Что такое «Иные организации финансового рынка» (ИОФР)?»
Мы продолжаем знакомить вас с поправками в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
Часть 2. Что такое «Иные организации финансового рынка» (ИОФР)?
Из формулировки в Законе «О валютном контроле» (п. 1 ст. 12 Закона) следует, что иностранная иная организация финансового рынка — это организация, которая в соответствии с личным законом имеет право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. Перечень, даже открытый, подобных организаций в Законе — не приведен.
Конечно, столь общее определение, имеющееся в Законе — не очень удобное и дает простор для крайне широкого трактования того, о каких же счетах и в каких же ИОФРах нужно отчитываться. В принципе, даже счет или «баланс» иностранного мобильного телефона можно с натяжкой отнести с счету в иностранной ИОФР, особенно если с помощью такого счета («баланса») можно оплачивать какие-то иные услуги, кроме мобильной связи (что не так уж редко встречается в России).
Надеемся все же, что налоговые органы будут прежде всего фокусироваться на, скажем так, «очевидных» ИОФР, таких, как брокерские компании, управляющие и инвестиционные компании и их аналоги.
Вообще, в качестве ориентира того, какие же иностранные организации будут расцениваться налоговой службой как «иные [иностранные] организации финансового рынка» можно рекомендовать Федеральный закон от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами…», устанавливающий более конкретный перечень финансовых организаций:
«…кредитной организацией, страховщиком, осуществляющим деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющим по договору доверительного управления имуществом, негосударственным пенсионным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговой организацией (далее — организации финансового рынка)…»
Кроме того, на официальном сайте ФНС размещен «Перечень некоторых видов организаций, которые следует относить к организациям финансового рынка для целей исполнения главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации»
Этот перечень создан для «налоговых целей», в нем самом содержится оговорка: «Настоящий перечень представляет собой мнение ФНС России, согласованное с Минфином России и Банком России. Перечень не является исчерпывающим и будет дополняться, не является нормативно правовым актом, носит информационный характер и не препятствует организациям руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от мнения, содержащегося в настоящем перечне».
Однако, необходимо понимать, что глава 20.1 Налогового Кодекса РФ — это имплементация в законодательство России правил автоматического обмена с иностранными государствами (территориями) и перечень составлен на базе Стандартов об автоматическом обмене. Следовательно, именно от таких иностранных организаций, как приведенные в Перечне, или их иностранных аналогов российская ФНС ожидает получение информации в рамках автоматического обмена. Вот какие организации отмечены в Перечне как «организации финансового рынка»:
- профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, или деятельность форекс-дилера;
- управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
- специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
- акционерный инвестиционный фонд;
- клиринговая организация (в отношении сделок, осуществляемых в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента);
- центральный контрагент;
- центральный депозитарий;
- страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни;
- страховщик, осуществлявший деятельность по страхованию за исключением добровольного страхования жизни;
- негосударственный пенсионный фонд;
- микрофинансовая организация;
- кредитный потребительский кооператив;
- жилищный накопительный кооператив;
- сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив;
- оператор электронных денежных средств.
И хотя и сам Перечень относится к российским организациям, и применяется он в первую очередь в налоговых целях, можно с достаточной уверенностью утверждать: если у вас есть счет в одной из подобных иностранных организаций — это счет в той самой ИОФР, о нем нужно подать в российские налоговые органы соответствующие уведомления и ежегодно подавать отчеты о движении средств.
Обращаем внимание еще раз: обязанность по подаче уведомлений и отчетов по счетам, как банковским, так и в иных организациях финансового рынка распространяется только на резидентов, пребывающих на территории России 183 дня и более в календарном году. Эти обязанности НЕ распространяются на резидентов, находящихся вне России более 183 дней в календарном году.
Энциклопедия решений. Определение типа контрагента в целях выбора подстатьи КОСГУ (для бюджетной сферы)
Материал подготовлен в соответствии текстом приказа Минфина России от 13.05.2019 N 69н, предусматривающего внесение изменений в Порядок N 209н. Текст этого приказа направлен на регистрацию в Минюст России и размещен на официальном сайте Минфина России.
Смотрите в этом материале:
Выбор подстатьи КОСГУ для 24-26 разрядов многих счетов по учету расчетов и финансового результата теперь зависит от статуса вашего контрагента. В частности, от типа контрагента зависит выбор конкретной подстатьи в кодах 560, 660, 730, 830, 150, 160, 180, 190, 240, 250, 280, 500, 600, 700 и 800.
Для формирования максимально достоверных учетных данных определяйте тип контрагента на дату совершения операции .
Примечание
На сегодняшний день в нормативных актах нет требования об уточнении кода КОСГУ по расчетам, если оплату за вашего контрагента провело третье лицо. Например, дебиторская задолженность физического лица может быть учтена по дебету счета 0 205 31 567 и этот счет не надо менять, даже если за физлицо оплату проведет какая-нибудь организация.
Чтобы понять, к какому из них относится ваш контрагент, придется внимательно изучить информацию о нем . Для этого, например, можно использовать:
1) договоры, контракты, первичные документы контрагента, его фирменные бланки и оттиск печати;
2) официальный сайт контрагента;
3) информацию об учреждении, опубликованную на сайте www.bus.gov.ru;
4 ) учредительные документы юрлица или их копии;
5) выписку из ЕГРЮЛ. В части открытых данных эти выписки может получить любое заинтересованное лицо на сайте ФНС России, оформив электронный запрос с указанием ИНН своего контрагента.
Примечание
В 24-26 разрядах счета 304 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» выбирайте детализацию для кодов 730, 830 исходя из статуса контрагента, от которого поступают средства: Например, если деньги поступили от унитарного предприятия — 733/833, от физлица — 737/837. Аналогичным образом выбирайте детализацию кодов 560, 660 для 24-26 разрядов номера счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» при перечислении средств во временное распоряжение иных лиц — в этом случае учитывайте статус лица, которому перечисляете деньги.
Участники бюджетного процесса
Для учета расчетов — коды 561 , 661 , 731 , 831
Перечень участников бюджетного процесса приведен в п. 1 ст. 152 БК РФ. К ним, в частности, относятся:
— органы законодательной и исполнительной власти (федеральные и субъектов РФ);
— органы местного самоуправления;
— органы государственного/ муниципального финконтроля;
— ГРБС, РБС, администраторы и главные администраторы доходов бюджета;
— получатели бюджетных средств (ПБС), в т.ч. казенные учреждения;
— территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и ФОМС
1. Расчеты бюджетного или автономного учреждения с органом-учредителем по субсидиям. Проводка на основании соглашения о предоставлении субсидии на задание:
Д-т 4 205 31 561 К-т 4 401 40 131.
2. Расчеты вашего учреждения с казенными учреждениями.
3. Расчеты, учитываемые на счете 303 00, по уплате в бюджет страховых взносов, налогов/сборов, пеней и штрафов за налоговые нарушения. В данном случае мы перечисляем средства не просто в бюджет, а участнику бюджетного процесса — администратору доходов (налоговой инспекции). Проводка по начислению налога на прибыль в бюджетных и автономных учреждениях:
Д-т 2 401 10 189 К-т 2 303 03 731 .
4. Расчеты по уплате в бюджет любых административных штрафов. Проводка по начислению оформленного на учреждение штрафа ГИБДД:
Д-т 0 401 20 295 К-т 0 303 05 731
5. Расчеты по уплате в бюджет госпошлин, например, при обращении в Росреестр, Роспатент. Проводка:
Д-т 0 401 20 291, 0 109 80 291 К-т 0 303 05 731
НО! Некоторые услуги оказывают не сами федеральные органы, а подведомственные им бюджетные или автономные учреждения. Если договор заключен, например, с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», то в счетах расчетов применяйте подстатьи 562, 662, 732, 832 .
6. Учитывая р асчеты по НДС по авансам полученным (счет 210 11) и по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам (счет 210 12) мы, по сути, показываем дебиторку бюджета, которая будет погашена путем налогового вычета. Пока Минфин РФ не дал каких-то специальных разъяснений, можно принять в 24-26 разрядах этих счетов коды 561 и 661 .
7. Казначейство и финорганы регионов, в которых открыты лицевые счета учреждений, не относятся к финансовым организациям. Пока Минфин РФ не дал каких-то специальных разъяснений, можно использовать в 24-26 разрядах счета 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» коды 561 и 661 .
8. В счете 210 06 «Расчеты с учредителем» бюджетные и автономные учреждения должны указывать код 661 , так как орган-учредитель относится к участникам бюджетного процесса (см., например, п. 116 Инструкции 174н).
Бюджетные и автономные учреждения
Для учета расчетов — коды 562 , 662 , 732 , 832
Не забывайте, что учреждения могут менять тип. Причем в поступающих документах может остаться старое наименование. Например, на дату совершения операции учреждение уже может быть казенным, а в первичке еще указан тип «бюджетное». Так что проверяйте хотя бы выборочно выписки из ЕГРЮЛ.
Пока не установлено никаких спецправил по формирования 24-26 разрядов номера счета 304 06 для бюджетных и автономных учреждений:
— при расчетах по внутреннему привлечению остатков средств;
— при приобретении НФА за счет нескольких источников.
До уточнения Минфином РФ своей позиции по данному вопросу по согласованию с органом-учредителем/ финорганом можно, например, отражать их как расчеты «с самим собой — внутренние расчеты» по кодам 732 и 832
Организации сектора госуправления
К сектору государственного управления относятся:
1. Органы госвласти: федеральные и региональные.
2. Органы местного самоуправления.
3. Органы управления государственными внебюджетными фондами.
4. Государственные и муниципальные учреждения: казенные, бюджетные и автономные.
5. Иные юрлица, осуществляющие полномочия ПБС
Финансовые и нефинансовые организации госсектора
Для учета расчетов — коды 563 , 663 , 733 , 833
Согласно п. 9.5 Порядка 209н к организациям ГОССЕКТОРА относятся:
1. Следующие некоммерческие организации (НКО):
2. Унитарные предприятия (ГУП и МУП), в т.ч. казенные предприятия
Иные нефинансовые организации
Для учета расчетов — коды 564 , 664 , 734 , 834
К ИНЫМ нефинансовым организациям относятся коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий , которые согласно п. 10.4 Порядка 209н занимаются:
— оказанием/ выполнением нефинансовых услуг, работ
Иные финансовые организации
Для учета расчетов — коды 565 , 665 , 735 , 835
К ИНЫМ финансовым организациям с огласно п. 10.4 Порядка 209н относятся следующие коммерческие организации:
1) банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций;
2) юрлица, предоставляющие на основании лицензии услуги страхования , перестрахования, взаимного страхования;
4) микрофинансовые организации (МФО);
5) иные финансовые организации , в т.ч. негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и лизинговые компании (пока можно ссылаться на п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции)
Некоммерческие организации и физлица — производители товаров, работ, услуг
Для учета расчетов — коды 566 , 666 , 736 , 836
К этой группе относятся:
1. Любые НКО , не входящие в сектор госуправления и госсектор. Иными словами, к этой группе НЕ относятся только такие НКО: казенные, бюджетные и автономные учреждения, госкорпорации, госкомпании и публично-правовые компании.
2. Индивидуальные предприниматели , самозанятые физлица.
3. Термин » физлица — производители товаров, работ, услуг» в бюджетном законодательстве обычно употребляется в контексте предоставления физлицам субсидий, предусмотренных ст. 78 БК РФ
— расчеты с профсоюзной организацией, зарегистрированной в качестве НКО;
— расчеты с благотворительными организациями по пожертвованиям;
— расчеты по членским взносам в общественные организации
— расчеты с автономными некоммерческими организациями (АНО) с госучастием и фондами с госучастием.
Физические лица
Для учета расчетов — коды 567 , 667 , 737 , 837
К этой группе относите расчеты с физлицами, не относящимися к » физлицам — производителям товаров, работ, услуг»
— расчеты с сотрудниками по зарплате, пособиям, компенсациям, иным выплатам (счета 302 11, 302 12, 302 66, 206 00 и т.д.);
— расчеты по удержаниям и депонентам (счета 304 02, 304 03);
— расчеты с подотчетными лицами, в т.ч. когда они покупают товары, работы и ли услуги у различных контрагентов (счет 208 00);
— расчеты с бывшими работниками по пособиям, компенсациям, иным выплатам, в т.ч к памятным датам (счета 302 00, 206 00);
— расчеты по недостачам и возмещению ущерба, в т.ч. когда еще окончательно не определено конкретное виновное лицо (счет 209 00);
— расчеты по доходам с физлицами — потребителями платных услуг (счет 205 00);
— расчеты с физлицами по договорам гражданско-правового характера (счета 302 00, 206 00);
— расчеты с иными физлицами — гражданами РФ, например, компенсация стоимости сносимых строений и земли собственнику-физлицу в случае изъятия у него земельного участка (счета 302 00, 206 00);
— расчеты с физлицами-нерезидентами (прежде всего речь идет о физлицах, не являющихся гражданами РФ).
Примечание
С точки зрения п. 2 ст. 207 НК РФ физлица, которые фактически находятся в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев НЕ являются налоговыми резидентами
Наднациональные организации и правительства иностранных государств
Для учета расчетов — коды 568 , 668 , 738 , 838
Наднациональные организации — это организации, учрежденные и контролируемые акционерами-суверенными правительствами соответствующих стран. К ним, например, относятся:
— Международный валютный фонд (МВФ);
— Всемирная торговая организация
Нерезиденты
Для учета расчетов — коды 549, 569 , 649, 669 , 739 , 839
Определение понятия «нерезидент» в целях применения КОСГУ нормативными актами пока не установлено. Сейчас это понятие приведено в п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Прежде всего это юрлица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок " Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль " — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :
Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н — Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК — коды бюджетной классификации
КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления
КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств
ПБС — получатель бюджетных средств
Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ — Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Правила N 108н — Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП — высокотехнологичная медицинская помощь
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год — заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год — главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год — главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год — заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Финансовая организация
К финансовым можно отнести все те организации, в основной деятельности которых преобладают те или иные финансовые операции — эмиссия ценных бумаг, кредитование либо функции финансового управления — планирование, координация, регулирование, учёт, оценка, контроль финансовых потоков и т. д.
Что такое финансовые организации
Финансовая организация — это юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.
Понятие финансовой организации приведено в ст. 180 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»..
Примеры финансовых организаций
Приведём несколько примеров явных финансовых организаций, с указанием их основных функций:
- коммерческие банки различных видов специализации — кредитные учреждения, осуществляющие универсальные банковские операции, главным образом за счёт денежных капиталов и сбережений, привлечённых в виде вкладов;
- инвестиционные компании, аккумулирующие денежные средства частных инвесторов путём эмиссии собственных ценных бумаг и помещающие их в акции, облигации различных предприятий;
- страховые компании, выступающие в роли страховщика, т.е. принимающие на себя обязанность возместить страхователю убытки при наступлении страхового случая;
- аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе финансовый контроль за деятельностью хозяйственных организаций в форме независимых ревизий бухгалтерского учёта и отчётности, налогообложения и т. д.;
- а также консультирующие по вопросам анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Пример, к основной деятельности банков относят:
- кредитные услуги (предоставление кредитов на различные цели);
- расчётные операции (осуществление необходимых платежей по поручению держателей, вкладчиков и т.д.);
- кассовые операции (приём и выдача денежных средств и ценностей через операционную кассу);
- комиссионные операции (выдача клиентам банка поручений по операциям, связанным с куплей-продажей);
- курсовые операции (покупка и продажа иностранной валюты и ценных бумаг);
- финансовые операции.
История создания
Первые финорганизации появились в США после Второй мировой войны, когда народ активно начал покупать товары в кредит. Спустя несколько десятков лет они появились в Японии и Западной Европе. Сегодня они достаточно популярны и в Украине. Это обусловлено наполнением потребительского рынка услугами и товарами, а также наличием конкуренции между ними. С одной стороны такие компании способствуют улучшению культуры обслуживания, наличию честной конкуренции и уменьшению проявления монополизма, а с другой стороны способствуют использованию в этой сфере инноваций.
Эксперты даже утверждают, что финорганизации являются важным инструментом продвижения на рынок товаров длительного потребления в условиях экономического кризиса или падения спроса. В частности, речь идёт о продаже автомобилей, который в западных странах чаще всего приобретаются населением в кредит. К примеру, большинство автомобильных концернов создают дочерние финансовые компании и таким образом быстро сбывают выпущенную продукцию.
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Некредитные финансовые организации
Данный тип финансовых организаций находится под непосредственным надзором структурных подразделений Банка России в рамках комитета финансового надзора Банка России (до 3 марта 2014 года – службы Банка России по финансовым рынкам).
Целями регулирования, контроля и надзора за НФО являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка, эффективное управление финансовыми рисками, защита прав и интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
В рамках осуществления надзорных полномочий Банк России устанавливает требования к собственным средствам НФО и обязательные для расчета финансовые и экономические нормативы, а также закрепляет обязательные для данного типа финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности и другой информации, предусмотренной законодательством РФ.