Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям как
Перейти к содержимому

Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям как

  • автор:

Организация посреднической деятельности специалистов учреждений системы социального обслуживания семьи и детей

Посредничество — одна из функций социальной работы. Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям, как посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом; между организациями и учреждениями; между специалистами разной ведомственной подчиненности; между клиентами социальных групп и институтов, а также как межличностное посредничество.

Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда специалист по социальной работе не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.

Примерная блок схема взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности в организации индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, при условии назначения координатором учреждение социального обслуживания.

*** СОП — социально опасное положение

**** УСЗН — орган социальной защиты населения муниципального образования

***** ИПР — индивидуальная программа реабилитации

****** ЦПСиД — краевой или муниципальный центр социальной помощи семье и детям, СРЦН — краевой или муниципальный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

******* срок реализации ИПР — не менее года

** КДНиЗП — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в

Особая роль в организации социальной работы с данной категорией семей отводится профилактике негативных процессов и явлений, предотвращению превращения здоровой в социальном смысле семьи в больную. Профилактическая деятельность в отношении неблагополучной семьи является более эффективной, поскольку направлена на работу с причиной, а не следствием. Это является веским аргументом в пользу того, чтобы профилактика являлась приоритетным направлением при решении вопросов финансирования и организации работы социальных служб по поддержке неблагополучной семьи.

«Социальный паспорт благополучной семьи»

(улица, дом, корпус, квартира)

(Ф.И.О. , ДАТА РОЖДЕНИЯ )

(Ф.И.О. , ДАТА РОЖДЕНИЯ )

Ф.И.О. детей, даты рождения:

Место работы и должность отца________________________

Место работы и должность матери______________________

Трудовой стаж отца_________ Трудовой стаж матери________

Где учатся (работают) дети_______________________________

Наличие приусадебного участка_______________________

Наличие подсобного хозяйства_________________________

Жилищные условия __________________________

Характеристика бытовых и материальных условий в семье (относится ли семья к категории малоимущих)_____________________

Состояние здоровья членов семьи (взрослые инвалиды, дети-инвалиды, хронические заболевания)______________________

Социальный паспорт благополучной семьи позволяет получить полную информацию о положении семьи в обществе.

Неполные семьи — семьи, в которых воспитывает и проживает совместно с ребенком один родитель (опекун), брак которого расторгнут (не был заключен), либо другой родитель умер, признан судом безвестно отсутствующим (умершим), лишен родительских прав (ограничен в родительских правах), отбывает срок наказания в местах лишения свободы.

Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

Беспризорный — несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;

Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

Учетная карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, — документ, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;

Учетная карта семьи, находящейся в социально опасном положении, — документ, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении;

Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, — правовой акт, устанавливающий план мероприятий, выполнение которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;

Временная занятость несовершеннолетних — привлечение несовершеннолетних к труду в свободное от учебных занятий время с учетом социальной значимости и привлекательности для несовершеннолетних предлагаемых рабочих мест;

Несовершеннолетние с девиантным поведением — лица в возрасте до 18 лет, совершающие действия, не соответствующие установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам

20 Посредничество и консультирование как метод социальной работы

. Консультирование — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.

По объектам взаимодействия различают: групповое и индивидуальное консультирование.

Виды консультирования медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, управленческое и другие.

Посреднической деятельность социального работника.

Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям, как посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом; между организациями и учреждениями; между специалистами разной ведомственной подчиненности; между клиентами социальных групп и институтов, а также как межличностное посредничество. Специалисты социальных служб в процессе своей деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными профильно специализированными организациями и учреждениями, к которым они могут направлять клиентов.

Специалист социальной работы в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь. Для этого необходима диагностика личностной проблемы. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, входит в число обязанностей социального работника. Это позволяет ему быстро реагировать на проблему, оценивать ее и давать клиенту четкие разъяснения о том, кто и как может ему помочь. Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением

Социальная работа как учебная дисциплина: ее интегральный и многоуровневый характер.

Непременным условием и важным фактором развития социального работника — профессионала является глубокое изучение теории и методики социальной работы. «Теория социальной работы» как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основ теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

задача учебной дисциплины — донести добытые наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной форме.

В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов). Система подготовки специалистов по СР в РФ содержит следующие уровни: 1) на уровне общего образованию создаются профильные классы (по сути дела – это начальное образование СР); 2) Средне-специальное образование (колледжы, лицеи, техникумы); 3) Вузовское образование (бакалавриат, магистратура); 4) Послевузовское образование (аспирантура, курсы повышения квалификации и т.д.).

Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:

1) общие гуманитарные и социально-экономические;

2) общие математические и естественнонаучные;

3) общие профессиональные;

4) дисциплины специализации.

В общем, социальная работа как учебная дисциплина должна содержать: 1)предметы общего характера (теория социальной работы, технология социальной работы, этика, менеджмент, история социальной работы); 2)общие гуманистические предметы (философия, психология, социология, культурология, право); 3)Специальные дисциплины, граничащие с социальной работой (криминология, педагогика, социология девиантного поведения); 4)специальные дисциплины (социальная помощь безработным и т.д.); 5)научно-техническое обеспечение.

Задачи ТСР: 1)Сформулировать системное представление о социальной работе как об общественном феномене и ее основных элементах. 2)Изучить теоретические модели социальной работы и ее методологическую основу. 3)Проанализировать внутренние связи социальной работы как целостные системы. 4)Установить и описать межпредметные связи социальной работы как научные дисциплины. 5)Осуществить экспликацию основных понятий. 6)Проанализировать взаимосвязь теории и практики социальной работы. 7)Изучить основные тенденции и закономерности развития социальной работы зарубежном и России. 8)Теоретически осмыслить наиболее актуальные проблемы социального развития современного Российского общества и возможности их разрешения.

2.5.3. Социальное посредничество

Посреднические услуги могут быть сгруппированы по та­ким направлениям, как посредничество:

· между государством, организацией, учреждением и клиентом;

· между организация­ми и учреждениями;

· между специалистами разной ведом­ственной подчиненности;

· между клиентами социальных групп и институтов;

Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем уч­реждении. Он содействует приему клиен­та в соответствующем учреждении, тем специа­листом, который может их разрешить.

В посреднической деятельности социаль­ного работника можно выделить три этапа:

1) определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2) оценку и выбор учреждения, способного наилучшим об­разом решить проблему;

3) помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Для повышения эффективности посреднической деятельно­сти социальный работник использует ряд проверенных прак­тикой приемов:

· простейшим приемом является выписка для клиентов необходимых данных об организации или учреждении (адреса и номера телефона, фамилии, имени, отчества специали­ста). Важно объяснить, что клиент может ожидать в этом учреждении. Инициатива установления контакта с учреждением, догово­ренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом;

· значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работ­ника социальной службы. В этом случае клиент имеет на ру­ках описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение – четкое представление о том, что ожидает от него клиент;

· полезно сообщать клиенту имя человека, к кото­рому в этом учреждении ему следует обратиться;

· если клиента будет сопровождать кто-либо из родственников или близких, то их следует предварительно проинструк­тировать.

Социальный работник обязан прове­рить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана.

Таким образом, социальное посредничество – это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объек­том для решения социальных проблем последнего и ока­зания ему помощи. В роли социального объекта может выступать трудовой коллектив, отдельный клиент, семья, целый социальный слой и др. Для решения социальных проблем объекта могут привлекаться несколько субъектов, способных помочь (государственное социальное учрежде­ние, общественные организации, коммерческие структуры и т.д.).

Быть социальным посредником – значит объяснять ин­тересы и взгляды одной стороны другой. Если посредни­ческие усилия направлены на мобилизацию сил и средств для предоставления конкретной помощи, то социальный работник должен уметь устанавливать связи с субъекта­ми, способными оказать социальную поддержку, убедить их в ее необходимости. Нередко социальный работник вы­ступает в роли посредника между конфликтующими сто­ронами. В таком случае он может оказаться как бы «меж­ду двух огней». Посреднику следует быть готовым выслу­шивать упреки в свой адрес и обвинения в предвзятом отношении. На все это необходимо реагировать спокойно, аргументировано отводить обвинения, продолжая посред­нические усилия.

Формы социального посредничества

Социальное посредничество — одна из важных функций социальной работы. Посредническая деятельность осуществляется только тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить

Посреднические услуги – содействие установлению и расширению связей между гражданами, семьями и социальными институтами, активизации контактов между ними (ст.1 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»).

Посреднические услуги могут быть сгруппированы по направлениям:

посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом;

между организациями и учреждениями;

посредничество между специалистами разной ведомственной подчиненности;

посредничество между клиентами социальных групп и институтов;

• посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов;

• социально-педагогическое; посредничество в решении трудовых, семейных конфликтов и др.

Этапы посреднической деятельности социального работника:

1определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения

Вначале специалист по социальной работе в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь. Для этого необходима диагностика личностной проблемы.

2оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему

Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, входит в число обязанностей социального работника.

3помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой организационных приемов

выписка для клиентов необходимых данных об организации или учреждении (адрес, номер телефона, ФИО специалиста, разъяснения пути следования).

— важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи и т.д.

— сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

— полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

34. Этические принципы социальной работы. Содержание Международной декларации этических принципов социальной работы

Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его долг — поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения и действовать в строгом соответствии с этическими нормами.

Социальные работники РБ принимают этически оправданные действия в соответствии с международными этическими стандартами социальных работников. Эти стандарты отражены в следующих документах:

1. международная декларация по этике — «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятая на общем собрании международной федерация социальных работников (МФСР) в США в 1997 году;

2. профессиональный «Кодекс этики социальных работников», принятый Союзом социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации (ССОПиР) в 2003 году.

3. документ «Этика в социальной работе, свод принципов», принятый на Генеральной ассамблее Международной федерации социальных работников (МФСР) и Международной ассоциации школ социальной работы (МАШСР) в Аделаиде, Австралия, в октябре 2004 года;

Социальные работники действуют на основе 3 групп принципов:

1. принципы соблюдения прав человека и человеческого достоинства;

2. принципы социальной справедливости;

3. принципы профессионального поведения.

Принципысоблюдения прав человека и человеческого достоинства.

1. Уважение права на самоопределение — человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать, человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, мнения, которые не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника. Поэтому социальные работники принимают человека таким, каков он есть

2. Предоставление права на участие — социальные работники должны обеспечивать полное вовлечение и участие клиентов в процессах.

3. Оказание помощи каждому человеку в полной мере — с оциальные работники все свои знания и навыки направляют на оказание помощи отдельным людям, группам, коллективам, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом.

4. Идентификация и развитие достоинств — с оциальные работники фокусируют свое внимание на достоинствах всех индивидов, групп и сообществ и таким образом содействуют их развитию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *