Кто относится к участникам бюджетного процесса
Перейти к содержимому

Кто относится к участникам бюджетного процесса

  • автор:

5. Бюджетный процесс: участники бюджетного процесса, их полномочия

Бюджетный процесс— регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного про­цесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и ис­полнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный период в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев с 1 января по 31 декабря.

Бюджетный процесс основывается на принципах:

полноты отражения и гласности,

адресности и целевой направленности,

специализации и др.

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования);

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Центральный банк РФ;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госдума).

Счетная палата РФ.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Органы управления государственными внебюджетными фондами.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств.

Администраторы (администраторы) доходов бюджета.

Администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим бюджетные полномочия основных участников бюджет­ного процесса (рис. 3).

Законодательные (представительные) органы власти имеют сле­дующие полномочия:

рассмотрение и утверждение бюджетов;

рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

формирование и определение правового статуса органов, осущест­вляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней; другие обязанности.

Аналогичные полномочия законодательных (представительных) ор­ганов власти касаются вопросов регулирования деятельности государст­венных внебюджетных фондов.

Органы исполнительной власти осуществляют:

составление проектов бюджетов;

представление их на рассмотрение и утверждение законодатель­ным (представительным) органам власти вместе с необходимыми документами и материалами;

исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;

управление государственным (муниципальным) долгом;

осуществление ведомственного контроля за исполнением бюдже­та;

представление отчета об исполнении бюджета на утверждение за­конодательным (представительным) органам власти; другие обя­занности.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Органы государственного, муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства.

Основные этапы бюджетного процесса

Составление проектов бюджетов

Рассмотрение и утверждение бюджетов.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Проект бюджета составляется на основе Прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств (сроком на 3 года: очередной финансовый год и плановый период). Порядок составления определяется Правительством РФ.

Процедура рассмотрения и утверждения Федерального бюджета (этапы)

1.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию (не позднее марта) – в нем определяется бюджетная политика РФ.

2.Правительство РФ составляет проект федерального бюджета и направляет его Президенту РФ и в Государственную Думу (до 26 августа текущего года).

— Первое чтение (30 дней со дня внесения);

-Второе чтение (35 дней со дня принятия во первом чтении);

-Третье чтение (15 дней со дня принятия во втором чтении);

4. Совет Федерации (в течении 14 дней –отклонение или подписание законопроекта о Федеральном бюджете)

Участники бюджетного процесса и их полномочия: кто есть кто

Бюджетный процесс — это сложный и важный механизм, который позволяет государству планировать доходы и расходы на определенный период времени. В России данный процесс регулируется законодательством, в частности, статьей 152 Бюджетного кодекса РФ.

Каждый этап бюджетного процесса включает в себя участников, которые отвечают за определенные задачи и имеют свои полномочия. Например, среди них можно выделить исполнительную власть, представительную власть, органы местного самоуправления, а также гражданское общество и экспертное сообщество.

Каждый участник бюджетного процесса имеет свой вес и важность в данной системе. Их роль заключается в том, чтобы обеспечить прозрачность, эффективность и гласность данного процесса.

Важно понимать, что каждый участник бюджетного процесса имеет права и обязанности, которые регулируются законодательством. Например, органы местного самоуправления имеют право определять размер и порядок использования средств местного бюджета, а гражданское общество может участвовать в общественном контроле за расходованием бюджетных средств.

Таким образом, участие каждого участника бюджетного процесса является необходимым и важным фактором для обеспечения эффективного и прозрачного управления средствами бюджета.

Участники бюджетного процесса в России

Бюджетный процесс в России регулируется законодательством, в частности, статьей 152 Конституции РФ и ст. 25 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», который устанавливает полномочия участников данного процесса и регламентирует порядок их взаимодействия.

Согласно указанному закону в бюджетный процесс в России включены правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, субъекты РФ и муниципальные образования. Каждый из участников данного процесса имеет назначенные полномочия и обязанности в соответствии с его компетенцией и ответственностью.

  • Правительство РФ является ключевым участником бюджетного процесса, ибо оно разрабатывает федеральный бюджет на год и последующие годы и утверждает федеральные программы и целевые программы;
  • Федеральные органы исполнительной власти (ФНС, ФСС, Фонд капитального строительства и пр.) выступают в качестве исполнителей бюджетных расходов — они осуществляют государственные закупки, строят и содержат объекты народного хозяйства и пр.;
  • Субъекты РФ и муниципальные образования также являются центрами бюджетных процессов и выполняют аналогичные функции в рамках своей компетенции и поставленных задач.

В соответствии с законодательством каждый участник бюджетного процесса имеет право на комментарий и представление результатов своей работы по бюджетному процессу для государственных органов и общественности через открытые и доступные формы информирования.

Кто осуществляет участие в процессе составления бюджета РФ?

Согласно статье 152 Кодекса РФ о бюджетной классификации, к участникам бюджетного процесса относятся:

  • Правительство РФ: ответственно за разработку проекта бюджета и представление его на рассмотрение Федеральному Собранию;
  • Федеральное Собрание: утверждает проект бюджета РФ и вносит изменения в него;
  • Правительство субъектов РФ: разрабатывают и утверждают свои бюджеты;
  • Минфин РФ: ответственен за контроль за исполнением бюджета и ведение бюджетного учета;
  • Федеральная казначейская служба: осуществляет расходование и учет бюджетных средств;
  • Контрольно-ревизионные органы: проверяют исполнение бюджетов и выявляют нарушения.

Важно отметить, что участие в бюджетном процессе также может быть предоставлено другим органам власти и общественным организациям на основании законодательства РФ.

Отсутствие упоминания некоторых органов не исключает их участия в бюджетном процессе, так как законодательство РФ может предусматривать проведение консультаций и обсуждений проекта бюджета с другими участниками.

Кто осуществляет контроль за исполнением бюджета?

Задача контроля за исполнением бюджета является важной функцией, которую выполняют органы государственной власти и саморегулирующиеся организации. В соответствии с Статьей 97 Бюджетного кодекса РФ, главным контролером за исполнением бюджета является Правительство РФ.

Однако также задачи по контролю за использованием бюджетных средств и осуществлению бюджетных процессов возложены и на Федеральную службу финансового мониторинга, которая осуществляет контроль за законностью и правильностью расходования бюджетных средств и транспортировкой денежных средств.

Кроме того, на региональном уровне органы исполнительной власти контролируют исполнение бюджета, а на муниципальном уровне эту функцию выполняет муниципальный контрольный орган.

Согласно Комментарию к Бюджетному кодексу РФ, контроль за исполнением бюджета должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ по финансовому контролю и аудиту. Это обеспечивает прозрачность и открытость процесса исполнения бюджета и позволяет своевременно выявлять нарушения и принимать меры по их предотвращению.

Полномочия участников бюджетного процесса

Государственный орган власти

Государственный орган власти, уполномоченный на разработку бюджетного плана и утверждение бюджета, имеет право определять расходы и доходы государственного бюджета, а также принимать решения о распределении бюджетных средств по различным программам и проектам.

Согласно ст. 152 РФ «О бюджетной системе Российской Федерации», государственный орган власти и должностные лица, уполномоченные на осуществление бюджетных расходов, обязаны следить за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также за их соответствием утвержденному бюджету.

Пользователь бюджетных средств

Пользователь бюджетных средств

Пользователь бюджетных средств, то есть организация или учреждение, получающие денежные средства из государственного бюджета, имеет право на получение средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, а также на направление их на реализацию конкретных программ и проектов.

Кроме того, пользователь бюджетных средств обязан исполнять полученные средства в соответствии с целями, на которые они были выделены, и подтверждать факт их эффективного использования.

Плательщик налогов

Плательщик налогов, то есть физическое или юридическое лицо, имеющее обязательства по уплате налогов в бюджет, имеет право на получение информации о том, как используются средства, уплаченные в бюджет, а также на участие в процессе формирования бюджета через общественные слушания и другие формы участия.

Согласно ст. 152 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установленные штрафы за неуплату налогов являются доходами государственного бюджета.

Кто относится к участникам бюджетного процесса

БК РФ Статья 152. Участники бюджетного процесса

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Центральный банк Российской Федерации;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

2. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

5. Участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 настоящего Кодекса.

Статья 152 БК РФ. Участники бюджетного процесса (действующая редакция)

2. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

5. Участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 настоящего Кодекса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *