Организация посреднической деятельности специалистов учреждений системы социального обслуживания семьи и детей
Посредничество — одна из функций социальной работы. Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям, как посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом; между организациями и учреждениями; между специалистами разной ведомственной подчиненности; между клиентами социальных групп и институтов, а также как межличностное посредничество.
Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда специалист по социальной работе не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.
Примерная блок схема взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности в организации индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, при условии назначения координатором учреждение социального обслуживания.
*** СОП — социально опасное положение
**** УСЗН — орган социальной защиты населения муниципального образования
***** ИПР — индивидуальная программа реабилитации
****** ЦПСиД — краевой или муниципальный центр социальной помощи семье и детям, СРЦН — краевой или муниципальный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
******* срок реализации ИПР — не менее года
** КДНиЗП — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в
Особая роль в организации социальной работы с данной категорией семей отводится профилактике негативных процессов и явлений, предотвращению превращения здоровой в социальном смысле семьи в больную. Профилактическая деятельность в отношении неблагополучной семьи является более эффективной, поскольку направлена на работу с причиной, а не следствием. Это является веским аргументом в пользу того, чтобы профилактика являлась приоритетным направлением при решении вопросов финансирования и организации работы социальных служб по поддержке неблагополучной семьи.
«Социальный паспорт благополучной семьи»
(улица, дом, корпус, квартира)
(Ф.И.О. , ДАТА РОЖДЕНИЯ )
(Ф.И.О. , ДАТА РОЖДЕНИЯ )
Ф.И.О. детей, даты рождения:
Место работы и должность отца________________________
Место работы и должность матери______________________
Трудовой стаж отца_________ Трудовой стаж матери________
Где учатся (работают) дети_______________________________
Наличие приусадебного участка_______________________
Наличие подсобного хозяйства_________________________
Жилищные условия __________________________
Характеристика бытовых и материальных условий в семье (относится ли семья к категории малоимущих)_____________________
Состояние здоровья членов семьи (взрослые инвалиды, дети-инвалиды, хронические заболевания)______________________
Социальный паспорт благополучной семьи позволяет получить полную информацию о положении семьи в обществе.
Неполные семьи — семьи, в которых воспитывает и проживает совместно с ребенком один родитель (опекун), брак которого расторгнут (не был заключен), либо другой родитель умер, признан судом безвестно отсутствующим (умершим), лишен родительских прав (ограничен в родительских правах), отбывает срок наказания в местах лишения свободы.
Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
Беспризорный — несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;
Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
Учетная карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, — документ, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;
Учетная карта семьи, находящейся в социально опасном положении, — документ, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении;
Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, — правовой акт, устанавливающий план мероприятий, выполнение которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;
Временная занятость несовершеннолетних — привлечение несовершеннолетних к труду в свободное от учебных занятий время с учетом социальной значимости и привлекательности для несовершеннолетних предлагаемых рабочих мест;
Несовершеннолетние с девиантным поведением — лица в возрасте до 18 лет, совершающие действия, не соответствующие установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам
20 Посредничество и консультирование как метод социальной работы
. Консультирование — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.
По объектам взаимодействия различают: групповое и индивидуальное консультирование.
Виды консультирования медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, управленческое и другие.
Посреднической деятельность социального работника.
Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям, как посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом; между организациями и учреждениями; между специалистами разной ведомственной подчиненности; между клиентами социальных групп и институтов, а также как межличностное посредничество. Специалисты социальных служб в процессе своей деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными профильно специализированными организациями и учреждениями, к которым они могут направлять клиентов.
Специалист социальной работы в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь. Для этого необходима диагностика личностной проблемы. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, входит в число обязанностей социального работника. Это позволяет ему быстро реагировать на проблему, оценивать ее и давать клиенту четкие разъяснения о том, кто и как может ему помочь. Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.
Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:
1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;
2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;
3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением
Социальная работа как учебная дисциплина: ее интегральный и многоуровневый характер.
Непременным условием и важным фактором развития социального работника — профессионала является глубокое изучение теории и методики социальной работы. «Теория социальной работы» как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основ теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.
задача учебной дисциплины — донести добытые наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной форме.
В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов). Система подготовки специалистов по СР в РФ содержит следующие уровни: 1) на уровне общего образованию создаются профильные классы (по сути дела – это начальное образование СР); 2) Средне-специальное образование (колледжы, лицеи, техникумы); 3) Вузовское образование (бакалавриат, магистратура); 4) Послевузовское образование (аспирантура, курсы повышения квалификации и т.д.).
Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:
1) общие гуманитарные и социально-экономические;
2) общие математические и естественнонаучные;
3) общие профессиональные;
4) дисциплины специализации.
В общем, социальная работа как учебная дисциплина должна содержать: 1)предметы общего характера (теория социальной работы, технология социальной работы, этика, менеджмент, история социальной работы); 2)общие гуманистические предметы (философия, психология, социология, культурология, право); 3)Специальные дисциплины, граничащие с социальной работой (криминология, педагогика, социология девиантного поведения); 4)специальные дисциплины (социальная помощь безработным и т.д.); 5)научно-техническое обеспечение.
Задачи ТСР: 1)Сформулировать системное представление о социальной работе как об общественном феномене и ее основных элементах. 2)Изучить теоретические модели социальной работы и ее методологическую основу. 3)Проанализировать внутренние связи социальной работы как целостные системы. 4)Установить и описать межпредметные связи социальной работы как научные дисциплины. 5)Осуществить экспликацию основных понятий. 6)Проанализировать взаимосвязь теории и практики социальной работы. 7)Изучить основные тенденции и закономерности развития социальной работы зарубежном и России. 8)Теоретически осмыслить наиболее актуальные проблемы социального развития современного Российского общества и возможности их разрешения.
2.5.3. Социальное посредничество
Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям, как посредничество:
· между государством, организацией, учреждением и клиентом;
· между организациями и учреждениями;
· между специалистами разной ведомственной подчиненности;
· между клиентами социальных групп и институтов;
Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Он содействует приему клиента в соответствующем учреждении, тем специалистом, который может их разрешить.
В посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:
1) определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;
2) оценку и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;
3) помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.
Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов:
· простейшим приемом является выписка для клиентов необходимых данных об организации или учреждении (адреса и номера телефона, фамилии, имени, отчества специалиста). Важно объяснить, что клиент может ожидать в этом учреждении. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом;
· значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение – четкое представление о том, что ожидает от него клиент;
· полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться;
· если клиента будет сопровождать кто-либо из родственников или близких, то их следует предварительно проинструктировать.
Социальный работник обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана.
Таким образом, социальное посредничество – это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи. В роли социального объекта может выступать трудовой коллектив, отдельный клиент, семья, целый социальный слой и др. Для решения социальных проблем объекта могут привлекаться несколько субъектов, способных помочь (государственное социальное учреждение, общественные организации, коммерческие структуры и т.д.).
Быть социальным посредником – значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой. Если посреднические усилия направлены на мобилизацию сил и средств для предоставления конкретной помощи, то социальный работник должен уметь устанавливать связи с субъектами, способными оказать социальную поддержку, убедить их в ее необходимости. Нередко социальный работник выступает в роли посредника между конфликтующими сторонами. В таком случае он может оказаться как бы «между двух огней». Посреднику следует быть готовым выслушивать упреки в свой адрес и обвинения в предвзятом отношении. На все это необходимо реагировать спокойно, аргументировано отводить обвинения, продолжая посреднические усилия.
Формы социального посредничества
Социальное посредничество — одна из важных функций социальной работы. Посредническая деятельность осуществляется только тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить
Посреднические услуги – содействие установлению и расширению связей между гражданами, семьями и социальными институтами, активизации контактов между ними (ст.1 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»).
Посреднические услуги могут быть сгруппированы по направлениям:
посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом;
между организациями и учреждениями;
посредничество между специалистами разной ведомственной подчиненности;
посредничество между клиентами социальных групп и институтов;
• посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов;
• социально-педагогическое; посредничество в решении трудовых, семейных конфликтов и др.
Этапы посреднической деятельности социального работника:
1 — определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения
Вначале специалист по социальной работе в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь. Для этого необходима диагностика личностной проблемы.
2 — оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему
Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, входит в число обязанностей социального работника.
3 — помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.
Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой организационных приемов
— выписка для клиентов необходимых данных об организации или учреждении (адрес, номер телефона, ФИО специалиста, разъяснения пути следования).
— важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи и т.д.
— сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.
— полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.
34. Этические принципы социальной работы. Содержание Международной декларации этических принципов социальной работы
Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его долг — поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения и действовать в строгом соответствии с этическими нормами.
Социальные работники РБ принимают этически оправданные действия в соответствии с международными этическими стандартами социальных работников. Эти стандарты отражены в следующих документах:
1. международная декларация по этике — «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятая на общем собрании международной федерация социальных работников (МФСР) в США в 1997 году;
2. профессиональный «Кодекс этики социальных работников», принятый Союзом социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации (ССОПиР) в 2003 году.
3. документ «Этика в социальной работе, свод принципов», принятый на Генеральной ассамблее Международной федерации социальных работников (МФСР) и Международной ассоциации школ социальной работы (МАШСР) в Аделаиде, Австралия, в октябре 2004 года;
Социальные работники действуют на основе 3 групп принципов:
1. принципы соблюдения прав человека и человеческого достоинства;
2. принципы социальной справедливости;
3. принципы профессионального поведения.
Принципысоблюдения прав человека и человеческого достоинства.
1. Уважение права на самоопределение — человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать, человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, мнения, которые не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника. Поэтому социальные работники принимают человека таким, каков он есть
2. Предоставление права на участие — социальные работники должны обеспечивать полное вовлечение и участие клиентов в процессах.
3. Оказание помощи каждому человеку в полной мере — с оциальные работники все свои знания и навыки направляют на оказание помощи отдельным людям, группам, коллективам, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом.
4. Идентификация и развитие достоинств — с оциальные работники фокусируют свое внимание на достоинствах всех индивидов, групп и сообществ и таким образом содействуют их развитию.