Счетная палата это какой орган власти
Перейти к содержимому

Счетная палата это какой орган власти

  • автор:

Что такое Счётная палата. Объясняем простыми словами

Счётная палата — высший независимый орган финансового аудита в России. Её основная задача — контролировать эффективность расходования бюджетных средств.

Аудиторы Счётной палаты могут проверить любые госорганы, предприятия, банки, страховые медицинские организации, а также юридические и физические лица, которые заключили договор на оказание работ или услуг и получили от государства деньги, — насколько те соблюдают условия договоров о предоставлении бюджетных средств или использовании госимущества.

Когда аудиторы обнаруживают нарушения, они выдают различные предписания, постановления, уведомления, а при выявлении нарушений, имеющих признаки состава преступления, передают материалы в правоохранительные органы.

В своей стратегии развития до 2024 года Счётная палата формулирует свою миссию так: «. содействовать справедливому и ответственному госуправлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека».

Чтобы добиться этого, СП намерена добиться «развития подотчётности органов власти и персональной ответственности руководителей ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач».

А в гражданах руководство СП хочет развивать «чувство налогоплательщика». Для этого аудиторов уже заставляют писать отчёты простым языком, создали портал — агрегатор информации о государственных финансах «Госрасходы» и с мая 2021 года стали публиковать свою базу рекомендаций. «Любой гражданин, обеспокоенный вопросами расходования бюджетных денег, может увидеть, что предлагает СП, и, сформировав запрос, уточнить у ведомств, что они предприняли для более эффективной работы», — говорится в описании проекта.

Пример употребления на «Секрете»

«Если раньше выбор государственных программ никогда явно не ставился под вопрос, то сейчас Счётная палата больше внимания уделяет тому, какие проекты более эффективны, какие менее. Это очень важное изменение, которое принципиально меняет подходы к оценке госпрограмм и которое потенциально может повлиять на выбор того, в какие из них стоит вкладывать деньги, а в какие — нет».

(Ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов — о том, как Счётная палата помогла в оценке госпрограмм.)

Нюансы

Главные действующие лица — 12 аудиторов, а также председатель и его заместитель. Шесть аудиторов назначаются депутатами Госдумы (то есть косвенно в этом процессе участвует любой гражданин, который ходит на выборы), остальные шесть — членами Совета Федерации (то есть представители всех регионов). Председатель назначается Госдумой, а его заместитель — Советом Федерации, в обоих случаях — по представлению Президента РФ. Деятельность палаты не может быть приостановлена даже в случае роспуска парламента, который её сформировал.

Официально итоги работы самой Счётной палаты никто не оценивает, однако ежегодно глава ведомства и его заместитель отчитываются перед депутатами Госдумы и членами Совета Федерации. При этом она независима от всех госорганов и её решения, кроме предписаний, невозможно оспорить даже через суд.

Практика

Под руководством Алексея Кудрина (возглавил ведомство в 2018 году) Счётная палата стала более заметной в публичном пространстве. Настолько, что превращается едва ли не в главного обличителя неэффективности и недостатков системы госуправления. В медиа регулярно появляется информация о том, как аудиторы жёстко раскритиковали то или иное ведомство за неэффективность или вскрыли нарушения на сотни миллиардов рублей. Также часто Кудрин регулярно публично оспаривает те или иные аспекты «линии партии».

Счетная палата это какой орган власти

Статья 2. Статус Счетной палаты

1. Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.

2. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

3. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, геральдический знак — эмблему и флаг.

5. Местонахождение Счетной палаты — город Москва, улица Зубовская, дом 2.

(Accounts Chamber)

Счётная палата — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации

Счётная палата: официальный сайт, председатель, аудиторы, отчет, контроль, заключение, деятельность, полномочия

Содержание

  • Счётная палата (Accounts Chamber) — это, определение
  • Задачи Счётной палаты РФ
  • Контрольные полномочия Счетной палаты РФ
  • Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность Счётной палаты РФ
  • Международная деятельность Счётной палаты РФ
  • Экспертиза Счетной палаты РФ
  • Статус Счётной палаты РФ
  • Структура и порядок формирования Счётной палаты РФ
  • Аппарат Счётной палаты РФ
  • Председатель и заместитель Председателя Счетной палаты РФ
  • Аудиторы Счётной палаты Российской Федерации
  • Источники статьи Счётная палата

Счётная палата (Accounts Chamber) — это, определение

Счётная палата России — это парламентский орган финансового контроля в России. Счётная палата России создана на основании основного Закона государства России 1993 года.

Счетная палата РФ — это орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием России и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юр. лицом.

Счётная палата — это постоянно действующий орган финансового контроля, обладает статусом юр. лица и входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования.

Счетная палата России как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля осуществляет свою деятельность в соответствии с основным Законом государства России (статьи 101-103), Федеральным законом «О Счетной палате России», другими нормативными актами России, и Регламентом Счетной палаты России.

palata_gerb

Счётная палата (Accounts Chamber) — это

Задачи Счётной палаты РФ

Задачами Счетной палаты РФ являются:

— Компания и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности затрат государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в центробанке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

— регулярное представление Совету федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Степашин СВ - Свидлов - встреча с аудиторами 3 апр 13

Счётная палата (Accounts Chamber) — это

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:

— на государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

— на органы местного самоуправления, предприятия, компании, финансово-кредитные фирмы, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из феде рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.

Счетная палата осуществляет контроль за:

— управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

— законностью, рациональностью и эффдолганостью использования иностранных займов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

— эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

— предоставлением государственных ссуд, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

zdaniesky

Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность Счётной палаты РФ

Счётная палата (Accounts Chamber) — это

Счётная палата (Accounts Chamber) — это

Международная деятельность Счётной палаты РФ

Счётная палата (Accounts Chamber) — это

Счётная палата (Accounts Chamber) — это

Экспертиза Счетной палаты РФ

Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:

проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита; вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ; проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы; проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального долгата; проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты РФ, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

договоровсов президента РФ; поручений Совета федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями; запросов комитетов и комиссий Совета федерации и Государственной Думы; запросов депутатов и членов Совета федерации и депутатов Государственной Думы; запросов Правительства РФ; запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в предпринимательской деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она дает администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий.

schetnaja_palata_rf_glav_vid

Статус Счётной палаты РФ

Статус Счётной палаты России определяется основным Законом страны РФ и Федеральным законом «О Счётной палате России», согласно которому Счётная палата России — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Счётная палата (Accounts Chamber) — это

schetnaya_palata_sobranie_stepashin

Структура и порядок формирования Счётной палаты РФ

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы компании работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

встреча Степашина СВ с аудиторами 3 апр 13

Аппарат Счётной палаты РФ

Аппарат Счётной палаты России — орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, паспортно-визовое,финансовое, транспортное, материально-техническое, хозяйственное, жилищное, социально-бытовое, медицинское, санаторно-курортное, протокольное, культурное обеспечение деятельности Председателя Счётной палаты, заместителея Председателя Счётной палаты, аудиторов Счётной палаты, руководителя Аппарата Счётной палаты и работников Аппарата Счётной палаты. Действует на постоянной основе. Штатная численность гражданских служащих аппарата составил 1069.

— Секретариат Председателя Счётной палаты России

— Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты России

— Секретариаты аудиторов Счётной палаты России

— Отдел по защите государственной тайны

— Отдел режима и специальных работ

— Отдел по взаимодействию с органами государственной власти России

— Департамент внешних связей

— Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля

— Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН

— Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами

— Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты

— Отдел обеспечения работы Коллегии Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты

— Отдел контроля и электронного документооборота

— Отдел по работе с обращениями граждан и обеспечению деятельности Общественной приёмной Счётной палаты

— Отдел планирования и фирмы контрольных мероприятий

— Отдел развития и сопровождения информационных ресурсов, формирования баз данных

— Отдел развития и сопровождения информационных технологий Отдел эксплуатации сетевых ресурсов

— Отдел информационно-технического взаимодействия с внешними информационными системами

— Отдел мониторинга законодательства и аналитической работы

— Отдел правового обеспечения деятельности

— Отдел правового обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности

— Отдел правового редактирования и лингвистической экспертизы

— Департамент информации Финансовый департамент Финансово-экономический отдел

— Отдел бухгалтерского учёта и отчётности

— Департамент обеспечения деятельности

— Отдел организационного и конкурсного обеспечения

— Отдел социально-бытового и транспортного обеспечения

— Отдел материально-технического обеспечения

— Департамент кадров и государственной службы

— Отдел по работе с персоналом

— Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений

— Отдел переподготовки, повышения квалификации и правового обеспечения государственной гражданской службы

— Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения

schet_palata_samarskoi_oblosti

Председатель и заместитель Председателя Счетной палаты РФ

Председатель Счетной палаты России и заместитель Председателя Счетной палаты России назначаются и освобождаются от должности, соответственно, Государственной Думой и Советом федерации Федерального Собрания России по представлению президента России. Половина состава аудиторов Счетной палаты назначается и освобождается от должности Государственной Думой, а другая половина состава аудиторов Счетной палаты — Советом федерации по представлению президента России.

Срок полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты составляет 6 лет. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

К какой ветви власти принадлежат Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ?

В последнее время особую актуальность приобрели вопросы, связанные с определением положения отдельных органов государственной власти в системе сдержек и противовесов, их места в системе разделения властей. Это связано с тем, что определить принадлежность некоторых органов (прокуратура, Центральная избирательная комиссия, другие) представляется затруднительным. Также возникают вопросы о том, к какой ветви власти принадлежат Счетная палата РФ и аналогичные финансово-контрольные органы субъектов РФ.

Существует три основные точки зрения о месте контрольно-счетных органов в системе органов государственной власти: 1) эти органы являются структурными подразделениями законодательных органов; 2) они относятся к законодательной власти; 3) существует независимая контрольная власть [7].

На мой взгляд, ни одна из этих точек зрения не является бесспорной. Так, мнение о том, что Счетная палата РФ является структурным подразделением Федерального Собрания, не согласуется с тем, что в случае роспуска Государственной Думы Счетная палата продолжает свою работу (ст. 29 ФЗ «О Счетной палате РФ»).

Также сложно согласиться с тем, что контрольно-счетные органы являются органами законодательной власти, так как основная задача представительных органов – принятие законов, а функции контрольно-счетных органов, безусловно, не в этом.

Особое положение Счетной палаты установил Конституционный Суд РФ, согласно Постановлению которого «правовое регулирование должно быть таковым, чтобы Счетная палата имела возможность беспрепятственно выполнять свое предназначение в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета»[4]. Данный вывод основан на ч. 5 ст. 101 Конституции РФ. Тем самым Конституционный суд подчеркивает, что Федеральное Собрание не вправе лишать Счетную Палату контрольных полномочий, даже путем принятия федерального закона.

Хочется отметить, что Счетная палата не может входить в исполнительную власть. Финансово-контрольные органы создаются, прежде всего, для контроля за исполнением бюджета. Последнее – это функция исполнительной власти, в частности Министерства Финансов. Было бы странно отнести Счетную палату к исполнительной власти: тогда получится, что исполнительные органы сами исполняют бюджет и сами его контролируют.

Точка зрения ряда ученых, например А.С. Бурмистрова [5] о существовании отдельной контрольной власти также не бесспорна. Следует согласиться с В.А. Лебедевым, [6] что таким образом можно выделить массу других ветвей власти, например, прокурорскую, избирательную, информационную и другие.

Мы считаем, что подход о трех ветвях власти на сегодняшний день выглядит несколько упрощенно, так как многообразие деятельности государства нельзя свести исключительно к трем видам деятельности: законодательной, исполнительной и судебной.

В этой связи логично выделить некоторые органы власти, которые не относятся к какой-либо ветви власти и которые выполняют те или иные значимые государственные функции. Это и прокуратура, и Центральная избирательная комиссия. К таким органам относятся и контрольно-счетные органы, так, во-первых, они организационно и функционально независимы от других органов (см. ст. 1 ФЗ «О Счетной палате РФ»). Во-вторых, осуществляют функции и полномочия государственной власти, не характерные для органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *