Какие существуют международные организации занимающиеся вопросами мка
Перейти к содержимому

Какие существуют международные организации занимающиеся вопросами мка

  • автор:

1. Международные организации, занимающиеся унификацией права: сравнение их специализаций, итоги, а также перспективы их деятельности

Цель конференции : выделение отдельных вопросов коллизионного права для их "всестороннего обсуждения и отыскания решения, на котором могли бы сойтись все участники конференции".

2-ая Гаагская Конференция 1894 г.

3-ая Гаагская Конференция 1900 г.

4-ая Гаагская Конференция 1904 г.

Перечень вопросов , рассматривавшихся на этих конференциях, дает представление о том, какие сферы коллизионного права считались первоочередными , нуждавшимися в унификации:

  • о браке,
  • о передаче судебных и внесудебных актов,
  • о наследовании,
  • об опеке,
  • о разводе,
  • о гражданском процессе.

Подписанные за время работы конференций конвенции:

  1. 1896 – Конвенция о гражданском процессе,
  2. 1902 — Конвенции о браке, о разводе, об опеке над малолетними
  3. 1905 — новая Конвенция о гражданском процессе (пересмотренная Конвенция 1896 г.),
  4. 1912 г. ратифицирована Конвенция о личных и имущественных отношениях супругов.

К сожалению, в этих конвенциях участвовало небольшое число стран континентальной Европы.

Причины такого “немассового” участия: в основу конвенций был положен коллизионный принцип "закон гражданства" ( lex patriae ). Это означало, что страны, придерживавшиеся принципа "закон местожительства" ( lex domicilii ), не могли в них участвовать, в частности Англия, США, Дания, Норвегия.

  • Царская Россия с самого начала участвовала в работе Конференции, но ратифицировала лишь Конвенцию о гражданском процессе — и 1896 г., и 1905 г.

Гаагские конференции ПОСЛЕ 1ой МВ

Первая мировая война прекратила действие Гаагских конвенций между воюющими странами. По окончании войны были возобновлены далеко не все конвенции, а лишь:

  • Конвенция 1905 г. о гражданском процессе
  • Конвенция 1902 г. об опеке над малолетними.

Гаагские конференции после 2ой МВ

Активная и плодотворная работа Гаагской конференции началась уже после Второй мировой войны.

1954 г. — Конвенция о гражданском процессе (представляет собой усовершенствованную Конвенцию 1905 г., вступила в силу 12 апреля 1957 г., СССР присоединился к Конвенции в 1966 г., и она вступила в силу для СССР 26 июля 1967 г.).

1955 г. — Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (вступила в силу в 1964)

  • во многом заложила основы коллизионного регулирования в этой сфере.
  • в настоящее время Конвенция действует для восьми стран — Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции, Франции, Италии, Швейцарии и Нигера (Бельгия ее денонсировала).

Конвенция впервые ввела весьма значимые нормы и правила, воспринятые в последующих международных конвенциях , — как коллизионных, так и материально- правовых.

В частности, установленная сфера применения данной Конвенции (она не применяется к продажам ценных бумаг, зарегистрированных кораблей и судов или летательных аппаратов, к продажам в силу судебного решения или в порядке принудительного исполнения) стала во многом примером для последующих конвенций , принимаемых в сфере международной купли-продажи товаров, в частности Венской конвенции 1980 г.

. Она стала первым международным актом, разработанным в континентальной Европе, в котором был закреплен принцип автономии воли сторон договора при выборе применимого права.

Как указано в ст. 2 Конвенции , выбор права сторонами должен быть прямо выражен или же "недвусмысленно вытекать из положений договора" .

При отсутствии выбора права сторонами в ст. 3 Конвенции установлена следующая схема его определения:

а) применяется право страны постоянного проживания продавца в момент получения им заказа либо право страны нахождения предприятия продавца, если заказ получен предприятием;

б) применяется право страны постоянного проживания покупателя или места нахождения предприятия, выдавшего заказ, если заказ получен в этой же стране продавцом, его представителем, агентом или коммивояжером.

  1. Конвенция 1986 г. о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров. Конвенция 1986 г. не вошла в силу, но, несмотря на это, имеет большое значение в сфере коллизионной унификации.

Нельзя не учитывать то обстоятельство, что она была принята после Венской конвенции 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров и в какой-то степени может рассматриваться как "коллизионное дополнение" Венской конвенции .

Сфера ее применения определена так же, как и в Венской конвенции, хотя есть и отличие: в противоположность Венской конвенции в Гаагской конвенции в понятие "товар" включены суда водного и воздушного транспорта, суда на воздушной подушке и электроэнергия.

В ст. 7 Конвенции 1986 г. зафиксирована автономия воли сторон выбирать применимое право.

В отличие от ст. 2 Гаагской конвенции 1955 г., в которой выбор права сторонами должен быть прямо выражен или "недвусмысленно вытекать из положений договора", в Конвенции 1986 г. при определении воли сторон о выборе права наряду с упомянутым учитывается и поведение сторон.

Если стороны договора не избрали применимое право, то он регулируется "правом государства, в котором на момент заключения договора продавец имеет свое коммерческое предприятие " (ст. 8 Конвенции 1986 г.).

Точкой отсчета для определения применимого права является место нахождения предприятия продавца , что совпадает с Конвенцией 1955 г., однако время выбора уже связано не с моментом получения продавцом заказа, что не всегда просто определить, а с моментом заключения договора.

Из этого об щего правила предусмотрены исключения , и при определенных обстоятельствах договор регулируется правом страны нахождения предприятия покупателя . Это происходит, если:

а) в этом государстве велись переговоры и договор был заключен сторонами, находившимися в этом государстве;

б) в договоре прямо предусмотрено, что продавец обязан выполнить свои обязательства по доставке товаров в это государство;

в) договор был заключен на условиях, определенных главным образом покупателем.

В п. 3 ст. 8 Конвенции 1986 г. предусмотрено еще одно исключение из общего коллизионного принципа, установленного в ст. 7.

Это исключение носит более общий характер и отражает новые тенденции современного МЧП. Если договор с учетом всех обстоятельств, например деловыхотношений между сторонами, имеет более тесную связь с другим правом , то договор регулируется этим другим правом (принцип наиболее тесной связи).

Тем не менее, учитывая неодинаковое отношение стран — участниц Гаагской конвенции к данному принципу, в ней предусмотрена возможность не применять этот принцип ! (п. "б" ст. 21).

В Конвенцию 1986 г. также включено коллизионное регулирование вопросов формальной и материальной действительности договоров купли-продажи (ст. ст. 11 и 10), а также действительности соглашения сторон о применимом праве (ст. 10 .

Конвенция 1961 г. "О коллизии законов в отношении формы завещаний" (вступила в силу в 1964 г.),

1971 г. — "О праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям" (вступила в силу в 1975 г.),

1973 г. — "О праве, применимом к ответственности изготовителя" (вступила в силу в 1977 г.),

1980 г. — "О гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" (вступила в силу в 1983 г.).

  • Гаагской конвенции 1954 г. по вопросам гражданского процесса
  • Конвенции 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов (вступила в силу 10 февраля 1969 г., Россия присоединилась к Конвенции 1 мая 2001 г, и она вступила в силу для России 1 декабря 2001 г.) ,
  • Конвенции 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (вступила в силу 24 января 1965 г., СССР присоединился к Конвенции в 1991 г., и она вступила в силу для России 31 мая 1992 г.) ,
  • Конвенции 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (вступила в силу 7 октября 1972 г., Россия присоединилась к Конвенции 1 мая 2001 г., и она вступила в силу для России 30 июня 2001 г.) .

Гаагская конференция в 21 веке

В настоящее время Гаагская конференция, которая после принятия в 1955 г. своего Статута стала постоянной межправительственной организацией, продолжает разрабатывать конвенции по тем вопросам, которые традиционно являлись ее сферой унификации, — гражданский процесс, семейные и наследственные отношения:

  1. Конвенция 2005 г. "Соглашения о выборе суда"
  2. Конвенция 2007 г. "О праве, применимом к алиментным обязательствам"

(обе эти конвенции пока не вступили в силу).

Наряду с этим данная международная организация уделяет внимание и вопросам коммерческого и банковского права, которые сегодня требуют международной унификации в силу своей актуальности и значимости:

  1. Конвенция 2006 г. "О праве, применимом к отдельным правам в отношении ценных бумаг, хранящихся у посредника".

Вообще, за послевоенный период (с 1951 г. по настоящее время) Гаагской конференцией принято почти 40 конвенций. Не все из них ратифицированы, но тем не менее они оказывают существенное влияние на МЧП различных государств.

Данная организация планирует разработать конвенции по весьма значимым вопросам МЧП, в частности, касающимся:

  • конфликта юрисдикций,
  • международного процессуального и административного сотрудничества в связи с гражданско-правовой ответственностью за причиненный экологический вред,
  • проблем МЧП в отношении незарегистрированных пар (unmarried couples),
  • в отношении недобросовестной конкуренции.

В 2001 г. Россия официально оформила свое членство в Гаагской конференции по международному частному праву, о чем было принято Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. N 784 "О вступлении Российской Федерации в Гаагскую конференцию по международному частному праву"

В 2003 г. Министерство иностранных дел РФ было назначено уполномоченным органом РФ по связям с Гаагской конференцией.

2. ЮНСИТРАЛ (комиссия ООН по праву межд. торговли):

United Nations Commission on International Trade Law — uncitral

  • учреждена ген. ассамблеей в 1966
  • занимается преимущественно унификацией межд-правовых норм.

Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), учрежденная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в ее резолюции 2205 (XXI) от 17 декабря 1966 года, играет важную роль в разработке таких основ в рамках осуществления своего мандата по содействию прогрессивному согласованию и модернизации права международной торговли путем подготовки и поощрения применения и принятия нормативных и ненормативных документов в ряде ключевых областей коммерческого права .

К таким областям относятся

  • урегулирование споров,
  • международная договорная практика,
  • транспорт,
  • несостоятельность,
  • электронная торговля,
  • международные платежи,
  • обеспеченные сделки,
  • закупки и купля-продажа товаров.

За годы своего существования ЮНСИТРАЛ получила признание как основной правовой орган системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли .

Члены ЮНСИТРАЛ избираются из числа государств – членов Организации Объединенных Наций, представляющих различные правовые системы и находящихся на разных уровнях экономического развития (общее число членов ЮНСИТРАЛ: 60).

Работа ЮНСИТРАЛ организована и проводится на трех уровнях.

  1. Первый уровень – это сама ЮНСИТРАЛ, зачастую именуемая Комиссией, работа которой проходит в форме ежегодной пленарной сессии.
  2. Второй уровень представляет деятельность межправительственных рабочих групп, которые преимущественно занимаются разработкой тем, включенных в программу работы ЮНСИТРАЛ,
  3. Третий уровень – это работа секретариата, который оказывает Комиссии и ее рабочим группамсодействие в подготовке и проведении их деятельности.

Конвенции, подготовленные ЮНСИТРАЛ и участие/неучастие в них РФ :

  1. Межд арбитраж и согласительные процедуры:
  • Конвенция о признании и приведении в исполнении иностранных арбитражных решений, 1958 Нью-Йорк (Россия участвует: для СССР документ вступил в силу с 22 ноября 1960 года)
  1. Межд К-П товаров:
  • Конвенция ООН о договорах межд КП товаров (Ве н а 1980) (Россия участвует: вступила в силу для СССР с 1 сентября 1991 года)
  • Конвенция об исковой давности в межд. КП товаров (Нью-Йорк 1974) (Российская Федерация подписала Конвенцию 14 июня 1974 года. Конвенция не вступила в силу для России по состоянию на 30 апреля 2016 года).

Обеспечительные интересы: -Конвенция ООН об уступке дебиторской задолжности в межд. торговле (Нью-Йорк 2001) – в силу еще не вступила!

Международные перевозки грузов:

  • Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской межд. перевозки грузов 2008 (РФ не участвует)
  • Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбург 1977) (РФ не участвует)

Комиссия использует формы мягкой унификации (мягкое право) – модельные (типовые) законы: Модельный закон по межд. коммерческому арбитражу 1985 (в РФ был принят Закон РФ 1993 о МКА . не ФЗ, а именно Закон РФ. )

NB! Есть еще такая вещь, как Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ — не путать с Модельным законом !

Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ устанавливает всеобъемлющую совокупность процессуальных норм, в отношении которых стороны могут прийти к соглашению для проведения арбитражного разбирательства, связанного с их коммерческими отношениями, и широко используется в ходе как специального арбитража, так и арбитражного разбирательства, проводимого под эгидой какого-либо учреждения. Регламент охватывает все аспекты арбитражного процесса: предусматривает типовую арбитражную оговорку, описывает процессуальные нормы, касающиеся назначения арбитров и проведения арбитражного разбирательства, а также устанавливает правила в отношении формы, юридической силы и толкования арбитражного решения.

Первоначальный вариант Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ был принят в 1976 году. В 2006 году Комиссия постановила, что Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ необходимо пересмотреть, с тем чтобы он отвечал изменениям в арбитражной практике, произошедшим за последние тридцать лет. Пересмотренный вариант Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ вступил в силу с 15 августа 2010 года.

В чем заключается различие между Типовым законом ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (1985 год) и Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ?

Типовой закон ЮНСИТРАЛ представляет собой образец, который законодательные органы в рамках национальной государственной власти могут использовать во внутригосударственном законодательстве по вопросам арбитража.

Что касается Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ, то он избирается сторонами либо в договоре, либо после возникновения спора в качестве документа, регулирующего арбитраж по разрешению спора или споров между ними.

Можно сказать, что Типовой закон предназначен для государств, в то время как Арбитражный регламент предназначен для применения возможными (или фактическими) сторонами спора.

3. УНИДРУА – межд. институт по унификации частного права

Institut international pour l’unification du droit privé — Международный институт унификации частного права

Институт был учрежден в 1926 г. как орган Лиги Наций (предшественница ООН) с нахождением в Риме.

После роспуска Лиги Наций в 1940 г. УНИДРУА был заново учрежден на основе международного соглашения — Статута УНИДРУА .

За время своего существования Институт подготовил международные конвенции в области:

  • международной купли-продажи товаров,
  • международного лизинга,
  • защиты культурных объектов,
  • обеспеченных сделок и др.

! Хронологически первые "материально-правовые" конвенции о договорах международной купли-продажи были подготовлены УНИДРУА в 1964 г. !

Конвенция о Единообразном законе о заключении договора международной купли-продажи товаров (Convention relating to a Uniform Law on the Formation of Contracts for the International Sales of Goods — ULFIS, вошла в силу 23 августа 1972 г.)

Конвенция о Единообразном законе о международной купле-продаже товаров (Convention relating to a Uniform Law on the International Sale of Goods — ULIS, вошла в силу 18 августа 1972 г.).

Несмотря на сегодняшнее весьма скромное их распространение и применение (они действуют для четырех государств — Великобритании, Гамбии, Израиля и Сан-Марино ), роль этих конвенций весьма значима .

  • Конвенция о межд. финансовом лизинге (Оттава 1988) (РФ участвует)
  • Конвенция о межд. фАкторинге (Оттава 1988) (РФ участвует, для Российской Федерации документ вступил в силу 1 марта 2015 года)
  • Принципы УНИДРУА (1994, последняя редакция 2010): это частная кодификация ключевых вопросов договорного права (заключения, прекращения, отв-ть, исковая давность). Используются в случае ссылки в контракте, но и в отсутствие таковой, что отражает практику межд. торговли.

Подробнее про принципы УНИДРУА:

Принципы УНИДРУА, будучи продуктом "неформальной унификации", устанавливают общие нормы для международных коммерческих договоров.

Принципы УНИДРУА представляют собой полностью новый подход к праву международной торговли, поскольку они не являются международной конвенцией и для их применения не нужна ратификация государства .

Это свод международных торговых обычаев, так называемый « lex mercatoria », собранный и унифицированный. Причем, составлялись они признанными в международном юридическом мире экспертами (выступавшими именно экспертами, а не представителями государств).

Настоящие Принципы устанавливают общие нормы для межд. коммерческих договоров .

Они подлежат применению в случае, если стороны согласились , что их договор будет регулироваться этими Принципами.

Они могут применяться , когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться "общими принципами права", "lex mercatoria" или аналогичными положениями .

Они могут использоваться:

  1. для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права.
  2. для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов .

Они могут служить моделью для национального и международного законодательства.

4. МТП (Международная торговая палата, International Chamber of Commerce — ICC)

  • это влиятельная некоммерческая международная организация , созданная в 1919 году для решения актуальных проблем развития бизнеса Штаб-квартира организации находится в Париже. Национальные комитеты ICC объединяют ведущие компании и деловые ассоциации более 120 стран мира.

В течение года после создания Организации Объединенных Наций – ICC был присвоен статус наивысшего консультативного органа по работе с ООН и ее специализированными подразделениями. ICC также является официальным партнером Саммита «Большой восьмерки» и коллективным консультативным органом таких крупнейших международных организаций, как Всемирная Торговая Организация, Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития и других.

Руководители и эксперты компаний–членов ICC разрабатывают унифицированные международные правила ведения бизнеса и определяют позицию бизнеса по широкому спектру вопросов: от торговли, инвестиционной политики и устойчивого развития до насущных технических и отраслевых проблем. Основная экспертная работа проводится в специализированных международных комиссиях ICC.

Деятельность ICC направлена на создание благоприятных условий для торговли, развития услуг и привлечения инвестиций в странах с развитой и развивающейся экономикой при соблюдении правил свободной и честной конкуренции .

Торговая промышленная палата Российской Федерации принята в МТП в 1993 г.

При МТП работает Международный арбитражный суд, созданный в 1923 году и сыгравший огромную роль в обеспечении мирового признания арбитража как наиболее эффективного пути разрешения международных коммерческих споров.

Среди документов МТП можно выделить такие, как:

  • «Инкотермс» (Унифицированные торговые термины — Incoterms, International commerce terms),
  • «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (UCP 600),
  • «Арбитражный регламент МТП»,
  • типовые международные контракты и т.д.

Узко специализированные организации по унификации МЧП:

Всемиирная организаиция интеллектуаильной соибственности (ВОИС, англ. World Intellectual Property Organization, WIPO) — международная организация, занимающаяся администрированием ряда ключевых международных конвенций в области интеллектуальной собственности, в первую очередь Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений и Парижской Конвенции об охране промышленной собственности .

С 1974 года также выполняет функции специализированного учреждения Организации Объединенных Наций

Междунароодная организаоция труда (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO) — специализированное учреждениеООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.

Конвенции МОТ (примеры):

  • №175 Конвенция 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени
  • №186 Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве
  • № 189 Конвенция 2011 года о достойном труде домашних работников и т.д.

ИКАО (International Civil Aviation Organisation — межправительственная организация),

ИАТА (International Air Traffic Association — неправительственная организация) — разрабатывают стандарты, занимаются вопросами тарифной политики и т.д.

ИАТА разрабатывает стандартные формы договоров всяческие (например, стандартное соглашение о наземном обслуживании (SGHA — 2008, 2013).

! Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. к МЧП отношения особого не имеет, там публичка скорее !

На всякий случай — про унификацию в рамках ЕС и про Латинскую Америку (для прочтения).

Унификация в ЕС

Важнейшую роль в коллизионной унификации играет Конвенция 1980 г. "О праве, применимом к договорным обязательствам" или Римская конвенция , принятая в рамках ЕС (в настоящее время данный документ трансформирован в Регламент ЕС, о чем более подробно будет сказано далее).

В сентябре 1967 г . постоянный представитель Бельгии в Комиссии ЕЭС обратился к Комиссии от имени своего правительства и от имени правительств Люксембурга и Нидерландов с предложением кодифицировать коллизионные нормы силами экспертов стран-участниц на основе проекта стран Бенилюкса .

В январе 1970 г . была сформирована группа экспертов по подготовке проекта или проектов конвенций в области МЧП по вышеуказанным проблемам, которые были распределены между странами следующим образом:

  • право, применимое к движимому и недвижимому имуществу, — Германия;
  • право, применимое к договорным и внедоговорным обязательствам, — Италия;
  • право, применимое к форме юридических актов и ее доказыванию — Франция;
  • общие вопросы МЧП — обратная отсылка, квалификация, применение иностранного права, публичный порядок, правоспособность, представительство — страны Бенилюкса.

В июне 1972 г . группой экспертов был представлен проект конвенции о праве, применимом к договорным и внедоговорным обязательствам , для его передачи правительствам стран-участниц.

В нем также нашли отражение вопросы о праве, применимом к форме юридических актов и ее доказыванию, и о толковании единообразных норм и их взаимоотношении с другими унифицированными коллизионными нормами.

Присоединение к ЕЭС в 1973 г. новых членов — Великобритании, Ирландии и Дании — потребовало введения новых членов в комитет постоянных представителей и в группу экспертов, что повлекло за собой необходимость определенного пересмотра проекта конвенции .

В марте 1978 г. группа экспертов решила ограничить разрабатываемую конвенцию вопросами, связанными с договорными обязательствами , поскольку, по ее мнению, такая конвенция должна быть разработана в первую очередь.

Что касается внедоговорных обязательств, то было решено, что конвенция о праве, применимом к внедоговорным обязательствам, будет разрабатываться позже. Далее об этом.

В мае 1979 г. председатель группы экспертов передал проект конвенции Совету Содружества, в который должны были поступать замечания правительств стран-участниц.

19 июня 1980 г. на заседании Совета, проходившего в Риме, были проведены завершающие переговоры, установлено необходимое число ратификаций для вступления конвенции в силу — 7. В этот день конвенция была подписана представителями Бельгии, Германии, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга и Нидерландов.

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВЕ, ПРИМЕНИМОМ К ДОГОВОРНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ (Рим, 19 июня 1980 года) — вступила в силу в 1991 г.

Анализ Римской конвенции 1980 г.

  1. Сфера применения

Ее специфика связана со сферой применения — в соответствии со ст. 1 она применялась к договорным обязательствам в любой ситуации, включающей выбор между правом разных стран .

Это означает, что применение Конвенции не ограничивалось кругом субъектов из стран-участниц .

М.П. Бардина в своей статье, посвященной анализу Римской конвенции, пишет: "Используемая судами и арбитражами стран ЕС, Конвенция не ограничивает свою сферу регулирования договорами субъектов, принадлежащих к этим странам. Она действует применительно ко всем договорным отношениям, включая и те, в которых одна сторона или обе стороны договора относятся к третьим странам".

В Римской конвенции 1980 г., как и в других конвенциях, очерчен круг ситуаций, к которым она не применяется . Этот круг намного шире, чем в Гаагских конвенциях 1955 и 1986 гг., и охватывает, в частности, вопросы, связанные с личным статусом или правоспособностью физического лица, с завещанием, семейными отношениями, ценными бумагами, процессом .

  1. Выбор применимого права

В ст. 3 Римской конвенции был зафиксирован уже общепризнанный к тому времени принцип автономии воли сторон при выборе применимого права .

Разработчики еще больше расширили права сторон при выборе права — это можно сделать в отношении части договора, а также если договор реально связан лишь с одной страной .

Наряду с этим в п. 1 ст. 3 установлено, что выбор права сторонами может быть прямо выражен в договоре "или с разумной определенностью вытекать из условий договора или обстоятельств дела".

Пр-п наиболее тесной связи

Если стороны договора не выбирают применимого права, оно определялось на основе принципа наиболее тесной связи (п. 1 ст. 4).

В п. 2 ст. 4 Римской конвенции принцип наиболее тесной связи раскрывается следующим образом:

предполагается, что договор наиболее тесно связан с той страной, где в момент заключения договора имеет обычное местожительство или административный центр сторона, осуществляющая исполнение, являющееся характерным для данного договора.

. Это положение является яркой иллюстрацией удачного "соединения" различных подходов к определению применимого права в странах общего права и континентального права.

Принцип наиболее тесной связи , будучи институтом англо-американского права, был соединен с принципом характерного исполнения , использовавшегося в странах континентальной Европы. Соединение этих двух подходов привело к удачному унификационному результату. Такая схема их соединения впоследствии стала использоваться и в национальном законодательстве, в частности в России (ст. 1211 ГК РФ).

В Римской конвенции 1980 г. выделены специальные положения об определении применимого права в отношении потребительских (ст. 5) и трудовых договоров (ст. 6).

  1. Концепция “сверхимперативных норм”

В ст. 7 Римской конвенции нашла отражение современная концепция, получившая в доктрине название "сверхимперативных норм" или "норм непосредственного применения" . Отметим лишь, что впервые она была включена в Гаагскую конвенцию 1978 г. "О праве, применимом к агентским отношениям" (ст. 16). Однако поскольку эта Конвенция действует лишь для четырех государств, ст. 16 и содержащееся в ней положение о сверхимперативных нормах не получили широкого освещения.

Под сверхимперативными нормами обычно понимается узкий круг национальных норм, которые в силу своего особого значения применяются независимо от применимого права .

В Конвенции также были установлены коллизионные привязки для установления права, применимого к дееспособности физического лица, цессии, суброгации.

Помимо этого в Конвенции установлен ряд общих правил, традиционно относимых к общей части МЧП. Речь идет, в частности, об обратной отсылке (ст. 15), оговорке о публичном порядке (ст. 16).

Конвертация Римской Конвенции в Регламент ЕС

В 2008 г . Европейским парламентом и Советом был принят Регламент N 593/2008, который призван заменить собой Римскую конвенцию и озаглавленный Регламентом о праве, применимом к договорным обязательствам ("Рим I") .

В соответствии со ст. 29 Регламент применяется с 17 декабря 2009 г., за исключением ст. 26, которая применяется с 17 июня 2009 г. В ст. 26 установлено, что к 17 июня 2009 г. страны — члены ЕС должны представить Комиссии список конвенций о коллизионном регулировании договорных обязательств с целью их последующей денонсации.

В п. 2 ст. 24 Регламента установлено, что любая отсылка к Римской конвенции понимается как отсылка к Регламенту .

Конвертация Римской конвенции 1980 г. в Регламент ЕС "Рим I" явилась логичным шагом на пути конвертации международных конвенций, разработанных в рамках ЕС, в такой правовой документ вторичного права ЕС, как Регламент .

Причин для этого процесса несколько:

  1. большая степень унификации, возможность единообразного толкования Регламентов в суде ЕС (Court of Justice),
  2. обязательность применения унификационных коллизионных норм новыми членами ЕС.

Конвертация Конвенции именно в Регламент, а не в Директиву ЕС объясняется правовой природой и условиями применения первого — именно Регламент является документом прямого и обязательного действия в странах ЕС в отличие от Директивы, которая может меняться на национальном уровне. С помощью Регламента эффективно достигается необходимый уровень унификации права в рамках ЕС.

Унификация права, применимого к внедоговорным обяз-вам в рамках ЕС

В 1988 г. возобновилась работа над документом по унификации коллизионных норм, применимых к внедоговорным обязательствам, получившим название "Рим II" . Разработанный документ, однако, представляет собой не международную конвенцию, а Регламент ЕС "О праве, применимом к внедоговорным обязательствам", который в соответствии со своей ст. 32 применяется с 11 января 2009 г.

Краткий анализ, особенности и новеллы:

  1. Ст. 4 Регламента "Свобода выбора", в которой установлена автономия воли сторон внедоговорных обязательств выбирать применимое право, при этом стороны, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут выбрать право и до наступления события, послужившего основанием для возникновения ущерба.

Общее коллизионное правило установлено в ст. 4, и согласно ему к внедоговорным обязательствам применяется право той страны, где возник ущерб ( in which the damage occurs ), независимо от того, где имело место событие, послужившее основанием для требования о возмещении ущерба.

Такая коллизионная привязка обозначается как lex loci damni .

  1. Еще одной особенностью Регламента "Рим II" является введение специальных привязок для различных видов деликтов и иных видов внедоговорных обязательств:
  • ответственности изготовителя,
  • недобросовестной конкуренции,
  • экологического ущерба,
  • нарушения интеллектуальных прав,
  • забастовок и локаутов и др.

Коллизионная унификация в странах Латинской Америки

  • началась, как и на Европейском континенте, в конце XIX в., но наибольших успехов достигла в связи с деятельностью выдающегося кубинского юриста и дипломата Антонио Санчеса де Бустаманте-и-Сирвена .
  1. В 1928 г. в Гаване на VI Международной конференции американских государств, созванной Панамериканским союзом, была принята Конвенция о международном частном праве , приложением которой является кодекс, известный как Кодекс Бустаманте по имени его составителя.

Кодекс содержит 437 статей и состоит из вступительного раздела и 4х книг, охватывающих различные области МЧП.

  • 1я книга — "Международное гражданское право" — включает вопросы правового положения физических и юридических лиц, брака и развода, отцовства и происхождения детей, алиментных обязательств, усыновления, опеки, безвестного отсутствия, собственности и способов ее приобретения, обязательств и договоров, давности.
  • 2я книга — "Международное торговое право" — содержит положения о коммерсантах, торговых договорах, о морской и воздушной торговле.
  • 3я книга посвящена международному уголовному праву,
  • 4я — международному процессу.

Кодекс Бустаманте ратифицирован 15 государствами Латинской Америки — Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Гаити, Гватемалой, Гондурасом, Доминиканской Республикой, Коста-Рикой, Кубой, Никарагуа, Панамой, Перу, Сальвадором, Чили и Эквадором.

С учетом сделанных ими заявлений и оговорок он действует в этих странах до сих пор.

Однако круг стран, применяющих Кодекс Бустаманте, не ограничивается странами, его подписавшими . Как отмечает В.П. Звеков, "в других американских государствах Кодекс применялся судами в силу "разумности и целесообразности".

  1. Межамериканская конвенция 1994 г. о праве, применимом к международным контрактам .

Конвенция была разработана в рамках Организации американских государств (ОАГ) , созданной в 1948 г., и принята на Пятой Межамериканской Специализированной конференции по международному частному праву, проходившей в Мехико в марте 1994 г.

В конференции приняли участие представители 17 латиноамериканских государств, а также США и Канада.

В Межамериканской конвенции 1994 г. в первую очередь определяется понятие "международный контракт" .

Для этого используется применяемая в международных конвенциях формулировка:

под международным контрактом понимается контракт, стороны которого имеют обычное место жительства или коммерческие предприятия в различных договаривающихся государствах.

Помимо этого международным признается контракт, "имеющий объективную связь более чем с одним договаривающимся государством" .

В ст. 5 установлена сфера применения Конвенции , которая в большой степени совпадает с аналогичным положением Римской конвенции: Конвенция 1994 г. не применяется , в частности, к:

  • семейному статусу физических лиц,
  • правоспособности сторон,
  • последствиям недействительности контракта,
  • обязательствам по оборотным документам,
  • сделкам с ценными бумагами,
  • соглашению сторон об арбитраже или о выборе суда,
  • праву о компаниях.

Основные правила определения применимого права содержатся в ст. ст. 7 и 9.

В ст. 7 зафиксирован принцип автономии воли:

  • если стороны не выбрали применимое право, то оно определяется с учетом принципа наиболее тесной связи (ст. 9).

При этом надо отметить, что в отличие от других международных актов, где данный принцип "раскрывается" через местонахождение стороны, осуществляющей характерное исполнение по договору, в Межамериканской конвенции 1994 г. такое положение отсутствует.

В ней установлены 2 следующих критерия , которые должен принимать во внимание суд при определении тесной связи:

  1. любые объективные и субъективные элементы контракта;
  2. общие принципы международного коммерческого права, признанные международными организациями.

В Межамериканской конвенции 1994 г. также регулируются вопросы сферы действия применимого права, сверхимперативные нормы, оговорка о публичном порядке и общие положения относительно вступления в силу Конвенции.

Не исключено, что в этом вопросе еще спросят про СНГ — см. Вопрос 1 Билет 17.

2. Признание и приведение в исполнение в России иностранных арбитражных решений (источники регулирования).

  1. Международные:
  • Нью-Йоркская конвенция ООН 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, носящая универсальный характер и объединяющая в числе участников свыше 140 государств
  1. Национальные:
  • АПК РФ
  • Признание/ исполнение ин. арб.решений по НК 1958 г. и по АПК.

Общие моменты по обжалованию/признанию/исполнению

Арбитражное решение можно обжаловать только в Лондоне (только LCIA предусматривает такую возможность), никакие иные решения иных арбитражей нельзя обжаловать.

Решение можно отменять в государственных судах . Только по формальным признакам.

Можно отказать в признании и исполнении. Отказ в признании и исполнении имеет только территориальное действие. Отказали в одной стране, попытайся в другой.

Решение не теряет своей юридической силы.

Концепция безусловного вступления ответчика в процесс — работает и здесь и в случае государственного иммунитета.

Признание и исполнение решений — это разные процедуры, они протекает отдельно.

Можно просить о признании, но не просить об исполнении. Например, для внесения в реестр акционеров при отсутствии уклонения достаточно только признания.

Есть основание для отказа в принудительном исполнении, но оно не влечет отказа в признании — истечение срока для принудительного исполнения. То есть решение будет признано, но не будет принудительно исполнено. Остальные основания совпадают.

Сфера применения НК 1958 г.:

Настоящая Конвенция применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица.

Она применяется также к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение.

Термин "арбитражные решения" включает не только арбитражные решения, вынесенные арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу, но также и арбитражные решения, вынесенные постоянными арбитражными органами, к которым стороны обратились.

  1. Каждое Договаривающееся Государство признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж все или какие-либо споры, возникшие или могущие возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным договорным или иным правоотношением , объект которого может быть предметом арбитражного разбирательства.
  2. Термин "письменное соглашение" включает арбитражную оговорку в договоре, или арбитражное соглашение, подписанное сторонами, или содержащееся в обмене письмами или телеграммами.
  3. Суд Договаривающегося Государства, если к нему поступает иск по вопросу, по которому стороны заключили соглашение, предусматриваемое настоящей статьей, должен, по просьбе одной из сторон, направить стороны в арбитраж, если не найдет, что упомянутое соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Каждое Договаривающееся Государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений , на условиях, изложенных в нижеследующих статьях.

К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, к которым применяется настоящая Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних решений.

  1. Для получения упомянутого в предшествующей статье признания и приведения в исполнение сторона, испрашивающая признание и приведение в исполнение, при подаче такой просьбы представляет:
  1. Если арбитражное решение или соглашение изложено не на официальном языке той страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение этого решения, сторона, которая просит о признании и приведении в исполнение этого решения, представляет перевод этих документов на такой язык. Перевод заверяется официальным или присяжным переводчиком или дипломатическим или консульским учреждением.

Статья V и сравнение с АПК

На что обращать внимание:

  1. есть основания для отказа в признании/исполнении которые может по своей инициативе применить сам суд страны, в которой просят о П/И (противоречие публичному порядку и неарбитрабельность спора )
  2. есть основания, которые только по просьбе стороны, против которой направлено решение (все остальные)
  3. похожие основания старалась выделять, насколько я понимаю.
  4. смотрим на желтый цвет и еще раз скопирую то, что было выше:

Признание и исполнение судебных решений — это разные процедуры, они протекает отдельно. Можно просить о признании, но не просить об исполнении. Например, для внесения в реестр акционеров при отсутствии уклонения достаточно только признания.

Есть основание для отказа в принудительном исполнении, но оно не влечет отказа в признании — истечение срока для принудительного исполнения. То есть решение будет признано, но не будет принудительно исполнено. Остальные основания совпадают.

  1. В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано по просьбе той стороны, против которой оно направлено , только если эта сторона представит компетентной власти по месту, где испрашивается признание и приведение в исполнение, доказательства того, что :
  1. В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть также отказано, если компетентная власть страны, в которой испрашивается признание и приведение в исполнение, найдет, что :

АПК Статья 244. Основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения

  1. Арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда полностью или в части в случае, если:
  1. решение по закону государства, на территории которого оно принято, не вступило в законную силу;

  2. сторона, против которой принято решение, не была своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения;

  3. рассмотрение дела в соответствии с международным договором Российской Федерации или федеральным законом относится к исключительной компетенции суда в Российской Федерации ;

  4. имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям ;

  5. на рассмотрении суда в Российской Федерации находится дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому возбуждено до возбуждения производства по делу в иностранном суде, или суд в Российской Федерации первым принял к своему производству заявление по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям ;

  6. истек срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен арбитражным судом ;

  7. исполнение решения иностранного суда противоречило бы публичному порядку Российской Федерации .

  1. Арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение полностью или в части иностранного арбитражного решения по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 настоящей статьи и частью 4 статьи 239 настоящего Кодекса для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения международного коммерческого арбитража, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Если перед компетентной властью, указанной в подпункте "е" пункта 1 статьи V, было возбуждено ходатайство об отмене или приостановлении исполнения арбитражного решения, то та власть, к которой обратились с просьбой о признании и приведении в исполнение этого решения, может, если найдет целесообразным, отложить разрешение вопроса о приведении в исполнение этого решения и может также по ходатайству той стороны, которая просит о приведении в исполнение этого решения, обязать другую сторону представить надлежащее обеспечение.

Статья 241. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

  1. Решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные суды), решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные арбитражные решения), признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.

Статья 242. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения

  1. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения подается стороной в споре, в пользу которой состоялось решение (далее — взыскатель), в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.
  2. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем.
  1. наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  2. наименование и место нахождения иностранного суда либо наименование и состав третейского суда или международного коммерческого арбитража, место его нахождения;
  3. наименование взыскателя, его место нахождения или место жительства;
  4. наименование должника, его место нахождения или место жительства;
  5. сведения о решении иностранного суда или об иностранном арбитражном решении, о признании и приведении в исполнение которых ходатайствует взыскатель;
  6. ходатайство взыскателя о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения;
  7. перечень прилагаемых документов.
  1. К заявлению о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное, прилагаются:
  1. надлежащим образом заверенное подлинное иностранное арбитражное решение или его надлежащим образом заверенная копия;

  2. подлинное соглашение о третейском разбирательстве или его надлежащим образом заверенная копия;

  3. надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

Статья 243. Порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения

  1. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения рассматривается в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления в арбитражный суд, по правилам настоящего Кодекса с особенностями, установленными настоящей главой, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

  2. Арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

  3. При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения путем исследования представленных в арбитражный суд доказательств, обоснования заявленных требований и возражений.

  4. При рассмотрении дела арбитражный суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу

Статья 245. Определение арбитражного суда по делу о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения

По результатам рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения арбитражный суд выносит определение.

Определение арбитражного суда по делу о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения.

Статья 246. Принудительное исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения

Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье рассматриваются основные аспекты международного коммерческого арбитража и спорные вопросы, возникающие по поводу арбитража в российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Утешева Линара Рашидовна

Текст научной работы на тему «Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража»

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА

МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА

Утешева Линара Рашидовна, Российский Университет Дружбы Народов, г. Москва

E-mail: Linarochkal 7@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты международного коммерческого арбитража и спорные вопросы, возникающие по поводу арбитража в российской Федерации.

Ключевые слова: арбитраж, коммерческий арбитраж. Arbitration, commercial arbitration.

Международный коммерческий арбитраж (МКА) — механизм (организация, орган) негосударственного рассмотрения частноправовых споров, осложненных иностранным элементом, возникающих при осуществлении международной коммерческой деятельности. По своей юридической природе международный коммерческий арбитраж представляет собой третейский суд, избираемый или создаваемый самими сторонами. Спор рассматривается независимым арбитром, избранным сторонами на основе его профессиональных качеств в целях вынесения окончательного и обязательного для сторон решения. Указание «третейский суд» должно подчеркнуть негосударственную природу международного коммерческого арбитража. МКА не является элементом государственной судебной системы и в своей деятельности не зависит от нее. Однако не существует полной изоляции арбитража от национальных судов, суды могут выполнять два процессуальных действия:

а) осуществление принудительных мер по предварительному обеспечению

б) исполнение арбитражного решения.

Разбирательство в международном коммерческом арбитраже необходимо отличать от третейского разбирательства споров между государствами на основе норм международного публичного права специальными международными судебными органами, например, Международным Судом ООН, Постоянной палатой Третейского суда. Негосударственная природа Международного

коммерческого арбитража отличает его от государственных арбитражных судов [1].

Преимущества международного коммерческого арбитража:

а) процедура арбитражного разбирательства отличается простотой и минимальными затратами на ведение процесса;

б) рассмотрение споров происходит в закрытом заседании, что гарантирует сторонам соблюдение коммерческой тайны;

в) стороны имеют право на свободный выбор арбитров, процедуры, применимого права, места и языка арбитражного разбирательства, могут полностью или частично определять арбитражную процедуру, а также изъять спор из сферы действия права и потребовать решить его на основе принципов справедливости и доброй совести;

г) арбитры избираются из числа квалифицированных специалистов в различных областях коммерческой деятельности, юридической практики;

д) арбитражное решение носит окончательный и обязательный характер.

Виды международного коммерческого арбитража

Различают два вида МКА: институционный (постоянно действующий) и изолированный. Институционный коммерческий арбитраж создается при национальных торговых и торгово-промышленных палатах, ассоциациях, биржах и т.д., работает постоянно, имеет свой устав (или положение) и регламент, устанавливающий правила арбитражного процесса. При обращении в постоянно действующий арбитраж стороны выбирают арбитров из установленного перечня. Изолированный коммерческий арбитраж образуется сторонами для рассмотрения конкретного спора, после разбирательства которого и вынесения решения он прекращает свое существование. Стороны самостоятельно выбирают место проведения арбитражного разбирательства, определяют правила избрания арбитров и устанавливают арбитражную процедуру. Такая процедура может быть основана на типовых арбитражных регламентах, разработанных под эгидой ООН, имеющих факультативный характер и применяющихся только в том случае, когда стороны сделали ссылку в своем соглашении на: Арбитражный Регламент Экономической комиссии ООН для Европы; Правила Международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока; Арбитражный Регламент ЮНСИТРАЛ.

В настоящее время число постоянно действующих арбитражей постоянно растет. Существует более 100 МКА, из которых наиболее известными являются: Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж); Лондонский международный третейский суд; Американская арбитражная ассоциация (Нью -Йорк); Арбитражный Институт Стокгольмской торговой палаты;

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ [2].

Арбитражное соглашение: понятие, форма и содержание

Арбитражное соглашение — это письменное соглашение сторон о передаче в Международный коммерческий арбитраж уже возникшего спора или спора, который может возникнуть между ними в будущем. Одним из основополагающих принципов МКА является принцип добровольности обращения к арбитражному разбирательству. Арбитраж может принять дело к своему производству только при наличии согласия сторон об этом.

Виды арбитражных соглашений:

— арбитражная оговорка — это соглашение сторон договора, непосредственно включенное в его текст, об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть из данного договора;

— третейская запись — это отдельное от основного договора соглашение сторон об арбитражном разбирательстве уже возникшего спора;

— арбитражный договор — это самостоятельное соглашение между сторонами об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть в будущем в связи с данным договором или группой договоров, или в связи с совместной деятельностью в целом.

В отличие от третейской записи или арбитражного соглашения, заключаемого отдельно от сделки, которая может послужить поводом для спора, арбитражное соглашение, включенное в состав «основной» сделки, представляет собой такое же волеизъявление сторон, как и любое иное положение данной сделки; просто в силу необходимости не допустить отказ недобросовестной стороны от арбитражного рассмотрения спора данному положению сделки придается особый статус. Но такой статус не свидетельствует о том, что арбитражная оговорка является во всех смыслах отдельным договором: ей придана автономность только в связи с возможным оспариванием действительности «основного» договора. В остальном арбитражное соглашение, включенное в «основную» сделку, никакой автономностью не обладает. Поэтому не следует ни подписывать его дополнительно к «основному» договору, ни предоставлять представителям сторон отдельные полномочия по его подписанию. Смысл принципа автономности арбитражного соглашения состоит не в том, что арбитражное соглашение трактуется как некий правовой феномен, абсолютно не связанный с судьбой и формой фиксации «основной» сделки, а в том, что оно обладает дополнительной «живучестью», направленной на ограничение возможностей недобросовестной стороны создать препятствия на пути арбитражного разбирательства. Автономность и юридическая самостоятельность арбитражного соглашения означает то, что

недействительность договора не влечет за собой недействительность арбитражного соглашения, в каком бы виде оно не было заключено [3]. Из наличия арбитражного соглашения вытекают два процессуально-правовых последствия:

— арбитражное соглашение обязательно для сторон и они не вправе уклониться от передачи спора в арбитраж, т.е. арбитражное соглашение лишает суд его юрисдикции;

— арбитраж не должен выходить за рамки полномочий, возложенных на него сторонами соглашения.

Арбитражное соглашение должно быть заключено в письменной форме. Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. поясняет, что термин «письменное соглашение» включает арбитражную оговорку в договоре или арбитражное соглашение, подписанное сторонами в обмене письмами или телеграммами. Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г. предусмотрены условия, при наличии которых соглашение считается заключенным в письменной форме:

а) соглашение содержится в документе, подписанном сторонами;

б) соглашение заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств электронной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения;

в) соглашение заключено путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает;

г) в договоре содержится ссылка на документ, содержащий арбитражную оговорку (например, на Арбитражный Регламент ЮНСИТРАЛ) , но при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает упомянутую оговорку частью договора.

Содержание арбитражного соглашения зависит от воли сторон: они сами определяют, из каких элементов оно будет состоять. Как правило, это:

— выбор арбитражного способа рассмотрения спора и вида арбитража (с указанием конкретного арбитражного института, например, МКАС при ТПП РФ);

— указание на Регламент (если выбран постоянно действующий арбитраж) или порядок проведения арбитражного разбирательства;

— место проведения арбитража;

— выбор языка арбитражного разбирательства;

— число арбитров [4].

В практике часто используются типовые арбитражные оговорки, рекомендуемые постоянно действующими арбитражными учреждениями. МАС при ТПП РФ рекомендует включать в контракт арбитражную оговорку

следующего содержания: «Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в МКАС при ТПП РФ в соответствии с его Регламентом».

Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации

Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в Российской Федерации являются Международный коммерческий арбитражный суд РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате (ТПП). Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда регулируется Законом о МКА РФ 1993 г., Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ, Регламентом МКАС РФ 1994 г. МКАС компетентен рассматривать споры, возникающие при осуществлении международных экономических связей при условии, что коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также между сторонами, одной из которых является предприятие с иностранными инвестициями или международная организация, созданная на территории России [5]. Споры рассматриваются при наличии арбитражного соглашения сторон. Исключение: МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором Российской Федерации. Признаются все три вида арбитражных соглашений. Закреплена обязательность их письменной формы. Наличие арбитражного соглашения исключает юрисдикцию государственных судов — и общей юрисдикции, и арбитражных (хозяйственных). Соглашение сторон о третейском разбирательстве спора обязывает государственные суды прекратить производство по делу (ст. 134, 135 ГПК РФ и ст. 148 АПК РФ). В законе установлены случаи, предусматривающие исключения из этого правила. Компетенция МАК имеет специальный характер и включает в себя споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, связанных с торговым мореплаванием (споры, связанные с перевозкой грузов и фрахтованием судов и др.), независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права.

1. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г.

2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // Международное частное право: Сборник документов / Сост. К. А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М., 1997.

3. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. // Международное частное право: Сборник документов / Сост. К. А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М., 1997.

4. Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. // Международное частное право: Сборник документов / Сост. К. А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М., 1997.

5. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. // Международное частное право: Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М., 1997.

6. Положение о МКАС при ТПП РФ // СПС «Консультант-Плюс».

7. Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ 1993 г. // СПС «Консультант-Плюс».

8. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.06.99 № 8 «О действии международных договоров применительно к вопросам арбитражного процесса» // Вестник ВАС РФ. — 2001. — № 1. — Спец. выпуск.

9. Правила производства дел в МАК при ТПП РФ // СПС «Консультант-Плюс».

10. Регламент МКАС при ТПП РФ (в ред. 2005 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

11. Актуальные вопросы МКА: к 70-летию МКАС при ТПП РФ / Отв. ред. А.С. Комаров. — М., 2002.

12. Ситкарёва Е.В., Трофимчук С.В. К вопросу о внесении изменений в закон РФ « О международном коммерческом арбитраже» // Правовая инициатива. 2014. № 1. С. 10. [5]

13. Ситкарёва Е.В. Новеллы Российского законодательства и судебная практика по оспариванию решений международных коммерческих арбитражей. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2004. № 2. С. 99-105.[6]

14. Анишина В.И. Влияние решений Европейского Суда по правам человека на российское правосудие // Международное публичное и частное право. — 2007. — № 1.

15. Бардина М.П. О новом Регламенте МКАС при ТПП РФ // Международное публичное и частное право. — 2006. — № 2.

16. Беляев С.А. Взаимодействие арбитражных и государственных судов ФРГ в ходе третейских разбирательств // Международный коммерческий арбитраж. — 2006. — № 3.[1]

17. Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж. — СПб., 2001.[2] Галенская Л.Н. Альтернативные аспекты разрешения споров // Журнал международного частного права. — 2001. — № 1.

18. Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы международного коммерческого арбитража // Законодательство и экономика. — 2002. — № 2, 3. [3]

19. Зимненко Б. Л. Анализ обращений в Европейский Суд по правам человека против РФ // Московский журнал международного права. — 2002. — № 1.

20. Зыков Р.О. Некоторые аспекты деятельности Нидерландского Арбитражного института // Третейский суд. — 2006. — № 1.

21. Карабельников Б. Р. Исполнение решений международных коммерческих арбитражей. Комментарий к Нью-Йоркской конвенции 1958 г. и главам 30 и 31 АПК РФ. — М., 2003.

22. Комаров А.С. Основополагающие принципы третейского суда // Вестник ВАС РФ. — 2001. — № 4.

23. Лисица В.Н. Юрисдикция международного центра по урегулированию инвестиционных споров // Международное публичное и частное право. — 2007. — № 1.

24. Марышева Н.И. Принципы применения иностранного права российскими судами: процессуальный опыт // Журнал российского права. — 1997. — №2 4. [4]

25. Морозова Ю.Г. Отказ в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений: основание публичного характера // Вестник ВАС РФ. — 2000. — № 7.

Какие существуют международные организации занимающиеся вопросами мка

История внешнеторгового арбитража в России

Институт третейского разбирательства был известен в Древней Руси и имел много схожего с аналогичным институтом Римского права. Можно назвать такие правовые памятники того времени, как Рядные, Договорные грамоты князей XI — XII веков и Уложение 1649 года, которые содержали упоминания о третейском мирном разбирательстве хозяйственных споров.

В средние века третейские суды в России не получили такого широкого распространения в сфере урегулирования споров между участниками торгового оборота, как в европейских странах. Тем не менее они существовали в крупных территориальных торговых центрах России: Архангельске, Нижнем Новгороде, позднее в Москве и торговых центрах на р.Волга.

В XVIII — XIX веках отечественные юристы серьезно обратились к научной разработке проблем деятельности третейских судов в России. Среди них можно назвать А.Ф. Волкова, А.Д. Вицына и других. Среди документальных источников этих времен следует отметить положение о третейском суде 1831 года.

К 1911 году был подготовлен проект Общего положения о торгово-промышленных палатах в России, где в параграфе 12 раздела «Предметы ведения палаты» предусматривалось, что «палаты разрешают в качестве третейского суда возникающие по торгово-промышленным делам споры, в случае состоявшегося об этом соглашения между сторонами, с соблюдением всех особых к сему относящихся предписаний закона». К сожалению, этот документ принят тогда не был.

В советское время правами третейского суда обладали биржевые арбитражные комиссии при товарных и фондовых биржах, образованные в 1922 году. Наиболее же ярко идеи третейского суда были реализованы в законодательном порядке при создании в 1932 году Внешнеторговой арбитражной комиссии (ВТАК) при Всесоюзной торговой палате. Соответствующее постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР было принято 17 июня 1932 года.

До создания Внешнеторговой арбитражной комиссии ни законодательство СССР, ни законодательство союзных республик не регулировало арбитражного разбирательства внешнеторговых споров в постоянно действующих арбитражных органах, имеющих негосударственный характер.

Негосударственный характер ВТАК предопределял порядок назначения его состава. ВТАК на первом этапе состояла из 15 членов, назначаемых президиумом Всесоюзной торговой палаты из представителей торговых, промышленных, транспортных и других хозяйственных организаций, а также лиц, обладающих специальными знаниями в области внешней торговли и внешнеторгового законодательства.

Из членов ВТАК стороны избирали третейских судей, которые, в свою очередь, из того же состава членов комиссии избирали суперарбитра.

Состав комиссии назначался сроком на один год. В последующем происходило, как правило, лишь продление полномочий его состава.

Новые лица в состав ВТАК вводились взамен выбывших ее членов. Такая практика обеспечивала стабильность состава и имела положительное значение для выполнения возложенных на Комиссию задач.

На ежегодных собраниях члены Комиссии избирали председателя ВТАК и два его заместителя.

Согласно положению о ВТАК и в соответствии с установившейся практикой, председатель Комиссии осуществлял распорядительные функции, включая разрешение вопросов, связанных с принятием к производству исковых заявлений и с формированием состава арбитража по конкретным делам.

Первое по времени решение ВТАК датировано 15 ноября 1933 года.

Признанием роли ВТАК уже на начальном этапе ее деятельности стало упоминание о возможности рассмотрения споров из внешнеторговых контрактов постоянно действующим арбитражем в СССР в ряде двусторонних международных торговых договоров, заключенных Советским Союзом в предвоенный период.

С момента своего создания и до начала Великой отечественной войны ВТАК рассмотрел около ста споров. В целом за первые двадцать лет своей работы Комиссия рассмотрела дела, в которых принимали участие организации, учреждения и фирмы из нескольких десятков стран Европы, Азии, Америки.

Среди правовых вопросов, возникавших в спорах, разрешение которых говорило о высоком профессионализме арбитров, встречались такие традиционные и одновременно весьма сложные для арбитражного разбирательства темы, как установление собственной компетенции, применимого права. При разрешении споров арбитраж применял по существу не только советское право. Имелись также дела, в которых решение основывалось на применении иностранного права.

Если в послевоенный период до конца пятидесятых годов споры между советскими внешнеторговыми организациями и внешнеторговыми организациями из восточно-европейских стран не занимали значительного места, то последующие два десятилетия деятельности ВТАК в основном были связаны с разрешением споров, возникавших в процессе экономического и научно-технического сотрудничества между странами-членами СЭВ. Споры с организациями, фирмами и предприятиями других стран стали в этот период составлять незначительную долю.

Интенсивно развивавшиеся экономические связи между социалистическими странами были объективной предпосылкой значительного увеличения количества ежегодно рассматривавшихся во ВТАК дел, количество которых к концу восьмидесятых годов достигло трехсот. В основном арбитражная практика была связана с применением унифицированных в рамках СЭВ документов, регулирующих основные виды внешнеэкономических операций между социалистическими странами. Большую роль в расширении деятельности внешнеторгового арбитража, а также в укреплении его роли как важного элемента инфраструктуры международных экономических отношений сыграла также Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (Московская конвенция), которая была заключена в 1972 году между странами, входившими в СЭВ.

Несмотря на незначительность по количеству споров с участием фирм из несоциалистических стран, такие дела довольно часто были сопряжены с большой сложностью с точки зрения решения правовых проблем. И решения ВТАК по делам этой категории также представляли несомненный правовой интерес и говорили о высокой компетентности советских арбитров в сфере регулирования экономических отношений между странами с различными социально-экономическими и правовыми системами.

В список арбитров, рассматривавших споры во ВТАК, входили ведущие отечественные специалисты в области правового регулирования внешнеэкономической деятельности, среди которых были как представители юридической науки, так и практики. Это были не только высококвалифицированные профессионалы внешнеторговой практики, но и высокообразованные, культурные люди, владевшие, как правило, также несколькими иностранными языками.

На протяжении длительного времени ВТАК возглавлялась широко известными и снискавшими большой авторитет как у нас в стране, так и за рубежом, юристами. Среди них такие выдающиеся специалисты-правоведы, внесшие существенный вклад в развитие отечественной юриспруденции, как Д.Ф. Рамзайцев, Д.М. Генкин, С.Н. Братусь, В.С. Поздняков. Безусловно, они сыграли решающую роль как в развитии внешнеторгового арбитража в целом у нас в стране, так и в укреплении авторитета возглавлявшегося ими постоянно действующего внешнеторгового арбитража.

Современный этап деятельности постоянно действующего внешнеэкономического арбитражного органа, который в 1987 году был переименован в Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате СССР, практически совпадает с новым этапом жизни всей страны, с коренными изменениями в ее социально-экономической структуре и правовой системе.

Начальным моментом этого этапа следует считать принятие в 1993 году Закона о международном коммерческом арбитраже. Закон утвердил также новое положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС). В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 7 июля 1993 года МКАС является преемником Арбитражного Суда при Торгово-промышленной палате СССР.

Многолетний опыт, высокий профессионализм арбитров, отвечающие международным стандартам процедуры, стабильная и предсказуемая практика принесли МКАС широкую известность.

МКАС первым в России среди третейских судов стал лауреатом премии «Фемида-99» за вклад в создание демократического общества и развитие институтов правового государства.

Высокий мировой статус МКАС подтверждает его членство в Международной федерации коммерческих арбитражных институтов (МФКАИ).

Международный Кооперативный Альянс

Международные общественные организации играют важную роль в жизни современного общества. Они объединяют сотни миллионов участников профсоюзного, кооперативного, женского, молодежного и других массовых движений. Одной из крупнейших международных неправительственных организаций является учрежденный в 1895 г. Международный Кооперативный Альянс (МКА) — признанный мировой центр кооперативного движения.

Создание МКА обусловлено рядом причин. Прежде всего необходимо отметить, что во второй половине XIX в. кооперативы стали создавать союзные организации по территориальному признаку на различных уровнях (районные, городские, национальные и т.д.). Примерно в то же время начинают развиваться первые международные контакты кооперативных организаций стран Европы. Международное сотрудничество европейских кооператоров привело к осознанию необходимости создания единого координационного центра, который должен был возглавить международное кооперативное движение. Центр был необходим кооператорам для всестороннего обмена опытом, а также налаживания торговых и экономических связей.

Первые практические шаги в области международного кооперативного сотрудничества были сделаны руководителями английской кооперации. В 1889 г. генеральный секретарь Кооперативного союза Великобритании, христианский социалист Ванситарт Нил создал инициативный комитет по организации Международного союза друзей кооперативного производства. Этот комитет обратился с воззванием к кооперативным союзам других стран учредить международный кооперативный центр со штаб-квартирой в Лондоне. В 1892 г. в Лондоне состоялась международная конференция друзей кооперативного производства, которая рассмотрела и одобрила проект устава будущего международного кооперативного союза и решила созвать его первый конгресс. Конференция создала специальный временный комитет для осуществления подготовительных работ. Однако по различным причинам, первый учредительный Международный кооперативный конгресс был созван в Лондоне лишь 19 августа 1895 г.

Инициаторами созыва конгресса являлись созданный временный комитет и Кооперативный союз Великобритании. В работе конгресса приняли участие 207 представителей различных кооперативных организаций из Австралии, Австро-Венгрии, Англии, Бельгии, Голландии, Дании, Италии, Сербии, США, Франции, Швейцарии, а также наблюдатели от ряда стран, в том числе России, Германии, Аргентины и Индии. В повестку дня конгресса были включены следующие вопросы:

  • • основание МКА;
  • • организация международных торговых отношений между кооперативными организациями;
  • • кооперативное производство;
  • • кооперативное банковское дело;
  • • потребительская и сельскохозяйственная кооперация.
  • 1

См.: История создания и деятельность международного кооперативного альянса [Электронный ресурс]. — Электрон, текстовые дан. — Режим доступа: http://www.eup.ru/Documents/2006-07-10/457AA-2.asp, свободный.

Конгресс принял решение о создании МКА, размещении его штаб-квартиры в Лондоне и проведении конгрессов один раз в три года. Конгресс обсудил также выработанный временным комитетом и вызвавший большие разногласия проект Устава МКА, состоявшего из 12 статей. В Уставе говорилось о том, что Союз не занимается вопросами политики и религии, что в качестве его руководящего органа до следующего конгресса назначается временный Центральный комитет из 15 членов. В уставе также были определены размеры взносов индивидуальных и коллективных членов.

Создание международного кооперативного центра означало, что кооперативное движение, объединявшее в 1895 г. около 2 млн членов, заявило о себе как о факторе международного значения. II конгресс МКА состоялся 28 октября 1896 г. в Париже. В нем приняли участие около 300 человек — представителей кооперативных обществ и частных лиц, изъявивших желание приехать на конгресс. Парижский конгресс принял Устав, в котором формулировались цели, принципы и методы деятельности МКА. Члены МКА ставили перед собой практические цели: знакомство друг с другом, совместное изучение и пропаганда принципов кооперации, участие рабочих и служащих в прибылях в каждой ассоциации и установление деловых отношений между кооператорами разных стран. В Уставе провозглашался принцип «политического нейтралитета» кооперации. «Альянс,— гласила ст. 2 Устава,— не занимается ни политикой, ни религией. Кооперация в состоянии обойтись собственными средствами и не должна служить инструментом какой-либо партии». II конгресс избрал Центральный комитет в составе 37 человек и Бюро (администрацию) во главе с директором, утвердил флаг и рабочий язык МКА, рекомендовал объявить во всех странах один день в году днем кооперации.

До 1903 г. кооперативное движение России в МКА представляли отдельные лица. Однако через несколько лет членство отдельных лиц в МКА было ликвидировано. Московский союз

Международный Кооперативный Альянс, II конгресс. — Париж, 1896.-С. 152.

потребительских обществ (МСПО) — первая организация, ставшая членом МКА от России; 15 марта 1903 г. было принято постановление МСПО о вступлении в МКА, а 15 июля 1903 г. Исполком МКА в Лондоне принял решение о приеме МСПО в члены МКА. Отныне и до образования в 1917 г. Центросоюза МСПО представлял в МКА потребительскую кооперацию России. [1] В годы первой мировой войны МКА стал существовать лишь формально: он продолжал издавать «Международный бюллетень МКА» на английском, немецком и французском языках, провел четыре небольших конференции кооперативных организаций стран Антанты (в сентябре 1916 г., в феврале и июне 1919 г. — в Париже, в январе 1919 г. — в Лондоне). Лидеры кооперативных организаций почти всех стран — членов МКА во время первой мировой войны вошли в состав правительств и выступали в поддержку политики «до победного конца». Следует отметить, что руководители МКА отрицательно восприняли победу Октябрьской социалистической революции. После возникновения Советского государства ими была предпринята попытка лишить Центросоюз членства в МКА. Для восстановления членства в МКА в 1920 г. в Лондон выехала советская кооперативная делегация. Целью делегации являлось установление торговых контактов со странами Европы. Несмотря на многочисленные трудности, делегация добилась заключения торгового соглашения с Англией. Одновременно в Англии было учреждено представительство Центросоюза молодой советской республики.

На мировую кооперативную арену вышла кооперация нового типа — социалистическая. В 1922 г. МКА объединял около 25 млн, а в 1924 г. — около 40 млн членов преимущественно потребитель

ских кооперативов. [2] В этом же году МКА принимает решение о праздновании Международного дня кооперации. В 1994 г. данное решение было поддержано Генеральной Ассамблеей ООН, в резолюции которой было закреплено положение о праздновании Международного дня кооперативов в первую субботу июля.

Во время Великой Отечественной войны МКА принимает решение об отказе принять фашистскую кооперативную организацию «Рейхбунд» в МКА. Тема борьбы с фашистской опасностью кооперативному движению и миру была главной на XIV конгрессе МКА, который проходил в 1934 г. в Лондоне. «Холодная война» серьезно отразилась на деятельности МКА. В ноябре 1949 г. Исполком МКА на своем заседании в Париже без представителей СССР и Чехословакии, нарушая Устав, внес поправки в правила приема новых членов. Как следствие этого некоторым странам было отказано в приеме в МКА. Последние рецидивы «холодной войны» были преодолены в начале 70-х гг. Кооперативные организации стран, которым ранее было отказано в членстве в МКА, были приняты. Вопросы развития международной кооперативной торговли были в центре внимания двух конгрессов МКА — XIX и XX. Было поддержано предложение о создании специального фонда МКА по оказанию помощи кооперативам развивающихся стран. К 1957 г. количество стран-членов МКА достигло 41 (125 млн кооператоров), во многом за счет кооперативов развивающихся стран: Ганы, Нигерии, Камеруна, Цейлона, Малайзии и др. В 1966 г. на XXIII конгрессе в Вене произошло одно из важнейших событий в деятельности МКА, а именно: МКА исключил из кооперативных принципов политический и религиозный нейтралитет, ликвидировав тем самым формальное препятствие для установления тесных связей с прогрессивными профсоюзными, женскими и молодежными организациями.

За прошедшие годы МКА превратился в крупную международную организацию: МКА имеет статус «А» первой категории в Экономическом и Социальном совете ООН, в ЮНЕСКО и ряде других международных организаций. МКА активно сотрудничает с МОТ, ЮНЕСКО, ФАО, ЮНКТАД, ЮНИДО. Совместно с МОТ была издана работа «Международное финансирование кооперативов в развивающихся странах», проведен совместный семинар в Найроби в 1974 г. на тему «Кооперативы и население». По субсидиям ЮНЕСКО кооперативные эксперты выезжали в развивающиеся страны. Совместно с ФАО была организована в 1972 г. региональная конференция о роли кооперативов в программах аграрных реформ. ЮНКТАД принял резолюцию «Роль кооперативного движения в торговле и развитии». МКА подготовил для ЮНКТАД в 1975 г. доклад по организации страховых кооперативов в развивающихся странах. Для ЮНИДО были проведены исследования по организации кооперативного жилищного строительства ит.д. Для финансирования развития кооперативной деятельности в странах «третьего мира» используются средства программы развития ООН. В целях координации выполнения программы десятилетия кооперативного развития при МКА был создан Комитет кооперативного развития. Для осуществления ряда проектов по оказанию помощи кооперативам развивающихся стран используются средства «Фонда развития МКА».

В настоящее время МКА особенно тесно сотрудничает с такими организациями, как ООН и МОТ. Важнейшим результатом этого явилось принятие в 2002 г. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Кооперативы в процессе социального развития» и Рекомендации МОТ 193 «О содействии развитию кооперативов», которые направлены на мобилизацию потенциала кооперативов по созданию рабочих мест, уменьшение безработицы и бедности, борьбу с социальным неравенством для дальнейшего устойчивого развития через кооперативное предпринимательство. Рекоменда

См.: Крашенинников А.И. Международный Кооперативный Альянс / А.И. Крашенинников. — М.: Экономика, 1980.

ции направлены на создание соответствующей законодательной, организационной и административной среды, способствующей более эффективному использованию потенциала кооперативов, а также укреплению гражданского общества.

Высшим органом МКА является конгресс, который созывается один раз в 3—4 года. Между конгрессами деятельностью МКА руководят Центральный и Исполнительный комитеты. Заседания Центрального комитета проводятся не реже одного раза в год. Из состава Центрального комитета избирается Исполнительный комитет (Исполком). Исполком собирается два раза в год. Штаб-квартира МКА находится в Женеве (Швейцария). Текущей работой руководят директор и Секретариат, местонахождение данных органов — Лондон.

Изучением и разработкой конкретных вопросов занимаются созданные при МКА международные вспомогательные комитеты: сельскохозяйственной кооперации, страховой, жилищный, потребительской кооперативной торговли, рабочих производственных и промысловых кооперативов. МКА изучает проблемы кооперации, издает журналы: «Review of International Co-operation»; «Co-operative News service»; «Agricultural Co-operative Bulletin».

Основные цели МКА закреплены в его уставе и заключаются в следующем:

  • • содействие развитию кооперации во всех странах;
  • • пропаганда принципов и методов кооперативного движения;
  • • защита и представительство его интересов;
  • • установление и развитие взаимных контактов, сотрудничества между кооперативами разных стран;
  • • содействие установлению длительного мира и безопасности.

В 1995 г. на XXXI конгрессе МКА в Манчестере (Великобритания), посвященном 100-летию МКА, была принята Декларация

См.: Крашенинников А.И. Международный Кооперативный Альянс / А.И. Крашенинников. — М.: Экономика, 1980.

о кооперативной идентичности. В этом документе дано единое определение кооператива, а также сформулированы кооперативные принципы и ценности. Как уже отмечалось, в соответствии с Декларацией, кооперативом признается самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместно владеемого и демократически управляемого предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *