Строительные отходы: классы опасности, вывоз и утилизация
Ремонтные работы, демонтаж или сооружение зданий предполагают появление строительного мусора. В основном, это остатки материалов: фракции плитки, кирпича, старые дверные и оконные рамы, куски гипсокартона и бетона. А в соответствии с законодательными нормативами, строительные отходы необходимо вывезти и утилизировать, и сделать это нужно правильно.
Как вывозить и утилизировать строительные отходы
Строительный мусор — это отдельная категория отходов, поэтому его собирают, вывозят и утилизируют отдельно. Эта группа мусора также не относится к твердым коммунальным и бытовым отходам.
Строительный мусор
С каждым годом объемы частного и городского строительства растут. В период с 2000 года по 2015 год они увеличились в 15 раз. Вместе с ними растет и объем мусора, который образуется в процессе монтажно-ремонтных работ. В результате становится все более актуальным вопрос обращения с отходами: утилизация, захоронение, транспортирование, обезвреживание. В развитых странах строительный мусор составляет более 30% всех отходов.
Строительный мусор образуется в процессе возведения, реконструкции, реставрации и сноса зданий. Одна из его особенностей – разнообразный состав. Это электропроводка, бетон, гвозди, цемент, стекло, разные упаковочные материалы и тара, асбест, кирпичи, изоляция, древесина с пропиткой и без нее, химические вещества (краска, растворитель, лак), рубероид, минеральное волокно, керамзит.
Если на строительной площадке образовались ртутьсодержащие отходы, свинец, асбест и другой мусор, представляющий особую опасность для окружающей среды и человека, владелец должен обеспечить его утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с нормативными требованиям. Для этого необходимо заключить договор с лицензированной компанией, которая организует транспортирование и дальнейшее обращение: захоронение, обезвреживание или утилизацию.
Какого класса опасности строительный мусор
Строительный мусор имеет разнородный состав. Согласно классификационному каталогу, он представлен отходами 3-5 класса опасности.
- Строительные отходы III класса опасности: мусор от разбора сооружения и сноса объекта с содержанием свинца или ртути; битумная изоляция трубопроводов; отработанные деревянные железнодорожные шпалы, которые пропитаны антисептиком масляного типа.
- Строительные отходы IV класса опасности: отходы керамических труб; обрезь гипсокартона; остатки рубероида; незагрязненные строительные материалы на основе полимеров с поливинилхлоридом.
- Строительные отходы V класса опасности: незагрязненные отходы песка и строительного щебня; кусковые отходы цемента; бентонитовая глина.
Стратегия обращения с отходами зависит от того, какого класса опасности образовался строительный мусор в ходе монтажно-ремонтных работ, сноса здания и разбора конструкций. Для сокращения площади полигонов и снижения негативного воздействия на экологические системы необходимо активно внедрять технологии утилизации и переработки с получением вторичного сырья.
Вывоз строительного мусора
Строительные отходы 3-4 класса опасности должны быть транспортированы лицензированной компанией с соблюдением всех нормативных требований. Они отправляются на захоронение, обезвреживание или утилизацию.
Вывоз строительного мусора обычно организуют на автомобильном транспорте. Но допустимо использовать железнодорожные, водные, трубопроводные, конвейерные, канатно-подвесные пути. Оптимальный вариант выбирают с учетом экономичности и безопасности, характеристики отходов.
Особенности перевозки строительного мусора:
- Для транспортирования опасных строительных отходов должен быть выделен специальный автомобиль с герметичным кузовом и устройством для погрузочно-разгрузочных работ.
- Во время движения машины необходимо полностью исключить вероятность потери груза.
- Водитель перед началом работы проверяет наличие полного пакета документов: путевого листа, паспортов на опасные отходы. Без них перевозка запрещена.
- Отходы, опасные для окружающей среды, разрешено перевозить только в автомобиле, оснащенном маркировочными знаками.
Вывоз строительного мусора должен быть организован с учетом его физико-химических особенностей. Например, транспортирование сыпучих материалов часто требует предварительного увлажнения, использования плотной ткани, защитного экрана или других действий, которые предотвратят разброс и выделение в окружающую атмосферу большого количества пыли. Жидкие отходы надежно упаковывают в герметичные емкости, пастообразное отработанное сырье – в сварные контейнеры с усиленными ребрами жесткости и верхними люками.
Нужна ли лицензия на перевозку строительного мусора
У некоторых собственников зданий может возникнуть вопрос: «Нужна ли лицензия на перевозку строительного мусора?» Причиной сомнений обычно становится разнородный состав отходов после сноса объекта, монтажных и ремонтных работ. В них присутствуют компоненты, которые опасны и практически неопасны для окружающей среды.
Для перевозки строительного мусора 5 класса лицензия не требуется. Но после ремонтно-монтажных работ и сноса объектов также образуются отходы 3-4 класса опасности. Для их перевозки компания обязана получить лицензию в Росприроднадзоре. В противном случае деятельность будет признана незаконной, и предпринимателя привлекут к административной или уголовной ответственности.
Лицензирование деятельности помогает государству контролировать сферу обращения с опасными отходами. Росприроднадзор не выдаст разрешительный документ, если в компании не созданы условия для корректного обращения со строительным мусором. Перевозка должна быть организована таким образом, чтобы полностью исключить негативное влияние на экосистему.
Лицензирование обращения с опасными строительными отходами – многоэтапный процесс с множеством нюансов и сложностей. Качество подготовительных работ во многом определяет исход процесса.
Компания «КАСЛ» предлагает услугу оформления лицензии Росприроднадзора «под ключ». Специалисты подготовят все необходимые документы и техническое оснащение на производственной площадке, организуют максимально быстрое согласование и проверку в контрольных ведомствах. Стоимость определяется индивидуально в зависимости от объема работы. Для расчета цены и получения консультации свяжитесь с менеджером «КАСЛ» по телефону.
Строительный мусор утилизация
Строительный мусор может быть использован для изготовления новых товаров и производства вспомогательных монтажно-ремонтных работ, если налажена утилизация отходов. Это процесс, который подразумевает определенную обработку отработанных изделий с целью получения вторичного сырья.
Переработка строительного мусора – экологически выгодный и экономически эффективный способ обращения со строительными отходами. Утилизация позволяет сократить площадь полигонов и снизить объемы добычи природных ресурсов, сэкономить на производстве новых изделий.
Разнородный состав – главная отличительная характеристика строительных отходов. Источник образования и другие параметры определяют методы сбора, транспортирования и дальнейшего обращения с мусором. Технология утилизации строительных отходов напрямую зависит от материала изделия. Переработке может подвергаться дерево, пластмасса, стекло, химические растворители, краски, лом, бетон и другое сырье. В России на утилизацию чаще отправляется кирпич и лом железобетона. Строительный мусор из других материалов перерабатывают реже.
В зависимости от источника образования строительные отходы можно условно разделить на две группы:
- образованные в процессе возведения, реконструкции и других ремонтных работ;
- образованные в результате сноса здания, демонтажа сооружений и конструкций.
Отходы первой группы отличаются разнородностью состава и перед утилизацией требуют тщательной подготовки: сортировки, мойки. Для их переработки часто используют роторные дробилки ударно-отражательного действия сборно-разборного типа, что позволяет организовать весь процесс недалеко от места образования строительного мусора.
Для утилизации отходов второй группы чаще применяют стационарные установки. Данную категорию строительного мусора подвергают двухэтапному дроблению, в результате которого образуется вторичное сырье разной фракции. Перед его использованием требуется сортировка.
Вторичное сырье, полученное в результате утилизации строительных отходов, находит применение в разных отраслях:
- изготовление шумопоглощающих ограждений;
- производство подушки для железнодорожных путей;
- забутовка строений;
- строительство автомобильных дорог;
- изготовление карбонатного микронаполнителя;
- производство кладочного материала, силикатных изделий.
Вторичное сырье часто отправляется на производство новых материалов для возведения здания и реализацию вспомогательных строительных работ.
Методы утилизации пластмассового строительного мусора
Из пластмассового строительного мусора получают гранулированный легкосыпучий или нарезанный полимерный материал. Используют две основные технологии утилизации:
- Холодное гранулирование. Полимер плавят и пропускают через перфорированную пластину. Полученные стренги после охлаждения нарезают на гранулы.
- Горячее гранулирование. Главное отличие данного метода заключается в том, что стренги нарезают на таблетки или гранулы в горячем виде. Готовое вторичное сырье охлаждают мощными струями воздуха.
Для утилизации также применяется механический рециклинг по «сухой» или «мокрой» технологии. Эффективность переработки во многом определяется качеством предварительной подготовки. Пластмассовые отходы перед утилизацией необходимо тщательно очистить и отсортировать по химическому составу, цвету, степени загрязнения, качеству.
Механическая утилизация состоит из дробления, мойки, обезвоживания и сушки. Если в технологический процесс добавить операцию грануляции, получится гранулят, если агломерацию – агломерат. Технология «мокрой» утилизации дополнительно включает в себя пропускание вторичного сырья через металлодетектор и двухэтапную сортировку.
К физико-химическим методам утилизации пластмассового строительного мусора относится литье под давлением и метод повторного плавления (экструзия).
Литье под давлением – двухэтапный технологический процесс, включающий в себя измельчение отходов и формирование нового изделия. Утилизация методом экструзии подразумевает плавление строительного мусора и непрерывное продавливание вторичного сырья через специальный агрегат. В результате переработки получается полиэтиленовая пленка толщиной до 200 мкм.
Методы утилизации строительного мусора из стекла
Оптимальная технология утилизации стекла зависит от его качества, целостности и иных показателей. Строительный мусор (стеклобой) чаще подвергается многоэтапной переработке:
- дробление;
- плавление;
- фильтрация;
- производство стекломассы.
Вторичное сырье используется для изготовления новой продукции: стеклобетона, тары, пеностекла, стеклонаполненного бетона, стекловолокна.
Технологический процесс может быть расширен или сокращен. Например, для производства бетонов стеклобой не плавят, а только сортируют и измельчают.
Утилизация строительного мусора из другого материала
Деревянные рамы, двери, стропила и другие изделия восстанавливают или отправляют на переработку. Полученное вторичное сырье используется для реализации новых проектов. Из него изготавливают сложнопрофильные, влагостойкие древесные пластики, теплоизоляционные плиты и арболит.
Из продуктов переработки бумажных обоев, картонной тары и упаковочной бумаги производят кровельные материалы и теплоизоляционные смеси.
Кирпичи, цемент и штукатурку сортируют, перерабатывают методом дробления и отправляют на повторное использование. Аналогичным образом поступают с камнями, щебнем и другим дноуглубительным материалом.
После сноса и возведения здания переработанный строительный мусор представляет собой вторичный щебень и отсевы дробления. Их соотношение составляет примерно 70% и 30%. Щебень отправляют на производство бетонов в качестве крупного заполнителя, а также применяют для подсыпки автомобильного дорожного полотна, для вспомогательных строительно-монтажных работ, при благоустройстве городской территории.
Статьи
Следы человека можно обнаружить не только по остаткам материальных ценностей и предметов, но и отходам жизнедеятельности. Они обращаются в результате любой хозяйственной и промышленной деятельности. Однако неправильное обращение с мусором может нанести непоправимый вред как природе, так и самому человеку. Вот почему сортировку и вывоз строительного мусора и других отходов необходимо осуществлять по правилам и доверять эту работу профессионалам.
Строймусор: что это, его виды
Строительные отходы — это мусор, появившийся в результате возведения, ремонта, отделки или сноса сооружения. Следует сказать, что строймусор не относится к обычным твердым бытовым отходам, выбрасывать его вместе с последними нельзя, а для вывоза необходимо обращаться к сторонним исполнителям.
Такой мусор бывает твёрдым, жидким и сыпучим. К первому относятся обломки бетонных блоков, кирпича, камня, плитки, мотки проволоки, остатки труб, линолеума, дверных полотен и оконных рам. Жидкие строительные отходы включают лако-красочные материалы, масла, разнообразные растворители. Сыпучие стройотходы — это гравий, щебень, песок и бой кирпича, камня и т. п.
Строительный мусор и другие отходы сортируются и утилизируются сообразно с их классом опасности: от 1 до 5.
Отходы 1 и 2 классов представляют собой опасность из-за своей токсичности. К первой, например, относится мазут, ко второй — лакокрасочная продукция. Их нельзя просто выбрасывать, необходима их квалифицированная утилизация.
Третий класс строймусора относится к умеренно опасным. Сюда относят, например, цементную пыль, покрытия с пропиткой цементом. Сбором и уничтожением этих отходов должны также заниматься специалисты с лицензией.
Оставшаяся часть строительного мусора принадлежит к 4 и 5 классу опасности, почти не представляющую угрозу для природы и человека. К ним относятся каменную крошку и пыль, остатки напольных покрытий, двери, рамы. Часто такие отходы подлежат вторичной переработке.
Строительный мусор класс опасности
Объемы городского и частного строительства с каждым годом увеличиваются. Вместе с тем растет и количество мусора, образующегося в результате демонтажных, строительных, ремонтных работ. Это делает вопрос соблюдения правил обращения с отходами еще более актуальным.
Для безопасного сбора, транспортировки и утилизации строительного мусора важно знать к какому классу опасности он относится. Иногда точно определить это сложно, поскольку состав стройотходов более чем разнообразный.
Общая классификация мусора по уровню опасности
Существуют специальные нормативные документы, в которых прописаны критерии определения степени опасности загрязнителей окружающей среды. По стандарту существует 5 классов. Чем ниже уровень, тем больше вреда приносит природе причисленные к нему отбросы. К какому же классу опасных отходов относится строительный мусор?
I класс – чрезвычайно опасные
Сюда причислены материалы, срок разложения которых более 100 лет. Обычно это высокоопасные отходы с промышленных предприятий или образовавшиеся в результате демонтажа химических или радиоактивных объектов.
II класс – опасные
Для разложения такого мусора понадобится не менее 50 лет. Он наносит меньший вред окружающей среде, но требует утилизации по особым правилам. К опасным отходам относят материалы и смеси, в составе которых есть вредные для человека и природы вещества, например, свинец или ртуть. Строительный мусор II класса опасности представлен некоторыми осветительными приборами, например, энергосберегающими лампами.
III класс – умеренно опасные
Не разлагаются в течение 25-30 лет. Это материалы, потерявшие свои первоначальные свойства, например, емкости от бытовой химии, удобрений, лакокрасочных составов.
IV класс опасности – малоопасные
Отходы характеризуются низкой степенью негативного воздействия на окружающую среду. Для восстановления экосистемы понадобится около 3 лет. К этому классу относят большую часть всех стройотходов.
V класс – неопасные
Если мусор не вредит природе, его считают неопасным. Это демонтированные изделия из натурального дерева, керамика, чистый пластик и многое другое.
Важно! До отправки на полигон стоит четко определить, к какому классу относится строительный мусор, скопившийся на объекте. От этого зависит способ его упаковки и транспортировки.
Из чего состоят стройотходы
Строительный мусор не относится к твердым коммунальным отходам. Его нельзя сгружать в общий придомовой контейнер. Для вывоза стройотходов придется вызывать подрядчика, имеющего все необходимое для его сбора и перевозки, в том числе и разрешения.
К строительному мусору относят:
- битый кирпич и бетон;
- конструкции из металла и дерева;
- сбитая штукатурка;
- демонтированные настенные и напольные покрытия;
- старая сантехника и мебель;
- кафельная плитка;
- стекла; .
Внимание! После демонтажа здания или в ходе монтажно-ремонтных работ образуется огромный объем отходов. Весь мусор смешанный, поэтому перед отправкой на полигон, его правильно сортируют.
К какому классу опасности относится строительный мусор
Согласно новой мусорной реформе, отходы со стройки разделяют на 3 группы:
- I – крупногабаритный, образовался во время первого этапа работ, например, бетонные блоки, кирпич, арматура;
- II – среднегабаритный, полученный в результате использования материалов (пленки, упаковка от ЛКМ, обрезки, остатки смесей и прочее);
- III – мелкогабаритный, вторичный материал, оставшийся от отделки помещений (пыль, сор, остатки бумаги, обоев, штукатурки).
Класс отходов строительного мусора определяется по его составу. Основная масса стройотходов относится к III-V классам. Вред от них небольшой, при условии соблюдения правил утилизации они быстро разлагаются. Кроме того, строительный мусор 5 класса опасности может быть подвергнут вторичной переработки.
Правила обращения с мусором со стройки
По нормам ФККО, строительный мусор даже 5 класса опасности не может быть выброшен в общий контейнер. Их упаковывают и перевозят на полигоны, где сор подвергается захоронению или сжиганию. Некоторые материалы отправляют на заводы, занимающиеся переработкой мусора во вторсырье.
Какой класс опасности у строительного мусора после ремонта квартиры? Никаких чрезвычайно вредных веществ такие отходы не содержат, поэтому их относят к V классу. Их собирают в мешки или грузят в накопители, установленные на прилегающей территории. Затем стройотходы перевозят на специализированные пункты, где их подвергают:
- сжиганию;
- захоронению;
- переработке.
На заметку! Перед вывозом определяют, какой класс опасности груза имеет строительный мусор, собранный на объекте. После этого отдельно складируют дерево, асбест и опасные отходы.
Особенности транспортировки отходов от строительных работ
Перевозка строительного мусора любого класса опасности груза поручают транспортным компаниям, имеющим государственное разрешение на осуществление деятельности. Вывозят стройотходы в специальных контейнерах с задней или боковой загрузкой, закрывающихся крышкой. Для погрузки используют маневренные экскаваторы-погрузчики.
Во избежание штрафных санкций следует еще до начала ремонтных работ заключить договор с подрядчиком, которые своевременно и с соблюдением установленных законодательством норм вывезем весь мусор с объекта.