Принципы международного права где закреплены
Перейти к содержимому

Принципы международного права где закреплены

  • автор:

Тема 3. Основные принципы международного права.

Б) Декларация о принципах МП, касающихся друж отношений м/у госвами в соотв. с Уставом ООН (1970) – повтор 7 шт.

В) Хельсинский закл акт СБСЕ (1975) – добавил еще 3 шт. (терр целостность, нерушимость госграниц, уважение прав челка и свобод)

Принцип неприменения силы, угрозы силой. Статут Лиги Наций 1919 г. установил ограничения на право государств прибегать к войне. Лига приняла ряд документов, осуждающих агрессивные войны. В соответствии со ст. 1 Пакта Бриана-Келлога его участники «осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики».

Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

Декларация о принципах международного права выделяет обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью: 1) нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров или вопросов, касающихся государственных границ; 2) нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия; 3) актов репрессалий, связанных с применением силы; 4) насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; 5) организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства; 6) организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворства подобным актам в пределах собственной территории; 7) военной оккупации территории государства или ее приобретения в результате угрозы силой или ее применения.

Прежде всего речь идет о запрещении вооруженной агрессии. Агрессией является применение силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. В ст. 3 Определения представлен перечень конкретных действий, каждое из которых независимо от объявления войны, будучи совершенным первым, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии. Совет Безопасности ООН может определить, что другие акты также представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН (ст. 4 Определения).

Согласно Определению применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии.

Но «Совет Безопасности может в соответствии сУставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера» (ст. 2 Определения). Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного, не могут служить оправданием агрессии (ст. 5 Определения), которая квалифицирована как преступление против международного мира, влекущее международную ответственность. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.

Допускается правомерное применение силы в порядке

2) в случае применения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН и региональных организаций безопасности в целях поддержания м/н мира и безопасности.

Статья 51 Устава ООН указывает: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. ». Право на самооборону принадлежит государствам изначально, вне зависимости от Устава ООН. Но, реализуя это право, государства — члены ООН обязаны немедленно сообщать о принятых мерах Совету Безопасности, не затрагивать его полномочий и ответственности в связи с действиями, какие он сочтет необходимыми принять. В современных условиях ст. 51 иногда толкуется как дающая право государству применять силу превентивно в случае явной угрозы совершения на него вооруженного нападения (упреждающая самооборона).

Воздерживаясь от угрозы силой или ее применения, государства вправе обращаться к мерам, не связанным с использованием вооруженных сил, в порядке реторсии или репрессалии в ответ на недружественное поведение или правонарушение, не имеющее характера международного преступления. Перечень таких мер дан в ст. 41 Устава ООН: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Принцип мирного разрешения споров. В Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. содержался призыв к государствам «предупредить, по возможности, обращение к силе» (ст. 1) и «прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству» (ст. 2).

Согласно ст. 12 Статута Лиги Наций члены Лиги соглашались, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Совета Лиги. Они также соглашались, что ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей, или судебного постановления, или доклада Совета.

Статья 2 Пакта Бриана-Келлога впервые провозгласила: «Высокие договаривающиеся стороны признают, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами».

В п. 3 ст. 2 Устава ООН данный принцип выражен так: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

Средства мирного разрешения международных споров и процедура их применения перечислены в гл. VI Устава ООН. Ст.33 Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем: переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.

Спор – возникает тогда, когда госва предъявляют взаимные претензии друг другу по поводу одного и того же предмета. Госво не имеет право голосовать в Совбезе. Спор, как правило, передается на рассм. в М/суд.

Ситуация – столкновение интересов госв не сопровождается взаимными предъявлениями претензий, хотя и порождает разногласия между нами.

Принцип суверенного равенства государств.

Суверенитет — политико-правовое свойство государства, выражающее его верховенство во внутренних делах, самостоятельность и независимость во внешних сношениях. Из этого следует, что государства равны в своем правовом положении как субъекты международного права и нё могут вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Элементы суверенных госв 1) все государства юридически равны; 2) каждое государство пользуется правами, «присущими полному суверенитету»; 3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; 4) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны; 5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою полит., соц., эк. и культурную систему; 6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои м/н обязательства. 7) и др

Суверенное равенство государств не означает, что они равны фактически (по их политической, экономической и иной роли в международных делах). Может ли государство отказаться от своего суверенитета в пользу другого государства? Да, Крым

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию госв

К числу «внутренних» не относятся дела, которые по своей сущности, даже если происходят в пределах географических границ одного государства, но противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права, представляют угрозу международному миру и безопасности. Но относящимися к «внутренним делам» следует считать и «внешние дела» государства в той части, в какой оно вправе решать их полностью самостоятельно (к примеру, занимать позицию по какому-либо вопросу или участвовать в международном договоре).

Вопросы обеспечения (защиты) прав и основных свобод человека сегодня не рассматриваются как сфера исключительно внутренних дел государства. В документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г. подчеркнуто, что обязательства участников, принятые ими в этой области, «являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства». Но это не означает, что при нарушении прав человека у другого государства возникает «право на вмешательство», например, при возникновении внутреннего вооруженного конфликта.

Принцип равноправия и самоопределения народов и наций

Речь идет о самоопределении народов и наций, находящихся в колониальной зависимости.

Способы осуществления права: а) создание суверенного и независимого госва б) свободное присоединение к независимому госву/объединение с ним в) нац культурная автономия/

Недопустимость любых действий, ведущих к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств. Следовательно, данное право нельзя сводить к праву на отделение части народа от другой его части.

Принцип добросовестного выполнения обязательств. В преамбуле Статута Лиги Наций 1919 г. устанавливалось, что государства — члены Лиги будут «строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения государств».

Согласно преамбуле Устава ООН Государства — члены ООН преисполнены решимости создать «условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Кроме того, в ст. 2 Устава ООН говорится: «Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства».

Есть более широкий контекст действия данного принципа: «Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права»; «Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Добросовестность в данном случае означает, что соответствующее обязательство должно выполняться честно, своевременно, точно, в соответствии с предусмотренным в нем смыслом.

Государство при этом не может ссылаться на положения своего внутреннего права как на причину неисполнения своих международных обязательств. Никакие другие обстоятельства также не могут служить основанием для невыполнения международных обязательств государства.

Pacta sunt servanda — договоры должны соблюдаться

Каждый принцип международного права должен соблюдаться, реализовываться таким образом, чтобы при этом не нарушался какой-либо другой его принцип.

Принцип сотрудничества.

Данный принцип не закреплен в ст. 2 Устава ООН. Но он заложен в основу деятельности ООН и других международных организаций в качестве одного из основных принципов современного международного права.

В п. 3 ст. 1 Устава ООН провозглашается, что одной из целей ООН является «международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».

Глава IX Устава ООН («Международное экономическое и социальное сотрудничество») специально посвящена организации и развитию межгосударственного сотрудничества, как это определено в ст. 55 Устава. А согласно ст. 56 Устава ООН «Все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в статье 55».

Государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющих в своей основе такие различия».

Принцип территориальной целостности государств:

Пункт 4 ст. 2 Устава ООН закрепляет обязанность членов ООН воздерживаться от угрозы силой или ее применения, кроме прочего, против «территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства».

Первичным выражением принципа территориальной целостности, как считается, явилась Бандунгская декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству (1955 г.), в которой указывалось на необходимость «воздержания от актов агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости любой страны». «Бандунгская формула» получила широкое применение в двусторонних договорах.

В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам отмечается, что «все народы имеют неотъемлемое право на. целостность их национальной территории», а всякая попытка, направленная на полное или частичное разрушение национального единства и территориальной целостности страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

В Декларации принципов международного права 1970 г. говорится, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение «национального единства или территориальной целостности» любого другого государства.

Заключительный акт 1975 г. содержит формулу уважения «территориальной целостности» любого государства-участника, которая воспринята в последующих двусторонних и многосторонних договорах.

Принцип нерушимости государственных границ:

Соответствующее обязательство, которое в последующем приобрело характер принципа, было закреплено в Договоре между СССР и Федеративной Республикой Германии 1970 г. Стороны данного Договора заявили, что «рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе». Подобное обязательство было закреплено в ряде других двусторонних и многосторонних договоров и других документах, принятых до Совещания в Хельсинки 1975 г.

В Заключительном акте 1975 г. данный принцип выражен так: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Поскольку участниками Заключительного акта 1975 г. являются также США и Канада, данный принцип «в варианте 1975 года» выходит за рамки Европы.

В многочисленных других многосторонних и двусторонних договорах, принятых после Заключительного акта 1975 г., данный принцип получил отражение с использованием трех терминов: «неприкосновенность границ», «нерушимость границ», «неприкосновенность и нерушимость границ».

В этой связи высказано мнение, что действуют два принципа: принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ. Первый носит региональный характер и означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Второй принцип входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, независимо от наличия специальных договоров по данному вопросу между конкретными государствами.

Принцип уважения прав и свобод человека

По Уставу ООН базисной является цель утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций (Преамбула). Конкретные статьи Устава детализируют эту общую цель в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии в различных областях (см.: п. 3 ст. 1 «Цели и принципы»); п. lb ст. 13; ст. 55с; п. 2 ст. 62).

Во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. перечисляются основные права и свободы человека, которые государства обязались предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, путем принятия соответствующих законодательных и других мер. В то же время допускается возможность основанных на законе ограничений, например, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

Юридические и исторические документы, институты

Общепри́знанные при́нципы и но́рмы междунаро́дного пра́ва, основополагающие императивные нормы международного права , принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Они являются нормами jus cogens, т. е. нормами высшего порядка, и все другие нормы должны им соответствовать. Международный суд ООН в решении по делу о делимитации морской границы в районе залива Мэн от 12 октября 1984 г. отметил, что термины «принципы» и «нормы» по сути означают одно и то же.

Источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются международные обычаи и договоры . В Уставе ООН (ст. 2) закреплены 7 основных принципов международного права. В дальнейшем они уточнялись и развивались Генеральной Ассамблеей ООН путём принятия резолюций, разработки и одобрения проектов международных договоров. Эти принципы закреплены в специально принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права (1970): 1) принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН; 2) принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость; 3) принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом ООН не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства; 4) обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН; 5) принцип равноправия и самоопределения народов ; 6) принцип суверенного равенства государств; 7) принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов. Все государства руководствуются этими принципами в своей международной деятельности и развивают свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.

В общем международном праве существуют и другие принципы. Например, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) закрепляет 10 основных принципов, которые имеют первостепенную важность, должны неукоснительно применяться, и отношения с другими государствами должны осуществляться в духе этих принципов: 1) суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету. Государства уважают суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им; 2) неприменение силы или угрозы силой. Государства воздерживаются в их взаимных, как и вообще в их международных, отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом; 3) нерушимость границ . Все государства рассматривают как нерушимые границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы; 4) территориальная целостность государств. Государства уважают территориальную целостность каждого государства; 5) мирное урегулирование споров. Государства разрешают споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость; 6) невмешательство во внутренние дела. Государства воздерживаются от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника; 7) уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; 8) равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. Все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению своё политическое, экономическое, социальное и культурное развитие; 9) сотрудничество между государствами. Государства развивают своё сотрудничество друг с другом во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН; 10) добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Государства выполняют свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм и из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются.

В Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью её правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ ).

Бекяшев Камиль Абдулович . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2013.

Международное право и движущие силы истории

Право имеет множество определений, однако ни одна из дефиниций не является общепринятой. Тем не менее, все правоведы и философы признают наличие у права двух признаков – общеобязательности (действие права распространяется на всех) и гарантированности (исполнение требований права подкрепляется мерами принуждения).

Названия бывают обманчивы. Международное публичное право, хотя и именуется правом, не отвечает основным признакам понятия «право». Можно утверждать лишь, что международное публичное право – это особая правовая система, регулирующая отношения между государствами.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

  1. принцип неприменения силы и угрозы силой;
  2. принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  3. принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  4. принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  5. принцип равноправия и самоопределения народов;
  6. принцип суверенного равенства государств;
  7. принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  8. принцип нерушимости государственных границ;
  9. принцип территориальной целостности государств;
  10. принцип уважения прав человека и основных свобод.

Изучение истории, в том числе новейшей, показывает, что принципы международного права в ряде случаев не согласуются друг с другом, применение их избирательно и непоследовательно.

Приведем несколько примеров. Принцип территориальной целостности государств противоречит принципу самоопределения народов. В частности, США и ряд стран Западной Европы готовы признать независимость Косово в соответствии с принципом самоопределения народов, но настаивают на принципе территориальной целостности государств в случаях присоединения Крыма к России и объявления независимости Южной Осетией.

В нарушение принципов неприменения силы и невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию суверенных государств, США и их союзники начинают войну с Ираком, объясняя своим гражданам, что в Ираке нарушаются права человека и разрабатывается оружие массового поражения. После завершения военной операции выясняется, что Ирак оружие массового поражения не разрабатывал, а значит, сотни тысяч погибших иракцев невозможно признать неизбежными потерями. Тем не менее, никто из «защитников прав человека» не наказан.

Известно еще немало примеров, доказывающих, что в международном публичном праве, во-первых, не действует принцип общеобязательности: сильные государства могут по своей воле и, как правило, без последствий нарушать те или иные принципы международного публичного права; во-вторых, не работает принцип гарантированности: сильные государства не привлекаются к ответственности даже в случае очевидных грубых нарушений.

Таким образом, в международном публичном праве можно выделить одиннадцатый универсальный принцип – принцип двойных стандартов, согласно которому идеи обязательности и гарантированности реализуются сильными странами в отношении слабых, а международное публичное право может «подчинять» себе сильное в военном плане государство лишь до тех пор, пока это выгодно последнему.

Что является источником движения исторического процесса?

Фактически на протяжении всей истории человечества отношения между государствами являются отношениями силы, в которых сильная сторона либо навязывает свою волю слабой дипломатическими и/или экономическими методами, либо добивается своих целей военным путем.

Развитие человечества происходит в форме международной публичной конкуренции, т. е. конкуренции между странами. Далее для краткости будем именовать ее межгосударственной конкуренцией.

Межгосударственная конкуренция является движущим механизмом в истории. В результате межгосударственной конкуренции для создания более эффективной экономики и построения более сильного государства меняются общественно-экономические формации и формы государственного устройства. На одном временном отрезке могут сосуществовать государства с самыми разными характеристиками: феодальные, частнокапиталистические, государственно-империалистические, социалистические; федеративные, конфедеративные и унитарные; монархии абсолютные и конституционные; республики президентские и парламентские; демократии и тирании; огромные империи и страны-лилипуты. В ходе межгосударственной конкуренции одни государства развиваются и усиливаются (так как их устройство объективно является прогрессивным), другие (поскольку их устройство объективно неэффективно) исчезают или попадают в зависимость от сильных. Так происходит историческая эволюция и идет своеобразный исторический «естественный отбор» прогрессивных форм организации общества.

Межгосударственная конкуренция проявляется в самых разных формах, имея в конечном счете задачу подчинить конкурента своей воле. И если борьба между компаниями внутри страны ограничена рамками национального законодательства, то для государств на международных просторах ограничений практически нет: можно использовать военную силу (вспомним определение войны по К.Ф. Клаузевицу: «Война – это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю»), можно похищать деньги конкурента (весной 2019 года США и Великобритания «заморозили» золотой запас Венесуэлы, размещенный в их банках). Манипуляции валютными курсами и биржевыми ценами на важнейшие для экономики конкурента товары – это тоже обычные методы межгосударственной конкуренции. В ХХ веке стали применяться показавшие свою эффективность технологии подрыва конкурента «изнутри», за счет искусственной эскалации межнациональных, межэтнических, межконфессиональных и других внутренних противоречий, создания и финансирования «пятой колонны» внутри государства-соперника. Этими методами были разрушены СССР и Югославия, они стали бикфордовым шнуром для «цветных» революций в богатых нефтью арабских странах.

Для выживания в условиях то явной, то скрытой борьбы государству необходимы две точки опоры – конкурентоспособная и независимая экономика и надежная военная сила. Конкурентоспособной является эффективная экономика, обеспечивающая условия для хозяйствующих субъектов, которые выпускают необходимую стране продукцию, достаточную по количеству, качеству и номенклатуре. Только мощная экономика и армия, боеспособная и конкурентоспособная по отношению к военным возможностям других государств, могут обеспечить реальный суверенитет государства.

В случае если внутренние условия какой-то из стран тормозят ее экономику по сравнению с экономиками стран-конкурентов, то для экономически слабой страны неизбежны изменения – военным путем или через мирное принуждение. Либо возникает война, в ходе которой под контроль победителя переходит управление политикой и экономикой слабой страны, либо нужные сильной стране условия диктуются слабой стране путем дипломатического давления, либо путем революции в интересах сильной страны проводится смена режима в слабой стране, чтобы привести к власти марионеточное правительство, готовое передать контроль над внутренней политикой и экономикой сильному конкуренту.

Таким образом, межгосударственная конкуренция запускает механизмы замены экономически неэффективных форм хозяйствования на прогрессивные методы организации экономики.

Приведем несколько примеров из отечественной истории.

В середине XIX века в России крепостное право мешало развитию промышленности. Для перехода рабочей силы из деревни в город необходимо было освободить крестьянство, привязанное к земле и помещику крепостным правом. Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. выявило экономическое отставание России от стран Западной Европы, прежде всего Англии и Франции. Проведенные императором Александром II в начале 1860-х годов Великие реформы позволили начать в стране промышленную революцию. В результате в конце XIX века Россия вернулась в число сильных государств, однако к началу 1920-х годов снова сильно отстала от ведущих промышленных держав.

Для преодоления отставания в стране необходимо было провести индустриализацию, что было возможно только за счет повышения производительности труда в сельском хозяйстве и кардинального укрупнения сельскохозяйственных производителей. Таким образом из сельскохозяйственного производства высвободились миллионы крестьян, которые пришли в промышленное производство. В крупном плане (не без проблем, но грандиозные задачи никогда не решаются без ошибок) через коллективизацию в 1930-е годы задача была решена, к 1941 году СССР получил конкурентоспособную военно-промышленную экономику, что предопределило победу Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Развитие экономики и научно-технический рывок, сделанный СССР в 1950-е годы, позволили не только покорить космос, но и до конца ХХ века обеспечили мир не только в Советском Союзе, но и отсутствие катастрофических войн во всем мире. Потеря международной конкурентоспособности в экономике СССР в 1980-е годы привели к распаду великой державы в 1991 году.

Россия в межгосударственной конкуренции или каковы интересы Западного мира по отношению к России?

Отношение Западного мира к России неизменно с XVII века – наша страна является для Запада страной-конкурентом. Многие знакомы с фразой российского императора Александра III: «У России есть только два союзника – ее армия и флот», менее известны его слова: «У России нет друзей. Нашей огромности боятся». Единственный метод борьбы с «огромностью» – разделение большого единого целого на многие небольшие части. Политика западных стран, направленная на расчленение России, проводится с завидной последовательностью последние 200 лет.

В 1848 году будущий британский премьер-министр Г.Д. Палмерстон сформулировал циничный, но правдивый принцип британской политики: «У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг – защищать эти интересы».

Надо сказать, что актуальность этого принципа с XIX века нисколько не снизилась.

После поражений, нанесенных Россией Турции в кампаниях 1853 года, Англия и Франция вступили в Крымскую войну 1853-1856 гг., чтобы предотвратить окончательную победу России над Турцией и воспрепятствовать переходу черноморских проливов под ее контроль. Россия не смогла победить в войне против одновременно Англии, Франции и Турции. В результате по итогам Крымской войны от России были отделены земли, входящие в состав современной Молдавии.

Русские войска, разгромившие противника в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в результате давления Англии на российские власти остановились в Адрианополе, всего в 200 км от Стамбула, и не стали брать турецкую столицу. Беспрецедентное давление Англии объясняется тем, что покорение Стамбула могло бы обеспечить России контроль над черноморскими проливами.

В 1904 году при мощной дипломатической и экономической поддержке США и Англии Япония начала с Россией войну, закончившуюся поражением России и потерей ею южной части Сахалина и Курильских островов, были утрачены также права аренды на военно-морскую базу России в Порт-Артуре.

В ходе гражданской войны в СССР в 1918-1921 гг. западные страны сначала разделили Россию на зоны влияния (Дальний Восток – Японии, Украина – Германии, Северо-Запад – Англии), а потом оказывали помощь то белым правительствам, то большевикам, надеясь, что у власти окажется объективно слабейшая сторона, которая не сможет воссоздать Россию в границах Российской империи начала ХХ века.

Задачи Германии в войне, начатой ею против СССР 22 июня 1941 г., описал И. В. Сталин в обращении к советскому народу, опубликованном в газете «Правда» 10 мая 1945 года и посвященном Дню Победы в Великой Отечественной войне. И. В. Сталин указал: «Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться».

Идеи Гитлера удалось реализовать в 1991 году. Воспользовавшись слабостью экономики СССР, западные страны смогли разъединить советские республики. К счастью, распада России не произошло, удалось удержать в составе России и Татарстан, и республики Северного Кавказа, хотя принимались явные меры для их отрыва от России.

В XXI веке на межгосударственном уровне у России опять нет друзей. Не стоит расценивать это как трагедию: объективную реальность целесообразнее знать и учитывать. В существующих условиях межгосударственной конкуренции друзей у России и не может быть. В лесу у волка нет друзей – зайцы его боятся и убегают от него, а другие волки ненавидят за то, что он отбирает у них еду. Волки могут ненадолго объединяться в стаи, чтобы добыть очень крупного зверя, либо чтобы защититься от общего сильного врага.

В силу фундаментальных законов межгосударственной конкуренции на международной арене идет непрерывная борьба, в рамках которой Россия либо создаст одну из крупнейших и эффективных экономик в мире, подкрепленную значительной военной силой, либо будет разделена на несколько частей и подчинена странам с более прогрессивным способом хозяйствования.

Принципы международного публичного права

Под принципами международного права понимается основополагающие идеи, источники, регламентирующие вопросы межгосударственных отношений, закрепленные в международных договорах, а также иных основополагающих источниках права.

Конституция РФ также закрепляет вопрос в понятие принципов международного права, а также их значение среди национальной системы России. В частности, определено, что общепринятые принципы и нормы международного права, а также международные договоры обладают приоритетом по отношению к национальному законодательству. Это означает, что если выбирать между национальным законодательством и нормами международного права применительно к конкретным правоотношениям, в порядке иерархии мы должны будем применить нормы международного права.

Принципы международного права также легли в основу текста Конституции РФ, однако Конституция занимает главенствующее положение по отношению к ним, соответственно, если какие-либо нормы или принципы международного права будут противоречить нормам Конституции, они не подлежат применению. Кроме того, необходимо учитывать, что международные договоры подлежат применению только в случае их ратификации в форме Федерального закона.

Подобное взаимодействие принципов и норм международного права существует во всех государствах, где имеется романо-германская система права. А в странах с англосаксонской системой права наблюдается некое иное взаимодействие, так называемый симбиоз норм международного права и норм национального законодательства, который, прежде всего, основывается на прецедентах, то есть на судебных решениях.

Принципы международного права необходимы для того, чтобы:

  • формировать единую образную систему права во всех государствах, которая соответствовала бы международным стандартам;
  • для возможности применения норм права всеми членами международного сообщества;
  • выступают в качестве критериев законности среди государств в рамках их правового поля;
  • легли в основополагающие документы международного права (Устав ООН).

Виды принципов

Существуют различные принципы международного права и международные договоры:

  • неприменение силы;
  • разрешение международных споров;
  • взаимное сотрудничество;
  • равноправие и вопросы самоопределения народов;
  • равенство государств;
  • недопустимость нарушения норм международного права;
  • соблюдение целостности территорий государств и госграниц; и свобод человека и гражданина.

Данные принципы нашли свое отражение во многих документах международного права. Также они отражаются и в международных договорах, которые заключаются между государствами, причем как в двухстороннем, так и во многостороннем порядке.

Различные международные документы могут основываться на различных принципах. Одним из самых основных является соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Он также лег в основу норм Конституции РФ, в ст. 2, которая регламентирует данный вопрос, а также приоритет прав и свобод человека и гражданина перед иными правами и свободами.

Значение принципов международного права

Возникает вопрос -зачем были придуманы принципы международного права и зачем они нам вообще нужны?

  • для стабилизации международно-правовых отношений в контексте имеющихся проблем в социальной, правовой и иной сферах;
  • для организации взаимопомощи развивающимся государствам и государствам с кризисом системы;
  • для возможности единообразной защиты прав человека, то есть создания единого правового поля, что облегчает различные правоприменительные процессы, позволяет их идентифицировать и привести к единому знаменателю.

Важной задачей является также обеспечение мира на всей нашей планете. Очевидно. что состояние войны между государствами приносит много человеческих жертв и существенного ущерба. Страны должны совместно регулировать мир, не допускать состояния конфликтов и войны, а также применения оружия массового поражения. Любые ухудшения в отношениях способны затруднить урегулирование конфликтов миром.

Важную роль здесь играет Устав ООН, который содержит важные правовые нормы в данной сфере. Приоритетным средством урегулирования конфликтов являются дипломатические переговоры, с их помощью можно разрешить различные межгосударственные споры.

При этом международное право не регулирует отношения внутри государства, например, между государством и проживающим на его территории обшеством. Этим занимается национальное право государства. Не допускается вмешательство во внутренние дела государства кого бы то ни было, за исключением, если допускается грубое нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Однако любые государства имеют право на выбор своей системы политики, экономики, социальной сферы и культуры, недопустимо вмешательство в данные сферы. Недопустима также помощь в организации, разжигании и финансировании, поощрении какой-либо подрывной, вооруженной или террористической деятельности, направленной на другое государство. Об этом говорит есть принцип суверенитета государства, который означает, что государство ведёт свою независимую внутреннюю политику, а также обладает независимостью на международной арене.

Государства должны оказывать друг другу помощь в случае возникновения каких-либо проблем, например гуманитарного характера, экономического характера, социального характера и так далее. Поддержание мира — вот основная цель государств.

Если государство ратифицировало какой-либо международный документ, оно обязано неукоснительно его соблюдать, не допуская нарушений в данной сфере. За этим следят различные международные комиссии, создаваемых по наиболее актуальным международным вопросам.

Государства должны уважать друг друга, а также суверенитет других участников системы, осуществление другими государствами законодательной, исполнительной и судебной власти в соответствии с национальным законодательством. На международной арене все государства равны между собой и обладают принципиально равными правами. Государственные границы, которые закреплены соответствующими документами, являются нерушимыми, и никто не может постигнуть на них. При этом государство отказывается от каких-либо притязаний в отношении территории других государств.

Рисунок 1. Классификация принципов международного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *