Как влияет повышение ставки ндс на розничную цену товара
Перейти к содержимому

Как влияет повышение ставки ндс на розничную цену товара

  • автор:

Повышение ставки ндс и её влияние на покупателя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Галина Николаевна

В статье рассматривается самая актуальная проблема повышение НДС с 18% до 20%. Всем известно, что НДС включается в цену товара, работы услуги или включается в тариф. Это прежде всего ускорение роста цен, т. к. НДС оплачивают все потребители . Увеличивая НДС с 18% до 20% (на +2 процентных пункта), бизнес вынужден будет поднимать цены на товары, т. к. никто не захочет понизить свою прибыль, потребителей ждёт подорожание цен на все эти товары, работы , услуги , и бизнес ожидает потеря спроса на их товары, работы и услуги . Статья будет интересна экономистам в области налогообложения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенова Галина Николаевна

THE VAT RATE INCREASE AND ITS IMPACT ON THE BUYER

The article considers the most urgent problem the increase in VAT from 18% to 20%. It is generally known that the VAT is included in the price of the goods, the work of the service or in the tariff. This primarily accelerates the growth of prices, as the VAT is paid by all consumers. Increasing the VAT from 18% to 20% (by +2 percentage points) will make business to skyrocket prices for goods, works and services, since no one wants to lose their profits. The consumers confronted with high prices will reduce the demand. The article is of interest to economists in the field of taxation.

Текст научной работы на тему «Повышение ставки ндс и её влияние на покупателя»

повышение ставки ндс и её влияние на покупателя

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, Российская Федерация Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается самая актуальная проблема — повышение НДС с 18% до 20%. Всем известно, что НДС включается в цену товара, работы услуги или включается в тариф. Это прежде всего ускорение роста цен, т. к. НДС оплачивают все потребители. Увеличивая НДС с 18% до 20% (на +2 процентных пункта), бизнес вынужден будет поднимать цены на товары, т. к. никто не захочет понизить свою прибыль, потребителей ждёт подорожание цен на все эти товары, работы, услуги, и бизнес ожидает потеря спроса на их товары, работы и услуги. Статья будет интересна экономистам в области налогообложения.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налоговый вычет, налоговая нагрузка, федеральный бюджет, налоговые доходы, продавец товаров, работ, услуг, потребитель, природные ресурсы, нефтегазовые доходы.

THE vat rate increase and its impact on THE buyer

Plekhanov Russian University of Economics

36, Stremyanniy In, Moscow, 117997, Russian Federation

Moscow Region State University

24, Vera Voloshina st., Mytishchi, Moscow Region,141014, Russian Federation

Abstract. The article considers the most urgent problem — the increase in VAT from 18% to 20%. It is generally known that the VAT is included in the price of the goods, the work of the service or in the tariff. This primarily accelerates the growth of prices, as the VAT is paid by all consumers. Increasing the VAT from 18% to 20% (by +2 percentage points) will make business to skyrocket prices for goods, works and services, since no one wants to lose their profits. The consumers confronted with high prices will reduce the demand. The article is of interest to economists in the field of taxation.

Key words: value added tax, tax deductible, tax burden, federal budget, tax revenues, seller of goods, works, services, consumer, natural resources, oil and gas revenues.

© CC BY Семенова Г. Н., 2018.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный федеральный налог. Косвенность налога на добавленную стоимость (НДС) заключается в том, что на сумму реализуемых покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) продавец начисляет налог (НДС) по соответствующей ставке 10% — льготной или 18% — общей. Можно сказать, что НДС включается в цену товара, работы услуги или включается в тариф. В начале девяностых годов НДС ввели в России. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» в 1992-1993 гг. ставка была установлена 28% и льготная 21,88%, с 1994 по 2003 гг. ставка — 20% и 10% соответственно, а с 2004 по 2018 гг. 18% — общая ставка, 10% — льготная, а для экспортеров — 0% [2, ст. 164].

НДС обязательный к уплате на всей территории России, т. к. является федеральным налогом, поэтому он автоматически перекладывается на потребителей-покупателей, от этого зависит конечная цена в розничной торговле. Производитель товара, работы, услуги, что-либо приобретая, покупает с НДС, и это называется внутренним или входным НДС и ввозным, подлежащим уплате при ввозе товара на территорию России. Это два вида налога на добавленную стоимость.

Продавец уплачивает в бюджет сумму НДС, поступившую от покупателя. Эта сумма определяется им как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям (по бухгалтерскому учёту это счёт 68 «Расчёты по налогам и сборам») и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций (по бухгалтерскому учёту это счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям») [8, с. 43]. Существуют категории налогоплательщиков, уплачивающих НДС, — это организации, индивидуальные предприниматели и экспортеры, которые перемещают товары через таможенную границу.

Можно на основании ст. 145 НК РФ [2] работать и без НДС, т. е. получить освобождение. Это организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют маленькую выручку, за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки без учёта НДС не превысила в совокупности двух миллионов рублей.

Предприятия и индивидуальные предприниматели, работающие на специальных налоговых режимах, как, например, на Упрощённой системе налогообложения (УСН), на Едином налоге на вменённый доход (ЕНВД), на Едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН), Патентной системе налогообложения (ПСН), не являются налогоплательщиками НДС [2, ст. 145].

Существуют операции, которые подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации: реализация товаров (работ, услуг); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд при исчислении налога на прибыль организаций, расходы на которые не принимаются к вычету; для собственного потребления выполнение строительно-монтажных работ; ввоз товаров на территорию РФ [2, ст. 146].

Существует также большой перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения, как, например, передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, продажа земельных участков (долей в них); передача на безвозмездной основе или в безвозмездное пользование основных средств органам государственной власти и местного самоуправления и т. д.

Сейчас в России действуют три ставки: 0%, 10%, 18%. Нулевую ставку по НДС могут применять индивидуальные предприниматели и организации, реализующие товары на экспорт, а также при оказании услуг по международной перевозке.

Льготная ставка 10% действует для продовольственных товаров первой необходимости, как, например: хлеб, молоко, масло, сахар, соль, мука, детское и диабетическое питание, овощи (включая картофель) и т. д.; товаров для детей, как, например: обувь, кроватки, пеналы, школьные тетради, дневники, подгузники и т. д.; книжной продукции, связанной с наукой, культурой, образованием; лекарства, медицинские изделия; услуги по внутренним воздушным перевозкам грузов и пассажиров.

Но есть ещё ставка НДС по отдельным операциям, которая определяется расчётным методом как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (10:110 х 100% или 18:118 х 100%). Существует следующий порядок расчёта НДС, подлежащего уплате в бюджет. Сначала рассчитывается сумма НДС, исчисленная от реализации:

НДС (сч 68) = Налоговая база х Налоговую ставку (10% или 18%)

Стоимость товаров, работ и услуг с учётом акцизов (без учёта НДС) по НДС является налоговой базой по НДС, которая определяется на одну из следующих дат (которая наступила первой): оплата товаров (частичная оплата в счёт будущих поставок — авансовые платежи) или дата отгрузки товаров (выполнения работ или оказания услуг).

Как только продавец отгрузил товар или получил авансы, он должен дополнительно к своей цене (себестоимость + прибыль) добавить НДС 18% или 10% в зависимости от произведённого вида товара, работы, услуги [5, с. 23].

Но есть ещё и входной НДС или налоговый вычет, когда продавец приобрёл для производства товара, работы, услуги и оплатил его, имея при этом счёт-фактуру, где указан и выделен НДС.

Другими словами, можно определить, что входным НДС или налоговым вычетом называется сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная покупателем при приобретении товаров (работ и услуг).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается следующим образом [6, с. 25]:

НДС (сч. 68) = НДС (сч. 68) — Входной НДС (сч. 19)

Ежеквартально НДС рассчитывается и уплачивается в бюджет. НДС за прошедший месяц уплачивается поэтапно, тремя частями в течение трёх последующих месяцев. Срок уплаты налога не позднее 25 числа каждого месяца.

А куда тратятся деньги от поступлений налоговых платежей и сборов? Прежде всего на субсидии и льготы; на социальные цели — пособия, помощь малоимущим; армию и безопасность; спорт и программы господдержки; медицину и образование; поддержку сельского хозяйства; реабилитацию инвалидов; защиту окружающей среды; ЖКХ и т. д. Но денег в бюджете недостаточно на выполнение нового "майского указа" Владимира Путина, который поручил к 2024 г. повысить качество автомобильных дорог и безопасность инфраструктуры, обеспечить рост численности и продолжительности жизни населения, а также заняться развитием "цифровой экономики". Этим и вызвано неизбежное повышение НДС с 18% до 20%, которое приведёт к росту цен [3, с. 59]. Федеральный закон о повышении ставки НДС с 1 января 2019 г. уже принят (Ф3-303 от 03.08.2018).

Анализируя доходы федерального бюджета в общей сумме администриру-емых ФНС России, можно сделать вывод, что самые основные поступления -это поступления от налога на добычу полезных ископаемых, которые составили 49%, НДС — 32%, налог на прибыль организаций — 8%. Конечно же, основные постдтшенияостаютсоотнефтегсзотыхдоходов (НДПИ), т. е. мы продаём природные ресурсы [1]. В январе-июне 2018 г. в федеральный бюджет поступило 5 492,6 млрд. руб., что на 22,2% больше, чем в январе-июне 2017 г. — это отражено на рис. 1.

2017 год 2018 год

Рис. 1. Поступления в федеральный бюджет в январе-июне 2018 г.

На рис. 2 приведена структура поступлений налогов в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-июне 2018 г. по сравнению с предыдушем периодом [1].

Как влияет повышение ставки ндс на розничную цену товара

14 июня Дмитрий Медведев объявил о повышении НДС до 20%. Буквально через пару недель вышел соответствующий закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». С 1 января 2019 года он вступил в силу. С момента объявления и по сей день идут споры о причинах, адекватности и последствиях принятого решения. Давайте разберемся, в чем дело. Зачем налог повысили и как это отразится на бизнесе и простых гражданах.

НДС — что это такое и как работает в России

НДС — аббревиатура, под которой скрывается налог на добавленную стоимость. Если сказать коротко, то он вычитается с разницы между себестоимостью товара (услуги) и его финальной ценой. Безусловно, НДС придуман для бизнеса. Но по факту, из-за сложной системы начисления, выплачивает его конечный потребитель продукта, т.к. все налоговые вычеты включены в окончательную стоимость.

НДС разработали довольно давно, а вот в России ввели только в 1992 году. В то время НДС составлял 28%, после чего снижался сначала до 20, затем до 18%, ну и в начале 2019 года вновь вырос до 20%. Ставка 18% действовала в течение 14 лет, с 2004 года.

НДС считается хоть и косвенным, но одним из самых главных налогов России, формирующих федеральный бюджет. Больше поступлений в казну обеспечивают только доходы нефтегазовой отрасли. За счет широкого распространения НДС собирается очень хорошо. А за счет все той же сложной многоступенчатой системы обложения уклониться от его уплаты практически невозможно. Это, кстати, стало весомым аргументом в пользу повышения именно налога на добавленную стоимость вместо принятия каких-либо иных мер. Например, сокращения государственных программ. Трудно спорить с тем, что закрытие программы материнского капитала или льготной ипотеки вызвало бы недовольство общества. После повышения НДС особой радости народа правительство тоже не ждало, однако, таким решением и его обоснованием било точно в цель. Потому как собранные деньги — а их ведь будет больше после повышения ставки — в идеале потратятся на социальные нужды.

НДС — это не одна цифра. В нем заложено определенная дифференциация. Прежние 18% (теперь 20%) — это базовая ставка. Есть так же ставка 10% — для части продовольственных товаров, которые формируют основу потребительской корзины, товаров для детей, книг, медицинских препаратов. И 0% — ставка, действующая на экспортируемые товары, международные перевозки. Существует группа товаров и услуг, которые не облагаются налогом и вовсе — диагностика и лечение заболеваний, обучение детей в школе, содержание в детских садах. Так вот согласно новому закону, повышение коснулось только базовой ставки. Нулевая и 10%-ная останутся без изменений.

Повышение налога — прогнозы и перспективы

Когда о повышении узнали, прогнозы были самыми неблагоприятными.

  • Повышение цен
  • Рост инфляции
  • Ужесточение мер Центробанка
  • Снижение прибыли малых и средних компаний
  • Падение спроса на большой перечень товаров и услуг
  • Общее ухудшение благосостояния граждан

Спустя полгода, когда оценить действия кабмина уже можно на трезвую голову, прогнозы звучат менее угрожающе.

Что касается роста цен, то повышение НДС напрямую на это не влияет. Цена формируется из нескольких факторов, и новый налог, по словам аналитиков рынка, внесет изменения лишь в 1%. 14 лет подряд НДС не повышался, а вот цены из года в год (скажем честно, из месяца в месяц) росли как на дрожжах. Опосредованное влияние новой ставки скажется на цене товаров, скорее, из-за увеличения стоимости междугородных перевозок и доставки. А вот прямо негативно повлияет подорожание бензина и автострахования.

К тому же, снижение в последние годы покупательской способности граждан не позволит магазинам и поставщикам услуг взвинчивать цены. Для них это чревато падением спроса.

На общее благосостояния граждан НДС тоже не оказывает влияния как такового. Связано это как раз с тем, что налоговые ставки в 10% и 0% не тронули. А под них попадают основные группы товаров и услуг, которыми россияне пользуются и которые приобретают практически ежедневно. Основа потребительской корзины, детские товары, в том числе подгузники, медицинские и образовательные услуги держаться будут на прежнем уровне.

Теперь про бизнес. Любое решение, принятое государством, имеет краткосрочную и долгосрочную перспективу. И тут интересы человека и государства, увы, не совпадают. Предприниматель, хоть и строит планы, обозначает цели и задачи на несколько лет вперед, все же зависит от дня сегодняшнего — от спроса на свой товар или услугу сейчас, от прибыли в этом месяце. По словам профессора финансов Российской экономической школы Олега Шибанова (интервью «Медузе»), деловая активность после повышения налога снизится. Компании сократят объемы производства, люди — расходы. Долгосрочные перспективы, спустя 5 лет, будут зависеть от того, насколько грамотно государство распорядится налоговыми поступлениями. Как будет чувствовать себя социальная сфера, здравоохранение, улучшится ли дорожная ситуация и т.д.

Получается, что ответить на вопрос о повышении НДС — хорошо это или плохо — однозначно нельзя. Не шоковая терапия и слава богу. Остается приспосабливаться.

Зачем повысили?

Повышение НДС — это одна из мер, необходимая для полноценного выполнения майского указа президента. Напомним, что указ определил цели развития России до 2024 года по всем фронтам, по всем сферам — медицина, «социалка», экология, дороги, наука, экспорт, международное сотрудничество, демография, доступное жилье, городская среда. Стоимость реализации поставленных целей оценили в 8 млрд. рублей. И их нужно откуда-то брать.

Сейчас ситуация такова, что из-за низкой цены на нефть доходы нефтегазовой отрасли (большая их часть) уходят в резервные фонды для формирования кризисной подушки безопасности. Государство делает накопления, поэтому финансирование проектов только за счет нефтяных денег невозможно. Оставшейся части не хватает. Нужны еще источники финансирования. Ими как раз стали повышенная ставка НДС и увеличенный пенсионный возраст.

Новая базовая ставка НДС 20%, по оценкам разных экономистов, принесет в бюджет от 400 до 620 млрд. рублей в год. Не трудно подсчитать, что и этого окажется мало. Сумму в 8 млрд. поступления от налогов полностью не закроют. Поэтому ждем новых решений. Надеемся, хоть до налога на воздух не дойдет.

Почему из-за повышения НДС розничные цены могут вырасти на 10-12 %

Повышение НДС до 20% влечет увеличение затрат компаний. После принятия законопроекта, НДС на социально значимые товары меняться не будет (это 10%), плюс часть категорий также как и сейчас не будет облагаться этим налогом вовсе (например, перевозка пассажиров, лечение и др.). Для остальных повышение составит всего 2% — с 18 до 20.

Однако крайне малое количество фирм занимается полным циклом производства и продажи собственного товара. Кто-то покупает оборудование для производства, кто-то запасные части, мелкооптовые и розничные компании приобретают крупные партии товаров и потом продают их. Т.е. практически каждая компания связана с необходимостью пользоваться услугами сторонних фирм.

Например, для того, чтобы организовать логистику и самостоятельно заниматься доставкой товара, обычной компании нужно покупать топливо, тратиться на использование и ремонт транспорта, закупать упаковочные (и другие расходные) материалы и т.д. И на каждый вид покупаемой продукции (если она не относится к льготной) компания будет платить за повышенный на 2% НДС. В итоге для клиентов этой компании стоимость услуг будет увеличена далеко не на 2%.

Компаниям, скорее всего, придется выбирать – поднимать цены более чем на 2%, чтобы сохранить прибыль, или не повышать стоимость услуг, чтобы сохранить покупателей. Скорее всего, будет выбран некий компромисс, который все равно приведет к снижению прибыли продавца, т.к. затраты с учетом повышения НДС возрастут, а поднимать отпускные цены до того уровня, чтобы полностью перекрыть новые траты, смысла нет. Иначе для конечного потребителя цена товара возрастет многократно. А если покупатели откажутся пользоваться товарами или услугами из-за его стоимости, то в итоге фирмы прогорят.

Налог на добавленную стоимость платит покупатель (в большинстве случаев). Приобретая товар или услугу, он оплачивает непосредственную цену, назначенную продавцом, плюс НДС – сейчас 18% от цены. Цена товара или услуги включает в себя, в т.ч., себестоимость материалов (из которых производится товар), стоимость самих работ (например, затраты на электричество, топливо, обслуживание оборудования и т.д.), оплату работнику, сделавшему товар или оказавшему услугу. А зарплата работнику входит в ФОТ.

На ФОТ налог на добавленную стоимость не распространяется, однако это те расходы, которые не возмещаются компаниям. НДС считается от общей стоимости товара, куда должны входить затраты работодателя на зарплату (иначе компания быстро прогорит). Поэтому косвенно НДС все-таки влияет на ФОТ – чем выше зарплаты работников, сделавших товар или оказавших услугу, тем больше конечная стоимость и, соответственно, сумма НДС.

Видимо, компаниям придется сократить какие-то расходы, чтобы повышение закупочной стоимости на необходимые для работы товары не сказалось на конечной цене продукта и не отпугнуло покупателей. ФОТ может стать одним из пунктов, на котором работодатели захотят сэкономить. Например, не повышать заработную плату на фоне общего роста цен. Однако может случиться и рост зарплат, в связи с тем, что поднимется стоимость товаров. В конечном итоге все будет зависеть от владельцев компаний – если они решат сохранить своих специалистов, которые приносят им доход, то зарплаты будут расти, а если захотят сэкономить – то не будут.

В любом случае, компании столкнуться с необходимостью оптимизации расходов. Велика вероятность, что те фирмы, которые не занимаются непосредственно производством какого-либо товара или услуги, даже покупая опт и продавая его мелкими партиями или в розницу, не выдержат роста цен. Им просто станет невыгодно работать, т.к. возросшие затраты будут перекрывать прибыль. Скорее всего, через некоторое время такие фирмы прекратят работать.

В итоге все эти проблемы бизнеса лягут на плечи конечных потребителей. Самый оптимистичный прогноз, что цены повысятся на те самые 2%. Но скорее всего, средний рост розничных цен будет 10-12%. Иначе продавцам будет совсем невыгодно работать.

В 2023 году много важных нюансов по НДС: как учесть их все и правильно сдать отчетность? Больше того, ошибки с этим налогом ― прямой путь к штрафам и даже уголовной ответственности.

Вывод простой: для работы с НДС нужна особая квалификация . «Клерк» предлагает именно такую.

На курсе повышения квалификации по НДС научитесь всем нюансам учета и отчетности по этому налогу, а еще получите официальное удостоверение. Скидка 65% на обучение до 17 сентября, 18800 6499 руб.

Успейте записаться

Минфин планирует в 2019 году повышение зарплат на 6,3%. Но эта цифра получилась из идеальных математических расчетов: налоги подняли на столько-то – профит государству (а значит и бизнесу, и гражданам) такой-то – значит, зарплаты вырастут на такие-то проценты. В реальности идеальные схемы не работают, поэтому если зарплаты и вырастут, то это будет компенсироваться возросшими ценами на товары и услуги.

НДС 20%: льготы в обмен на повышение?

Власти повысили налог на добавленную стоимость. Бизнес ожидает увеличения трат, а население страны – роста цен. Однако власти пообещали создать ряд мер, призванных компенсировать рост НДС. Валентина Александрова, внутренний аудитор Acsour, изучила предложения государства.

С 1 января 2019 года Россию ожидает повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов. Мера направлена на привлечение в бюджет дополнительных средств для выполнения майских указов президента РФ. Согласно оценкам, повышение налога может принести дополнительные 620 миллиардов рублей в год. Власти решили увеличить именно НДС, так как на данный момент этот налог является самым эффективно собираемым и администрируемым и оценка увеличения поступлений выглядит правдоподобной.

Новости о повышении НДС вызвали неоднозначную реакцию со стороны бизнеса. Наиболее часто озвучиваемое в обществе опасение – повышение общего уровня цен, которое ударит, прежде всего, по конечным потребителям – гражданам и малому бизнесу, не возмещающему НДС из-за применения упрощенной системы. Таким образом, в обществе уже сформировались инфляционные ожидания, связанные с изменением ставки.

Власти предлагают снизить с семи миллиардов до двух миллиардов рублей сумму налога, которую за три года должна заплатить компания для получения права на ускоренный возврат НДС. Также сократится количество документов и требований к ним, необходимых для ускоренного возврата.

Однако в обмен на повышение налога правительство предложило различные преференции для бизнеса, целью которых является компенсация негативного эффекта от увеличения ставки. Эти предложения формализованы в законопроекте № 249505-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Подписание данного закона Президентом РФ ожидается в ближайшее время. Рассмотрим, какие льготы правительство планирует создать, чтобы нивелировать налоговый удар по малому бизнесу.

Сокращение срока «камералок»

В законопроекте предложено сократить срок проведения камеральной проверки декларации по НДС с трех до двух месяцев, оставив при этом возможность увеличения срока до трех месяцев в случае выявления нарушений. Безусловно, данная мера является шагом навстречу налогоплательщикам, однако ее финансовый эффект с точки зрения бизнеса не представляется существенным.

Уточненный порядок

Законопроектом разъясняется порядок проведения налоговой службой дополнительных контрольных мероприятий в отношении компании и документального оформления ревизий. Данная мера, безусловно, позволит упростить взаимодействие ИФНС и фирм, а также снизит вероятность судебных разбирательств между ними из-за повторного назначения проверок.

Точные критерии

Планируется установить лимит в 60 миллионов рублей для признания сделок с взаимозависимыми иностранными компаниями контролируемыми. Это снизит административную нагрузку на бизнес и избавит большое количество компаний с иностранным участием от подачи уведомлений о несущественных сделках и подготовки пакетов документации по трансфертному ценообразованию в их отношении.

Отмена налога на движимое имущество

Данная мера наконец-то вернет равенство налогоплательщикам из всех регионов, поскольку до этого момента решение о льготе принималось региональными властями. Максимальная ставка налога составляла 1,1 процента. Для многих компаний это решение станет существенным бонусом.

Ускоренный возврат

Власти предлагают снизить с семи миллиардов до двух миллиардов рублей сумму налога, которую за три года должна заплатить компания для получения права на ускоренный возврат НДС. Также сократится количество документов и требований к ним, необходимых для ускоренного возврата. Данная мера направлена на поддержку крупного бизнеса.

Без консолидированных групп

В проекте предлагается отмена института КГН с 2023 года и запрет на создание новых консолидированных групп. Таким образом, нельзя будет передать полномочия на уплату налога по группе компаний в каком-то одном регионе.

Эта мера направлена на наполнение доходами региональных бюджетов, которые недополучают средства из-за действия КГН. По моему мнению, предложенные льготы не будут иметь значительного положительного влияния на малый бизнес, который пострадает от увеличения НДС наиболее существенно.

Таким образом, негативный финансовый эффект не будет компенсирован этой категории налогоплательщиков. Единственная действительно эффективная мера по снижению фискальной нагрузки – это отмена налога на движимое имущество.

Предварительная оценка

Дарья Перковская, партнер практики Аудит и консалтинг АКГ «Деловой профиль», посмотрела на повышение ставки налога на два процента глазами государства, компаний и конечных потребителей.

По оценке Минфина, после повышения налога инфляция может ускориться в пределах 1,5–4,5 процентных пункта в 2019 году, а рост цен, согласно расчетам ЦБ, ускорится на один процентный пункт, причем частично это станет заметно уже во второй половине 2018 года.

Повышение налоговой нагрузки в качестве источника пополнения бюджета обсуждается уже давно. Оценивались варианты и последствия таких мер, как введение налога с продаж, переход к прогрессивной шкале НДФЛ, отмена всех фискальных льгот, включая пониженные ставки по НДС, но все вышеперечисленные механизмы увеличения поступлений в бюджет гораздо сильнее ударили бы по населению, чем принятое решение об увеличении ставки налога на добавленную стоимость на два процента при сохранении всех льгот по НДС, существующих на текущий момент.

В масштабах страны

В рамках экономики страны в целом важно будет, куда именно будут направлены дополнительные доходы бюджета. Если это будут инвестиции в новые инфраструктурные проекты или власти осуществят бюджетный маневр в пользу здравоохранения и образования, то потенциально это приведет к росту ВВП.

Для компании

Если же рассматривать влияние повышения ставки НДС в рамках конкретной компании, то самым очевидным последствием будет прибавка к цене товаров, работ и услуг в размере 2%.

Если говорить о компаниях – плательщиках НДС, то у них пропорционально увеличатся как сумма налоговых начислений, так и размер налоговых вычетов, вследствие чего общая фискальная нагрузка на бизнес возрастет незначительно. Однако для конечного потребителя повышение ставки НДС обернется ростом розничных цен, а для компаний и предпринимателей, применяющих упрощенные системы налогообложения, – ростом себестоимости и, как следствие, также ростом цен для конечного потребителя.

При этом в качестве компенсации бизнесу предлагаются отмена налога на движимое имущество, а также ускорение возмещения НДС экспортерам.

Однако эти послабления коснутся не всех – ведь не все фирмы являются плательщиками налога на движимое имущество, а ускорение возмещения НДС предполагается только для крупных экспортеров с налоговой нагрузкой более двух миллиардов рублей за три последних года.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *