Сказ про организацию пункта подзарядки электромобиля
Всем приветы!
Давно не писалось. Лениво было. Но тут в личку постучались с вопросом как организовать розетку пункт подзарядки для электромобиля от бытовой сети (220/230В). Сам в своё время много информации противоречивой перерыл, с людьми умными общался на этот предмет. Себя мега-экспертом не считаю, то что построено, построено по рекомендациям и смонтировано мной. При этом мнения "экспертов" иногда противоречили друг другу, тогда в расчёт принимался здравый смысл (ну или то как я этот смысл себе представлял, проверяя по технической литературе). Думаю мой опыт подойдёт коллегам и для организации парковки в частном доме, и в гараже, и на парковке ТСЖ (если вдруг кто-то прошёл все "круги ада" с получением нужного процента разрешений собственников жилья, заказал проект в электро-монтажной конторе с лицензией и убедил управляющую компанию — снимаю шляпу!)
В своё время наткнулся на эту "теорию" на каком-то сайте, сделал себе пометки, но название сайта, к сожалению, не сохранилось (плагиат, так сказать, не со зла). Тем не менее, на нескольких ключевых моментах хотел бы остановиться. Независимо от того, какое зарядное устройство вы используете (штатное или альтернативное) при подключении к 230В напрямую, сеть должна быть подготовлена и защищена!
Первое, на что нужно обратить внимание — ЗАЗЕМЛЕНИЕ! Штатное зарядное устройство может не работать, пока «не определит» заземление и не проведет тестирование. Другие ЗУ в аварийном режиме заряжают и без заземления, но это может быть опасно. Если случится утечка тока, очень большая вероятность удара током или даже возникновения пожара. А каждый электрик хотя бы раз в жизни был проводником! Срок службы самого контура заземления не такой большой, как многие представляют (иногда от пары лет до десятка лет). Поэтому перед монтажом пункта подзарядки нужно протестировать работоспособность смонтированного контура — измерить сопротивление. Можно вызвать специалистов (услуга недорогая, а вам спокойней). Лучше избегать «кустарных лайфхаков», особенно если нет достаточных навыков — купите и установите "комплект заземления для частного дома".
Второе, на что надо обратить внимание — ПРОВОДКА+РОЗЕТКА (специально ставлю вместе). Стандартная качественная розетка Schuko может пропускать до 16А (до 3,7кВт), но со временем проводка устаревает, начинается коррозия проводников, увеличивается сопротивление и электричество больше тратится на нагрев, а не на питание. По факту, даже новая, выпущенная по ГОСТу, розетка может безопасно пропустить ток 16А разве что в лабораторных условиях. Иногда при изготовлении токопроводящих элементов, медь вообще заменяют более дешевой сталью или латунью. Сопротивление у этих металлов выше, отчего больше нагрев. Корпус часто плавится уже при 12-14А, несмотря на то, что заявленный номинальный ток 16А! Часто проблема может быть в кабеле — или он старый, или новый, но "усеченный". Иногда производитель умышленно занижает сечение, чтобы снизить себестоимость производства, потому «усеченки» часто встречаются среди очень дешевых кабелей. Если поставить качественную розетку, но дешевую проводку (или наоборот), электромобиль быстрее заряжаться не станет, т.к. сетевая мощность ограничена пропускной способностью самого слабого звена!
Вот пример моего дежурного удлинителя, которым пользовались 4 раза! Силовой ЗУБР на 4000 Вт сплавился на 12А! При этом был расправлен…
Нужно сразу выбирать нормальный кабель и хорошую европейскую розетку и лучше в корпусе на DIN-рейку, чтобы можно было установить в щиток и закрывать дверцей. Для линии на 16А часто рекомендуют трехпроводной ПВС 1,5 мм². Для перестраховки от «усеченки», некоторые выбирают из среднего и дорогого ценового сегмента или ПВС 2,5мм² — для 16А этого более чем достаточно, даже если сечение будет занижено. Совет: старайтесь всегда брать медную моножилу! Я, например, с запасом на будущее (планирую вскоре перейти на 1ф — 32А — 7 кВт), сразу заложил ВВГ 3*4.
Третье — ЩИТОК — в любом случае нужно предусмотреть защиту от влаги. Даже если машина в гараже и под навесом, если даже просто выпадает роса, минимальная влагозащита имеет смысл — IP44 и выше. При установке на улице, понадобится высокий уровень пылевлагозащиты — не ниже IP65, а лучше IP67.
Четвёртое — "НАЧИНКА ЩИТКА" — можно условно её разделить на две группы: защиту сети и приборы учета. К последним можно отнести технические счетчики на DIN-рейку и модульные амперметры, необходимые для контроля мощности и расхода электричества. Это функциональная часть, она ставится не всеми (например, я от неё решил отказаться в силу того, что в зарядном устройстве есть этот функционал), а вот защита сети — обязательна! Обязательна защита от сверхтока (короткого замыкания) и утечки. Для этого можно отдельно поставить автоматический выключатель плюс УЗО или дифавтомат, как альтернативный вариант, объединяющий в себе и ту и другую защиту. Разница в цене небольшая, но зато он на рейке будет занимать меньше места. Номинальный ток дифавтомата подбирается по нагрузке, в данном случае оптимально подойдет 16А или 20А. Если вместо дифавтомата вы собираетесь ставить автомат и УЗО, то номинал второго обязательно должен быть на 1-2 позиции выше автомата, это значит УЗО 20А или больше. Это нужно, чтобы в случае перегрузки автомат сработал раньше, чем «сгорит» УЗО. Главное, не переусердствовать с запасом автомата. Чем он больше, тем меньше точность срабатывания по перегрузке (больше 20А точно не стоит). Процесс зарядки электромобиля происходит без пусковых токов и задержка перед срабатыванием не нужна, потому характеристику расцепления по сверхтоку можно взять класса «B» или «C». Ставить «D» с большой задержкой нет никакого смысла. Ток утечки должен быть 30мА, что оптимально для защиты и от удара током человека и от пожара. Утечки возникают даже в новой проводке, но они очень маленькие и незаметные, тем более длина кабеля относительно маленькая. Утечка более 30мА в данной сети может возникнуть только из-за аварии.
Кроме дифавтомата, при организации пункта подзарядки "под открытым небом", имеет смысл поставить УЗИП (ограничитель перенапряжения или разрядник) для защиты от импульсного сверхтока, спровоцированного ударом молнии в ЛЭП в радиусе до 1,5 км. В данном случае понадобится второй класс защиты («С» или «С+D»), снимающий разрядный ток в диапазоне от 15кА до 40 кА. А вот реле напряжения и стабилизаторы ИМХО абсолютно бесполезны.
Выбирая производителя, ориентируйтесь по бюджету и принципу: "чем дороже тем надежнее", потому слишком «дешевые» компоненты лучше не брать. Для хорошей качественной защиты лучше выбрать из европейских брендов или "китайцев", которые которые выпускаются для стран ЕС (сертификаты EC указаны на упаковке). Желательно комбинировать элементы одного бренда (не только в эстетическом смысле), так как "совместная" работа выверена и проверена. Но не всегда это получается (как в моём случае) и не стоит сильно переживать от "зоопарка".
Вот мой зоопарк))
Схема подключения в моём случае: Входной автомат "Moeller" Eaton на 25А 1ф (был в наличии) в трансформаторной подстанции, кабелем ВВГ 3*4 параллельно подключён к ограничителю перенапряжения УЗИП IEK ОПС1-C 2P (другого не было) 20/40кА 400B, далее дифавтомат Eaton 6кА/30мА 1P+N 20A и уже от него розетка 16А на DIN-рейку, всё это смонтировано в щиток TDM с защитой по классу IP65.
Неквалифицированный, но везучий электрик знает в лицо всех архангелов — так дай вам бог удачи!
Всем добра!
Как установить зарядную станцию для электромобиля
В статье «Почему зарядная станция лучше розетки» мы уже обсудили все минусы, с которыми может столкнуться владелец электромобиля, заряжая авто от обычной сети. И пришли к выводу, что собственная зарядная станция – это не только удобно, но и безопасно. Сегодня мы поговорим о том, как же ее установить и на что следует обращать внимание. Если у вас возникают вопросы касающиеся разрешений и согласований, рекомендуем статью «Установка зарядной станции для электромобиля: бюрократические, разрешительные и прочие сопутствующие проблемы».
Сразу оговоримся – мы настоятельно рекомендуем Вам воспользоваться помощью профессионального электрика или услугой монтажа от компании, где вы приобретали станцию. Вести работы по установке необходимо с максимальной осторожностью и соблюдением техники безопасности. Намного лучше, если это будет мастер, который знаком с подобными устройствами и требованиями к их размещению.
Итак, что же нужно знать.
Проверка доступной мощности.
Начать следует с проверки максимально допустимой мощности, поскольку зарядная станция для электромобиля определенно станет самым мощным потребителем в вашей сети.
Для этого: берем максимальную мощность на подводимой линии и подсчитываем максимальное потребление в часы пиковой нагрузки. Разница между ними – это то значение, которое нам нужно.
Рассмотрим возможные варианты:
- Однофазная линия:
- Посмотрите на максимальный ток вашего автомата на линии, умножьте на 220. Пример: 220В*32А=7,04кВт.
- Из полученного числа нужно вычесть суммарный максимум мощности потребителей вашей сети (как если бы они были включены одновременно). То есть: обогреватель 1,5 кВт + стиральная машина 800 Вт + свет 700 Вт. И вот вам уже остается 4 кВт для вашей зарядной станции.
- Поступаем точно так же: берем максимальный ток вашего автомата на линии и умножаем на 660. Пример: 16А*660В=10,6кВт.
- Из этого вычитаем суммарный максимум мощности потребителей сети, как если бы они были включены одновременно. Считаем: обогреватель 1,5 кВт + стиральная машина 800 Вт + свет 700 Вт, и вот у нас остается 7,6 кВт на зарядку электромобиля.
Выделенная линия и необходимые устройства защиты.
Установка зарядной станции для электромобиля требует отдельной линии с автоматом в паре с дифференциальным реле.
Для однофазной линии необходимы:
- дифференциальное реле (УЗО) типа А/Hi.
- номинальный отключающий дифференциальный ток — 30 мА;
- максимальный рабочий ток — 40А;
- подключение — 2P (двухполюсное).
- тип – С;
- подключение — 2P или 1P + N (однополюсное или двухполюсное устройство).
Для трехфазного подключения потребуются:
- дифференциальное реле (УЗО) типа B (если ваш терминал уже оснащен детектором утечки постоянного тока, то достаточно будет менее дорогостоящего трехфазного дифференциального реле типа A).
- номинальный отключающий дифференциальный ток — 30 мА;
- подключение — 4Р;
- максимальный ток — 40А.
Также возможно применение комбинированного устройства: дифференциальный автомат или, сокращенно, дифавтомат — он же автоматический выключатель дифференциального тока (АВДТ). Это устройство, совмещающее функции дифференциального реле и автоматического выключателя соответствующей фазности (2P для одной фазы или 4Р для трех фаз).
ВАЖНО! Для обеспечения работы без перегрузки УЗО необходимо, чтобы номинальный ток работы УЗО был выше на ступень максимального тока автомата. Стандартный существующий ряд номинальных токов УЗО: 16, 25, 32, 40, 50, 63, 80, 100 (А).
Сечения проводов для подключения – важная деталь, которой многие не придают значения. На самом же деле, пропускная способность провода и его качество так же влияет на безопасность и стабильность работы системы, как и другие устройства. Поэтому выбираем:
- ток до 16 А, при длине кабеля менее 100 метров: сечение 2.5 мм 2
- ток 16-32 А, при длине кабеля менее 100 метров: сечение 10 мм 2
Пример схемы для однофазной и трехфазной сети:
Hi — характеристика устойчивости к импульсам тока ограниченной длительности амплитудой до 6000 А.
Типы дифференциальных реле (выключателей) и их обозначения:
- Тип AC
- УЗО типа AC обнаруживают дифференциальные синусоидальные переменные токи. Типы УЗО переменного тока подходят для общего использования и охватывают большинство практических применений.
- В дополнение к характеристикам УЗО типа АС, УЗО вида A обнаруживают дифференциальный пульсирующий постоянный ток. Такие токи могут появиться в схемах с диодными или тиристорными выпрямителями в электронных нагрузках. В том числе — в схемах однофазных зарядных станций.
- УЗО типа B могут обнаруживать синусоидальный переменный, пульсирующий выпрямленный, составной многочастотный, а также плавный постоянный дифференциальные токи. Кроме того, условия отключения определены для разных частот от 50 Гц до 1 кГц. В сети переменного тока чистый постоянный остаточный ток может в основном генерироваться трехфазными выпрямительными цепями, но также и некоторыми конкретными однофазными выпрямителями.
- УЗО типа B предназначены для использования с нагрузками с трехфазным выпрямителем, такими как: приводы с регулируемой скоростью, фотоэлектрические системы, зарядные станции электромобилей и медицинское оборудование.
Подводя итоги: установка зарядной станции для электромобиля — это не страшно. Но данный процесс требует внимательного и серьезного подхода. Обратитесь вы к специалисту или займетесь монтажем самостоятельно — терпение и качественные материалы станут залогом вашего успеха.
Спасибо за прочтение. Водите с удовольствием, будьте осторожны на дорогах и оставайтесь с нами.
Свой бизнес на электрозаправках: теория и практика
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
Насколько выгодно сейчас может быть открытие электрозаправки в России? Поговорим обо всех основных аспектах, плюсах и минусах нового бизнеса, а также приведем цифры, на которые можно рассчитывать.
Еще совсем недавно электромобили оставались скорее игрушками для эксцентричных обеспеченных людей, однако в последнее время ситуация резко изменилась. Практически каждый производитель старается застолбить за собой место на резко растущем рынке машин, работающих на электрической тяге.
Даже такие консервативные компании как Porsche пересмотрели свои взгляды на выпуск электрокаров – только посмотрите на новый Taycan, поражающий сочетанием высоких технологий и драйва! При этом электромобили становятся все доступнее и для рядовых автовладельцев – на досках объявлений вроде “Авито” или “Авто.ру” можно найти вполне приличный Nissan Leaf за 600-700 тысяч рублей.
На этом фоне все более актуальным становится вопрос с электрозаправками – парк машин на альтернативном топливе увеличивается и потому вполне логичным выглядит решение открыть свой бизнес в этой нише. Если в Москве и ряде курортов вроде Сочи сеть электро-АЗС еще худо-бедно присутствует, в других городах страны с такими заправками вообще все плохо. Казалось бы, открывай и начинай зарабатывать – так в чем подвох? Давайте разбираться вместе.
Сложности при открытии электрозаправки
В последнее время в сети все больше восторженных отзывов о том, как выгодно открыть электрозаправку и какое это перспективное направление в бизнесе. Правда на поверку выясняется, что многие из отзывов генерируют сами поставщики оборудования. В любом случае быстро открыть электрозаправку и начать «рубить капусту» не получится. Начнем с юридических аспектов.
Во-первых, согласно действующему законодательству, продавать электроэнегрию в России могут только сами электросетевые компании. То есть перепродавать электричество с самым простым и логичным способом оплаты – по счетчику – не выйдет.
Впрочем, есть определенные лазейки, позволяющие обойти эти ограничения. Можно, к примеру, сдавать в аренду парковочное место возле заправки. Другой вариант – выпустить абонемент, владелец которого сможет в любое время при необходимости пользоваться заправочным терминалом.
Оборудование для электрозаправки
Не так все просто и с оборудованием – на первый взгляд, инвестиции не такие уж большие. Можно, конечно, купить недорогую зарядную станцию за 500-600 тысяч рублей, однако время подзарядки электромобиля от такого устройства составит несколько часов. В итоге для того, чтобы аккумулятор зарядился на все 100%, может потребоваться 7-8 часов.
Быстрые зарядные терминалы, или «суперчарджеры», как их уже успели окрестить в народе, с оперативной подзарядкой «железного коня» справятся куда лучше – достаточно будет 20-30 минут. Их мощности (от 50 кВт) в принципе хватит, чтобы время ожидания клиентом было непродолжительным. Стоимость такого оборудования при этом будет уже куда выше – от двух миллионов рублей. У таких вариантов есть, впрочем, своя «обратная сторона медали» — частое использование ускоренной заправки может негативно сказаться на ресурсе недешевого аккумулятора электрокара.
Суперчарджеры Tesla
Тренинговый центр онлайн за 120 000 руб.
12 ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ИГР, 35 ТРЕНИНГОВ.
ПОЛНОЦЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ РАБОТЫ
ОФЛАЙН + ОНЛАЙН.В стоимость входит комплект материалов для очного проведения 12 т-игр и 35 тренингов. Виртуальный бизнес-кабинет для проведения этих программ в онлайн-формате. Живое обучение. Поддержка в процессе работы.
Особняком в каталогах поставщиков оборудования стоят относительно недорогие «зарядные устройства» для частников. Владельцы электромобилей, живущие в частных домах, используют их чтобы зарядить свою машину на время ночной стоянки. По сути для работы такой станции будет достаточно стандартной домашней розетки на 220В. Реализация таких устройств может стать статьей дополнительного дохода для предпринимателей, решивших заняться «электрическим» бизнесом.
Выбор местоположения
Длительность «зарядки» машины током обуславливает и необходимость выбора соответствующего местоположения для электрозаправки.
Оптимальный вариант расположения электрозаправки – там, где владелец электромобиля априори проведет несколько часов. Это могут быть офисные здания, фитнес или торговые центры.
Приехал на работу или за покупками, оставил свой электромобиль «подкрепиться», и уехал с подзаряженным аккумулятором.
А потому для некоторых инвесторов открытие электрозаправки — не столько прибыльный проект сам по себе, сколько инструмент для дополнительного привлечения клиентов и роста посещаемости. Согласитесь, при прочих равных владелец электромобиля скорее отправится в торговый центр, где можно бесплатно подзарядить свое авто во время шопинга.
Если ваш проект все же больше коммерческий – все равно лучше сделать «партнерку» с арендодателем, для которого появление электрозаправки станет весомым козырем. Вашу АЗС могут бесплатно рекламировать в самом ТЦ.
Большой плюс обустройства электрозаправки – куда меньшие затраты на строительство комплекса. В отличие от АЗС, реализующей бензин или дизельное топливо, не понадобится получать большое количество разрешений, строить специальный резервуар для хранения топлива, решать юридические аспекты работы под франшизой топливной компании. Соответственно нет необходимости привязки к определенному местоположению – для открытия электрозаправки подойдет куда меньший по площади участок. Открыть свой бизнес такого рода можно даже в центре крупного города.
Выбор поставщиков оборудования
Купить оборудование для заправки электромобилей можно как в России, так и за рубежом. Например, столичный Moscow Tesla Club выступает дистрибьютором известных брендов и при необходимости оказывает постпродажное обслуживание оборудования и сервис. При желании можно заняться импортом самому, заказав зарядные станции из Китая или США – именно эти страны являются одними из лидеров по выпуску электрозаправок.
Особое внимание стоит обратить на способ оплаты – тратиться на персонал, который будет постоянно находиться на электрозаправке, смысла нет. Оптимальным вариантом станет терминал для оплаты банковской картой.
Не стоит забывать и про защиту от неблагоприятных погодных условий. Как правило терминалы для зарядки электромобилей обладают различными степенями защиты. Основные уровни защиты – IP54 и IP56, оба из них позволяют не беспокоиться из-за дождей и брызг. Для защиты от вандалов в любом случае обязательно установить камеру видеонаблюдения за заправкой.
Подбор сотрудников
Несмотря на то, что большинство электрозаправок полностью автоматизированы, без обслуживающего персонала полностью обойтись не удастся. В первую очередь, нужно обеспечить информационную поддержку пользователей в формате колл-центра.
Это минимум два сотрудника, которые хорошо знают принципы устройства и работы электростанций и при необходимости всегда смогут проконсультировать автовладельцев по вопросам ее использования. ФОТ устанавливается обычно исходя из окладной части в размере 30 000 рублей на человека.
Также необходим электрик с допуском к обслуживанию электрозаправочной станции. Можно взять специалиста в штат либо договориться об аутсорсе со стороны профильной компании, оказывающей услуги по подобному сервису.
Маркетинг и продажи
Появление электрической заправочной станции обязательно надо осветить в местных СМИ, а также с помощью рекламы на радио и в соцсетях. Дополнительной поддержкой можно заручиться и на уровне региональных властей, которые заинтересованы в инфраструктуре для экологически чистых видов транспорта.
Например, проект «электротакси», открывшийся в Кисловодске, получил поддержку на уровне госструктур, не без помощи которых удалось открыть электрозаправку непосредственно на вокзале города. Гостей города стали возить одни из первых отечественных массовых электромобилей – Lada Ellada. Машины внешне представляют из себя внешне обычные «Калины», которые тем не менее скрывают внутри технологическую начинку.
Для продаж небольших «зарядных устройств» частникам можно сделать интернет-магазин, работающий по дропшиппингу. Для реализации такого проекта необязательно сразу закупать дорогостоящее оборудование – достаточно наладить контакты с поставщиками и отладить контекстную рекламу формата Яндекс.Директ или Google Adwards. Как показывает практика, в России сохраняется устойчивый спрос на такие устройства со стороны владельцев подержанных электромобилей, который со временем только растет.
Клиентами электрозаправок могут стать также представители бизнеса, имеющие потребность в постоянной зарядке машин своего парка. Это могут быть как уже упомянутые выше экологически чистые такси, так и провайдеры каршеринга, прокатные компании, муниципальные структуры.
Финансовые показатели электрозаправки
Рассмотрим основные финансовые показатели при открытии электрозаправки. Основные затраты придутся на закупку непосредственно самого оборудования, в нашем варианте рекомендуем отталкиваться от стоимости 3 терминалов модели Nature одного из самых известных поставщиков оборудования в стране – компании EVA. Каждая из таких установок будет иметь 2 разъема популярного стандарта Type 2 и чуть менее распространенный — Schuko.
Как установить зарядную станцию для электромобилей
Если Вы когда-нибудь задумывались о покупке электромобиля, то наверняка знаете, что его нужно постоянно заряжать, и что этот процесс занимает довольно много времени. Например, для того, чтобы зарядить Nissan Leaf (ограничение по мощности зарядки — 3,7 кВт) при среднем пробеге 48 км/день понадобится около 2 часов при использовании станции переменного тока. Полная зарядка (от 0% до 100%) займёт ещё больше времени. А зарядка на публичной станции ассоциируется с большими неудобствами, ведь, как правило, у нас нет лишних 2-3 часов в будние дни.
Однако в России сегодня есть и другая, пожалуй, более серьёзная проблема: заряжать электромобили попросту негде. Зарядных станций в стране не хватает даже на то количество электромобилей, которое находится в эксплуатации сегодня. Проблема существует даже в наиболее благополучной в этом отношении Москве: к апрелю 2022 года в столице работало 87 зарядных станций, а число электромобилей составляет около 2 тыс. шт., что равно примерно 1 зарядке на 25 транспортных средств. Хотя, согласно сбалансированному сценарию развития инфраструктуры электрозарядных станций Москвы, на 1 станцию должно приходиться 10 транспортных средств.
Что делать владельцу электромобиля? Брать всё в свои руки, а именно устанавливать личную домашнюю станцию. В чем плюс такого варианта? У Вас появится возможность заряжать своё транспортное средство в любое время суток, и исчезнет необходимость ждать в очереди, ездить по городу в поисках доступной публичной станции, а также тратить своё (и чужое) личное время на зарядку.
Но нельзя сказать, что установить домашнюю зарядную станцию просто: на сегодняшний день в России эта процедура не регламентирована, а потому придётся пройти большое количество инстанций и потратить много сил. О том, какие шаги необходимо будет предпринять, расскажем в этой статье.
Да, начать придётся вовсе не с выбора или покупки станции. Это не случайно, ведь на этапе получения разрешения могут возникнуть сложности, которые не всегда получается разрешить.
Итак, перечень действий следующий:
-
для начала обращаемся в управляющую компанию жилого комплекса и узнаем, кому принадлежит парковка и можно ли установить на ней станцию;
За выделение дополнительной мощности также необходимо будет заплатить. Стоимость варьируется в зависимости от сетевой организации: Мосэнергосбыт при присоединении мощности менее 15 кВт берёт более 40 тыс. руб. за документацию, а также 5 тыс. руб. за разработку проекта. Стоимость самих работ зависит от их объёма (длина прокладки кабеля и т.д.).
Общая стоимость работ получается достаточно высокой при работе как напрямую, так и через подрядчика:
Недешёвый, но, пожалуй, самый простой этап. Выбор станций довольно широк – нужно только понять, какая подойдёт для Вашего электрокара. Отличаются станции, в первую очередь, мощностью. Как правило, встречаются станции постоянного тока и станции переменного тока. Последние, мощностью до 22 кВт, обычно имеют несколько режимов использования с разным напряжением: 220-240 В (мощность до 7,4 кВт), 380-400 В (мощность до 22 кВт).
Для домашнего использования будет вполне достаточно станции переменного тока. Зарядка на мощности до 7,4 кВт займёт много времени, но не создаст риск перегрузки сети и не вызовет большого расхода электроэнергии.
Такая станция будет стоить существенно дешевле, чем станция постоянного тока – чаще всего в пределах от 80 до 140 тыс. руб. Но при желании можно найти и более экономный вариант: например, TOUCH предлагает домашнюю станцию TOUCH Home Mini по цене от 46 500 руб.
Другая характеристика, отличающая станции, – тип разъёма. Они бывают разные, поэтому при выборе станции важно ориентироваться в этом вопросе. Различные типы разъёмов можно увидеть на рисунке:
Для зарядки Вам также понадобится приобрести кабель, который будет подходить типу разъёма вашего автомобиля. Если же по каким-то причинам идеального соответствия разъёмов автомобиля, кабеля и станции не находится, на помощь могут прийти специальные переходники.
Стоимость кабеля находится в диапазоне 20-40 тыс. руб., но можно найти и более дешёвые варианты.
Помимо вышеперечисленного заранее стоит позаботиться о покупке аксессуаров, необходимых для установки:
— крепление для кабеля (стоимость: 1.5-10 тыс. руб.);
— стойка, на которую будет крепиться станция (стоимость: 60-80 тыс. руб.). По желанию станцию также можно повесить на стену.
Средние расходы на приобретение станции: 216 тыс. руб.
Дальше Вам необходимо разработать проект прокладки кабеля до парковочного места, проконтролировать проведение работ и обеспечить парковочное место необходимым оборудованием (в т.ч. счётчиком).
Стоимость этих работ также высока – порядка 70 тыс. руб. на примере электромобилиста, который уже сталкивался с этим процессом. Стоит сделать несколько оговорок: во-первых, в примере рассматривается установка 2-х станций; во-вторых, основные затраты в данном случае приходятся на сам процесс прокладки кабеля, стоимость которого по данным Мосэнергосбыт на сегодняшний день составляет 255-355 руб./м погонный. Если в Вашем случае длина прокладки меньше, есть шанс существенно сэкономить. Исходя из этого, будем ориентироваться на диапазон 30-40 тыс. руб.
Пройдя эти этапы, мы с уверенностью приобретаем выбранную станцию и производим её установку. На всё том же примере мы видим, что за установку и всё оборудование, необходимое для неё, нужно будет заплатить порядка 60 тыс. руб. (сумму снова делим на 2, а также помним, что кабель и крепление мы уже приобрели).
Средние расходы на монтажные работы: 95 тыс. руб.
На выходе получаем сумму в 406 тысяч рублей – сумма сопоставима со стоимостью не очень дорогого электромобиля. Кроме того, рассмотренный вариант требует от владельца электромобиля большого запаса нервных клеток и терпения, ведь на каждой стадии будут возникать существенные временные задержки, бесконечные хождения по инстанциям и вытекающие из этого конфликты: с сетевой организацией, застройщиком, подрядчиками и соседями, не все из которых будут в восторге от Вашей затеи.
Звучит малопривлекательно, но не стоит забывать, что у каждого решения есть альтернатива.
Проблем с выделением дополнительной мощности и сопутствующих затрат можно избежать. Динамическое управление нагрузкой (DLM) позволяет оптимально распределить существующую мощность между всеми подключенными системами. Никакой перегрузки сети в таком случае не возникнет, а вместе с ней и проблем с соседями, управляющей компанией и электросетями.
- зарядную станцию
- мобильное приложение для удобного пользования не только ею, но и публичными станциями
- помощь с разработкой схемы монтажа кабеля
- услуги по установке и обслуживанию.
Дальше – простая и удобная зарядка электромобиля с оплатой за электроэнергию по дневному (6.59 руб./ кВт·ч с учетом НДС) или ночному (2.52 руб./ кВт·ч с учетом НДС) тарифу и отдельной платой за подключение станции к приложению для зарядки.
Забыть о проблемах с зарядкой и наслаждаться использованием электромобиля возможно уже сегодня – благодаря TOUCH у Вас есть эта возможность.