К нормативам которые предназначены для строительства отдельного объекта относятся
2.3. Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
государственные сметные нормативы — ГСН;
отраслевые сметные нормативы — ОСН;
территориальные сметные нормативы — ТСН;
фирменные сметные нормативы — ФСН;
индивидуальные сметные нормативы — ИСН.
Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике».
К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.
К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.
К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.
В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.
Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов, приведенных в приложении N 1, не производится.
2.4. Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.
К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.
К укрупненным сметным нормативам относятся:
сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:
нормативы накладных расходов;
нормативы сметной прибыли;
сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;
сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;
индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;
нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора);
укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:
укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС),
укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР),
сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР),
укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства,
укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);
прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);
прейскуранты на строительство зданий и сооружений;
сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ);
сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);
показатели по объектам-аналогам;
и другие нормативы.
С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих:
изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;
нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий, сооружений;
3.2 Система ценообразования в строительстве
Система ценообразования в строительстве базируется на:
правилах расчета затрат;
правилах определения стоимости строительства.
Сметные нормативы
Сметные нормативы предназначены для определения норм расхода количества ресурсов, необходимых для проведения различных видов строительных, монтажных, ремонтных и реставрационных работ. Нормы дифференцированно отражают в своем составе показатели трудозатрат, времени работы строительных машин и механизмов, а также расходы материалов, изделий и конструкций.
Сметные нормативы классифицируются следующим образом (табл. 3.3).
Классификация сметных нормативов
• для отдельных крупных сооружений;
К общегосударственным строительным сметным нормативам относятся такие, которые входят в состав сметных норм, утверждаемых Госстроем Украины.
К ведомственным сметным нормативам относятся такие, которые утверждаются министерствами и другими центральными органами исполнительной власти по согласованию с Госстроем Украины.
Ведомственные сметные нормативы разрабатываются в обоснованных случаях, когда по принятой для специализированного строительства технологии и организации работ затраты трудовых и материально-технических ресурсов значительно отличаются от общегосударственных. Эти нормативы применяются в той отрасли, для которой они разработаны.
Ведомственные сметные нормативы не должны противоречить общегосударственным или дублировать их.
Для отдельных больших строений в обоснованных случаях, когда принятые для этих строений технология и организация работ, затраты трудовых и материально-технических ресурсов значительно отличаются от общегосударственного уровня, могут разрабатываться ресурсные элементы сметной нормы на строение. Решение о разработке таких норм принимается застройщиком по согласованию с Госстроем Украины.
Нормы утверждаются соответствующими министерствами и другими центральными органами исполнительной власти по согласованию с Госстроем Украины.
К индивидуальным сметным нормативам относятся ресурсные элементные сметные нормы, которые разрабатываются в составе инвесторской сметной документации на отдельные конструкции и работы, предусмотренные в проекте, при отсутствии соответствующих норм в существующих сборниках ресурсных элементных сметных норм. Эти нормы утверждаются в составе проекта и применяются только для сооружения (объекта) по данному проекту.
Все сметные нормативы по степени укрупнения подразделяются на элементные и укрупненные.
К элементным сметным нормативам принадлежат:
ресурсные элементные сметные нормы на строительные работы;
ресурсные элементные сметные нормы на монтаж оборудования;
ресурсные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы;
ресурсные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы;
ресурсные сметные нормы эксплуатации строительных машин и механизмов.
К укрупненным сметным нормативам относятся укрупненные ресурсные сметные нормы:
на здания и сооружения в целом;
на части зданий и сооружений, конструкции и виды работ.
Затраты на строительство
Затраты в строительстве классифицируются в зависимости от связи с сооружением объекта, способа расчета на проведение строительных работ, видов работ (табл. 3.4).
Непосредственные затраты — средства, которые тратятся непосредственно на сооружение объекта, т. е. трудовые и материальные ресурсы.
Сопутствующие затраты — средства, используемые на строительство в целом, а именно:
расходы на подготовку территории строительства;
затраты на разборку временных зданий и сооружений;
Классификация затрат на строительство
Связь с сооружением объекта
• стоимость оборудования, машин, инвентаря;
дополнительные расходы, связанные с проведением работ в зимний период;
затраты на перевозку работников и командировочные расходы;
расходы, связанные с перебазированием строительной организации и др.
Прямые затраты — непосредственно связанные с проведением строительных работ. Они включают в себя:
заработную плату рабочих;
стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов;
стоимость материалов, изделий и конструкций.
Прямые затраты рассчитываются путем умножения сметных норм расхода трудовых и материальных ресурсов на соответствующие текущие цены этих ресурсов.
Накладные затраты — связанные с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием. Они включают в себя:
• административно-хозяйственные расходы — средства на заработную плату с отчислениями на социальные нужды работников аппарата управления, хозяйственного обслуживания и не включенных в состав производственных бригад; транспортные расходы, связанные с управлением производством; затраты на материально-техническое обеспечение и командировочные расходы аппарата управления; единоразовая помощь; отчисления структурных подразделений на содержание аппарата управления;
расходы по обслуживанию работников строительства — выплаты в соответствии с законодательством; расходы, связанные с подбором рабочей силы, подготовкой кадров; затраты на соблюдение правил техники безопасности и других социальных требований; отчисление на социальные нужды работников, занятых в основном производстве;
затраты на организацию работ на строительных площадках —амортизационные отчисления и расходы на текущий ремонт оборудования, не предусмотренные в прямых затратах; износ и расходы на ремонт малоценных и быстроизнашивающихся предметов; износ и расходы, связанные с содержанием временных сооружений; расходы на геодезические работы и связанные с изобретательством и рационализацией; затраты некапитального характера по совершенствованию технологии и организации строительных работ, обеспечению их качества; расходы на содержание строительных площадок, подготовку объектов строительства к сдаче и перебазирование подразделений на другой объект в границах строительной площадки;
прочие накладные расходы — платежи по обязательному страхованию имущества и работников, платежи за загрязнение окружающей среды; расходы на оплату процентов по кредитам, аренды (лизинга); возмещение расходов на участие в выставках; представительские расходы; затраты по рекламе.
К затратам на строительные работы относятся следующие расходы:
по возведению зданий и сооружений;
горно-вскрышные; буро-подрывные; свайные, по закреплению грунтов; по обустройству колодцев; по бурению скважин; по защите строительных конструкций и оборудования от коррозии; теплоизоляционные; горнопроходческие; подводно-строительные;
электроосвещение жилых и общественных зданий;
обустройство внутреннего водопровода, канализации, отопления, газоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также других внутренних трубопроводов;
выполняемые при специализированном строительстве, в том числе: противоэрозионные, противоселевые, противолавинные, противооползневые и другие инженерные и природоохранные сооружения; мелиоративные работы;
по строительству внешних сетей и сооружений водоснабжения, канализации, тепло и энергоснабжения; газопроводов, магистральных трубопроводов газонефтепродуктов, сооружений для очистки сточных вод и для охраны атмосферы от загрязнения;
по озеленению, защитным лесонасаждениям, многолетним плодовым насаждениям;
по подготовке территории строительства;
по устройству основ фундаментов и опорных конструкций под оборудование, связанные со строительством зданий и сооружений геологические и гидрогеологические (шурфование, откачка воды и т.д.), донноуглубляющие, горно-капитальные и вскрышные работы;
прочие, в том числе по разборке строительных конструкций, выполняемых при реконструкции.
К затратам на проведение монтажных работ относятся следующие расходы:
сборка и установка в проектное положение на месте постоянной эксплуатации;
прокладка линий электроснабжения и сетей к электросиловым установкам, подключение к электрическим сетям и подготовка к сдаче под наладку электрических машин;
прокладка технологических трубопроводов и оборудование подводов к оборудованию воды, воздуха, пара, охлаждающих и других жидкостей в объемах, предусмотренных сборниками расценок на монтаж оборудования;
прочие работы, в том числе демонтаж оборудования, который выполняется при реконструкции.
К стоимости оборудования, мебели и инвентаря относятся:
стоимость приобретения и доставки на склад при объекте комплектов всех видов, транспортных средств, контрольно-измерительных приборов, средств автоматизации и связи;
стоимость инструмента, инвентаря, штампов, приспособлений, оснастки, запасных частей, полуфабрикатов или готовой продукции
стоимость оборудования, инструмента, инвентаря, мебели и других предметов внутреннего оформления, необходимых для первичного оснащения объектов;
стоимость шефмонтажа оборудования.
К прочим затратам относятся все другие расходы, которые не включаются в стоимость строительных и монтажных работ и стоимость оборудования, мебели и инвентаря.
Расчет стоимости строительства
Для определения стоимости строительства составляется сметная документация таких видов:
Локальные сметы — являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, которые были определены при разработке рабочей документации.
Объектные сметы объединяют в своем составе данные из локальных смет на объект в целом.
Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда необходимо определить в целом по строительству средства, необходимые для возмещения затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсации в связи с изъятием земель под застройку; затраты, связанные с использованием льгот и доплат, установленных правительственными решениями, получением архитектурно-планировочных заданий, технических условий, экспертных выводов и т.п.
Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных смет, объектных сметных расчетов и сметных расчетов
на отдельные виды затрат.
Сводный сметный расчет стоимости строительства составляется по главам, включает прибыль, средства на покрытие риска участников строительства и дополнительных инвестиционных расходов, налоги и сборы. В табл. 3.5 приведены элементы сводного сметного расчета.
Сметная прибыль — это средства, учитывающие экономически обоснованную величину прибыли подрядной организации от выполнения строительных и монтажных работ.
Размер сметной прибыли зависит от вида строительства, технической и технологической сложности строения, сроков строительства, условий его финансирования и т. д. Определенный на основе анализа этих факторов размер сметной прибыли согласуется с заказчиком.
Средства на покрытие риска всех участников строительства,
предназначенные для возмещения:
увеличения стоимости объемов работ и затрат, характер и методы выполнения которых не могут быть точно определены при проектировании и уточняются при определении исполнителя работ (проведении тендера) или в процессе строительства;
увеличения стоимости строительства, вызванного сменой государственных стандартов на отдельные материалы, изделия, конструкции, оборудование и т. д.
Размер этих средств зависит от стадии проектирования, вида строительства и сложности строения, согласуется с заказчиком и определяется процентом от итога по главам 1 12 табл. 3.5.
Элементы сводного сметного расчета
Подготовка территории строительства.
Основные объекты строительства.
Объекты подсобного и обслуживающего назначения
Объекты энергетического хозяйства
Объекты транспортного хозяйства и связи.
Внешние сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения.
Благоустройство и озеленение территории
Временные здания и сооружения..
Прочие работы и расходы
Содержание службы заказчика и авторский надзор
Подготовка эксплуатационных кадров
Проектные и изыскательские работы.
Средства на покрытие риска всех участников строительства
Средства на покрытие дополнительных расходов, связанных с инфляционными процессами.
Налоги, сборы, обязательные платежи, не учтенные составными частями стоимости строительства.
Средства на покрытие дополнительных расходов, связанных с инфляционными процессами, предназначены для возмещения увеличения стоимости трудовых и материально-технических ресурсов, вызванное инфляцией, которая может произойти как в начале строительства, так и в его процессе.
Эти средства определяются путем экспертной оценки, исходя из отраслевой принадлежности строения, сроков строительства, прогнозного уровня инфляции в строительстве и соответствующих показателей по изменению стоимости трудовых и материально-технических ресурсов в строительстве, которые будут предоставляться Госстроем.
В сводный сметный отчет расчета стоимости строительства включаются установленные существующим законодательством налоги и сборы, обязательные платежи, не учтенные составными частями строительства. Величина сводного сметного отчета уменьшается на размер возвратных сумм за счет повторного использования конструкций, изделий и материалов.
Какие существуют уровни применения сметных нормативов.
Становление и развитие сметного нормирования обусловлено необоримостью регулирования экономических отношений между заказчиками строительно-монтажных работ и выполняющих их подрядчиками.
Нормирование в строительстве предназначено для повышения эффективности инвестиций, надежности и долговечности зданий и сооружений, экономии материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, рационального использования земель и других видов природных ресурсов, охране окружающей среды, а также для установления требований, создающих здоровые и безопасные условия труда и быта на проектируемых предприятиях, в зданиях и сооружениях.
Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники.
Сметной нормой называется совокупный расход ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленных на принятый измеритель строительных, монтажных, пусконаладочных, ремонтных и других видов работ.
Нормативные документы в строительстве устанавливают комплекс норм, правил, положений и обязательных или рекомендательных требований при проектировании, инженерных изысканиях, новом строительстве, а так же при расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий и сооружений, при производстве строительных материалов, изделий и конструкций, благоустройстве, мелиорации и т.п.
Какие существуют уровни применения сметных нормативов.
Сметные нормативы подразделяются на следующие виды
▪ собственная нормативная база пользователя.
В соответствии с МДС 81-35.2004 сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
1) по уровню применения:
государственные (федеральные) (ГСП);
отраслевые (ОСН);
территориальные (ТСН);
фирменные (ФСН);
индивидуальные (ИСН).
2) по структуре и степени укрупнения:
шифр 1 — элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов;
шифр 2 — элементные сметные нормы и расценки на общестроительные работы;
шифр 3 — ресурсные сметные нормы на монтажные и специальные строительные работы;
шифр 4 — элементные сметные нормы и расценки на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы.
шифр 5 — сметные нормативы, выраженные в процентах;
шифр 6 — укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС);
шифр 7 — укрупненные показатели по видам работ (сборники ПВР и сборник УПБС ВР);
шифр 8 — укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;
шифр 9 — укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе укрупненные показатели сметной стоимости строительства (УПСС), прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ), прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПСЗС), укрупненные расценки (УР), сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ), сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ), показатели по объектам аналогам и др.
По степени укрупнения все сметные нормативы подразделяются на две группы:
1) элементные сметные нормы (ЭСН) и единичные расценки (ЕР);
2) укрупненные сметные нормы (УСН) и показатели (УСП).
Элементные сметные нормативы применяются для поэлементного расчета цены строительной продукции на этапах проектирования и взаиморасчетах между заказчиком и подрядчиком. ЭСН содержат норматив расхода ресурсов в натуральном или денежном выражении для определения сметной стоимости отдельной конструкции или единицы отдельного вида работ. ЭСН являются первичными сметными нормативами. Они разрабатываются на все виды строительных работ. На их основе разрабатываются единичные расценки в базисном уровне цен на строительные конструкции и работы, предназначенные для определения прямых сметных затрат. В ЭСН установлены нормативные показатели затрат труда рабочих, потребности в строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях, рассчитанные на единицу определенного вида строительных конструкций и работ. Потребность в ресурсах в ЭСН определяется:
по затратам труда рабочих на основе действующих норм на строительно-монтажные работы;
эксплуатации строительных машин на основе производственных норм исходя из технической производительности машин, принятой в технологических картах;
материалам на основе производственных норм расхода материалов;
конструкциям на основе спецификации к рабочим чертежам.
Укрупненные сметные нормативы и показатели предназначены для определения цены строительной продукции на начальном этапе инвестиционного процесса. УСН и УСП применяются для составления инвесторских смет, при разработке технико-экономического обоснования строительства объекта, составления бизнес планов, для определения предварительной стоимости для подрядных торгов, при экономических расчетах для выбора наиболее эффективного проекта и т.п.
Они дают возможность определения простым и доступным образом стоимости объектов и работ исходя из конструктивных и других параметров зданий и сооружений или укрупненных единиц объемов работ.
В компетенцию государственных сметных нормативов относятся документы, входящие в состав 8 группы «Документы по экономике» подгрупп 81 «Ценообразование и сметы», 82 «Материальные ресурсы» и 83 «Трудовые ресурсы». Приведенные выше сметные нормативы и образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
К государственным сметным нормативам (ГСН 81 — 2001) относятся сметные нормативы, введенные в действие Госстроем России, а вводимые после 01.04.2004 — утвержденные Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, а в настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации. К этим нормативам относятся:
Государственные элементные сметные нормы на строительные (ГЭСН —2001), ремонтно-строительные (ГЭСНр —2001), монтажные (ГЭСНм-2001), пусконаладочные (ГЭСНп-2001) работы;
федеральные сборники единичных расценок на общестроительные (ФЕР —2001), ремонтно-строительные (ФЕРр —2001), монтажные (ФЕРм —2001), пусконаладочные (ФЕРп —2001) работы, Федеральные сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФЕМ —2001);
федеральные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (6 частей);
сборник Федеральных сметных норм (ФСН) и территориальных единичных расценок (ТЕР —2001) на ремонтно-реставрационные работы (в 6 томах);
укрупненные Государственные сметные нормы (ГСН), выраженные в процентах (шифр 5): [сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01—2001),сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ (ГСНр 81-05-01-2001), сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02 — 2001), сметные нормы дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02 — 2001)]; нормативы накладных расходов (МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004), сметной прибыли (МДС 81-25.2001) и затрат на содержание службы заказчика (технического надзора);
укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости (шифры 6, 7, 8, 9);
справочники базовых цен на проектные и инженерно-изыскательские работы для строительства;
методические документы в строительстве (МДС);
руководящие документы в строительстве (РДС);
нормативные показатели расхода материалов (НПРМ);
методические пособия, рекомендации и другие документы.
К отраслевым сметным нормативам относятся сметные документы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли и, как правило, в отдельных районах, для которых они разработаны. Они не должны противоречить государственным сметным нормативам или дублировать их.
К территориальным сметным нормативам относятся сметные документы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и утвержденные администрацией субъекта Российской Федерации.
Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.
К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.
В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.
Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов не производится.
Сметные нормы и правила, содержат в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Все вместе федеральные, ведомственные и региональные (местные) сметные нормативы, а также собственная нормативная база пользователей образуют СМЕТНО-НОРМАТИВНУЮ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННУЮ) БАЗУ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
К федеральным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав строительных норм и правил (СНиП) и вводимые в действие Госстроем России. Они применяются при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации.
К ведомственным (отраслевым) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления для производственного строительства.
К региональным (местным) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами государственного управления и местной администрации республик в составе Российской Федерации, краев, областей.
К собственной нормативной базе пользователей относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — исполнителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах федерального, ведомственного или регионального уровня.
По степени укрупнения все сметные нормативы подразделяются на две группы:
1) элементные сметные нормы и единичные расценки;
2) укрупненные сметные нормы и показатели.
Элементные сметные нормативы применяются для поэлементного расчета цены строительной продукции на этапах проектирования и взаиморасчетах между заказчиком и подрядчиком.
Элементные сметные нормы содержат норматив расхода ресурсов в натуральном или денежном выражении для определения сметной стоимости отдельной конструкции или единицы отдельного вида работ.
К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.
Укрупненные сметные нормативы и показател и предназначены для определения цены строительной продукции на начальном этапе инвестиционного процесса. Они дают возможность определения простым и доступным образом стоимости объектов и работ исходя из конструктивных и других параметров зданий и сооружений или укрупненных единиц объемов работ.
К укрупненным сметным нормативам относятся:
сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:
нормативы накладных расходов; нормативы сметной прибыли;
сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;
сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;
индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;
нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора)
укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:
укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);
укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР);
сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР);
укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;
укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);
прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);
прейскуранты на строительство зданий и сооружений;
сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ);
сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ); показатели по объектам аналогам; и другие нормативы.
Основной методический документ при определении сметной стоимости строительства — МДС 81-345.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что является основой сметно-нормативной базы?
2. Что является производным от норм?
3. Как подразделяются нормы и расценки по уровню применения?
4. Что относят к федеральным сметным нормативам и области их применение?
5. Что относят к региональным (территориальным) сметным нормативам и области их применение?
6. Что относят к собственным (фирменным) сметным нормативам и их применение?
7. Какие нормативы имеют приоритетное значение в практике сметного ценообразования?
8. Какова структура и степень укрупнения нормативов?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Студопедия рекомендует:
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ Рациональное использование рабочего времени является одним из факторов роста производительности труда и увеличения выпуска продукции.
Дезинфекция ветоши, уборочного инвентаря 1. Замочить использованную ветошь в емкости с дезинфицирующим средством. 2. Промыть проточной водой.
Понятие и виды административно-правовых норм Административно-правовая норма это установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере.
Патопсихологические особенности преступников олигофренов Под олигофренией понимают группу заболеваний различной этиологии, общим и типичным для которых является психическое недоразвитие.
Понятие «рынок» и его основные функции. Структура рынка и понятие «инфраструктура рынка Рынок – это определённая форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере.
Статья 8.3 ГрК РФ. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности
1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.
2. В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.
2.1. Сметная стоимость строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.
4. Сведения об утвержденных сметных нормативах включаются в федеральный реестр сметных нормативов.
5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.
6. Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Сбор, обработка и хранение информации, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, осуществляются с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
9. Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.
10. Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется на основе информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов. Формирование и ведение классификатора строительных ресурсов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.
11. Укрупненные нормативы цены строительства разрабатываются и применяются в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, методиками разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства. Укрупненные нормативы цены строительства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.
Комментарии к ст. 8.3 ГрК РФ
1. Составление смет в целях установления стоимости строительства объектов производится на усмотрение субъектов, вступающих в договорные отношения. Отсутствие сметы в договоре строительства объекта капитального строительства не является безусловным основанием для признания договора незаключенным, причем данный тезис получил неоднократное подтверждение на уровне судебной практики.
Пример: в соответствии с п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» отсутствие технической документации не является безусловным основанием для того, чтобы признать договор незаключенным. Несмотря на то что подрядчик обязан осуществлять строительство в соответствии с технической документацией, указание в предмете договора на объект работ и его размеры является достаточным основанием для признания договора заключенным. Согласованная проектно-сметная документация как самостоятельный документ не является существенным условием договора строительного подряда, а ее отсутствие не может являться основанием для признания договора незаключенным.
Данная правовая позиция в последующем неоднократно находила подтверждение в практике судов различного уровня, в том числе ВС РФ. В частности, следует иметь в виду обоснования, приведенные в Определениях ВС РФ от 11 марта 2015 г. N 306-ЭС15-629, от 16 февраля 2016 г. N 305-ЭС16-1087, от 26 сентября 2014 г. N 309-ЭС14-1500, а также в актах нижестоящих судов, например в Постановлении ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2010 г. по делу N А12-13568/2008, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2009 г. N А56-36267/2008 и др.
При наличии спора о согласованном объеме работ и их цене смета играет ключевую роль. Однако даже при ее отсутствии существует возможность установить объем выполненных работ с помощью экспертизы, а их стоимость по цене (п. 3 ст. 424 ГК РФ), которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы, либо путем соответствующей экспертизы.
Составление сметы обязательно в отношении перечисленных в ч. 1 ст. 8.3 комментируемого Закона объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%, а также в отношении сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме. В то же время отсутствие сметы также не влечет безусловного признания договора строительного подряда с участием данных субъектов незаключенным (хотя ГрК РФ и возлагает на них данную обязанность), но приводит к возможному пересмотру сметной стоимости работ на основе надлежащим образом утвержденных сметных нормативов. Случаи нарушения данного требования ГрК РФ, а также непрохождения контроля сметной стоимости достаточно редки, прежде всего ввиду императивности требований ГрК РФ, предварительного и последующего контроля уполномоченных органов государственной власти, а также необходимости прохождения процедур, предусмотренных ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. Практические вопросы проверки достоверности сметной стоимости с участием указанных субъектов, предусмотренной ч. 2 комментируемой статьи, регулируются Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».
В настоящее время функции контроля достоверности сметной стоимости возложены на Федеральное государственное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (сокращенно — ФАУ «Главгосэкспертиза России») и его региональные подразделения. Повторная проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, проводится только в случае увеличения сметной стоимости, в каких-либо иных обстоятельствах достаточно первоначального заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».
3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, то есть Минстроем России, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.
Данный орган ведет федеральный реестр сметных нормативов, в который включаются утвержденные сметные нормативы в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи, осуществляет мониторинг цен строительных ресурсов в целях выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, а также осуществляет иные функции в этой связи.
Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется Минстроем России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. N 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», которым утверждены задачи данного органа государственной власти и правила мониторинга в соответствии с ч. 7 настоящей статьи.
Методики определения сметных цен строительных ресурсов также утверждаются Минстроем России (см. Методику определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, являющуюся приложением к Приказу Минстроя России от 20 декабря 2016 г. N 999/пр, Методику определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, являющуюся приложением к Приказу Минстроя России от 20 декабря 2016 г. N 1001/пр).
4. Сметные цены федеральной государственной системы строительных ресурсов (ФГИС ЦС) предполагается публиковать на сайте Минстроя России в открытом доступе (ч. 9 настоящей статьи), таким образом, чтобы заинтересованные лица могли ими руководствоваться. Между тем с учетом положений п. 8 ст. 8.3 ГрК РФ данные обезличиваются в целях соблюдения требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством РФ.