Почему в самолётах нельзя курить (и когда можно было)
Первый в мире самолёт взлетел в 1903 году — с тех пор многое изменилось: самолёты перестали делать из дерева, пассажиров избавили от очков и шлемов, на борту появились напитки и места для курящих… а потом курить запретили. Последний рейс, на котором можно было курить, был рейсом «Аэрофлота» из Москвы в Шанхай в 2002 году. Рассказываем, с чего всё началось и почему закончилось.
Раньше можно было?
Да, абсолютно на всех рейсах. Задолго до того, как в мире появились антитабачные кампании и стикеры на пачках с последствиями курения, сигареты и табак были элементом статуса и роскоши. Курили все и везде, но в редких случаях пассажирам запрещали поджигать что-либо на борту, (когда в багаже был огнеопасный или легковоспламеняющийся груз). Правила перевозок 20 лет назад тоже были куда мягче.
А почему запретили?
Первое, что приходит в голову — риск пожара на борту. Вы удивитесь, но это не основная причина — до введения запрета за всю историю гражданской авиации не было ни одного происшествия или ЧП, связанного с курением.
Вторая и более веская причина — жалобы некурящих пассажиров, особенно с детьми. Как правило, места для курения находились в носовой части, откуда вентиляция перегоняла дымный воздух в хвост (так все было устроено).
Дети плюс табачный дым — не самая лучшая комбинация, с этого и началась борьба с курением на борту: уже в 1986 запретили курить на всех рейсах длительностью менее трёх часов. Через пару лет курение разрешалось только после посадки судна — сидите, тянете свою сигаретку и ждёте, пока все выйдут из салона. В 2001 году рейсы для курящих ещё существовали, условия было простое: если лететь дольше 10 часов — покурите, так и быть.
Третья причина — экономия топлива. Как это связано? Просто: салон любого самолёта — это герметичная банка, которую постоянно нужно проветривать, иначе все пассажиры и экипаж попросту задохнуться. Чем больше курильщиков на борту — тем сильнее работала вентиляция — тем больше горючего нужно на питание системы кондиционирования. Авиакомпании посчитали все затраты, сравнили расход топлива с некурящими рейсами и поняли, что ежегодно тратят из-за курильщиков сотни тысяч долларов.
Как отреагировали курильщики?
Ну, летать они явно не перестали. Что интересно — 40% курильщиков поддержали запрет — с их слов, это помогало им курить меньше. Часть из них специально садилась на некурящие места, чтобы не курить хотя бы в полете.
Я не могу больше терпеть! Сигарету мне!
Теоретически, вы можете покурить, если летите грузовым, санитарным или военным рейсом. Там тоже нельзя, но внимания на это не обращают — никто же не видит! Запрет до сих пор нравится не всем, поэтому в сети можно найти кучу инструкций, как обхитрить датчики дыма и тайком покурить в кабинке туалета (делать так не нужно хотя бы из опасений довольно внушительного штрафа). Кстати, в некоторых кабинках до сих пор установлены пепельницы — если привычка возьмёт верх, курильщик бросит окурок хотя бы в пепельницу, а не в урну с бумажными полотенцами.
Ещё один вариант — договориться (за деньги) с экипажем, но такие исключения встречаются только на рейсах первого класса или чартерных перелётах. Во всех остальных случаях — это административный штраф. Ещё в 2015 в Казахстане он составлял 6 000 тенге, сегодня — уже 126 000 тенге. Это ещё немного! В Великобритании за курение на борту придётся заплатить 3 000 фунтов, в Японии — 5 000 долларов. Представьте, сколько пачек сигарет можно купить на эти деньги.
Сколько туристу придется заплатить за курение?
Выкуренная в самолете сигарета может обойтись в полмиллиона рублей или даже привести к тюремному заключению, а за курение в неположенном месте за границей придется заплатить не одну сотню евро. Поэтому, отправляясь на отдых или в командировку, узнайте, как к курению относится ваша авиакомпания и какие ограничения установлены антитабачным законодательством в зарубежной стране
Каким будет штраф за курение на борту самолета российской авиакомпании?
В самолетах курить запрещено (ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»). Этот запрет распространяется и на поезда дальнего следования.
Нарушителя могут привлечь к ответственности в виде штрафа от 500 до 1500 руб. по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ. Правда, формулировки этой статьи и упомянутого выше Закона № 15-ФЗ, а также разъяснения Минздрава 1 не позволяют применять нормы об административной ответственности к гражданам, использующим электронные сигареты, поскольку в процессе их курения табак не тлеет и процесса горения не происходит. Штраф предусмотрен только для потребителей традиционных сигарет.
Тем не менее для путешествующих самолетом административный штраф – не худшее наказание. Многие авиакомпании в своих правилах установили запрет на использование пассажирами любых сигарет, в том числе электронных. Последствия нарушения этих правил могут лечь тяжелым финансовым бременем на туриста-курильщика. Перевозчик вправе обратиться в суд с иском к путешественнику, требуя возместить убытки в виде стоимости санобработки воздушного судна для ликвидации последствий курения. В среднем размер взысканий для потребителей как обычных, так и электронных сигарет составляет около 60 тыс. руб. 2 Необходимость проведения санобработки туалетной комнаты и системы вентиляции авиакомпании доказывают, ссылаясь на инструкции производителей самолетов.
При этом есть и судебные решения в пользу курильщиков 3 . Против доводов авиакомпании в таких случаях высказывались следующие аргументы:
- плановый характер санитарной обработки салона самолета при отсутствии доказательств необходимости ее проведения именно в связи с курением на борту;
- проведение санитарной обработки спустя несколько дней после курения на борту;
- отсутствие сведений о привлечении к административной ответственности за курение на борту воздушного судна.
Однако такие судебные акты являются редким исключением. Чаще суды принимают решение в пользу авиаперевозчиков.
Курение на борту самолета может стать основанием для взыскания и более крупных денежных сумм. Это произойдет, если командир воздушного судна примет решение прервать полет и совершить посадку на ближайшем запасном аэродроме из-за срабатывания детекторов дыма. В данном случае авиакомпания будет иметь право заявить внушительный перечень расходов, понесенных в связи с отклонением от маршрута и вынужденной посадкой самолета. Нарушителю придется компенсировать перевозчику убытки – начиная с расходов на топливо, аэронавигацию в районе запасного аэродрома и наземное обслуживание самолета и заканчивая расходами на выплату зарплаты экипажу воздушного судна. Так, например, одна выкуренная сигарета обошлась пассажиру авиакомпании почти в полмиллиона рублей 4 . При этом в место назначения незадачливый пассажир не попал: авиакомпания отказалась от его дальнейшей перевозки и передала гражданина правоохранительным органам на запасном аэродроме.
Наконец, нарушение правил авиакомпаний о запрете курения может стать основанием для привлечения к административной ответственности за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна в виде штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб. или ареста на срок до 15 суток (ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ). И хотя за курение на борту самолета ответственность скорее будет минимальной 5 , факт привлечения к ней может создать проблемы с покупкой билета данной авиакомпании в дальнейшем. Связано это с введением в прошлом году ст. 107.1 в Воздушный кодекс. Эта статья дает авиакомпании право отказать в перевозке пассажиру, который был внесен в ее «черный список» – реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком. Практика внесения пассажиров в «черные списки» после привлечения их к ответственности за нарушение запрета авиакомпаний курить на борту самолета пока недостаточно наработана. Но не исключено, что вскоре авиаперевозчики начнут использовать этот правовой механизм для предотвращения нарушений законодательства и своих внутренних правил.
Что грозит пассажиру за курение в самолете зарубежной авиакомпании?
Наказание за курение во время перелета в другую страну может быть более жестким и будет зависеть от правил, установленных в государстве, на территории которого произошел инцидент. Иностранные суды неоднократно выносили решения о привлечении к ответственности пассажиров, куривших на борту, в том числе к уголовной. Так, в 2017 г. королевский суд Бирмингема приговорил к 4,5 года тюремного заключения Джона Кокса, курение которого на международном рейсе из Великобритании в Египет привело к пожару. При этом в апелляции срок заключения увеличили до 9,5 года 6 .
Еще пример: в 2016 г. гражданин России был задержан в Катаре за курение электронной сигареты на борту самолета авиакомпании Qatar Airways, следовавшего из Москвы в Доху. Согласно местному законодательству на него был наложен штраф в размере 300 катарских риалов (около 80 долл.), до уплаты которого он оставался под стражей. Кроме того, россиянин был внесен в «черный список» перевозчика 7 .
Как наказывают за курение в неположенных местах за рубежом?
Если вы собираетесь за границу, крайне важно получить хотя бы общее представление о правилах, установленных антитабачным законодательством иностранного государства 8 .
Турция
Курение запрещено в закрытых общественных местах и общественном транспорте. Кроме того, нельзя курить в местах, где проводятся культурные, спортивные и развлекательные мероприятия 9 .
Штраф за курение в неположенном месте составит 69 лир (около 45 долл.) 10 .
Законодательство Кипра запрещает курение в закрытых общественных местах и на детских площадках. Запрещено курить в общественном транспорте, а также в личном автомобиле, если в салоне с вами находится ребенок младше 16 лет. Курение разрешено на открытой территории, прилегающей к закрытому помещению, отделенному от нее капитальной стеной, и в специально отведенных зонах в общественных местах.
За курение в неположенном месте придется заплатить штраф до 2 тыс. евро. За другие нарушения антитабачного законодательства могут назначить штраф до 1700 фунтов стерлингов или наказание в виде заключения в тюрьму до 6 месяцев.
Франция
В общественных местах курение запрещено, за исключением специальных проветриваемых комнат. Площадь этих помещений не должна превышать 35 кв. м, и в них запрещено продавать любые напитки, даже воду. В общественном транспорте, кроме морских судов, также установлен запрет на сигареты.
Наказанием за курение в неположенном месте может стать штраф в размере 68 евро.
Германия
В ФРГ запрет на курение регулируется законодательством отдельных федеральных земель. Разрешается курить в специально оборудованных комнатах в закрытых общественных местах, в том числе в отелях. Полный запрет на курение в отелях действует в Сааре, Северном Рейне-Вестфалии и Баварии. Также нельзя курить в такси и поездах.
Штрафы для курильщиков составляют от 25 до 250 евро.
Греция
В Греции разрешается курить только на открытом воздухе, в домах и специально отведенных для этого местах. Штрафы за курение в неположенных местах составляют от 50 до 500 евро. Отметим, что обзор антитабачного законодательства ЕС свидетельствует о низком уровне контроля за его соблюдением.
Италия
В закрытых общественных местах допускается курение только в специальных проветриваемых помещениях. Площадь таких помещений в барах и ресторанах не должна превышать половины обслуживаемой площади заведения. Также курить нельзя в некоторых парках (в зависимости от конкретного муниципалитета).
Штраф за курение в неположенном месте – до 275 евро.
Испания
Как и во многих других государствах, здесь запрещено курить в закрытых общественных местах. Исключение – закрытые клубы для курильщиков и специально оборудованные для этого места. Также не допускается курение рядом со школами и больницами.
Штрафы за курение – от 30 до 600 евро.
Ирландия
В стране действует полный запрет на курение в закрытых общественных местах, а также в отелях и гостиницах вне специально отведенных для этого комнат. Несоблюдение запрета влечет наложение самого высокого штрафа в Европе – до 4 тыс. евро.
Великобритания
Здесь также действует запрет на курение в закрытых общественных местах, за исключением специально отведенных для этого зон. Штраф за перекур в нарушение правил составит до 200 фунтов стерлингов.
В большинстве штатов США приняты законы, вводящие запрет на курение в общественных местах вне специально отведенных для этого зон. Наказания за нарушение запрета зависят от штата и варьируются от 250 до 1 тыс. долл. 11
1 Письмо Минздрава России от 29 апреля 2013 г. № 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах».
2 Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 августа 2019 г. по делу № 2-5623/2019, решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 25 июня 2019 г. по делу № 2-2215/2019, решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 18 июня 2019 г. по делу № 2-5829/2019, решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 11 апреля 2019 г. по делу № 2-1-414/2019.
3 Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 26 октября 2018 г. по делу № 2-5901/2018, решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 4 июня 2019 г. по делу № 2-514/2019 (в настоящий момент обжалуется в апелляции).
4 Решение Сыктывкарского городского суда от 11 июня 2019 г. по делу № 2-2604/2019.
5 Постановление Свердловского областного суда от 26 сентября 2011 г. № 4а-781/2011.
8 Данные о законодательстве государств – членов ЕС приводятся согласно обзору, подготовленному Европейской комиссией и размещенному на ее официальном сайте (Overview of smoke-free legislation and its implementation in the EU).
11 Overview List – Number of Smokefree and Other Tobacco-Related Laws (American Non-Smokers Rights Foundation).
Курение в самолете: необходимость или опасность?
В авиатранспортной сфере курение в самолете несет серьезные последствия: от крупных штрафов до недопущения нарушителя правил на рейс. Нынешний век ознаменовался полным запретом курения на воздушных судах. О былой привычке пассажиров напоминает лишь световое табло No smoking, зажигающееся при взлете и посадке.
Раньше в самолете можно было курить не только в первом классе, но и в специально отведенных для этого местах в хвосте салона. Однако здравый смысл и причины, среди которых пожарная безопасность, вредное воздействие пассивного курения и порча имущества авиакомпаний, пересилили.
Видео взято с канала: Петр
Первыми в мире забили тревогу американцы, в 1988 году Президент США Рональд Рейган ввел запрет на использование табака на авиатранспорте. Вскоре его примеру последовали практически все европейские страны.
В СССР запрет не действовал, и только российские власти запретили курить на авиатранспорте, с 2002 года правило действует на всех международных и внутренних рейсах Российской Федерации.
Ответственность пассажиров на борту
Теперь курение на борту самолета: серьезное правонарушение, за которое человек, решивший подымить в салоне лайнера, несет весомое наказание. Полный запрет регламентируется законом о борьбе с курением, запрещающим его в общественных местах. Штраф для курильщика в самолете обычно весьма значительный: от 1 500 до 50 000 рублей, и зависит от правил конкретной авиакомпании.
Однако суммы могут значительно увеличиться, если самолет экстренно посадили из-за курильщика. Представители авиалиний уполномочены подать в суд для удержания расходов, связанных с внеплановой посадкой. Здесь цифры могут доходить до полумиллиона рублей.
Опасность курения на борту воздушного судна
Использование людьми табака опасно не только в воздухе. Даже курящие водители способны создать аварийную ситуацию на дороге. Никотин не только влияет на их давление , но еще способен понизить внимание на дороге.
В салоне авиалайнера возникает несколько иная ситуация, но не менее опасная:
- возникновение пожароопасной ситуации : отделка замкнутого пространства авиалайнера способна моментально вспыхнуть от не потушенной сигареты;
- дым с канцерогенами вредит здоровью попутчиков, к тому же элементарные права граждан на чистый воздух никто не отменял;
- затраты на обеспечение рециркуляции воздуха в салоне включаются в стоимость билета.
Пресса пестрит случаями инцидентов на борту лайнеров. Один из них, с трагическим концом, произошел в 1973 году, когда еще не запретили курение в авиалайнерах.
Воздушное судно бразильской авиакомпании выполняло перелет из Рио-де-Жанейро в Париж. При подлете к столице Франции экипаж и пассажиры задохнулись в салоне из-за человека, выбросившего окурок в стопку бумажных полотенец. Выжить никому не удалось.
В последнее время, в 2017–2018 годах заметны успехи отечественных авиакомпаний в борьбе с вредной привычкой на борту воздушного судна. В самолетах «Аэрофлота» в бизнес-классе случаи нарушения правил снизились в три раза.
Видео взято с канала: iNEWSmix
Известна борьба с табаком «дочки» «Аэрофлота» – компании «Победа». На слуху резонансный случай предъявления авиаперевозчиком иска в суде к курящим пассажирам из Махачкалы, который составил 600 тыс. рублей.
Альтернатива: iqos, электронные сигареты, вэйп
Вредные привычки не отступают совсем, человек ищет им замену. Появляются модные новинки: заменители сигарет, процесс называется по-новому – парение. Однако авиаперевозчики моментально определили опасность, исходящую от новых гаджетов.
Большое количество белого пара, идущее от электронных сигарет, способно вызвать панику среди пассажиров и персонала. Почти все крупные авиаперевозчики отреагировали на появление вэйпов полным запретом на их использование в салоне.
Количество табака, разрешенного для провоза воздушным путем
Провоз сигарет в самолете разрешен, но с некоторыми оговорками по их количеству и возрасту пассажиров. Во время перелетов по территории России пассажир имеет право взять с собой на самолет блок сигарет или 250 г табака. Табак имеют право провозить с собой граждане, достигшие 18 лет.
Иностранные авиакомпании устанавливают свои правила транспортировки подобных изделий. Перед вылетом рекомендуется поинтересоваться, можно ли проносить табачные изделия в салон, и в каких количествах.
Страна | Количество сигарет (шт) |
---|---|
Турция | 200 |
Китай | 600 |
Израиль | 250 |
Германия | из Европейского союза – 800, из других стран – 200 |
Австралия | 50 |
Вьетнам | 400 |
Канада | 200 |
Япония | 200 |
Заключение
Инциденты на воздушном транспорте объясняют, почему запретили курить в самолетах. Цена безопасности в воздухе становится слишком высокой, и большинство пассажиров хорошо это понимает.
Как быть с курильщиками, становится понятно, однако инциденты порой возникают. Повышение уровня безопасности и контроль на борту со временем отправят курение в самолете в прошлое.
Можно ли курить в самолёте
Курение в самолете является одной из самых обсуждаемых тем, связанных с авиаперевозками. Этот вопрос имеет множество аспектов, включая безопасность полетов, здоровье пассажиров и экипажа, а также соблюдение законодательства.
Введение
В данной статье мы рассмотрим вопрос курения в самолете более подробно и рассмотрим аргументы как за, так и против этой практики. Мы также проанализируем международные стандарты безопасности и правила авиакомпаний относительно курения на борту самолета.
Курение на борту самолета вызывает многочисленные вопросы и споры, поэтому важно более глубоко изучить эту тему и рассмотреть все ее аспекты. Наша статья предоставит вам информацию, которая поможет понять ситуацию и принять обоснованные решения относительно курения на борту самолета.
Можно ли курить в самолете
Нет, курение в самолете запрещено. В настоящее время почти все авиакомпании запрещают курение на борту своих самолетов в соответствии с международными стандартами безопасности.
Кроме того, курение в настоящее время запрещено в большинстве общественных мест во многих странах, включая аэропорты и другие общественные места, где находятся пассажиры. Если вы планируете полет, вам следует ознакомиться с правилами авиакомпании, которой вы собираетесь лететь, чтобы узнать о политике курения на борту.
Можно ли курить в самолёте айкос или электронную сигарету
Нет, курение айкос и электронных сигарет также запрещено на борту самолета. Некоторые люди могут ошибочно считать, что использование айкоса или электронной сигареты без огня или дыма не является курением, но на самом деле это не так. Многие авиакомпании считают использование этих устройств на борту самолета таким же нарушением, как и обычное курение.
Кроме того, многие страны имеют законы, запрещающие использование электронных сигарет в общественных местах, включая аэропорты и самолеты. Если вы планируете полет, вам следует ознакомиться с правилами авиакомпании и местными законами, чтобы избежать нарушения запрета на курение на борту самолета.
Почему в самолете нельзя курить
Курение на борту самолета запрещено по многим причинам, включая безопасность полетов и здоровье пассажиров и экипажа. Некоторые из основных причин запрета на курение на борту самолета:
- Пожароопасность: Курение может вызвать возгорание, поскольку воздух на борту самолета сильно подсушен и находится под высоким давлением. Многие материалы на борту самолета очень легковоспламеняемы, и любая искра или горящая сигарета может стать источником пожара.
- Опасность для здоровья: Курение табака, в том числе на борту самолета, представляет риск для здоровья пассажиров и экипажа. Курение может вызвать проблемы с дыханием, головокружение и другие здоровые проблемы, особенно для людей, которые страдают от астмы или других респираторных заболеваний.
- Соблюдение международных стандартов: Многие международные организации, такие как Международная организация гражданской авиации (МОГА), рекомендуют запретить курение на борту самолета для обеспечения безопасности полетов.
- Уважение к другим пассажирам: Курение на борту самолета может вызвать дискомфорт и раздражение у других пассажиров, особенно у тех, кто не курит.
В целом, запрет на курение на борту самолета является необходимым мероприятием для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров, и все пассажиры должны соблюдать это правило во время полета.
Наказание для курильщиков в самолете
Курение в самолете является нарушением закона и может привести к серьезным последствиям для курильщика. Санкции по отношению к курящим в самолете могут быть различными, в зависимости от страны и авиакомпании.
Некоторые авиакомпании могут выписывать штрафы или отказываться от дальнейшего обслуживания курильщиков на своих рейсах. В некоторых случаях, курящие могут быть задержаны на полицейском участке по прибытии в аэропорт и получить штраф от правительственных органов.
Более серьезные нарушения могут привести к уголовному преследованию и запрету на посещение авиалиний в будущем. Кроме того, курение в самолете может повлечь за собой гражданские исковые требования в отношении курильщика, если его действия приведут к ущербу имуществу или здоровью других пассажиров на борту.
В целом, санкции по отношению к курящим в самолете очень серьезны, и курильщики должны быть готовы к ним, если рискуют нарушить закон.
Штраф
Штраф за курение в самолете может зависеть от различных факторов, таких как место нарушения, страна, авиакомпания, и др.
В США, например, штраф за курение в самолете может достигать нескольких тысяч долларов, а также может привести к уголовному преследованию. В Европе штрафы за курение в самолете обычно составляют несколько сотен евро.
Кроме того, курение в самолете может привести к дополнительным расходам на чистку кабин и замену тканей, которые могут быть загрязнены запахом табака.
В любом случае, штраф за курение в самолете является серьезным нарушением, которое может привести к юридическим и финансовым последствиям. Поэтому, лучше воздержаться от курения на борту самолета, чтобы избежать неприятностей и сохранить безопасность всех пассажиров на борту.
Когда в самолётах запретили курить
Запрет на курение в салонах самолетов был введен постепенно в разных странах мира в течение нескольких десятилетий.
Первые ограничения на курение воздушным транспортом были введены в США в 1973 году, когда государственное управление по безопасности транспорта (FAA) запретило курение на коротких рейсах. Затем, в 1988 году, курение было полностью запрещено на всех рейсах внутри США длительностью менее двух часов.
В 1990 году Международная организация гражданской авиации (ИКАО) приняла рекомендацию о запрете курения на всех рейсах, но каждая страна решала вопрос о запрете самостоятельно. В России запрет на курение в салонах самолетов был введен в 2007 году.
Сегодня запрет на курение в салонах самолетов действует в большинстве стран мира, и курение на борту самолета является нарушением, которое может привести к серьезным последствиям.
Заключение
Запрет на курение в салонах самолетов был введен по всему миру с целью улучшения безопасности пассажиров и персонала на борту, а также защиты их от вредного влияния табачного дыма. Курение на борту самолета может привести к серьезным последствиям, включая штрафы, юридические и финансовые проблемы, а также к здоровью пассажиров и персонала.
Сегодня запрет на курение в салонах самолетов является общепризнанным стандартом безопасности воздушных перевозок. Поэтому, важно соблюдать эти правила и не нарушать запрет на курение на борту самолета, чтобы избежать неприятностей и сохранить безопасность всех пассажиров и персонала на борту.