Создание юридического лица
Создание юридического лица – это процесс учреждения или образования юридических лиц, который осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса (ст. 50-52) и Закона о регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Образование юридического лица происходит только в организационно-правовых формах, прописанных в ГК для коммерческих и некоммерческих организаций.
В зависимости от характера и степени участия органов государственной власти в процессе учреждения юридического лица выделяет несколько способов создания юридических лиц.
Способы создания юридических лиц:
- явочно-нормативный – учредители самостоятельно принимают решение о создании юридического лица, уполномоченный государственный орган имеет право контролировать процесс создания юрлица через процедуру государственной регистрации; законодательно установлены правила создания, перечислены документы, необходимые для регистрации;
- распорядительный — юридическое лицо учреждается на основе распоряжения учредителя, такой порядок применяют при создании унитарных предприятий, организаций и учреждений;
- разрешительный — для создания юрлица необходимо разрешение соответствующего уполномоченного государственного органа, осуществляющего проверку необходимости создания данного юридического лица, правомерности его учреждения.
Этапы создания юридического лица
В процедуре создания юридического лица выделяют несколько этапов:
- Принятие решения об учреждении юридического лица. При создании юрлица одним лицом достаточно единоличного решения учредителя. Если учреждение юридического лица происходит несколькими лицами, то решение о его создании должно быть единогласным. . Осуществляется соответствующим государственным органом непосредственно по месту нахождения действующего исполнительного органа юрлица, а в случае его отсутствия — по месту нахождения органа (лица), которое обладает правом действовать без доверенности от имени юридического лица.
Сведения, которые необходимо указать в решении о создании юридического лица:
- дата учреждения юридического лица;
- порядок утверждения устава;
- порядок, способы, размер, сроки образования имущества;
- назначение (избрание) его органов;
- результаты голосования учредителей, порядок их совместной деятельности по созданию юридического лица (ст. 50.1 ГК).
Учредительные документы определяют правовое положение юридического лица. Таким учредительным документом является устав. Хозяйственные товарищества функционируют на основании учредительного договора, который имеет юридическую силу устава. Государственные корпорации осуществляют свою деятельность на основании закона о соответствующих корпорациях.
Учредительные документы включают следующие сведения:
- наименование юридического лица;
- организационно-правовая форма;
- порядок управления деятельностью;
- место нахождения;
- сведения о правах акционеров;
- размер уставного капитала;
- размещаемые акции и др.
В уставе унитарных предприятий, некоммерческих организаций содержатся сведения о целях и предмете их деятельности.
Юридическое лицо регистрируют и при наличии типового устава. Уполномоченные государственные органы утверждают формы типовых уставов. В Единый государственный реестр (ЕГРЮЛ) включены сведения, что юридическое лицо функционирует на основании типового устава.
Федеральная налоговая служба (включая территориальные органы) является государственным органом, который уполномочен в области регистрации коммерческих организаций. Для некоммерческих организаций подобным органом является Министерство юстиции РФ (территориальные органы), для кредитных организаций – Банк России.
Регистрация юридических лиц
В законодательстве установлен единый порядок регистрации юридических лиц, вне зависимости от их организационно-правовой формы и вида. Федеральные законы могут устанавливать особенности регистрации некоторых видов юридических лиц (страховых организаций, банков, религиозных организаций, политических партий и т.д.).
Закон исчерпывающим образом определяет перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица. Требования государственного органа предоставить другие документы – незаконно. Документы о создании юрлица подаются в территориальный регистрирующий орган или через центр государственных и муниципальных услуг.
До совершения государственной регистрации регистрирующий орган должен проверить содержащиеся в документах сведения на предмет их достоверности. Проверка документов происходит по формальному признаку (согласно законодательству) и по содержанию (их соответствие действительности). При выявлении несоответствия сведений в документах, поданных на регистрацию, производится отказ в государственной регистрации. Например, основанием для отказа может послужить недостоверность сведений об адресе юридического лица.
Государственная регистрация должна пройти не позднее, чем через 5 рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган. Все сведения о вновь созданном юридическом лице и его регистрации фиксируются в ЕГРЮЛ, открытом для всеобщего ознакомления. В отношении сведений, касающихся юридического лица действует принцип публичной достоверности.
Юридическое лицо может быть освобождено от ответственности перед контрагентом за недостаточность или недостоверность сведений, содержащихся в реестр, в следующих случаях:
Новикова Н.В.
В гражданском праве выделяются три основных способа создания юридического лица: заявительный, распорядительный и разрешительный. Заявительный способ создания юридического лица является самым распространённым. Данный способ отражен в Федеральном законе от 08.08.2001 №129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [2] и статье 50.1 ГК РФ [1], которая устанавливает, что юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителей. При заявительном способе учредители сами являются в регистрирующий орган, то есть исключается необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Регистрирующий орган не вправе отказать учредителям юридического лица в регистрации при отсутствии нарушений законодательных норм, регламентирующих порядок создания [6]. Таким образом, юридические лица образуются заявительным способом тогда, когда учредители самостоятельно принимают решение о его создании, формируют уставный капитал и осуществляют государственную регистрацию, после чего юридическое лицо начинает обладать правосубъектностью. Уполномоченный государственный орган, вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания, устанавливающую перечень документов, необходимых для подачи в регистрирующий орган. Особенность учреждения отдельных видов юридических лиц заключается в том, что их регулирование определяется специальными законами о юридических лицах отдельной организационно-правовой формы. Например, Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» [3] устанавливает, что решение об учреждении Общества принимается учредительным собранием, а если оно учреждено единолично, то решение принимается одним лицом. Решение должно содержать результаты голосования учредителей и включать вопросы, связанные с утверждением устава, избранием органов управления и другие. Учредители Общества заключают между собой письменный договор о создании данного юридического лица, в котором определяется порядок осуществления деятельности по его учреждению, размер уставного капитала, типы акций, подлежащих размещению среди учредителей (их размер и порядок оплаты), и иные сведения в соответствии со статьей 52 ГК РФ. Таким образом, заявительный порядок создания юридического лица имеет отличительную особенность от других способов, так как в нем компетенция регистрирующего органа ограничена только проверкой соответствия достоверности сведений, предоставленных в налоговые органы, без учета целей полезности или целесообразности создаваемого юридического лица. Для определенных видов юридических лиц, намеренных заниматься специализированными видами деятельности, требующих особых условий осуществления и предусматривающие специальное законодательное регулирование (Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» [4] и другие) предусмотрен разрешительный способ создания юридических лиц. Данный способ применяется для создания определенных видов юридических лиц, которые предполагают занятие предпринимательской деятельностью и связан с необходимостью обязательного получения лицензии или предварительного разрешения со стороны органов публичной власти на создание такого юридического лица. Распорядительный способ создания юридического лица применяется в банковской, страховой и других сферах, требующих специального разрешения компетентных государственных органов, осуществляющих проверку целесообразности и правомерности процедуры учреждения юридического лица. Участники юридического лица вправе обратиться в регистрирующие органы только после получения специальной лицензии, предоставив к заявлению и учредительным документам специальную лицензию для осуществления регистрации. Также разрешительный способ предусматривается для сохранения конкуренции между производителями товаров и услуг в интересах потребителей в отношении юридических лиц, которые могут занимать доминирующее положение (монополии) на рынке товаров или услуг. Разрешение выдается антимонопольным органом. Таким образом, основное отличие разрешительного способа заключается в обязательном получении лицензии для осуществления определенного вида предпринимательской деятельности и предоставление ее в регистрирующий орган наряду с другими документами. Распорядительный способ создания юридического лица характеризуется волевым распорядительным актом органа государственной власти. Подобный порядок используется при создании государственных муниципальных, унитарных предприятий и государственных корпораций [7]. Юридическое лицо, создаваемое распорядительным способом, образуется по прямому распоряжению государственного органа или органа местного самоуправления. Важное значение приобретает Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля», регламентирующий порядок организации проведения проверок со стороны государственных органов, защищая права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от неправомерных действий со стороны государственных органов [5].
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»
В данной статье рассматривается сущность и характеристика заявительного , распорядительного и разрешительного способов создания юридических лиц .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новикова Н.В.
Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»
Студентка ФГБОУ ВО «Российский Экономический Университет Имени Г.В. Плеханова» (Россия, г. Москва)
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Аннотация: в данной статье рассматривается сущность и характеристика заявительного, распорядительного и разрешительного способов создания юридических лиц.
Ключевые слова: юридическое лицо, гражданское право, заявительный, распорядительный и разрешительный способы создания юридических лиц.
В гражданском праве выделяются три основных способа создания юридического лица: заявительный, распорядительный и разрешительный.
Заявительный способ создания юридического лица является самым распространённым. Данный способ отражен в Федеральном законе от 08.08.2001 .№129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [2] и статье 50.1 ГК РФ [1], которая устанавливает, что юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителей.
При заявительном способе учредители сами являются в регистрирующий орган, то есть исключается необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Регистрирующий орган не вправе отказать учредителям юридического лица в регистрации при отсутствии нарушений законодательных норм, регламентирующих порядок создания [6].
Таким образом, юридические лица образуются заявительным способом тогда, когда учредители самостоятельно принимают решение о его создании, формируют уставный капитал и осуществляют государственную регистрацию, после чего юридическое лицо начинает обладать правосубъектностью.
Уполномоченный государственный орган, вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания, устанавливающую перечень документов, необходимых для подачи в регистрирующий орган.
Особенность учреждения отдельных видов юридических лиц заключается в том, что их регулирование определяется специальными законами о юридических лицах отдельной организационно-правовой формы. Например, Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» [3] устанавливает, что решение об учреждении Общества принимается учредительным собранием, а если оно учреждено единолично, то решение принимается одним лицом. Решение должно содержать результаты голосования учредителей и включать вопросы, связанные с утверждением устава, избранием органов управления и другие.
Учредители Общества заключают между собой письменный договор о создании данного юридического лица, в котором определяется порядок осуществления деятельности по его учреждению, размер уставного капитала, типы акций, подлежащих размещению среди учредителей (их размер и порядок оплаты), и иные сведения в соответствии со статьей 52 ГК РФ.
Таким образом, заявительный порядок создания юридического лица имеет отличительную особенность от других способов, так как в нем компетенция регистрирующего органа ограничена только проверкой соответствия достоверности сведений, предоставленных в налоговые органы, без учета целей полезности или целесообразности создаваемого юридического лица.
Для определенных видов юридических лиц, намеренных заниматься специализированными видами деятельности, требующих особых условий осуществления и предусматривающие специальное законодательное регулирование (Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» [4] и другие) предусмотрен разрешительный способ создания юридических лиц.
Данный способ применяется для создания определенных видов юридических лиц, которые предполагают занятие предпринимательской деятельностью и связан с
необходимостью обязательного получения лицензии или предварительного разрешения со стороны органов публичной власти на создание такого юридического лица.
Распорядительный способ создания юридического лица применяется в банковской, страховой и других сферах, требующих специального разрешения компетентных государственных органов, осуществляющих проверку целесообразности и правомерности процедуры учреждения юридического лица. Участники юридического лица вправе обратиться в регистрирующие органы только после получения специальной лицензии, предоставив к заявлению и учредительным документам специальную лицензию для осуществления регистрации.
Также разрешительный способ предусматривается для сохранения конкуренции между производителями товаров и услуг в интересах потребителей в отношении юридических лиц, которые могут занимать доминирующее положение (монополии) на рынке товаров или услуг. Разрешение выдается антимонопольным органом.
Таким образом, основное отличие разрешительного способа заключается в обязательном получении лицензии для осуществления определенного вида предпринимательской деятельности и предоставление ее в регистрирующий орган наряду с другими документами.
Распорядительный способ создания юридического лица характеризуется волевым распорядительным актом органа государственной власти. Подобный порядок используется при создании государственных муниципальных, унитарных предприятий и государственных корпораций [7].
Юридическое лицо, создаваемое распорядительным способом, образуется по прямому распоряжению государственного органа или органа местного самоуправления.
Важное значение приобретает Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля», регламентирующий порядок организации проведения проверок со стороны государственных органов, защищая права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от неправомерных действий со стороны государственных органов
В судебной практике при возникновении споров о правомерности действий государственных органов, осуществляющих выездные проверки, нередко возникают основания для обжалования и признания незаконными действий государственных органов. Основанием для обжалования может быть установленный в статье 20 ФЗ .№294 перечень грубых нарушений, при которых суд по иску юридического лица может признать недействительными результаты проверки органов государственного контроля.
Данный закон не устанавливает закрытый перечень всех видов государственного контроля, ввиду чего, остается нерешенной проблема противоречий законодательных и нормативных актов, регламентирующих данную процедуру.
Важно отметить, что при выборе любого способа создания юридического лица, предусмотрен общий порядок его регистрации в налоговых органах независимо от организационно-правовой формы или вида юридического лица (установленный ФЗ № 129). Однако, федеральными законами устанавливается некоторые особенности регистрации отдельных видов юридических лиц. К ним относятся политические партии, банки, страховые организации, религиозные организации и другие виды юридических лиц.
Основная особенность подобных видов деятельности, подразумевающих специальную правоспособность, заключается в необходимости предоставления специального разрешения государственных органов на ее осуществление, наряду с иными документами, при создании юридического лица.
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (источник: «Собрании законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301).
2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (источник опубликования «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 343).
3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 19.07.2018), (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) (источник опубликования «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст.1).
4. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» (источник опубликования «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, N 6, ст. 492)
5. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. вступ. в силу с 27.01.2019) (источник опубликования «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249)
6. Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В. Полный курс гражданского права России: Учебное пособие. Ч. I: Общая часть. — М.: Статут, 2016, С. 192-199
7. Гонгало Б.М. Гражданское право: учебник в 2 т./ Под ред. Б.М. Гонгало Т.1. 2-е изд-М.: Статут, 2017, С. 120-133.
Способы образования юридических лиц. Учредительные документы юридического лица.
Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке создаются государственные юридические лица. Органы Республики Беларусь и органы административно-территориальных единиц в пределах своей компетенции издают постановления, приказы или распоряжения о создании юридических лиц. Некоторые государственные юридические лица создаются не по распоряжению органов власти и управления, а путем выборов, например Советы депутатов.
В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица.
При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно, по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить, соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц. В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации.
При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав, либо и то и другое). Юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается собственником имущества (учредителями, участниками). Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
В этих документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий должен быть определен предмет деятельности юридического лица. В учредительных документах иных коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях, когда по законодательству это не является обязательным.
Кроме этого, в учредительных документах юридического лица должны предусматриваться: сведения об обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах, филиалах); субсидиарная ответственность: участников ОДО по обязательствам общества в пределах, определенных его учредительными документами (не менее 50 б.в.); участников полного товарищества и полных товарищей коммандитного товарищества по обязательствам товарищества; коммандитов по обязательствам коммандитного товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов; членов производственного кооператива, в том числе сельскохозяйственного производственного кооператива, по обязательствам кооператива в равных долях, если иное не определено в его уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе; РБ по обязательствам казенного предприятия; иные сведения для отдельных видов юридических лиц (размер фондов, долей, распределение прибыли и так далее).