Когда появился патент в россии
Перейти к содержимому

Когда появился патент в россии

  • автор:

Научная электронная библиотека

В России правовая охрана изобретениям впервые стала предостав­ляться с принятием Манифеста императора Александра I О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремёслах от 17(29) июня 1812 года. Срок действия привилегии на собственные и ввозимые из-за гра­ницы изобретения составлял 3, 5 и 10 лет. За выдачу привилегий взималась пошлина. Вводилась также публикация описания изобретения, которая пер­воначально производилась по инициативе самого изобретателя, а с 1814 года стала обязательной. [2.5].

До закона 1812 года в России выдавались не патенты, а привилегии . Первая упоминаемая в источниках привилегия была выдана полоцким посадским людям на беспошлинную торговлю всякими товарами в городе Полоцке в 1654 г. При Петре I научно-техническое развитие страны вызвало всплеск раздачи государством привилегий. Например, М. Ломоносову в 1752 г. была пожалована привилегия на делание разноцветных стекол, бисера, стекляруса и других галантерейных вещей с формулировкой: Дабы он, Ломоносов, как первый в России тех вещей секрета сыскатель, за понесенный им труд удовольствие иметь мог: того ради впредь от нынешнего времени 30 лет никому другим в заведении тех фабрик дозволения не давать .

Всего до 1812 г. было выдано 76 привилегий на промыслы, торговлю и изобретения в ремеслах и художествах . А 17 июня 1812 г. был подписан Манифест О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах , являющийся первым патентным законом в России [2.6].

22 ноября 1833 г. выходит Положение о привилегиях , которое конкретизировало большинство пунктов Манифеста 1812 г. Была введена охрана такой категории изобретательских предложений, как усовершенствование. Положение предъявляло более высокие требования к заявочным материалам, вводило систему предварительного рассмотрения заявок.

В 1870 г. была отменена высочайшая инстанция и привилегии начали выдавать министры по принадлежности . Наконец, в 1896 г. было принято Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования , которое, с дополнениями и усовершенствованиями 1900 и 1912 г., действовало до революции. Законом была регламентирована смешанная (явочно-проверочная) форма экспертизы.

Заявки на изобретения рассматривались с юридической и технической сторон. После чего производилась публикация о выдаче охранительного свидетельства . Это позволяло всем заинтересованным лицам подать возражение против выдачи привилегии. Изобретение должно быть новым, а новизна существенной , подразумевающей отличие от известного значительным . Привилегия выдавалась на 15 лет, и срок ее действия мог быть прекращен по протесту.

Патентное законодательство при советской власти началось в 1919 году, когда В.И. Ленин подписал Положение СНК об изобретениях . Патент был переименован в Авторское свидетельство , отныне изобретатель был лишен права собственности на изобретение, которое объявлялось достоянием государства. За автором закреплялось право на вознаграждение в случае внедрения изобретения, создающего экономию в размере 2% от экономического годового эффекта.

В период с 1924 по 1931 гг. патенты с подтвержденными правами собственности изобретателя на изобретение были вновь узаконены, но выдавались в небольших количествах и только иностранцам. Авторское свидетельство до самого последнего времени оставалось единственным средством защиты изобретений в СССР.

Вот как выглядят авторские свидетельства тех лет (рис. 2.1- 2.3).

Опытным глазом на каждом из рис. можно увидеть многое. Например, на рис.2.1 видно, что заявитель отсутствует. Это означает, что он закрытое учреждение, в котором работает автор, что длительность рассмотрения заявки составила более 3-х лет (02.04.1971 05.061974 гг.), что автор в единственном числе. На практике это означает, что чем дольше время рассмотрения заявки, тем больше по ней велось переписки, возможно, были и отказы. Спустя десятилетия трудно вспомнить детали.

На рис.2.2 также отсутствует заявитель, но время прохождения заявки значительно меньше (21.04.1977 22.01.1979 гг.). По всей вероятности у экспертизы по существу не было вопросов к автору, и было сразу принято решение о выдаче авторского свидетельства.

В период турбулентности , т.е. когда СССР развалился, но новые органы РФ ещё не созданы, меняется форма авторского свидетельства, что видно на рис. 2.3. Появляется открытый заявитель Калужский НИИ телемеханических устройств, резко сокращается время прохождения заявки (18.12.1989 03.09.1990 гг.), чуть больше полугода.

В принципе, после получения положительного решения о выдаче авторского свидетельства (документ в верхнем правом углу имеет красный цвет) заявитель и авторы в пределах месяца должны были отправить ответ (если решение отрицательное, то верхний правый угол чёрный).

Рис. 2.1.Авторское свидетельство по заявке 02.04.1971 г.

Рис. 2.2. Авторское свидетельство по заявке 21.04.1977 г.

Рис. 2.3.Авторское свидетельство 18.12.1989 г.

Вместе с положительным решением может прилагаться полный текст описания, который нужно очень внимательно читать. Это один из самых ответственных моментов в процессе прохождения заявки, тот случай, когда то, что написано пером не вырубишь топором: согласованное в данном ответе войдёт во все официальные документы от краткой публикации в Бюллетене изобретений , до содержания до основного документа, зарегистрированного в Государственном реестре. Все споры и толкования изобретения будут опираться только на этот текст, описание, формулу и на всё то, что содержится в патенте.

Какие тут могут быть подводные камни. Начнём с формулы изобретения. Обычно авторы стараются, чтобы в формуле от прототипа в первой фразе её оставалось значительно меньше, чем то, что будет после слов, отличающееся тем, что…, ибо далее в тексте формулы идёт то, что является сутью изобретения. (Подробно все нюансы будут нами описаны при рассмотрении формулы изобретения как части материалов заявки). Короче: чем больше в первой части формулы и меньше во второй, тем лучше.

Но экспертиза должна стоять и стоит на страже Закона и справедливости и старается, где это возможно увеличить первую часть и ужать вторую. На практике это означает, что известно больше, чем предлагается авторами. Значит, и качество изобретения будет похуже. Сказанное выше является только началом анализа формулы изобретения.

В состав формулы изобретения входит основной пункт и ряд дополнительных. Основной пункт может быть единственным в формуле, а дополнительных сколько угодно. Дело в том, что без использования основного пункта, дополнительные пункты не имеют юридической силы. Кроме того, если дополнительных пунктов много, то между ними существуют сложные связи взаимодействия.

Поэтому авторы должны, просто обязаны, тщательно проверить сколько дополнительных пунктов они заявляли и сколько оставила экспертиза в конечном варианте. В некоторых случаях нужно соглашаться с экспертизой, а в других стоять насмерть, конечно, в пределах разумного. Любое несогласие к текстом красного угла экспертизы влечёт за собой последствия от мелких, которые она сразу вносит в текст для регистрации в Гос. реестре, до получения чёрного угла вместо красного . Но на все эти действия требуются силы и время.

Заявки и полученные по ним патенты могут содержать достаточно большое количество дополнительных пунктов. Особенно, если речь идёт о зарубежных заявках. В одной из заявок на патент США (он в дальнейшем будет рассмотрен) в составе соавторов имеется один из соавторов настоящего труда, имеется 20 дополнительных пунктов, а с подпунктами всех дополнительных пунктов порядка 70.

Зачем вообще это нужно? Для того, чтобы твой патент по возможности не смогли обойти конкуренты.

Патентное ведомство США одно из самых сложных и въедливых ведомств в мире. Там даже заявка проходит 3 этапа публикации. Представьте себе, что на определённом этапе заявители и авторы получают решение, в котором требуются доказательства по 2-м пунктам, а остальные 18 отвергаются. Заявителям и авторам этого патента потребовалось 5лет, чтобы доказать, что все 20 пунктов патентоспособны, и получить патент в полном объёме.

Рис.2.4 (слева) и 2.5. Современные патенты РФ на изобретения.

Принятый в 1990 г. Закон об изобретательстве в СССР отменил авторское свидетельство и сделал патент единственным охранным документом, однако в связи с распадом Советского Союза, просуществовал всего год.

Верховный Совет России принял Патентный Закон РФ в 1992 г. Согласно Закону патент на изобретение охранный документ, выдаваемый Государственным учреждением и подтверждающий право его обладателя на изобретение.

Вид современных российских патентов приведен на рис.2.4.и 2. 5. На рис. 2.4 изображён патент, заявителем которого является Калужский филиал МГТУ им.Н.Э. Баумана, а автор — одно лицо. Время прохождения патента (25.09.1996-27.03.1999),т.е. более 2,5 лет. Интересен патент, изображённый на рис. 2.5, своей необычностью состава авторов: один из них, соавтор издания, никогда не был автомобилистом, не имеет водительских прав и никогда не сидел за рулём. Другой, крупный специалист в области автодела, не начальник, а именно специалист, по воле судьбы переквалифицировавшийся в управдомы . Вместе они оканчивали Одесский электротехнический институт связи. Взгляд одного из них на проблему со стороны и помог родиться такому патенту. Более того, один из них стал патентообладателем.

Это был период лихих 90-х , когда зарплату долго не платили, а жить было надо. Каждый из нас старался приложить свои знания там, где он чувствовал возможность дополнительно заработать. В эти же годы родился патент Электрическая швейная машина , когда к группе специалистов из 3-х человек обратилась директор фабрики художественной вышивки в связи с тем, что существующие швейные машины Подольского завода не обладают возможностью регулирования скорости электродвигателя. Т.е. на них невозможно было рисовать цветочки на тканях, Решение этой задачи окончилось патентом. Причём, авторы сами монтировали необходимое дополнительное оборудование, благо один из них в молодости работал электриком на машиностроительном заводе.

Пришлось даже заключить договор на патентование товарных знаков для Калужского пивзавода, в результате чего было заводом получено несколько патентов.

Патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство. Патент удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право на использование изобретения. Российский Патентный закон ввел новый объект промышленной собственности, полезную модель . Промышленные образцы охранялись в СССР с 1924 года по 1936 год на основе постановления ЦИК и СНК СССР от 12.9.1924 года О промышленных образцах (рисунках и моделях)

Правовая охрана промышленных образцов затем была восстановле­на в СССР в 1965 году в связи с присоединением СССР к Парижской конвен­ции по охране промышленной собственности. Правовая охрана полезных мо­делей впервые введена Патентным законом РФ 1992 года.

Глава II. История развития патентного права в России

Становление и первоначальное развитие патентного права в России шло в целом тем же путем, который прошло патентное право в других европейских странах. Принятию в 1812 году первого патентного закона предшествовал достаточно длительный период выдачи привилегий отдельным лицам. Привилегии носили самый разнообразный характер, в частности, касались прав на беспошлинную торговлю, монопольное производство определенных товаров и т.п. и выдавались за личные заслуги без какой-либо законодательной регламентации порядка их выдачи. Постепенно в их орбиту стали включаться привилегии на заведение тех или иных производств и использование технических новинок. В 1723 году появились «Правила для выдачи привилегий на заведение фабрик», которые в некоторой степени упорядочили практику выдачи привилегий.

Первый Патентный закон России, который назывался «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», был принят 17 июня 1812 г. Этим законом устанавливалась выдача привилегий на собственные и ввозимые из-за границы изобретения на 3, 5 и 10 лет. Привилегии выдавались министром внутренних дел после рассмотрения вопроса в Государственном совете без проверки существа изобретения. Однако выданная привилегия могла быть оспорена в судебном порядке в случае отсутствия новизны изобретения. За выдачу привилегий взималась пошлина в размере соответственно 300, 500 и 1500 руб. Вводилась также публикация описания изобретения, которая первоначально производилась по инициативе самого изобретателя, а с 1814 г. стала обязательной.

В 1833 г. закон 1812 г. был существенно изменен и дополнен. Наиболее важное значение имели нововведения, связанные с переходом к системе предварительного исследования изобретений, возложением на обладателя привилегии обязанности использовать изобретение, а также запрещением переуступать привилегии акционерным компаниям. Четкого определения изобретения в законе не содержалось, хотя из анализа его норм можно было заключить, что изобретением признавалось новое и полезное решение задачи. Не выдавались привилегии на «незначительные открытия, изобретения и усовершенствования, показывающие единственно остроту или изобретательность ума», на изобретения, которые «могли обратиться во вред обществу или государственным доходам», на изобретения в области обороны и т.д. Выдача привилегий по-прежнему ставилась в зависимость от усмотрения Правительственных чиновников, которые могли отказать в привилегии, руководствуясь соображениями целесообразности.

Это положение было кардинально пересмотрено лишь в 1870 г., когда выдача привилегий стала производиться «упрощенным порядком» за подписью одного министра финансов. С этого времени привилегия окончательно утратила характер особой милости верховной власти и превратилась в документ, констатирующий наличие предусмотренных законом прав у всякого, кто создает отвечающее требованиям закона техническое новшество.

Быстрое развитие промышленного производства в России во второй половине XIX века и необходимость подключения страны к международной системе охраны промышленной собственности обусловили необходимость подготовки более современного и полного патентного закона. Им стал принятый 20 мая 1896 г. закон, называвшийся «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования». Новый закон давал более четкое понятие охраняемого изобретения: оно должно было относиться к области промышленности и иметь существенную новизну. Не подлежали патентованию научные открытия и отвлеченные теории, а также химические, вкусовые и пищевые вещества, лекарства и способы их приготовления и т.п. Привилегии на изобретения выдавались министром торговли и промышленности на основе проверочной системы экспертизы заявок. Привилегия действовала не более 15 лет и могла свободно отчуждаться ее обладателем. Он также мог выдавать лицензии и передавать привилегию по наследству. Владелец привилегии был обязан реально осуществить свое изобретение в течение 5 лет под угрозой прекращения ее действия.

Наряду с изобретениями объектом патентной охраны в России с середины XIX века стали промышленные образцы. Впервые в развернутом виде связанные с ними отношения были урегулированы законом от 11 июля 1864 г., который назывался «Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели» и вошел в Устав о промышленности Свода Законов (т. XI, ч. 2). Закон предоставлял создателю рисунка или модели, предназначенным для воспроизведения в заводских, фабричных и ремесленных изделиях, возможность закрепить за собой на срок от 1 года до 10 лет исключительное право на их использование. Указанное право приобреталось на основе подачи прошения в Министерство торговли и промышленности, где исследовался вопрос о новизне и принадлежности промышленного образца. На всех изделиях, в которых использовался заявленный рисунок или модель, помещался особый знак, удостоверяющий принадлежность исключительного права владельцу. Право на промышленный образец могло передаваться третьим лицам с обязательным уведомлением об этом Министерства торговли и промышленности. В случае самовольного использования чужого зарегистрированного промышленного образца виновное лицо, независимо от возмещения причиненных им убытков, подвергалось наказанию в виде денежного взыскания.

Первым законодательным актом в области изобретательства советского периода стал Декрет от 30 июня 1919 г., которым было утверждено Положение об изобретениях 1 . В период с1917 по 1919 год формально сохранялось действие Патентного закона 1896 г., однако в эпоху военного коммунизма не могло быть и речи о применении изобретателем созданного им технического решения в собственном производстве 2 . Декретом от 30 июля 1919 г. отменялись «все законы и положения о привилегиях на изобретения, изданные до опубликования декрета» (п. 10). Патентная система охраны изобретений была ликвидирована. За государством признавалось право отчуждать в свою пользу любое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений. Изобретения, объявленные достоянием РСФСР, за исключением секретных, относящихся к области обороны или особо важных для страны, поступали в общее пользование всех граждан и учреждений на условиях, в каждом отдельном случае особо оговоренных. Автору такого изобретения гарантировались признание и охрана его права авторства, а также право на вознаграждение, которые удостоверялись особым охранным документом — авторским свидетельством. Вознаграждение, размер которого определялся специальной оценочной комиссией Комитета, носило характер особых премиальных, не подлежащих налоговому обложению. Даже в юридической литературе 30-х годов отмечалось, что это вознаграждение было ничтожным и большинство авторов, не желая подвергать свои изобретения риску национализации, не принимало мер к применению своих изобретений в промышленности. Само понятие изобретения в Декрете от 30 июля 1919 г. не раскрывалось, однако анализ его норм показывает, что им могло быть признано любое полезное техническое новшество безотносительно к его новизне.

Необходимость восстановления разрушенного первой мировой и гражданской войнами хозяйства обусловила переход к новой экономической политике, возродившей в известных пределах рыночные отношения. В рассматриваемой области новая экономическая политика вернула Россию к способам охраны прав изобретателей, сходных с западноевропейскими. 12 сентября 1924 г. ЦИК СССР принял Положение о патентах на изобретения 3 , по которому патент вновь становился единственной формой охраны изобретательских прав 4 . Указанный закон устанавливал, что «патенты выдаются на новые изобретения, допускающие промышленное использование». Патентная охрана не предоставлялась лечебным, пищевым и вкусовым веществам, а также веществам, полученным химическим путем, хотя новые способы их изготовления могли быть запатентованы. Патент на изобретение выдавался на 15 лет, мог свободно отчуждаться и передаваться для использования третьим лицам по усмотрению патентообладателя. Однако государство оставляло за собой право, в случае невозможности достижения добровольного соглашения с патентообладателем, принудительно отчуждать патент в свою пользу или установить принудительную лицензию в пределах потребности государственных предприятий и учреждений с выплатой патентообладателю соответствующего вознаграждения. Патент мог передаваться по наследству, причем он не входил в наследственную массу. Это представляло собой важную льготу, поскольку действующее гражданское законодательство того периода ограничивало размер наследства суммой 10 тыс. руб. золотом.

Большое идеологическое значение имело решение о восстановлении действия досоветских патентов. Постановление о введении в действие Закона о патентах, с одной стороны, объявляло аннулированными все выданные до Октябрьской революции патенты (ст. 2), а с другой стороны, предусматривало возможность их восстановления (ст. 3—4). Для этого владельцам досоветских патентов предоставлялось право в течение одного года со дня издания Закона о патентах ходатайствовать перед Комитетом по делам изобретений о выдаче им соответствующего советского патента. Практическое значение данной нормы, однако, было невелико, так как новый патент выдавался на срок не 15 лет, а за вычетом времени, в течение которого патентообладатель пользовался старым патентом. В целом же, по оценке специалистов, Закон о патентах 1924 г. был приближен к передовым образцам иностранных патентных законов того периода.

Одновременно с Законом о патентах было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О промышленных образцах (рисунках и моделях)» от 12 октября 1924 г. 5 Согласно ст.1 указанного закона к охраняемым промышленным образцам относились: 1) новые по виду и форме художественно-промышленные рисунки, предназначенные для воспроизведения в соответствующих изделиях, и 2) новые по виду, форме, устройству или расположению частей модели, предназначенные для промышленности, кустарного производства, торговли, ремесла, домашнего обихода и вообще всякой работы. Таким образом, под моделью как видом промышленного образца понимался объект, весьма близкий к изобретению. Не случайно создателю нового технического решения предоставлялось право по своему усмотрению подавать заявку на изобретение или образец. Более того, получив отказ в выдаче патента на изобретение, заявитель, сохраняя за собой приоритет, мог просить о закреплении за ним права на соответствующий образец (ст. 29—30).

Права обладателя патента на промышленный образец, как в плане их приобретения, так и в плане их осуществления, были аналогичны правам владельца патента на изобретение. Они подтверждались выдачей заявителю специального удостоверения на промышленный образец и действовали в течение трех лет с возможностью последующего двукратного продления срока соответственно на три и четыре года. Нарушения исключительных прав на промышленный образец, как и нарушения прав обладателя патента на изобретение, влекли за собой возмещение убытков, а также уголовное наказание.

Свертывание новой экономической политики и переход к централизованной командной экономике предрешили судьбу обоих рассмотренных выше законов. Закон о патентах на изобретения уже в 1931 г. был заменен Положением об изобретениях и технических усовершенствованиях 6 . Во вступительной части этого нормативного акта говорилось, что «действовавшее до сих пор патентное законодательство, охраняющее интересы изобретателя путем предоставления ему исключительного права на его изобретение, уже не соответствует стремлениям передовых изобретателей — сознательных строителей социалистического общества». Закон 1931 г. возрождал введенные Декретом 1919 г. авторские свидетельства как основную форму охраны изобретательских прав. Правда, в отличие от Декрета 1919 г., права изобретателя носили более полный и конкретный характер, а патентная форма охраны полностью не отменялась. Более того, формально изобретателю, за некоторыми изъятиями, предоставлялась свобода выбора формы охраны его прав. Однако Положение 1931 г. и принятые в его развитие подзаконные акты не оставляли никаких сомнений в том, что государство поощряет и поддерживает прежде всего тех авторов, которые переуступали свое исключительное право на использование изобретения государству. Кроме того, получив патент, его владелец по сути был лишен практической возможности воспользоваться его преимуществами, так как частное предпринимательство было ликвидировано, а перспектива реализации патента или лицензии государственным предприятием или учреждением носила скорее абстрактный характер. Поэтому на деле авторское свидетельство, которое давало изобретателю хоть какие-то права и льготы, стало с 1931 г. практически единственной формой охраны прав изобретателя. Оно удостоверяло признание заявленного технического решения изобретением, подтверждало приоритет изобретателя и его авторство на изобретение, а также служило основанием для предоставления изобретателю прав и льгот, установленных действовавшим законодательством. Вознаграждение автору выплачивали не конкретные предприятия, использовавшие его изобретение, а отраслевые органы по изобретательству в зависимости от размера годовой экономии, даваемой изобретением. Процент вознаграждения к годовой экономии составлял 20% при годовой экономии от 1 до 5 тыс.руб. и снижался до, 2% при годовой экономии от 500 тыс. до 1 млн. руб. и более.

Закон о промышленных образцах 1924 г. был отменен в 1936 г. 7 Какого-либо заменяющего его акта принято не было. Охрана промышленных рисунков стала осуществляться в рамках законодательства об авторском праве; новые же модели подпали в основной своей массе под понятие «техническое усовершенствование», которое было введено в российское законодательство для обозначения особого объекта правовой охраны в 1931 г;

В последующие годы законодательство об изобретениях существенно пересматривалось еще трижды — в 1941, в 1959 и в 1973 годах, когда принимались новые базовые акты по изобретательству и дополняющие их акты 8 , В целом все они имели единую принципиальную основу, предусматривая две возможные формы охраны прав изобретателей (авторское свидетельство и патент), проверочную систему экспертизы заявок 9 , разрешительный порядок патентования изобретений за границей, возможность принудительного выкупа патента государством и т.д. Изменения в основном касались уточнения критериев охраноспособности изобретений, круга прав, которые предоставлялись авторам изобретений, порядка проведения экспертизы заявок и т.п.

Охрана промышленных образцов как самостоятельных объектов интеллектуальной собственности была возобновлена лишь в 1965 году в связи с присоединением СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности, 9 июня 1965 г. Совет Министров СССР принял постановление «О промышленных образцах» 10 , а Патентное ведомство утвердило Положение о промышленных образцах 11 . В качестве промышленных образцов охранялись новые пригодные к изготовлению промышленным способом художественные решения внешнего вида промышленного изделия, в которых достигается единство технических и эстетических качеств. Для признания художественного решения промышленным образцом по Положению 1965 г. было достаточно его местной новизны, т.е. новизны в масштабах СССР. Кроме того, не подлежали правовой охране решения внешнего вида большинства изделий легкой промышленности, в частности предметы галантереи, швейной промышленности и трикотажного производства, обуви, головных уборов и т.д. Положение предоставляло две формы охраны промышленных образцов — свидетельство и патент. Последний выдавался на пять лет и мог быть продлен еще на пять лет.

8 июля 1981 г. Совет Министров СССР утвердил новое Положение о промышленных образцах 12 , которое содержало более совершенные правила, приближенные к международным стандартам. В частности, от промышленного образца требовалась мировая новизна, стал охраняться внешний вид изделий легкой промышленности, срок действия патента на промышленный образец был увеличен до 10 лет и т.д.

Проблема реформы советского изобретательского права 1 , в частности вопрос о повышении уровня правового регулирования изобретательских отношений 2 , стала активно обсуждаться в юридической литературе и на страницах печати с начала 80-х годов. Большинство специалистов высказывалось за принятие специального закона об охране изобретений. В середине 80-х годов ожидалось, что такой закон будет в скором времени принят. Начавшаяся в стране перестройка внесла свои коррективы. В свете реформ стало очевидным, что подготовленный проект не отвечает современным требованиям, так как не идет дальше частных усовершенствований. В конце 80-х годов были подготовлены и вынесены на всеобщее обсуждение с годичным промежутком два новых проекта закона об изобретениях 3 , которые были значительно приближены к условиям рыночной экономики.

После почти двухгодичного обсуждения в Верховном Совете СССР новый Закон «Об изобретениях в СССР» был принят 31 мая 1991 г. и вступил в действие с 1 июля 1991 г. 4 Почти одновременно был принят Закон СССР «О промышленных образцах» от 10 июля 1991 г. 5 , который должен был вступить в силу с 1 января 1992 г. В стадии разработки и рассмотрения находились Закон СССР «О патентном суде СССР», Положение о патентных поверенных, Устав Государственного фонда изобретений СССР и ряд других актов.

Распад Советского Союза как единого государства создал крайне неблагоприятную ситуацию в охране промышленной собственности на территориях независимых государств — субъектов

1 В советской юридической литературе и на практике не применялся термин «патентное право», что в принципе было оправданным, так как патентная форма почти не использовалась для охраны советских изобретений и промышленных образцов.

2 В течение 50 лет основным источником правового регулирования изобретательских отношений были подзаконные акты, утверждаемые Правительством и Патентным ведомством. Раздел «Право на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец» Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и соответствующий раздел ГК РСФСР 1964 г. содержали лишь несколько самых общих норм, носивших отсылочный характер и малопригодных для практического применения.

3 Известия. 1988, 27 декабря; 1990, 7 апреля.

4 ВВС. 1991. № 25. Ст. 703.

5 ВВС. 1991. № 32. Ст. 908.

бывшего СССР. Ни одно из независимых государств, включая Россию, не имело законов об охране промышленной собственности и ведомств по ее охране. Союзный Закон «Об изобретениях в СССР» не мог эффективно действовать на территории России, поскольку 22 статьи данного закона должны были быть изъяты, изменены или дополнены как вступающие в противоречие с законами РФ «О налогах и налоговой политике», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об инвестициях и инвестиционной политике» 1 .

Таким образом, в области охраны промышленной собственности создалась кризисная ситуация, для выхода из которой полномочные представители независимых государств с осени 1991 г. начали работу по созданию межгосударственной патентной системы. В октябре 1991 г. ими был подписан совместный протокол о намерении заключить между собой Конвенцию об охране промышленной собственности. Учитывая, однако, что для подготовки такой Конвенции необходимо время, было принято решение заключить Временное соглашение об охране промышленной собственности. На встрече в Минске, которая проходила 25—27 декабря 1991 г., был подготовлен и подписан полный комплект документов Соглашения для одобрения его правительствами независимых государств 2 .

К сожалению, из-за возникших разногласий и деструктивной позиции, занятой отдельными независимыми государствами, данное Соглашение так и не получило одобрения правительств и не вступило в силу. Независимые государства пошли по пути создания своего национального патентного законодательства. В Российской Федерации Патентный закон был принят 23 сентября 1992 г. В отличие от Закона СССР«Об изобретениях в СССР» он регулирует отношения, связанные не только с изобретениями, но и промышленными образцами и полезными моделями. В развитие закона Правительством РФ и Патентным ведомством принят целый ряд подзаконных актов, которые наряду с некоторыми другими законодательными и подзаконными актами, судебной практикой и международными договорами образуют систему источников патентного права.

1 См.: Рассохин В.П., Белов В.В., Пекин Е.И., Цимбалов М.М. Первый шаг к единой патентной системе содружества // ВИ. 1992. № 1—2. С, 2.

2 Текст Временного соглашения опубликован в журнале «Вопросы изобретательства». 1992. № 1—2. С. 6—10-

История становления и развития дореволюционного патентного права в России Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье анализируются первые нормативно-правовые акты патентного законодательства, появившиеся в период Российской империи в XVIII-XIX вв., которые легли в основу современного патентного права России.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лиджеева Кермен Викторовна

History of Formation and Development Pre-revolutionary Patent Law in Russia

In the article the fi rst regulatory legal acts of the patent legislation which have appeared in the Russian empire in the XVIII-XIX centuries which have laid down in a basis of formation of a patent right of Russia are analyzed.

Текст научной работы на тему «История становления и развития дореволюционного патентного права в России»

бром в год. Из этой суммы 57 коп. как в казенных, так и во владельческих улусах поступали в пользу родового аймачного за-йсанга. Остальная сумма в казенных улусах предназначалась на содержание управления и в общественный капитал калмыков, а во владельческих улусах — на управление и общественный капитал определялось 44 коп. серебром; оставшаяся сумма (7 руб. 14 коп.) составляла доход владельцев. Нойоны-владельцы должны были содействовать должностным лицам в сборе налога.

Свод законов Российской империи в законах о состояниях относил калмыков к российским инородцам и указывал определять правовой статус калмыков по Положению об управлении калмыцким народом 1847 г. (ст. 762, 765)

Таким образом, нормативно-правовые акты, принятые российским правительством в XIX в., призваны были урегули-

ровать и детализировать правовой статус калмыцкой знати, а в некоторых аспектах и унифицировать их положение в соответствии с общероссийскими нормами.

Батмаев М. М. Калмыки в ХУП-ХУШ вв. События, люди, быт: в 2-х кн. Кн. 1. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 382 с.

Батмаев М. М. Социально-экономическое развитие калмыцкого общества в ХУ11-ХУШ веках // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3-х тт. Т. 1. Элиста: Изд. дом «Герел», 2009. С. 311-343.

Правила для управления калмыцкого народа 1825 г. // Полное собрание законов Российской империи. 2-е собр. Т. 40. № 30290.

Положение об управлении калмыцким народом 1834 г. // Полное собрание законов Российской империи. 2-е собр. Т. 10. № 7560а.

Положение об управлении калмыцким народом 1847 г. // Полное собрание законов Российской империи. 2-е собр. Т. 22. № 21144.

УДК 34 ББК 67.404.3

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПАТЕНТНОГО ПРАВА В РОССИИ

В современной юридической литературе началом становления патентного права в России считается 1812 г., когда был принят Высочайший Манифест «О привилегиях на разнообразные изобретения и открытия в ремеслах и художествах» (далее — Манифест) [ПСЗ 1832: 355], однако, на наш взгляд, данный правовой институт стал зарождаться почти на столетие раньше.

В России, как и в других странах, охрана прав изобретателей первоначально развивалась из феодальных привилегий, причем наименование охранного документа («привилегия») сохранялось вплоть до 1917 г. Этот институт стал результатом развития феодальных жалованных грамот. До XVI в. жалованные грамоты-привилегии выдавались в большинстве случаев монастырям и реже частным лицам на занятие каким-либо промыслом или на беспошлинную торговлю. В конце XVII в. все чаще начинали выдаваться жалованные грамоты-привилегии на «заведение мануфактур», на «прииск»

полезных ископаемых [Пиленко 1902: 31]. Отметим, что суть права, даруемого в привилегиях того периода, практически не соотносилась с изобретательской деятельностью просителя. Допетровские «привилегии на промыслы, торговлю и изобретения в ремеслах и художествах» представляли собой лишь грамоты на беспошлинную и свободную торговлю, выдаваемые в большинстве случаев иностранцам.

«Промышленный оттенок» в мотивах выдаваемых привилегий появляется ближе ко второй четверти XVIII в. В 1723 г. появляются «правила для выдачи привилегий на заведение фабрик», призванные упорядочить данную деятельность. В этой связи интересна привилегия от 13 декабря 1749 г., выданная купцам Сухареву и Беляеву на заведение красочного завода. В прошении о выдаче привилегии купец Сухарев указывал, что он завел красочную фабрику, которой «не было до ныне», потратил на это много сил, вложил в дело весь свой капитал

и нашел секрет красок. Исходя из вышеизложенного, Сухарев просил, чтобы государство вознаградило его за усилия и обеспечило работными людьми в целях сохранения секрета [цит. по: Аксенова 2003: 14].

С развитием техники продолжается эволюция патентного права России. В привилегии, объявленной сенатским Указом от 2 марта 1748 г. купцу Антону Тавлеву на «устроение фабрик для делания красок» государство обещало изобретателям синей брусковой кубовой краски беспрецедентную по разнообразию и объему помощь. Данный документ определял, что изобретатели «не должны остаться без удовольствия, иначе могут ослабеть в размножении нужных фабрик и прекратить поступки ревности и усердия». Указанный акт содержал не только прямой запрет третьим лицам «заводить в течение 30 лет такие же заводы», но и защищал сам «секрет» производства краски: «Если кому из своих родственников Тавлев сообщит секрет — тех лиц обязать письменно никому секрета не разоблачать под страхом наижесточайшего истязания» [цит. по: Пиленко 1902: 149]. Думается, что упомянутая привилегия стала первым документом, в котором прослеживаются зачатки системы патентно-правовой охраны прав изобретателей.

Однако истинно настоящим прототипом патента в России следует считать привилегию от 14 декабря 1752 г., выданную М. В. Ломоносову «на делание разноцветных стекол, бисеру, стеклярусу и других галантерейных вещей». В привилегии писалось: «Дабы он, Ломоносов, яко первый в России таких секретов сыскатель, за понесенный им труд удовольствие иметь мог того ради впредь от ныняшнего времени 30 лет никому другим в заведении тех фабрик дозволения не давать» [цит. по: Пиленко 1902: 153].

Достаточно важной вехой в развитии патентного права следует отметить 1776 г., когда был подготовлен доклад Сената «О награждении подпоручика Афанасия Рате-цова за найденный им в винокурении легчайший способ, и о вознаграждении таким же образом и прочих, кои сделают для общей пользы новое изобретение» [Доклад Сената 1832]. История данного акта начинается в 1774 г., когда А. Ратецов попросил выдать ему привилегию на новый способ винокурения. В своем прошении, поданном в Сенат, А. Ратецов описал изобретенный

им способ и указал на его преимущества, по сравнению с известными на то время способами винокурения. Сенат не только рассмотрел прошение А. Ратецова, но и поручил Белгородскому губернатору доподлинно установить, используется ли данный способ на заводах просителя и какая «от него польза быть может». Полагаем, что, по своей сути, работа, проделанная Белгогродским губернатором по освидетельствованию изобретения А. Ратецова, есть не что иное, как экспертиза изобретения по существу, ибо на основании сведений представленных губернатором и был подготовлен доклад Сената о поощрении А. Ратецова.

Специфической особенностью данного акта является то, что если в отношении подпоручика А. Ратецова анализируемый документ носит индивидуальный характер, то «в части, предусматривающей в дальнейшем поощрение других изобретателей, доклад является, по сути, нормативным актом, первой в истории отечественного патентного права нормой права» [Ярыш 2005: 41].

В то же время следует отметить, что до Манифеста Александра I выдача привилегий осуществлялась бессистемно, и сама форма охранного документа неоднократно менялась.

Исследуя привилегии, датируемые XVIII в., мы обратили внимание, что в актах, выданных до 1755 г., чаще всего указывалось, кому, когда и за что данная «привилегия» была выдана. Что же касается актов, принятых после 1755 г., то в них вместо термина «привилегия» зачастую употреблялось словосочетание «исключительное право». Видимо, это следует понимать не просто как терминологическую замену, а как осознание особой природы права изобретателя на ограничение притязаний других лиц на нечто новое, созданное им [Сенатский Указ . 1830].

В 1794 г. на имя Екатерины II поступил проект нормативного акта, который бы позволил упорядочить общественные отношения в области изобретательства. Данный документ назывался «Начертания о поощрении полезных изобретений». К сожалению, несмотря на то, что рассматриваемый проект включал в себя все лучшее как из отечественной практики защиты прав авторов, так и из зарубежной, он так и не был принят [Ярыш 2005: 42]. Однако 7 августа 1801 г. был издан Указ «О поощрении учинивших изобретения и открытия к

усовершенствованию земледелия, торговли, промыслов» [ПСЗ РИ 1830: 738], который основывался на основных положениях «Начертаний. », хотя и перенял из них совсем немногое.

Усиление технического прогресса не могло не отразиться на правовой системе Российской империи. Манифест «О привилегиях на разнообразные изобретения и открытия в ремеслах и художествах» от 17 июня 1812 г., проект которого был подготовлен М. М. Сперанским [Кузьмина 2002: 18-19], устанавливал единые правила выдачи привилегий. Общими вопросами регламентирования порядка выдачи привилегий занимался Государственный совет, а непосредственную выдачу привилегий осуществлял Министр внутренних дел. Привилегии выдавались на 3, 5, и 10 лет, за что взималась пошлина в размере 300, 500 и 1 500 руб. соответственно. Манифест установил правило о публикации описания изобретения, которая до 1814 г. проводилась по инициативе самого изобретателя, а позже стала обязательной [Сергеев 2005: 41].

Манифест 1812 г. установил единую форму привилегий. В частности, в нем предусматривалось, что привилегия, выдаваемая на изобретение и открытие в художествах и ремеслах, представляет свидетельство, удостоверяющее, что означенное в нем изобретение было предъявлено правительству как «собственность, принадлежащая лицу, в привилегии поименованному». В привилегии в обязательном порядке указывались имя заявителя, срок, на который выдается привилегия, дата выдачи, размер внесенной пошлины.

В соответствии с Манифестом 1812 г. за обладателем привилегии закреплялось право «пользования изобретением как своей собственностью»; право вводить, употреблять и продавать другим объект изобретения (продукт или способ получения продукта), а также передавать другим само право на привилегию; право запрещать третьим лицам несанкционированное использование объекта привилегии. За несанкционированное использование привилегии ее обладатель мог «преследовать судом всякую подделку и искать удовлетворения понесенных от того убытков» [Высочайший Манифест 1832].

Большое значение для развития патентного права имел Указ от 30 марта 1870 г. «Об изменении порядка делопроизводства

по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения» [Указ . .. 1911]. Подчеркивая это, А. А. Пиленко писал, что именно данным актом «произведена была в России более коренная ломка системы патентного права, чем в 1812, 1833 или даже в 1896 гг. В силу Указа от 30 марта 1870 г. выдача привилегий из свободной законодательной функции превращается в связанную подзаконную деятельность административного органа» [Пиленко 1902: 171].

Указ определял, что «всякое открытие, изобретение или усовершенствование какого-либо общеполезного предмета или способа производства в искусствах, мануфактурах и ремеслах есть собственность того лица, кем оное сделано, и сие лицо для обеспечения прав своих на сию собственность может испросить себе от правительства исключительную привилегию» [Указ . 1911]. Была упрощена процедура рассмотрения прошений о выдаче привилегий. Все делопроизводство возлагалось на Мануфактурный совет, по предложению которого Министр финансов выдавал привилегии на срок, предусмотренный особым положением об отрасли промышленности, к которой относилось изобретение. Необходимо отметить, что Указ 1870 г. не связывал выдачу привилегии с личными заслугами просителя перед властью, т. е. выдача охранного документа стала осуществляться вне зависимости от милости правительства. В 1870 г. была отменена система выдачи привилегий на введение чужих (иностранных) изобретений, что, по мнению разработчиков закона, должно было способствовать ускорению развития Российской промышленности [Го-жев 1885: 898].

Указ 1870 г. действовал 26 лет. За это время промышленное производство в России достигло качественно нового уровня, назрела необходимость подключения страны к международной системе охраны промышленной собственности. Все это обусловило разработку и принятие более полного и совершенного патентного закона. Новый закон получил наименование «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования», он был утвержден Николаем II 20 мая 1896 г. [Положение о привилегиях . 1911] Оценивая значение данного акта для становления патентного права в России, помощник президента Евразийского патентного ведомства В. Ю. Аксенова писала, что это наиболее значимый правовой доку-

мент Российской империи в области охраны изобретений [Аксенова 2003: 15].

Новое Положение определяло более четкие критерии патентоспособности изобретения по сравнению с предыдущими актами. В ст. 1 и 3 данного акта указывалось, что привилегии могли быть испрошены только на изобретения в области промышленности, обладающие существенной новизной. В ст. 4 Положения о привилегиях на изобретения и усовершенствования 1896 г. определялся перечень объектов, не подлежащих патентованию. Так, привилегии не выдавались на изобретения и усовершенствования, представляющие «научные открытия и отвлеченные теории», а также противоречащие «общественному порядку, нравственности и благопристойности». Не охранялись законом химические, вкусовые и пищевые вещества, лекарственные препараты, а также «способы и аппараты, служащие для изготовления последних» [Положение о привилегиях . 1911].

Исключение из охраны последних объектов мотивировалось нежелательностью монополизировать производство продуктов первой необходимости и ограничивать развитие химической промышленности. Интересно, что подобный подход сохранялся более 100 лет, вплоть до принятия 31 мая 1991 г. Закона «Об изобретениях в СССР» [Ведомости Верховного Совета СССР 1991]. Ограничивая сферу выдачи привилегий областью промышленности, разработчики Положения 1896 г. исключили из охраны изобретения, не относившиеся к решению утилитарной задачи, в частности неосуществимые решения, такие как «вечный двигатель», методы организации и управления производством и пр.

Именно в Положении 1896 г. впервые в патентном праве России стал упоминаться такой критерий охраноспособности изобретения, как «существенная новизна». Существенная новизна должна была присутствовать либо во всем изобретении или усовершенствовании, либо в одной или нескольких его частях, либо же «в своеобразном сочетании частей, хотя бы и известных уже в отдельности» [Положение о привилегиях . 1911]. Положение определяло, что привилегии не могут быть выданы на те изобретения, которые уже являются привилегированными в России, или получили применение без привилегии, или же описанные в литературе «с достаточною для

воспроизведения их подробностью, до дня подачи прошения о выдачи привилегии» [Положение о привилегиях . 1911]. Кроме того, в соответствии с нормой п. «г» ст. 4 Положения о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 г., привилегии не выдавались на изобретения, которые «известны за границей и там непривилегированны или привилегированны на другое имя и не переуступлены в исключительное пользование лицу, испрашивающему на них привилегию в России». Думается, что выделяемый Положением 1896 г. критерий «существенной новизны», по сути, нес на себе двойную нагрузку и включал в себя не только непосредственную оценку новизны изобретения, но и определял изобретательский уровень разработки.

Положением о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 г. впервые в России была введена проверочная система выдачи привилегий, которая основывалась на вынесении решения только после проведения экспертизы изобретения по существу. Императорским Указом об утверждении Положения предписывалось создать при Комитете по техническим делам при Департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов штат экспертов, имеющих высшее техническое образование. Как отмечают исследователи, введение проверочной системы выдачи охранных документов в России было по-истине революционным шагом, ибо в конце XIX в. почти повсюду (за исключением США) преобладала регистрационная система. Одновременно с развитием изобретательства в России стало развиваться и экспертное направление. Создавалась школа, закладывались традиции, воспитывались кадры экспертов высочайшей квалификации. Заявки, которые отныне проходили жесткую экспертизу по существу, получали более «сильную» охрану, чем при явочной системе [Блинников, Дубровская, Сергиевский 2002: 22-27].

Положение 1896 г. определяло, что привилегии на изобретения и усовершенствования могли выдаваться как русским, так и иностранным подданным, при том не только самим изобретателям, но и их правопреемникам. Всего с 1813 и по 1917 гг. было зарегистрировано 36 079 изобретений. 29 730 привилегий получили иностранцы (82,4 %) и только 6 349 (17,6 %) — отечественные изобретатели [Истомин 2000: 5].

Срок действия привилегий устанавливался не более 15 лет, причем все ограничения на их отчуждение были сняты. После смерти лица, получившего привилегию, установленное в ней право переходило по наследству. Срок действия привилегии, выдаваемой иностранному гражданину на изобретение, которое уже было запатентовано за границей, увязывался со сроком действия заграничного охранного документа. Нововведением Положения 1896 г. было и то, что им предусматривалась возможность передачи права на получение привилегии еще на стадии заявки.

Однако, несмотря на определенный шаг вперед на пути развития патентного права, Положение 1896 г. оставляло нерешенными массу вопросов. В частности, в Положении никак не регулировалась проблема объема охраны изобретения. Данный момент позволял предполагать, что объем охраны определялся всем содержанием описания изобретения, включая «объяснение» отличительных особенностей изобретения, составляющих его новизну. Ничего не говорилось о требованиях к документам, удостоверяющим передачу прав на изобретения. В отличие от законодательных актов других индустриально развитых стран мира в Положении 1896 г. не определялись действия, которые могли бы считаться контрафактными. В то же время следует отметить, что нарушение прав обладателей привилегий преследовалось в уголовном порядке. Так, ст. 1353 Уложения о наказании определяла: «Кто нарушит чью-либо привилегию на изобретение, тот сверх вознаграждения привилегированного за понесенные им убытки подвергается должному взысканию от 100 до 300 рублей» [Положение о привилегиях . 1911].

Ведущие российские цивилисты, анализируя состояние патентного законодательства царской России, справедливо отмечают, что наряду с изобретениями, объектом патентной охраны с середины XIX в. становятся и промышленные образцы [Сергеев 2005: 43-44]. Первым нормативным актом, который регулировал общественные отношения в данной сфере, принято считать «Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели» от 11 июля 1864 г. Данное положение было помещено в Устав о промышленности Свода Законов Российской империи [Положение о праве собственности . 1911]. Создатель рисунка

или модели, предназначенных для воспроизведения в заводских, фабричных и ремесленных изделиях, имел возможность закрепить за собой на срок от 1 года до 10 лет исключительное право на их использование. Для этого необходимо было подать прошение в Министерство торговли и промышленности. При достижении положительного результата исследования вопроса о новизне и принадлежности промышленного образца заявителю на всех изделиях, на которых использовался указанный рисунок или модель, помещался особый знак, удостоверяющий исключительное право владельца на их использование.

Таким образом, по существу первым нормативным актом, с которого «пошло» патентное законодательство России, следует считать Доклад Сената 1776 г. «О награждении подпоручика Афанасия Ратецо-ва за найденный им в винокурении легчайший способ, и о вознаграждении таким же образом и прочих, кои сделают для общей пользы новое изобретение». Именно этот акт во многом определил содержание Высочайшего Манифеста 1812 г. «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах».

В целях систематизации полученных знаний о генезисе дореволюционного патентного права в России можно выделить следующие периоды его становления:

• до 1723 г. — период привилегий на беспошлинную торговлю, выдаваемых в зависимости от личных заслуг перед монархом лица, испрашивающего привилегию;

• 1723-1812 гг. — мануфактурный период выдачи привилегий, т. е. период выдачи привилегий на открытие промыслов, с отдельными элементами правовой охраны технических новшеств;

• 1812-1919 гг. — период действия императорских привилегий, носящих патентно-правовой характер.

Аксенова В. Ю. Эволюция патентного права Российской империи и его соотношение с международной практикой охраны изобретений конца XIX века. М.: ИНИЦ Роспатента, 2003. 93 с. Блинников В. И., Дубровская В. В., Сергиевский В. В.

Патент: от идеи до прибыли. М.: Мир, 2002. 333 с. Высочайший Манифест от 17 июня 1812 года «О привилегиях на разнообразные изобретения и открытия в ремеслах и художествах» // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1832. Т. XXXII. С. 355.

Гожев А., Цветков И. Сборник гражданских законов. Т. 1. СПб., 1885. 899 с.

Городов О. А. Патентное право: учебное пособие. М.: Проспект, 2005. 544 с.

Доклад Сената 1776 года «О награждении подпоручика Афанасия Ратецова за найденный им в винокурении легчайший способ, и о вознаграждении таким же образом и прочих, кои сделают для общей пользы новое изобретение» // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1832. Т. XX. С. 359-361.

Закон СССР от 31 мая 1991 г. № 2213-! «Об изобретениях в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 25. Ст. 703.

Истомин С. В. Самые знаменитые изобретатели России. М.: Вече, 2000. 494 с.

Кузьмина О. М. Критерии и объем патентной охраны по законодательству Германии и России: дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. 169 с.

Пиленко А. А. Право изобретателя. (Привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве). Историко-догматическое исследование. Т. 1. Очерк истории привилегий на изобретения (в связи с эволюцией доктрины). СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1902. 495 с.

Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели от 11 июля 1864 г. // Свод законов Российской империи. СПб., 1911. Т. XI. С. 381.

Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1911. Т. XVI. Ст. 12965. С. 453.

Сенатский Указ от 21 марта 1755 г. «О предоставлении английскому фабриканту Мартыну Ботлеру на 10 лет исключительного права делать в России шпалеры» // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XIV. С. 334-335.

Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Проспект, 2005. 752 с.

Указ от 7 августа 1801 года «О поощрении учинивших изобретения и открытия к усовершенствованию земледелия, торговли, промыслов» // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXVI. С. 738.

Указ от 30 марта 1870 г. «Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения» // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1911. Т. XXXII. С. 401.

Ярыш В. Д. Защита прав изобретателей в России до XIX века // Журнал российского права. 2005. № 1. С. 41.

УДК 34 ББК 67.404.3

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АВТОРА КАК СУБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ

К. В. Лиджеева, Б. Б. Насунова

Развитие авторского1 права в России является одной из актуальнейших задач юридической науки. Авторское право существует главным образом для того, чтобы позволить человечеству иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности, а также вознаграждать и защищать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений [Силенок 2006: 6], т. е. субъектов интеллектуальных прав. Под последними понимаются лица, которые могут быть обладателями имущественных и личных неимущественных интеллектуальных прав. При этом следует учитывать, что эти права могут быть классифицированы на первоначальные (это права, приобретенные посредством действий, обладателем которых является человек, творческим трудом которого

1 Слово автор заимствовано из французского языка (auteur) и толкуется как «создатель какого-нибудь произведения».

произведение создано) и производные (это права, полученные от других лиц).

Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько групп субъектов интеллектуальных прав. Во-первых, это физические лица, в том числе авторы (обладающие личными первоначальными правами), их наследники, другие правопреемники (обладающие производными правами). Во-вторых, это юридические лица, обладающие среди иных прав и правами на служебные произведения. В-третьих, это государство и иные публично-правовые образования.

Особое правовое положение из всех вышеперечисленных субъектов интеллектуальных прав, безусловно, принадлежит авторам. По действующему российскому законодательству, автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение [Гражданский кодекс РФ 2006: ст. 1228, 1257, 1347].

210 лет отечественной патентной системе

Сегодня 210 лет отечественной патентной системе !

В этот день император Александр I подписал Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах».

29 мая 1814 г. первую привилегию выдали инженеру Пуа-де-Барду на машину для взвода судов с большим грузом против течения рек.

В фонде описаний к привилегиям на изобретения Российской империи, выданных в 1814 — 1917 гг., содержится 36 079 документов. Сопоставимое количество патентов РФ на изобретение Роспатент ежегодно регистрирует последние 5 лет.

Сравнение этих показателей позволяет оценить уровень развития техники и технологии, достигнутый Россией.

«Важное значение патентов связано с быстрым опубликованием новых изобретательских концепций, каждая новая идея распространяется по всему миру. Сотни умов воспримут ее и смогут видоизменить» , — говорил изобретатель Вернер фон Сименс.

Роспатент поздравляет с юбилеем всех, кто сегодня продолжает искать, придумывать и воплощать в жизнь неординарные технические решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *