Из какого расчета устанавливается должность педагога библиотекаря
Перейти к содержимому

Из какого расчета устанавливается должность педагога библиотекаря

  • автор:

Из какого расчета устанавливается должность педагога библиотекаря

Создание новой профессии «Педагог-библиотекарь» потребовало разработки профессионального образовательного стандарта. За его создание взялся профессор СПбГУКИ А.В.Соколов. Были намечены три блока дисциплин: общекультурный, общепрофессиональный и профессиональный. Однако скоро стало ясно, что в качестве основы образовательного стандарта новой профессии должен быть положен Стандарт самой профессии «педагог-библиотекарь», ядром которого стала бы профессиограмма нового специалиста, раскрывающая содержание его труда: основные цели, функции, виды деятельности, требования к образовательной подготовке (знания, умения, навыки, компетенции) применительно к условиям формирующегося информационного общества и общества знаний.

Профессиональный стандарт — важнейший нормативный документ, рождающийся в результате коллективного творчества ученых и практиков. Это корпоративный инструмент, позволяющий лоббировать интересы библиотечных специалистов в государственных и общественных организациях, налаживать и регулировать связи с международными ассоциациями школьных библиотекарей и с многотысячной армией школьных библиотекарей России. Это системный продукт, представляющий школьную библиотеку как когнитивный ресурс инновационных образовательных процессов в школе. Это связующий инструмент вузов культуры, взявших на себя подготовку кадров для школьных библиотек.

Цель Стандарта продемонстрировать новую реальность для школьных библиотекарей, партнерство с социумом, стать движущей силой перемен, показать учителям, родителям учащимся и обществу в целом ценность продукта своего труда, защитить саму профессию и ее уникальность.

Стандарты профессии «педагог–библиотекарь» существуют во многих странах. В России он создается впервые. Создателями его являются Русская школьная библиотечная ассоциация, во взаимодействии с Центром развития межличностных коммуникаций. Требование к созданию отечественного Стандарта состоит в том, чтобы он отвечал российским культурным традициям, был тесно связан с гуманистическим воспитанием школьников, обеспечивал существующие образовательные программы и был устремлен к образованию завтрашнего дня.

Следует заметить, что новый статус, какой получил школьный библиотекарь символичен. В нем заложен интегральный смысл — соединение двух социальных институтов — образования и библиотечного дела. Это не просто сложение двух составляющих: педагог плюс библиотекарь, это специалист в школе, который осуществляет педагогическую деятельность библиотечными ресурсами и методами, а библиотечные ресурсы и методы реализует для совершенствования образовательного процесса и воспитания учащихся.

Профессии «педагог-библиотекарь» и «учитель» это разные профессии. Для учителя характерен предметоцентризм и оперирование оценками по пятибалльной шкале. Педагог-библиотекарь это надпредметная профессия, она шире, чем учитель. Этой профессии присущ особый демократизм взаимодействия с детьми и взрослыми, обеспечивающий свободу неформального общения, свободу выбора литературы для чтения и свободу интерпретации прочитанного, отличающиеся от стандартизированного диалога на уроке. Сама профессия «педагог-библиотекарь» олицетворяет тенденцию школьного образования на интеграцию, на межпредметные связи, на соединение печатных и электронных средств информации и потому направлена на перспективу образования, на его будущее.

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог-библиотекарь. ПРОЕКТ (.doc)

19.10.2014 Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию проект профстандарта «Педагог-библиотекарь», разработанный научно-исследовательским коллективом КемГУКИ .

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к профессиональному стандарту Педагог — библиотекарь (.doc)

Дорогие коллеги! Один из участников Всемирного Форума IASL-2014 предоставил информацию о работе над национальными стандартами школьных библиотек Канады, которые стратегически совпадают с концепцией развития школьных библиотек России, несколько лет назад разработанной нашей ассоциацией.

Канадские коллеги определяют эффективную работу «школьно-библиотечного образовательного сообщества пятью основными стандартами практической деятельности, призванными в совокупности своей обеспечивать динамичное обучение. В описании каждого из них приведены взаимосвязанные показателей успеха и примеры из практического опыта реальных библиотек.».

Библиотека – это место, где учат учиться, центр интерактивного обучения. Поэтому мы приглашаем вас, дорогие профессионалы, к активному обсуждению и развитию нашего стандарта и для этого предлагаем вам материал наших зарубежных коллег. Ждем ваших отзывов, предложений, суждений.

Сколько библиотекарей должно быть в школе

Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата труда библиотекарей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Оплата труда библиотекарей

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Руководствуясь статьей 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и исходя из того, что в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение установленное по результатам внутреннего расследования применение истцом, как педагогом-библиотекарем методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, в связи с чем у работодателя имелись предусмотренные законом основания для расторжения трудового договора в связи с применением методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, суд правомерно отказал в признании незаконным увольнения, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за вынужденный прогул, поскольку основанием для увольнения педагогического работника является применение методов воспитания, связанных с физическим насилием над личностью учащегося вне зависимости от последствий в виде повреждений здоровья; кроме того, в администрацию школы последовало обращение из компетентных органов со ссылкой на сведения (телефонограмму) медицинского учреждения (травмпункта), куда обратилась мать обучающегося с жалобами на полученные ребенком травмы.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.08.2020 по делу N 33-10524/2020
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что в период отбывания наказания в исправительном учреждении он работал в библиотеке учреждения, включая выходные и праздничные дни, заработная плата ему не выплачена.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части. Суд, основываясь на представленных письменных доказательствах, показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей, пришел к выводу, что Ж. привлекался Колонией к труду в спорный период, работая библиотекарем. Вопреки доводам апелляционных жалоб, у судебной коллегии не имеется оснований для переоценки указанных выше письменных доказательств, показаний свидетелей, поскольку судом первой инстанции данные доказательства оценены по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Ссылка в жалобе на отсутствие в штатном расписании ставки библиотекаря не свидетельствует о необоснованности иска, учитывая, что факт привлечения истца к оплачиваемому труду нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, отсутствие приказа о трудоустройстве Ж. указывает на ненадлежащее исполнение Колонией обязанности по оформлению привлечения истца к труду. Наличие в материалах дела письменного заявления Ж. о разрешении работать в порядке, предусмотренном ст. 106 УИК РФ по благоустройству прилегающей территории в количестве 40 часов в неделю, приведенные судом выводы не опровергает. Указанному доказательству судом была дана надлежащая оценка в совокупности с иными доказательствами, сделан обоснованный вывод о том, что работа в качестве библиотекаря с выполнением должностных обязанностей по ведению учета картотеки читателей, первичной документации учета печатной продукции, составлении акта списания книг, обмена книг в закрытых объектах, контроль за соблюдением графика посещения библиотеки, обеспечение сохранности имущества и т.д., не является работой по благоустройству исправительного учреждения и прилегающих к нему территорий в смысле, придаваемом положениями ст. 106 УИК РФ. По приведенным мотивам доводы жалобы о недоказанности привлечения истца к труду в спорный период судебной коллегией отклоняются.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Оплата труда библиотекарей

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности труда педагогических работников общеобразовательных организаций Например, педагогам-библиотекарям установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, а норма часов учебной (преподавательской) работы учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным), — 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Это следует из абз. 10 п. 2.1, абз. 2 пп. 2.8.1 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601.

Нормативные акты: Оплата труда библиотекарей

Приказ Росстата от 30.07.2021 N 457
(ред. от 17.12.2021)
«Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы» Например, если библиотекарь по внутреннему совместительству работает на должности, относящейся к категории «прочие работники», то он должен отражаться как единица по строке 06 графе 1, а в графе 3 должна отражаться его суммарная заработная плата как библиотекаря и как работника из числа «прочих работников», в графе 4 — только оплата труда работника из числа «прочих работников».

Приказ Росстата от 24.07.2020 N 412
(ред. от 17.12.2021)
«Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) Например, если библиотекарь по внутреннему совместительству работает на должности, относящейся к категории «прочие работники», то он должен отражаться как единица по строке 06 графе 1, а в графе 3 должна отражаться его суммарная заработная плата как библиотекаря и как работника из числа «прочих работников», в графе 4 — только оплата труда работника из числа «прочих работников».

На протяжении нескольких лет в нашем ОУ численность учащихся колебалась от 420 до 470 человек при 19 комплект-классах — -в штатном расписании 1 ставка зав.библиотекой.

НА 2017/2018 учебный год — 503 ученика, 20 комплект-классов, наполняемость классов 25,15. В штатном расписании 1 ставка зав.библиотекой.

При увеличении количества учащихся положено ли введение 0,25 ставки библиотекаря в штатное расписание? (исходя из расчетов 400 учащихся на 1 ставку зав.библиотеки, 600 учащихся: 1 ставка зав. библиотеки+0,5 ставки библиотекаря, 500 учащихся: 1 ставка зав библиотеки + 0,25 библиотекаря)

Ответьте пожалуйста от чего зависит ставка зав. библиотекаря (библиотекаря) от количества детей или класс-комплектов? И сколько ставок должно быть в нашем штатном расписании?

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится установление штатного расписания. Приказ Министерства Просвещения СССР от 31.12.1986 № 264 «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дошкольных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем» утратил силу.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится установление штатного расписания. Приказ Министерства Просвещения СССР от 31.12.1986 № 264 «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дошкольных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем» утратил силу.

Т.е. образовательная организация в лице директора сама вправе устанавливать нужное ей количество ставок и формировать штатное расписание не взирая на численность учеников и комплект- классы? А как же согласование штатного расписания с комитетом по образованию, различные ходатайство о введение ставок в комитет по образованию? Комитет не даст разрешение и ставки не введут в штатное расписание на этом и закончится КОМПЕТЕНЦИЯ образовательного учреждения.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится установление штатного расписания. Приказ Министерства Просвещения СССР от 31.12.1986 № 264 «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дошкольных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем» утратил силу.

Т.е. образовательная организация в лице директора сама вправе устанавливать нужное ей количество ставок и формировать штатное расписание не взирая на численность учеников и комплект- классы? А как же согласование штатного расписания с комитетом по образованию, различные ходатайство о введение ставок в комитет по образованию? Комитет не даст разрешение и ставки не введут в штатное расписание на этом и закончится КОМПЕТЕНЦИЯ образовательного учреждения.

Я работаю школьным библиотекарем в лицее, где учащихся более 1500. Подскажите, пожалуйста, сколько библиотекарей положено на такое количество учащихся (около 56-58 классов)?

Похожие вопросы

Мой вопрос таков: сколько времени должен работать школьный библиотекарь сельской школы, получая 0,5 ставки библиотекаря?

Школьный библиотекарь спрашивает при каком количестве классов библиотекарю платят 2 ставки? Комплект классов в данном учреждении составляет 38 классов, а оплата 1,5 ставки.

Сколько часов в неделю должен работать школьный библитекарь.

Школьный библиотекарь на 0,75 ставки сколько часов в неделю должен работать?

Я — школьный библиотекарь. Какие должны быть основания для перевода меня в должность библиотекаря-педагога?

Сколько часов в неделю должен работать школьный библиотекарь (женщина) в сельской местности?

Я работай в школьной библиотеки сельской местности. Правда ли, что ставка библиотекаря зависит от количества учащихся. Если да то где найти от скольки учащихся положена ставка библиотекаря?

Такой вопрос. Школьный библиотекарь не принимает книги. Выдавались они совершенно новыми. А обложки учебников мягкие и тоненькие. Естественно потрепались уголки. Заставляют купить новые. Правомерны ли действия библиотекаря?

старший преподаватель ОГБУ ДПО КИРО,

председатель Курского регионального представительства РШБА

В 2010 году был утвержден ФГОС основного общего образования, позиционирующий школьную библиотеку как информационно-библиотечный центр.

В 2016 году утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.

Как изменилась нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность школьных библиотек и педагогов-библиотекарей за эти годы? Что уже сделано, а что еще предстоит сделать? Как принятые документы влияют на библиотечную работу в школах? Ответы на эти вопросы помогут составить целостную картину оснований, возможностей и перспектив развития библиотечного дела в общеобразовательных организациях.

Деятельность школьной библиотеки (ИБЦ) и педагога-библиотекаря

Наличие школьной библиотеки

Должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия),

Установление льготной педагогической пенсии

Педагоги-библиотекари отнесены к категории педагогических работников, поэтому должны иметь право на льготную пенсию после 25 лет работы? На сегодняшний день в документ, регламентирующий это право, изменения пока не внесены.

Предоставление отпуска длительностью 1 год один раз в 10 лет

Также как все учителя, педагоги-библиотекари имеют право на отпуск длительностью 1 гол один раз в 10 лет. Это право за педагогами-библиотекарями уже закреплено.

Предоставление ежегодного отпуска длительностью 56 дней

На ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью 56 календарных дней имеют право претендовать все педагогические работники, в том числе и педагоги-библиотекари. Это право отражает Постановление Правительства РФ.

Сокращенная продолжительность рабочей недели, объем внеурочной деятельности

Длительность рабочей недели у педагога-библиотекаря приравнена к нормативам, установленным для всех педагогических работников. Однако пока не определен объем часов для организации внеурочной деятельности, в отличие от объема учебной нагрузки для учителей.

Льготы по оплате коммунальных платежей в сельской местности

Льготы устанавливаются региональными документами (распоряжениями администрации области, края, республики), поэтому в каждом регионе должен быть принят свой документ.

Нормативы времени на библиотечную работу, определении штатной численности сотрудников

В сфере образования отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие примерную структуру штатного расписания и общий объем нагрузки для педагога-библиотекаря. Существуют документы общего характера, которые могут применяться и по отношению к библиотекам сферы культуры, и к библиотекам сферы образования. Руководствуясь этими документами, определяют необходимую численность штата. Приказ Министерства просвещения СССР, определяющий размер ставки школьного библиотекаря исходя из количества классов-комплектов, утратил свою силу. Действующие сегодня документы:

Реализация требований ФЗ в части дополнительного профессионального образования.

Как все педагогические работники школы, педагоги-библиотекари имеют право повысить квалификационную категорию и для этого проходят аттестацию. По решению школьной аттестационной комиссии педагоги-библиотекари аттестуются на соответствие занимаемой должности. По решению муниципальной (региональной) аттестационной комиссии аттестуются на 1 квалификационную категорию. По решению региональной аттестационной комиссии аттестуются на высшую квалификационную категорию. Основание для разработки аттестационных материалов регламентирует приказ Минобрнауки России. Отсутствие единых библиотечных форм отчетности не позволяет разработать единые критерии эффективности деятельности педагога-библиотекаря, поэтому в регионах наблюдаются самые разные подходы и критерии оценки их деятельности.

Содержание деятельности школьной библиотеки (ШБ и ИБЦ) и педагога-библиотекаря

Функционал и направления деятельности ШБ

Для того чтобы понять, в чем особенности и каково содержание работы современной школьной библиотеки или школьного информационно-библиотечного центра, необходимо изучить и реализовать самый главный на сегодня документ.

Обязательные локальные акты школы

Существуют нормы, обязывающие нас составлять те или иные локальные нормативные акты:

Типовое положение о школьном ИБЦ

В настоящий момент разрабатывается такое типовое положение. Профессиональное сообщество ожидает его утверждения в ближайшее время.

Обмен документами библиотечного фонда

Один из самых важных вопросов для школьных библиотек при дефиците бюджетных средств: можно ли использовать документы фондов других школ, то есть осуществлять работу в рамках межбиблиотечного абонемента (МБА)? Данный вид деятельности осуществляется на основании ГОСТа МБА, который в настоящее время находится на доработке. Это значит, что правила (положения) МБА устанавливаются (регионами, муниципалитетами, школами) самостоятельно.

Оснащение школьных библиотек (ШБ и ИБЦ)

Основания для материально-технического обеспечения ШБ указаны в следующих нормативных правовых актах:

Библиотечный фонд

Чем необходимо комплектовать фонды школьных библиотек – не праздный вопрос. Учебники и учебные пособия –основной фонд. Для фонда дополнительной литературы обязательные конкретные требования разработало Минобрнауки России.

Подводя итоги разговору, выскажу собственное мнение. Практически все, чего мы ждем и хотим получить для своей работы, можно получить. Нормативно-правовые условия для работы школьных библиотек обеспечены практически на 100 %. Возможно, пока выйдет в свет эта статья, появятся новые документы.

Главное – быть готовыми к конкретным действиям не только по итогам реализации уже разработанных документов, но и приложить усилия для создания так необходимых нам всем новых положений, программ, концепций. Все это, и даже больше, можно сделать сообща. Потенциал у нашего профессионального сообщества ОГРОМНЫЙ!

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность «педагога-библиотекаря»

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.05.2011 года №448-н в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития России от 26.10.2010 г. №761н), включена должность педагога-библиотекаря.

Кроме того, описание деятельности и основные трудовые функции педагога-библиотекаря определены профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», утвержденным приказом Министерства труда и социального развития РФ от 10 января 2017 года 10н, раздел 3.5

Правительство РФ своим Постановлением от 8 августа 2013 г. №678 утвердило номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которую включена должность педагога-библиотекаря.

Кто может быть назначен на должность педагога-библиотекаря.

На должность педагога-библиотекаря могут быть назначены лица, отвечающие требованиям подраздела III «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» по должности педагог-библиотекарь. (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года №761н.)

Вместе с тем, на должность педагога-библиотекаря могут назначаться лица, как имеющие педагогическое и библиотечное образование, так и не имеющие его. Согласно пункту 9 подраздела I «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» «Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

В соответствии с пунктом 5 статьи 47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии.

В связи с тем, что должность педагога-библиотекаря включена в раздел I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников, за некоторым исключением, распространяются и на педагогов-библиотекарей.

Право на сокращенную продолжительность рабочего времени Приложением №1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. №1601 педагогам-библиотекарям продолжительность рабочего времени установлена 36 часов в неделю.

Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации Разделом 3 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» от 14.05.2015 года №466 педагогу-библиотекарю предоставляется ежегодный основной удлиненный отпуск, продолжительностью 56 календарных дней.

Право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка о предоставлении педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» от 31.05.2016 года №644 педагог-библиотекарь имеет право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы.

Иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Зависимость размера оплаты труда от квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2011 года №1601н внесены изменения в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года №216н должность педагога-библиотекаря отнесена к 4 квалификационному уровню, так же, как должности преподавателя, тьютора, учителя.

Права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В имеющемся Постановлении Правительства Российской Федерации «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 29.10.2002 года №781 должность педагога-библиотекаря в Список должностей не включена, поэтому права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у педагога-библиотекаря нет.

Материалы подготовлены ФИМЦ, Информационным центром «библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО

Педагог-библиотекарь новая должность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности .

В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Должностные обязанности Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.

Должностные обязанности

  • Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач.
  • Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
  • Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.

Должностные обязанности

  • Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.
  • Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.

Должностные обязанности

  • Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы.
  • Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения.
  • Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем.

Должностные обязанности

  • Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения.
  • Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам.
  • Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.
  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать :

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения;
  • методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;
  • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста;
  • специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности;

Должен знать :

  • современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;
  • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения;
  • правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда;
  • условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках;

Должен знать :

  • современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании;
  • систему классификации информации и правила составления каталогов;
  • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;
  • порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда;
  • порядок составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

«Приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. №448н» Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2011 г. № 03-495

«Приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. №448н»

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2011 г. № 03-495

Кто будет работать в школьной библиотеке? Образовательное учреждение компетентно устанавливать штатное расписание в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которое могут быть включены должности: библиотекарь и (или) педагог-библиотекарь

Кто будет работать в школьной библиотеке?

Образовательное учреждение компетентно устанавливать штатное расписание в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которое могут быть включены должности:

  • библиотекарь и (или)
  • педагог-библиотекарь
  • Библиотечным работникам образовательных учреждений продолжительность отпуска может быть увеличена за счет предоставления им дополнительного отпуска за ненормированньй рабочий день, если указанные работники привлекаются к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Следует учесть, что предоставление библиотечному работнику дополнительного отпуска за ненормированный день в каникулярный период не потребует дополнительных финансовых затрат, поскольку оплата дополнительных дней отпуска будет производиться вместо заработной платы за такое же количество дней работы.

Преподавательская работа Библиотечные работники могут за дополнительную оплату выполнять преподавательскую работу в том же образовательном учреждении (т.е. вести занятия по учебным предметам на условиях, установленных для учителей). В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрирован Минюстом России 7 августа 2003 г. регистрационный № 4963), преподавательская работа без занятия штатной должности не считается совместительством.

  • Библиотечные работники могут за дополнительную оплату выполнять преподавательскую работу в том же образовательном учреждении (т.е. вести занятия по учебным предметам на условиях, установленных для учителей).

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрирован Минюстом России 7 августа 2003 г. регистрационный № 4963), преподавательская работа без занятия штатной должности не считается совместительством.

Профсоюз работников народного образования и науки РФ - Директору Департамента общего образования при доработке проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» предлагаем в разделе «Должностные обязанности» исключить такие функциональные обязанности как « осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей; планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; проведение учебных занятий », поскольку эти функции являются прямыми обязанностями педагогического работника с наименованием должности «учитель», независимо от того выполняется работа в должности учителя по основной работе или помимо основной работы.

Профсоюз работников народного образования и науки РФ — Директору Департамента общего образования

  • при доработке проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» предлагаем в разделе «Должностные обязанности» исключить такие функциональные обязанности как « осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей; планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; проведение учебных занятий», поскольку эти функции являются прямыми обязанностями педагогического работника с наименованием должности «учитель», независимо от того выполняется работа в должности учителя по основной работе или помимо основной работы.

Профсоюз работников народного образования и науки РФ — Директору Департамента общего образования

  • … отнесение педагога-библиотекаря к профессиональной квалификационной группе педагогических работников само по себе не распространяет на них большинство государственных гарантий, установленных для педагогических работников в зависимости от занимаемой должности, типов и видов образовательных учреждений, нормативными правовыми актами Российской Федерации на основании норм федеральных законов

Профсоюз работников народного образования и науки РФ — Директору Департамента общего образования

  • для распространения на педагогов-библиотекарей права на удлиненную продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, на досрочное назначение трудовой пенсии необходимо принятие соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации,

КОММЕНТАРИЙ к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы осуществления деятельности педагогов-библиотекарей

подготовлен специалистами аппарата Профсоюза

В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой.

1. Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря Руководители учреждений вправе самостоятельно принимать решение о наименованиях должностей работников и комплектовании кадров, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами в учреждении, поскольку эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря. В крупных общеобразовательных учреждениях с большим количеством классов при наличии объективных условий и финансовых возможностей, в школьных библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в том числе библиотечными работниками и педагогами-библиотекарями

1. Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря

Руководители учреждений вправе самостоятельно принимать решение о наименованиях должностей работников и комплектовании кадров, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами в учреждении, поскольку эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.

В крупных общеобразовательных учреждениях с большим количеством классов при наличии объективных условий и финансовых возможностей, в школьных библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в том числе библиотечными работниками и педагогами-библиотекарями

1. Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря если учреждение сочтет целесообразным с учетом имеющихся ресурсов, в том числе финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание учреждения

1. Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря

  • если учреждение сочтет целесообразным с учетом имеющихся ресурсов, в том числе финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание учреждения

1. Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря

В определенных случаях при решении работодателем вопросов комплектования кадров, в том числе при назначении на должность педагога-библиотекаря (перевод на эту должность библиотекаря), допускается прием на работу (перевод) лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделе «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.

пунктом 9 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

2. Должности работников в библиотеках учреждений и их должностные обязанности Педагогу-библиотекарю помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа, связанная с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности, которая может осуществляться в кружковой, клубной и иных формах работы . Следовательно, такая педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.

2. Должности работников в библиотеках учреждений и их должностные обязанности

  • Педагогу-библиотекарю помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанностьпедагогическая работа, связанная с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности, которая может осуществляться в кружковой, клубной и иных формах работы .

Следовательно, такая педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.

3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей Реализация определенных прав, установленных законодательством Р Ф для педагогических работников, в настоящее время находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно будут внесены необходимые дополнения в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты: приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (вступил в силу с 4 июля 2011 года), которым регулируется сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников; постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (с изменениями и дополнениями), которым определяется продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска.

3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

Реализация определенных прав, установленных законодательством Р Ф для педагогических работников, в настоящее время находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно будут внесены необходимые дополнения в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты:

  • приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (вступил в силу с 4 июля 2011 года), которым регулируется сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников;
  • постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (с изменениями и дополнениями), которым определяется продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска.

3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

Необходимо также внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, которые определяют порядок реализации прав и мер социальной поддержки педагогических работников, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и статьей 55 Закона РФ «Об образовании».

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей Педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Значит, должны быть установлены федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогов-библиотекарей

3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

Педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Значит, должны быть установлены федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогов-библиотекарей

3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей Основные права педагогических работников, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», а также академические, трудовые и иные права , установленные другими федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и другими нормативными правовыми актами могут быть распространены на педагогов-библиотекарей, как правило, только через подзаконные нормативные правовые акты, принятие которых должно быть инициировано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, а также другими уполномоченными органами власти.

3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

  • Основные права педагогических работников, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», а также академические, трудовые и иные права , установленные другими федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и другими нормативными правовыми актами могут быть распространенына педагогов-библиотекарей, как правило, только через подзаконные нормативные правовые акты, принятие которых должно быть инициировано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, а также другими уполномоченными органами власти.

3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

Обязанность проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности , которая проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и введен в действие с 1 января 2011 г.

4. Условия выполнения педагогами-библиотекарями дополнительной педагогической работы Помимо педагогической работы, входящей в обязанности педагогов-библиотекарей и не подлежащей дополнительной оплате, эти работники в том же образовательном учреждении могут осуществлять при наличии соответствующей подготовки преподавательскую работу по учебному предмету. Такая работа так же, как и для других работников, может быть разрешена в основное рабочее время, поскольку не считается совместительством и подлежит оплате в порядке и на условиях, установленных для учителей.

4. Условия выполнения педагогами-библиотекарями дополнительной педагогической работы

Помимо педагогической работы, входящей в обязанности педагогов-библиотекарей и не подлежащей дополнительной оплате, эти работники в том же образовательном учреждении могут осуществлять при наличии соответствующей подготовки преподавательскую работу по учебному предмету. Такая работа так же, как и для других работников, может быть разрешена в основное рабочее время, поскольку не считается совместительством и подлежит оплате в порядке и на условиях, установленных для учителей.

5. Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей Единой системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в настоящее время не установлено. В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику, в том числе педагогу-библиотекарю, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами

5. Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей

  • Единой системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в настоящее время не установлено.
  • В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику, в том числе педагогу-библиотекарю, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда.
  • Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
  • Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами

5. Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей

  • Система оплаты труда работников образовательного учреждения строится на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования , утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», должность педагога-библиотекаря данным приказом в настоящее время не предусмотрена , а, следовательно, по этой должности не определен и квалификационный уровень , в соответствии с которым определяется дифференциация размеров должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников.

5. Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей

Общероссийский Профсоюз образования предложил Минобрнауки России отнести должность педагога-библиотекаря к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, а также в целом подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, связанных с регулированием прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов-библиотекарей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *