Сбил велосипедиста: как быть и что делать?
Порядок действий в ДТП с участием велосипеда и автомобиля.
C каждым месяцем на дорогах Алматы становится всё больше велосипедистов и любителей электрических самокатов. В целом это хорошая тенденция, но есть и другая сторона. Чем больше велосипедов на улицах, тем выше у них шансы попасть под колёса автомобиля. А последних, к слову, меньше не стало.
Сбил велосипедиста. Как быть?
Как и в случае с любым другим ДТП, после наезда на велосипедиста водителю автомобиля следует остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Если велосипедист пострадал, то необходимо оказать ему первую помощь, а также сообщить об аварии в полицию.
Естественно, зная наши реалии, в большинстве таких случаев, особенно если никто не пострадал, люди предпочтут договориться сами. Запретить это никто не может. Главное, не забудьте обменяться расписками, что претензий друг к другу не имеете. Иначе есть риск что кто-нибудь передумает и обратится в полицию.
А кто виноват в ДТП?
Значительная часть аварий с участием велосипедистов и автомобилистов случается по вине последних. Всё-таки водители пока не привыкли к нахождению на дорогах кого-то ещё и смотрят в зеркала лишь изредка. Особенно это касается поворотов направо. С такой же проблемой, к слову, регулярно сталкиваются и мотоциклисты.
Вот два примера ДТП, виноватым в которых, вероятнее всего, окажется автомобилист.
Машина выворачивает со двора, а велосипед катит по тротуару или обочине. В таком случае водитель обязан руководствоваться пунктом 8.3 ПДД РК:
При выезде на дорогу со второстепенной дороги водитель уступает дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Велосипедист едет в правом ряду, а перед ним открывается дверь автомобиля. В этой ситуации сидящий в машине человек нарушил требования пункта 12.7 ПДД РК:
Запрещается открывать двери транспортного средства, оставлять их открытыми или выходить на проезжую часть дороги, не убедившись, что это не создаст помехи или опасности для других участников движения.
При этом нельзя сказать, что велосипедист в любом случае окажется прав. Нередки случаи, когда наезд на велосипед происходит на пешеходном переходе. Согласитесь, частенько ребята на великах предпочитают пересекать зебру ходом. Согласно правилам, делать так нельзя. Подпункт 7 пункта 24 гласит, что ездить по пешеходному переходу им запрещается.
Компенсация вреда
Если ДТП оформляется как положено — с вызовом полиции, — то в случаях, когда виновником оказывается автомобилист, велосипедист вполне может получить страховую выплату по ОГПО как за вред, нанесённый здоровью, так и за ущерб имуществу.
А вот в обратной ситуации получить какие-то финансовые средства водитель сможет только через суд или по полису КАСКО, если это позволяют условия договора. Хотя велосипед и считается транспортным средством, страховать его никто не обязывает.
Отметим, избежать большинства дорожных неприятностей между автомобилистами и велосипедистами можно при помощи банального взаимопонимания. Давайте взглянем напоследок, какие проблемы есть у водителей и любителей педального транспорта.
Какие проблемы у автомобилистов?
1. Велосипеды незаметны на дороге. Казахстанские ПДД предписывают иметь на велосипеде светоотражатели спереди, сзади и по бокам, а также фонари для движения в тёмное время суток (пункт 7 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации»), но не на всех великах они есть. Уверен, если бы каждый велосипедист хоть раз побывал в роли водителя и столкнулся с тем, как часто велосипеды оказываются вне поля зрения, он бы не пренебрегал такими средствами безопасности.
2. Велосипедисты вылетают на зебру. В правилах есть чёткое предписание спешиваться и катить велосипед рядом при пересечении проезжей части по переходу. Но, увы, так мало кто делает. Даже едущий не спеша велосипедист намного быстрее пешехода, и водитель машины может просто не успеть среагировать на его появление, тем более когда машины припаркованы у обочины вплотную к зебре.
3. «Хрустики» ездят по встречной обочине. Вот это вообще сложно объяснить законами логики. Флегматичные ребята, которые катят даже не по обочине, а по правой полосе в лоб всему потоку, когда есть и обочина, и тротуар, да и перейти дорогу обычно труда не составляет, остаются за пределами понимания. Автомобилистам тут можно только посочувствовать.
4. Велосипеды мешают ездить в пробках. Более того, сами того не желая, в тесноте городского трафика райдеры царапают машины. В Азии это норма, едва ли не каждое авто в Китае имеет отметины от руля и педалей на кузове.
Какие проблемы у велосипедистов?
Водители автомобилей не воспринимают велосипедистов как полноценных участников дорожного движения, а велосипеды как транспортные средства. Часто автомобилисты думают, что велосипедисты должны ездить только по тротуарам, их не надо пропускать и т. д. Кто-то не задумывается о том, что велосипеды могут ездить довольно быстро и у них тоже есть тормозной путь. По сути, все проблемы так или иначе следуют из этого, и вот самые частые.
1. Машины не пропускают при повороте направо. Последствия — от неопасного мата из машины до столкновения, которое может закончиться печально. Почему так происходит? Водители не знают правил или не хотят соблюдать их (а в таком случае велосипеды надо пропускать (пункт 1 раздела 13 ПДД РК)) и не смотрят в зеркало, поэтому легко могут снести велосипедиста, который с ними поравнялся.
2. Водитель недооценивает скорость велосипедиста и выезжает прямо перед ним. Думает о том, что успеет уехать, пока велосипедист доедет до него. Так покалечилось и даже погибло немало людей, ведь по ровной дороге шоссейный велосипед легко идёт 30–40 км/ч, а на спуске разгоняется до 80–90 км/ч.
3. Пассажиры открывают двери перед «хрустиками». Как говорят активисты велодвижения, даже опытный велосипедист всегда найдёт свою дверь. Что уж говорить о новичках, для которых желание пассажира выйти из стоящей на светофоре машины может стать роковым. Ситуацию усугубляет склонность некоторых водителей высаживать пассажиров в паре метров от обочины.
4. Машины проезжают слишком близко. Существует негласное правило: обгоняя велосипед, надо соблюдать боковой интервал не менее 1.5 метра. Увы, правило мало того что негласное, так большинство от него просто отмахивается. Почему-то при обгоне других авто водителям проще выехать на соседнюю полосу (даже если это встречка), а к велосипедистам стараются прижаться посильнее. Чревато это как минимум испугом велосипедиста, а в худшем случае он вильнёт и машина его зацепит.
Как не сесть в тюрьму водителям?
1. Соблюдать боковой интервал 1.5 метра при обгоне велосипеда. Если такой возможности нет, то притормозите и дождитесь расширения дороги. Да и велосипедист при возможности примет вправо. Поверьте, очень страшно, когда у тебя на колесе висит пара тонн железа.
2. Смотрите в зеркало, поворачивая направо. В правое зеркало. На дорогах хватает неадекватных велосипедистов, которые пытаются пролететь справа от машины, поворачивающей направо. При столкновении пострадает и ваша машина, и велосипедист, но виноват будет водитель авто. Не стоит обгонять велосипед, если вы собираетесь повернуть направо, дайте человеку проехать.
3. Помните, что, съезжая на обочину или заезжая на парковку, вы должны уступить дорогу велосипедистам, двигающимся в попутном с вами направлении по краю проезжей части или обочине (пункты 3 и 4 раздела 8 ПДД РК).
4. Высаживая пассажиров, не забудьте, что кругом велосипеды, а пассажир не приучен смотреть в зеркало, прежде чем открыть дверь. Старайтесь ставить машину так, чтобы открытая дверь никому не мешала, или хотя бы дайте понять пассажирам, когда дверь можно открыть.
5. Помните, что велосипеды бывают очень дорогие. Китайские велосипеды стоят 30–40 тысяч, но за порчу большинства эмтэбэшников, колесящих по дорогам, придётся выложить не меньше $500. А если под колёса попадёт шоссейный велосипед, то это минимум тысяча зелёных, но на наших дорогах полно Cervelo P5 и других топовых триатлонных велов, цена которых переваливает за $10 000. И после столкновения с машиной вел обычно приходится выбрасывать. Оно вам надо?!
6. Оказаться за рулём в нашей стране очень просто, но те, кто садится за руль, как минимум знают, где находится тормоз и что на красный ехать лучше не стоит. У велосипедистов допуска вовсе нет — на дороги выезжают дети, пьяные люди и те, кто искренне верит, что водитель авто всё видит и может остановить машину мгновенно. Помните об этом.
Как выжить велосипедистам?
1. «Будьте заметны на дороге», — советует бывалый велосипедист Павел Ким. Яркая одежда, фонари спереди и сзади — это просто и не слишком дорого. Наиболее доступные фонари стоят около 3 000 тенге (передний и задний), но они сделают вас видимыми в любое время. Сам он ездит в ярком веложилете с кучей светоотражающих элементов, тут подойдёт и просто сигнальный жилет (от 500 тенге). Отличным вариантом станет задний фонарь, который дополнительно очерчивает две полосы по обе стороны от велосипеда — этакая запретная для авто зона.
2. Будьте предсказуемыми и обозначайте свои манёвры. Часто проблемы возникают от недопонимания. Велосипедист едет своей дорогой, а автомобилисту сложно понять его логику. Поворотников и стоп-сигналов у велосипедов нет, но райдер может показать, куда собирается ехать, рукой.
3. Оставляйте пространство для манёвра. Тормозной путь у велосипедов куда больше, чем у машин, а если на дороге песок или асфальт мокрый, то тормозить можно до самого капота или бордюра. Помните об этом, когда подъезжаете к перекрёстку или выезду с парковки.
Что делать, если велосипедист сбил на тротуаре?
Aif.ru разбирался в нюансах правил дорожного движения для велосипедистов и пешеходов.
Является ли велосипед транспортным средством?
Да. В пункте 1.2 Правил дорожного движения прямо об этом сказано. Это означает, что человек на велосипеде, выехавший на улицу, становится полноценным участником дорожного движения, наряду с автомобилистами.
Можно ли ездить на велосипеде по тротуару?
Определяют, где можно ездить на велосипеде, правила в разделе 24 ПДД. В соответствии с ними, ездить по тротуару могут только дети до 14 лет, и взрослые, сопровождающие этих детей. В любом другом случае велосипедист должен выбрать для движения велосипедную или велопешеходную дорожку — при наличии или проезжую часть — по правому ее краю или велосипедной полосе, а также обочину, если ни одного из ранее перечисленных вариантов нет. Если у водителя велосипеда вообще нет вариантов, например, нет специальных дорожек или полос, обочины, а правая часть проезжей части занята машинами, то можно съехать на тротуар.
Что будет за езду на велосипеде по тротуару не по правилам?
В таком случае велосипедисту грозит ответственность за нарушение правил дорожного движения по ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ в виде 800 рублей штрафа, а если нарушитель будет пьян, то санкции прописаны в ч. 3 указанной статьи и штраф будет уже от 1 000 до 1 500 рублей.
Что будет, если велосипедист на тротуаре кого-то собьет?
Степень ответственности зависит от того, пострадал ли сбитый человек. Если столкновение причинит тяжкий вред здоровью, то применима ст. 118 УК РФ, по которой велосипедисту грозит максимум 80 тысяч рублей штрафа, до 480 часов обязательных работ, до двух лет исправительных работ, до трех лет ограничения свободы или шесть месяцев ареста. Причинение вреда иной степени по неосторожности не является уголовно-наказуемым, поэтому если человек отделался легкими или средней тяжести травмами, то с велосипедиста можно получить компенсацию морального вреда по ст. 151 ГК РФ и материального ущерба по ст. 1064 ГК РФ. Размер материального ущерба можно рассчитать исходя из стоимости поврежденного имущества или расходов на оплату медикаментов, услуг врача и других сопутствующих трат.
Что делать, если велосипедист сбил на тротуаре?
Поскольку водитель велосипеда подчиняется Правилам дорожного движения и является полноправным участником дорожного движения, столкновение с пешеходом должно быть зафиксировано сотрудниками ГИБДД. Для этого необходимо позвонить по номеру 02 или 102 с мобильного. Если пешеход получил травму, лучше сразу позвонить в 112, и тогда на место выедут не только сотрудники ГИБДД, но и скорая помощь. Даже если велосипедист имел право ехать по тротуару, то он должен двигаться так, чтобы не мешать пешеходам и не создавать опасных ситуаций. Если велосипедом управлял ребенок, то его можно привлечь к административной ответственности только с 16 лет, поэтому если пешеходу причинит вред малолетний велосипедист, то за нарушение ПДД его не накажут, а вот вред здоровью или имуществу родителям придется возместить.
Велосипедист сбил пешехода
Ехал по велосипедной дорожке на велосипеде и сбил женщину вне пешеходного перехода( черепно — мозговая травма) . Что может за это быть велосипедисту?? Есть ли определённое движение по велосипедной дорожке? Если стрелочка указана в одну сторону, можно ли ехать на велосипеде в обранную ? 'По материалам юридической социальной сети www. 9111.ru ©'
Дата: 25.08.2018 02:00
В консультации принимал участие
Ответ эксперта
Ваша ситуация сложная, но не безнадежна.
Очень многое зависит от конкретных обстоятельств дела в части причинения вреда здоровью сбитой женщине и нарушения Вами Правил дорожного движения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (см. последнюю редакцию) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.07.2018)) — правила безопасности движения следует соблюдать всем участникам (в т. ч. двигаться согласно знакам дорожного движения).
-
2018-08-25 14:10:38
Ехал по велосипедной дорожке (стрелка на велодорожке была нарисована в одну сторону, а я ехал в другую)на велосипеде и сбил женщину вне пешеходного перехода( черепно — мозговая травма) . Что может за это быть велосипедисту?? Есть ли определённое движение по велосипедной дорожке? Если стрелочка указана в одну сторону, можно ли ехать на велосипеде в обранную ? Женщину на скорой доставили в больницу, что с ней я незнаю( как быть ? Хочу помочь)
Я дождался Гаи рассказал им ситуацию, после чего взяли мои координаты и отпустили.
Для велосипедистов предназначена особенная статья КоАП РФ, которая предусматривает штрафы за нарушение ПДД:
Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего
Кроме этого, Вам, за нарушение ПДД с причинением тяжкого вреда здоровью сбитой женщине, грозит ответственность, предусмотренная статьей 268 УК РФ:
Судебная практика: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» (извлечение):
Ребёнок въехал в автомобиль: это ДТП? Кто виноват, кто и как оплачивает ущерб?
Дети-велосипедисты по ПДД – это уже не пешеходы, но ещё не полноценные совершеннолетние водители транспортных средств. И потому в ДТП с участием ребёнка на велосипеде есть определённые тонкости. В статье мы рассмотрим все такие нюансы в обзорах ситуаций по происшествиям на дороге и во дворах. Также выясним, в каких случаях ущерб покрывает ОСАГО, что делать в первую очередь в таких ДТП, кто будет виноват по мнению приехавших сотрудников ГИБДД и по судебной практике, как и с кого взыскивать ущерб в различных случаях и как учитываются такие аварии.
Ребёнок на велосипеде столкнулся с автомобилем – это ДТП или нет?
По определению дорожно-транспортного происшествия для определения этого термина должно быть выполнено несколько условий:
- транспортные средства должны участвовать в дорожном движении,
- между ними должно быть взаимодействие (причём, можно и непрямое),
- должен быть причинён ущерб – материальный, здоровью или другой.
Таким образом, если машина в момент удара тоже двигалась, то здесь всё просто – при наличии даже мало-мальского ущерба или вреда здоровью (в том числе гибели людей) это ДТП. Но как быть, если машина в момент столкновения стояла во дворе на стоянке, к примеру?
Здесь следует определить, является ли транспортным средством детский велосипед. И в данном случае тоже всё достаточно просто. ПДД не разделяют возраст человека для вождения двухколёсными (пункт 1.2 Правил). То есть даже если речь идёт о ребёнке хоть 2 лет, но который находится на устройстве, приводимое в действие мускульной силой, то это тоже транспортное средство, а ребёнок в этом случае – велосипедист. Причём, обратите внимание, что по определению в ПДД беговел тоже является велосипедом.
В то же время получаем, что дорожным происшествием по Правилам не являются события при следующих условиях:
- если ребёнок вёл велосипед рядом, а не ехал на нём, в том числе бросил его в машину, ударил им её (ведущий вело является пешеходом),
- если в результате удара велосипеда об автомобиль нет никакого ущерба – ни царапины, ни иного, в том числе здоровью, в том числе не пострадал сам ребёнок и его велосипед.
Что делать в первую очередь?
Таким образом, так как практически во всех случаях, когда дети на велосипедах врезаются в автомобили, то это ДТП, то нужно выполнить обязанности, предписанные пунктами 2.5-2.6.1 ПДД. А это как минимум:
- сразу же остановиться,
- выставить аварийный знак и включить «аварийку»,
- позвонить в ГИБДД и следовать их указаниям,
- не трогать предметы, относящиеся к ДТП, в том числе не перемещать машину и детский велосипед.
Обратите внимание, ничего вам не запрещает как гражданину и участнику ДТП разговаривать, опрашивать ребёнка. Разумеется, в том числе на предмет вреда здоровью.
Первым делом следует найти или вызвать его родителей на место происшествия. В зависимости от возраста детей именно его родители (а также опекуны или попечители) как представляют его, так и несут за него ответственность. Об этом мы ещё поговорим подробнее немного ниже.
Вызывать ли скорую помощь?
Конечно же, всё зависит от конкретной ситуации. Но главное здесь – не недооценить её. В судебной практике 2023 года немало случаев, когда пренебрежение вызовом Скорой было расценено как осложнение последствий для вреда здоровью детей.
Объясним подробнее. Речь здесь не только и не столько о реальных последствиях, а во многом о нежелании родителей компенсировать ущерб автомобилю в случае виновности ребёнка-велосипедиста. Те иногда используют все возможности, чтобы либо избежать таким образом ответственности, переложив многое на водителя машины, либо просто попытаться отомстить автолюбителю.
То есть не вовремя оказанная медицинская помощь ребёнку является по сути ответственным бездействием водителя, которое осложняет последствия его виновности в ДТП с участием детей на велосипеде либо даже без наличия вины усугубляет последствия (речь об источнике повышенной опасности – об этом подробно поговорим ниже).
Водитель, честно полагая, что никаких последствий в лёгком столкновении велосипеда и автомобиля не может быть, просто договаривается о возмещении ущерба родителями либо им самим ребёнку – в зависимости от того, кто, по их решению или ГИБДД оказывается виновным в ДТП. Но потом родители решают обратиться в травмпункт или другое лечебное учреждение, где ребёнку ставят определённый диагноз. И затем в судебных разбирательствах судья может указать на то, что несвоевременная медицинская помощь из-за пренебрежения вызовом скорой водителем машины усугубила последствия для вреда здоровью ребёнка.
И расписки, взятые с родителей, в данном случае вряд ли помогут. Ведь отсутствие вреда здоровью никак не доказать на месте. А симптомы травмы могут проявиться и позднее.
Поэтому здесь как раз та ситуация, когда лучше перебдеть, чем недобдеть. Но без «паранойи», конечно же!
Можно ли разъехаться, если нет претензий?
Тоже крайне нежелательно. Вообще, ПДД в пункте 2.6.1 есть возможность не звонить в ГАИ вообще. Но для этого должны быть выполнены условия из закона Об ОСАГО о составлении европротокола (как ни странно, да, но закон есть закон). Одно из таких условий – наличие полисов ОСАГО у обоих участников ДТП. У велосипедиста такой страховки не может быть, поэтому вызов полиции обязателен. Здесь та же ситуация, когда расписка не поможет от основного наказания – возможности лишения прав за оставление места ДТП.
Причём, согласно той же судебной практики 2023 года, лишить права управления могут не только водителя, но и велосипедиста (например, если ему уже есть 16 лет и права категории M или подкатегории A1).
Даже при отсутствии претензий нельзя разъезжаться очень желательно вызвать ГИБДД и зафиксировать событие дорожного происшествия. Так как неимение претензий не спасёт от лишения водительских прав. И первоначальное отсутствие материального ущерба и вреда здоровью может в их появление позже. Например, когда родители ребёнка обнаружат даже малейшую царапину на ребёнке или на велосипеде.
Однако, иная ситуация в том случае, если автомобиль был припаркован. В таком случае самого события покидания места ДТП не может быть в принципе. В момент столкновения в авто не было водителя (даже если кто-то находился внутри припаркованной машины, но не воздействовал на органы управления). Поэтому и обязанности выполнить пункты 2.5-2.6.1 у такого человека не возникло.
Кто виноват в ДТП с детьми-велосипедистами в 2023 году?
В определении виновности и причинителя вреда в современном законодательстве работает принцип причинно-следственной связи.
Таким образом, на вину в ДТП влияют два фактора:
- нарушения ПДД водителем машины или ребёнком на велосипеде,
- причинно-следственная связь такого нарушения в случившемся ДТП.
Например, если водитель был в момент столкновения пьяным, но его в даже едущую машину врезался ребёнок велосипедом, то нетрезвое состояние автолюбителя не находится в такой причинно-следственной связи с ДТП. Да, водителя накажут лишением прав, но виновным в конкретном событии будет признан ребёнок.
Поэтому виноват будет тот, кто нарушил ПДД и чьё нарушение привело непосредственно к аварии.
Есть ещё одна тонкость. Как правило, когда ребёнок въезжает в машину на велосипеде или наоборот, речь идёт о пересечении траекторий (причём, во времени и пространстве). В таком случае часто один из участников дорожного движения обязан был уступить дорогу.
И вот в этом случае тоже есть важная в нашей теме ДТП с участием детей на велосипедах тонкость. Дело в том, что обязанность уступить дорогу у вас возникает только тем транспортным средствам, которые имеют преимущество перед вами на дороге. Если точнее, то не просто преимущество, а преимущественное право на движение. Но, если нет права на движение в намеченном направлении, то и преимущества не может быть. Так указал Верховный суд – пункт 14 Постановления Пленума ВС РФ №20 от 25.06.2019 г.
И это один из самых важных факторов при определении виновности в ДТП, поэтому для ответа на главный вопрос определим, где именно дети-велосипедисты имеют право на движение.
ПДД для детей на двухколёсных
Вообще, правила езды на двухколёсных для детей подразделяются в зависимости от возраста:
- для детей-велосипедистов до 7 лет,
- для детей от 7 до 14 лет,
- а с 14 начинаются требования ПДД как для взрослых.
Ещё одна важная тонкость. Столкновения детей на велосипедах и автомобилей часто происходят во дворах, жилых зонах. Многим автолюбителям известно, что пешеходы имеют преимущество на таких территориях. Однако, это не относится ни к каким велосипедистам – даже к детям до 7 лет и старше. Раздел 17 ПДД упоминает исключительно пешеходов, а ребёнок на велосипеде в любом возрасте формально является водителем транспортного средства. Потому преимущественное право проезда во дворах на него не распространяется.
То есть в довольно стандартной ситуации, когда водитель на автомобиле движется по проезжей части дороги двора, и сталкивается с ребёнком на двухколёсном, то виновность должна лечь на последнего. Причём, не только когда ребёнок врезался велосипедом в стоящую машину, но и когда столкнулся с движущейся.
Теперь рассмотрим, где должны двигаться велосипедисты в зависимости от возраста.
Ребёнок старше 14 лет
Тут в дело вступает раздел 24 ПДД. И его пункты обязывают передвигаться велосипедистам по определённым участкам дорог при их наличии. А, если их нет, то по другим. И вот в таком порядке приоритета расположены эти участки:
- велодорожка, велопешеходная дорожка либо полоса для велосипедистов на выбор,
- правый край проезжей части дороги,
- обочина,
- тротуар или пешеходная дорожка.
Таким образом, если, к примеру, нет велодорожки или невозможно по ней ехать (по объективным причинам, а не просто, например, плохое покрытие для передвижения по ней), то можно ехать по правому краю проезжей части. То есть при наличии проезжей части на данном участке дороги и возможности ехать по ней, у велосипедиста нет права двигаться по обочине и, тем более, по тротуару.
Возраст – от 7 до 14 лет
А вот здесь уже проще – дети-велосипедисты в указанном возрастном диапазоне обязаны ездить только по:
- велопешеходным дорожкам,
- велодорожкам,
- тротуарам,
- либо по пешеходным зонам.
ПДД для детей младше 7 лет
Ещё более ограничены малолетние велосипедисты. Им можно передвигаться:
- по тротуарам,
- велопешеходным дорожкам (только по полосам для пешеходов),
- пешеходным дорожкам,
- либо по пешеходным зонам.
Таким образом, детям в возрасте до 14 лет вообще запрещено выезжать на проезжую часть дорог. При отсутствии права на движение ребёнка у него не образуется и преимущественного права, как мы указали выше. Однако, никогда не следует забывать, что для водителя есть ещё пункт 10.1 ПДД (про неверно выбранную скорость, не соответствующую дорожной обстановке). Нарушение этого по сути универсального пункта очень часто вменяют автолюбителям в судебной практике.
Если ребёнок врезался велосипедом в стоящую машину?
В данной ситуации ДТП последствия зависят от двух вариантов:
- ребёнок въехал на велосипеде в автомобиль, который был припаркован в рамках остановки или стоянки во дворе (или на дороге),
- машина остановилась временно технически (на красный сигнал светофора, чтобы пропустить этого ребёнка).
В первом случае практически всегда вина ляжет на велосипедиста. Потому как, если в авто не было водителя, то и нарушения не могло быть. Как мы выяснили выше, не зависит при этом, возраст ребёнка. Причём, владелец автомобиля в момент столкновения с велосипедом не являлся водителем, и потому не является и участником ДТП. Отсюда следует, что и оставления места происшествия в данном случае как события правонарушения быть не может – прав лишать некого.
Однако, фактически привлечь вас к ответственности могут в том случае, если вы вышли к машине и уехали с места происшествия, зная при этом, что автомобиль повреждён – то есть попал в ДТП. Хотя, это незаконно, так как именно в момент взаимодействия велосипеда с авто вы водителем не являлись. Следовательно, обязанности по выполнению пунктов 2.5-2.6.1 у вас не возникало.
Если же автомобиль остановился в рамках так называемой «технической остановки», то это не является таковой в рамках 12 раздела Правил дорожного движения. Следовательно, машина участвовала в процессе дорожного движения. И потому такие дела должны рассматриваться на общих основаниях – виновной стороной должны признать того, чьё нарушение стало причиной ДТП. Если у обоих участников выявились такие нарушения, то вина будет обоюдной.
А если авто стояло с нарушением ПДД?
Это не имеет никакого значения, если речь идёт о парковке на остановку или стоянку. Выше мы упоминали, что виновность в ДТП определяется таким нарушением, которое находится в причинно-следственной связи со столкновением. Нарушение правил стоянки/остановки почти никогда не находится в такой связи.
Аргумент «если бы автомобиль здесь не стоял, то и ребёнок бы в него не въехал» также не должен быть признан объективным. Судьи обычно ставят вопрос следующим образом: «А что, если бы вместо машины на том месте стоял другой ребёнок? Если ребёнок на велосипеде не увидел машину, то и иное препятствие бы не усмотрел«.
Если ребёнок ударил движущийся автомобиль?
Как мы уже упомянули выше, такие дела должны рассматриваться на общих основаниях – чьё нарушение Правил привело к ДТП, тот и виноват в нём.
Но здесь ещё раз напомним, о недопустимости, согласно ПДД, нахождения детей в возрасте до 14 лет на проезжей части дороги. То есть при отсутствии у водителя признаков нарушения пункта 10.1 (не превышено ограничение скорости, и последняя, кроме того, выбрана с учётом погодных условий и дорожной обстановки), то виновность в любом случае в такой ситуации должна лечь на велосипедиста.
Другое дело, если ребёнок на велосипеде, к примеру, уже некоторое время находился на проезжей части дороги, и будет установлено в рамках экспертизы, что у водителя была возможность предотвратить ДТП, если бы тот выбрал меньшую скорость движения. Либо если водитель проживает в этом дворе и должен был знать, что здесь часто выбегают на дорогу дети.
Кроме того, не в пользу автолюбителей сыграет наличие дорожного знака 1.23 «Осторожно, дети!».
Таким образом, каждое ДТП рассматривается индивидуально с учётом конкретных обстоятельств. Однако, даже самое очевидное происшествие с виновником – ребёнком на велосипеде, который врезался в авто, на первый взгляд, может повернуться против водителя. Проблема в том, что в судебной практике при авариях с участием автомобиля и детей есть негласная презумпция виновности владельца источника повышенной опасности. Так, судьи могут зацепиться за любой довод в пользу невиновности детей: вменяют водителю нарушение пункта 10.1 ПДД, при тяжких последствиях для здоровья или при гибели детей даже оценивают тормозную систему автомобиля. Даже малейшая степень вины водителя машины может повлечь уголовную ответственность.
Покроет ли ОСАГО повреждения в 2023 году?
Всё зависит от того, кого признают виновником такой аварии. Но главный принцип здесь один – объект страхования автогражданской ответственности – виновность в ДТП, а не собственное имущество автолюбителей.
Из этого следует, что ОСАГО покрывает обязанность по выплате ущерба потерпевшим и/или пострадавшим в ДТП за застрахованного водителя. То есть, если вы попали в аварию, где вас признали виновником, то по ОСАГО вместо вас ущерб компенсирует страховая компания с лимитом 400 000 рублей при вреде имуществу или 500 тысяч при вреде здоровью или гибели людей.
Здесь тоже есть важная тонкость – ОСАГО не покрывает моральный вред. Если он заявлен, то возмещать придётся из собственного кармана.
Следовательно, если вина полностью легла на ребёнка, который врезался в автомобиль, то возмещение ущерба должно производиться его родителями (или им самим).
Кто и как взыскивает ущерб от ДТП с детьми на велосипеде?
Итак, выше мы рассмотрели, что виновен в аварии должен быть признан тот, кто нарушил и совершил её. Однако, с взысканием причинённого вреда не всё так просто. Его могут взыскать и без наличия вашей вины.
Но сначала рассмотрим нюансы главного участника такого ДТП – ребёнка.
Назначат ли ребёнку штраф? Кто его платит?
В большинстве случаев нет. Дети являются несовершеннолетними лицами, и их ответственность не наступает по закону почти никогда.
Но всё зависит от вида ответственности, которая может отличаться в зависимости от тяжести последствий происшествия.
- Административная ответственность наступает с возраста 16 лет (статья 2.3 КоАП РФ). То есть до этого возраста штраф или иное наказание как ребёнку, так и его родителям назначить не смогут.
- А вот уголовная ответственность для детей возможна с возраста 14 лет (статья 87 УК РФ). Однако, и здесь перечень наказаний ограничен статьёй 88.
- Что касается гражданской ответственности (речь идёт конкретно о возмещении причинённого ущерба), то она наступает всегда. Однако, в возрасте до 14 лет она перекладывается на родителей (статья 1073 ГК РФ). А если речь идёт о подростке 14-18 лет, то бремя ответственности за причинённый вред уже перекладывается на него самого. Но только при условии, что у него есть подтверждённый доход. Если нет, то снова на родителей.
Таким образом, штрафы и другие наказания детям практически никогда не назначают (маловероятно, что врезавшийся в машину велосипед причинил кому-то тяжкий вред здоровью или смерть, что квалифицируется как уголовное преступление). Зато возмещение вреда за ребёнка почти всегда перекладывается на его родителей. Соответственно, если вы планируете подавать иск в суд, важно правильно указать ответчика – любого из родителей ребёнка.
Обратите ещё внимание для справки на то, что любые процессуальные действия с несовершеннолетними детьми должны проводиться в присутствии их родителей (или опекунов/попечителей). Сюда включаются опрос, допрос, составление протокола и другие.
- В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
Если виноват водитель автомобиля?
Теперь более предметно рассмотрим порядок возмещения ущерба. И начнём с самого простого – при виновности водителя автомобиля тот компенсирует ущерб пострадавшему велосипеду и здоровью ребёнка. Здесь всё элементарно.
При наличии на машину действующего полиса ОСАГО данное возмещение перекладывается под ответственность страховой компании (кроме морального вреда).
Вот пример уголовного дела о сбитых детях-велосипедистах во вдоре.
Если виновником признали ребёнка на велосипеде?
А вот здесь для водителя автомобиля плохие новости. Дело в том, что автомобиль – это источник повышенной опасности. И владение им накладывает определённую ответственность даже при отсутствии виновности. Мы упоминали об этом выше. И этому посвящена статья 1079 Гражданского кодекса РФ.
Однако, это работает только в отношении компенсации вреда здоровью или жизни, но не имуществу. То есть, даже если ребёнок сам врезался в припаркованный автомобиль, и автовладелец ни в чём не виноват, то последний всё равно обязан будет возместить вред здоровью ребёнка, в том числе моральный.
Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько примеров.
- Водитель авто сбил ребёнка на велосипеде. Виновником признан автолюбитель. Тогда он полностью возмещает весь вред здоровью и велосипеду. При этом, такой вред покрывает ОСАГО, кроме морального.
- Ребёнок на велосипеде въехал в стоящую машину. Виновником признали несовершеннолетнего. В этом случае его родители обязаны возместить вред, причинённый автомобилю велосипедом. Но водитель должен компенсировать вред здоровью или жизни ребёнка и плюс моральный вред – то есть всё, кроме вреда самому велосипеду (имущественного ущерба).
- Вина в ДТП с участием ребёнка на велосипеде признана обоюдной. Тогда родители возмещают ущерб, причинённый автомобилю, обратно пропорционально степени виновности ребёнка (например, суд установил степень вины несовершеннолетнего – 30%; тогда родители должны заплатить 30% от стоимости восстановления авто). А водитель обязан возместить полностью вред здоровью или жизни ребёнка плюс моральный вред, а компенсировать повреждение велосипеда должен, согласно степени своей вины (в таком же примере у водителя будет 70% виновности – тогда он (его страховая компания) заплатит 70% от полной стоимости восстановления двухколёсного).
Как учитываются такие ДТП для расчёта стоимости ОСАГО?
К сожалению, и здесь для автовладельцев у нас плохие новости. При любой степени вины и даже при её отсутствии безаварийная скидка может уменьшиться. Достаточно только обращения по полису ОСАГО водителя за выплатой.
А последнее может быть, как мы уже выяснили выше, даже если водитель полностью невиновен, так как автомобиль по отношению к любому велосипеду – это источник повышенной опасности. То есть если родители ребёнка обращаются за возмещением ущерба вреда здоровью/жизни/имущества ребёнка даже при отсутствии вины водителя, то у последнего всё равно возрастёт коэффициент бонус-малус, и стоимость страховки в следующем страховом периоде увеличится.