Что такое режим наибольшего благоприятствования
Перейти к содержимому

Что такое режим наибольшего благоприятствования

  • автор:

Договор о «режиме наибольшего благоприятствования»

договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных или минимальных пошлин, и формулирует обязательство подписавших его стран не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающих по размеру величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран.

  • Telegram
  • Whatsapp
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Email

Научные статьи на тему «Договор о «режиме наибольшего благоприятствования»»

Иностранные граждане в международном праве

Международные договоры, посредством которых, прежде всего, устанавливаются универсальные стандарты, которые.
Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в международном праве Для иностранных граждан.
Как правило, речь в данном случае идет о выделении национального режима или режима наибольшего благоприятствования.
Режим наибольшего благоприятствования предполагает предоставление иностранцев прав и обязанностей, отличных.
с рассмотренным выше режимом наибольшего благоприятствования, поскольку он также предполагает допущение

Режим наибольшего благоприятствования для развития международного инвестиционного сотрудничества

В данной статье автором рассматриваются ключевые вопросы, относящиеся к режиму наибольшего благоприятствования. Это история режима наибольшего благоприятствования, понятие режима наибольшего благоприятствования в международно-правовых документах и торгово-экономической практике государств, круг субъектов правоотношений, складывающихся на основе предоставления режима наибольшего благоприятствования. Автор анализирует соотношение содержания режима наибольшего благоприятствования и национального законодательства, оговорки в международных договорах о наибольшем благоприятствовании и их виды. серьезное внимание уделяется проблемам применения режима наибольшего благоприятствования и толкованию режима наибольшего благоприятствования.

Ответственность иностранного юридического лица

законодательства (такими отраслями права как гражданское, банковское, налоговое и другие), а также международными договорами.
Международные договора указывают на то, что указанные лица могут пользоваться принципами национального.
режима либо наибольшего благоприятствования.
В торговой и предпринимательской сфере предоставлен режим наибольшего благоприятствования.

Некоторые особенности применения оговорок о наибольшем благоприятствовании в международном инвестиционном праве

Оговорка о наибольшем благоприятствовании применяется в международном инвестиционном праве иначе, чем в международном торговом праве. В статье рассматриваются два варианта ее применения: «инкорпорирование» и фактическое применение. В рамках международного инвестиционного права, во-первых, инкорпорирование стандартов защиты иностранного инвестора из иных международных договоров приводит подчас к полному «переписыванию» основного двустороннего инвестиционного договора, а значит, неопределенности относительно того, какие именно обязательства взяло на себя принимающее инвестиции государство. Во-вторых, нет установленных критериев аналогичности при фактическом применении данной оговорки. Целью настоящей статьи является рассмотрение примеров из арбитражной практики для того, чтобы в отсутствие нормативного закрепления попытаться очертить пределы применения оговорки. При «инкорпорировании» под обращением понимается включение более благоприятных стандартов защиты иностранных инвесторов в те.

1. Кодификация МЧП в России в ретроспективе и перспективе. Новеллы в проекте раздела VI «МЧП» ГК РФ, разработанном в 2010 г.: почему прогресс? (гос — вопрос 6)

Основной свод норм МЧП содержится в разделе VI "Международное частное право" части третьей Гражданского кодекса РФ от 26 ноября 2001 г., вступившей в силу 1 марта 2002 г.

Впервые в истории нашей страны:

  1. удалось собрать воедино значительное количество коллизионных норм МЧП, разбросанных до этого в различных источниках
  2. устранить противоречащие и дублирующие друг друга законодательные положения
  3. привести все нормы в соответствие с международными обязательствами РФ и современными мировыми тенденциями в области регулирования отношений, осложненных иностранным элементом.
  1. ГК РСФСР 1922 г.

В первом Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. имелась лишь одна статья с двумя примечаниями, предметом регулирования которой была область МЧП.

  1. Права граждан иностранных государств, с которыми РСФСР вступила в то или иное соглашение, регулируются этими соглашениями.
  1. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. норм было больше — раздел VIII включал ст. ст. 122 — 129 и озаглавлен он был "Правоспособность иностранцев и лиц без гражданства. Применение гражданских законов иностранных государств, международных договоров и соглашений" .

  1. ГК РСФСР 1964 Г.

В ГК РСФСР 1964 г. содержание раздела VIII Основ было воспроизведено без изменений.

  1. Основы гражданского законодательства 1991 г.

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., введенных в действие 3 августа 1992 г., соответствующий раздел назывался несколько иначе — "Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров" и включал 15 статей .

  1. ГК РФ

Раздел VI ныне действующего ГК РФ состоит из 3х глав (гл. 66 — 68).

Глава 66 содержит общие положения , гл. 67 устанавливает право, подлежащее применению при определении правового положения лиц , а гл. 68 устанавливает право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям .

Таким образом, раздел охватывает практически все основные институты международного гражданского обмена:

  • правовое положение участников гражданского оборота (физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций, не имеющих статуса юридического лица, а также посвящен особенностям участия в частноправовых отношениях, осложненных иностранным элементом, государства),
  • опеку и попечительство,
  • право собственности и иные вещные права,
  • различные виды договоров,
  • обязательства из односторонних сделок, вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения,
  • наследование.

2. Сравнение (больше применительно к договорным обязательствам)

а) Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. (ст. 129) и ГК РСФСР 1964 г. (ст. 566) содержали первое поколение коллизионных норм , определяющих право, применимое к договорам, и предусматривали определение права, применимого к внешнеторговым сделкам, исходя из формального критерия согласно которому права и обязанности сторон по внешнеторговой сделке определяются по законам места ее совершения .

Формула прикрепления — место совершения сделки — lex loci contractus — одна из самых давних в определениях применимого к договору права.

В настоящее время договоры все чаще заключаются между отсутствующими сторонами с использованием современных технологий: телексов, факсов, электронной почты и т.д., в связи с чем место заключения договора теряет какое-либо значение для регулирования прав и обязанностей его сторон. К тому же если договоры заключаются на борту самолета или на борту судна, определение места совершения договора может быть практически невозможным.

В отечественном законодательстве коллизионная норма, основанная на lex loci contractus , действовала более 30 лет до появления нового подхода в ОГ3 1991 г., вступивших в силу с 3 августа 1992 г.

Прекращение действия ГК РСФСР 1964 г., в котором содержалась ст. 566, не означало прекращения применения этого подхода. Во-первых, применение нормы, отсылающей к закону места совершения сделки, сохранялось при определении права, применимого к договорам, заключенным в период действия ГК РСФСР, хотя спор из такого договора рассматривался в период действия ОГЗ 1991 г. или ГК РФ 2002 г. Во-вторых, коллизионная норма, отсылающая к праву места совершения сделки, продолжает применяться в настоящее время в тех случаях, когда подлежат применению коллизионные нормы международных договоров РФ — Минской конвенции 1993 г. и Киевского соглашения 1992 г.

б) Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

Отказ от формального подхода к определению права, применимого к договору, основанного на месте заключения внешнеторговой сделки, и установление совершенно иных критериев произошли во втором поколении коллизионных норм , содержавшихся в ОГЗ 1991 г.

Согласно п. 1 ст. 166 «Обязательства по внешнеэкономическим сделкам» ОГЗ 1991 г.

  • продавцом — в договоре купли-продажи,
  • наимодателем — в договоре имущественного найма;
  • лицензиаром — в лицензионном договоре о пользовании исключительными или аналогичными правами;
  • хранителем — в договоре хранения;
  • комиссионером в договоре комиссии;
  • поверенным в договоре поручения;
  • перевозчиком — в договоре перевозки;
  • экспедитором в договоре транспортной экспедиции;
  • страховщиком -в договоре страхования;
  • кредитором — в кредитном договоре;
  • дарителем в договоре дарения и т.д.

ОГЗ 1991 г. предусматривал, что ко всем договорам, не упомянутым в ст. 166, применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для исполнения договора.

в) Часть третья ГК РФ 2002 г.

Дальнейшее развитие определения применимого права к договору произошло с введением в действие с 1 марта 2002 г. части третьей ГК РФ , содержащей третье поколение норм коллизионного регулирования в этой области.

В ней установлен общий порядок выбора права к договорным обязательствам, без деления договоров на внешнеэкономические и иные договоры, осложненные иностранным элементом, что означало отказ от дуализма в регулировании, известного ОГЗ 1991 г.

Определение применимого права в ГК РФ основано для большинства договоров на принципе наиболее тесной связи договора с правом определенной страны, а для отдельных видов договоров на традиционных коллизионных нормах.

Принцип тесной связи, который явился важнейшей новеллой российского коллизионного регулирования, был предусмотрен в п. 1 ст. 1211 ГК РФ , согласно которому при отсутствии соглашения сторон о праве, подлежащем применению к договору, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.

Ко времени введения в ГК РФ этого принципа он нашел широкое распространение при определении права, применимого к договорам, в современном международном частном праве.

ГК РФ 2002 г. повторил схему регулирования Римской конвенции 1980г. , предусматривая общий (для большинства договоров) и специальные (для ряда договоров) подходы или, используя терминологию комментаторов Римской конвенции, — презумпции для определения тесной связи .

Использование термина «презумпции» объясняется тем, что эти подходы могут быть опровергнуты, если (как повторяется в нормах ГК РФ) это вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела.

Следует отметить, что условия, допускающие отступление от презумпций (опровержение презумпций), сформулированы в ГК РФ шире, чем в Римской конвенции.

Очевидно сходство ГК РФ и Римской конвенции 1980 г, и в самом определении общей (основной) презумпции. Как предусмотрено в п. 2 ст. 1211 ГК РФ, основным критерием определения страны, с которой договор наиболее тесно связан, признается место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

г) Часть третья ГК РФ 2013 г.

Четвертое поколение норм , определяющих применимое к договорам право при отсутствии соглашения сторон, было введено Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации», действует с 1 ноября 2013 г.

Новое коллизионное регулирование имеет значительные отличия от ранее действующего.

В первую очередь важно отметить исключение в новой редакции ст. 1211 пункта 1 , предусматривающего применение права страны, с которой договор наиболее тесно связан .

Согласно п. 1 ст. 1211 ГК РФ 2013 г. ,

если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны , которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

При этом в п. 2 ст. 1211 сохраняется содержащееся в прежней редакции ст. 1211 (п. 3) расшифровка для отдельных договоров стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Этот перечень также несколько изменен. Если ранее он включал 19 договоров, то в новой ст. 1211 насчитывает 18 договоров, при этом два из ранее входивших в перечень договора — лицензионный и договор коммерческой концессии- выведены из перечня с одновременным включением в п. 6 и 8 новой ст. 1211 , в которых для этих договоров предусмотрены специальные коллизионные нормы. Вместо договора коммерческой концессии в п. 16 перечня включен договор возмездного оказания услуг , в котором стороной, осуществляющей исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, назван исполнитель.

Таким образом, в настоящее время исходным, основополагающим подходом в ст. 1211 ГК РФ стал критерий «характерного исполнения» , на основе которого в прежней редакции этом статьи определялось наличие тесной связи. Стоит напомнить, как отмечалось ранее, что это был основополагающий подход определения применимого права в ОГЗ 1991 г.

В п. 3 новой ст. 1211 ГК РФ вместо специальной презумпции определения тесной связи для трех договоров для этих же договоров включены коллизионные нормы .

Предусмотрено, что в отношении договора строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ применяется право страны, где в основном создаются предусмотренные соответствующим договором результаты ( п. 3 ).

В отношении договора простого товарищества применяется право страны, где в основном осуществляется деятельность такого товарищества ( п. 4 ).

В отношении договора, заключенного ка аукционе, по конкурсу или на бирже, применяется право страны, где проводится аукцион или конкурс либо находится биржа ( п. 5 ).

Важно обратить внимание на новое положение ст. 1211 ГК РФ о применении принципа тесной связи.

В п. 9 ст. 1211 предусматривается, что

если из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела явно вытекает, что договор более тесно связан с правом иной страны, чем та, которая указана в п. 1-8 настоящей статьи, подлежит применению право страны, с которой договор наиболее тесно связан.

Таким образом, в новой ст. 1211 ГК РФ сохранено обращение к принципу тесной связи, однако при иной схеме — основополагающим подходом при определении применимого права стало определение страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (с указанием данной стороны для 18 договоров) и коллизионные нормы для шести конкретных договоров, основанные на специальных формулах прикрепления.

3. Новеллы и прогресс ГК 2002 и ГК 2013 г.

Прогресс: новеллы закрепляют наиболее современные концепции, отказались от односторонней привязки к форме сделки, от обхода закона, закрепили привязки с неосновательным обогащением и т.д.

3.1 Установление содержания норм иностранного права.

Статья 1191. Установление содержания норм иностранного права (2002)

По требованиям, связанным с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, бремя доказывания содержания норм иностранного права может быть возложено судом на стороны.

Статья 1191. Установление содержания норм иностранного права (2013)

По требованиям, связанным с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, обязанность по предоставлению сведений о содержании норм иностранного права может быть возложена судом на стороны.

3.2 Императивные нормы стали называться нормами непосредственного действия

  • из-за путаницы в толковании

3.3. Вещные права

Статья 1205. Общие положения о праве, подлежащем применению к вещным правам (2002)

  1. Содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество, их осуществление и защита определяются по праву страны, где это имущество находится.
  2. Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится.

Статья 1205. Право, подлежащее применению к вещным правам (2013)

Право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится . Статья 1205.1. Сфера действия права, подлежащего применению к вещным правам (2013)

  1. виды объектов вещных прав, в том числе принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам;
  2. оборотоспособность объектов вещных прав;
  3. виды вещных прав;
  4. содержание вещных прав;
  5. возникновение и прекращение вещных прав, в том числе переход права собственности;
  6. осуществление вещных прав;
  7. защита вещных прав.

3.4 Форма сделки

В отношении формы договора российский законодатель, вслед за общемировой тенденцией, все большее предпочтение отдаст системе favor contractus , что выражается:

  1. в представленной в последней редакции ГК РФ идее о действительности формы по одной из трех систем: lex causa, lex loci actus, российскому праву ( см. ч. 1 ст. 1209 ГК )
  2. а во-вторых, в отказе от обязательной письменной формы для внешнеэкономических сделок с участием российских физических и юридических лиц, за исключением случаев необходимости государственной регистрации.

Статья 1222. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции и ограничения конкуренции

  1. К обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут или может быть затронут такой конкуренцией , если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
  1. К обязательствам, возникающим вследствие ограничения конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут или может быть затронут этим ограничением конкуренции, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

  2. Выбор сторонами права, подлежащего применению к обязательствам, указанным в абзаце первом пункта 1 и пункте 2 настоящей статьи, не допускается.

Статья 1222.1. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестного ведения переговоров о заключении договора

  1. К обязательствам, возникающим вследствие недобросовестного ведения переговоров о заключении договора, применяется право, подлежащее применению к договору, а если договор не был заключен, применяется право, которое применялось бы к договору, если бы он был заключен.

  2. Если применимое право не может быть определено в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, право, подлежащее применению, определяется в соответствии со статьями 1219 и 1223.1 настоящего Кодекса.

Статья 1223. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения

  1. К обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, применяется право страны, где обогащение имело место .
  2. Если неосновательное обогащение возникло в связи с существующим или предполагаемым правоотношением, по которому приобретено или сбережено имущество, к обязательствам, возникающим вследствие такого неосновательного обогащения, применяется право страны, которому было или могло быть подчинено это правоотношение.
  3. Правила настоящей статьи применяются, если между сторонами обязательства, возникающего вследствие неосновательного обогащения, не заключено соглашение о праве, подлежащем применению к этому обязательству (статья 1223.1).(п. 3 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 260-ФЗ)

Статья 1223.1. Выбор права сторонами обязательства, возникающего вследствие причинения вреда или вследствие неосновательного обогащения

  1. Если иное не вытекает из закона, после совершения действия или наступления иного обстоятельства, повлекших причинение вреда или неосновательное обогащение, стороны могут выбрать по соглашению между собой право, подлежащее применению к обязательству, возникающему вследствие причинения вреда или вследствие неосновательного обогащения.
  1. Если в момент совершения действия или наступления иного обстоятельства, повлекших причинение вреда или неосновательное обогащение, все касающиеся существа отношений сторон обстоятельства связаны только с одной страной, выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм права той страны, с которой связаны все касающиеся существа отношений сторон обстоятельства.

2. Правовой режим деятельности иностранных юридических лиц

ЮЛ создается на территории определенного государства и в соответствии с его законами, но при этом его деятельность не ограничивается территорией только того государства, которому оно принадлежит, и может осуществляться на территории иностранных государств.

При осуществлении такой деятельности возникают 2 вопроса:

  1. о признании правосубъектности иностранных юридических лиц;
  2. о допуске иностранных юридических лиц к осуществлению хозяйственной деятельности на территории определенного государства и об условиях такой деятельности.

1. Признание правосубъектности иностранных ЮЛ

Что касается первого вопроса, то правосубъектность иностранного юридического лица за границей обычно признается на основании его национального законодательства без дополнительных условий или на условии взаимности .

2. Допуск иностранных юридических лиц к осуществлению хозяйственной деятельности на территории определенного государства

Ответ содержится в** законодательстве этого государства**. Обычно признается право иностранного юридического лица осуществлять деятельность, предусмотренную отечественным законодательством , но при выполнении условий, предусмотренных законодательством государства, на территории которого эта деятельность осуществляется.

Правовое положение иностранных юридических лиц также определяется межгосударственными торговыми договорами, в которых устанавливается общий режим для юридических лиц, основанный на принципе наибольшего благоприятствования либо на принципе национального режима .

Режимы в отношении ЮЛ действуют:

  • национальный режим
  • режим наибольшего благоприятствования
  • преференциальный режим
  • режим недискриминации (на наднациональном уровне)

3. Режим недискриминации (наднациональный уровень)

берет свое начало в одном из основополагающих принципов международного публичного права — в принципе суверенного равенства государств .

Суть режима не дискриминации заключается в недопустимости дискриминации иностранных лиц в зависимости от принадлежности государства их национальности к той или иной общественно-политической системе, объединению государств или по какому-либо иному признаку .

Режим недискриминации не требует специального закрепления в международных договорах, заключаемых договаривающимися государствами, поскольку его правовое действие основывается на норме jus cogens международного публичного права.

В то же время в некоторых типах международных договоров (и в том числе в договорах о поощрении и защите капиталовложений) принято подчеркивать необходимость соблюдения режима недискриминации в отношениях между договаривающимися сторонами .

Например, п. 3 ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений, подписанного в Москве 13 ноября 1998 г ., содержит следующее положение:

Капиталовложениям и доходам инвесторов каждой Договаривающейся Стороны в любое время предоставляется справедливый и равноправный режим и постоянная защита и безопасность на территории другой Договаривающейся Стороны.

Ни одна Договаривающаяся Сторона на своей территории никоим образом не применяет необоснованных или дискриминационных мер в отношении деловой деятельности в связи с капиталовложениями инвесторов другой Договаривающейся Стороны.

Таким образом, фиксирование применения режима недискриминации в двусторонних международных договорах не является каким-либо преимуществом или предпочтением, оказываемым другому договаривающемуся государству, — речь идет лишь о фиксировании применения правового принципа, носящего обязательный характер для всех государств в силу общепризнанных норм международного публичного права.

Нарушение режима недискриминации следует рассматривать одновременно и как нарушение принципа суверенного равенства государств, которое дает возможность другому государству ставить вопрос о привлечении виновного государства к ответственности, установленной нормами международного публичного права. В то же время нормы международного права могут предусматривать случаи правомерного ограничения прав лиц из определенного иностранного государства как санкции экономического или политического характера (введение торгового эмбарго, квот и ограничений).

4. Национальный режим

означает приравнивание объема правосубъектности иностранных физических и юридических лиц к объему правосубъектности местных физических и юридических лиц (страны осуществления коммерческой деятельности).

Принцип национального режима может быть зафиксирован как в международно-правовых документах, так и на уровне законодательства отдельно взятого государства .

Как правило, национальный режим закрепляется в договорах о правовой помощи, договорах о социальной помощи, договорах о торговом мореплавании и договорах, закрепляющих процессуально-правовые нормы о доступе иностранных лиц в национальные суды.

Типичным примером формулирования правил о национальном режиме в рамках международного договора служит ст. 1 Минской конвенции стран СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам .

В отношении частноправовых вопросов деятельности иностранных ЮЛ принцип национального режима нашел свое выражение в п. 1 ст. 2 ГК РФ :

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Установление изъятий из национального режима возможно только на уровне международных договоров или федеральных законов.

НО: ФЗ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», абз. 2 п. 2 ст. 4 которого устанавливает, что

изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2.1 Примеры изъятий из национального режима

  • деятельность в стратегически важных областях,
  • собственность на с/х земли,
  • собственность и аренда земель на границе

а) Земельный Кодекс (ст. 15)

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях , перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

б) Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

в) Филиалы иностранных банков запрещены, представительства разрешены. Если хотите представительство иностранного банка нужно вписаться в квоту лиц, занимающихся кредитной и банковской деятельностью с иностранным участием + ограничена возможность продажи акций, 50+1.

Статья 18. Дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями (ФЗ «О банках и банковской деятельности)

Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями при достижении установленной квоты.

г) ст. 19.1 Закон РФ «О СМИ»

Иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм .

д) Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 02.05.2015) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" ст. 16

  1. Рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность, запрещается осуществлять иностранным лицам и указанным в части 3 настоящей статьи лицам с судов, принадлежащих иностранным лицам, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

е) Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 08.03.2015) "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст. 6

  1. Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета федеральным органам исполнительной власти (страхователям), страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных организаций и муниципальных организаций.

ж) Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", ст. 2.

  1. Иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершать сделки, предусматривающие приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

5. Режим наибольшего благоприятствования

В основе режима наибольшего благоприятствования лежит приравнивание правового статуса иностранного лица не к правовому статусу местных физических и юридических лиц (как это имеет место при национальном режиме), а к наиболее выгодному статусу , которым обладают на территории данного государства иностранные лица из любого другого иностранного государства.

Закрепление режима наибольшего благоприятствования означает, что физические и юридические лица страны, пользующейся этим правовым режим, имеют возможность претендовать на наиболее благоприятные условия, которые на территории этого государства предоставляются иностранным лицам из любого третьего иностранного государства (принцип favour one— favour all — «благо одного — благо всех»).

Как и национальный режим, режим наибольшего благоприятствования не является общепринятой международно-правовой нормой, поэтому он требует своего закрепления в международно-правовых документах. В целях облегчения формулирования основных положений данного режима Комиссией международного права ООН был разработан рекомендательный проект статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации. В тексте этого документа использован термин «режим не менее благоприятный, чем режим, распространенный на третье государство».

В частности, режим наибольшего благоприятствования положен в основу взаимоотношений членов Всемирной торговой организации (ВТО). Он закреплен следующим образом в ст. 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) :

Любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других Договаривающихся Сторон или предназначаемому для территории всех других Договаривающихся Сторон.

Статья 2 Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) предусматривает следующую норму:

В отношении любой меры, охватываемой настоящим Соглашением, каждый член ВТО должен предоставить немедленно и безусловно для услуг и поставщиков услуг любого другого Члена ВТО режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для тех же услуг или поставщиков услуг любой другой страны.

Режим наибольшего благоприятствования установлен в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) на основании трехстороннего Договора 1992 г. о создании зоны свободной торговли между США, Канадой и Мексикой.

В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и их государствами-членами, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой стороны, подписанном на о. Корфу 24 июня 1994 г., стороны предусмотрели взаимный доступ на рынки на основе режима наибольшего благоприятствования.

6. Преференциальный режим

предполагает предоставление специальных льгот и преимуществ иностранным лицам из стран определенной категории.

Для России вопрос об использовании преференциального режима имеет важное значение применительно к участию в СНГ и иным объединениям бывших советских республик, прежде всего в связи с ратификацией Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве (подписан в Москве 26 февраля 1999 г.) и Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (подписан в Астане 10 октября 2000 г.).

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ — (режим наиболее благоприятствуемой нации) в международном праве (см. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО) принцип регулирования экономических, в том числе торговых, отношений между государствами. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается на… … Энциклопедический словарь

режим наибольшего благоприятствования — РНБ принцип наибольшего благоприятствования Режим, при котором одно государство на правах взаимности предоставляет другому такие же условия в экономических отношениях, какие оно предоставляет или будет предоставлять любому третьему государству;… … Справочник технического переводчика

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ — (режим наиболее благоприятствуемой нации) международно правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же условия экономических, торговых и… … Таможенное дело. Толковый словарь

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ — (режим наиболее благоприятствуемой нации) международно правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же условия экономических, торговых и… … Юридический словарь

Режим наибольшего благоприятствования — (most favored nation treatment) – понятие международных экономических отношений, договоренность торгующих друг с другом стран о взаимном предоставлении ими всех прав, преимуществ и льгот в отношении пошлин, налогов и сборов, которыми пользуется… … Экономико-математический словарь

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ — 1) принцип международных экономических отношений, в соответствии с которым экономические, торговые отношения между государствами предусматривают предоставление друг другу преимуществ, льгот в виде снижения пошлин, налогов, сборов, снятия… … Юридическая энциклопедия

Режим Наибольшего Благоприятствования — международные соглашения, предоставляющие договаривающимися государствами друг другу преимущества и льготы в отношении пошлин, налогов и сборов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ — [англ. most favoured nation clause Словарь иностранных слов русского языка

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ — условие экономических, торговых отношений между странами, предусматривающее предоставление друг другу преимуществ, льгот в виде снижения пошлин, налогов, сборов, снятия ограничений, запретов, приоритетного допуска товаров в страну, осуществлейия… … Экономический словарь

Режим наибольшего благоприятствования — см. Наибольшее благоприятствование … Энциклопедия права

Режим наибольшего благоприятствования — MOST FAVOURED NATION CLAUSE Условие международного торгового соглашения, предусматривающее предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех преимуществ и льгот, которыми пользуется в торговле с ними любое другое государство. Режим… … Словарь-справочник по экономике

2.1. Проблемы и подходы к применению ключевых недискриминационных принципов (РНБ и НР)

Практически любые торговые ограничения (и, как правило, меры регулирования) можно представить как дискриминацию. Например, импортные пошлины дискриминируют иностранные товары относительно местных, т.к. они облагаются дополнительным налогом. Товары, для ввоза которых требуется получение лицензии, находятся в мене выгодном положении относительно товаров, которые ввозятся свободно и поэтому также подвергаются дискриминации (то же можно сказать и об их поставщиках).

Поэтому невозможно создать справедливые и равные условия конкуренции, не решив вопрос о дискриминации. Собственно многосторонние правила применения мер регулирования можно рассматривать как правила «узаконенной» дискриминации, которая будет применяться таким образом, чтобы не вносить только неизбежные и оправданные искажения в конкурентную среду. В остальных случаях требуются универсальные правила и принципы, которые бы обеспечили недискриминационный ход торговли.

Обеспечение недискриминации сталкивается с проблемами на двух направлениях — дискриминация между отдельными странами и дискриминация между национальными и иностранными товарами, услугами, фирмами. С ними связана реализация двух важнейших принципов регулирования международной торговли, которые в целом обеспечивают ее недискриминационный характер: принцип режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и принцип национального режима НР).

Проблема дискриминации между странами решается посредством использования режима наибольшего благоприятствования (режима наиболее благоприятствуемой нации).

Режим наибольшего благоприятствования

Режим наиболее благоприятствуемой нации означает следующее: наилучший режим, предоставляемый любой стране, должен быть предоставлен всем остальным странам. Другими словами любое преимущество, предоставляемое в отношении товара, происходящего из наиболее благоприятствуемой нации (вне зависимости от того является ли она членом ГАТТ или нет) должно быть предоставлено всем аналогичным товарам, происходящих из остальных членов. Данное положение в соответствии с ГАТТ применяется как к импортируемым, так и к экспортируемым товарам. Данное положение также применяется к услугам и поставщикам услуг в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) и к наличию и обеспечительным мерам в отношении национальных прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) [1] .

Режим наибольшего благоприятствования накладывает существенные ограничения, так как в соответствии с ним страны не могут предоставлять преимущества «хорошим соседям» или пользоваться уникальными преимуществами от взаимных торговых уступок, согласованных с другой страной.

Однако принцип недискриминации между торговыми партнерами рассматривается как жизненно важный принцип для быстрого и справедливого распространения преимуществ от либерализации торговли (поэтому его значении в многосторонних договорах намного возрастает по сравнению с двусторонними). РНБ обладает эффектом мультипликатора, благодаря которому уступки, «выторгованные» одной или нескольким странами, трансформируются в преимущества для всех членов многостороннего соглашения. Данный принцип обеспечивает равенство возможностей для всех иностранных торговых партнеров в отношении получения преимуществ от либерализации рынков, а не только для больших государств, обладающих преимуществами в форме больших переговорных ресурсов и альтернативных рынков и способных заключать особенно выгодные двусторонние соглашения.

Механизм РНБ был известнее и ранее. Впервые он встречается в договоре между Францией и Англией в середине XIX века. До Первой мировой войны обычной практикой было предоставление только обусловленного РНБ в отношении товаров некоторых торговых партнеров, так как преобладала точка зрения, что обмен уступками должен осуществляться на условиях приблизительно равного обмена (другими словами, вы предоставляете преимущество торговому партнеру в случае, если вы уверены в получении взаимных преимуществ). Однако для того чтобы работал эффект мультипликатора, РНБ должен предоставляться на безусловной основе. Тем не менее, безусловность не применялась единообразно в отношении всех элементов ГАТТ 1947. С объединением Генерального соглашения и его прилагаемых соглашений в одно единое соглашение в рамках Уругвайского раунда обусловленные обязательства в отношении РНБ стали безусловными во всех, за исключением некоторых, случаях.

Исключения до сих пор действуют в отношении необязательных соглашений с ограниченным кругом участников, в отношении развивающихся стран, а также зон свободной торговли и таможенных союзов, предусмотренных Статьей 24.

Механизм РНБ применяется прямо или косвенно практически во всех соглашениях ВТО и для подавляющего числа инструментов. Исключения составляют:

1. Региональные торговые соглашения (РТС).

2. Предоставление преференций развивающимся странам.

3. Приграничная торговля.

Принцип РНБ возник как, прежде всего, правила применения таможенных пошлин и на практике выражался в применении одинаковых ставок пошлин ко всем странам, которым предоставлен РНБ. При этом более благоприятные условия могли применяться в случаях изъятий из РНБ, например беспошлинный режим в рамках зон свободной торговли или льготный режим обмена товарами по соглашениям о приграничной и прибрежной торговле.

К настоящему времени он применяется в отношении большинства элементов многосторонних договоренностей. В частности: таможенных пошлин, правил транзита, применения налоговых инструментов, технических барьеров, количественных ограничений.

Для некоторых инструментов регулирования предусматривается селективная основа применения, в силу их природы – например антидемпинговые меры. В этом случае не требуется идентичности применения меры, однако требуется применение ее на недискриминационной основе, т.е. на основе одинаковых правил, принципов и подходов. Таким образом, и в данном случае имеет место применение принципа недискриминации, хотя и в более общей, менее конкретной форме. Принцип недискриминации проявляется здесь не в необходимости фактического применения одних и тех же мер регулирования, а в необходимости единообразной общей практики применения правил введения тех или иных ограничений. Это же относится и к таким вопросам, как применение процедур определения таможенной стоимости или станы происхождения. Нормы ГАТТ прямо указывают на необходимость практики их одинакового применения к товарам, которые происходят из всех стран-участников соглашения, хотя и не ссылаются прямо на принцип РНБ. Причины этого аналогичны рассмотренному выше случаю.

Одним из наиболее трудных и до конца не разрешимых вопросов при использовании механизма РНБ является проблема соотношения идентичности меры и обеспечения фактически равного положения участников торговли (которые сами являются различными по своим параметрам). Например, является ли дискриминационным требование о предоставлении документации на языке страны импорта или нет (на практике – нет, но фактически это ставит участников торговли в неравное положение).

Споры, в том числе в рамках ОРС ВТО

Имеется большое число споров, связанных с РНБ.

В то время как РНБ запрещает дискриминацию между иностранными государствами, национальный режим запрещает дискриминацию между иностранными и отечественными товарами, услугами и поставщиками услуг, а также между иностранными и отечественными обладателями прав интеллектуальной собственности. К примеру, с момента как иностранный товар выпущен в свободное обращение таможней, в отношении него не могут применяться условия, отличные от условий, применимых к аналогичным отечественным товарам (под аналогичным товаром понимается товар, который либо полностью идентичен, либо имеет в основном схожие характеристики с рассматриваемым товаром). Таким образом, применение национального режима — предоставление иностранным товарам, услугам, капиталам, лицам правового режима, который одинаков, или не менее благоприятен, чем тот, который применяется к аналогичным отечественным товарам, услугам, капиталам, лицам [2] .

Необходимо отметить, что «не менее благоприятный» не всегда означает одинаковый режим – вопрос в том является ли другой режим менее благоприятным для импортных товаров (по отношению к импортному товару может применяться режим лучший, чем по отношению к отечественному товару). Более того, национальный режим необязательно означает очень выгодный режим – до тех пор, пока режим, применяемый к отечественным и иностранным товарам равнозначен. Например, в ГАТС выполнение требований в отношении обязательств по национальному режиму требует, чтобы условия конкуренции для иностранных компании были не хуже, чем условия конкуренции для отечественных компаний.

Цель использования принципа национального режима — предотвратить использование в качестве протекционистской меры дискриминацию иностранных товаров (услуг, капиталов) за счет внутренних мер регулирования — внутренних налогов, правил продажи и т.п., которые не имеют прямого отношения к регулированию импорта, но могут создать условия, неблагоприятные для обращения иностранных товаров на внутреннем рынке. Это делает применение национального режима тесно взаимосвязанным с внутренним регулированием. Таким образом, применение национального режима относительно сильно вторгается в суверенитет любой страны. Поэтому применение национального режима не является универсальным. В частности, в торговле услугами ГАТС требует предоставлять национальный режим только в тех секторах услуг, по которым приняты обязательства по доступу на рынок. И в этом случае это будет являться предметом переговоров.

Изъятия – в торговле товарами национальный режим не применяется в отношении субсидий и государственных закупок. В последнем случае он применяется в рамках Соглашения по государственным закупкам, которое является соглашением с ограниченным числом участников.

Национальный режим может применяться и на двусторонней и взаимной основе – например, это часто происходит в сфере инвестиции или государственных закупок.

Применение национального режима является источником значительного числа споров.

Базовые статьи, содержащие общие положения по недискриминационным признакам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *