ООО УК "Атал"
Обязанность УО о предоставлении документации собственникам
Не все напоказ: какие документы вы не обязаны предоставлять собственникам
«Группа собственников в нашем доме пытается совершить рейдерский захват дома.
Они запрашивают у ТСЖ первичные документы бухучета: чеки на материалы, договоры, акты с подрядчиками.
Хотят показать, что мы якобы завышаем сметы, подписываем акты по невыполненным работам.
Расскажите, какие документы мы должны предъявить, а какие нет?»
На вопрос отвечает Мария Анестратенко, ведущий эксперт в сфере ЖКХ
Действительно, собственники помещений в МКД часто запрашивают документы, которые вы не обя-заны предъявлять.
В ответе мы рассмотрим обязанность по предоставлению информации в рамках финансово-хозяй-ственной деятельности, объем таких сведений и то, как суды мотивируют отказ в выдаче собственникам помещений излишне запрашиваемых документов.
Предоставление информации органам власти и надзорным инстанциям мы не рассматриваем.
Какую информацию о финансово-хозяйственной деятельности раскрывать обязательно
Вы обязаны раскрывать информацию, предусмотренную ч. 10 или ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2014 № 263 ‑ ФЗ . Сюда относится общая информация об УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности:
· годовая бухгалтерская отчетность, бухгалтерский баланс и приложения к нему;
· сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению МКД, и расходах, понесенных в связи с их оказанием;
· сметы доходов и расходов ТСЖ, ЖК, ЖСК, отчеты об их выполнении.
Это установлено п. 3 Стандарта раскрытия информации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее — Стандарт). Аналогичные нормы закреплены приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 .
Собственники помещений вправе запросить у УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК информацию, предусмотренную ч. 10 или ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ. В ТСЖ собственники помещений, независимо от членства, имеют право ознакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, сметами доходов и расходов на год, отчетами об исполнении таких смет, аудиторскими заключениями и иными внутренними документами товарищества, предусмотренными ЖК РФ, уставом и решениями общего собрания членов ТСЖ. Это установлено ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ.
Если собственники помещений просят представить первичные учетные документы, вы вправе отказать, при условии что договором управления, уставом ТСЖ, ЖК, ЖСК или решением общего собрания не установлено иное.
К примеру, если в договоре управления или уставе указано, что собственники помещений вправе ознакомиться с договорами подряда, актами выполненных работ, оказанных услуг по ним или первичными учетными документами, то вы обязаны предоставить им такую возможность.
Бухгалтерская отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Она составляется на основе данных регистров бухгалтерского учета.
Годовая бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, утверждается и публикуется в порядке и в случаях, установленных федеральными законами.
В какой форме предоставлять информацию о финансово-хозяйственной деятельности
Формы раскрытия информации о финансово-хозяйственной деятельности утверждены приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 и приказом Минстроя России от 22.12.2014 № 882/пр .
Так называемые первичные учетные документы не входят в перечень сведений, перечисленных в утвержденных формах раскрытия информации.
Какие документы мы называем первичными учетными документами
Договор, счет на оплату, акт выполненных работ, товарная накладная — это самые распространенные первичные учетные документы.
«Первичка» оформляется при совершении сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств.
Обязательные формы и перечень «первички» для юридических лиц отсутствуют. Их самостоятельно определяет каждый хозяйствующий субъект — юридическое лицо или ИП. Такое правило установлено ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 ‑ ФЗ «О бухгалтерском учете».
Законодательством не установлена обязанность УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК предоставлять собственникам помещений в МКД доступ к первичным учетным документам.
Суды не обязывают предъявлять собственникам документы первичного учета
Истцу отказано в удовлетворении требований, так как из анализа положений законов следует, что члены и не являющиеся членами ТСЖ собственники правом ознакомления с первичными документами бухгалтерского учета не обладают ( апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 19.05 2014 по делу № 33—6756/2014 ).
Кому предоставляется информация о финансово-хозяйственной деятельности
Сведения, которые вы размещаете на информационных стендах и в интернете, предназначены для неограниченного круга лиц.
Информацию в письменном или электронном виде вы обязаны предоставить только потребителю по запросу. Потребителями по Стандарту ( п. 6 ) являются граждане и организации — собственники и наниматели помещений в МКД. Всем остальным вы вправе отказать.
Если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет или в официальных печатных изданиях, то вы вправе, не раскрывая ее, сообщить адрес указанного сайта или наименования и реквизиты печатных изданий, где размещена эта информация ( п. 17 Стандарта ).
Также Стандартом прямо не предусмотрена обязанность УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК по изготовлению и выдаче копий документов по письменному запросу.
Мы рекомендуем все же придерживаться принципов разумности. Да, вы не обязаны предоставлять документы, например, тем, кто прописан в помещении, но не является собственником. Не должны изготавливать для кого-то копии документов. Но если в каком ‑ то конкретном случае вас это не затруднит, то сделайте это, пожалуйста.
Это вы можете не показывать собственникам
Вы не обязаны показывать собственникам помещений в МКД:
— сведения о движении денег по счетам.
Истцу отказано в предоставлении сведений о движении денежных средств по банковскому счету ТСЖ. Основание — запрошенная информация выходит за рамки информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, предусмотренной ч. 10 ст. 161 ЖК РФ и п. 9 Стандарта.
В пункте 5 ПБУ 4/99 указано, что бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, если организация подлежит обязательному аудиту ( апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.08.2016 по делу № 33-13984/2016 );
— ведомости по зарплате.
Истцу отказано в удовлетворении исковых требований. Основание — ответчик не обязан предоставлять ведомости по зарплате, поскольку это не предусмотрено Стандартом ( апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.12.2014 по делу № 33—7126/2014 );
— локальный сметный расчет на ремонт чего ‑ либо, сертификаты используемых материалов, договоры подряда.
Истцу отказано в предоставлении локального сметного расчета на ремонт подъезда, сертификата соответствия используемых материалов, договора подряда. Основание — это не предусмотрено Стандартом. Стандартом установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию, в том числе по запросам заинтересованных лиц.
Закон не устанавливает обязанность УО по предоставлению (выдаче) копий документов собственникам на основании их обращений, закрепляя при этом право указанных лиц на ознакомление с требуемой информацией ( апелляционное определение Свердловского областного суда от 03.06.2016 по делу № 33-9206/2016 ).
Какие сведения УО обязана предоставить собственникам

Бывает так, что жители многоквартирных домов не понимают, откуда берутся цифры в квитанциях за содержание и ремонт общего имущества и сколько управляющая организация тратит денег на выполнение работ и услуг. Чтобы прояснить ситуацию, они просят управляющую организацию предоставить документы, подтверждающие стоимость выполнения работ.
Расскажем, какие данные УК должна предоставлять собственникам помещений по запросу.
![]()
Сведения, предусмотренные договором управления
- информацию о перечне, объёме, качестве и периодичности оказанных работ и услуг;
- копии документов, связанных с выполнением обязательств.
Сроки, в которые управляющая организация должна предоставить собственнику информацию, указываются в договоре управления при его заключении. Как правило, такой срок составляет от трёх до пяти рабочих дней, но по согласованию между сторонами может быть уменьшен.
За 15 дней до окончания срока действия договора управления собственники могут ознакомиться с письменным отчётом по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В нём должна быть вся информация о выполненных управляющей организацией работах и оказанных услугах.
![]()
Информация, предусмотренная Стандартом раскрытия
- общую информацию и сведения об основных показаниях финансово-хозяйственной деятельности;
- перечень МКД в управлении управляющей организации с указанием адреса и основания управления;
- общие характеристики многоквартирных домов в управлении;
- информацию о выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества;
- информацию об оказываемых коммунальных услугах;
- сведения о капитальном ремонте в случае, если у управляющей организации открыт специальный счёт;
- информацию о проведённых ОСС;
- отчёт о выполнении договора управления за предыдущий год;
- информацию о случаях привлечения управляющей организации или её должностных лиц к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами;
- сведения о тарифах.
Согласно п. 5 ПП РФ от 23.09.2010 № 731, управляющие организации раскрывают информацию о своей деятельности на официальном сайте, определённом уполномоченным органом исполнительной власти. До 1 января 2018 года таким сайтом был портал Реформа ЖКХ. Теперь управляющие организации раскрывают информацию в ГИС ЖКХ.
- Сайт управляющей организации.
- Сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
- Сайт органа местного самоуправления, на территории которого УО осуществляет свою деятельность.
Кроме интернет-ресурсов, УО размещает информацию на информационных стендах, расположенных в помещении управляющей организации.
Поэтому, если запрашиваемая собственником информация размещена на сайте организации, портале «Реформа ЖКХ» или в ГИС ЖКХ, управляющая организация в ответ на запрос может дать ссылку на нужные данные.
Данные о техническом состоянии МКД
Нередко собственники не понимают, почему управляющая организация решила, что для поддержания общего имущества МКД в надлежащем состоянии нужно оказывать определённый перечень работ и услуг.
- акт об обследовании технического состояния МКД;
- заключения экспертных организаций;
- иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (п. 6 постановления Правительства РФ от 15.05.2016 № 416).
Реестр собственников помещений в МКД
Согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, управляющая организация обязана предоставить реестр собственников помещений в МКД инициатору общего собрания собственников по письменному обращению в УО или обращению в ГИС ЖКХ в течение пяти дней. Согласие остальных собственников помещений МКД на предоставление реестра с персональными данными в целях созыва и организации ОСС, получать не нужно.
- Фамилия, имя, отчество – для физических лиц, полное наименование и ОГРН – для юридических лиц;
- номер помещения в МКД;
- размер доли в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.
Для удобства управляющей организации в реестр собственников помещений в МКД можно включить реквизиты документов, подтверждающих право собственности на помещение. Тогда на общем собрании собственников не нужно будет собирать такие реквизиты у каждого собственника.
![]()
Что будет, если не предоставить информацию
Ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах, работах или услугах, об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
- на должностных лиц – от 500 до 1000 рублей;
- на юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
Управляющей организации стоит помнить, что штраф – не всегда самое страшное наказание за ненадлежащее выполнение её обязанностей. Недовольство собственников работой УО может привести к жалобам в ГЖИ, прокуратуру, администрацию и даже к смене способа управления.
Чтобы упростить и систематизировать работу управляющих организаций с заявками и обращениями жителей домов, мы разработали удобный сервис «АДС на 100%». Он поможет правильно выстроить ежедневную деятельность диспетчерской и систематизирует переписку компании с клиентами. Получите демо-доступ уже сейчас.
Какую информацию управляющая организация обязана предоставить жителям многоквартирного дома
— об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них,
-о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами).
-об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ,
-о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
-об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах (ч.2 ст.165 Жилищного кодекса РФ).
Жители вправе получать от ответственных лиц управляющей компании не позднее 5 рабочих дней с даты обращения, информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен (подпункт «а» пункта 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
2. Кроме того, управляющая компания обязана предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
-сведения об исполнителе — наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
-адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
-размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
-порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
-показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг,
установленные законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами, а также информация о 11равилах;
-сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
-наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил;
-в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы поколения электрической энергии (мощности) — сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и шпон жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями н о случаях неприменения такой социальной нормы;
-информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
-сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (подпункт «п» п.31 Правил предоставления коммунальных \слуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
3. На основании ч.10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731, управляющая организация обязана обеспечить свободный ДОСТУП К информации:
— об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности,
-об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
-о порядке и об условиях их оказания и выполнения,
-(‘о их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющая организация ежегодно, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещении в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год (ч, 11 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).
Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края
Из положений ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Правительством РФ постановлением от 15.05.2013 № 416 установлены стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктами 31—37 указанных Правил установлено, что перечень информации, предоставляемой собственникам помещений в МКД, не является закрытым и не ограничивается информацией, подлежащей обязательному раскрытию. Первичная информация, отражающая сведения об эксплуатации (использования) общедомового имущества, напрямую затрагивает права собственников помещений МКД в части владения, пользования и распоряжения общедомовым имуществом. Временное владение управляющей организацией технической документацией с целью осуществления полномочий по управлению МКД не влечет ограничение прав собственников в отношении данной документации.
Вместе с тем, прямого указания закона на обязанность собственникам квартир управляющей организации предоставлять техническую документацию прямо в законодательстве не предусмотрена.
Однако, такая обязанность вытекает из смысла самого жилищного законодательства, которое обязывает собственника поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК РФ).
Не имея доступа к технической документации квартиры, невозможно в полной мере обеспечивать поддержание помещения «в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения». Таким образом, управляющая компанию обязана представить испрашиваемые технической документы собственникам помещений в МКД для ознакомления.
Разъясняет Прокуратура Вяземского района 19.03.2021
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Хабаровского края
Прокуратура Хабаровского края
19 марта 2021, 14:37
Ознакомление с технической документацией многоквартирного дома, управление которым осуществляется управляющей компанией
Из положений ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Правительством РФ постановлением от 15.05.2013 № 416 установлены стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктами 31—37 указанных Правил установлено, что перечень информации, предоставляемой собственникам помещений в МКД, не является закрытым и не ограничивается информацией, подлежащей обязательному раскрытию. Первичная информация, отражающая сведения об эксплуатации (использования) общедомового имущества, напрямую затрагивает права собственников помещений МКД в части владения, пользования и распоряжения общедомовым имуществом. Временное владение управляющей организацией технической документацией с целью осуществления полномочий по управлению МКД не влечет ограничение прав собственников в отношении данной документации.
Вместе с тем, прямого указания закона на обязанность собственникам квартир управляющей организации предоставлять техническую документацию прямо в законодательстве не предусмотрена.
Однако, такая обязанность вытекает из смысла самого жилищного законодательства, которое обязывает собственника поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК РФ).
Не имея доступа к технической документации квартиры, невозможно в полной мере обеспечивать поддержание помещения «в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения». Таким образом, управляющая компанию обязана представить испрашиваемые технической документы собственникам помещений в МКД для ознакомления.