Какого вида проверки знаний не существует
Перейти к содержимому

Какого вида проверки знаний не существует

  • автор:

Какого вида проверки знаний не существует

VII. Организация проверки знания требований охраны труда

68. Проверка знания требований охраны труда работников является неотъемлемой частью проведения инструктажа по охране труда и обучения по охране труда и направлена на определение качества знаний, усвоенных и приобретенных работником при инструктаже по охране труда и обучении по охране труда.

69. Форма проведения проверки знания требований охраны труда работников при инструктаже по охране труда определяется локальными нормативными актами работодателя.

70. Плановое и внеплановое обучение по охране труда завершается соответствующей проверкой знания требований охраны труда работников.

71. Плановая (внеплановая) проверка знания требований охраны труда работников после прохождения обучения требованиям охраны труда, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты может проводиться как в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, так и у работодателя.

72. Для проведения проверки знания требований охраны труда работников после прохождения обучения по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, у работодателя создаются комиссии по проверке знания требований охраны труда работников в составе не менее 3 человек — председателя, заместителя (заместителей) председателя (при необходимости) и членов комиссии.

73. В состав комиссий по проверке знания требований охраны труда у работодателя, в том числе по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, по вопросам использования (применения) средств индивидуальной защиты, по вопросам охраны труда, могут включаться руководители и специалисты структурных подразделений, руководители и специалисты служб охраны труда, лица, проводящие обучение по охране труда. Также в состав комиссии включаются по согласованию представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников такой организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии).

74. Работники, включаемые в состав комиссий по проверке знания требований охраны труда, проходят обучение по программам обучения требованиям охраны труда, предусмотренным подпунктами «а» и «б» пункта 46 настоящих Правил.

75. Для обеспечения проверки знания требований охраны труда работников по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «в» пункта 46 настоящих Правил, в организации могут быть сформированы специализированные комиссии по проверке знания требований охраны труда у работников, выполняющих работы повышенной опасности, и у лиц, ответственных за организацию работ повышенной опасности. Работники, входящие в состав указанных специализированных комиссий проходят обучение требованиям охраны труда по соответствующей программе обучения требованиям охраны труда, предусмотренной подпунктом «в» пункта 46 настоящих Правил.

76. У работодателя могут быть сформированы специализированные комиссии по проверке знания требований охраны труда у работников, прошедших обучение по программам по оказанию первой помощи пострадавшим и (или) использованию (применению) средств индивидуальной защиты в случае организации самостоятельного (без объединения с обучением требованиям охраны труда) обучения работников по оказанию первой помощи пострадавшим и по использованию (применению) средств индивидуальной защиты. Работники, входящие в состав указанных специализированных комиссий проходят обучение по соответствующим специализации комиссии программам, предусмотренным пунктами 34 и 38 настоящих Правил.

77. В организации допускается функционирование единой комиссии по проверке знания требований охраны труда работников, прошедших обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты и обучение требованиям охраны труда (далее — единая комиссия). При этом работники, входящие в состав единой комиссии, проходят обучение в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, по всем программам обучения по охране труда, предусмотренным пунктами 34, 39 и 46 настоящих Правил.

78. Проверка знания требований охраны труда руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, руководителей и преподавателей организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии, руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций, проводится с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

79. Работник, показавший в рамках проверки знания требований охраны труда неудовлетворительные знания, не допускается к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей и направляется работодателем в течение 30 календарных дней со дня проведения проверки знания требований охраны труда повторно на проверку знания требований охраны труда.

V. Предэкзаменационная подготовка, проверка знаний работников в организациях

40. Проверка знаний должна проводиться в отношении персонала организаций, относящегося к категориям работников, указанным в пункте 10 Правил, и включать проверку знаний требований отраслевых актов и инструктивно-технических документов в сфере электроэнергетики, необходимых для исполнения работниками их должностных обязанностей (трудовых функций).

Для административно-технического, оперативного, оперативно-ремонтного, ремонтного и вспомогательного персонала организаций, эксплуатирующих объекты по производству электрической энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, если в соответствии с должностными обязанностями (трудовыми функциями) данного персонала предусмотрена необходимость знания требований отраслевых актов и инструктивно-технических документов в сфере теплоснабжения, проверка знаний также должна включать проверку знаний требований указанных актов и документов.

В отношении руководителя (заместителя руководителя) организации, прошедших аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, прохождение проверки знаний не требуется.

41. Проверка знаний административно-технического, диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного, ремонтного и вспомогательного персонала должна проводиться в объеме требований отраслевых актов и инструктивно-технических документов, указанных в пункте 40 Правил (далее — отраслевые акты и инструктивно-технические документы), определяемых в соответствии с перечнями документов для проверки знаний.

Перечни документов для проверки знаний должны разрабатываться и утверждаться в порядке, установленном руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом. Работники должны быть предварительно ознакомлены с перечнем документов для проверки знаний.

Объем знаний для проверки по каждой должности (профессии) должен определяться на основании должностных обязанностей (трудовых функций).

В случае, указанном в абзаце втором пункта 49(1) Правил, объем проверки знаний работников должен определяться на основании должностных обязанностей (трудовых функций) работников и включать проверку знаний требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, указанных в пункте 22 Правил, необходимых для исполнения работниками их должностных обязанностей (трудовых функций). Перечень нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, регулирующих деятельность в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения, на знание требований которых может проводиться проверка знаний в комиссиях, формируемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальными органами), должен быть размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 6.1 статьи 28.1 Федерального закона «Об электроэнергетике».

По результатам проверки знаний в объеме, определенном в соответствии с абзацами первым — четвертым настоящего пункта и приложением N 1 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, работникам из числа административно-технического, диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного, ремонтного и вспомогательного персонала в зависимости от выполняемых должностных обязанностей (трудовых функций) должна присваиваться (подтверждаться) группа по электробезопасности.

42. Проверка знаний работников подразделяется на первичную, очередную и внеочередную.

43. Первичная проверка знаний должна проводиться у работников:

впервые поступивших на работу в организацию;

при перерыве в работе более трех лет.

44. Проверка знаний работников должна проводиться после прохождения предэкзаменационной подготовки.

Программы предэкзаменационной подготовки должны разрабатываться и утверждаться в порядке, установленном руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом.

При подготовке по новой должности предэкзаменационная подготовка должна проводиться в соответствии с программой подготовки по новой должности, отдельная программа предэкзаменационной подготовки в указанном случае не утверждается.

Проверка знаний диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала при подготовке по новой должности должна проводиться в сроки, установленные программой подготовки по новой должности.

Первичная проверка знаний работников, относящихся к категории административно-технического персонала или вспомогательного персонала, должна проводиться не позднее одного месяца после назначения на должность.

Перед первичной проверкой знаний работников, относящихся к категории вспомогательного персонала, в соответствии с утвержденными программами должна проводиться предэкзаменационная подготовка по требованиям отраслевых актов и инструктивно-технических документов.

Предэкзаменационная подготовка работников должна проводиться в специализированных образовательных организациях или в организации по месту работы. Допускается проводить предэкзаменационную подготовку в режиме самоподготовки.

45. Очередная проверка знаний работников должна проводиться:

в отношении диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала, работников из числа административно-технического персонала, непосредственно организующих работы в электроустановках и имеющих право ведения оперативных переговоров и производства переключений в электроустановках, имеющих право контролировать переключения в электроустановках (для объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, — также в отношении работников из числа административно-технического персонала, непосредственно организующих работу тепломеханического оборудования энергоустановок и имеющих право ведения оперативных переговоров и производства переключений в данном оборудовании, имеющих право контролировать переключения в тепломеханическом оборудовании), ответственных за электрохозяйство потребителей электрической энергии и их заместителей, а также работников рабочих профессий в соответствии с перечнем, утвержденным организацией (ее филиалом, представительством), — не реже одного раза в 12 месяцев;

в отношении иных работников — не реже одного раза в три года.

Допуск персонала, указанного в абзаце втором настоящего пункта, к самостоятельной работе без прохождения очередной проверки знаний запрещается.

46. Очередная проверка знаний в организации должна осуществляться по графикам проверки знаний, ежегодно утверждаемым председателями комиссий по проверке знаний организации, в которых будет проводиться проверка знаний.

Для работников, проверка знаний которых проводится в комиссиях, сформированных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальными органами), график проверки знаний утверждается руководителем организации (ее филиала, представительства) или уполномоченным им должностным лицом.

Работники должны быть ознакомлены с графиком проверки знаний в течение месяца после утверждения графика проверки знаний, но не позднее чем за 14 календарных дней до даты проведения очередной проверки знаний.

47. Внеочередная проверка знаний должна проводиться независимо от срока проведения предыдущей проверки знаний в следующих случаях:

по решению руководителя или иного уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства) — при вступлении в силу (введении в действие) новых отраслевых актов в сфере электроэнергетики (для работников, указанных в абзаце втором пункта 40 Правил, — также в сфере теплоснабжения), знание которых обязательно по должности. В указанном случае осуществляется проверка знаний в отношении новых требований указанных отраслевых актов;

при переводе работника на новую должность (для рабочих — на новое рабочее место), в другой филиал (представительство), структурное подразделение в пределах одной организации, если должностные обязанности (трудовые функции) работника по новой должности (рабочему месту) требуют дополнительных знаний отраслевых актов и инструктивно-технических документов;

при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний работников. В указанном случае осуществляется проверка знаний требований, связанных с такими изменениями;

по решению руководителя или иного уполномоченного должностного лица организации (ее филиала, представительства) при установлении фактов нарушений работниками требований к обслуживанию и эксплуатации оборудования, требований охраны труда и пожарной безопасности;

если необходимость проведения внеочередной проверки знаний указана в качестве противоаварийного мероприятия в акте расследования причин аварии в электроэнергетике или предусмотрена актом расследования несчастного случая на производстве, произошедшего с работниками организации или на принадлежащих организации объектах электроэнергетики;

на основании предписания, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по результатам осуществления в отношении организации федерального государственного энергетического надзора;

при перерыве в работе по данной должности (рабочему месту) более 6 месяцев.

48. Объем и порядок проведения в отношении работника внеочередной проверки знаний должны быть определены председателем комиссии по проверке знаний организации, а в случае, указанном в абзаце втором пункта 49(1) Правил — руководителем организации (ее филиала, представительства) или уполномоченным им должностным лицом.

49. Внеочередная проверка знаний не отменяет сроков проведения очередной проверки знаний в соответствии с утвержденным графиком проверки знаний (за исключением внеочередной проверки знаний, связанной с переводом работника на новую должность (рабочее место), повышением группы по электробезопасности).

49(1). Проверка знаний проводится в комиссиях организации, определение состава и формирование которых осуществляются в соответствии с пунктами 50, 51, 54 и 58 Правил.

В случае если штатная численность работников организации не позволяет образовать комиссию по проверке знаний в соответствии с требованиями указанных пунктов Правил, проверка знаний должна проводиться в комиссии, формируемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальным органом). В указанном случае на организации не распространяются требования пунктов 50 — 55 Правил.

50. Для проведения проверки знаний различных категорий работников в организации организационно-распорядительными документами должны создаваться постоянно действующие комиссии по проверке знаний следующих уровней (далее — комиссия по проверке знаний организации):

центральная постоянно действующая комиссия по проверке знаний организации;

постоянно действующие комиссии по проверке знаний филиалов, представительств организации.

Допускается создание в организации:

постоянно действующих комиссий по проверке знаний структурных подразделений;

специализированных постоянно действующих комиссий для проверки знаний в отдельных областях, для отдельных категорий персонала или для отдельных структурных подразделений.

В зависимости от численности и функций филиалов, представительств организации допускается осуществлять проверку знаний их работников в центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации. В указанном случае комиссии по проверке знаний филиалов, представительств могут не создаваться.

Иерархия комиссий по проверке знаний, созданных в организации, должна определяться порядком проведения работы с персоналом.

51. Комиссия по проверке знаний организации должна состоять не менее чем из пяти человек, включая председателя и заместителя(ей) председателя комиссии. В состав комиссии по проверке знаний организации должны включаться работники из числа административно-технического персонала организации (ее филиала, представительства) по направлениям проверки знаний.

52. В отношении председателя, заместителя председателя и двух членов центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации, определенных организационно-распорядительным документом организации, проверка знаний проводится руководителем или заместителем руководителя организации, прошедшим аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики в соответствии с нормативными правовыми актами по вопросам аттестации, за исключением случаев, если в отношении указанных лиц в соответствии с пунктом 41 Правил предполагается присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности.

Остальные члены центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации должны проходить проверку знаний в центральной постоянно действующей комиссии организации.

Все члены комиссии по проверке знаний обслуживающих организаций, указанных в абзаце пятом пункта 2 Правил, должны проходить проверку знаний в комиссии, созданной этой организацией.

В случае если это предусмотрено организационно-распорядительными документами субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии), владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электроэнергетики, в отношении которых обслуживающей организацией осуществляется выполнение работ или оказание услуг, или условиями договора между таким субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии) и обслуживающей организацией, проверка знаний председателя, заместителя председателя и не менее двух членов центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний обслуживающей организации должна проводиться в комиссии по проверке знаний, формируемой указанным субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии).

53. Председатель, заместители председателя и не менее двух членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должны проходить проверку знаний в вышестоящей комиссии по проверке знаний, созданной в организации.

Проверка знаний остальных членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должна проводиться в постоянно действующей комиссии по проверке знаний такого филиала, представительства, структурного подразделения.

54. При проведении проверки знаний должно присутствовать не менее трех членов комиссии организации по проверке знаний, включая председателя (заместителя председателя), при этом:

при проведении проверки знаний в постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации непосредственно членов данной комиссии состав комиссии должен включать председателя комиссии (заместителя председателя) и не менее двух членов комиссии, прошедших проверку знаний в вышестоящей комиссии организации;

при проведении проверки знаний, по результатам которой предполагается присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности, в дополнение к требованиям, указанным в абзаце втором настоящего пункта Правил, должны соблюдаться требования к составу комиссии, указанные в пункте 58 Правил.

Проверка знаний в отношении председателя, заместителя председателя и членов центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации, указанных в абзаце первом пункта 52 Правил, в случае необходимости присвоения (подтверждения) им группы по электробезопасности проводится в центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации, состав которой должен соответствовать пункту 58 Правил.

55. Состав комиссии по проверке знаний организации должен быть подобран таким образом, чтобы области знаний, в которых в соответствии с пунктом 54 Правил проведена проверка знаний членов комиссии, охватывали все области знаний и направления компетенции члена комиссии или иного работника, у которого проводится проверка знаний.

55(1). В состав комиссии по проверке знаний, формируемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальным органом) в соответствии с пунктом 6.1 статьи 28.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», включаются его должностные лица, которым присвоена группа по электробезопасности, в порядке и количестве, определенном руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальными органами).

56. Прохождение проверки знаний в комиссиях по проверке знаний организации должно осуществляться в соответствии с порядком и формами проверки знаний, предусмотренными принятым в организации порядком проведения работы с персоналом.

56(1). В случае, указанном в абзаце втором пункта 49(1) Правил, для проведения проверки знаний в отношении работника руководитель организации (ее филиала, представительства) или уполномоченное им должностное лицо направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальный орган) заявление о проведении проверки знаний (далее — заявление).

В заявлении указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) работника, в отношении которого требуется проведение проверки знаний, и занимаемая им должность (выполняемая профессия);

причина проверки знаний;

присваиваемая группа по электробезопасности;

уровень напряжения эксплуатируемых электроустановок;

категория персонала, к которой относится работник;

раздел перечня нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, регулирующих деятельность в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения, указанного в абзаце четвертом пункта 41 Правил, проверка знаний которых необходима в отношении работника.

К заявлению прилагается копия документа о предыдущей проверке знаний работника (кроме случая проведения первичной проверки).

57. Проверка знаний каждого работника должна проводиться индивидуально.

58. В случае если в состав задач комиссии по проверке знаний входит присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности, то в состав такой комиссии должны включаться не менее трех работников, имеющих группу по электробезопасности, один из которых должен иметь группу по электробезопасности не ниже группы, присваиваемой (подтверждаемой) работнику, проверка знаний которого осуществляется.

59. Если проверяемый работник не дал правильного ответа на более чем тридцать процентов вопросов от общего числа вопросов всех членов комиссии или на более чем тридцать процентов вопросов от общего числа вопросов по одной из областей проверки знаний требований отраслевых актов и инструктивно-технических документов, указанных в пункте 40 Правил, и знание которых требуется в соответствии с его должностными обязанностями (трудовыми функциями), то работнику должна устанавливаться общая оценка знаний «неудовлетворительно».

Решение об общей положительной оценке знаний работника (оценка «удовлетворительно», «хорошо», «отлично») должно приниматься большинством голосов членов комиссии по проверке знаний.

60. Допускается использование программного обеспечения для автоматизированной проверки знаний работников организации. В случае проведения проверки знаний с использованием программного обеспечения и получения неудовлетворительной оценки автоэкзаменатора итоговая оценка должна устанавливаться комиссией по проверке знаний по результатам устного опроса работника.

61. Результат проведения проверки знаний в комиссии по проверке знаний организации должен оформляться протоколом проверки знаний и фиксироваться в журнале учета проверки знаний с последующей выдачей удостоверения. Результат проведения проверки знаний в комиссии, сформированной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (его территориальным органом), должен оформляться протоколом проверки знаний.

Форма индивидуального протокола проверки знаний приведена в приложении N 2 к Правилам.

По решению председателя комиссии по проверке знаний и в соответствии с установленным в организации порядком проведения работы с персоналом допускается оформлять общий протокол проверки знаний группе работников филиала, представительства, структурного подразделения организации. Форма общего протокола проверки знаний приведена в приложении N 3 к Правилам.

Форма журнала учета проверки знаний приведена в приложении N 4 к Правилам. Страницы журнала учета проверки знаний должны быть пронумерованы и защищены от изъятий и вложений. Внесение записей в журнал учета проверки знаний должно осуществляться на основании протокола проверки.

Форма удостоверения приведена в приложении N 5 к Правилам.

62. Порядок хранения протоколов проверки знаний и журнала учета проверки знаний в комиссиях по проверке знаний организации должен быть определен организацией с учетом требований пункта 14 Правил.

63. Работник, получивший неудовлетворительную оценку по результатам проверки знаний, к самостоятельной работе не допускается и обязан в срок не более одного месяца пройти повторную проверку знаний.

При получении работником неудовлетворительной оценки по итогам повторной проверки знаний работник к самостоятельной работе не допускается. В указанном случае принятие руководителем организации (ее филиала, представительства) решения о возможности продолжения с работником трудовых отношений, необходимости перевода работника на другую работу (должность), соответствующую его квалификации, или расторжения с работником трудового договора должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

64. Удостоверение о проверке знаний с записью результатов проверки знаний должно находиться у работника во время выполнения им должностных обязанностей (трудовых функций) и предъявляться по требованию контролирующих лиц.

Какого вида проверки знаний не существует

Каждая организация, независимо от численности и отраслевой специфики, должна обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. Один из значимых аспектов этого вопроса — обучение безопасным методам и приемам выполнения работы. Поговорим о том, как его правильно организовать и на какие нормативные документы стоит опираться.

Нормативная база

Основным документом в вопросах охраны труда является, конечно же, Трудовой кодекс. В нем прямо обозначены обязанности как работодателя «обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда» (ст. 22 ТК РФ), так и работника — «соблюдать все требования по охране труда» (ст. 21 ТК РФ). Принципы охраны труда, порядок организации необходимых мероприятий, в том числе обучения, подробно изложены в отдельном разделе X (ст. 209–231).

Кроме Трудового кодекса РФ, разработаны федеральные законы, приказы и постановления, подзаконные нормативные акты. Они устанавливают конкретные требования и стандарты, которые следует использовать при организации профильных мероприятий и разработке локальной документации. Особое внимание обратите на следующие документы:

  • Порядок обучения и проверки знаний сотрудников в части безопасности профессиональной деятельности и охраны труда (Постановление Минобразования и Минтруда РФ № 1/29 от 13.01.2003);
  • Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (Постановление Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000);
  • Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда (Приказ Минтруда РФ № 412н от 24.06.2014).

Кто организует обучение

Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность сотрудников превышает 50 человек, организация обязана создать у себя службу по охране труда или ввести в штат профильного специалиста. И в этом вопросе можно опираться на Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Если количество работников меньше 50, руководитель вправе возложить эти функции на кого-то из сотрудников.

В любом из этих случаев уполномоченные сотрудники обязаны:

  • разрабатывать программы обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя;
  • проводить вводный инструктаж по охране труда со всеми, кто устраивается на работу, командированными, стажерами и пр.;
  • организовывать обучение по охране труда работников организации и ее руководителя по утвержденному графику;
  • участвовать в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Решение создать службу охраны труда или возложить эти функции на кого-то из сотрудников должно быть оформлено документально. Кадровая служба готовит целый ряд локальных нормативных актов. В их числе:

— приказ об организации службы охраны труда;

— приказ о возложении обязанностей инженера по охране труда на специалиста;

— положение об охране труда;

— должностные инструкции работников службы охраны труда;

— перечень профессий и должностей, проходящих обучение и проверку знаний по охране труда и пр.

Любые приказы по охране труда оформляйте в Контур-Персонале

Есть и еще один вариант — заключить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей вышеперечисленные услуги (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Кто проходит обучение

Обучение по охране труда, согласно ст. 225 ТК РФ, должны проходить все без исключения работники организации:

  • руководители, в том числе работодатели — индивидуальные предприниматели;
  • специалисты;
  • рабочие.

Те, кто не прошел обучение, не могут быть допущены к выполнению своих трудовых обязанностей.

Важно! Работник, который не прослушал обучающий курс не по своей вине, должен быть отстранен от работы, а организация обязана оплатить этот период как простой по вине организации (ч. 1, 3 ст. 76 ТК РФ).

Инструктаж или обучение?

В зависимости от профиля работы и занимаемой должности работники могут осваивать разные программы. Наиболее распространенный вид обучения — инструктаж. Его проходят все сотрудники без исключения.

Выделяют несколько видов инструктажа.

1. Вводный — для всех принимаемых на работу, а также откомандированных сотрудников сторонних организаций, то есть всех, кто связан с производственной деятельностью. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом руководителя возложены эти обязанности.

2. Первичный на рабочем месте — это инструктаж для всех новых сотрудников, постоянных и временных, для переведенных из соседнего подразделения и откомандированных из других организаций, а также для тех, у кого случился значительный перерыв в трудовой деятельности. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель работника: мастер, прораб, преподаватель и пр.

3. Повторный — проводится для всех сотрудников не реже одного раза в шесть месяцев по тем же программам, что и для первичного инструктажа на рабочем месте.

4. Внеплановый — этот вид обучения связан с принципиальными изменениями, которые влияют на выполнение сотрудником трудовых функций. Это может быть изменение законодательства, смена оборудования или технологических процессов. Внеплановый инструктаж проводят также при выявленных случаях грубого нарушения работником требований охраны труда.

5. Целевой — потребность в целевом инструктаже возникает, когда речь идет о ликвидации последствий аварий (стихийных бедствий), о разовых работах и о тех видах деятельности, на которые требуется наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы.

Для представителей рабочих специальностей работодатель обязан провести дополнительное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Это касается новых сотрудников и тех, кто переводится на другую работу. Обучение следует провести в течение месяца после приема/перевода на работу. Порядок и периодичность такого обучения, а также формат проверки знаний у работников рабочих профессий устанавливаются работодателем с опорой на нормативно-правовые акты, которые регулируют безопасность тех или иных видов работ (Постановление № 1/29 от 13.01.2003).

Отдельное обучение должно быть организовано для руководителя организации, его заместителей, заместителей главного инженера по охране труда, а также для специалистов служб охраны труда или работников, на которых работодатель возлагает обязанности организации работы по охране труда. Срок тот же — не позднее одного месяца с момента трудоустройства или назначения на должность.

Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.

Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.

Проверка знаний

Каждый инструктаж должен завершаться устным опросом по приобретенным работником знаниям и навыкам безопасных приемов работы. У представителей рабочих специальностей проверку знаний проводит непосредственный руководитель. У специалистов и руководителей — специальная комиссия из сотрудников, которые получили соответствующее разрешение в вышестоящей организации или в специализированном учебном заведении.

Аттестация руководителей и специалистов проводится не реже чем один раз в три года, а рабочих — не реже одного раза в год.

В состав комиссии по проверке знаний входит не менее трех человек: руководитель организации и/или структурного подразделения, главный специалист (технолог, механик, энергетик и т.д.) и обязательно специалист службы охраны труда (Типовое положение о комиссии по проверке знаний в сфере безопасности и охране трудовой деятельности). Членами комиссии могут быть только те, кто прошел обучение и проверку знаний по охране труда в установленном порядке.

Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку обучения и проверки знаний сотрудников в части безопасности профессиональной деятельности и охраны труда.

Важно! Cотрудник, не сумевший успешно пройти проверку знаний после обучения, обязан повторить попытку в срок не позднее одного месяца.

Проведенные инструктажи и обучения, а также результаты аттестаций и опросов должны быть зарегистрированы в журналах и при необходимости в наряде-допуске на производство работ. Журналы в обязательном порядке прошиваются и нумеруются. Формы и порядок их ведения утверждены ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Требование обеспечить сотрудникам безопасные условия труда касается всех без исключения работодателей. Эта сфера деятельности предприятий имеет множество составляющих и достаточно строго регламентирована. Но при этом трудовое законодательство предоставляет разные варианты организации работы по охране труда. Руководителю предприятия следует выбрать подходящий вариант, ознакомиться с нормативной документацией и внимательно относиться к требованиям ТК РФ и законодательных актов. А облегчить оформление необходимых документов помогут современные системы автоматизации.

Какого вида проверки знаний не существует

Сообщение admin » 04 июл 2015 04:52

Доброе время суток.
Встал вопрос про правильное название проверки знаний, а именно, что необходимо писать в протоколе проверки знаний в графе «Причина проверки знаний» при:
1. Первой проверке знаний — впервые, первичная?
2. Следующей проверке знаний (через год или 3 года) — следующая, очередная, плановая?

3. Повторная четко описанный вид проверки знаний. По нему вопросов нет.

11. До истечения действия результатов предыдущей проверки знаний по вопросам охраны труда работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины), подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда в месячный срок.

гл. 1, Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175 (ред. от 24.12.2013) «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда»

29. Внеочередная проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих проводится по требованию представителей органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), руководителя организации (структурного подразделения) или должностного лица организации, ответственного за организацию охраны труда, при нарушении рабочими требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям.

гл. 2, Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175 (ред. от 24.12.2013) «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *