Что согласно вк 1963 г понимается под консульскими средствами передвижения
Перейти к содержимому

Что согласно вк 1963 г понимается под консульскими средствами передвижения

  • автор:

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года: основные характеристики

Венская конвенция о консульских сношениях была открыта к подписанию в 1963 году. Государства, являющиеся её сторонами, разработали её, будучи убеждёнными, что заключение международной Конвенции о консульских сношениях, привилегиях и иммунитетах будет способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе, эффективному осуществлению консульскими учреждениями функций от имени их государств. Конвенция является основополагающим международно-правовым договором, регулирующим консульские отношения. Конвенция состоит из 5 глав и статьи с основными понятиями данной конвенции.

I-ая глава «Общие положения о консульских сношениях» состоит из двух разделов, посвящённых установлению и заключению консульских отношений, и прекращению консульских функций. В соответствии с 1-ой главой консульские отношения заключаются по взаимному согласию, разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыва консульских, консульские функции, перечень которых даётся в 1 главе (среди них: защита интересов представляемого государства и его граждан, содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей, выдача паспортов, виз, помощь гражданам представляемого государства и т.д.), выполняются консульскими учреждениями, консульское учреждение может быть открыто на территории государства пребывания только с его согласия. В главе также выделяются классы главы консульских учреждений: генеральных консулов, консулов, вице-консулов, консульских агентов, условия назначения глав консульских учреждений и старшинство между ними и подробно описывается процедура пребывания (назначение, численность, гражданство и т.д.), прекращения консульских функций и отбытия.

II-ая глава «Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений, штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений». Глава описает обязанности принимающего государства по содействию обеспечения помещениями, основные иммунитеты и привилегии, в которые входит: личная неприкосновенность, неприкосновенность помещений, неприкосновенность архивов и документов, освобождение от налогов и сборов, освобождение от таможенных пошлин и досмотра, свобода сношений и передвижений и т.д., а также начало и конец консульских привилегий и иммунитетов.

III-яя глава: Режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами.

Описывает привилегии и иммунитеты, которые распространяются на почётных консульских должностных лиц, которые в принципе соответствуют привилегиям иммунитетам, распространяющимся на штатных консульских должностных лиц.

Почётные консулы — это нештатные консулы, то есть лица, не состоящие на государственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению посылающего государств и с согласия принимающего (это могут быть как граждане государства-пребывания, так и граждане третьих государств). Но есть ряд различий, например, привилегии и иммунитеты, предусматриваемые настоящей Конвенцией, не предоставляются членам семьи почетного консульского должностного лица или консульского служащего, работающего в консульском учреждении, возглавляемом почетным консульским должностным лицом и др.

IV-ая глава: Общие постановления. Посвящена консульским агентам, не являющимся главами консульских учреждений (каждое государство свободно решать, будет ли оно учреждать или допускать учреждение консульских агентств, возглавляемых консульскими агентами, которые не назначены представляемым государством главами консульских учреждений), выполнению консульских функций дипломатическими представительствами, правам, привилегиям и иммунитетам для сотрудников консульских учреждений, которые являются гражданами страны пребывания. Также здесь отдельно рассматриваются вопросы дискриминации касательно консульских учреждений и отношение настоящей Конвенции к другим международным соглашениям (положения настоящей Конвенции не отражаются на других международных соглашениях, действующих между участвующими в них государствами, и ни одно из положений настоящей Конвенции не препятствует государствам заключать международные соглашения, подтверждающие, дополняющие, распространяющие или расширяющие ее положения.

V-ая глава Заключительные понятия регулирует основные моменты подписания данной Конвенции всеми государствами — членами Организации Объединенных Наций или специализированных учреждений или государствами, являющимися участниками Статуса Международного Суда, а также любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций стать участником Конвенции, ратификации и вступления в силу (на тридцатый день после сдачи на хранение двадцать второй ратификационной грамоты или акта о присоединении Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций). Подлинник настоящей Конвенции, тексты которого на русском, английском, испанском, китайском и французском языках являются равнозначными.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г кратко

принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций в отношении суверенного равенства государств, поддержания международного мира и безопасности и содействия развитию дружественных отношений между государствами,

учитывая, что Конференция Организации Объединенных Наций по дипломатическим сношениям и иммунитетам приняла Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, которая была открыта для подписания 18 апреля 1961 года,

будучи убеждены, что заключение международной Конвенции о консульских сношениях, привилегиях и иммунитетах также будет способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе,

сознавая, что такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств,

подтверждая, что нормы международного обычного права продолжают регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции,

согласились о нижеследующем:

Статья I

1. В настоящей Конвенции приводимые ниже термины имеют следующее значение:

а) «консульское учреждение» означает любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство;

b) «консульский округ» означает район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций;

с) «глава консульского учреждения» означает лицо, которому поручено действовать в этом качестве;

d) «консульское должностное лицо» означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций;

e) «консульский служащий» означает любое лицо, выполняющее административные или технические обязанности в консульском учреждении;

f) «работник обслуживающего персонала» означает любое лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения;

g) «работники консульского учреждения» означает консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала;

h) «работники консульского персонала» означает консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала;

i) «частный домашний работник» означает лицо, состоящее исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;

j) «консульские помещения» означает используемые исключительно для целей консульского учреждения здания или части зданий и обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них;

k) «консульские архивы» включают все бумаги, документы, корреспонденцию, книги, фильмы, ленты звукозаписи и реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения.

2. Существуют две категории консульских должностных лиц, а именно штатные консульские должностные лица и почетные консульские должностные лица. Положения главы II настоящей Конвенции распространяются на консульские учреждения, возглавляемые штатными консульскими должностными лицами; положения главы III распространяются на консульские учреждения, возглавляемые почетными консульскими должностными лицами.

3. Статус работников консульских учреждений, являющихся гражданами государства пребывания, или постоянно проживающих в нем, регулируется статьей 71 настоящей Конвенции.

ГЛАВА I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСУЛЬСКИХ СНОШЕНИЯХ

Раздел I.Установление и осуществление
консульских сношений

Статья 2

Установление консульских сношений

1. Установление консульских сношений между государствами осуществляется по взаимному согласию.

2. Согласие, данное на установление дипломатических отношений между двумя государствами, означает, если не оговорено, согласие на установление консульских сношений.

3. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва консульских сношений.

Статья 3

Выполнение консульских функций

Консульские функции выполняются консульскими учреждениями. Они выполняются также дипломатическими представительствами в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Статья 4

Открытие консульского учреждения

1. Консульское учреждение может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия этого государства.

2. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются представляемым государством и подлежат одобрению государства пребывания.

3. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса или консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

4. Согласие государства пребывания также требуется, если какое-либо генеральное консульство или консульство желает открыть вице-консульство или консульское агентство не в том населенном пункте, где они сами находятся.

5. Предварительное определенно выраженное согласие государства пребывания необходимо также для открытия канцелярии, составляющей часть существующего консульского учреждения, вне местонахождения последнего.

Статья 5

Консульскими функциями являются:

а) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;

b) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей Конвенции;

d) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

e) оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства;

f) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, при условии что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

g) охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства «mortis causa» не территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания;

h) охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

i) с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебном и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причинам, такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;

j) передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручений по снятию показаний для судов представляемого государства в соответствии с действующими международными соглашениями или, при отсутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противоречащем законам и правилам государства пребывания;

l) оказание помощи судам и самолетам, упомянутым в пункте k настоящей статьи, и их экипажу, принятие заявлений относительно плавания судов, осмотр и оформление судовых документов и, без ущерба для прав властей государства пребывания, расследование любых происшествий, имевших место в пути, и разрешение всякого рода споров между капитаном, командным составом и матросами, поскольку это предусматривается законами и правилами представляемого государства;

m) выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений или же которые предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и государством пребывания.

Статья 6

Выполнение консульских функций за пределами
консульского округа

Консульское должностное лицо может при особых обстоятельствах, с согласия государства пребывания, выполнять свои функции за пределами своего консульского округа.

Статья 7

Выполнение консульских функций в третьем государстве

Представляемое государство может, после уведомления соответствующих государств, поручить консульскому учреждению, открытому в одном государстве, выполнение консульских функций в другом государстве, если не имеется определенно выраженного возражения со стороны какого-либо из этих государств.

Статья 8

Выполнение консульских функций от имени
третьего государства

После соответствующего уведомления государства пребывания консульское учреждение представляемого государства может, если государство пребывания не возражает, выполнять консульские функции в государстве пребывания от имени третьего государства.

Статья 9

Класс глав консульских учреждений

1. Главы консульских учреждений делятся на четыре класса, а именно:

а) генеральных консулов,

d) консульских агентов.

2. Пункт 1 настоящей статьи никоим образом не ограничивает права любой из Договаривающихся Сторон определять наименование консульских должностных лиц, не являющихся главами консульских учреждений.

Статья 10

Назначение и допущение глав консульских учреждений

1. Главы консульских учреждений назначаются представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания.

2. При условии соблюдения положений настоящей Конвенции формальности в отношении назначения и допущения главы консульского учреждения определяются, соответственно, законами, правилами и обычаями представляемого государства и государства пребывания.

Статья 11

Консульский патент или уведомление о назначении

1. Представляемое государство снабжает главу консульского учреждения документом, имеющим форму патента или подобного ему акта, составляемым при каждом назначении, удостоверяющим его должность и указывающим, как общее правило, его полное имя и фамилию, категорию или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

2. Представляемое государство направляет этот патент или подобный ему акт дипломатическим или иным соответствующим путем правительству того государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции.

3. Если государство пребывания согласно, представляемое государство может вместо патента или подобного ему акта послать государству пребывания уведомление, содержащее данные, о которых говорится в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 12

1. Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой, какую бы форму такое разрешение ни имело.

2. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа.

3. За исключением случаев, предусмотренных в статьях 13 и 15, глава консульского учреждения не может приступить к исполнению своих обязанностей до получения им экзекватуры.

ВЕ́НСКАЯ КОНВЕ́НЦИЯ 1963 о кон­суль­ских сно­ше­ни­ях, осн. ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вой до­ку­мент уни­вер­саль­но­го ха­рак­те­ра, рег­ла­мен­ти­рую­щий кон­суль­ские от­но­ше­ния. При­ня­та 24.4.1963 (всту­пи­ла в си­лу 19.3.1967). Уча­ст­ни­ка­ми кон­вен­ции яв­ля­ет­ся боль­шин­ст­во го­су­дарств ми­ра, вклю­чая РФ (СССР ра­ти­фи­ци­ро­вал в 1989). До её при­ня­тия кон­суль­ские от­но­ше­ния ре­гу­ли­ро­ва­лись дву­сто­рон­ни­ми кон­суль­ски­ми кон­вен­ция­ми или ме­ж­ду­нар. обы­чая­ми. Две мно­го­сто­рон­ние кон­вен­ции – Ка­ра­кас­ская кон­вен­ция о кон­суль­ских функ­ци­ях 1911 и Га­ван­ская кон­вен­ция о кон­суль­ских чи­нов­ни­ках 1928 – име­ли ре­гио­наль­ный ха­рак­тер и очень уз­кий круг уча­ст­ни­ков.

Доступные файлы (1):

33. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года: основные характеристики.

Венская конвенция о консульских сношениях была открыта к подписанию в 1963 году. Государства, являющиеся её сторонами, разработали её, будучи убеждёнными, что заключение международной Конвенции о консульских сношениях, привилегиях и иммунитетах будет способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе, эффективному осуществлению консульскими учреждениями функций от имени их государств. Конвенция является основополагающим международно-правовым договором, регулирующим консульские отношения. Конвенция состоит из 5 глав и статьи с основными понятиями данной конвенции.

^ III-яя глава: Режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами.

Описывает привилегии и иммунитеты, которые распространяются на почётных консульских должностных лиц, которые в принципе соответствуют привилегиям иммунитетам, распространяющимся на штатных консульских должностных лиц.

Почётные консулы – это нештатные консулы, то есть лица, не состоящие на государственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению посылающего государств и с согласия принимающего (это могут быть как граждане государства-пребывания, так и граждане третьих государств). Но есть ряд различий, например, привилегии и иммунитеты, предусматриваемые настоящей Конвенцией, не предоставляются членам семьи почетного консульского должностного лица или консульского служащего, работающего в консульском учреждении, возглавляемом почетным консульским должностным лицом и др.

^ IV-ая глава: Общие постановления. Посвящена консульским агентам, не являющимся главами консульских учреждений (каждое государство свободно решать, будет ли оно учреждать или допускать учреждение консульских агентств, возглавляемых консульскими агентами, которые не назначены представляемым государством главами консульских учреждений), выполнению консульских функций дипломатическими представительствами, правам, привилегиям и иммунитетам для сотрудников консульских учреждений, которые являются гражданами страны пребывания. Также здесь отдельно рассматриваются вопросы дискриминации касательно консульских учреждений и отношение настоящей Конвенции к другим международным соглашениям (положения настоящей Конвенции не отражаются на других международных соглашениях, действующих между участвующими в них государствами, и ни одно из положений настоящей Конвенции не препятствует государствам заключать международные соглашения, подтверждающие, дополняющие, распространяющие или расширяющие ее положения.

^ V-ая глава Заключительные понятия регулирует основные моменты подписания данной Конвенции всеми государствами — членами Организации Объединенных Наций или специализированных учреждений или государствами, являющимися участниками Статуса Международного Суда, а также любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций стать участником Конвенции, ратификации и вступления в силу (на тридцатый день после сдачи на хранение двадцать второй ратификационной грамоты или акта о присоединении Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций). Подлинник настоящей Конвенции, тексты которого на русском, английском, испанском, китайском и французском языках являются равнозначными.

34. Виды консулов и консульских учреждений. Консульские функции, привилегии и иммунитеты.

Установление дипломатических отношений сопровождается установлением консульских отношений. ^ Консульская служба – неотъемлемая часть российской дипломатической службы, функциональной задачей которой является защита государства , его юридических и физических лиц в рамках специализированных функций.

^ Нормативно-правовая база , регулирующая консульские отношения: Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, многосторонние и двусторонние договора о консульских сношениях (Н-р: Шенгенское соглашение) + внутригосударственная правовая база (Конституция, ФЗ, положения о МИД, посольствах, консульских учреждениях) и т.д.

Консул – должностное лицо государства, назначенное в какой-либо регион другого государства с определённо выраженного согласия последнего для защиты в этом государстве интересов совей страны, её юридических лиц и граждан и др. специализированных функция (далее о них подробнее). Консул не должен нарушать местный прядок и обычаи, его деятельность контролируется посольством представляемого государства. Консулы подразделяются на 2 вида: штатные и нештатные.

Штатные – лица, состоящие на гос. службе посылаемого государства, являющиеся его гражданами и получающие от гос.-ва жалование, они не имеют права заниматься какой-либо деятельностью, кроме исполнения консульских обязанностей. Нештатные (почётные) — лица, не состоящие на государственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению посылающего государств и с согласия принимающего (это могут быть как граждане государства-пребывания, так и граждане третьих государств), не получают жалования, но обращают в сою пользу консульские сборы. имеют такие же привилегии и иммунитеты, что и штатные, но почётные консулы подчиняются указаниям ближайшего штатного консула.

Главы консульских учреждений подразделяются на 4 класса: 1. генеральные консулы; 2. консулы; 3. вице-консулы; 4. консульские агенты. В международной практике класс главы консульского учреждения соотносится с видом этого учреждения. Т.о. виды консульских учреждений: 1. генеральное консульство (учреждается в крупных коммерческих или промышленных центрах); 2. консульство; 3. вице –консульство (учреждается в консульском округе генерального консульства или консульства); 4. консульское агентство (канцелярии, создаваемые в портах, занимающиеся вопросами торговли и судоходства).

Документ на назначение главы консульского учреждения – консульский патент, который подписывается МИД, посылается в страну, если принимающая страна принимает => выдаётся консульская экзекватура (разрешение на выполнение функций). Штаб: 1. консульские должностные лица (дип. персонал), 2. административно-технический персонал, 3. технический персонал.

Функции консульств (определены в Венской Конвенции 1963 года и в Европейской конвенции о консульских функциях 1967 года):1. защита интересов представляемого государства и физических и юридических лиц; 2. содействие развитию отношений с государством пребывания; 3. паспортно-визовое обслуживание (выдача паспортов, дубликатов, виз и т.д.); 4. въезд и пребывание на территории государства иностранных граждан; 5. проблемы гражданства и регистрация актов гражданского состояния; 6. нотариальные функции + консульская легализация (т.е. подтверждение соответствия и подлинности документов); 7. информационная функция (сбор информация о различных сторонах хозяйственной, культурной, коммерческой жизни страны) и др.

^ Привилегии и иммунитеты: под консульскими привилегиями и иммунитетами в международном праве понимаются льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания консульским учреждениям, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей.

^ Привилегии и иммунитеты консульских представительств:

1. неприкосновенность помещений представительства, исключение оговоренное в Венской конвенции – случаи пожара.2. право экспонировать эмблемы аккредитующего государства (герб, флаг). 3. право сношений со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своего государства; 4. неприкосновенность архивов, документов, корреспонденции; 5 освобождение от налогов, сборов, пошлин (кроме сборов за конкретные виды услуг – например, за выдачу виз). 6.консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и др. консульскими представительствами.

Привилегии и иммунитеты сотрудников консульств: 1. личная неприкосновенность (искл. – совершение тяжкого преступления); 2. иммунитет от гражданской и административной юрисдикции (искл. ДТП, частное недвижимое имущество, если оно не используется для целей представительства, иски, касающиеся коммерческой деятельности и т.д.); 3. неприкосновенность частной собственности; 4. налоговые и таможенные льготы.

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1963 Г.

Венская конвенция 1963 г. — международная конвенция о консульских сношениях, заключенная в Вене 24 апреля 1963 г., кодифицирующая нормы международного права, регулирующие консульские отношения. Конвенция устанавливает:

  1. общие положения о консульских сношениях и значения применяемых терминов;
  2. порядок установления и осуществления консульских сношений;
  3. порядок прекращения консульских функций;
  4. преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений, штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений;
  5. преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений;
  6. преимущества, привилегии и иммунитеты штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений;
  7. режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами.

Конвенция вступила в силу 19 марта 1967 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г. Советская грамота о присоединении сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 15 марта 1989 г. Конвенция вступила в силу для СССР 14 апреля 1989 г.

Правовая «триада» консульской деятельности России

Характерной особенностью консульской деятельности, отличающей ее от дипломатической и политической, является то, что ее регулирование осуществляется преимущественно правовыми нормами международных соглашений и договоров; двусторонними консульскими соглашениями и конвенциями, а также национальным (внутригосударственным) законодательством. Они формируют нормативноправовую базу — правовую «триаду» консульской деятельности нашего государства.

Первая и основополагающая составляющая такой триады представлена многосторонними соглашениями и конвенциями по консульским вопросам. Среди основных международно-правовых актов в консульской области можно выделить Венскую конвенцию о дипломатических сношениях от 1961 г. и Венскую конвенцию о консульских сношениях от 1963 г.

Венские конвенции о дипломатических и консульских сношениях 1961 и 1963 гг

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. представляет собой ключевой международно-правовой документ, устанавливающий статус и обязанности дипломатических миссий. Проект данной Конвенции был разработан Комиссией по международному праву согласно решению ООН и принят на Конференции по иммунитетам и дипломатическим сношениям в апреле 1961 г. в Вене. Делегация СССР активно участвовала при разработке текста рассматриваемой Конвенции и в его обсуждении, оглашала принципиальные суждения, в том числе критического характера относительно некоторых положений проекта этого документа. Однако его одобрила большая часть участников Конференции, а затем открыла к подписанию.

Ратификация Конвенции СССР состоялась 11 февраля 1964 г., при этом была сделана оговорка по пункту 1 статьи 11: «При возникновении разногласий в вопросе о численности персонала дипломатических представительств этот вопрос следует решать по договоренности между государством пребывания и аккредитующим государством». Советский Союз не желал никаким образом ограничивать количество работников дипломатических представительств, в особенности он отрицал закрепленную в Конвенции формулировку: «чтобы количество персонала дипломатического представительства оставалось в пределе, который государство пребывания сочтет нормальным и разумным. ». Несомненно, подобный подход обусловливал необходимость осуществления двусторонних переговоров в части всех спорных вопросов, включая и вопрос о количестве работников дипломатических миссий.

СССР, ратифицируя Конвенцию о дипломатических сношениях, также сделал заявление относительно «дискриминационного характера ст. 48 и ст. 50 Конвенции», которые касаются фактического лишения некоторых стран права становиться участниками Конвенции. Согласно статье 50 «Конвенция открыта для присоединения всех стран, относящихся к одной из четырех категорий, определенных статьей 48». В этой статье указано, что данный документ «открыт для подписания всем государствам — членам Организации Объединенных Наций либо ее специализированным учреждениям, государствам — участникам Статута Международного суда, любым другим государствам, приглашенным Генеральной Ассамблеей (ГА) ООН стать участником Конвенции».

На первый взгляд статья 48 не является дискриминационной. Тем не менее в международной обстановке того периода, которую отличало преимущественно стремительное развитие процесса освобождения большинства государств и народов Латинской Америки, Африки и Азии от колониальной зависимости и становления таковых на путь обретения суверенитета и государственной независимости, СССР по идеологическим и другим причинам поддерживал такие процессы. Соответственно, Союз не мог проигнорировать при ратификации Конвенции о дипломатических сношениях то обстоятельство, что «Конвенция . должна быть открыта для участия всех стран. Согласно принципу суверенного равенства никакие страны не вправе отстранить иные государства от участия в Конвенции».

Учитывая указанное выше заявление и оговорку, СССР провел ратификацию рассматриваемой Конвенции о дипломатических сношениях, вступившей в силу в 1964 г. В межгосударственных отношениях примат по праву имеют дипломатические представительства, содержащие в структуре консульские отделы и руководящие консульскими учреждениями в государстве пребывания. Венской конвен цией 1961 г. была проведена кодификация международно-правовых норм в области международного взаимодействия. Она выступала в качестве своеобразной «прародительницы» принятого в 1963 г. в Вене другого важного документа, названного «Конвенцией о консульских сношениях».

В преамбуле к факторам, побудившим страны к подготовке данной Конвенции, отнесена Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях. Не ограничившись простой констатацией правовой и смысловой связи между конвенциями о консульских и дипломатических сношениях, авторы Консульской конвенции закрепили в пункте 2 ее статьи 3 принципиально важное положение: «Ни одна норма настоящей Конвенции не должна толковаться как препятствующая исполнению дипломатическим представительством его консульских функций». Следовательно, этой нормой прочно закрепили теснейшую и неразрывную связь консульской службы с дипломатической, как и консульского права с дипломатическим. Кроме этого, в большинстве стран, включая и Российскую Федерацию, консульские отделы в составе дипломатических представительств стали занимать важное место в выполнении консульской работы в пределах страны пребывания.

Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., как и ее «прародительницу» — Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, признают фактически универсальным документом в сфере консульского права. С нее писалось и продолжает писаться множество соглашений и двустороннего, и многостороннего характера, а также внутреннее законодательство государств по консульским вопросам.

Невзирая на это, длительное время СССР не желал присоединяться к Венской конвенции 1963 г. о консульских сношениях и не признавал ее в качестве универсального международно-правового документа в сфере консульского права.

Подобную позицию СССР можно объяснить, рассмотрев историю принятия и разработки рассматриваемой Конвенции. Она стала результатом многих лет работы Комиссии по международному праву ООН, которая с 1955 г. занималась подготовкой этого международноправового документа. Первый вариант Конвенции был подготовлен Комиссией в 1960 г. Он включал в себя 65 статей с комментариями, которые были разосланы правительствам множества государств. После получения на протяжении года предложений и замечаний правительств относительно текста проекта конвенции документ был доработан Комиссией с учетом отзывов.

В результате полученный проект Конвенции представили ГА ООН, в 1961 г. постановившей созвать международную конференцию представителей государств в 1963 г. в Вене «для изучения» предложенного проекта Конвенции. Привлекает внимание формулировка поручения ГА ООН — «для изучения», иначе говоря, даже на стадии практически полной готовности документа перед тем, как внести его на международную конференцию, ГА ООН фактически признала, что у большого количества стран проект Конвенции способен вызвать множество спорных вопросов. В марте 1963 г. состоялось обсуждение проекта собравшимися в Вене представителями 92 государств, в числе которых был и Советский Союз.

Обсуждение рассматриваемого проекта Конвенции было достаточно острым и бескомпромиссным, поскольку выявило фактически два юридически и политически совершенно противоположных подхода. Советский Союз и социалистические страны настаивали на видении консульств и их сотрудников как полномочных представителей аккредитующей страны в государстве пребывания, с вытекающими из данного статуса привилегиями и иммунитетами, равными дипломатическим. Западные государства, напротив, отстаивали функциональный статус консульств и их сотрудников, выраженный исключительно в непосредственном выполнении должностных обязанностей. Данный вариант предусматривал получение консульскими учреждениями и их сотрудниками функционального, вместо представительного иммунитета и привилегий, которыми обладали дипломатические миссии и их сотрудники, иначе говоря, привилегии и иммунитет предоставлялись лишь на период выполнения непосредственных служебных обязанностей.

За такими на первый взгляд исключительно юридическими спорами можно рассмотреть серьезные и даже непримиримые идеологические и политические разногласия еще с периода холодной войны, а также царившую тогда в межгосударственных отношениях атмосферу недоверия и политической конфронтации стран капиталистической и социалистической общественно-политических формаций.

Невзирая на такие существенные разногласия по содержанию Конвенции, большая часть стран, участвующих в конференции, приняла изначальный проект данного документа, который отражал западную точку зрения на правовое положение консульских учреждений, а также их работников. После того как на международной конференции в Вене в апреле 1963 г. проект был одобрен, текст документа открыли для подписания странами-участницами.

Вступление в силу Венской конвенции 1963 г. о консульских сношениях состоялось 19 марта 1967 г. СССР, ввиду указанных выше принципиальных разногласий по ряду ключевых положений Конвенции, не ратифицировал данный документ на протяжении 22 лет, и только во время перестройки в нашем государстве в феврале 1989 г. он стал участником рассматриваемой Конвенции. Ключевой причиной такого негативного отношения к Конвенции стало наличие в тексте норм о функциональном статусе консульств и их сотрудников, а также проистекающие из данного статуса ограничения относительно консульских привилегий и иммунитетов по сравнению с дипломатическими, неприкосновенности служебных помещений, численности работников консульских учреждений и т.п.

Не принимая Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., СССР активно заключал с другими странами двусторонние консульские конвенции, основой которых являлся тем не менее текст упомянутой выше международной Конвенции, однако с корректировкой ряда статей, не устраивавших Советский Союз. В частности, состоялось подписание двусторонних консульских конвенций с США, Великобританией и другими государствами.

На сегодняшний день не будет преувеличением утверждение, что Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. выступает краеугольным камнем консульского права.

В данной Конвенции:

  • ? выполнена систематизация норм международного консульского права;
  • ? сделано обобщение консульской практики;
  • ? произведена фиксация принципов суверенного равенства стран, устанавливавших консульские отношения, и закреплена необходимость предварительного согласия принимающей страны относительно назначения руководителя консульского учреждения;
  • ? определена взаимосвязь при установлении консульских и дипломатических отношений, а также установлена независимость консульских правоотношений, если произойдет разрыв правоотношений дипломатических;
  • ? найдено обоснование возможности исполнения функций консулов дипломатическими представительствами.

Преамбула Венской конвенции содержит факторы, побудившие ее участников ратифицировать документ:

  • 1) «отмечая, что установление консульских отношений происходило между народами еще с древних времен»,
  • 2) «учитывая принципы и цели Устава ООН по отношению к суверенному равенству государств, поддержанию международного мира, безопасности и содействию развития дружественных отношений между странами»,
  • 3) «принимая во внимание, что Конференцией ООН по иммунитетам и дипломатическим сношениям была принята Венская конвенция о дипломатических сношениях, открытая для подписания в апреле 1961 г.»,
  • 4) «являясь убежденными, что заключение международной Конвенции о привилегиях, консульских сношениях и иммунитетах будет способствовать также развитию дружественных взаимоотношений между странами, вне зависимости от отличий в их общественном и государственном строе»,
  • 5) «осознавая, что такие иммунитеты и привилегии предоставляются не отдельным лицам, а с целью обеспечения эффективного выполнения консульскими учреждениями своих функций от имени представляемых государств»,
  • 6) «подтвердив, что положения международного обычного права регулируют вопросы, которые прямо не предусмотрены настоящей Конвенцией, согласились о следующем. ».

При подготовке Конвенции авторы руководствовались основными принципами международного права, закрепленными в Уставе ООН, среди которых принцип поддержания международной безопасности и мира, суверенного равенства стран, из иных международно-правовых документов, в том числе из уже открытой на тот момент для подписания Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Авторами Конвенции была также учтена необходимость следовать положениям международного права, способным регламентировать вопросы, которые не предусматривает Конвенция.

Конвенция содержит определение понятий:

  • — консульского учреждения;
  • — консульского округа;
  • — главы консульского учреждения;
  • — консульского должностного лица;
  • — консульского служащего;
  • — работников обслуживающего персонала;
  • — работников консульского учреждения;
  • — работника консульского персонала;
  • — частного домашнего работника;
  • — консульского помещения;
  • — консульских архивов.

Понятие «консульское учреждение» подразумевает под собой генеральное консульство, консульское агентство, вице-консульство и консульство.

«Консульским округом» считают район, который отводится консульским учреждениям для исполнения консульских обязанностей.

«Главой консульского учреждения» является лицо, которому было дано поручение действовать в таком качестве.

«Консульским должностным лицом» считается любое лицо, которому дано поручение исполнять в таком качестве консульские обязанности.

«Консульский служащий» — такое лицо, которое выполняет технические либо административные функции в консульских учреждениях.

Под «работником обслуживающего персонала» понимается лицо, которое исполняет функции по обслуживанию консульских учреждений.

«Работником консульского учреждения» называют консульских должностных лиц и обслуживающий персонал.

«Работниками консульского персонала» считаются консульские должностные лица, кроме главы консульского учреждения, работники обслуживающего персонала и консульские служащие.

Понятие «частный домашний работник» не подлежит толкованию, так как его смысл очевиден.

Под «консульскими помещениями» понимают применяемые исключительно в целях консульского учреждения части здания либо здания и земельный участок, обслуживающий данные части здания либо здание, независимо от наличия права собственности на него.

«Консульскими архивами» называют всю корреспонденцию, бумаги, картотеку и другие предметы, которые предназначены для их хранения и сохранности.

Венской конвенцией предусмотрены две группы консульских должностных лиц — нештатные (почетные) и штатные. Первый термин чаще употребляется в международной практике.

В статье 5 Венской конвенции 1963 г. закреплено, что к функциям консульских учреждений относят:

  • ? защиту интересов представляемой страны и его граждан в рамках, предусмотренных международным правом;
  • ? содействие становлению торгово-экономических, культурных и научных связей между представляемой страной и страной пребывания;
  • ? законное получение информации о научно-технической, культурной и торгово-экономической жизни государства пребывания и доведение такой информации до представляемой страны;
  • ? осуществление паспортно-визовой деятельности, выдачу проездных документов и паспортов для граждан представляемой страны и виз лицам, изъявившим желание поехать в представляемую страну;
  • ? выполнение обязанностей по регистрации актов гражданского состояния и функций нотариуса;
  • ? представительство граждан представляемой страны в судебных и других учреждениях для защиты их интересов и прав;
  • ? реализацию прав инспекции и надзора самолетов и судов, которые несут флаг представляемой страны;
  • ? информирование граждан представляемой страны относительно законов и обычаев государства пребывания;
  • ? учет граждан представляемой страны.

Венской конвенцией рассматриваются и вопросы установления отношений консулов, определения классов руководства консульских учреждений, открытия консульских учреждений, назначения на должность руководства консульских учреждений и сотрудников консульского персонала, а также прекращения их функций, привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Следовательно, Конвенция является всеобъемлющим документом, регламентирующим практически все аспекты консульских взаимоотношений между странами.

Сравнительный анализ различий и сходств Венских конвенций 1963 и 1961 гг. о консульских и дипломатических сношениях показал, что преамбулы данных Конвенций практически идентичны по терминологии и содержанию. Однако уже в статье 1 возникают отличия, касающиеся специфики консульской деятельности.

При установлении функций работников консульских учреждений и дипломатических представительств можно отметить ряд сходных задач, среди которых: зашита интересов представляемой страны, ее фи-44

зических и юридических лиц, выяснение всеми средствами, предусмотренными законом, событий и условий в стране пребывания.

Однако имеются и отличия. К консульским функциям относятся следующие: выдача проездных документов, паспортов и виз; выполнение нотариальных функций и обязанностей по регистрации актов гражданского состояния, охрана интересов граждан, умерших в государстве пребывания; защита интересов граждан при установлении опеки либо попечительства, представление интересов граждан аккредитующей страны в судебных и других учреждениях страны пребывания; передача судебной документации либо выполнение судебных решений, а также поручений аккредитующей страны в государстве пребывания.

Безусловно, классы консульских учреждений и дипломатических представительств отличаются. Первые делят на генеральные консульства, вице-консульства, консульства и консульские агентства.

По отношению к главам консульств Конвенцией 1963 г. был предусмотрен не такой порядок назначения, как аккредитация руководства дипломатических представительств, однако за последние годы указанные различия несколько стерлись. В частности, на послов в обязательном порядке делается запрос будущей аккредитации (предварительное согласие относительно кандидатуры посла), тогда как общепринятой практикой для руководства консульских учреждений выступает направление в будущее государство пребывания консульского патента, а затем получение согласия его власти на начало деятельности главы консульского учреждения в форме консульской экзекватуры.

Помимо этого, в последнее время все чаще применяют практику предварительного информирования МИД будущего государства пребывания относительно предполагаемого назначения главы консульского учреждения. Когда согласие получено, будущий глава консульства формально передает в МИД государства пребывания консульский патент и так же формально в ответ получает консульскую экзекватуру.

Консульская экзекватура и консульский патент предусматриваются лишь для руководства обособленных консульских учреждений. Заведующим консульскими отделами, расположенными в посольствах, они не нужны. Все остальные сотрудники консульских учреждений и дипломатических представительств оформляют документацию для работы в государстве пребывания в общем порядке, т.е. запрашивают в стране будущего пребывания визы для работы.

Конвенциями предусмотрено выполнение сотрудниками дипломатических представительств консульских функций и по аналогии кон сульскими должностными лицами определенных дипломатических актов, если есть согласие аккредитующей страны и страны пребывания. Как было отмечено выше, это в первую очередь характерно для нашей страны, консульская служба которой выступает составным элементом дипломатической службы. На протяжении карьеры российские дипломаты зачастую выступают то как дипломатические, то как консульские представители.

Так как обе Конвенции были написаны в период холодной войны, то схожим образом они трактуют и количество персонала консульских учреждений и дипломатических представительств, которое, в соответствии с Конвенциями, устанавливается по усмотрению страны пребывания. Данную формулировку, как было отмечено выше, не могли проигнорировать советские представители, она стала причиной закономерного недовольства и достаточно продолжительной задержки присоединения нашего государства к Конвенции о консульских сношениях.

К наиболее существенным отличиям Конвенции 1961 г. и Конвенции 1963 г. можно отнести вопросы, касающиеся сферы привилегий и иммунитетов персонала консульских учреждений и дипломатических представительств. Общеизвестно, что само понятие привилегий и иммунитета для послов и лиц, которые исполняют схожие с консульскими функции (в античной Греции — проксены, в Древнем Риме — патроны), появилось в древние века. Постепенно, по мере дальнейшего развития консульской деятельности и дипломатии, институт экстерриториальности, т.е. неподсудности местным судам консулов и дипломатов, укреплялся и развивался в юридическом смысле.

В Венских конвенциях 1961 и 1963 гг. произведена четкая фиксация того положения, что привилегии и иммунитеты «даются не для выгоды определенных лиц, а с целью обеспечения исполнения функций от имени представляемой ими страны» соответственно консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами. Дипломатические представительства, а также их сотрудники обладают представительным иммунитетом, охватывающим почти все возможные привилегии и иммунитеты. Консульские же должностные лица наделены служебным, функциональным иммунитетом, возможно даже их задержание или арест «при наличии постановления судебных властей при совершении тяжких преступлений». Однако «консульские служащие и консульские должностные лица не подлежат юрисдикции административных или судебных органов страны пребывания по отношению к действиям, совершаемым ими при исполнении консульских функций».

Выше в общих чертах указаны ключевые положения Конвенции о консульских сношениях в сравнении с Конвенцией о дипломатических сношениях.

Венская конвенция 1963 г. включает в себя чрезвычайно важное положение, которое относится к отсутствию ограничений на права ее участников относительно других международных соглашений по консульским вопросам. Оно не препятствует заключению ими новых соглашений и конвенций, дополняющих и конкретизирующих ее положения.

Как пример можно рассмотреть «Европейскую конвенцию о консульских функциях 1967 года», «Шенгенское соглашение о контроле лиц, которые пересекают внешние границы государств — членов Евросоюза 1985 года», «Конвенцию о предотвращении преступлений в отношении лиц, пользующихся международной защитой 1973 года», в числе которых и дипломатические представители. Положения данной Конвенции в полной мере распространяются также на сотрудников консульств.

После того как СССР распался и на его месте появились новые страны — бывшие республики единого государства, возникла острая потребность в международно-правовом регулировании появившихся консульских и других гуманитарных проблем, связанных с ними, как двустороннего, так и многостороннего характера.

Урегулирование таковых призваны были осуществлять подписанные странами — участниками СНГ соглашения, среди которых: Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным уголовным делам» 1993 г., «О безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников», Конвенция «Об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств — участников СНГ», Соглашение «О взаимном признании виз государств —участников СНГ». Тем не менее дальнейшее развитие событий происходило так, что большинство многосторонних конвенций между государствами СНГ или перестали применять, или заменили двусторонними договорами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *