Что обязан делать работодатель в отношении представительного органа работников в организации
Перейти к содержимому

Что обязан делать работодатель в отношении представительного органа работников в организации

  • автор:

Что обязан делать работодатель в отношении представительного органа работников в организации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 декабря 2020 г. № 14-2/ООГ-17785 О порядке учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Вопрос: Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Работники компании не состоят в первичных профсоюзных организациях. Однако в компании имеется иной представительный орган, объединяющий более половины работников. Нужно ли учитывать мнение такого органа при составлении графика отпусков?

Ответ: Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 07.12.2020 г. № ОГ-143313 по вопросу о порядке учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

Согласно части 1 статьи 29 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом.

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (статья 31 Кодекса).

В соответствии со статьей 8 Кодекса работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Частью 2 статьи 8 Кодекса установлено, что в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Таким образом действующим трудовым законодательством установлено, что работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Согласно статье 123 Кодекса очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года.

С нашей точки зрения, действующее трудовое законодательство устанавливает императивное правило, согласно которому при утверждении графика отпусков, работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников независимо от количества его членов.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов регламентирован статьей 372 Кодекса.

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В то же время часть 1 статьи 372 Кодекса указывает, что работодатель направляет проект локального нормативного акта в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Заместитель директора
Департамента оплаты труда,
трудовых отношений и
социального партнерства
Т.В. Маленко

Обзор документа

Работники компании не состоят в первичных профсоюзных организациях. Однако в компании имеется иной представительный орган, объединяющий более половины работников. Возник вопрос: нужно ли учитывать мнение такого органа при составлении графика отпусков.

Минтруд указал, что при утверждении графика отпусков работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников независимо от количества его членов.

Локальные нормативные акты, принятые без учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. При этом ТК РФ установлено, что работодатель направляет проект локального нормативного акта в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Что обязан делать работодатель в отношении представительного органа работников в организации

ТК РФ Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 37 ТК РФ

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Процедура, которую обязан выполнить работодатель при принятии некоторых решений, локальных нормативных актов (статья 372 ТК РФ ).

Работодатель должен учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (как представительного органа работников) при принятии следующих решений:

  • введение режима неполного рабочего времени в случае массового увольнения работников по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда; а также отмена такого режима ранее срока, на который он был установлен (статья 74 ТК РФ);
  • привлечение к сверхурочной работе (кроме случаев, указанных в статье 99 ТК РФ);
  • установление локальным нормативным актом перечня должностей с ненормированным рабочим днем (статья 101 ТК РФ);
  • составление графиков сменности (статья 103 ТК РФ);
  • разделение рабочего дня на части (статья 105 ТК РФ);
  • привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (кроме случаев, указанных в статье 113 ТК РФ);
  • определение порядка и условий предоставления дополнительных отпусков с учетом финансовых и производственных возможностей предприятия (статья 116 ТК РФ);
  • утверждение графика отпусков (статья 123 ТК РФ);
  • все локальные нормативные акты, связанные с системой оплаты труда , в т. ч.: размеры тарифных ставок , окладов, доплаты и надбавки компенсационного характера, стимулирующего характера, премирование;
  • конкретные размеры повышения оплаты труда за работу во вредных и тяжелых условиях, размер оплаты за работу в выходной, ночное время ; а также утвержденные формы расчетного листка (статьи 135, 136, 147, 153, 154 ТК РФ);
  • введение, замена и пересмотр норм труда — нормы выработки, времени, норматив численности и др. (статья 162 ТК РФ);
  • принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений (статья 180 ТК РФ);
  • утверждение ПВТР (статья 190 ТК РФ);
  • определение форм профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, а также перечня необходимых профессий и специальностей (статья 196 ТК РФ);
  • разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда (статья 212 ТК РФ);
  • установление (с учетом финансовых возможностей предприятия) норм выдачи работникам спецодежды, СИЗ , улучшающих условия труда (статья 221 ТК РФ);
  • утверждение порядка применения вахтового метода, увеличение срока вахты, утверждение графика работы на вахте и регламент труда и отдыха в этом периоде, установление премиальной надбавки за вахтенный метод работы (статьи 297, 299, 301, 302 ТК РФ);
  • установление порядка и размеров компенсации за проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также проезда для работы в места (кроме работников бюджетной сферы; статьи 325, 326 ТК РФ);
  • увольнение работника, являющегося членом профсоюза (статья 373 ТК РФ).

В случае, если мотивированное мнение выборного органа ППО не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом ППО для достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом ППО в гострудинспекцию или в суд. Выборный орган ППО также вправе начать процедуру коллективного трудового спора .

В Челябинской областной организации ГМПР накоплен опыт восстановления прав работников в судах, когда работодатель принимал в отношении их решения без учета мнения профсоюза. Чаще всего мотивированные мнения профкомы готовят по проектам локальных нормативных актов, в т. ч. при изменении существующих режимов рабочего времени , увольнении членов профсоюза.

Статья 31 ТК РФ. Иные представители работников

В статье 31 ТК говорится о возможности применения сотрудниками иных представителей для защиты их интересов в отношениях с нанимателем. Перечислены случаи, когда это возможно, а также указано на то, что эти иные представители не могут препятствовать деятельности профорганизаций.

Статья 31 ТК РФ

Основные нюансы ст. 31 ТК

В начальном разделе статьи перечисляются ситуации, когда сотрудники могут воспользоваться помощью иных представителей (а не профсоюзных организаций) для отстаивания своих трудовых интересов перед нанимателем. Этих ситуаций три:

  • если сотрудники не объединены в первичную профорганизацию;
  • когда такие профорганизации имеются, но по отдельности не включают свыше половины сотрудников;
  • когда профорганизация не уполномочена, в соответствии с критериями и указаниями ТК, представлять всех сотрудников организации-нанимателя.

В этих случаях сотрудники, для того чтобы их интересы были представлены на локальном уровне по вопросам социального партнёрства, имеют право выбрать специальных представителей. Для их выбора организуется общее собрание персонала, на котором применяется метод тайного голосования. Иные представители избираются из числа самих сотрудников.

В заключительной части статьи 31 ТК указывается, что иные представители не могут препятствовать функционированию первичных профорганизаций, т.е. они должны действовать параллельно.

Итак, рассмотренная статья прописывает возможность сотрудников применять для переговоров с нанимателем по нюансам социального партнёрства не только традиционные профорганизации, но и институт иных представителей.

Вопросы практического использования ст. 31 ТК

Как сотрудники, выбранные иными представителями, соотносятся с традиционными профорганизациями?

ТК не запрещает иным представителям быть членами профорганизаций. Более того, посвящённый функционированию профсоюзов №10-ФЗ от 12.01.96 г. указывает, что члены профсоюзов могут выдвигать свои кандидатуры в иные представительные органы работников. Единственное требование для них – трудиться вместе с другими сотрудниками. Но на практике иные представители не всегда являются членами профсоюзов.

В чём отличие иных представителей от традиционных профсоюзов?

Иные представители действуют: 1. на локальном уровне конкретного нанимателя и 2. только по вопросам социального партнёрства. У профорганизаций возможности и спектр ответственности намного шире. Они могут действовать в масштабах отрасли, на федеральном уровне, по всем параметрам защиты прав персонала. Также нужно отметить, что институт «иных представителей» не получил широкого распространения: у крупных работодателей действуют профсоюзы, а на мелких предприятиях сами сотрудники не всегда готовы к выборам несистемных представителей.

Каким критериям должны соответствовать иные представители?

В ТК говорится, что они должны принадлежать к числу сотрудников, работающих у конкретного нанимателя. Т.е. человек со стороны не подходит для этой позиции. Кроме этого, они обязаны избираться в соответствии с определёнными правилами, изложенными в ст. 31 ТК. Так, должно быть проведено общее собрание, организовано тайное голосование и т.д. Другие аспекты юридического профиля иных представителей (или их представительных органов) в ТК не рассматриваются.

Какое законодательство регулирует взаимодействие традиционных профорганизаций с иными представителями?

По этому вопросу можно ориентироваться на принятую в 1971 году Конвенцию МОТ № 135 (была ратифицирована СССР, а в РФ она вступила в силу с 2011 года). Конкретно взаимодействие традиционных профсоюзов с иными выбранными представителями персонала рассмотрено в статье 5 этого документа. В ней говорится, что:

  • должны приниматься меры (при необходимости) для того, чтобы выбранные представители не мешали функционированию профорганизаций;
  • необходимо поощрять взаимодействие между профорганизациями и выбранными представителями сотрудников.

Статья 31 ТК повторяет мысль о недопустимости использования выбранных сотрудниками представителей для препятствования деятельности традиционных профорганизаций. Это же положение подчёркивает и принятый в 1996 году № 10-ФЗ, посвящённый деятельности профсоюзов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *