Какие признаки характерны для системы дополнительного образования
Перейти к содержимому

Какие признаки характерны для системы дополнительного образования

  • автор:

Какие признаки характерны для системы дополнительного образования кратко

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 и частями 4 — 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб», направленные письмом Минпросвещения России от 10 ноября 2021 г. N ТВ-1984/04

См. методические рекомендации о создании и функционировании регионального модельного центра дополнительного образования детей, утвержденные Минобрнауки России 31 марта 2017 г. N ВК-61/09

Информация об изменениях:

Статья 75 дополнена частью 6 с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности дополнительного образования

По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы:

целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.

с яркими позитивными результатами.

Другие считают, дополнительное образование, исходя из его названия, должно дополнять образование общее.

Содержание определенных статей Закона позволяет определить три позиции, которые занимает дополнительное образование детей в современной российской системе образования:

по классификации образовательных программ,

по типам образовательных учреждений

по месту реализации дополнительных образовательных программ.

Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования, порой каждый ученый вкладывает в понятие дополнительного образования свое понимание и от этого, по нашему мнению, термин только

выигрывает. Дополнительное образование детей рассматривается как:

процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной)

специфическая органическая часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющей детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие услуги на основе свободного выбора и самоопределения;

процесс добровольно избранного ребенком освоения вида деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного (общего, начального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его

интересов склонностей, способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека;

неотъемлемая часть системы непрерывного образования: непрерывное, вариативное, разноуровневое, превышающее базовый компонент образования, реализуемое личностью в свободное время и призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;

особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие познавательные игры и освоение опыта исполнительского мастерства, творчества и эмоционально-ценностных отношений обучающихся, но и

расширяются возможности для жизненного самоопределения детей и подростков;

деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного учебно-воспитательного процесса (при этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени): занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни, однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности.

Многообразие в определении дополнительного образования объясняется многоаспектностью этого педагогического явления, но парадокс заключается в том, что сам термин «дополнительное образование» до сих пор не имеет

образовательном учреждении дополнительного образования детей, в соответствии с которым цель дополнительного образования детей – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Это — вариативная цель в системе образования, которая

определяется не столько государственным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.

Дополнительного образование детей является сферой наибольшего благоприятствования для становления личности каждого ребенка. Однако целостность системы нередко вызывает сомнение у научного сообщества. Одной из причин является отсутствие единого понимания сущности, функций и особенностей содержания дополнительного образования. Решение проблемы сталкивается с недостатком системных исследований в этой области.

Автор статьи приходит к следующим выводам. Во-первых, дополнительное образование относится к комплементарному типу дополнительности при доминанте общего образования. Во-вторых, содержание дополнительного образования строится на освоении различных видов деятельности согласно направленностям образовательных программ. В-третьих, каждый вид деятельности в системе дополнительного образования детей способствует формированию особой картины мира. В-четвертых, важной отличительной особенностью дополнительного образования является самодеятельность. В процессе самодеятельности происходит свободное и сознательное преобразование личностью самой себя. В-пятых, направляя детскую самодеятельность, можно формировать картину мира обучающегося, которая должна раскрываться через содержание дополнительных общеразвивающих программ.

Вложение Размер
andreeva_p.v._statya.doc 93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Причиной дискретности некоторых элементов системы ДОД во многом является недостаток научных исследований в области изучения структуры, функций и особенностей содержания дополнительного образования детей. Сравнительный анализ, способный выявить основные черты дополнительного образования детей и системный взгляд на проблему формирования его содержания могут разрешить ряд актуальных противоречий в данной сфере.

В этой связи целью настоящей статьи является выявление отличительных особенностей содержания дополнительного образования детей в современной системе образования в России.

Из этого следует, с одной стороны, что система ДОД является уникальным, самостоятельным образовательным явлением, обладающим собственным содержанием, формой и методами, с другой – имеет прикладной характер по отношению к общему образованию и должно его расширять, дополнять, корректировать и завершать.

Из приведенных определений следует, что дополнительное образование является самостоятельным видом образования наряду с общим.

Расставим некоторые смысловые акценты в обоих определениях. Так цель общего образования – развитие личности и приобретение знаний, умений, навыков и формирование компетенции . Цель дополнительного образования – интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое и (или) профессиональное совершенствование .

Если речь идет о двух самостоятельных видах образования, то возникает вопрос: может ли совершенствоваться личность неразвитая, которая еще не приобрела (даже первичные) знания, умения, навыки, не сформировала компетенции? Если да, то какое исходное основание служит импульсом для последующего совершенствования? Если нет, то, следовательно, дополнительное образование все-таки, зависит от общего?

Возникает предположение, что два вида образования являются не просто самостоятельными, но и альтернативными. Для доказательства или опровержения данного тезиса необходимо сравнить сущностные характеристики общего и дополнительного образования по некоторым базовым критериям, таким как: цели образования, требования к освоению образовательных программ, содержание образования и результат освоения образовательных программ.

Согласно закону об образовании [5] , цель общего образования заключается в становлении и формировании личности. Она уточняется на каждом из трех уровней: начальном, основном и среднем общем образовании. На последнем уровне образование нацелено на подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

С научной точки зрения, обобщенной в статье Б.А.Дейча, основное образование имеет главной целью социализацию (естественный процесс становления индивида, личности в обществе), тогда как главная цель дополнительного образования – индивидуализация (процесс организации и самоорганизации индивидом своей жизни)[3, с. 241].

Обобщая научное понимание и нормативные положения, можно отметить, что в общем образовании целью является становление и формирование личности обучающегося для ее успешной социализации и, в целом, для воспроизводства культуры нации. Цель дополнительного образования – развитие творческих способностей личности для удовлетворения ее индивидуальных потребностей в совершенствовании и, в целом, для самореализации человека в культуре.

Обратимся к сравнению требований к освоению образовательных программ . Образовательные программы в последовательности трех уровней (начального общего, основного общего и среднего общего образования) имеют статус федеральных государственных стандартов (ФГОС) и являются обязательными к освоению каждым гражданином РФ в возрасте до 18 лет. Тогда как дополнительные образовательные программы рассчитаны на свободный индивидуальный выбор обучающимися как направлений деятельности, так и степени освоения дополнительных образовательных программ.

Исходя из данного критерия с позиции государства общее является приоритетным видом образования по отношению к дополнительному образованию детей.

Охарактеризуем содержательную сторону двух видов образования. Содержание общего образования определяют образовательные программы на основе ФГОС. На уровне теоретического осмысления содержание образования представлено в учебных планах и получает свою конкретизацию в учебных предметах. Учебный предмет – элемент учебного плана, представляющий собой содержание определенной области знания, адаптированное для целей образования. В дополнительном образовании содержание отражено в дополнительных общеобразовательных программах (типовых, модифицированных, авторских), которые не основываются на государственных образовательных стандартах. Основное содержание дополнительного образования детей , по мнению Л.Н.Буйловой, – практико-ориентированное, деятельностное образование[1, с.64]. Эта же мысль подчеркивается и в Концепции развития дополнительного образования детей [8] , утверждающей право человека на сводный выбор видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.

Таким образом, основой содержания общего образования являются определенные области знания, тогда как содержание дополнительного образования – это совокупность различных видов деятельности.

Подводя итоги сравнению, можно сделать вывод, что система общего образования отличается большей целостностью, упорядоченностью и нормативностью, чем система дополнительного образования. Это обусловлено целями и задачами, поставленными государством перед общим образованием: становление личности обучающегося, готового к жизни в обществе, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Приоритетность общего образования для государства выражена в требовании обязательности получения образования каждым гражданином РФ. При этом государство выступает гарантом уровня и качества на основе единства требований к содержанию общего образования (основанному на освоении разнообразных областей знаний) и результатам усвоения основных образовательных программ, что обеспечивает переход на следующий уровень образования благодаря преемственности образовательных программ.

Из этого следует, что системы общего и дополнительного образования, не являются альтернативными. Такие свойства, как уникальность и неформальность дополнительного образования, (свободный выбор, вариативность содержания, адаптивность к возникающим изменениям), обеспечивается стандартизацией общего обязательного образования, без которого оно не смогло бы существовать как свободное пространство персонифицированного образования. То есть, свободное дополнительное образование возможно только при функционировании обязательного общего.

Исходя из этой классификации и выводов сравнительного анализа, систему дополнительного образования детей следует отнести к комплементарному типу дополнительности при доминанте общего образования. Таким образом, система ДОД разрешает внутренние противоречия, тех, кто, не удовлетворяясь базовым образованием, стремится к восстановлению личностной полноты и целостности.

В этой связи особенно актуально встает вопрос отбора содержания образования в системе ДОД, которое не только должно качественно отличаться от содержания общего образования, но и в совокупности с ним – формировать целостность личности.

Дополнительное образование, как одна из подсистем системы образования РФ, включает в себя 1) дополнительное образование детей и взрослых и 2) дополнительное профессиональное образование. Обе подсистемы реализуют дополнительные общеобразовательные программы, которые определяют содержание образования. Для детей реализуются 1) дополнительные общеразвивающие программы и 2) дополнительные предпрофессиональные образовательные программы (в области искусства, физкультуры и спорта).

Дополнительные предпрофессиональные программы и реализующие их специализированные образовательные учреждения (спортивные, музыкальные, хореографические, художественные школы и др.) имеют давние устоявшиеся традиции, регламентированную образовательную систему с эффективно выстроенным содержанием, разработанным на основе Федеральных государственных требований к предпрофессиональным общеобразовательным программам. В этом аспекте, наряду с вертикальной формой, ориентированной на последовательное повышение уровня образования, они близки с основными образовательными программами общего образования. В данной работе целесообразно остановиться подробнее на содержании дополнительных общеразвивающих образовательных программ для детей, которые не отличаются такой последовательностью и целостностью.

Логика системного подхода подсказывает обратиться к функциям, которые должно выполнять содержание образования в целом. Некоторые функции (такие, как мотивация развития творчества и самореализации личности в культуре) уже были указаны ранее.

Важнейшей функцией содержания образования является формирование картины мира человека. Это в равной степени касается как системы образования в целом, так и системы дополнительного образования детей в частности, поскольку она по принципу комплементарной дополнительности должна способствовать обеспечению личностной полноты и целостности. В данном случае если общее образование ориентировано на формирование, прежде всего, научной картины мира, то содержание дополнительного образования должно давать представление и раскрывать сущность других картин мира.

Мировоззрение – это концептуальная часть, связывающая образы в систему взглядов, ценностных ориентаций и т.п.

Мировосприятие – это образная часть, представляющая собой совокупность наглядных образов природы, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т.п.

Включение данных элементов в содержание дополнительного образования создаст общее основание для многочисленных разрозненных по направленности, уровню и ориентации дополнительных общеразвивающих программ, не унифицируя их при этом, а наоборот, подчеркивая своеобразие той картины мира, которая открывается личности в процессе освоения образовательной программы.

Чтобы понять, какие картины мира можно формировать при помощи содержания образования, обратимся к видам направленностей дополнительных общеразвивающих программ. В настоящее время действующим нормативным документом определены шесть направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая [10] . В рамках каждой направленности осваиваются разнообразные виды деятельностей.

Сравнительный анализ содержания образования показал, что программы дополнительного образования детей имеют в основном практико-ориентированный характер и предполагают освоение практического, познавательного, эмоционального и творческого опыта определенной деятельности.

В дополнительном образовании детей субъектом деятельности является учащийся, а поскольку его воздействие направлено на развитие своих интеллектуальных, физических, творческих, художественных и пр. способностей, то и объектом деятельности, выходит, оказывается он сам. То есть специфика деятельности в дополнительном образовании детей заключается в том, что субъект (личность обучающегося) целенаправленно воздействует на объект, которым он же и является, тем самым удовлетворяя свои индивидуальные потребности в саморазвитии.

Эту специфическую форму продуктивной деятельности, свободно и осознанно направленную на становление и развитие личностью своей индивидуальности, можно назвать личностно созидательной деятельностью или самодеятельностью.

Самодеятельность – это внутренне мотивированная творческая деятельность человека. По сути, понятие самодеятельности является одной из основных отличительных особенностей содержания системы ДОД.

Подводя итоги проведенного анализа, можно сформулировать следующие выводы:

1. В отличие от общего образования система дополнительного образования детей является персонифицированным видом образования, направлена на формирование у личности мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию и творчеству, имеет добровольный характер, свободу выбора видов деятельности, отличается разнообразием образовательных программ и имеет приоритет личностного результата образования.

2. Основной отличительной особенностью содержания ДОД является ориентация на освоение различных видов деятельности, важнейшей из которых следует признать самодеятельность или личностно-созидательную деятельность, в ходе которой происходит свободное и сознательное преобразование личностью самой себя.

3. Направляя детскую самодеятельность, можно формировать картину мира личности (включающую мировоззрение, мировосприятие и мироощущение), которая должна раскрываться через содержание дополнительных общеразвивающих программ.

4. Разные направленности и разные виды деятельности в системе дополнительного образования отражают специфическую картину мира, тем самым снимая внутренние противоречия и удовлетворяя разнообразные запросы и потребности личности в обретении личностной полноты и целостности.

5. Осуществление таких функций, как формирование картины мира, восстановление личностной полноты и целостности, мотивация развития творчества и самореализации личности в культуре, которые должно выполнять содержание образования, может стать объединяющим основанием для разрозненных элементов ДОД

Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?

Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.

взрослые обучаются

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

На какие подвиды делится?

Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.

Дополнительное проф. образование доступно только для ограниченного круга лиц, а доп. образование для взрослых и несовершеннолетних — для всех.

По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.

К нормативному сроку обучения по дополнительным профессиональным программам установлены конкретные требования. К программам дополнительного образования взрослых и детей — нет.

Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.

Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.

студенты учатся

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы — удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО — наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Переподготовка

Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так.

Например, учитель истории решил преподавать физическую культуру. Имеющийся диплом содержит только квалификацию «Историк. Преподаватель истории». Соответственно, он может пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, где будет указана нужная квалификация — «Преподаватель физической культуры».

Минимальным нормативным сроком обучения здесь является рубеж в 250 часов. Максимальный — также не установлен.

дополнительное образование

Образование, направленное на детей и взрослых

Так что же такое дополнительное образование детей и взрослых? Сразу возникает закономерный вопрос: причем здесь взрослые? Все правильно. Новый закон это предусматривает. Какие программы могут освоить взрослые? Любые — от программы обучения навыкам безопасного обращения с огнестрельным оружием до вышивания крестиком. Это зависит от индивидуальных образовательных потребностей конкретного индивидуума.

девушка стреляет

Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Рассмотрим эти программы подробнее.

дополнительное образование детей

Общеразвивающие программы

Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.

Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.

Предпрофессиональные программы

Такие программы могут осваивать только дети — лица в возрасте до 18 лет.

По завершении обучения обязательно выдается документ — свидетельство об обучении.

Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.

Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.

дети играют на музыкальных инструментах

Предпрофессиональное обучение в сфере культуры

Детские школы искусств — организации, в которых реализуются такие программы. Кроме того, эти программы могут реализовывать организации СПО и ВПО, работающие в области искусств.

дети и спорт

Предпрофессиональное образование в спорте и культуре

Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.

Направленности

Программы этого подвида имеют обязательный атрибут — направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяются в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб», направленные письмом Минпросвещения России от 10 ноября 2021 г. N ТВ-1984/04

См. методические рекомендации о создании и функционировании регионального модельного центра дополнительного образования детей, утвержденные Минобрнауки России 31 марта 2017 г. N ВК-61/09

Информация об изменениях:

Статья 75 дополнена частью 6 с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

6. Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта определяются статьей 84 настоящего Федерального закона.

Основное и дополнительное образование как целостная система образовательной деятельности

Образование представляет собой целостную систему, обеспечивающую связь между субъектами и объектами образовательной деятельности, обеспечивает непрерывность образования, а также его единство как на содержательном, так и на организационном уровнях. Если рассматривать образование в качестве целостной системы, можно говорить о двух основных его целях – социализации и индивидуализации. Чтобы успешно реализовать каждую из этих целей, нужно, прежде всего, определить две сферы деятельности, которые будут автономны по целям, задачам, а также педагогической деятельности. Во-вторых, необходимо провести процесс интеграции этих сфер с целью создания единого образовательного пространства (образовательной среды), которое позволит создать условия, необходимые для комплексного образования ребенка.

К таким сферам относят основное и дополнительное образование, где каждая из указанных сфер призвана решать определенные цели и задачи. Именно их совокупность в полной мере раскрывает смысл общего понятия «образование».

Рассматривая основное и дополнительное образование, мы говорим о них как о равноправных сферах непрерывного образования общего, которые обеспечивают его единство и целостность. Благодаря такой трактовке, можно не только разграничить понятия образования «общего» (более широкого) и «основного», но и наглядно продемонстрировать, что образование дополнительное (как и основное) не стоит выносить за пределы образования общего. Такие терминологические уточнения не противоречат Закону Российской Федерации «Об образовании», согласно которому система образования представляется в виде совокупности образовательных стандартов и программ (общеобразовательных и профессиональных). Программы эти, в свою очередь, могут быть основными и дополнительными.

Рассматривая понятие основного образования, можно говорить об универсальном способе передачи исторического опыта от одного поколения к другому. Речь идет об общем механизме социального наследования, связывающем нацело некоторую общность людей и способ их жизни, а также позволяющем передать и сохранить нормы и ценности общей жизни во времени. В этом случае главным процессом можно назвать трансляцию исторического опыта, а в качестве основных видов деятельностями необходимо рассматривать обучение и воспитание, включенные в процесс социализации ребенка.

В свою очередь дополнительное образование рассматривается с точки зрения всеобщей культурно-исторической формы становления и развития сущностных сил человека. Акцент при этом делается на его фундаментальных способностях, обретении человеческого образа во времени истории и пространстве культуры. В центре внимания человек, способный к самообразованию, а значит – и к саморазвитию.

Основное место в образовательном процессе должен занимать ребенок со своими возможностями и потребностями в самоосуществлении ОБРАЗА человека, который обладает значительным ресурсным потенциалом. Именно этот ОБРАЗ ребенок наследует, будучи «правопреемником» культуры. Чтобы данный процесс прошел успешно, нужно отыскать единую смысловую основу, которая сможет объединить дополнительное и основное образование, а также позволит выявить специфику этих понятий и тем самым вникнуть в смысл их «существования порознь» и параллельно понять, почему они выступают частями одного целого.

Невозможно начать осуществлять образовательную деятельность, не поставив перед собой четкие целевые ориентиры. Именно их наглядно проявляет основное образование, напрямую связывая с необходимостью транслировать культурные образцы и приобщать к ним подрастающее поколение.

Рассмотрим ресурсы, которые необходимо учитывать и использовать для повышения эффективности образовательной деятельности. Учет индивидуальных и возрастных особенностей, а также опору на опыт и интерес ребенка. Стоит отметить, что при отсутствии специально спрограммированной и осуществленной деятельности, направленной на выявление и развитие этих ресурсов, можно сколько угодно учитывать их, однако так и не дождаться развития в ту или иную сторону. Таким образом, если основное образование будет пытаться расширить собственные границы возможного в сфере развития индивидуального потенциала ребенка, опираясь исключительно на собственные ресурсы, ориентации и содержание, велика вероятность «повторить лишь предыдущий печальный опыт советской школы, которая «хронически» декларировала заранее не обеспеченные адекватной деятельностью и ресурсами цели».

В этой связи дополнительное образование видится как полностью самостоятельная и самоценная часть целостного образования ребенка до тех пор, пока не начнет менять ориентацию на цели, которые решаются в процессе основного образования. Такие изменения грозят путаницей, когда все станут делать одно и то же, оставляя при этом без внимания действительно важные цели, либо же наоборот, каждый станет делать то, что ему угодно, не заботясь о том, получит ли ребенок возможность развиваться как индивидуальность и параллельно приобщаться к богатствам культурного опыта.

Изменить что-либо в отношениях между основным и дополнительным образованием без осмысленного и позиционного самоопределения этих двух сфер в единых стратегических целях не удастся. Основное образование по-прежнему будет видеться главным и обязательным, в то время как дополнительное будет казаться необязательным «довеском», который может как присутствовать в жизни отдельного ребенка, так и вовсе отсутствовать.

В то же время, опираясь на принцип вариативности, каждый педагог в состоянии определить, в чем заключаются смысл и специфика целей, стоящих перед дополнительным образованием. А также понять, как на базе культурного опыта (предметного и духовного) создать такие условия, при которых удастся организовывать процесс, направленный на индивидуальное развитие ребенка. В этом случае не будет риска «заблудиться в двух полюсах» – социализации и индивидуализации, выступающих частями целостного развития личности.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что полноценное образование ребенка возможно лишь при создании таких условий, когда он в состоянии осваивать процессы, связанные с его собственной социализацией и индивидуализацией. Чтобы вовлечь эти процессы в образовательное пространство ребенка в виде специально организованных деятельностей, нужно сделать так, чтобы вся его жизнь была «пронизана» этим пространством. Таким образом, время, проведенное ребенком в стенах школы, является его образовательным ресурсом, который можно использовать для решения задач социализации, в то время как свободное время может стать ресурсом индивидуального развития. При этом дополнительное образование может превратить данный ресурс в личностный потенциал.

«Предметность» и нормы в сфере дополнительного образования из необходимых и непреложных переходят в категорию вариативных, то есть допускается их переструктуризация исходя из возможностей, интересов и желаний ребенка. Если в процессе урока ребенку приходится осваивать «правильные образцы», ведущие к эффективной и оптимальной деятельности (с точки зрения культурно заданных образцов), то при самостоятельном изучении предмета он может пробовать и выбирать, оценивать и находить критерии эффективности и оптимальности сам. В процессе самостоятельной деятельности ребенок ощущает себя исследователем, а в процессе обучения – исключительно учеником.

Благодаря переходу от ученичества к самостоятельной деятельности и обратно, можно создать для ребенка такую уникальную образовательную ситуацию, в которой он может максимально полно раскрыть и реализовать собственный культурно-личностный потенциал. Таким образом у ребенка появляется возможность знакомиться с культурными образцами и усваивать их под контролем взрослого педагога (то есть обучаться) и в то же время следовать собственной логике усвоения. При этом педагог дополнительного образования должен не только не препятствовать этому, а наоборот, помогать ребенку в процессе его исследований собственных интересов, способов их проявления и эффективности. Более того, в случае необходимости взрослый должен провести их сравнение с общепринятыми образцами.

В процессе такого «взаимоперехода» ребенка поджидает множество образовательных проблем, благодаря решению которых у него появляется реальная возможность развиваться.

Безусловно, для реализации указанных проблем необходимо осмысление установок, которые будут задавать направление основному и дополнительному образованию как взаимодополняющему единству. Более того, нужно четко выделить приоритеты и ориентации, которые будут задавать специфику педагогической деятельности как в сфере основного, так и в сфере дополнительного образования. Именно они (согласно единому замыслу) несут в себе черты, отличающие эти сферы одну от другой.

Понятие, задачи, функции дополнительного образования детей

Понятие «дополнительное образование» было введено в 1992 году Законом Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с Законом 2013 г. оно подразделяется на дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование осуществляется в специальных учреждениях, реализующих одну или несколько дополнительных образовательных программ, обеспечивая тем самым обучение, воспитание и развитие личности. Такие программы призваны компенсировать, скорректировать и расширить границы базовой сферы образования, они направлены на самоопределение личности и помогают создать оптимальные условия для ее самореализации. Закон ориентирован на удовлетворение познавательных и творческих потребностей детей и их родителей, а также способствует реализации педагогического потенциала учреждений дополнительного образования.

Целью дополнительного образования детей является создание благоприятных организационно-педагогических условий для максимального профессионального, социального и личностного самоопределения ребенка, а также его развития и самореализации. Другими словами, дополнительное образование детей должно решать следующие задачи:

  • создание условий, способствующих проявлению и развитию разнообразных индивидуальных способностей детей;
  • воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;
  • развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка;
  • формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;
  • раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.

Содержание педагогики дополнительного образования детей:

  • обоснование целей образования;
  • проектирование содержания;
  • исследование и обоснование функций, педагогических принципов, закономерностей и критериев эффективности системы;
  • определение форм и методов обучения и воспитания (в том числе в период ранней профессионализации детей);
  • создание эффективных педагогических технологий дополнительного образования, методического и психологического сопровождения, разработку систем управления и мониторинга.

Понятие «дополнительное образование» имеет несколько трактовок. С одной стороны, оно подразумевает особый тип образования, который включает в себя процесс и результат развития личности ребенка в образовательной сфере, и опирается на психолого-педагогический потенциал свободного времени. Е.Б. Евладова считает, что «дополнительное образование. процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе и социальной) адаптации»; сфера, «направленная на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных способностей и потребностей личности».

В свою очередь В.А. Горский и А.Я. Журкина рассматривают дополнительное образование как «специальную образовательную деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленную на удовлетворение индивидуальных запросов детей и молодежи, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализация в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и спорта».

Закон «Об образовании» даёт следующую трактовку понятия «дополнительное образование»: дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

В таком контексте дополнительное образование объединяет воспитание, обучение и развитие в единый процесс. Его цель – удовлетворить и развить познавательные интересы и творческий потенциал ребенка, которые в дальнейшем будут способствовать самоопределению, самореализации и социализации личности, а также помогут сделать свободный выбор вида деятельности.

Таким образом, дополнительное образование:

  • выступает в качестве средства формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию;
  • способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, расширению сферы общения с вечными ценностями, реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры;
  • развивает различные способности ребенка, даёт возможность выбора индивидуального образовательного маршрута;
  • увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, тем самым создавая «ситуацию успеха для каждого ребенка» и реализуя на практике идеи свободного образования (или образования по выбору);
  • дополняет основное образование некоторыми учебными курсами, помогая обучающемуся определиться с жизненными планами, осуществить профессиональный выбор, а также овладеть различными способами деятельности;
  • включает обучающихся в интересующие их творческие виды деятельности, с помощью которых происходит формирование нравственных, духовных, культурных и социальных ориентиров, реализует воспитательный потенциал.

На существенные социально-педагогические возможности дополнительного образования обращает внимание А.Б. Фомина, рассматривая его с точки зрения социальной среды, влияющей на воспитание личности, формирование социальных норм и правил поведения, способствующей пониманию социальных ролей. Она подчеркивает, что учреждения дополнительного образования доступны и открыты для всех категорий детей: с различным уровнем интеллектуального развития, принадлежащим к различным слоям общества, инвалидам, людям с отклонениями в поведении. Дополнительное образование стремится органично сочетать организацию досуга с различными формами образовательной деятельности, сокращая тем самым пространство девиантного поведения и решая проблему занятости детей и подростков.

Определим функции дополнительного образования. А.Г. Асмолов выделят следующие функции:

  • функцию непрерывности, поскольку дополнительное образование сопровождает все ступени образования – дошкольное, школьное, начальное профессиональное и высшее. Исходя из этого, дополнительное образование можно назвать вторичным по отношению к школе (гимназии, лицею), однако оно является той основой, на базе которой строится развивающее вариативное образование, способствующее развитию мотивации личности;
  • учебно-информационную функцию, которая наряду с передачей ребенку знаний о явлениях мира, подразумевает и познание им смысла той или иной реальности, сущности и природы предметов, а также явлений окружающего мира;
  • ценностная функция, которая помогает сформировать у ребенка ценностные ориентации;
  • личностно-образующая функция направлена на развитие личности;
  • психолого-терапевтическая функция отвечает за комфортный микроклимат и дружеские взаимоотношения между ребенком и педагогами, которые положительно влияют на психическое состояние, а также за творческую деятельность;
  • обеспечение занятости детей в то время, когда они свободны от основных занятий в школе, позволяет сократить поле девиантного поведения и может служить средством профилактики детской преступности.

Анализируя функции дополнительного образования, Г.Н. Попова выделяет культурно-досуговую, образовательную и социально- педагогическую. В свою очередь О.Е. Лебедев заостряет внимание на функциях выявления и поддержки детей, проявляющих способности к творческой деятельности, самоопределении и формировании их духовного образа жизни, а также говорит о необходимости реализации коммуникативных потребностей дополнительного образования и организационно-методическом обеспечении федеральных проектов в области педагогики.

Несколько иной подход к определению функций дополнительного образования у Е.Б. Евладовой и Л. А. Николаевой:

  • досуговая функция — развлечение и разрядка индивидуальных и групповых напряжений;
  • рекриационная функция — восполнение психофизических сил, здоровья и творческого потенциала;
  • компенсационная функция — приобщение к личностно значимым социально-культурным ценностям, потребность в которых не может в полной мере удовлетворить существующая система общего образования;
  • функция социализации — оказание помощи ребенку в приобщении к жизни в обществе;
  • функция самоактуализации — воплощение собственных (индивидуальных) творческих интересов, саморазвития, личностного роста в социально и культурно значимых сферах жизни.

По мнению М.Б. Коваль, основной функцией дополнительного образования является духовное и физическое развитие детей, подростков и юношества, поэтому свободное время учащихся и их досуг должны быть посвящены формированию творческих интересов и потребностей. В качестве обобщенных показателей реализации этих функций можно рассматривать уровень социальной адаптации ребенка к условиям внешкольного учреждения, совпадение объективных и субъективных целей образовательной работы с детьми, самоутверждение членов педагогического коллектива и объединение их в группу единомышленников, а также уровень развития самоуправления и самостоятельной деятельности детей в процессе их коллективной творческой деятельности, развитие творческих начал в коллективе.

Поскольку подходы к определению функций дополнительного образования детей могут различаться, целесообразно дополнить функции, рассмотренные выше, функциями саморазвития, самоактуализации, самоопределения и самореализации. Саморазвитие, самоактуализация и самореализация находятся в прямой зависимости от феномена потребности человека самосовершенствоваться, развиваться и расти в личностном плане. Эти понятия характеризуют довольно близкие по смыслу явления: максимальную реализацию подлинных возможностей человека, его стремление выражать и развивать свои возможности и способности, попытку стать тем, кем он может стать.

Саморазвитие обусловливает самоопределение личности, связанное с «поиском себя» при разрешении внутренних противоречий и конфликтов, а также жизненных проблем и трудностей. Под самоопределением подразумеваются выявление индивидуальной позиции и ее утверждение в случае возникновения проблемных ситуаций. Также это понятие можно рассматривать как этап социализации, направленный на осознание цели и смысла жизни, готовность к самостоятельной жизнедеятельности. Самоопределение трактуется как процесс, включающий в себя выбор личностью собственной позиции, целей и средств самосовершенствования в конкретных жизненных обстоятельствах и результат этого выбора; механизм обретения человеком внутренней свободы и ее проявления. Таким образом, самоопределение способно инициировать процесс самореализации, выраженной стремлением к совершенствованию, как одной из высших потребностей личности. Самореализация будет направлена не только на реализацию сил и способностей человека, но и на непрекращающийся рост его возможностей, повышение качества деятельности, основанной на высших человеческих ценностях. Различие в толковании терминов «самореализация» и «самоактуализация» объясняется акцентированием на субъективном (внутреннем) или объективном (внешнем) плане жизни личности. Понятие «самоактуализация» иллюстрирует данный процесс во внутреннем плане личности, а «самореализация» – во внешнем. Так, под самоактуализацией подразумевается актуализация собственного внутреннего потенциала человека, его истинной природы вовне, в то время как самореализация предполагает реализацию себя в деятельности. В данном контексте самоактуализация выступает как подготовка к самореализации.

Среди особенностей дополнительного образования детей можно выделить:

  • ориентирование деятельности образовательного учреждения на саморазвитие ребенка, его самоопределение и самореализацию;
  • осуществление специальной педагогической деятельности, которая направлена на самореализацию ребенка;
  • вариативность образования, которая проявляется в возможности выбирать не только педагога, но также содержание и форму образования;
  • профессионализм педагогов в вопросах развития индивидуальности, субъектности, самоопределения, самореализации;
  • создание в учреждении образования творческой среды.

В сфере дополнительного образования некоторые из этих условий созданы изначально, благодаря чему решать проблемы самореализации гораздо проще. Приоритетными направлениями дополнительного образования являются развитие индивидуальности, самоопределение и самореализация. В связи с этим работа всей системы дополнительного образования должна быть направлена на их реализацию.

Дополнительное образование не имеет слишком строгой регламентации, допускает идеи вариативного образования, создания развивающей среды, формирует диалогические (субъект-субъектные) отношения между педагогами и детьми, а также способствует созданию ситуации выбора и успеха для каждого ребенка. В полной мере реализовать поисковый режим образования может именно в образовании дополнительном, направленном на обеспечение личностного роста ребенка и его жизненное самоопределение, способствующем раскрытию творческого потенциала и совершенствованию результатов образования. По мнению А.Г. Асмолова, дополнительное образование имеет в своем активе особые условия, которые способствуют саморазвитию и самореализации. В их числе субъект-субъектные взаимоотношения педагога и ребенка, вариативное образование, ситуация успеха для каждого, а также многоуровневая социокультурная и психолого-педагогическая среда.

Субъект-субъектное (или диалогическое) взаимодействие представляет собой активное и равноправное общение педагога и ребенка в ходе образовательного процесса. Конечно, педагог располагает большими знаниями и опытом, нежели старшеклассник, соответственно, с этой точки зрения они не будут равны. Но сам образовательный процесс они осуществляют вместе, являясь субъектами совместной деятельности. При этом и педагог, и ребенок самоопределяются, реализуют себя и таким образом развиваются в творчестве. Диалогические отношения подразумевают осознание обоими субъектами (педагогом и ребенком) целей их совместной деятельности, определение ее содержания, методов и средств, а также адекватную оценку. В таком контексте ребенок получает возможность наравне с педагогом определить, какие задачи и каким образом он должен решать. Такое организованное взаимодействие носит предметно-преобразующий характер вне зависимости от своей направленности (на мир вещей, окружающих явлений или управление собственным состоянием) и непосредственно влияет на становление субъектности ребенка.

Что касается вариативности образования, то здесь речь идет о возможностях поискового образования, которое предоставляет право выбирать содержание, предмет и форму образования, а также образовательную траекторию и педагога. В свою очередь педагог в дополнительном образовании также может выбирать содержание, форму, методы и технологии образования, так как в этом случае его не ограничивают типовые программы, нормативы и стандарты. Функционирование многоуровневой психолого-педагогической и социокультурной среды базируется на идее создания учреждений дополнительного образования как системы развивающей среды, которая сможет обеспечить благоприятные условия для реализации личностных, интеллектуальных и творческих способностей каждого ребенка. Благодаря такому многоуровневому подходу к деятельности в сфере образования, можно выстроить непрерывные связи: начиная от уровня формирования интереса детей к выбранному виду деятельности и заканчивая уровнем профессионально ориентированной исследовательской или творческой работы.

Создать ситуацию успеха для каждого ребенка можно лишь в том случае, если удастся реализовать все аспекты: вариативность образования, налаживание субъект-субъектного взаимодействия между педагогом и ребенком, наличие многоуровневой психолого-педагогической и социально-культурной среды. В этом случае свобода ребенка в выборе образовательного пути, поддержка педагога, относящегося к нему как к равноправному участнику образовательного процесса, и развивающая среда самого учреждения образования способны создать ситуацию успеха. Подводя итог вышесказанному, нужно еще раз отметить, что дополнительное образование базируется на основах, отличных от общего и профессионального образования. В процессе дополнительного образования детей педагоги и специализированные учреждения ориентируются на интересы и потребности детей и их родителей, особое внимание уделяется социально-педагогической поддержке ребенка, при этом имеют место анормативность, разноуровневость и вариативность самой системы дополнительного образования детей. Все это направлено на самоопределение, саморазвитие, самореализацию личности и ребенка, и педагога, а также на создание в учреждении дополнительного образования детей творческой среды.

Принципы дополнительного образования

Выделяют два принципа дополнительного образования: стратегические и тактические. Стратегические принципы определяют содержание деятельности, а тактические способы, при помощи которых можно достигнуть поставленных целей.

Стратегические принципы

Принцип демократизации подразумевает признание равных прав всех людей, принимающих участие в образовательном процессе, при обсуждении, принятии и реализации основных вопросов. В сфере дополнительного образования принцип демократизации реализуется за счет самостоятельности образовательного учреждения и педагогов в вопросах выбора цели, содержания, программы развития и образовательной программы, а также специфики организации деятельности. Таким образом, с одной стороны педагоги имеют право самостоятельно выбирать образовательную область и виды творчества в ней, с другой – ребенок может выбирать собственный образовательный путь. Благодаря такому принципу все субъекты образовательного процесса получают возможность принимать участие в управлении учреждением дополнительного образования, создании системы самоуправления. Однако принцип демократизации не ограничивается только предоставлением прав, он подразумевает и разделение ответственности за все принятые решения. Такой подход является мощным воспитательным и развивающим средством, которое стимулирует самоопределение, самоактуализацию и самореализацию как у ребенка, так и у педагога.

Принцип свободосообразности принято рассматривать как один из основополагающих в сфере дополнительного образования. По мнению М.Н. Дудиной, этот принцип целесообразно реализовывать в совокупности с принципом природосообразности и культуросообразности. Классические принципы педагогики (природосообразность и культуросообразность) не могут служить гарантом свободы, не обеспечивают этизацию образовательного пространства и демократизацию общества, а также освоение гуманистических идеалов. И только тройственный союз природосообразности, культуросообразности и свободосообразности в состоянии обеспечить отношение к ребенку как к сложному субъекту, который нацелен на активное проявление в процессе деятельности и поиск собственной идентичности. Таким образом, именно синергетическое единство этих принципов помогает ребенку наметить линию жизненного развития, которая будет обусловлена его природой и культурой.

Принцип гуманности признает ребенка высшей ценностью образования и стремится обеспечить его права на свободное развитие и проявление способностей. Этот принцип берет за основу приоритет общечеловеческих ценностей и рассматривает блага человека в качестве критерия эффективности деятельности образовательной системы. Для дополнительного образования этот принцип является фундаментальным, так как в основу деятельности, отношений педагогического коллектива, педагога и ребенка положено признание интересов, потребностей и мотивов ребенка как приоритетов образования.

Принцип субъектности заключается в том, что ребенок в процессе дополнительного образования перестает быть объектом образовательных воздействий и превращается в субъект собственной деятельности. Суть субъектности в данном случае состоит в самостоятельном определении целей и степени занятости необходимой деятельностью в соответствии с возможностями и способностями ребенка. Лишь в процессе осознания собственных потребностей, целей, мотивов, возможностей и способностей и при умении претворить их в жизнь человек способен самореализоваться. Таким образом, субъектность представляется результатом интериоризации общественного опыта, продуктом образования, другими словами, свойством, которое можно приобрести в процессе развития, опираясь на индивидуальные особенности личности. В процессе взросления для развития личности на первый план выходят внутренние факторы – процессы «самости» (саморазвитие, самовоспитание, самореализация). Активность, которая ранее возникала в ответ на воздействия окружающей среды, теперь уступает место собственной активности, необходимой для самореализации ребенка в образовательном процессе.

Принципы самоактуализации и самореализации в сфере дополнительного образования делают упор на развитие мотивации к познанию и творчеству, учитывают потребности ребенка в актуализации своих интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей и возможностей. Сотрудничество, будучи сущностной характеристикой дополнительного образования, подразумевает уважительное отношение к личности, доверие, дружбу и взаимовыручку в отношениях педагога и старшеклассника, а также старшеклассников друг с другом. Таким образом удается удовлетворять потребности более низкого порядка (безопасность, уверенность в завтрашнем дне, причастность к социальной группе, признание и уважение) и создавать при этом оптимальные условия для развития потребности в самоактуализации. В процессе дополнительного образования ребенок вовлекается в активную личностно значимую деятельность, которая позволяет ему максимально раскрыть и реализовать свой потенциал, другими словами – самореализоваться. Таким образом, самореализацию можно рассматривать как сложный процесс взаимодействия личностных (субъективных) потенций и условий социальной среды. Причем данный процесс связан с активностью личности и уровнем ее притязаний и включает в себя развитие субъектности, направленной на саморазвитие личности, а также внешнюю объективную самодеятельность, которая находит выражение в опредмечивании субъектности и в создании социально значимого продукта. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что процесс самореализации зависит как от внутренних (личностных), так и от внешних (социальных) факторов, связан с развитием субъектности и находит выражение в создании продукта деятельности.

Тактические принципы

Принцип сотрудничества в сфере дополнительного образования можно разделить на несколько уровней: 1) сотрудничество администрации и педагогов, 2) педагогов и детей, 3) администрации и детей. Первый уровень (сотрудничество администрации и педагогов) позволяет всем членам педагогического коллектива принять согласованное участие в процессе разработки содержания деятельности учреждения. Такое сотрудничество находит место в разработке образовательной программы учреждения в целом и образовательных программ по определенным направлениям деятельности в частности. Второй и третий уровни затрагивают субъект-субъектное взаимодействие администрации, педагога и детей, предусматривают их совместную активную и равноправную деятельность в процессе образования. При таком подходе все они являются субъектами совместной деятельности, в процессе которой самоопределяются и реализуют себя, в итоге развиваясь в познании и творчестве. Субъект-субъектное взаимодействие включает в себя осознание субъектами целей и условий деятельности, ее содержания и непосредственно способов деятельности, а также подразумевает адекватную оценку ее результатов. В отношениях между участниками дополнительного образования во главу угла ставится диалог, благодаря которому можно создать необходимые предпосылки для эффективного общения равных людей, которые принимают и уважают друг друга, а также умеют слушать и воспринимать чужую точку зрения, способны реагировать на нее адекватно. На базе такого взаимодействия образовательный процесс становится максимально продуктивным, так как наблюдается стимуляция познавательной и творческой активности, стираются барьеры непонимания и страха, исключается неверное восприятие информации всеми участниками образовательного процесса.

Принцип продуктивности деятельности подразумевает обязательное получение продукта самостоятельной деятельности, который можно назвать одним из главных условий дополнительного образования. В качестве продукта деятельности можно рассматривать исследовательскую работу, произведения художественного, технического или прикладного творчества (картины, вышивка, техническая модель и др.), а также спортивные достижения и т.д. В процессе самореализации создается личностно значимый продукт, который не только помогает ребенку самоутвердиться в социальной среде, но и позволяет испытывать состояние удовлетворенности результатами своей деятельности. Также к результатам самореализации относят достижение иного (более высокого) уровня социально-личностной компетентности, которая складывается из знаний о способностях, возможностях и особенностях собственной личности, приобретенных в процессе деятельности, а также умения реализовывать свой потенциал в социальной среде.

Принцип вариативности позволяет представить систему дополнительного образования в виде многообразия полноценных вариантов образовательных траекторий, при котором есть возможность выбрать индивидуальный образовательный путь. Вариативность подразумевает существование в образовательном учреждении различных образовательных программ, которые смогут удовлетворить разнообразные потребностей ребенка. Вариативность образования в этом случае определяется программой развития учреждения дополнительного образования и соответствующей образовательной программой.

Принцип выбора можно назвать обратной стороной принципа вариативности. Его смысл заключается в том, что ребенок самостоятельно выбирает свой жизненный путь, систему ценностей, индивидуальную образовательную траекторию, а также содержание знаний и способы их получения. Такой вариант является самым предпочтительным для проявления собственной активности, без которой не может развиваться и самореализовываться личность.

Принцип фасилитации призван стимулировать и инициировать осмысленную деятельность. В этом случае деятельность одних людей оказывает стимулирующее воздействие на деятельность других. В качестве примера можно привести влияние администрации на педагога, педагога – на ребенка и наоборот, влияние детей друг на друга, влияние педагогов друг на друга и т. д. Принцип фасилитации является логическим продолжением принципов вариативности и выбора и предполагает уважение к личности педагога и ребенка, их свободе и праву самостоятельно выбирать содержание образования и образовательный маршрут. Для реализации этого принципа педагогу необходимо обратиться к его личному и профессиональному опыту, создать подходящие условия для обмена опытом деятельности. Реализация принципа фасилитации на уровне ребенка предусматривает обмен идеями и мнениями, методами и ресурсами, технологиями исследовательской и творческой деятельности, которые будут способствовать его самореализации.

Принцип обратной связи. Без постоянного анализа обратной информации (которая поступает от ребенка, психолога, методиста и т. д.) педагог не может спроектировать последующие действия. Обратной связью в данном контексте можно считать влияние результатов деятельности субъекта (объекта, системы) на последующее функционирование субъекта (объекта, системы), который взаимодействует с ним. В данном случае под обратной связью подразумевается система мониторинга дополнительного образования. При отсутствии обратной связи между педагогом и ребенком, педагогом и психологом, педагогом и методистом, педагогом и администрацией учреждения дополнительного образования, а также отдельным учреждением и системой дополнительного образования не будет возможности вносить своевременные корректировки в педагогический процесс.

Принцип гибкости заключается в возможности изменений, которые позволят обеспечить эффективную деятельность системы дополнительного образования детей. Здесь важны оперативность, четкость и согласованная работа служб методического и психологического сопровождения с одной стороны и педагога дополнительного образования – с другой. Совместная задача педагога и психологов заключается в четком и своевременном определении проблем и трудностей ребенка. В случае необходимости должна быть разработана программа психологической помощи. Общая задача педагога и методистов – разработать индивидуальные образовательные программы, определить подходящие формы и методы работы с конкретным ребенком. В данном случае гибкость будет заключаться в своевременной адекватной поддержке ребенка в процессе его самореализации.

Принципы дополнительного образования (стратегические и тактические) позволяют вникнуть в специфику деятельности учреждения дополнительного образования, основной задачей которой является организация социально-педагогической поддержки ребенка.

Социально-педагогическая поддержка, благодаря которой осуществляется образовательный процесс, является одной из основных педагогических технологий дополнительного образования. Она включает в себя следующие компоненты:

Дополнительное образование детей

В чем заключается специфика дополнительного образования

Дополнительное образование — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

Дополнительное образование представляет собой отдельную разновидность мотивированного образования. Оно позволяет учащемуся обрести заинтересованность в познании мира, помогает развить творческий потенциал и определиться с дальнейшей профессией. Дополнительное образование, как его понимают ученые, является элементом воспитания личности благодаря специальным программам обучения и разработанным методикам.

Идея отечественного дополнительного образования возникла в 1992 году. Концепция возникла на базе внеклассного воспитания. Внешкольные занятия послужили основой, на которой появилась система дополнительного детского образования. Существенная разница заключается в том, что данный вид образования осуществляется по строго определенным программам и направлениям.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Дополнительные занятия для детей претерпели значительные изменения с периода своего возникновения. Перечислим самые существенные из них:

  1. Появилась сеть образовательных учреждений и услуг факультативных занятий.
  2. Сфера дополнительного образования стала намного гибче, чем была ранее, несмотря на приверженность педагогики к консерватизму.
  3. Дополнительное образование — сфера, которая активно развивается.

Данную область отличают следующие характерные черты, отсутствующие у основного:

  • мобильность;
  • ориентированность на личностное образование;
  • многоступенчатость;
  • профильная специальность;
  • разработка индивидуальных методик образования;
  • развитие воспитательной функции с помощью вовлечения ученика в активную деятельность;
  • разработка различных форм и приемлемых способов образования — как результат свободной педагогической деятельности преподавателя.

Предусмотрен документ, который отражает педагогический концепт согласно заданным целям деятельности — образовательная программа учебного коллектива. Она содержит условия и методы, способствующие достижению целей, и предполагает итоговый результат. Образовательная программа раскрывает структуру организации и порядок осуществления ее деятельности, описывает разные формы обеспечения: информационное, ресурсное и т.д.

Признаки, присущие образовательной программе:

  1. Актуальность, т.е. ориентированность на решении самых существенных проблем.
  2. Рациональность — это определение целей и методов для эффективного достижения результата.
  3. Прогнозированность, т.е. соответствие программы современным тенденциям и требованиям.
  4. Контроль — осуществляется для проверки готовых результатов, необходимых для достижения конкретных целей.
  5. Реалистичность — разработка финансовых и кадровых обоснований.
  6. Восприимчивость к сбоям — программа обучения вовремя обнаруживает любые отклонения текущей ситуации от разработанных ранее положений.

Программа дополнительного образования должна соответствовать требованиям норм закона РФ «Об образовании».

Задачи, которые решаются с помощью содержания образовательных программ:

  1. Гарантия благоприятной психологической среды для ребенка.
  2. Компенсация пробелов основной образовательной программы.
  3. Помощь в выборе индивидуальной образовательной направленности.

Дополнительные занятия должны обеспечить:

  • корректирование психологического развития ребенка;
  • развитие индивидуальных черт детей, социальных навыков, способностей;
  • профилактику девиантного поведения у ребенка или подростка;
  • мотивацию личности к познанию мира и развитию творческих способностей.

Программы содержат в себе светские и гуманистические признаки образования. Во главе угла ставятся главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свободное развитие индивидуальности.

Для образовательных программ характерно:

  • содержание концептуальных оснований учебного процесса;
  • структурирование и планирование материала по теме;
  • акцентирование внимания на уровне развития детей в группе;
  • отражение методов оценки результатов обучения по определенным программам;
  • создание условий для раскрытия условий организации образовательного процесса;
  • обеспечение материальной, информационной, методической основы для реализации учебной программы;
  • опора на достижениях мировой культуры.

Деятельность в дополнительном образовании детей

Дополнительное образование — важнейшая составляющая всей системы общего детского образования. Оно, хоть и не является обязательным, выступает как необходимое дополнение к основному. Таким образом, кружки и секции представляет собой часть полноценного образования.

Сегодня разработано множество программ, с помощью которых реализуется структурированный процесс обучения. Он помогает ребенку развиться как полноценная всесторонняя личность. Согласно статистическим данным около 65% учащихся занимаются во внешкольных кружках.

Развитие программ дополнительного образования — один из приоритетов государственной политики. Смысл данного процесса заключается не в результате, а в самом его прохождении.

Дополнительное образование помогает ребенку раскрыть свой потенциал, выявить свои способности, чтобы в дальнейшем ему было проще выбрать подходящую профессию и направление — техническое или гуманитарное. Так происходит полноценное формирование личности, умеющей самостоятельно думать и брать на себя ответственность. Достичь наиболее эффективного результата можно только при комплексной программе обучения.

Курс дополнительного образования:

  • способствуют раскрытию творческого потенциала;
  • прививают культуру правильного общения и умение вести дискуссии;
  • помогают определиться с профориентацией;
  • воспитывают моральные качества.

В педагогике выделено шесть направлений дополнительного образования:

  1. Социально-педагогическое. Подразумевает работу с даровитыми людьми и уход за нуждающимися в помощи людьми.
  2. Художественное. Ученик раскрывает творческий потенциал через игру на музыкальных инструментах, рисование и т.д.
  3. Техническое. Ребенок развивает навыки для овладения технической профессией (секция робототехники, например).
  4. Физкультурное. Необходимо для укрепления физического состояния.
  5. Естественнонаучное. Сюда входят внеклассные занятия по физике, биологии и другим естественным наукам.
  6. Туристическое. Удовлетворение потребности к поездкам по разным городам и странам, изучение явлений природы и т.д.

Виды программ дополнительного образования детей

Программы дополнительного образования классифицируются на несколько видов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

  1. Примерная программа. Утверждается Министерством РФ и рекомендуется как шаблонная для того или иного образовательного направления.
  2. Модифицированная программа. Она адаптируется под специфику конкретного формирования, куда входит группа детей, а также под режим и условия реализации деятельности. Программа изменяется зависимо от индивидуальных результатов учащихся.
  3. Экспериментальная программа. Цель данного направления заключается в изменении содержания программы и педагогической базы обучения. Сюда входят новые предложения в области знаний и внедрение прогрессивных технологий обучения.
  4. Авторскаяпрограмма. Составляется одним или несколькими педагогами. Суть заключается в том, что учебный курс содержит совокупность возможных средств решения вопросов в образовательной сфере. Их отличительная черта — новаторство и актуальность, следование новейшим педагогическим тенденциям.

Задачи авторских программ:

  • познакомить детей с культурой и ее ценностями;
  • создать как можно больше возможностей для раскрытия своего потенциала;
  • ответить на вновь возникающие потребности и запросы современной педагогики.

Существует и другая классификация по основанию моделей организации доп. образования. Всего выделяется четыре основных:

  1. Первая. Сегодня это самый распространенный вид, для которого характерен случайный набор секций и кружков. Их деятельность может не пересекаться друг с другом. Увы, в данном направлении программа дополнительного образования не имеет проработки. Но, несмотря на существенные минусы, у такой модели есть и преимущества: дети заняты определенной деятельностью во внеурочное время. Также здесь используются уникальные авторские программы.
  2. Вторая модель. Для данного направления характерно наличие внутренней организованности в каждой структуре дополнительного образования. Вместе с тем, здесь нет единой системы функционирования. В представленной модели представлены уникальные формы деятельности, которые объединяют группы детей и группы взрослых. Например, хобби-центр, ассоциации, творческие организации и др.
  3. Третья модель. Это направление дополнительного образования основано на тесном взаимодействии школы с другими образовательными организациями. Сюда могут входить: центр детского творчества, спортивная школа, библиотека, художественная школа и т.д. Данное сотрудничество должно быть регулярным. Школьное учреждение и другая организация создают план совместной деятельности, включающая в себя поэтапную образовательную программу.
  4. Четвертая модель. Образовательные организации существуют в рамках учебно-воспитательного комплекса. Сегодня это самая эффективная модель, т.к. она грамотно сочетает максимальные возможности для реализации как основного образования, так и дополнительного.

К примеру, в обычной общеобразовательной школе могут функционировать художественная школа, спортивная и др. Общеобразовательное учреждение часто включает в себя сети кружков и секций. Вузы, в свою очередь, могут иметь в своем составе другие образовательные объединения.

Деятельность УВК (учебно-воспитательных комплексов) наиболее эффективна для районов, которые удалены от центров. Особенно это актуально для мегаполисов. В небольших городах УВК также играют существенную роль для развития населения.

Обязанности педагога и его деятельность

Требования к преподавателям — особо важный аспект по всей программе дополнительного образования. Чтобы стать педагогом и преподавать факультатив, необходимо иметь определенную квалификацию и компетентность.

Специалист должен уметь ладить с детьми и правильно организовывать свои занятия для программы обучения. Труднее всего приходится преподавателям, совмещающим факультативные занятия и уроки в школе. Темп и дисциплина, характерные для основного образования, разительно отличаются от типа преподавания дополнительных занятий. Вторые могут проходить в игровой форме, так как изначально подразумевают больше свободы действий. Здесь так же есть дисциплина, но она носит иной, менее консервативный характер.

Преподаватель дополнительной программы образования умеет работать с детьми и подростками. Факультативные занятия организуются как на основе школ, так и вузов. Разделяют частные и бюджетные секции по дополнительной подготовке школьников.

Перечень обязанностей учителя факультативных занятий:

  • деление учащихся на группы;
  • грамотная презентация своей студии для ее продвижения;
  • умение замотивировать учеников, вызвать у них интерес к предмету;
  • составление педагогической программы и подготовка материалов;
  • планирование занятий;
  • организация различных мероприятий: семинары, выставки, фестивали и т.д.;
  • консультирование родителей в случае возникновения вопросов по учебной программе;
  • обучение школьников определенным навыкам;
  • систематическая поддержка талантливых учеников и их уровня;
  • методическая деятельность;
  • повышение своего уровня образования и квалификации (иначе полученные преподавателем навыки устареют по истечении времени);
  • создание благоприятных условий для обучения и обеспечение безопасности каждого воспитанника факультатива.

Для реализации своей деятельности по внеклассным занятиям в полной мере педагог должен иметь теоретическую подготовку и практический опыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *