Понятие системы права, ее отличие от правовой системы.
Система права (термин) призван охарактеризовать право как определенную сис-му и раскрыть внутренне строение права. Право есть определенная система, есть системное образование. Как и любая сис-ма, право складывается из определенных элементов, которые связаны определенным образом друг с другом и находятся в единстве. Как и в любой системе, в системе права можно выделить следующие признаки: 1. Компонентность – этот признак говорит о том, что право как и любая система состоит из определенных элементов, частей. 2. Интегративность говорит о том, что элементы системы права находятся в единстве, связаны между собой. 3. Организованность этот признак говорит о том, что элементы состоящие систему права находятся в определенных связях и зависимостях т.е. право это упорядоченное сис-ма. 4. Ценность он признан говорит о том, что право хотя и состоит из определенных элементов представляет собой нечто ценностное единое и выступает как самостоятельное соц-ое явление. 5. Объективность – право это не совсем искусственная система, поскольку нормы права призваны регулировать определенные общ-ые отношения. Сис-ма строится с учетом этих общ-ых отношений, в следствии чего и приобретает объективность. Сис-ма права – эта выступающая как ценностное образование и имеющая свою внутреннюю орг-ию совокупность действующих в гос-ве норм позитивного права.
Правовая система — это предельно широкая, собирательная категория, отражающая всю правовую организацию данного общества. Ее можно определить как совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых государство оказывает нормативное воздействие на общественные отношения.
Система же права — это его сугубо внутреннее строение, выступающее составным компонентом правовой системы.
В юридической действительности сложилось однозначное мнение, что структурными элементами системы права являются: норма права; институт права; подотрасль права; отрасль права.
Понятие и виды нормативных актов. Система нормативных актов России.
НПА — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. НПА издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. НПА является официальным документом, носителем юридически значимой информации. НПА занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией; 3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы субъектов Федерации — издаются представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.
Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ; 2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: — нормативные акты государственных органов; — нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); — нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); — нормативные акты, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: — общефедеральные; — нормативные акты субъектов РФ; — нормативные акты органов местного самоуправления; — локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как: — нормативные акты неопределенно-длительного действия; — временные нормативные акты.
Правовая система и система права. Признаки системности права
4 (дата обращения: 26.10.2018). • Подотрасль права [Электронный ресурс] Краткий юридический словарь. 2-е издание»: Теория государства и права. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/28160/readpart-kratkij-yuridicheskij-slovar-2e-izdanie-bezavtora/
4 (дата обращения: 26.10.2018). • Процессуальные отрасли права [Электронный ресурс] Центр Управления Финансами. – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/Yuristu/processualnye-otrasliprava.php (дата обращения: 26.10.2018). • Субинститут права [Электронный ресурс] Краткий юридический словарь. 2-е издание»: Теория государства и права. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/28160/readpart-kratkij-yuridicheskij-slovar-2e-izdanie-bezavtora/
4 (дата обращения: 26.10.2018). Критерии деления права на отрасли: предмет и метод Факторы обуславливаю щие деление права на отрасли: • реально существующее в обществе разнообразие социальных отношений; • структурное разнообразие правовых норм; • необходимость оптимальной систематизации действующего законодательства; • в образовательных целях необходимость надлежащей подачи существующего правового материала; • необходимость в разграничении подведомственности между различными органами управления, опосредованными специфическими группами норм (соответствие принципу разделение властей). Критерии деления права: • предмет правового регулирования; • метод правового регулирования. Критерии деления права на отрасли предмет • Предметом правового регулирования являются непосредственно те общественные отношения (поведенческие связи), которые подлежат правовому воздействию (внешнему контролю): трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др.). Характерны е особенности общественны х отношений, подлежащих правовому регулированию : • являются жизненно важными для человека и его объединений; • являются волевыми, целенаправленными (разумными) отношениями; • являются устойчивыми, повторяющимися, типичными; • являются поведенческими отношениями, за которыми можно осуществлять внешний контроль. Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, что объясняется следующими факторами: • составляющие его общественные отношения весьма разнообразны; • одни и те же общественные отношения могут регулироваться различными отраслевыми нормами (межотраслевые общности). Критерии деления права на отрасли метод • Метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли права. Специфика метода отрасли права устанавливается по следую щим признакам: • общее юридическое положение субъектов отрасли права (отраслевая правосубъектность); • основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений; • способы формирования содержания прав и обязанностей (например, непосредственно нормой права или соглашением сторон); • виды юридических мер воздействия (санкций). Критерии деления права на отрасли метод Виды методов правового регулирования • Авторитарны й метод правового регулирования , или, как его еще нередко называют, метод властных предписаний (осуществляется посредством императивных правовых норм). Представляет собой такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам – участникам правоотношений предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения. При этом нормами права четко определяется порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон – участников (субъектов) общественных отношений. Применяется в публичном праве. • Метод автономии основан на дозволениях и осуществляется посредством диспозитивных правовых норм. Его суть заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности. Применяется в частном праве – гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны – участники правоотношений выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию. • Рекомендательны й метод правового регулирования представляет собой такой способ правового регулирования, которым законодатель рекомендует желательный для общества и государства вариант поведения. • Поощрительны й метод правового регулирования осуществляется посредством вознаграждения, стимулирования социально полезного, активного поведения. Критерии деления права на отрасли: предмет и метод Вы воды • Выбор метода правового регулирования обуславливается характером общественных отношений, осуществляется посредством установления наиболее эффективных способов воздействия. Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: • управомочиваю щим (дозволение) – предоставляет возможность альтернативного поведения; • обязы ваю щим – побуждает к активному поведению; • запрещаю щим – предполагает воздержание от определенных действий, то есть пассивность, санкционированную законом. Критерии деления права на отрасли: предмет и метод Вопросы для самоконтроля • Назовите объективные причины отраслевого деления права. • Назовите критерии деления права на отрасли. • Что является предметом правового регулирования? • Назовите особенности правовых отношений, которые позволяют им выступать в качестве критерия деления права. • Что собой представляет метод правового регулирования? • Чем обусловливается выбор метода правового регулирования? • Назовите элементы метода права. • Назовите способы реализации метода правового регулирования. • Что собой представляет авторитарный метод правового регулирования? • Приведите пример авторитарного правового регулирования. • Что собой представляет метод автономии (приведите примеры)? • Приведите пример сочетания различных методов правового регулирования (в рамках одной отрасли). • Что собой представляет рекомендательный метод правового регулирования (приведите примеры)? • Что собой представляет поощрительный метод правового регулирования (приведите примеры)? Критерии деления права на отрасли: предмет и метод Рекомендуемая литература • • • Алексеев С.С. Общая теория права: в 2-х т., Т. 2. – М.: «Юридическая литература», 1981. 490 с. Кожевников В.В. Теория государства и права: учебник / В.В. Кожевников, В.Б. Коженевский, В.А. Рыбаков. – М.: Проспект, 2016. – 464 с. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 648 с.
Отличие правовой системы от системы права.
Правовая система включает в себя все правовые явления и правовую действительность на конкретном этапе развития государства (право, система права, юридическая практика, правовая идеология, правосознание, правоприменение и ряд других структурных элементов).
Система права представляет собой внутреннее устройство, совокупность правовых норм, разграничивающихся по отраслям, подотраслям, институтам и субинститутам.
Проблема соотношения категорий «Правовая семья», «Правовая система» и «Система права» Текст научной статьи по специальности «Право»
В настоящей статье дается краткий анализ соотношения таких категорий как « правовая семья », «правовая система» и « система права ». На основе ряда мнений ученых-теоретиков рассматриваются сущность и проблемы идентификации указанных правовых категорий.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузьменко Валентина Игоревна
Correlation of Categories of Law Family, Law System and System of Law
The paper analyzes correlation of such categories as law family , law system and system of law . The author studies the essence and problem of identification of the stated categories based on the views of scholars.
Текст научной работы на тему «Проблема соотношения категорий «Правовая семья», «Правовая система» и «Система права»»
Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3
Проблема соотношения категорий «правовая семья», «правовая система» и «система права»
Ассистент кафедры теории и истории государства и права филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны
В настоящей статье дается краткий анализ соотношения таких ка-
тегории, как «правовая семья», «правовая система» и «система права». На основе ряда мнений ученых-теоретиков рассматриваются сущность и проблемы идентификации указанных правовых категорий.
Ключевые слова и фразы: правовая семья, стилевой подход, структура правовой системы, целостность, классификация, совокупность элементов, система права.
В настоящее время в научной литературе по теории государства и права, сравнительном правоведении вопросы изучения и разграничения категорий «правовая семья», «правовая система» и «система права» являются дискуссионными. Несомненно, разграничение этих явлений необходимо для более четкого понимания процессов, происходящих в развитии любой правовой действительности какого-либо государства, групп государств или в мировом масштабе.
В науке не может господствовать единственно верное определение, ведь лишь множество точек зрения могут привести к научной и обоснованной дискуссии, а также сложить понимание того или иного явления. Кроме того, рассматриваемые категории являются достаточно динамично развивающимися, поэтому находятся под постоянным прицелом изучения научного сообщества.
Обратимся к анализу определения «правовая семья». Термин «правовая семья» был предложен участниками I Международного конгресса сравнительного права 1900 г. До этого времени предельно обобщенным элементом компаративистских исследований считалась правовая система [1, с. 155]. Каждая из существующих систем считалась самобытной, поэтому о проблеме классификации правовых систем говорить не приходилось. В дальнейшем было выделено несколько концепций относительно условий идентичности правовых систем, которые возможно объединить в группы. Так, исторический
подход указывает на тот факт, что правовую семью характеризуют правовые системы, характеризующиеся схожестью их исторического формирования. Второй подход — «стилевой». В частности, К. Цвай-герт, X. Кётц в основу определения правовой семьи кладут стиль юридического мышления, характеризующий группу правовых систем [2, с. 99]. По мнению авторов, «правовой стиль» состоит из пяти факторов: происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфических правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, идеологических факторов.
Представителем третьего подхода является Р. Давид, который использует термин «семья правовых систем» [3, с. 40], он указывал, что понятию «правовая семья» не соответствует какая-либо биологическая реальность, оно используется лишь в дидактических целях, чтобы выявить сходства и различия систем действующего права». Однако круг компонентов сравнения он не определяет.
По-нашему мнению, наиболее точное определение «правовой семьи» сформулировал А.Х. Саидов, который указывает, что под правовой семьей понимается совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки [4, с. 159].
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
Важно отметить, «что данный объект представляет собой формально-правовую общность, под которой понимается лишь внешняя форма типичных для каждой правовой семьи элементов, а не само их конкретно-правовое содержание» [1, с. 158].
Далее обратимся к анализу категории «правовая система». В современной юридической литературе сложилось различное понимание термина «система». Само определение системы предполагает наличие в ней ряда структурированных и взаимосвязанных элементов. Системная организация какого-либо правового явления оказывает положительное влияние на правотворческую, правоприменительную и иные виды деятельности. Система представляет собой некую целостность, состоящую из взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют между собой.
При рассмотрении данного явления в научной юридической литературе мы наблюдаем такую тенденцию, что ученые рассматривают правовую систему применительно к национальной правовой системе или правовой системе страны (по нашему мнению, категории тождественны). Кроме того, наряду с понятием «правовая система» в отечественной научной юридической литературе употребляются близкие по смыслу, но, на наш взгляд, такие абсолютно самостоятельные категории, как «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «правовая сфера». Однако, вновь вводимые в общую теорию государства и права понятия не должны приводить к недооценке собственного, уже научно обоснованного категориального аппарата.
Правовая система — сложное социальное явление, многогранность которого можно определить только с помощью системы научных категорий. Примечательно, что отечественные ученые активно стали заниматься разработкой понятия «правовая система» (правовая система социализма) как самостоятельного правового явления во второй половине 70-х гг. после проведения Всесоюзной конференции ИГПАН СССР в Звенигороде. Возникла объективная необходимость рассматривать правовую действительность в общей картине происходящих социально-политических процессов.
На сегодняшний день изучению данной категории и ее элементов посвящено множество исследований. Существует два подхода относительно определения «правовой системы». Узкое понятие правовой системы включает в себя совокупность нормативно-правовых актов, «законодательство и иные источники права, цели и принципы регулирования, системообразующие связи» [5, с. 33]. Н.И. Матузов замечает, что «. для определения внутреннего строения права или законодательства. существуют общепринятые правовые категории "система права", "система законодательства", которых вполне достаточно для отражения существа
указанных явлений, в том числе и с позиций системного подхода» [6, с. 22]. Правовая система должна рассматриваться как более собирательная категория и многогранное явление.
В широком смысле этого слова «правовая система» понимается как «более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность происхождения источников права, основных правовых понятий, методов и способов развития» [7, с. 77].
В отечественной науке утвердилось понимание «правовой системы» в широком смысле. В частности, Н.И. Матузов определяет понятие правовой системы следующим образом: «Правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах» [8, с. 18]. А.В. Малько говорит о том, что «правовая система» призвана выражать комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества и включает помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии такие элементы, как правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и другие [9, с. 188].
Все вышеизложенные определения весьма условны и достаточно размыты. По данному поводу В.С. Нерсесянц замечал: «подобные трактовки правовой системы в качестве какого-то нового правового понятия, охватывающие все право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным (и случайным) словосочетанием правовая система» [10, с. 6]. Однако, даже если принимать во внимание достаточную условность категории «правовая система», она представляет собой научную ценность, без которой изучение теории права представляется невозможным. Категория «правовая система» является одной из основополагающих в отечественной юридической науке, так как оказывает нормативно-орга-низующее, регулятивное воздействие на все общественные отношения. Кроме того, правовая система как изучаемое явление постоянно эволюционирует, появляются новые направления в исследованиях. Ряд исследователей очерчивают понятие правовой системы, включая, основополагающие ее элементы.
По мнению С.С. Алексеева, правовая система -«это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности — правовой идеологией и судебной (юридической) практикой» [11, с. 87]. Л.А. Морозова указывает, что «под правовой системой следует понимать конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей в данном государстве правовой идеологии» [12, с. 158]. Известный исследователь правовых систем мира Ф.М. Решетников, определяя сущность правовой системы того или иного госу-
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
дарства, дает краткие сведения о формах правления, о государственном устройстве, государственном режиме этой страны [13, с. 45].
Обратимся к анализу точек зрения относительно структуры правовой системы. Структура — это определенная совокупность устойчивых элементов, характеризующих правовую систему как некую целостность, которая обеспечивает ее «целостность, сохранение основных свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов реальной действительности» [14, с. 41]. Структура выступает главным стабилизирующим фактором правовой системы, позволяющим ей сохранять положительный опыт достижения стоящих перед ней целей. С другой стороны, структура, демонстрируя взаимодействие элементов между собой и внешней средой, отчасти отвечает на вопрос, при каких условиях одна качественно определенная правовая система сменится другой. М.Н. Марченко считает, что структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений: 1) юридические нормы, принципы и институты; 2) совокупность правовых учреждений; 3) совокупность правовых взглядов, представлений, идей, правовая культура [15, с. 300]. Ю.А. Тихомиров включает в категорию правовой системы четыре группы элементов: 1) правопонимание — правовые взгляды, правосознание, культура, правовые теории и концепции, а также правовой нигилизм; 2) правотворчество как познавательный и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов; 3) правовой массив — структурно оформленную совокупность официально принятых и взаимосвязанных правовых актов; 4) правоприменение — способы реализации правовых актов и обеспечение законности [16, с. 8]. Проф. В.Н. Синюков объединяет элементы правовой системы вне зависимости от численности и характеру по следующим критериям: нормативный, идеологический, конкретно-практический [17, с. 164]. Схожую точку зрения выделяет и Г.И. Муромцев, который определяет правовую систему как «научную категорию, дающую многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях» [18, с. 282].
Так, В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук, А.М. Васильев включают в структуру правовой системы совокупность правовых норм, институтов и принципов, юридических учреждений, правового сознания, правовой культуры, правотворчества, правореализации и правопорядка [19, с. 39].
В.Н. Синюков и Ф.А. Григорьев полагают, что правовая система состоит из следующих элементов: система законодательства, состоящая из отраслевой, вертикальной и федеральной подсистем; структура юридических ведомств и организаций; региональные и местные правовые инфраструктуры, надзор-
ная и контрольная подсистемы, системы правового информирования и правовых коммуникаций, система юридической реабилитации правонарушителей, инфраструктура обеспечения прав человека, система юридического образования, «мозговых центров» (НИИ, фонды и т.д.) [20, с. 9].
Таким образом, правовая система конкретного общества, отражающая его социально-экономическое, политическое и культурное своеобразие, представляет собой национальную правовую систему. Она определяет ценность данной правовой системы, выражает единство общества и выступает одним из проявлений государственного суверенитета страны. Так, В.М. Баранов, С.В. Поленина, проводя анализ научных мнений и взглядов, полагают, что «правовая система» (применительно к стране), в отличие от системы права и системы законодательства, охватывает все правовые явления, всю правовую действительность [21, с. 6].
Таким образом, правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных элементов всей правовой действительности российского государства на определенном этапе исторического развития. По нашему мнению, наиболее полный анализ генезиса правовой системы можно проследить в конкретных исторических характеристиках.
Перейдем к анализу категории «система права». Понятие «система права» иногда определяется как синоним понятиям «право» и «правовая система», что представляется недостаточно обоснованным. Это происходит тогда, когда под правовой системой понимается право определенного государства, что было характерно для ученых-исследователей советского периода.
На наш взгляд, под системой права следует понимать внутреннюю структуру права, обладающую целостностью, определенной устойчивостью, законченностью. Система права является элементом правовой системы наряду с другими ее компонентами (правосознание, юридическая практика, правовые институты и др.). На необходимость разграничения понятий "система права и правовая система" указывает О.А. Жидков: «в отличие от понятия "система права", отражающего внутреннее строение нормативного материала, термин "правовая система" способствует выявлению места правовых явлений в общественной структуре и подчеркивает их взаимосвязь» [22, с. 67]. Система права включает в себя структурированную совокупность правовых норм, разграничивающихся по отраслям, подотраслям, институтам и субинститутам. Ряд исследователей соотносят категории «система права» и «правовая система» как тождественные. Так, Л.С. Явич характеризовал правовую систему в качестве структурированной совокупности отдельных правовых норм, включающей относительно самостоятельные
Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3
образования (институты, отрасли, группы отраслей) [23, с. 43].
В сущности, все рассматриваемые явления выражают один и тот же феномен — право, но с разных сторон. Так, правовая семья представляет собой общность национальных правовых систем, объединенных единством исторического формирования, структуры источников права, правоприменения, а также понятийно-категориального аппарата. Правовая система — понятие более узкое, чем правовая семья (тождественна с категорией национальная правовая система или правовая система конкретного государства). Правовая система включает в себя все правовые явления и правовую действительность на конкретном этапе развития государства (право, система права, юридическая практика, правовая идеология, правосознание, правоприменение и ряд других структурных элементов). Система же права представляет собой внутреннее устройство, совокупность правовых норм, разграничивающихся по отраслям, подотраслям, институтам и субинститутам.
1. Егоров А. В. Правовая семья как объект сравнительного правоведения // Правоведение. — 2005.
2. Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т 1. Основы.
— М.: Международные отношения, 1998. — 480 с.
3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: / Пер. с фр. В. А. Туманова. — М.: Междунар. отношения, 1998. — 400 с.
4. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. — М.: Юристъ, 2000. — 441 с.
5. Тихомиров Ю.А. Правовая система развитого социализма // Советское государство и право. -1979. — № 7. — С. 33-38.
6. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. — 294 с.
7. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. — М.: Юристъ, 1993. — 148 с.
8. Матузов Н.И. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. — 1983. — №1. — С. 18-19.
9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2002. — 421 с.
10. Нерсесянц В.С. Сравнительное правоведение в системе юриспруденции // Государство и право.
11. Алексеев С.С. Общая теория права. Т1. — М., 1981. — 378 с.
12. Морозова Л.А. Теория государства и права. — М.: Юрист, 2003. — 414 с.
13. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. — М.: Юридическая литература, 1993. — 567 с.
14. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 Т.1. — Ярославль, 2005. — 476 с.
15. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2004. — 677 с.
16. Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право.
17. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. — Саратов, 1994. — 496 с.
18. Муромцев Г.И. Проблемы общей теории права и государства. — М., 1999. — 412 с.
19. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П., Васильев А.М. Правовая система социализма. Кн. 1.
20. Синюков В.Н. Правовая система: Вопросы правореализации / В.Н. Синюков, Ф.А. Григорьев. Учебное пособие. — Саратов, 1995. — 156 с.
21. Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система законодательства и правовая система: Учебное пособие. — Н. Новгород: Нижегородский юридически институт МВД РФ, 2000. — 212 с.
22. Жидков О.А. Становление правовых систем в странах Латинской Америки. / Государственноправовые проблемы стран Латинской Америки.
23. Явич Л. С. Диалектика формы и содержания в праве // Философские проблемы государства и права. — Л., 1970.
Correlation of Categories of “Law Family”, “Law System” and “System of Law”
Branch of the Kazan (Volga Region) Federal University to Naberezhnye Chelny
The paper analyzes correlation of such categories as “law family”, “law system” and “system of law”. The author studies the essence andproblem ofidentification of the stated categories based on the views ofscholars.
Key words: law family, style approach, the structure of law system, integrity, classification, complex of elements, system of law.