Сколько всего законов в рф
Федеральные (конституционные) законы
Федеральный закон от 06.12.2021 N 400-ФЗ
(ред. от 03.04.2023)
«О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»
(изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2023 N 107-ФЗ, вступают в силу с 1 марта 2024 года)
Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ
(ред. от 03.04.2023)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
(изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2023 N 107-ФЗ, вступают в силу с 1 марта 2024 года)
Федеральный закон от 05.12.2017 N 376-ФЗ
(ред. от 03.04.2023)
«О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»
(изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2023 N 107-ФЗ, вступают в силу с 1 марта 2024 года)
Федеральный закон от 29.07.2017 N 228-ФЗ
(ред. от 03.04.2023)
«О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа»
(изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2023 N 107-ФЗ, вступают в силу с 1 марта 2024 года)
Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)
Федеральный закон от 30.12.2015 N 462-ФЗ
(ред. от 03.04.2023)
«О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов»
(изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2023 N 107-ФЗ, вступают в силу с 1 марта 2024 года)
Федеральный закон от 21.07.2014 N 253-ФЗ
(ред. от 03.04.2023)
«О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»
(изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2023 N 107-ФЗ, вступают в силу с 1 марта 2024 года)
Федеральный закон от 07.02.2011 N 4-ФЗ
(ред. от 03.04.2023)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции»
(изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2023 N 107-ФЗ, вступают в силу с 1 марта 2024 года)
Федеральный закон от 30.12.2006 N 266-ФЗ
(ред. от 03.04.2023)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации»
(изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2023 N 107-ФЗ, вступают в силу с 1 марта 2024 года)
Федеральный закон от 21.03.2005 N 20-ФЗ
(ред. от 03.04.2023)
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте»
(изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2023 N 107-ФЗ, вступают в силу с 1 марта 2024 года)
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Законы Российской Федерации
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"О патентных поверенных"
"Об арбитражных судах в Российской Федерации"
"Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
"О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
"О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "О связи"
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований"
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
"О государственной регистрации недвижимости"
"О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
"О федеральной территории "Сириус"
"О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
"О ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года"
"О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
"О внесении изменений в статьи 89 и 90 Семейного кодекса Российской Федерации"
"О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
"О внесении изменения в статью 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
"О ратификации Протокола N 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгрии о предоставлении Правительству Венгрии государственного кредита для финансирования строительства атомной электростанции на территории Венгрии от 28 марта 2014 года"
"О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об открытии представительств таможенных служб Российской Федерации и Республики Узбекистан"
Как в России принимают федеральные законы
В цивилизованном мире общественную жизнь регулируют законы: они определяют, что и как делать можно, а что нельзя.
Если человек нарушает правила, это приводит к негативным последствиям. Их тоже устанавливает закон. Систему законодательства придумывают ответственные за это люди. Расскажу, как устроен законотворческий процесс в России и могут ли на него повлиять простые граждане.
Сразу оговорюсь, что в разных странах правовые системы сильно различаются. То, что написано в этой статье, совсем не подходит для других государств.
Что такое федеральный закон
В целом закон — это обязательный к исполнению официальный документ, который принимают по специальным нормам с помощью голосования в парламенте. То есть это письменное правило, которое обязаны соблюдать граждане, чтобы реализовать свои права и не получить штраф, тюремный срок или другие наказания.
Законы регулируют важные общественные отношения, например устройство государства, ведение бизнеса или институт семьи и брака. Такую же функцию могут выполнять, к примеру, предписания прокуроров, но у законов есть два важных отличия:
- Их нужно исполнять не разово и не временно, а постоянно.
- Они направлены не на отдельного человека или организацию, а сразу на всех людей, компании или их группы, объединенные каким-либо признаком. Так, есть законы, которые касаются всех банков или всех полицейских.
Законы различаются по юридической силе и географии применения:
- Конституция. Это основной закон страны с высшей юридической силой.
- Федеральные конституционные законы, ФКЗ. Они детализируют положения Конституции в самых важных сферах — например, в судебной и военной. Также лишь ФКЗ изменяют состав российских регионов.
- Федеральные законы, ФЗ. Они раскрывают все остальные положения Конституции. Федеральные законы устанавливают нормы, которые необязательно прямо следуют из основного закона, и распространяют свое действие на всю страну или на любой регион. Именно про них пойдет речь в статье.
- Региональные законы. Их принимают соответствующие локальные парламенты.
Законы не могут противоречить друг другу, но если это случилось, приоритетным считается вышестоящий.
Например, федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» распространяется на всю страну и устанавливает общие нормы, направленные на сохранение здоровья граждан. А закон Приморского края о тишине действует только в пределах края и устанавливает региональную норму — не шуметь после 22:00.
Принципы принятия региональных законов и, например, поправок в Конституцию сильно различаются.
Кто рассматривает федеральные законы
Все федеральные законы рассматривает специальный орган государственной власти — парламент. Это его исключительное право: ничто не может стать законом, миновав этот госорган.
В России есть две палаты парламента: Государственная дума и Совет Федерации. Любые законопроекты сначала проходят слушания в Госдуме — нижней палате, а затем их одобряют или отвергают в верхней — Совете Федерации.
Кто может предлагать федеральные законы
Инициатор может внести в Госдуму новый законопроект или предложить поправки к чужим проектам, а также предложить изменить или отменить действующие законы.
Право законодательной инициативы есть:
- У президента.
- Сенаторов Совета Федерации.
- Совета Федерации коллективно.
- Депутатов Государственной думы.
- Правительства.
- Региональных парламентов.
- Верховного суда.
- Конституционного суда.
В прошлом году в Госдуме заседали и голосовали депутаты разных созывов. Созывами называются собрания депутатов, избранных на определенный срок. С 15 октября 2021 года работает восьмой созыв Госдумы, а до этого, с октября 2016 года, действовал седьмой созыв.
За время работы седьмого созыва в Госдуму внесли 5681 законопроект, из них приняли 2351. В наследство нынешнему созыву передали 1204 проекта, по которым не успели вынести решения: 748 из них до сих пор рассматриваются, а 183 — приняты.
Как выглядит судьба законопроектов
Внесено | Принято и опубликовано | На рассмотрении | Снято с рассмотрения или отклонено | |
---|---|---|---|---|
Депутаты | 2459 | 715 | 472 | 1272 |
Правительство | 1533 | 1323 | 154 | 56 |
Президент | 150 | 149 | 1 | 0 |
Верховный суд | 41 | 28 | 10 | 3 |
Совет Федерации | 2 | 2 | 0 | 0 |
Конституционный суд, сенаторы, региональные парламенты | 0 | 0 | 0 | 0 |
Депутаты | |
Внесено | 2459 |
Принято и опубликовано | 715 |
На рассмотрении | 462 |
Снято с рассмотрения или отклонено | 1272 |
Правительство | |
Внесено | 1533 |
Принято и опубликовано | 1323 |
На рассмотрении | 154 |
Снято с рассмотрения или отклонено | 56 |
Президент | |
Внесено | 150 |
Принято и опубликовано | 149 |
На рассмотрении | 1 |
Снято с рассмотрения или отклонено | 0 |
Верховный суд | |
Внесено | 41 |
Принято и опубликовано | 28 |
На рассмотрении | 10 |
Снято с рассмотрения или отклонено | 3 |
Совет Федерации | |
Внесено | 2 |
Принято и опубликовано | 2 |
На рассмотрении | 0 |
Снято с рассмотрения или отклонено | 0 |
Конституционный суд, сенаторы, региональные парламенты | |
Внесено | 0 |
Принято и опубликовано | 0 |
На рассмотрении | 0 |
Снято с рассмотрения или отклонено | 0 |
Количество принятых законов с 2015 по 2022 год
2015 | 478 |
2016 | 524 |
2017 | 512 |
2018 | 576 |
2019 | 530 |
2020 | 553 |
2021 | 505 |
2022 | 653 |
2015 | 478 |
2016 | 524 |
2017 | 512 |
2018 | 576 |
2019 | 530 |
2020 | 553 |
2021 | 505 |
2022 | 653 |
В теории обычные граждане тоже могут предложить законопроект. Для этого нужно письменно обратиться к своему депутату Госдумы или сенатору — они обязаны рассматривать такие обращения, поскольку являются представителями избирателей. Если предложение понравится, депутат или сенатор может вынести его на рассмотрение Госдумы.
Кроме того, с 2013 года любой гражданин может предложить закон через специальный сайт — Российскую общественную инициативу, РОИ. По правилам РОИ, предложение должно пройти модерацию, затем набрать больше 100 тысяч голосов других граждан в течение года, и только тогда специальная экспертная группа решит, отправить инициативу в Госдуму или отклонить ее.
С момента создания сайта РОИ по 1 мая 2022 года из 20 041 прошедших модерацию инициатив всего шесть стали законами. Еще тринадцать превратились в другие правовые акты.
Не все поддержанные РОИ и властями инициативы требуют принятия законов — это могут быть постановления, распоряжения или другие правовые акты.
Как выглядит судьба инициатив на сайте РОИ
Инициативы, которые прошли модерацию | Инициативы федерального уровня | Инициативы регионального уровня | Инициативы муниципального уровня | |
---|---|---|---|---|
Всего | 20 041 | 16 853 | 1799 | 1389 |
Рассмотрено экспертными рабочими группами | 40 | 32 | 1 | 7 |
Отрицательное решение группы | 21 | 19 | 0 | 2 |
Положительное решение группы | 19 | 13 | 1 | 5 |
Стали законами | 6 | 6 | 0 | 0 |
Стали другими правовыми актами | 13 | 7 | 1 | 5 |
Инициативы, которые прошли модерацию | |
Всего | 20 041 |
Рассмотрено экспертными рабочими группами | 40 |
Отрицательное решение группы | 21 |
Положительное решение группы | 19 |
Стали законами | 6 |
Стали другими правовыми актами | 13 |
Инициативы федерального уровня | |
Всего | 16 853 |
Рассмотрено экспертными рабочими группами | 32 |
Отрицательное решение группы | 19 |
Положительное решение группы | 13 |
Стали законами | 6 |
Стали другими правовыми актами | 7 |
Инициативы регионального уровня | |
Всего | 1799 |
Рассмотрено экспертными рабочими группами | 1 |
Отрицательное решение группы | 0 |
Положительное решение группы | 1 |
Стали законами | 0 |
Стали другими правовыми актами | 1 |
Инициативы муниципального уровня | |
Всего | 1389 |
Рассмотрено экспертными рабочими группами | 7 |
Отрицательное решение группы | 2 |
Положительное решение группы | 5 |
Стали законами | 0 |
Стали другими правовыми актами | 5 |
Как вносят законопроекты
Чтобы внести в Госдуму законопроект, нужно составить текст и приложить пояснительную записку. В ней уточняют, зачем нужен закон, на какие действующие правовые акты он повлияет и необходимы ли деньги, чтобы его внедрить и исполнить. Если финансирование понадобится, правительство должно дать отзыв на законопроект.
Также часто нужно приложить другие документы. Например, если законопроект предполагает ввести новые налоги, на него нужно получить отзыв правительства, а если изменяет уголовный кодекс — Верховного суда.
Инициатор направляет пакет документов на имя председателя Госдумы. Затем проект регистрируют в нижней палате парламента и в системе обеспечения законодательной деятельности — с помощью этого сервиса удобно следить за новыми законопроектами и узнавать историю старых.
Если закон предложил депутат, который входит во фракцию — объединение депутатов, избиравшихся в Госдуму по предложению партии, — он должен уведомить об инициативе главу фракции.
Как принимают законы
Обычно законопроекты проходят длинный путь согласований: они могут отправиться на доработку или бессрочно лежать на рассмотрении, дойти даже до президента, но все равно не вступить в силу.
В целом можно выделить семь этапов работы над текстом нового федерального закона.
Этап 1 — комитет. Каждый законопроект попадает в профильный комитет депутатов Госдумы, который специализируется на соответствующем направлении, — всего их 31. Например, есть комитет по культуре, по охране здоровья, по аграрным вопросам.
Комитет проверяет, содержит ли проект все нужные документы, и включает его обсуждение в план работы. Затем уведомляет о законопроекте другие комитеты и фракции Госдумы, президента, Совет Федерации, правительство, счетную и общественную палаты, а также Конституционный и Верховный суды, если требуются их отзывы.
Этап 2 — совет Госдумы и правовая экспертиза. Комитет может включить работу над законопроектом в текущую или следующую сессию Госдумы или же отложить это на неопределенный срок — ограничений нет, поэтому проект закона может лежать на рассмотрении бесконечно долго. Четкие сроки есть только для некоторых проектов — например, для закона о федеральном бюджете.
Комитет предлагает совету Госдумы установить срок для отзывов, замечаний и предложений. В течение этого срока, если совет увидит проблемы, он может вернуть законопроект в комитет или инициатору.
Если проблем и вопросов нет, проект направляют на правовую экспертизу. Она устанавливает, нет ли у законопроекта противоречий с положениями Конституции и другими действующими законами, а также проверяет его внутреннюю логику.
Этап 3 — первое чтение. Чтения — это рассмотрение законопроектов депутатским корпусом Госдумы. Как правило, проект рассматривается в трех чтениях.
На первом чтении депутаты обсуждают концепцию законопроекта, оценивают его соответствие основным положениям Конституции, актуальность и практическую значимость.
Чтение начинается с выступления инициатора законопроекта, где он обосновывает необходимость принятия закона. Затем выступает представитель ответственного комитета и представители комитетов-соисполнителей, если они есть. В этих докладах сообщается об отзывах, которые получил проект, и в итоге выражается позиция комитета: принять или отклонить. Депутаты могут задавать вопросы инициатору и комитетам.
Затем по законопроекту могут выступить представители фракций и другие депутаты, представители президента, правительства, счетной палаты, региональных парламентов и другие приглашенные на чтения люди. После обсуждений инициатор проекта может выступить с заключительным словом, затем начинается голосование.
Всего в Госдуме 450 мест, но депутатов может быть и меньше: например, если с избранным депутатом что-то случится, он передумает быть депутатом или с него снимут этот статус за преступление. Сейчас в Госдуме 448 депутатов, все они имеют право голоса. Если на заседании присутствует больше половины фактического думского состава, оно считается правомочным. Если большинство голосует за, законопроект принимают в первом чтении.
После этого профильный комитет готовит рекомендации — какие правки стоит внести в проект. Все заинтересованные лица могут направлять свои замечания и предложения к законопроекту, а сам комитет может запрашивать экспертизы нужных организаций. Доработанный проект с предложениями правок направляют на второе чтение.
Как ускоряют принятие закона
Есть несколько способов не рассматривать законопроект долго, а принять его за несколько дней. Иногда для этого используют не запрещенные законом хитрости.
Принимают закон сразу в трех чтениях. Депутаты вправе проголосовать за рассмотрение законопроекта одновременно в трех чтениях. Если большинство за, то следующим голосованием они сразу принимают или отклоняют закон.
С начала 2020 по 21 апреля 2022 года депутаты прибегали к такому ускоренному способу принять закон 54 раза, из них в 2022 году — 19 раз.
Добавляют один проект в другой перед вторым чтением. Поправки перед вторым чтением могут стать настолько существенными, что в тексте документа появятся положения фактически отдельного нового закона.
Этап 4 — второе чтение. Ответственный комитет готовит две таблицы правок к законопроекту: рекомендованных к принятию и рекомендованных к отклонению.
Проект вместе с таблицами выносят на второе чтение. На этом этапе общая концепция меняться не должна: все изменения по идее должны распространяться только на те законы и статьи, которые содержались в проекте на первом чтении.
Ко второму чтению депутаты детально прорабатывают разные варианты редакций документа, которые отражены в таблицах правок, и вновь ставят законопроект на голосование. Если его принимают, текст снова направляют в ответственный комитет, чтобы он проверил возможные противоречия и правильную взаимосвязь статей. После этого вместе с заключением правового управления текст закона передают в совет Госдумы, который выносит проект на третье чтение.
Этап 5 — третье чтение. На этом этапе ответственный комитет делает финальный доклад по проекту, выступают представители фракций, и законопроект ставится на голосование. Его могут принять простым большинством и в течение пяти дней передать на рассмотрение верхней палаты парламента — Совета Федерации.
Этап 6 — Совет Федерации. Эта палата состоит из 200 сенаторов. Аппарат Совета регистрирует проект, проверяет укомплектованность пакета документов и передает экземпляры сенаторам. Председатель СФ, в свою очередь, направляет законопроект в профильный комитет, также образованный из сенаторов, и в правовое управление.
Сенаторы могут организовать обсуждение законопроекта в регионах РФ. Также комитет вправе приглашать на предварительное рассмотрение экспертов и обязан предоставить слово представителю Общественной палаты, если закон проходил общественную экспертизу.
В итоге члены комитета голосуют и принимают заключение. В нем они оценивают политико-правовые и социально-экономические последствия реализации закона, отражают заключение антикоррупционной экспертизы и указывают, обязательно ли проект должен рассмотреть Совет Федерации. Если да, то комитет рекомендует законопроект к принятию или к отклонению, а если нет — рекомендует Совету Федерации рассмотреть или не рассматривать закон.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Нормативный правовой акт высшей юридической силы по отношению к иным актам, содержащий первичные нормы права, принятый в установленном порядке ФС РФ либо путем всенародного голосования. Является основой для указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов субъектов РФ и иных актов. Ф. з. – продукт законотворческого процесса и представляет собой властное предписание государства, подлежащее обязательному исполнению всеми гражданами, государственными и общественными организациями, предпринимательскими структурами и должностными лицами, на которых эти предписания распространяются. В РФ установлено верховенство закона, т. е. все издаваемые акты должны соответствовать федеральным законам. Ф. з. является типичным законом, не имеющим особых признаков, обладает всеми общими свойствами закона, принимается ГД и одобряется СФ в обычном порядке: большинством голосов. Затем он подписывается и опубликовывается Президентом РФ. Ф. з. регулирует наиболее значимые экономические, политические, организационные, а также иные отношения и может иметь различные (кодифицированные и некодифицированные) формы и наименования: Ф. з., кодекс, Основы законодательства, которые указывают на степень систематизации, сгруппированности норм, содержащихся в конкретном законе. Кодекс – это кодифицированный Ф. з., который на основе общих принципов права объединяет правовые нормы, регулирующие ту или иную отдельную сферу, область, группу общественных отношений (Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.). В форме кодексов обычно принимаются федеральные законы, содержащие нормы, комплексно регулирующие большие группы наиболее важных сфер отношений. Основы законодательства закрепляют основные положения и принципы регулирования определенных общественных отношений в институтах и отраслях права. Федеральные законы действуют на всей территории РФ. По кругу лиц они могут подразделяться на общие, касающиеся всех юридических и физических лиц, и специальные, применяемые к отдельным сферам или видам деятельности, например, банковской деятельности, либо отдельным категориям участников правоотношений, например, государственным служащим, должностным лицам, несовершеннолетним и т. д.