Организация исключена из реестра малого и среднего предпринимательства что это значит
Перейти к содержимому

Организация исключена из реестра малого и среднего предпринимательства что это значит

  • автор:

Организация исключена из реестра малого и среднего предпринимательства что это значит

Статья 21.3. Исключение юридического лица, отнесенного в соответствии с федеральным законом к субъекту малого или среднего предпринимательства, из единого государственного реестра юридических лиц в связи с решением учредителей (участников) о прекращении деятельности такого юридического лица

(введена Федеральным законом от 13.06.2023 N 249-ФЗ)

1. Учредители (участники) юридического лица, отнесенного в соответствии с федеральным законом к субъекту малого или среднего предпринимательства, принявшие решение о прекращении деятельности такого юридического лица, вправе направить в регистрирующий орган заявление об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее в настоящей статье также — заявители, заявление). Указанное решение принимается всеми учредителями (участниками) юридического лица, отнесенного в соответствии с федеральным законом к субъекту малого или среднего предпринимательства, единогласно.

2. Форма заявления и требования к оформлению заявления утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Заявление подписывается указанными в пункте 1 настоящей статьи учредителями (участниками) юридического лица, подлинность подписей которых должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящей статьей.

4. Свидетельствование в нотариальном порядке подписей указанных в пункте 1 настоящей статьи учредителей (участников) юридического лица не требуется в случае направления заявления в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями учредителей (участников).

5. В заявлении подтверждается, что расчеты с кредиторами юридического лица из числа указанных в пункте 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации завершены, все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с прекращением деятельности юридического лица, произведены и юридическое лицо не позднее чем за один рабочий день до дня исключения его из единого государственного реестра юридических лиц исполнит установленные обязанности по представлению предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документов отчетности и по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

6. Заявление может быть представлено в регистрирующий орган непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью каждого из заявителей, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Представление заявления может быть осуществлено нотариусом по просьбе заявителей.

7. Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, о чем в единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись, если на момент принятия такого решения в отношении юридического лица одновременно соблюдаются следующие условия:

а) сведения о юридическом лице включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

б) юридическое лицо не является плательщиком налога на добавленную стоимость или освобождено от его исчисления и уплаты;

в) в регистрирующем органе отсутствуют сведения о наличии незавершенных юридическим лицом расчетов с кредиторами из числа указанных в пункте 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации;

г) в едином государственном реестре юридических лиц не содержатся сведения о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности;

д) юридическое лицо не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

е) юридическое лицо не имеет в собственности недвижимое имущество и транспортные средства;

ж) юридическое лицо не находится в процессе ликвидации, реорганизации, исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа;

з) в регистрирующем органе отсутствуют сведения, предусмотренные подпунктом «и.2» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

и) отсутствуют основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные подпунктами «б», «д» и «м» пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона;

к) заявление оформлено с соблюдением требований, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

8. В случае несоблюдения хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, регистрирующий орган в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока принятия решения о предстоящем исключении, уведомляет заявителей о невозможности исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц с указанием причин.

9. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления возражений против предстоящего исключения кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее в настоящей статье — возражения), с указанием адреса, по которому могут быть направлены возражения. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем публикации указанного решения, на официальном сайте регистрирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещаются сведения о предстоящем исключении.

10. Возражения с приложением подтверждающих документов могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

11. Решение об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, о чем в единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись, в случае наличия любого из следующих оснований:

а) в течение срока, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, направлены или представлены возражения с приложением подтверждающих документов;

б) на последний день истечения срока, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, не соблюдено хотя бы одно из условий, указанных в пункте 7 настоящей статьи, либо поступило подписанное всеми учредителями (участниками) исключаемого юридического лица и составленное по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, заявление о прекращении процедуры исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

12. Если в течение срока, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, возражения не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения соответствующей записи в указанный государственный реестр.

13. Исключение юридического лица, отнесенного в соответствии с федеральным законом к субъекту малого или среднего предпринимательства, из единого государственного реестра юридических лиц в связи с решением о прекращении деятельности такого юридического лица, принятым его учредителями (участниками), может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением такого юридического лица из указанного государственного реестра, в течение одного года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Организацию исключили из реестра субъектов МСП: бухгалтерские и налоговые последствия

Субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).

Отметим, что Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей. Реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса МСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов. Иными словами, статус МСП хозяйствующим субъектам присваивается автоматически (письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д05и-1025).

Пунктом 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ установлено, что содержащиеся в едином реестре субъектов МСП сведения о юридических лицах, об ИП исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года, в частности, в случае, если такие юридические лица, ИП не соответствуют условиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Норм, обязывающих хозяйствующего субъекта сообщать в какие-либо органы о факте исключения его из реестра субъектов МСП, Закон N 209-ФЗ и другие нормативно-правовые акты РФ не содержат. Обязанностей, связанных с постановкой на учет в каких-либо ведомствах на основании факта потери статуса субъекта МСП, законодательством РФ также не предусмотрено.

С точки зрения налогообложения потеря статуса субъекта МСП прежде всего влечет за собой потерю права на применение пониженных тарифов страховых взносов (смотрите п. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ). Так, ФНС России разъясняет, что в случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с первого числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП. Смотрите письма ФНС России от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@, от 28.04.2020 N БС-4-11/7155@, от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@, от 26.02.2021 N СД-17-11/65@.Такого же мнения придерживается и Минфин России, смотрите письмо от 06.04.2021 N 03-03-07/25152. Т.е. в данном случае организация с 1 июля 2022 года обязана исчислять страховые взносы по общим тарифам, смотрите п. 2 ст. 325 НК РФ.

Кроме того, потеря статуса субъекта МСП лишает организацию прав на некоторые иные налоговые преференции, смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Льготы по налогам и взносам для субъектов МСП.

Также следует учитывать, что субъекты МСП, относящиеся к категории малых предприятий, в соответствии с абзацем десятым п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» могут не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе (смотрите также письмо ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338). Потеря статуса малого предприятия, соответственно, влечет за собой и потерю данного права. Смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Упрощенный порядок ведения кассовых операций субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами.

Что касается отчетности, то в целом обязанности представлять какие-либо дополнительные отчеты на хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами МСП, налоговым и бухгалтерским законодательством не возложено. В то же время, на основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), некоторые субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При этом в Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н — пп. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016). Смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность).

Очевидно, что если организация использовала такие права, то после исключения из реестра субъектов МСП применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность она не сможет.

Помимо этого, хозяйствующие субъекты, не являющиеся субъектами МСП, не могут представлять в упрощенном порядке статистическую отчетность (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ; третий абзац п. 3 Положения. утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620). Смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Представление статистической отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

16 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ РЕЕСТРА МСП И ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТАМИ

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ РЕЕСТРА МСП И ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТАМИ

Правительство активно оказывает поддержку субъектам малого и среднего бизнеса из пострадавших от коронавируса отраслей. Но компании и ИП, которые соответствуют критериям МСП, однако по какой-то причине были исключены из реестра, могут лишиться «коронавирусной» господдержки: отсрочек, субсидий из бюджета, права на пониженные тарифы взносов и пр. И если исключение незаконно, то нужно как можно скорее принять меры для исправления ошибки.

Кто и как попадает в реестр

Для отнесения к субъектам МСП компания или ИП по общему правилу должны соответствовать критериям <1>:

— по среднесписочной численности сотрудников — не более 15 человек для микропредприятий, 100 человек для малых и 250 человек для средних предприятий. Исключение — средние предприятия, у которых 70% дохода составляет доход в сфере легкой промышленности. Они могут иметь до 1000 работников <2>;

— по доходу — не более 120 млн руб. для микропредприятий, 800 млн руб. для малых и 2 млрд руб. для средних предприятий;

— по структуре капитала (это требование распространяется не на все организации, относимые к субъектам МСП <3>) — не менее 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или субъектам МСП. Доля иных организаций не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО — 25%.

Доход определяется по данным налогового учета без НДС. Размер дохода и численность работников оцениваются по данным прошлого года.

Реестр МСП формируется на основании показателей дохода из налоговых деклараций (в том числе по спецрежимам), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий год, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, информации, поступившей в ФНС от других госорганов <4>. То есть представлять какие-либо заявления и документы для включения в реестр не нужно. Если компания (ИП) соответствует критериям субъекта МСП, налоговики должны включить ее в реестр автоматически.

Данные о компаниях и предпринимателях, которые отвечают критериям МСП, вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего года на основе сведений, имеющихся у ФНС по состоянию на 1 июля этого же года <5>.

Вновь созданные ООО, АО с одним акционером, хозяйственные товарищества, соответствующие условию о структуре уставного капитала, производственные и потребительские кооперативы и КФХ, вновь зарегистрированные предприниматели для целей ведения реестра МСП признаются микропредприятиями. Они включаются в реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Ограничения по среднесписочной численности работников и доходам при этом по понятным причинам не учитываются — таких данных еще просто нет <6>.

Когда и почему исключают из реестра

Сведения о компании (ИП) — субъекте МСП исключаются из реестра в тот же срок, что и вносятся в него: ежегодно 10-го августа, по сведениям, которыми налоговики располагают на 1 июля того же года <7>. Исключить из реестра могут по следующим причинам <8>.

Причина 1. Не представлены сведения о среднесписочной численности работников за прошлый год. Напомним, сведения сдаются в ИФНС по месту учета ежегодно не позднее 20 января <9>. Причем то, что компания сдала сведения, к примеру, за 2018 г., не спасет ее от исключения из реестра в 2020 г. по итогам 2019 г. Бесполезно и ссылаться на то, что налоговики располагали данными о численности работников из отчетности по страховым взносам, представленной компанией <10>. Ведь в Законе N 209-ФЗ однозначно говорится, что соответствие критериям МСП определяется именно по сведениям о среднесписочной численности <11>.

С 2021 г. сведения о среднесписочной численности работников будут сдаваться в составе расчета по страховым взносам. Сдавать форму за 2020 г. отдельно уже не потребуется <12>. РСВ за 2020 г. надо будет сдать не позднее 01.02.2021.

Причина 2. Не сданы налоговые декларации, позволяющие определить величину дохода от предпринимательской деятельности за прошлый год. Если деклараций нет по состоянию на 1 июля, то 10 августа компанию исключат из реестра. Учтите: даже если компания исправится и подаст декларации и сведения о среднесписочной численности после 1 июля, в реестр ее вновь внесут только в следующем году <13>.

Причина 3. Компания (ИП) перестала отвечать условиям отнесения субъекта к МСП. Отметим, в Законе говорится, что статус субъекта МСП изменяется, если компания превышала установленные ограничения по среднесписочной численности работников и доходам в течение 3 календарных лет подряд. То есть перейти, например, из категории микропредприятий в категорию малых фирма могла не раньше 10.08.2019 (напомним, что реестр ведется с 2016 г.), если показатели по доходам и численности работников были последовательно превышены в 2016 — 2018 гг. <14>

Казалось бы, это можно понимать так, что «вылететь» из реестра из-за превышения предельных ограничений по доходам и численности работников тоже можно только по итогам 3 лет. Но налоговики и суды считают иначе: норма ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ регулирует исключительно порядок изменения категории субъекта МСП. А вопрос об исключении фирмы из реестра с изменением категории субъекта МСП никак не связан. И если по итогам хотя бы одного года допущено несоответствие критериям МСП по численности работников и доходам, из реестра вас исключат правомерно <15>. Например, если доходы компании за 2019 г. превысили предельное значение в 2 млрд руб. или среднесписочная численность сотрудников превысила 250 человек, то 10 августа текущего года ее уберут из реестра независимо от того, что в предыдущие годы доходы не выходили за пределы лимита. Такой вывод можно сделать и из разъяснений ФНС <16>.

Причина 4. Прекращение деятельности организации или ИП. В этом случае данные исключаются из реестра МСП 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Этот перечень причин исчерпывающий <17>. То есть, скажем, исключить вас из реестра из-за того, что не сдан расчет по форме 6-НДФЛ или расчет по страховым взносам, инспекторы не вправе.

Восстанавливаем справедливость через сервис ФНС

Что делать, если компания (ИП) соответствует всем критериям МСП, отчетность сдала вовремя, а в реестре фирмы нет? Способов несколько. Но мы советуем определенную последовательность действий. Прежде всего надо попытаться решить вопрос через сервис «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» на сайте ФНС rmsp.nalog.ru. Это официальный инструмент. Если вы пропустите этот шаг, ваша налоговая все равно отправит вас на сайт. Но, хотя налоговики на местах и говорят иногда, что руками они ничего в реестр не вносят и технических возможностей для этого не имеют, разбираться с вашим вопросом в конечном итоге все равно придется им. Расскажем подробнее.

Организация или ИП могут быть принудительно включены в реестр МСП. Для этого через сервис ФНС направляется специальное сообщение об отсутствии сведений в реестре или о неверном отражении в нем категории субъекта МСП. Для направления сообщения используется функция сервиса «Вас нет в реестре или данные некорректны?». Сообщение может быть сформировано любым лицом, указавшим адрес электронной почты и заполнившим соответствующие поля <18>.

Удостоверившись, что сервис не находит вашу компанию в реестре, зайдите в раздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?», введите ИНН или ОГРН (ОГРНИП), заполните данные о режиме налогообложения, доходах и численности работников за прошлый год, структуре уставного капитала и отправьте заявку на проверку сведений.

В зависимости от причины, по которой сведения о компании исключены из реестра МСП (несоответствие ограничениям по структуре капитала или требованиям к среднесписочной численности работников и доходу), сообщение поступает на рассмотрение в регистрирующий орган, или в ИФНС по месту нахождения организации (месту жительства ИП), или в оба органа сразу <19>. Им будут заниматься отделы, отвечающие за ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП и (или) за камеральный контроль отчетности.

Сообщению присваивается номер, по которому можно отслеживать его статус в этом же разделе на сайте ФНС <20>.

Информацию из сообщения налоговики проверят по сведениям из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), налоговой отчетности, данным о выданных ИП патентах и т.д. Если инспекторы установят некорректность информации, содержащейся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), или тот факт, что сведения о субъекте МСП ошибочно не были переданы в ФНС для включения в реестр МСП, они должны устранить некорректное отражение данных в своей информационно-аналитической подсистеме. Если это невозможно, регистрирующий орган или ИФНС должны направить <21>:

— сообщение о наличии документов, подтверждающих соответствие компании или ИП критериям МСП, на обработку в региональное УФНС. И тогда сведения в реестр МСП должно внести УФНС <22>;

— заявку на сайт технической поддержки ФКУ «Налог-Сервис» ФНС и проконтролировать ее исполнение.

Если информация заявителя не опровергает данные, использовавшиеся при формировании реестра МСП, или у инспекторов нет сведений, на которые ссылается заявитель, обработка сообщения завершается без внесения сведений в реестр <23>.

Если же вопрос решился положительно, данные о компании вновь включат в реестр МСП при его ежемесячном обновлении, то есть вместе с новичками. К сожалению, не с той даты, с которой компания была из реестра исключена. Задним числом данные в реестр не вносятся.

Внимание! В Госдуму внесен законопроект N 953580-7, которым предлагается дать последний шанс исправиться «малышам», исключенным из реестра 10.08.2019 из-за несдачи сведений о среднесписочной численности работников или налоговых деклараций за 2018 г. Предлагается включить их в реестр МСП, если они сдали отчетность за 2018 г. позже 01.07.2019, но не позднее 30.06.2020. Документ принят в третьем чтении. Кстати, налоговики сами восстановили в реестре сведения о 69 тыс. компаний и предпринимателей, которые хоть и с опозданием, но все же представили сведения о среднесписочной численности работников и декларации за 2018 г. до 01.04.2020.

Восстановление компании в реестре МСП задним числом невозможно

Григоренко Екатерина Сергеевна, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

— Для отнесения компании или ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться определенные условия, в том числе по размеру среднесписочной численности работников и доходам за предшествующий календарный год, установленные ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Внесение сведений о юрлицах и предпринимателях в Единый реестр субъектов МСП по общему правилу производится ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, которыми налоговые органы располагают по состоянию на 1 июля этого же года <24>.

Налоговый орган, формируя указанный реестр самостоятельно, руководствуется данными отчетности. Участие самих субъектов МСП в составлении реестра не предусмотрено. Соответственно, для правильного заполнения реестра компании и предприниматели должны, помимо соблюдения требований, предъявляемых к субъекту МСП, своевременно сдавать отчетность.

Допустим, налогоплательщик не сдал вовремя сведения о среднесписочной численности работников за 2018 г., но подал их позже, незадолго до наступления «критической» даты — 01.07.2019. В таком случае налоговый орган мог не успеть обработать информацию и, обнаружив несоответствие компании предъявляемым требованиям, исключил ее из реестра МСП. Эта проблемная ситуация может быть разрешена посредством сервиса ФНС «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» через функцию «Вас нет в реестре или данные некорректны?». В течение 15 рабочих дней с момента обращения через сервис налоговые органы корректируют (при необходимости) сведения, служащие основанием для формирования реестра, а изменение данных по сообщению заявителя осуществляется при ежемесячном обновлении реестра <25>. То есть компания может быть восстановлена в реестре раньше 10 августа следующего года, если оперативно примет меры, обнаружив, что ее исключили из реестра при его ежегодном обновлении.

Однако замечу, что восстановление в реестре задним числом ни технически, ни нормативно не предусмотрено. И если, скажем, компания обнаружила свое отсутствие в реестре в январе 2020 г., направила сообщение через сервис ФНС, которое с учетом установленных сроков было рассмотрено 14.02.2020, то сведения о компании будут вновь включены в реестр МСП только в марте 2020 г. Компания самостоятельно несет риск наступления негативных последствий от того, что в течение определенного периода она не числилась в реестре.

Кстати, в спорах, касающихся ведения реестра МСП, инспекции ссылаются на разъяснение ФНС, в котором сообщалось, что начиная с 10.08.2017 принудительное включение в реестр, исключение из него и изменение категории субъекту МСП возможно только по согласованию с ФНС, с использованием соответствующего программного обеспечения <26>. Но это опять-таки техническая сторона вопроса, которая добросовестного «малыша», обнаружившего, что сведения о нем из реестра пропали или неверны, волновать не должна <27>. К тому же изменения в Регламент, которые были анонсированы ФНС в этом Письме, до сих пор не внесены.

Тем не менее через сервис может прийти и стандартная отписка: «По результатам рассмотрения сообщения налоговым органом не выявлено ошибок в сведениях, используемых при формировании реестра, в отношении. «.

Уточняем информацию на форуме ФНС

На сайте forum.nalog.ru выберите вкладку «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» и задайте вопрос о причинах отсутствия компании в реестре. На вопрос ответит специалист ФНС.

Обращение на форум не обязательно поможет решить проблему. Возможно, вас просто попросят обратиться через сервис (см. выше). Если сообщение уже направлено, порекомендуют дождаться результатов рассмотрения. Но могут объяснить причину исключения. Например, пояснить, что компания не соответствует требованию по структуре уставного капитала и поэтому исключена из реестра. Если изменения в учредительные документы, после которых компания стала соответствовать требованиям к МСП, внесены после 1 июля, то в реестр она сможет попасть только 10 августа следующего года.

Или вам сообщат, что компания исключена на основании п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона 209-ФЗ и предложат обратиться в ИФНС по месту нахождения для уточнения. Это значит, что, скорее всего, проблема в непредставлении вами налоговой отчетности. На самом деле вы ее не представили или она по каким-то причинам не попала в базы данных ПК СЭОД, надо разбираться с налоговиками на месте.

Обжалуем действия налоговой в УФНС

Если первые два шага не помогли, придется обжаловать действия налоговиков в вышестоящий налоговый орган. Здесь все как обычно. Если вы обратились в инспекцию по месту нахождения компании (месту жительства ИП) и там говорят, что вы что-то не сдали, сдали не вовремя или все сдали, но инспекция ничего не может сделать с реестром, пишите жалобу в УФНС. Желательно, чтобы к этому моменту вы уже получили ответ через сервис на сайте ФНС. Текст жалобы может выглядеть примерно так.

ООО «Сигма», ИНН 1617002505, 10.08.2019 было исключено из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, несмотря на то что компания соответствует всем требованиям, предъявляемым к субъектам МСП ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Уставный капитал ООО сформирован за счет вкладов субъектов МСП (65%) и физических лиц (35%). Обществом своевременно представлена декларация по налогу при УСН за 2018 г., доходы составили 18 450 670 руб. Сведения о среднесписочной численности работников (12 человек) представлены позже установленного срока, но до 01.07.2019.

15 января 2020 г. компания направила сообщение через сервис на сайте ФНС с использованием функции «Вас нет в реестре или данные некорректны?» (уникальный номер сообщения 70536) и получила ответ, что по результатам рассмотрения сообщения налоговым органом не выявлено ошибок в сведениях, использованных при формировании Единого реестра МСП. В ИФНС N. по. представителю компании пояснили, что инспекция не имеет технической возможности для корректировки реестра МСП в ручном режиме, и, при условии своевременной сдачи отчетности за 2019 г., сведения о компании должны появиться в реестре при его ежегодном обновлении 10.08.2020.

Просим признать отказ в корректировке сведений Единого реестра МСП в отношении ООО «Сигма» незаконным и включить сведения о компании в реестр.

Что еще можно сделать

Если все перечисленные выше способы не помогли, можно пожаловаться на налоговиков в прокуратуру через сайт genproc.gov.ru. Зайдите в раздел «Интернет-приемная» и заполните форму обращения. Ответ подготовят в течение 30 календарных дней <28>. В 2018 г. на сайте Генпрокуратуры сообщалось о почти 6 тыс. субъектов МСП, которым органы прокуратуры помогли вернуться в реестр.

Также можно пожаловаться в ФНС или обратиться в суд. Только помните, что в суд можно обращаться после того, как вы обжаловали действия или бездействие инспекторов в вышестоящий налоговый орган. Иначе в рассмотрении иска вам откажут. Причем письма в ИФНС с просьбой восстановить компанию в реестре МСП такой жалобой признаваться не могут <29>. Полагаем, что это справедливо и для сообщения, направленного через сервис на сайте ФНС: приравнять его к обжалованию действий налоговиков нельзя.

О негативных последствиях исключения из реестра МСП мы также писали: 2018, N 17, с. 83.

Даже если компания (ИП) соответствует всем критериям МСП, но сведения о ней не содержатся в реестре МСП, она не имеет права на преференции, предусмотренные для малого бизнеса. Например, не вправе не сдавать формы статотчетности, от представления которых освобождены «малыши» <30>. А также не вправе исчислять страховые взносы по пониженным «коронавирусным» ставкам. И если, скажем, компания «вылетит» из реестра МСП 10.08.2020, то потеряет право на применение пониженных тарифов с 1 августа <31>.

<1> подп. «а» п. 1, пп. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (далее — Закон N 209-ФЗ); Постановление Правительства от 04.04.2016 N 265.

<2> п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства от 22.11.2017 N 1412.

<7> Письмо ФНС от 20.01.2020 N ГД-4-14/615@.

<10> Постановление 18 ААС от 19.03.2020 N 18АП-1879/2020.

<12> Закон от 28.01.2020 N 5-ФЗ.

<13> Постановление 14 ААС от 17.02.2020 N 14АП-12801/2019.

<14> ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ; Письма Минэкономразвития от 27.01.2020 N Д13и-2174; ФНС от 10.05.2017 N ГД-4-14/8720@.

<15> Постановления АС МО от 27.11.2018 N Ф05-18312/2018; 14 ААС от 17.04.2019 N 14АП-2123/2019; 9 ААС от 30.05.2018 N 09АП-11048/2018.

<16> Письмо ФНС от 25.08.2017 N ГД-4-14/16894@.

<17> Постановление 9 ААС от 28.06.2018 N 09АП-27639/2018.

<18> пп. 1.1, 1.2 Регламента использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения реестра и принудительного включения в реестр МСП, утв. Приказом ФНС от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ (далее — Регламент).

<24> п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ; п. 6.1 Приказа ФНС от 19.08.2016 N СА-7-6/442@.

<26> Письмо ФНС от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554@.

<27> Постановление 15 ААС от 13.07.2018 N 15АП-4497/2018 (Постановлением АС СКО от 01.11.2018 N Ф08-8679/2018 оставлено без изменения).

<28> п. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

<29> п. 2 ст. 138 НК РФ; Постановление 20 ААС от 28.12.2016 N 20АП-8044/2016.

10 июля ФНС исключит часть компаний из реестра МСП — как сохранить льготы

ФНС удалит компании и ИП из реестра малого и среднего предпринимательства, если они:

  • не подали в срок данные о среднесписочной численности работников за предыдущий год;
  • не представили декларации о прибыли и УСН;
  • перестали соответствовать критериям МСП;
  • прекратили деятельность.

Критерии МСП на 2022 год

Среднесписочная численность за 2021 год

Доход на 2021 год без НДС

Состав уставного капитала

Доля физлиц и других малых предприятий

Доля государства, субъектов РФ, НКО

Как сохранить льготы и остаться в реестре

Важно! Подать сведения о среднесписочной численности сотрудников за 2021 год необходимо до 1 июля 2022 года, именно тогда ФНС обновит реестр МСП. И если у налоговой не будет ваших данных, вас исключат из реестра и лишат льгот.

С 2021 году данные о среднесписочной численности подаются в составе расчета страховых взносов. Поэтому до 1 июля убедитесь, что в налоговой есть ваш РСВ за 2021 год, который компания должна была сдать в январе.

Эксперты Главбух Ассистент подготовили для вас примеры заполнения РСВ за 2021 год на разные случаи:

Проверьте сам расчет: если вы ошиблись в среднесписочной численности или не указали количество сотрудников — постарайтесь успеть сдать уточненный отчет до 1 июля.

Если уточнить сведение о среднесписочной численности позднее 1 июля, компании вернут статус МСП только после 10 августа — когда ФНС в следующий раз обновит реестр. В таком случае вам придется считать страховые взносы за июль по общим тарифам. И снова воспользоваться льготами МСП получится только с первого числа месяца, в котором вас внесли в реестр — то есть с августа.

Льготы МСП в 2022 году:

  • перенос уплаты налога по УСН за 2021 года;
  • сниженные пени при просрочке налога;
  • фиксация кадастровой стоимости для расчета налога на имущество;
  • мораторий на плановые проверки;
  • кредитные каникулы и реструктуризация;
  • льготное кредитование;
  • мораторий на банкротство;
  • автоматическое продление части лицензий;
  • льготный лизинг и факторинг;
  • пониженные тарифы на страховые взносы.

Кроме того, правительство выделило гранты на создание и развитие малого и среднего бизнеса. Подробности о льготах и антикризисной поддержке МСП читайте в статье: Полный гид по льготам и господдержке для малого и среднего бизнеса в 2022 году

Чтобы не рисковать и точно не вылететь из реестра МСП, доверьте бухгалтерию команде Главбух Ассистент. Эксперты проверят ваши показатели отчетности, при необходимости подадут уточненный расчет взносов и помогут вернуть право на льготы. Попробуйте аутсорсинг и получите месяц обслуживания в подарок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *