Чем федерация отличается от унитарного государства
Перейти к содержимому

Чем федерация отличается от унитарного государства

  • автор:

Чем отличается федерация от унитарного государства?

Федерация представляет собой форму государственного правления, где части государства являются отдельными образованиями и обладают собственной самостоятельностью. В федеративном государстве действуют две системы власти — федеральная и власть субъектов. Существует конституция, а наряду с ней субъекты федерации могут издавать свои собственные нормативные акты.

При унитарном государстве его части не имеют государственного образования и являются административно-территориальными единицами. В таком государстве существует единый орган государственной власти

Признаки унитарных и федеративных государств

Унитарное государство — это разновидность территориального устройства государства, при которой составляющие единое целое административно-территориальные единицы не обладают политической и экономической самостоятельностью, управляются из центра.

К основным признакам такой разновидности относится единство:

  • гражданства;
  • структуры государственного аппарата;
  • налоговой системы;
  • законодательства.

Все внешние отношения осуществляют центральные органы, уполномоченные официально представлять страну на международной арене. Также ни одна из территорий не обладает правом налогообложения. Эта функция закреплена за государством.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Унитарная форма может быть централизованной, когда все звенья системы управления охвачены вертикальной структурой, и децентрализованной, для которой свойственно наличие избираемых органов на местах при отсутствии назначаемых центром чиновников.

Виды автономии в унитарном государстве

Унитарная форма устройства не исключает существование автономных образований.

Автономия — это представление одной или нескольким частям страны самостоятельности в решении проблем внутреннего характера, возможности самоуправления.

Автономии подразделяют на 3 вида:

  1. Политические, обладающие правом законодательства по внутренним вопросам.
  2. Административные, не имеющие права вводить свои законы, но уполномоченные издавать собственные нормативные акты.
  3. Культурно-национальные, создающие свои выборные органы и организации по этническому признаку.

Примерами автономии являются Татарстан в РФ, все структурные единицы Японии, отдельные области в Италии, Испании.

Примеры унитарных государств

Всего в мире насчитывается 168 стран, выбравших унитарную форму устройства. Из них:

  • 49 находятся в Африке;
  • 41 — в Азии;
  • 38 расположены на территории Европы;
  • 28 — в Америке;
  • 12 — в Океании.

Яркими примерами в Европе являются:

  • Франция;
  • Италия;
  • Великобритания;
  • Испания;
  • Польша;
  • Венгрия;
  • Греция;
  • Беларусь;
  • Дания;
  • Швеция;
  • Украина.

На востоке это:

  • Китай;
  • Камбоджа;
  • Япония.

На африканском континенте:

  • Намибия;
  • Гамбия;
  • Алжир;
  • Ботсвана.

Федеративное государство (Федерация)

Федеративное государство — это форма территориальной организации, при которой части единой страны являются государственными образованиями, обладают юридически закрепленной политической самостоятельностью.

  1. Деление территории федерации на отдельные субъекты, в качестве которых могут выступать эмираты, республики, штаты, кантоны, провинции.
  2. Разделение компетенций между субъектами и федерацией, закрепленное конституцией.
  3. Осуществление внешнеполитической деятельности федеративными органами.
  4. Принадлежность исполнительной, законодательной, судебной власти государственным органам федерального уровня.
  5. Наличие двухпалатной структуры парламента.

Нижняя палата — это орган общегосударственного представительства. Верхняя — орган представительства субъектов.

Виды федеративных государств

По характеру формирования федеративные государства делятся на:

  • национальные;
  • территориальные;
  • комбинированные.

По способу образования бывают конституционными, договорными.

По степени централизации — децентрализованными и централизованными.

По характеристикам конституционно-правового статуса — асимметричными, симметричными.

В ассиметричных федерациях субъекты наделяются разными конституционно-правовыми статусами. В симметричных этот статус у всех одинаков.

Страны с федеративным устройством

В современном мире страны с федеративным устройством можно найти на каждом континенте:

В Европе это:

  • РФ;
  • Австрийская республика;
  • Босния и Герцеговина;
  • Швейцарская конфедерация;
  • ФРГ;
  • Королевство Бельгия.

В Азии:

  • Пакистан;
  • Малайзия;
  • ОАЭ;
  • Ирак;
  • Индия;
  • Непал.

В Африке:

  • Союз Коморы;
  • Судан;
  • Эфиопия;
  • Нигерия;
  • Сомали;
  • Южный Судан.

В Америке:

  • Аргентина;
  • Боливарианская республика Венесуэла;
  • Канада;
  • США;
  • Бразилия;
  • Федерация Сент-Китс и Невис;
  • Мексика.

В Океании и Австралии:

  • Федеративные Штаты Микронезии;
  • Австралийский союз.

Из приведенного списка можно выделить Эфиопию, так как это единственная страна, являющаяся примером «мягкой федерации».

Мягкая федерация — это федеративное государство, субъекты которого наделены правом сецессии.

Конфедерация

Конфедерация — это объединение суверенных государств, осуществляющих совместные действия, преследующих одни цели.

Признаками конфедерации являются:

  1. Отсутствие у объединения единой системы управления, общих законодательных органов.
  2. Отсутствие общей для всех государств объединения границы, неделимой территории.

Примерами современных конфедераций могут послужить:

  1. Созданное в 1991 году Содружество Независимых Государств, включающее Азербайджан, Россию, Узбекистан, Белоруссию, Молдавию, Казахстан, Туркменистан.
  2. Образованный в 2015 году Евразийский экономический союз.
  3. Сформированный в 1957 году Европейский союз, имеющий собственную валюту и парламент.

Существует еще Союзное государство, представляющее собой сообщество Беларуси и РФ. Но политологи считают его формальной структурой, не получившей фактической реализации.

Формы переходного типа территориального устройства государств

Переходное государство — это государственно-правовая система, находящаяся в процессе перехода от одной формы к другой.

Существование государств, отличающихся чертами переходного периода, отмечалось на протяжении всей истории. Это обусловлено невозможностью мгновенной трансформации от одного принципа устройства к другому.

В большинстве рабовладельческих государств отслеживались остатки первичного общества. А монархический строй сопровождался появлением представительных органов.

К основным формам переходного типа относятся:

  1. Содружество.
  2. Протекторат.
  3. Доминион.
  4. Кондоминиум.
  5. Фузия.
  6. Уния.

К этому же типу относят такую форму, как конфедерация. Она является временным объединением, которое в дальнейшем распадается на несколько унитарных государств или преобразуется в федерацию.

Чем отличается федеративное государство от унитарного

В первую очередь, разница понятий обусловлена принципом административно-территориального устройства. Унитарное государство представляет собой цельное образование, поделенное на административные территориальные единицы с одинаковым юридическим статусом. А Федерация — это добровольное объединение некогда самостоятельных образований в единое государство, территория которого состоит из отдельных субъектов.

Кроме того, можно выделить такие различия, как:

  1. Отличие аппаратов государственной власти. Если в федерации реализован двухуровневый аппарат, состоящий из федерального и республиканского, то для унитарного типа характерно единство властной системы.
  2. Разница в структуре законодательной системы. Федерация разграничивает компетенции между центральной властью и субъектами. Унитарное государство ограничивается единой системой на всей своей территории.
  3. Отличный подход к формированию налоговой системы. Для федеративной формы устройства свойственна двухканальная система, состоящая из федеральных сборов и налогов субъекта. Для унитарной характерна одноканальная налоговая система.
  4. Деление суверенитета. Федерация обладает верховным суверенитетом, а ее субъекты частичным. В унитарном государстве всей полнотой суверенитета обладают только центральные органы.

Существуют значительные различия и в системе права. В федерации она основана на принципе централизации, но субъектам доверено создание собственной правовой системы. Унитарное устройство предполагает единую конституцию, нормы которой актуальны на всей территории.

При создании собственной правовой системы субъекты федерации обязаны отслеживать ее соответствие союзной конституции. Ни один республиканский закон не может противоречить федеральным.

3. Сравнительный анализ статусов унитарного государства и федерации

Унитарное государство делится на административно‐территориальные единицы, а управление государством организовано по принципу централизации ведущих полномочий государственной власти и создания управляющей вертикали. Практика различных унитарных государств свидетельствует о различной степени концентрации функций государственной власти в руках центральных государственных органов, о передаче полномочий власти государственным органам, создаваемым в административно‐территориальных единицах высшего уровня, а также органам местного самоуправления более низких территориальных единиц.

Федерация — это всегда более выраженная обособленность субъектов. Однако наряду с конституционно‐правовыми моментами взаимоотношения федеративного государства и его субъектов — это еще и вопросы политики.

Конечно, они тоже могут находить отражение в нормах конституционного права. В результате можно наблюдать реформы в унитарных государствах, повышающие меру самостоятельности административно‐территориальных частей и приближающие их отношения с центром к федеративным отношениям. Вообще в мире можно сегодня наблюдать такие явления: существенная децентрализация полномочий, передача их от центра частям государства; преобразование унитарных государств в федеративные; распад федеративных государств и образование на их бывших территориях чаще унитарных государств, хотя иногда части бывшей федерации тоже остаются федерациями.

В целом можно говорить о следующих чертах и отличиях унитарного государства от федеративного.

1. Унитарное государство состоит из единиц, не обладающих государственно‐правовыми признаками.

Федерация состоит из частей — субъектов федеративного государства. Это могут быть также государства, например штаты в США, Индии, Бразилии, Мексике, земли в ФРГ, республики в составе Российской Федерации (по Конституции РФ это государства). Субъек‐ тами федерации могут быть и национально‐территориальные образования (например, автономная область и автономные округа в Российской Федерации). Наконец, субъектами федерации могут являться и территориальные единицы, например края, области, города федерального значения в Российской Федерации. Однако с превращением национально‐территориальных (автономных) и территори‐ альных единиц в субъекты федерации их статус повышается. Они приобретают характер соответственно национально‐государственных и территориально‐государственных образований.

В отдельных федеративных государствах есть так называемые федеральные территории — они не входят в состав субъектов федерации, централизованно подчинены федеральному центру. Как правило, они прилегают к столице государства либо важны с точки зрения охраны природных или исторических заповедных зон. Поправкой 2020 г. в ст. 671 Конституции обозначено, что на террито‐ рии РФ «в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом». У нас есть закрытые административно‐территориальные образования (ЗАТО) как муниципальные единицы (городские округа) в местах нахождения стратегических производственных и исследовательских объектов; предметом заботы всего государства являются Арктическая зона, курортные территории Северного Кавказа, озеро Байкал и др. Организационно создание новых единиц будет производиться с учетом интересов соответствующих территорий и их населения, субъектов РФ и всей страны.

2. В унитарном государстве статус административно‐территориальных единиц определяется актами центральной власти.

В федеративном государстве общие основы статуса субъектов федерации тоже устанавливаются в конституции федерации. Однако наряду с этим субъект федерации вправе в собственной конституции, уставе или ином документе определить более детально свои статус, внутреннюю организацию и компетенцию.

3. В унитарном государстве не только организация государственной власти предопределяется актами центра, но можно говорить и о включении всех уровней управления в единую общегосударственную администрацию. При этом определяются не только система, но и полномочия каждого уровня власти. Разумеется, степень централизации и децентрализации функций и полномочий может быть различной.

В федерации центр может установить общие основы организации государственной власти в субъектах федерации. Однако в деталях сама эта организация определяется каждым субъектом. Органы субъектов федеративного государства хотя и осуществляют государственную власть и должны обеспечивать сочетание своих и общефедеральных интересов, однако не являются звеньями общегосударственной администрации, не связаны отношениями административного подчинения с федеральным центром. Здесь субординация строится на иной основе. Например, согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения с субъектами федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Но это не делает органы субъектов подразделениями федеральных органов, просто они должны больше взаимодействовать в решении общих задач.

4. В унитарном государстве административно‐территориальные единицы либо наделяются центром конкретными полномочиями, за рамки которых выходить они не могут, либо вообще не существует такого понятия, как компетенция административно‐территориальной единицы, а полномочиями наделяются ее соответствующие органы.

В федеративном государстве используются различные варианты разделения полномочий между федерацией и ее субъектами, но при любом из них компетенция субъекта федерации существует как конституционно‐правовая категория. Федерация может предопределить, какой орган субъекта федерации осуществляет полномочие. Однако часто федерация отдает на усмотрение самого субъекта определение его органа.

5. В унитарном государстве более жестко централизованы вопросы налогов и бюджета. Административно‐территориальные единицы в сильной степени зависят от центра, который устанавливает систему налогообложения во всех деталях и мало что оставляет органам административно‐территориальных единиц. Центр определяет также параметры и многие конкретные позиции бюджетов административно‐территориальных единиц высшего уровня.

В федеративном государстве центр также имеет ведущие позиции в вопросах налогов и бюджета. Но вместе с тем у субъектов федерации есть несколько более широкие права по установлению собственных налогов. Что касается бюджета, центр определяет общие позиции и доли расходов из федерального бюджета для отдельных субъектов. Последние самостоятельны в установлении конкретных своих расходов, а тем более в использовании доходов, изысканных в рамках собственной инициативы.

6. В унитарном государстве в административно‐территориальных единицах наряду с органами, избранными населением (представительная власть, глава исполнительной власти — он может избираться населением или представительным органом территории), есть назначаемый государством (президентом, правительством, министерством внутренних дел) представитель (правительственный комиссар, префект и др.), на которого возлагаются надзорно‐контрольные и координационно‐согласовательно‐объединительные задачи.

Во многих федеративных государствах подобного специального представителя федеральной администрации в субъектах не имеется.

В федеративных государствах, особенно с тягой к усилению федерального центра, есть различные средства влияния на дела субъектов. Например, в Индии центр назначает губернаторов штатов, ко‐ торые выступают связующим звеном между федерацией и штатами. В Российской Федерации сначала был предусмотрен институт полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ. После разделения страны на федеральные округа (2000 г.) в каждый округ назначен полномочный представитель Президента, а в субъекты — федеральные инспектора (главные федеральные инспектора), подчиняющиеся полномочному представителю. У них нет права прямого контроля за деятельностью представительной и исполнительной власти субъектов. Но они собирают и представляют Президенту и Правительству РФ информацию о положении дел в субъекте. Усиление вертикали исполнительной власти в России привело в 2004 г. к замене прямых выборов населением высшего должностного лица субъекта РФ наделением его данными полномочиями решением органа законодательной власти из числа кандидатов, предлагаемых Президентом РФ. В 2012 г. прямые выборы высшего должностного лица восстановлены, однако сохранено участие Президента РФ в подборе кандидатов на этот пост (в некоторых субъектах РФ оставлен порядок назначения, действовавший до 2012 г.).

Кроме того, в ряде федераций создаются подразделения федеральных органов исполнительной власти на территории отдельных либо нескольких субъектов федерации. Например, в Российской Федерации соответствующие подразделения выполняют свои функции самостоятельно, но в контакте с органами исполнительной власти субъектов РФ. Деятельность таких подразделений в рамках федерального округа координирует полномочный представитель Президента РФ, но без права вмешательства в оперативные функции соответствующих органов.

7. В унитарном государстве нет разветвленного законодательства административно‐территориальных единиц. Органы представительной и исполнительной власти административно‐территориальной единицы высшего уровня могут заниматься правотворчеством, но в пределах, установленных центром.

Субъекты федеративного государства имеют право не только на свою конституцию (устав), но и на свое законодательство, т. е. вправе принимать не просто нормативные решения, но и законы, постановления органов законодательной (представительной) власти, указы президентов, губернаторов.

8. В унитарных государствах население административно‐территориальных единиц избирает депутатов в общегосударственный парламент в избирательных округах, образуемых на их территории. Во многих унитарных государствах специального представительства от административно‐территориальных единиц в парламенте нет. Парламент является однопалатным органом.

В федеративных государствах парламент состоит из двух палат. Одна из палат состоит из лиц, избираемых на территории субъектов федерации (например, в Сенат США избираются по два сенатора от каждого штата). Помимо выборов, могут использоваться и другие пути формирования органа представительства субъектов на федеральном уровне. В Российской Федерации в 1993 г. в Совет Федерации Федерального Собрания избирались по два депутата от каждого субъекта РФ, в 1995 г. членами Совета Федерации стали по должности председатель законодательного собрания и глава исполнительной власти субъекта, с 2000 г. один представитель избирается органом законодательной власти, второй назначается главой исполнительной власти субъекта. В 2014 г. поправкой в Конституцию предусмотрены представители Российской Федерации, назначаемые в Совет Федерации Президентом РФ, их число не должно было превышать 10% от общей численности палаты, т. е. 17 парламентариев, согласно поправке 2020 г. их стало 30; пока такие на‐ значения не произведены.

Правда, во многих унитарных государствах также создаются верхние палаты как органы территориального (регионального) представительства.

В федеративных государствах используются и другие средства влияния субъектов на дела федерации и деятельность ее органов: обращение от имени субъекта в федеральные органы, в том числе в парламент, с законодательной инициативой, к главе государства с постановкой какой‐то проблемы, с запросом в конституционный суд и др.; создание федеральных совещаний (конференций) руководителей соответствующих органов субъектов (например, в России под руковод‐ ством Президента РФ функционирует Государственный Совет РФ, в который по должности входят главы исполнительной власти всех субъектов РФ; при палатах Федерального Собрания создан Совет законодателей, состоящий из глав законодательной власти субъектов РФ).

9. Границы административно‐территориальных единиц в унитарном государстве определяются и изменяются центром, при этом может выявляться мнение населения и органов соответствующих территорий.

В федеративном государстве, как правило, субъекты обладают принципом верховенства в отношении своей территории, т. е. ее нельзя изменить без их согласия или участия.

10. В унитарном государстве чаще у центра есть право на приостановление действия актов органов представительной и исполнительной власти административно‐территориальных единиц, которые он находит нецелесообразными, а также на отмену актов этих органов, являющихся незаконными (если орган сам не отменяет акт).

В федеративном государстве центр тоже может ставить перед субъектом вопрос о нецелесообразности и тем более незаконности его акта. Как поступит субъект в данном случае — его дело. По нецелесообразным актам все на этом может закончиться. Спор же по поводу конституционности или законности акта субъекта передается в конституционный суд или высший суд общей юрисдикции федерации. Однако и субъект вправе оспаривать конституционность или законность акта органа федерации в федеральных судах.

11. В унитарном государстве центральная власть может пойти на приостановление деятельности и даже роспуск органов представительной власти административно‐территориальной единицы, смещение с должности главы исполнительной власти. При необходимости может быть введено чрезвычайное положение на территории административно‐территориальной единицы, создана временная администрация.

В большинстве федеративных государств центральная власть не может приостанавливать деятельность и распускать органы законодательной (представительной) власти субъекта, смещать с должности главу исполнительной власти, избранного населением (если он назначен федеральным центром, тогда он может быть освобожден от должности).

Но федеративные государства тоже вынуждены идти на определенные меры воздействия на органы власти субъектов. Например, Президент РФ до 2004 г. имел право инициировать принятие федерального закона о роспуске органа законодательной власти субъекта РФ, если соответствующий суд констатирует нарушение актом данного органа федерального законодательства либо прав граждан, а сам орган не принимает мер к отмене или корректировке акта. Теперь Президент сам может принять решение о роспуске органа законодательной власти. Если аналогичное нарушение обнаруживается в акте главы исполнительной власти субъекта РФ и по обращению Президента РФ он не принимает необходимых мер к отмене либо изменению акта, Президент вправе отрешить от должности такое лицо.

Как правило, федеративные государства предусматривают средства так называемой федеральной интервенции: введение чрезвычайного положения президентского правления; наведение порядка с использованием силы, в том числе вооруженной, при пресечении попыток разрушения федерации. Эти меры применяются центром и по просьбе субъекта федерации, и по собственной инициативе. Они могут быть направлены и против органов власти субъекта, если они сами являются инициаторами сепаратизма, образования незаконных вооруженных формирований, массовых беспорядков, применения насилия и создания угрозы жизни многих людей.

Сравнительная характеристика бюджетного устройства федеративного и унитарного государства

Сравнительная характеристика бюджетного устройства федеративного и унитарного государства — это выявление сходных черт и различий, достоинств и недостатков реализации бюджетного устройства, базирующегося на унитарности и федерализме.

Термин «федерация» имеет латинское происхождение и в переводе означает объединение, укрепление союзом. Федерация отличается от унитарного государства тем, что в её состав входят отдельные государственные образования. Унитарные государства состоят из административно-унитарных единиц. Таким образом, федерация представляет собой многоуровневую структуру, в которой выделяются автономные уровни. В федерациях обязательно должны присутствовать находящиеся в иерархической зависимости органы управления.

В историческом разрезе унитаризм сменил феодальную раздробленность, сыграв прогрессивную роль в государственном развитии. Унитаризм как форма государственного устройства является наиболее распространённой формой организации страны. Большая часть государств на современном этапе является унитарными.

Ключевые особенности унитарных государств:

  • в качестве структурных единиц в такие государства входят районы, области, края и другие административно-территориальные образования. Они могут зависеть от центральной власти в разной степени. По этому критерию выделяют централизованные и децентрализованные государства. Для централизованных государств характерна высокая степень зависимости от центральной власти, как, например, во Франции или Турции. Для децентрализованных государств характерна большая самостоятельность структурных образований, более широкий круг вопросов, отнесенных к их полномочиям и решаемых без участия центральной власти. Но даже в децентрализованных государствах структурные образования не обладают собственным суверенитетом. Некоторые современные унитарные государства включают административные автономии: например, в состав Великобритании как административные автономии входят Северная Ирландия и Шотландия. Как правило, автономиям в составе унитарных государств даётся меньший объем полномочий, чем соответствующим образованиям в составе федерации,
  • на территории всей страны действует единая система высших исполнительных, представительных, контрольных и судебных органов. На степень подконтрольности органам центральной власти органов административно-территориальных образований влияет мера централизованности государства.

Характерные особенности федерации, отличающие её от унитарного государства:

  • в состав федерации входят различные государственные образования, такие, как штаты, республики, провинции, кантоны, земли и т.д. Все они являются субъектами федерации и имеют внутреннее административно-территориальное деление,
  • существует две системы высших властных органов — федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Осуществление полномочий и функций федеральными органами производится на всей территории страны, органами субъектов федерации — исключительно в пределах территории соответствующего субъекта. Вопросы разграничения полномочий и предметов ведения центра и субъектов решаются путем определения в Конституции. При этом наряду с исключительными компетенциями субъектов и федерального центра может закрепляться совместная компетенция по некоторым вопросам. В зависимости от того, какой объём полномочий отводится различным субъектам федерации, они могут быть разделены на симметричные и асимметричные,
  • у субъектов Федерации может быть своя Конституция или конституционный устав, система законодательства, а иногда и судебная система. При этом вводить региональные деньги и учреждать собственные вооружённые силы им запрещается.
  • как правило, государственное управление осуществляет двухпалатный федеральный парламент. В верхнюю палату входят представители субъектов федерации, выражающие их интересы,
  • строение федерации может базироваться на одном из трёх признаков: территориальном, национально-территориальном и национальном.

Перечисленные черты влияют на особенности функционирования и структуру бюджетной системы государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *