Организации которые получили от адвоката официальное обращение должны ответить на него в течение
Перейти к содержимому

Организации которые получили от адвоката официальное обращение должны ответить на него в течение

  • автор:

Организации которые получили от адвоката официальное обращение должны ответить на него в течение

(введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Адвокатский запрос: что изменилось после его стандартизации

Адвокатский запрос – официальное обращение о предоставлении информации (документов и сведений), необходимой для оказания квалифицированной юридической помощи. Адресатом могут выступать органы государственной власти, местного самоуправления, общественные объединения и организации, которые обладают необходимыми компетенциями, поясняет юрист, руководитель ЮК «Медицинское право » Андрей Бендер.

Адвокат, председатель коллегии адвокатов «Ижевская» Сергей Шайхутдинов делится примером из практики, когда направленный в силовые органы адвокатский запрос помог решить проблему с аннулированием разрешения на работу для иностранца в РФ.

«В органах МВД мной был запрошен комплект соответствующих документов, которых в распоряжении иностранного гражданина не оказалось. Получателем запроса все необходимые бумаги были предоставлены, и благодаря этому нам удалось аргументировано изложить свою позицию в суде», – рассказывает эксперт.

По его словам, практики, которые активно ведут гражданские и уголовные дела в судах, нередко прибегают к помощи адвокатского запроса. В целом частота использования этого инструмента зависит от специализации конкретного адвоката.

Член Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «Апологетика» Андрей Петров добавляет, что право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от «юридических адресатов», закреплены в ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

По общему правилу адресаты, которым был направлен адвокатский запрос, должны ответить на него в письменной форме в течение 30 дней со дня получения. Если на сбор и предоставление запрашиваемых сведений требуется дополнительное время, срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем адвокату направляется уведомление.

«Отказ возможен, если адресат не располагает такими данными или они отнесены к информации с ограниченным доступом, а также если нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (п. 2-4 ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ)», – уточняет Андрей Петров.

В то же время за неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату в связи с поступившим от него запросом либо предоставление заведомо недостоверной информации, грозит должностным лицам штрафом в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Несвоевременный ответ. Примеры из практики

В октябре 2020 года адвокат КА «Дагестанская республиканская коллегия адвокатов» направил адвокатский запрос в администрацию городского поселения «поселок Мамедкала». В целях оказания квалифицированной юридической помощи он просил представить ему копии нескольких муниципальных правовых актов.

Спустя месяц молчания адвокат направил заявление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в прокуратуру Дербента, сославшись на положения ст. 6.1 Закона об адвокатуре, а также на ст. 5.39 КоАП РФ. Специалист указал, что адвокатский запрос был направлен Почтой России и по «электронке», указанной на официальном сайте администрации.

В январе 2021 года прокуратура внесла представление об устранении нарушений законодательства об адвокатуре в адрес главы администрации городского поселения «поселок Мамедкала» в связи с несвоевременным представлением ответа на адвокатский запрос.

Похожий случай произошел в марте этого года в Челябинске. Городская прокуратура провела проверку и выявила, что коммерческая организация нарушила 30-дневный срок рассмотрения адвокатского запроса о предоставлении информации.

В отношении директора фирмы возбудили дело об административном правонарушении (ст. 5.39 КоАП РФ), в результате руководителю пришлось оплатить штраф в размере 5 тысяч рублей.

Что привнес новый Стандарт

Принятый стандарт подготовки адвокатских запросов не вводит для адвокатов новых правил, отмечает Сергей Шайхутдинов.

«Это обобщение уже имеющейся практики составления адвокатских запросов, а также дисциплинарной практики адвокатов за нарушение правил работы с обращениями. Например, правило о том, что адвокатский запрос не может являться самостоятельной услугой, уже давно имело место», – отмечает эксперт.

По мнению Андрея Петрова, Стандарт формирует ориентиры для эффективного применения статусного права на направление адвокатского запроса. Во-первых, он содержит само понятие «адвокатский запрос».

«Здесь же говорится о законном праве на получение информации с помощью адвокатских запросов, которое обеспечивается публичной ответственностью в порядке ст. 5.39 КоАП», – рассказывает адвокат.

Во-вторых, утверждает эксперт, в документе прописано, что адвокатский запрос можно направлять только в рамках оказания квалифицированной юридической помощи, любых ее видов.

Виды юрпомощи:

  • правовое консультирование в устной или в письменной форме;
  • составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях и т. п.

Кроме того, исходя из стандарта, недопустимо направлять адвокатский запрос в органы адвокатского самоуправления (органы ФПА и региональных адвокатских палат) для сообщения или получения какой-либо информации, связанной с организацией или осуществлением адвокатской деятельности, за исключением запроса информации, необходимой для оказания квалифицированной юридической помощи, отмечает Андрей Петров.

Напомним, что в 2020 году эксперты уже делились со «Сферой» основными проблемами в законодательстве, которые касаются адвокатских запросов. Тогда адвокаты выделили четыре основных нюанса, которые, по их мнению, требовали доработки:

Адвокатура тесты с ответами

— надзор за деятельностью правоохранительных органов.

2. Как общественный институт адвокатура представляется собой:

+ профессиональное сообщество адвокатов;

— вид участников уголовного процесса со стороны защиты;

— центр оказания юридической помощи населению.

3. Одной из задач адвокатуры является:

+ оказание содействия охране прав и законных интересов граждан и организаций;

— оказание содействия в осуществлении ведомственного контроля над органами, осуществляющими предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность;

— оказание содействия в привлечении к уголовной ответственности лиц, в отношении которых возбуждено уголовное дело.

4. Принцип адвокатуры, предполагающий соблюдение адвокатской этики, является принципом:

+ нравственных начал профессии;

5. Какой орган адвокатуры возглавляет ее систему?

+ Федеральная палата адвокатов РФ;

— Министерство юстиции РФ;

— Министерство внутренних дел РФ.

6. Относится ли адвокатура к правоохранительным органам?

+ Нет, не относится;

— Относится, когда адвокаты выступают в качестве защитников в уголовном или гражданском процессе и их труд оплачивается государством.

7. Надзор за исполнением законов осуществляет:

8. Кем вправе быть адвокат помимо основной деятельности?

— руководителем правовой службы городской администрации.

9. Правила поведения адвоката, которые установлены Кодексом профессиональной этики адвоката, носят:

тест 10. Для того, чтобы адвокат вступил в уголовное дело в качестве защитника, он должен предоставить:

— соглашение об оказании юридической помощи.

11. Адвокат имеет право:

+ производить опрос лиц, которые обладают какой-либо информацией по делу;

— на конфиденциальной основе сотрудничать с оперативно-розыскными органами;

— публично высказываться о том, что вина доверителя доказана, хотя последний этот факт отрицает.

12. Организации, которые получили от адвоката официальное обращение, должны ответить на него в течение:

13. Каждый адвокат обязан:

+ страховать риски профессиональной имущественной ответственности;

— постоянно совершенствоваться и поднимать свой профессиональный уровень;

— отказываться от принятой на себя защиты, если выявились неустранимые противоречия во мнениях с подзащитным.

14. В каком случае допускается производство следственных действий в отношении адвоката?

+ При наличии соответствующего судебного решения;

— При наличии веских оснований полагать, что адвокат обладает важной информацией по делу в связи с осуществлением им защиты подследственного;

— Если получено согласие самого адвоката на производство в отношении него этих действий.

15. Каков минимальный стаж юридической деятельности, требуемый для получения статуса адвоката?

16. В какой форме проводится квалификационный экзамен для получения статуса адвоката?

+ В форме тестирования и устного собеседования;

— В письменной форме с ответом на ситуативные задачи;

— В устной форме в виде беседы с экзаменационной комиссией.

17. Если претендент на получение статуса адвоката не сдает квалификационный экзамен, он имеет право пересдать его:

+ не ранее, чем через один год;

— в ту дату, которую определит экзаменационная комиссия;

— в течение шести месяцев.

18. С какого момента вступает в законную силу решение квалификационной комиссии присвоить претенденту статус адвоката?

+ С момента принятия присяги претендентом;

— С момента подписания такого решения;

— Через 10 дней после принятия такого решения.

19. На какой срок присваивается статус адвоката?

— На 5 лет с последующим подтверждением;

— Первый раз на 3 года, после подтверждения – на неопределенный срок.

тест_20. Возраст для получения статуса адвоката:

— ограничен 65 годами;

— ограничен 60 годами.

21. В какой срок квалификационная комиссия обязана уведомить территориальный орган юстиции о присвоении лицу статуса адвоката?

22. Единственным документом, который подтверждает статус адвоката, является:

— справка из Федеральной палаты адвокатов РФ;

23. Максимальное количество субъектов РФ, в которых адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты, составляет:

— два рядом расположенных;

24. Если адвоката призвали на военную службу, данный факт является:

+ основанием приостановления статуса адвоката;

— основанием прекращения статуса адвоката;

— адвокату предоставляется отсрочка от прохождения военной службы.

25. Если лицо после приостановления его адвокатского статуса продолжает осуществлять адвокатскую деятельность, то:

+ его адвокатский статус подлежит прекращению;

— он подлежит привлечению к административной ответственности;

— он подлежит привлечению к уголовной ответственности.

26. Территориальный орган юстиции должен внести в региональный реестр изменение о приостановлении статуса адвоката в течение:

+ 10 дней со дня получения соответствующего уведомления;

— 30 дней после приостановления статуса;

— 20 дней со дня получения соответствующего уведомления.

27. Кем прекращается статус адвоката?

+ Советом адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ;

— Руководителем Федеральной палаты адвокатов РФ;

— Квалификационной коллегией, которая принимала решение о присвоении статуса адвоката.

28. Что из указанного не является формой адвокатских образований?

29. Что из указанного не относится к адвокатскому кабинету?

+ Адвокатский кабинет является юридическим лицом;

— Чтобы учредить адвокатский кабинет, стаж адвокатской деятельности должен составлять не менее пять лет;

— В адвокатском кабинете адвокат ведет свою деятельность индивидуально.

тест-30. Минимальное число учредителей адвокатской коллегии составляет:

31. С какого момента коллегия адвокатов считается утвержденной?

+ С момента государственной регистрации;

— С момента утверждения ее устава;

— С момента подписания ее участниками учредительного договора.

32. Гражданско-правовой договор, который заключают адвокат и доверитель на оказание первым юридической помощи второму, называется:

33. Максимальный срок стажировки у адвоката составляет:

34. Если количество адвокатов в адвокатской палате превышает 300 человек, то ее высшим органом является:

35. Какая комиссия создается в целях контроля над финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты?

Адвокатский запрос: образец формы и ответственность за не предоставление ответа в срок

Образец формы адвокатского запроса, порядок оформления и направления, срок ответ
Обновления от 17.05.2017 г., от 12.07.2017 г., 30.07.2017 г., 08.12.2020 г.

Тема «адвокатского запроса» является предметом дискуссий и предложений в адвокатском сообществе и в последнее время получила развитие в законопроектной деятельности и судебной практике.
В этой статье постараюсь изложить свой взгляд на следующие вопросы, которые заинтересуют как адвокатов, так и руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, в которые направляются адвокатские запросы:
— правомерность требований о предоставлении информации в запросе;
— срок ответа на запрос адвоката;
— ответственность за непредоставление запрашиваемых сведений;
— содержание, образец формы адвокатского запроса;
— приложения к адвокатскому запросу: ордер, доверенность;
— основания для отказа в предоставлении запрашиваемых адвокатом сведений;

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 160-ФЗ, вступившим в силу 13 июня 2016 г., введена в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статья 6.1 «Адвокатский запрос», где дается ему следующее определение: «официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи».
Основная цель адвокатского запроса – это сбор доказательств для оказания квалифицированной юридической помощи лицу, чьи интересы адвокат представляет.

Что может запрашивать адвокат?

Адвокатский запрос может быть направлен в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о представлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.
Адвокату могут быть предоставлены следующие сведения: справки, характеристики, предметы, документы, фотоматериалы, аудио- и видеозаписи и иные носители информации.

Срок ответа на адвокатский запрос.

В первоначальном проекте изменений в федеральный закон от 2014 года предполагалось, что срок ответа на запрос адвоката будет установлен в 15 суток с возможностью продления на такое же количество дней. Однако замминистра юстиции Михаил Гальперин в ходе пленарного заседания 22 марта 2016 г. в Госдуме объяснил, что «…мы с вами должны быть реалистами…». А сегодняшние реалии таковы.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 6 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплено право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, в порядке предусмотренном статьей 6.1 Федерального закона. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Для сравнения рассмотрим, какие сроки предусматриваются для ответа на запросы органов государственной власти:
— из следственного комитета – незамедлительно или в указанный срок (п.2 ст.7 Закона «О следственном комитете»)
— от других следователей – срок законом не установлен (на практике следователи иногда сами назначают срок)
— из прокуратуры – в установленный срок (п.2 ст.10 закона «О прокуратуре»)
— из полиции – в срок, указанный в запросе, но не дольше месяца со дня вручения (п.4 ст.13 закона «О полиции»).

Какая ответственность предусмотрена за неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату?
Обновление от 12.07.2017 г.
За неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос введена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб (Федеральный закон №146-ФЗ от 01.07.2017 г., вступило в силу с 12.07.2017 г.). Законом №160-ФЗ от 02..06.2016 г. дополнен абзац первый статьи 5.39 КоАП.
Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — (в ред. Федерального закона от 02.06.2016 № 160-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 № 146-ФЗ)

Справка. 22.08.2016 г. мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г.Самары впервые был привлечен к административной ответственности директор компании ООО «АВТ Моторс», который в срок не предоставил информацию по адвокатскому запросу.

Какие требования предъявляются к содержанию, форме адвокатского запроса?

2 сентября 2016 г. Минюст представил проект приказа «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса».
Общественное обсуждение проводилось по 16 сентября 2016 г. По результатам рассмотрения представленных предложений текст проекта приказа был доработан. С доработанным проектом приказа можно ознакомиться по этой ссылке.
С 7 по 13 октября 2016 г. пройдет независимая антикоррупционная экспертиза.
Обновлено:
23 декабря 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Минюста России №288 от 14.12.2016 г. «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса».
Обновление от 08.12.2020 г.
Министерство юстиции Российской Федерации приказом № 295 от 30.11.2020 г. изменило требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.12.2016 г. N 288.
Приказ в формате word можно скачать по ссылке.

5. адвокатский запрос должен содержать:
(С момента вступления решения в законную силу недействующими признаются положения подп. 11 п. 5 Требований в той мере, в какой они возлагают на адвоката обязанность при направлении запроса указывать фамилию, имя и отчество физического лица или наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии их согласия на указание этих данных. Также признаны недействующими положения подп. 12 п. 5 Требований и приложение № 1 к Требованиям в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.)
1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;
2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;
4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;
5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);
6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;
7) почтовый адрес; при наличии — электронный адрес и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;
8) наименование документа (адвокатский запрос);
9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;
10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);
11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние — при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);
12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; при необходимости — обоснование получения запрашиваемых сведений ;
13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, на руки);
14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);
15) дату регистрации адвокатского запроса;
16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

Форма запроса носит рекомендательный характер.

Какие документы должны прилагаться к адвокатскому запросу?

В соответствии с доработанным проектом и утвержденным приказом Минюста адвокат вправе, при необходимости, приложить к адвокатскому запросу любые документы и их копии. Требование о приложении копии ордера (доверенности) и удостоверения адвоката исключили.

Порядок направления адвокатского запроса.

Особенностью является то, что адвокатский запрос стало возможным направить как на бумажном носителе, так и (или) в электронном виде.
Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через курьера (посыльного).
Адвокатский запрос в форме электронного документа может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в общественные объединения и иные организации – при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.

В каких случаях адвокату может быть отказано в предоставлении сведений?

В п.4 статьи 6.1 Федерального закона приводится исчерпывающий перечень оснований, по которым адвокату может быть отказано в получении запрошенных сведений если:
1) субъект, получивший запрос, не обладает нужной адвокату информацией;
2) запрашиваемые сведения отнесены к информации с ограниченным доступом;
3) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления запроса*
*За систематические несоблюдение установленных законодательством требований к адвокатскому запросу статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты, в которой он состоит (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 17 ФЗ №63).
Таким образом, адвокату не могут быть предоставлены сведения, которые отнесены законом к государственной тайне, информации с ограниченным доступом: врачебная, банковская, коммерческая, налоговая тайны, тайна связи, сведения о совершенных нотариальных действиях. По конфиденциальным сведениям, сведениям относящимся к персональным данным имеется позиция ФПА РФ. Об этом далее.

Ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом.

В ФПА РФ обратился директор ООО «Регтайм» Сергей Шариков с просьбой разъяснить, может ли регистратор доменных имен предоставлять персональные данные по мотивированному адвокатскому запросу, не опасаясь при этом административной ответственности. Ведь даже если адвокат берет на себя обязательства использовать полученную информацию исключительно с целью использования ее в качестве доказательства в суде, регистратор может быть обвинен в нарушении запрета на передачу персональных данных, предположил директор компании.
Сергей Шариков указал на противоречие отдельных норм законодательства.
Нормы Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяют регистратору доменных имен предоставлять персональные данные «для целей судебной защиты», а законодательством, регулирующим оборот персональных данных, установлен запрет на передачу таких сведений.
В то же время Правилами регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ от 5 октября 2011 г. предусмотрено, что персональные данные администратора предоставляются лишь при условии, что в запросе третьих лиц содержится обязательство «использовать полученную информацию исключительно для целей предъявления судебного иска».
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, отвечая на запрос компании «Регтайм», высказал свою позицию, что предоставление конфиденциальной информации в ответ на адвокатский запрос правомерно. Он напомнил, что каждое лицо, подавая заявку на регистрацию доменного имени, соглашается на применение правового режима. Адвокат, запрашивая информацию в порядке осуществления своей профессиональной деятельности, действует в интересах защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, которая реализуется в досудебных или судебных процедурах.

Отказывая в ответе на адвокатский запрос, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, зачастую опасаются привлечения к ответственности за разглашение информации в соответствии со статьей 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Но административная ответственность установлена и для самих адвокатов. За разглашение информации с ограниченным доступом, которая оказалась в их распоряжении в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, им грозит штраф от 4000 до 5000 рублей. (Примечание к статье 13.14 КоАП).

Выводы.

Напомню, что целью проекта федерального закона являлось устранение правовых коллизий и пробелов в законодательстве Российской Федерации в области адвокатского запроса, а также соблюдение конституционного принципа состязательности и равноправия сторон на любой стадии уголовного, гражданского, административного, арбитражного судопроизводства.
К сожалению, уже во втором чтении все положительные поправки, в части сокращения срока рассмотрения адвокатского запроса, были отклонены. Также, на заседании Совета Федерации 25.05.2016 г. сенатор А.В.Беляков обратил внимание присутствовавшего на обсуждении статс-секретаря – заместителя Министра юстиции Любимова Ю.С. на то, что данный закон не обеспечивает полного равенства сторон в судебном процессе.

Из стенограммы 394 заседания Совета Федерации:
А.В. Беляков: «…Мы все время говорим о состязательности сторон, в том числе и в уголовном процессе. Состязательность сторон должна предполагать равные права стороны обвинения и стороны защиты. Сторона обвинения – прокуратура – делает запрос, или Следственный комитет, при этом есть ответственность вплоть до уголовной за непредоставление информации, за предоставление не в срок, за предоставление недостоверной информации по запросу обвинения. Сейчас мы, казалось бы, двигаемся вперед, и совершенно справедливо докладчик озвучил некоторые вещи. Но (вот что за половинчатость, я не понимаю?) закон, который мы с вами сейчас рассматриваем, устанавливает среди оснований для отказа в предоставлении информации по адвокатскому запросу (цитата): «если запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом». То есть если обвинение запрашивает, любую информацию надо дать, а если адвокатура запрашивает, соответственно, если информация ограниченного доступа, можно не отвечать.
Что такое информация ограниченного доступа? Это банки и банковская деятельность, коммерческая тайна, охрана здоровья граждан может быть с ограниченным доступом, персональные данные, нотариат, налоговые, таможенные вещи и так далее. Все, что касается этих правовых сфер, фактически, исходя из того текста, за который мы сейчас голосуем, опять адвокатам становится недоступно. Вот вам, собственно говоря, коллеги, и состязательность сторон. Я попросил бы уважаемого представителя Министерства юстиции все таки обратить внимание на это.
И напомню вам, что в подавляющем большинстве стран есть просто суд. Суд, обвинение, адвокатура – это некое единое целое. Ввести в заблуждение адвоката – это все равно что ввести в заблуждение суд, и это чревато ответственностью вплоть до уголовной. У нас суд – это одно, обвинение – это другое, и там все хорошо и с ответственностью, и с обязательностью предоставления информации, а адвокат – это некое ущербное существо, которое мешает принять быстрее решение и быстрее освободиться, быстрее осудить.
К сожалению, казалось бы, правильный закон, но опять он даже не половинчатый, а на одну четверть нас сдвигает вперед вместо того, чтобы решить проблему радикально.»

Ю.С.Любимов. «Спасибо большое за этот комментарий. Наше министерство всегда занимало наиболее проадвокатскую позицию, просто этот закон, как и любой другой, наверное, компромиссный. Поэтому мы посчитали, что просто… Я с Вами согласен, что это, наверное, четверть того решения, которое бы мы хотели, но мы посчитали, что четверть – это лучше, чем ничего, поэтому воспринимаем это как первый шаг на пути к уже полноценному адвокатскому запросу.»
Далее Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был поставлен на голосование.
Результаты голосования:
За 148 чел. 87,1%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 148 чел.
Не голосовало 22 чел.
Решение: принято.

Подводя итог вышеизложенному приходится констатировать, что у стороны обвинения, по прежнему, остается больше прав на доступ сведениям. Изменения в закон — лишь очередная декларация (но не реализация) существования принципа состязательности сторон.

Обновление от 17.05.2017 г.
17 мая 2017 г. в Госдуму внесен законопроект № 177929-7 «О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в соответствии с которыми предлагается сократить срок предоставления ответа на адвокатский запрос с 30 до 15 дней.

Необходимость сокращения сроков ответа на адвокатский запрос обусловлена тем, что в настоящее время принцип равноправия сторон при сборе доказательств нарушается. Так, для сотрудников СК РФ, прокуратуры, полиции, парламентариев, даже для журналистов законодательством установлены сокращенные сроки для ответов на их запросы и обращения.

Обновление от 12.07.2017 г.
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 01.07.2017 № 146-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 5.39 КоАП РФ «Отказ в предоставлении информации». Они направлены на усиление административной ответственности должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату, или организации информации, предоставление которой предусмотрено законодательством.
Интересно отметить, что проект подписанного закона был внесен на рассмотрение депутатов еще в сентябре 2014 г., но после его принятия в первом чтении в феврале 2015 г. работа по нему не велась вплоть до июня текущего года.

Обновление от 08.12.2020 г.
Министерство юстиции Российской Федерации приказом № 295 от 30.11.2020 г. изменило требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.12.2016 г. N 288.
Поправки вступают в силу 15.12.2020 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *