий мог оскорбить и убить его безнаказанно, а имущество его конфисковывалось в пользу религиозного фонда.

Отношения патронов и клиентов в главных чертах были следующие. Клиент должен был следовать за патроном на войну, оказывать ему имущественную помощь, например, при даче приданого за дочерью, при выкупе патрона из плена, при уплате им штрафа, наложенного судом. Патрон со своей стороны обязан был оказывать клиенту поддержку советами и заступничеством перед властями. Ни тот, ни другой не могли предъявлять друг против друга ни гражданских исков, ни уголовных обвинений, ни давать свидетельских показаний

Мог ли клиент самостоятельно предъявлять гражданские иски перед судом или он должен был делать это через посредство патрона, об этом никакого достоверного сведения не имеется».

Вот такие сложные отношения. Римское право и здесь доказывает устойчивость своих конструкций. Конечно, особенности правосубъектности ушли, однако содержание в части доверительных отношений и неприемлемости воздействия извне узнаются и сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *