Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.
Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).
Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.
Ответственность заказчика
Пеня
Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).
К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб., последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:
500 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 1512,5 руб.
Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (300 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:
300 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 907,5 руб.
Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.
Штраф
Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).
Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту
Цена контракта | Размер штрафа (в % от цены контракта) |
Не более 3 млн руб. | 2,5 |
От 3 млн руб. до 50 млн руб. | 2 |
От 50 млн руб. до 100 млн руб. | 1,5 |
Более 100 млн руб. | 0,5 |
Шкала цены контракта сформулирована не совсем корректно, поэтому возникает вопрос: какой размер штрафа необходимо прописать, если цена контракта составляет, допустим, ровно 50 млн руб. – но предсказать поведение заказчика в этому случае нетрудно: скорее всего, в контракте будет закреплен меньший размер штрафа. Кстати, такая же проблема возникает и при определении размера штрафа поставщика.
Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика)
Пеня
Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, пеня рассчитывается по гораздо более сложной схеме в сравнении с расчетом пени в отношении недобросовестных заказчиков. В самом общем виде формула определения размера пени выглядит следующим образом (п. 6 Правил):
П = (Ц – В) x С ,
Ц – цена контракта;
В – стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту (определяется на основании документов о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов);
С – размер ставки.
И если с первыми компонентами – Ц и В – вопросов не возникает, то расчет ставки (С) производится в несколько этапов. Сама по себе формула определения размера ставки достаточно проста (п. 7 Правил):
С = СЦБ x ДП ,
СЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП – количество дней просрочки.
Как мы видим, появляется еще коэффициент К, величина которого зависит от того, насколько серьезную просрочку допустил поставщик. Сам по себе этот коэффициент тоже рассчитывается довольно несложно (п. 8 Правил):
К = (ДП / ДК) x 100% ,
ДП – количество дней просрочки;
ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
Следующий этап – это определение величины, на которую надо умножить ставку рефинансирования (этот показатель определяется исходя из размера коэффициента К), чтобы получить СЦБ (п. 8 Правил):
Таблица 2. Правила определения коэффициента, на который умножается ставка рефинансирования (в зависимости от величины коэффициента К)
Величина коэффициента К | Размер ставки рефинансирования (СЦБ) |
0-50% | 0,01 ставки рефинансирования |
50-100% | 0,02 ставки рефинансирования |
100% и более | 0,03 ставки рефинансирования |
Здесь мы снова сталкиваемся с некорректным определением диапазонов шкалы – например, совершенно непонятно, как рассчитать ставку, если коэффициент К равен 50%. Скорее всего, со временем шкала величин этого коэффициента будет приведена в более привычный и однозначный вид: 0-49%, 50-99%, 100% и более.
Рассчитаем размер пени на конкретных примерах.
Допустим, цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, период просрочки – 9 дней, вовремя контракт не был исполнен даже частично.
Сначала определим коэффициент К:
К = (9 / 30) x 100% = 30%
Поскольку это значение попадает в диапазон «0-50%», то в формуле расчета ставки С мы будем использовать СЦБ, равный 0,01 значения ставки рефинансирования (напомним, сегодня ее размер составляет 8,25%):
С = (0,01 x 0,0825) x 9 = 0,007425 (или 0,74%)
Наконец, можно переходить к расчету собственно пени (у нас значение В будет равно нулю, поскольку частичного исполнения контракта не было):
П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,74% = 3700 руб.
Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:
П = (500 000 руб. – 200 тыс. руб.) x 0,74% = 2220 руб.
Представим, что данные те же (цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, частичного исполнения нет), но просрочка составила 18 дней. Снова начинаем с конца, с расчета коэффициента К:
К = (18 / 30) x 100% = 60%
Автоматически меняется значение коэффициента К, который надо учитывать: он попадает в диапазон «50-100%», а следовательно, значение ставки рефинансирования (8,25%) нужно умножить на 0,02:
С = (0,02 x 0,0825) x 18 = 0,0297 (или 2,97%)
Итоговая ставка, с помощью которой исчисляется пеня, значительно подросла в сравнении с первым примером, и размер пени, конечно, тоже увеличится:
П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 2,97% = 14 850 руб.
Наконец, рассчитаем пеню для случая серьезной просрочки исполнения контракта, превышающей весь срок его исполнения, – например, 42 дня:
К = (42 / 30) x 100% = 140%
Снова изменился диапазон значений коэффициента К, теперь он составляет «100% и более» – то есть значение ставки рефинансирования (8,25%) надо умножить на 0,03:
С = (0,03 x 0,0825) x 42 = 0,104 (или 10,4%)
Соответственно, итоговый размер пени будет равен:
П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 10,4% = 52 000 руб.
Штраф
Предусмотрены для поставщиков и штрафы, которые применяются во всех случаях ненадлежащего исполнения обязательств, за исключением просрочки.
Таблица 3. Размеры штрафа, взыскиваемого с поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту (п. 4 Правил)
Цена контракта | Размер штрафа (в % от цены контракта) |
Не более 3 млн руб. | 10 |
От 3 млн руб. до 50 млн руб. | 5 |
От 50 млн руб. до 100 млн руб. | 1 |
Более 100 млн руб. | 0,5 |
Размеры штрафов выглядят более внушительными по сравнению с размерами просрочки, что может не очень благоприятно повлиять на исполнение контракта. К примеру, если срок его исполнения подходит к концу, а подрядчик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в недоделанном виде нет смысла: намного «дешевле» будет исполнить контракт с просрочкой.
К тому же, если некачественный результат работ в таком случае все-таки будет сдан, то поставщику придется не только уплачивать штраф, но и исправлять недостатки. Это с большой долей вероятности приведет к тому, что качественно работа будет выполнена уже после истечения срока исполнения контракта – а следовательно, заказчик может взыскать еще и пеню за просрочку, прямого запрета на это не содержат на Закон № 44-ФЗ, ни Правила.
Совсем-совсем недобросовестно
Правила не определяют, каким образом должен быть установлен штраф за неисполнение обязательств, речь идет только о ненадлежащем исполнении контракта или просрочке его исполнения.
При принятии Закона № 44-ФЗ в первоначальной редакции законодатель вообще забыл упомянуть об ответственности за неисполнение контракта – соответствующие поправки были внесены в ч. 5, ч. 6, ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ только в конце 2013 года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В результате этими нормами предусмотрено, что штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту должен быть закреплен в контракте в виде фиксированной суммы, которая определяется с учетом требований Правил, – но в самих Правилах речь идет только о ненадлежащем исполнении или просрочке.
Понятно, что в случае неисполнения контракта интересы заказчика будут гарантированы обеспечением исполнения контракта (например, выплатой по банковской гарантии в соответствии со ст. 45 Закона № 44-ФЗ), а поставщик будет занесен в реестр недобросовестных поставщиков (ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
Но это не освобождает заказчика от обязанности предусмотреть в проекте контракта ответственность за неисполнение в виде фиксированной суммы штрафа (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Самое простое, что можно сделать в такой ситуации для предупреждения претензий ФАС России по формальному основанию – изменить формулировку контракта таким образом, чтобы фиксированная сумма штрафа распространялась на «неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей по контракту».
В условиях неопределенности
«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны «
Фиксированный размер штрафа необходимо рассчитать уже на этапе разработки конкурсной документации. Однако сделать это трудно, поскольку итоговая цена контракта, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя.
Поэтому можно включить в контракт пункт с незаполненными полями, например: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере ____ % от цены Контракта, определенной в п. ____ настоящего Контракта, что составляет ____ руб.». Потом, уже на этапе заключения договора, в пустые поля вписываются соответствующие значения.
Если заказчик уверен, что по итогам закупки начальная цена не упадет до такой степени, чтобы попасть в другой диапазон (см. табл. 1, 3) (например, в документации о закупке – 3,5 млн руб., а по итогам конкурса победителем будет признан участник, предложивший 2,9 млн руб.), то можно сразу указать конкретный процент.
Кстати, размер пени Закон № 44-ФЗ также требует прописать в контракте (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) – очевидно, в этом случае можно просто продублировать положения Правил.
Исключение из правил
В заключение напомним, что в соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика:
- на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- если предметом закупки являются лекарственные препараты (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Документы по теме:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»
Новости по теме:
-
– «ИА «ГАРАНТ», 11 марта 2014 г. – ИА «ГАРАНТ», 17 февраля 2014 г. – ИА «ГАРАНТ», 13 февраля 2014 г. – ИА «ГАРАНТ», 28 ноября 2013 г.
Материалы по теме:
Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).
Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 5
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.
Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 4
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, как заключить контракт на аренду нежилых помещений, возможно ли создать единую контрактную службу для нескольких учреждений, включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий, а также закупки на сумму менее 100 тыс. руб. и многое другое.
Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3
Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.
Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.
Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.
Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 2
На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов.
Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова.
Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.
Мнение:
Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.
Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»
Неустойка, штраф и пени: как отличить и рассчитать
Учитывая, что штраф и пени являются разновидностями неустойки, сравнивать их можно только между собой. Иные сравнения (например, чем пеня отличается от неустойки или в чем разница между штрафом и неустойкой) некорректны.
У неустойки двойное значение:
Разновидности неустойки
Существуют разные подходы к классификации неустоек. Расскажем об основных.
- По способу начисления
Пени обычно устанавливаются за длящиеся нарушения (например, за просрочку оплаты). А штраф — за разовые (например, за привлечение субподрядчика к работе вопреки договорному запрету). Верховный Суд признает, что комбинация штрафа и пени — допустимый способ определения размера неустойки за одно нарушение, поскольку иное не установлено законом. Пени начисляются для устранения потерь кредитора, а штраф выступает санкцией за нарушение обязательства (Определение ВС от 25.10.2022 N 308-ЭС21-16199 по делу N А32-17442/2020 — включено в Обзор судебной практики ВС N 1 (2023). - По соотношению с убытками
Неустойка может взыскиваться вместе с убытками, вместо убытков или иным способом — в зависимости от формулировки закона или договора. По соотношению с убытками выделяют четыре вида неустойки:
По умолчанию любая неустойка считается зачетной, если иное не предусмотрено законом или договором. - По основанию возникновения
В зависимости от оснований возникновения неустойка бывает законной и договорной (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Отличия законной неустойки от договорной (ст. 332 ГК РФ):
Условие/вид неустойки | Законная неустойка | Договорная неустойка |
Можно ли изменять размер неустойки? | Ставка и порядок законной неустойки устанавливается в ГК РФ или иных нормативных актах. По соглашению сторон ее размер можно увеличить — если в законе нет прямых ограничений | Контрагенты вправе установить в договоре размер, форму и вид неустойки и изменять их вне зависимости от того, предусмотрен или нет такой вид неустойки в ГК РФ и иных НПА |
Обязательно ли указывать условие о неустойке в договоре? | Нет | Да |
Неустойка в виде штрафа
Судьи дают такую формулировку термину «штраф» (п. 60 Постановления Пленума ВС от 24.03.2016 N 7):
Фактически штраф также можно установить и в процентах от суммы (цены договора, размера неисполненного обязательства и т. п.).
Отличительные свойства штрафа:
- взыскивается за каждое нарушение;
- не зависит от длительности нарушения.
Штраф может быть предусмотрен не только в договоре, но и в законе.
Неустойка в виде пени
Расчет пеней производится:
- за конкретный период длящегося нарушения (например, за каждый день);
- в твердой сумме или в процентах от суммы за единицу времени (договора, недопоставки и т. п.).
Как и в ситуации со штрафом, пени используют не только в договорах, но и в законе. К примеру, законом установлены пени, уплачиваемые застройщиком дольщику за каждый день просрочки передачи ему квартиры (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ).
Неустойка в виде пени и штрафа
Договором может предусматриваться неустойка в виде пени и штрафа одновременно (комбинированная неустойка). В ГК РФ нет такого термина, но ее правомерность обусловлена принципом свободы договора (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Судебные органы не оспаривают возможность взыскания штрафа и пеней одновременно. По их мнению, штраф является санкцией за нарушение обязательства, а пени покрывают потери кредитора.
Чем пеня отличается от штрафа
Пени и штраф являются разными видами неустойки, представляя собой плату контрагента/должника за невыполнение/нарушение обязательств:
- в твердой денежной сумме (например, разовый штраф за несвоевременный платеж по кредитной карте);
- в виде процента от определенной суммы за определенный период (например, пени за просрочку платежа за поставленный товар)
Как рассчитать неустойку (примеры)
Штраф за неисполнение договора
Компания «А» (покупатель) заключила договор с компанией «Б» (продавцом) на поставку товара стоимостью 300 000 руб. с условием о штрафе в 20% от стоимости товара при неисполнении договора в течении 10 дней.
Компания «Б» нарушила срок поставки, за что была вынуждена выплатить компании «А» штраф:
Штраф = 300 000 руб. х 20% = 60 000 руб.
Пени за просрочку поставки товара
Компания «С» поставила компании «Д» товар стоимостью 340 000 руб. на 8 дней позже срока. Договором за такое нарушение предусмотрена уплата пеней в размере 0,15% от стоимости поставки за каждый день просрочки.
Пени = 340 000 руб. х 0,15% х 8 дней = 4 080 руб.
Пени за просрочку платежа
Компания «Н» выполнила подрядные работы по договору с компанией «М» на сумму 1 459 880 руб. Договором предусмотрена уплата пеней при просрочке оплаты за выполненные работы — 0,1% от стоимости работ за каждый день просрочки платежа. Заказчик перечислил оплату на 12 дней позже установленного срока. Расходы на уплату пеней составили:
Пени = 1 459 880 руб. х 0,1% х 12 дней = 17 518,56 руб.
Хозяйственная неустойка в НУ и БУ
В налоговом учете (НУ) суммы полученных штрафов, пеней и/или иных санкций за нарушение договорных обязательств признаются в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина от 15.03.2023 N 03-03-06/3/21565):
- либо на дату признания их должником;
- либо на дату вступления в законную силу решения суда.
На эти же даты неустойка признается в бухучете (БУ) в прочих доходах — п. 7, п. 10.2, п. 16 ПБУ 9/99.
Налоговые пени и штрафы
Специальное определение пеней и штрафов, связанных с нарушениями налогового законодательства, дано в НК РФ:
Размеры, способы вычисления и основания уплаты налоговых штрафов и пеней устанавливаются НК РФ. Налоговики не всегда правильно исчисляют сумму пеней за налоговую просрочку, поэтому налогоплательщикам следует научиться считать эти суммы, перепроверяя контролеров.
Смотрите в видео порядок расчета пеней за просрочку налоговых платежей:
Штрафы и пени, начисленные по итогам выездных и камеральных проверок, учесть при расчете налога на прибыль нельзя.
Запомните
- У неустойки двойное назначение: это способ обеспечения обязательств должника и мера его ответственности за допущенные нарушения.
- Есть несколько подходов к классификации неустоек: по способу начисления — в виде штрафов, в виде пеней, комбинированная; по соотношению с убытками — зачетная, штрафная, альтернативная, исключительная; по основанию возникновения — законная и договорная. Отличия каждого вида приведены в статье.
- В гражданском законодательстве штраф и пени являются разновидностями неустойки.
- Штраф взыскивается однократно и устанавливается в виде твердой денежной суммы или в виде процента (пропорции) от суммы неисполненного обязательства. Пеней признается неустойка в виде периодически начисляемого платежа.
- Разница между пенями и штрафами заключается в том, что штраф начисляется за нарушение однократно в твердой сумме, а пени — периодически (например, за каждый день просрочки).
- В БУ и НУ штрафы и пени за налоговые нарушения и неустойка по хозяйственным договорам учитываются по разным правилам.
См. также:
Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
-
Неотфактурованные поставки — тема актуальная для бухгалтера. Рассмотрим, как она.
(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Новые правила расчета пеней и штрафов по государственным контрактам
С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения
Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.
В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.
Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Пени рассчитывайте по следующей формуле:
Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки
Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.
Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).
В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств. При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).
Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.
Штрафы для заказчика
За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
- 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
- 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
- 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).
Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.
Штрафы для поставщика
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
- 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
- 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
- 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
- 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
- 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
- 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
- 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
- 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта. В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).
Штрафы для поставщика — СМП или СОНО
Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
- 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
- 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.
Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).
Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
- 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
- 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).
Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
- 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
- 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).
Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:
- Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
- Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.
При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).
Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).
В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.
Как формулировать условия о неустойке в договоре подряда
Условие о неустойке – одно из ключевых для договоров подряда. Не в последнюю очередь именно механизм неустойки призван обеспечивать соблюдение срока выполнения работ – одного из трех основополагающих столпов договора данного вида, составляющих известный «инвестиционный треугольник» – качество, срок, цена.
В то же время неустойка в равной мере может обеспечивать и другие обязательства по договору подряда (причем как подрядчика, так и заказчика), в частности, соблюдение подрядчиком установленного режима выполнения работ, достижение определенного качества результата работ, соблюдение сроков оплаты по договору, исключительных прав третьих лиц, условий хранения имущества контрагента и многое, многое другое.
В принципе, способы и формы установления неустойки в договоре подряда настолько многообразны, что вряд ли вообще поддаются какой-либо систематизации. Ниже я приведу лишь некоторые практические советы относительно того, как нужно формулировать условия о неустойке в договоре подряда, чтобы избежать разного рода негативных последствий или достигнуть лучших результатов.
(1) Правило первое: Избегайте определения периода исчисления неустойки за нарушение сроков выполнения работ указанием в качестве конечной даты такого периода даты приемки заказчиком просроченного обязательства.
Нежелательная формулировка в договоре подряда: «Неустойка подлежит уплате за весь период просрочки вплоть до даты фактического исполнения обязательств подрядчиком и [приемки результата работ заказчиком]»
Чем плоха такая формулировка? Дело в том, что фактического выполнения работ, как и приемки результата работ в порядке и на условиях, предусмотренных договором, может и не случиться. Договор может быть расторгнут, прекращен по иному основанию, фактическое исполнение может быть произведено третьим лицом с последующим предъявлением убытков подрядчику-контрагенту и т.п.
Интересно, например, что в английской правовой системе суд вовсе может сделать вывод о том, что подобные условия о неустойке не применяются к ситуации, когда работы не будут завершены / или не будут приняты заказчиком. Так, по делу Triple Point Technology Inc v PTT Public Co Ltd [2019] суд прямо указал на это, отказав заказчику во взыскании заранее оцененных убытков за просрочку выполнения работ, поскольку по условиям договора такие убытки (некоторый аналог нашей неустойки) подлежали начислению до акцепта результата работ заказчиком, а соответствующие работы так и не были приняты («…if the contractor did not hand off work to the employer and there was no completion, article 5.3. [delay liquidated damages] could not apply to any uncompleted work»).
Ожидать подобного у нас в судебной практике, надеюсь, не приходится. Однако вопросы потенциально могут возникнуть, например, при расторжении договора или при его прекращении по иным основаниям (в частности, новацией).
Да и необходимости в такой формулировке, представляется, нет. Согласно пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – Постановление № 7), «по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ)». Этим разъяснением и можно воспользоваться при необходимости.
(2) Правило второе: Урегулируйте в договоре вопрос соотношения неустойки за нарушение промежуточных и конечных сроков выполнения работ.
Рекомендуемая формулировка в договоре подряда: «При исчислении неустойки за нарушение установленных Договором сроков выполнения работ, неустойка начисляется за нарушение каждого Промежуточного Срока Выполнения Работ, предусмотренного Договором, отдельно, до момента наступления факта нарушения Конечного Срока Выполнения Работ. С указанного момента начисляется только неустойка за нарушение Конечного Срока Выполнения Работ»
Не секрет, что в договорах подряда часто предусматривают не только начальный и конечный сроки выполнения работ. Для заказчика также может иметь большое значение выполнение работ в строго установленные промежуточные сроки. Установление таких сроков прямо допускается и законом: пункт 1 статьи 708 ГК РФ предусматривает, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, а также могут быть указаны сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (там же в законе).
Соответственно, в договоре подряда стороны часто устанавливают неустойку (пени) за просрочку выполнения работ как в отношении промежуточных, так и конечного срока передачи результата. При этом размер такой неустойки обычно разный – за нарушение промежуточных сроков неустойка меньше; за нарушение конченого срока неустойка обычно устанавливается в повышенном размере, так как предполагается, что срок окончания работ имеет для заказчика бо́льшее значение. Кроме того, стороны часто устанавливают различные лимиты для неустоек в отношении промежуточных и конечного сроков выполнения работ и, соответственно, разные базы начисления неустойки (стоимость этапа работ, в отношении которого допущено нарушение (для промежуточных сроков) или цена всего договора (для конечного срока выполнения работ).
В определенный момент исполнения договора может произойти, и часто происходит, «наложение» нарушения одного срока (промежуточного) на нарушение другого (конечного). Допустим, подрядчик нарушил срок выполнения этапа работ, который должен был завершить к 1 ноября, а затем, так и не выполнив работ по соответствующему этапу, нарушил и конечный срок выполнения работ (например, 31 декабря). Скажем 10 января следующего года будет иметь место просрочка в отношении и промежуточного срока (70 дней), и конечного срока (10 дней). При этом в период с 01 января по 10 января происходит «наложение» одного нарушения на другое. Представляется, в этом случае потенциально есть следующие опции:
(а) предъявлять требование об уплате неустойки по каждому из сроков отдельно;
(б) заявлять сумму неустойки только за нарушение конечного срока (как более значимого нарушения, покрывающего и нарушение промежуточного срока);
(в) начислять неустойку за нарушение промежуточного срока до момента нарушения конечного срока, а далее начислять только неустойку за нарушение конечного срока выполнения работ?
Ни один из этих вариантов не является безупречным. По существу, вопрос сводится к тому, идет ли в этом случае речь о двух самостоятельных нарушениях или об одном.
В принципе судебная практика позволяет взыскивать неустойку в договорах подряда одновременно за нарушение и промежуточного срока, и конечного (см., например, определение Верховного Суда РФ от 02.09.2016 N 305-ЭС16-10451 по делу N А40-67581/2015). Однако нельзя сбрасывать со счетов и противоположную судебную практику. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 февраля 2009 по делу № А31-726/2008-20 суд отметил, что взыскание одновременно неустойки за нарушение промежуточных сроков и неустойки за нарушение конечного срока является, в отношении определенного периода (периода «наложения» нарушений сроков выполнения работ), применением двух мер ответственности за одно и то же нарушение и потому – недопустимо.
Как следствие, представляется оптимальным отфиксировать в договоре схему начисления неустойки, чтобы снять риск ее невзыскания за промежуточные или конечные сроки и вообще исключить любые возможные сомнения у суда по данному вопросу. Неустойка начисляется за нарушение каждого промежуточного срока отдельно, до наступления момента нарушения конечного срока выполнения работ. С указанного момента неустойка в повышенном размере (путем повышения процента, базы исчисления («вся цена договора») или и того, и другого) начисляется только за нарушение конечного срока выполнения работ.
(3) Правило третье: всегда однозначно и прямо определяйте о каком виде неустойки идет речь в договоре.
Рекомендуемая формулировка в договоре подряда: «Установленная настоящим Договором неустойка носит штрафной характер»
Неустойка в нашем праве не только способ компенсации убытков без необходимости доказывания их размера, но и обеспечительный, в известной мере – карательный инструмент. В подрядном бизнесе неустойка часто используется как средство эффективно стимулировать подрядчика к исполнению работ в установленный срок, а если нарушение срока все ж произошло (что совсем не редкость, а скорее, общее правило) – средство вынудить подрядчика как можно скорее завершить соответствующие работы, устранить все выявленные заказчиком недостатки, для того, чтобы минимизировать негативные для подрядчика финансовые последствия нарушения сроков выполнения работ.
Вместе с тем, заказчики часто забывают о том, что для того, чтобы неустойка, установленная за нарушение сроков выполнения работ, носила штрафной (читай – карательный) характер (то есть могла быть взыскана поверх любых других убытков заказчика), в договоре должно содержаться прямое указание на это.
Пункт 60 Постановления № 7 устанавливает, что согласно пункту 1 статьи 394 ГК РФ, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (зачетная неустойка). Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков (исключительная неустойка), или когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (штрафная неустойка), или когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (альтернативная неустойка). Таким образом, общим правилом является неустойка зачетная, а не штрафная. Для придания неустойке штрафного характера следует включить прямое указание на это в договор подряда.
(4) Правило четвертое: прямо указывать если неустойка должна исчисляться за каждый случай нарушения.
Рекомендуемая формулировка в договоре подряда: «Установленная настоящим пунктом Договора неустойка подлежит уплате подрядчиком за каждый зафиксированный Заказчиком случай нарушения»
В договорах подряда неустойка широко применяется не только за нарушение сроков выполнения работ, но и за другие нарушения, в частности, за работу на площадке без наряд-заказа, за появление работников подрядчика на площадке в нетрезвом виде, за другие случаи нарушения установленного у заказчика режима выполнения работ.
В этой ситуации принципиально важно предусмотреть в договоре, что установленная неустойка (обычно в виде фиксированной суммы штрафа) начисляется и взыскивается за каждый случай нарушения.
Так, в одном из дел, подрядчик обязан был предоставлять отчеты о ходе выполнения работ. За нарушение этой обязанности договором был предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей. В течение срока выполнения работ подрядчик не предоставил такие отчеты четырежды. Соответственно, заказчик обратился с иском о взыскании штрафа в размере 400 000 рублей, исчисляя такой штраф за каждый случай нарушения.
Суд, толкуя условия договора, отметил, что прямого указания на то, что штраф взыскивается за каждый случай нарушения нет и пришел к выводу, что сумма штрафа за данное нарушение ограничена в целом максимальным размером в 100 000 рублей по договору, «… сколько бы случаев нарушений не было допущено». Соответственно, суд иск удовлетворил частично, взыскав с подрядчика лишь 100 000 рублей (постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.01.2016 по делу А40-80681/15).
Учитывая, что действительное намерение заказчика в подобных ситуациях состоит в том, чтобы не допускать данных нарушений в ходе всего срока исполнения договора, а также стимулировать подрядчика к соответствующему поведению, необходимо для таких случаев прямо предусматривать в договоре, что неустойка подлежит начислению за каждый случай нарушения.
И еще одна ремарка: лучше если право фиксировать факт нарушения будет отдано заказчику (даже если оно будет усложнено какой-либо установленной договором процедурой – например, фиксацией факта специально созданной комиссией). В противном случае, подрядчик будет оспаривать наступление факта или его характер, что потенциально создаст сложности при взыскании неустойки.
(5) Правило пятое: Прямо предусмотрите возможность удержания неустойки из суммы любых встречных платежей заказчика. Не полагайтесь на правило о зачете.
Рекомендуемая формулировка в договоре подряда: «Заказчик вправе удержать суммы убытков, неустоек, предусмотренных Договором, из любых сумм, подлежащих уплате Подрядчику по настоящему Договору, а также по любым иным договорам, заключенным с Подрядчиком»
Не открою никакого секрета, что уже давно суды стоят на позициях, что заказчик вправе удержать неустойку из цены просроченных работ, если это предусмотрено договором. Правомерность условия об удержании неустойки была подтверждена еще Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 19.06.2012 N 1394/12 и от 10.07.2012 N 2241/12.
Да и сейчас суды полностью и справедливо поддерживают данную точку зрения (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2017 по делу № А56-23058/2016).
Такой подход в договоре подряда сильно помогает заказчику и даже позволяет обойтись без суда и изнурительного исполнительного производства, что сокращает и время, и расходы.
Отмечу на полях, что рассматриваемое условие договора подряда о возможности удержания неустойки из платежей, причитающихся подрядчику, целесообразно формулировать широко и включать в число потенциально удерживаемых заказчиком сумм также, например, и убытки.
Интерес представляет вопрос о том, можно ли обойтись в договоре подряда без специального условия об удержании, положившись целиком на такой инструмент как зачет, который в данном случае, по существу, и реализуется.
Некоторые суды до сих пор полагают, что осуществлять такой зачет нельзя: недопустимо зачитывать требование об уплате неустойки против требования об оплате работ, поскольку первое не носит бесспорного характера (размер неустойки может быть уменьшен судами по правилам ст. 333 ГК РФ) (По этому поводу см., например, Егоров А.В. Зачет неустойки против основного долга. Как убедить суд в его правомерности //Арбитражная практика для юристов 2017. № 10 с. 54).
Конечно, подобная позиция ошибочна. Однако для того, чтобы избежать ненужных споров и необходимости убеждать суд в возможности использования зачета, данное условие об удержании лучше не забывать включать в договор.
(6) Правило шестое: При формулировании ограничения суммы неустойки, предусмотрите случаи, когда такое ограничение не применяется.
Заказчик часто не уделяет должного внимания данному вопросу и игнорирует необходимость включения в договор подряда подобных условий, тем самым теряя серьезные правовые преимущества.
Известно, что на сегодня чрезвычайно распространена практика ограничения ответственности подрядчика путем установления определенного, максимально допустимого процентного соотношения общей суммы неустойки и цены договора (или ее соответствующей части, например, цены отдельного этапа). Такое ограничение может быть от 5% до 100 % от общей цены договора, но рыночное распространенное ограничение обычно составляет около 20 % от общей цены договора подряда. Причем данное ограничение включает в себя не только максимально допустимую сумму неустойки, но и объем убытков заказчика по договору.
Кроме того, часто подрядчик ограничивает свою ответственность, исключая из нее упущенную выгоду, косвенные убытки.
В качестве встречной защиты заказчик может и должен использовать механизм исключения отдельных нарушений из предусмотренного договором ограничения ответственности подрядчика.
С точки зрения законодательно установленного ограничения ответственности в этой части действует правило пункта 4 статьи 401 ГК РФ, согласно которому заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.
Вместе с тем, ничто не мешает сторонам установить в договоре подряда и другие случаи, при которых ограничение ответственности подрядчика (в частности, ограничение общего размера неустойки, которая может быть взыскана с подрядчика) не действует. Это, очевидно, должны быть случаи наиболее вопиющих нарушений со стороны подрядчика, не обусловленных трудностями бизнес процессов или особенностями предпринимательской деятельности подрядчика. В частности, могут быть использованы нижеприведенные опции.