newinspire
Субъекты учебной и научной деятельности в высшем учебном заведении
Субъектами учебной и научной деятельности в высшем учебном заведении являются студенты, слушатели, докторанты, аспиранты, соискатели, научно-педагогические работники.
Слушателями высших учебных заведений являются лица, обучающиеся на подготовительных отделениях, факультетах повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также получающие параллельно второе профессиональное образование и являющиеся студентами другого вуза.
Правовое положение слушателей в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.
Не столь многочисленными, как студенты и слушатели, но очень важными и специфическими субъектами учебной и научной деятельности в вузе выступают обучающиеся там докторанты, аспиранты (адъюнкты) и экстерн-соискатели ученых степеней.
Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки докторской диссертации.
Аспирантом (адъюнктом) является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре (адъюнктуре) и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
Экстерн-соискатели — это лица, прикрепленные к высшему учебному заведению для подготовки кандидатских или докторских диссертаций под руководством назначаемого приказом ректора научного руководителя или консультанта (при подготовке докторской диссертации). Как и студенты, докторанты и аспиранты дневной формы обучения получают стипендии и другие виды материальной поддержки.
Среди работников высших учебных заведений действующее законодательство выделяет несколько категорий: предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.
К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.
Должностям профессора и доцента соответствуют одноименные ученые звания профессора и доцента.
Замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением выборных должностей декана факультета и заведующего кафедрой, производится по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет, но заключению этого трудового договора (контракта) предшествует конкурсный отбор.
В широко известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний высших учебных заведениях Высшей аттестационной комиссией Минобразования и науки России создаются диссертационные советы ВАК Минобразования и науки России по защите докторских и кандидатских диссертаций.
Диссертационные советы ВАК являются основным звеном системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Субъекты и объекты образовательной системы
От уровня образования зависит эффективность функционирования социальных и хозяйственных процессов в обществе. Образование является необходимым элементом обеспечения прогрессивного развития страны.
Образовательный процесс реализуется посредством системы образования представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, служащих для обеспечения образовательного процесса в обществе.
Важную роль среди компонентов системы образования играют образовательные организации, которые реализуют исполнение образовательных программ. Интерес общества к сфере образования обуславливается его значением для собственного будущего каждым гражданином.
Как и любая система, образование имеет субъект и объект, которые выполняют конкретную роль в образовательном процессе и тесно взаимодействуют друг с другом.
Современный подход к определению субъектов и объектов образовательного процесса
Субъект образовательного процесса – это носитель инициативности т.е. это индивид или группа лиц, обладающий (-ие) определенными знаниями и занимающийся (-еся) их донесением до объекта образовательного процесса. Субъект является активным участником образовательного процесса.
Если ранее, в образовательной сфере применялся подход, согласно которому, субъектом был преподаватель, который владел знаниями и передавал их, то сейчас применяется новый подход, который отрицает положение о том, что учащиеся, не являются активными участниками образовательного процесса. Напротив, им отводится роль субъектов. Ученики и преподаватели ставятся на одну ступень в образовательной системе с тем лишь различием, что преподаватель выступает как субъект, организующий учебный процесс, а учащийся – как субъект учебной деятельности.
Рисунок 1. Субъекты образовательного процесса
Современные реалии показывают, что второй подход не может быть реализован на практике в полной мере. Учащиеся не всегда способны выполнять субъективную роль в образовательной системе. Для этого программы школьного образования должны быть переориентированы на новый лад. Образовательный процесс построен таким образом, что упор делается только на получение знаний. Учеников не готовят к тому, чтобы они могли полноценно воздействовать на образовательный процесс.
Субъект образовательного процесса должен:
- Быть в курсе целей обучения и осведомлен о гуманитарном подходе к окружающей среде;
- Знать подходы к формированию и совершенствованию культуры образования, цели и задачи, а также приемы воспроизводства культуры в системе образования, быть ознакомлен со стандартами образовательного процесса и основными способами передачи учебной информации;
- Обладать навыками построения учебного процесса, грамотного распределения информации, приспосабливаться к окружающей действительности, чтобы обеспечить продуктивность обучения и уметь анализировать результаты образовательного процесса.
В своей деятельности, субъект образовательной системы должен быть ориентирован на следующие задачи:
- Выработка собственного стимула к трудовой деятельности;
- Выработка привычек следования образовательным стандартам и правилам, выполнение поручений;
- Совершенствовать свои навыки и изучать тематический материал;
- Быть заинтересованным в своей деятельности и выбирать профессию, осознавая все ее положительные и отрицательные стороны.
Таким образом, субъектами системы образования выступают преподаватели и обучающиеся. Каждый играет свою функциональную роль.
Объектами образования выступают различные ресурсы, которые применяются субъектами для достижения образовательных целей. К объектам образовательного процесса относятся программы обучения, материальная база, приемы и способы обучения, стандарты обучения, инструменты, используемые для организации процесса, способы взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Преподаватель как субъект образовательной системы
Выбор профессии преподавателя должен быть четким и осознанным. Каждый педагог должен иметь четкую общественную и профессиональную позицию. Он должен обладать совокупностью волевых, мыслительных и чувственных отношений к миру и к выбранной профессии. Мировоззрение и идеалы преподавателя должны отражать образовательные задачи и цели.
В своей деятельности, преподаватель должен занимать активную позицию.
Общественные взгляды преподавателя довольно часто отождествляют его профессиональную позицию. Преподаватель должен быть:
- Информатором;
- Другом, чтобы поддержать обучающегося или помочь сделать правильный выбор, вывод, принять решение;
- Диктатором, когда пытается донести до понимания учеников нормы и ценностные ориентации;
- Вдохновителем, чтобы заинтересовать учеников и вовлечь в процесс обучения;
- Советчиком, при применении спокойного уговаривания;
- Просителем, когда фактически просит вести обучающихся себя должным образом и соответствовать требованиям системы.
Любая роль преподавателя может привести как к положительному, так и к отрицательному исходу. Это зависит от личности преподавателя и его профессиональной позиции.
Обучающийся как субъект образовательной системы
Чтобы обучающийся смог стать активным субъектом учебного процесса, он должен уметь организовывать свою работу, строить планы, конкретизировать учебные действия, выбирать и реализовывать те действия, которые будут продуктивными в учебном процессе. Обучающийся должен умело составить программу реализации выбранных учебных действий на определенном обучающем материале и организовать примеры по их формированию.
Основным признаком обучающего как субъекта образовательной системы, является его способность следовать всем формам обучения и выполнять все его виды. Формирование обучающегося как субъекта учебного процесса не происходит одномоментно, а представляет собой длительный процесс тесного сотрудничества преподавателя и обучающегося, носящий адресный характер.
Становление ученика субъектом образовательной системы проходит в несколько этапов:
Кто относится к субъектам научно учебного процесса
Согласно гл. III Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» субъектами учебной и научной деятельности в высшем учебном заведении являются студенты (курсанты), слушатели, докторанты, аспиранты, соискатели, научно-педагогические работники.
Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.
Слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования являются лица, обучающиеся:
• в высших учебных заведениях на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников;
• другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование;
• ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений.
Статус слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.
Управление научно-образовательным процессом университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подповетная Юлия Валерьевна
В статье обоснована актуальность системно-синергетического подхода к управлению научно-образовательным процессом в университете. Особое внимание уделено признакам научно-образовательного процесса и специфике управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подповетная Юлия Валерьевна
Текст научной работы на тему «Управление научно-образовательным процессом университета»
2. Кинелев, В. Г. Контуры системы образования XXI века [Текст]/ В. Г. Кине-лев // Информатика и образование. — 2000. — № 5. — С. 2-7.
3. Моисеева, М. В. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна [Текст]: учебное пособие / М. В. Моисеева, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. И. Ыежурина / Под ред. М. В. Моисеевой. — М.: Издательский дом “Камерон”, 2004.-216 с.
4. Романов, А. Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования [Текст]: учебное пособие / А. Н. Романов, В. С. Тороп-цов, Д. Б. Григорович. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 303 с.
5. Соловов, А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология [Текст]/ А. В. Соловов. — Самара: “Новая книга”, 2006. — 464 с.
6. Федоров, А. И. Информационные технологии в образовании: теоретикометодологические и социокультурные аспекты [Текст]: Монография / А. И. Федоров.
— Челябинск: УралГАФК, 2004. — 224 с.
7. Щенников, С. А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс [Текст]/ С. А. Щенников, А. Г. Теслинов, А. Г. Чернявская и др. — 2-е изд., испр. — М.: ООО “Дрофа”, 2006.
УДК 378.01 + 001.89
Подповетная Юлия Валерьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика торговли» Южно-Ураль-ского государственного университета, y-u-l-i-a-v-a-l@mail.ru, Челябинск
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ УНИВЕРСИТЕТА
Podpovetnaya Uliya Valyeryevna
Candidate of pedagogic science, associate professor department «Trade economics» SUSU, y-u-l-i-a-v-a-l@mail. ru, Chelyabinsk
MANAGEMENT OF A RESEARCH-EDUCATIONAL PROCESS
OF A UNIVERSITY
В последние годы высшая школа России находится в состоянии глобальных перемен, которые связаны с положениями, высказанными в Болонской декларации. Среди них: образование через всю жизнь, распространение культуры путем исследования и образования, неотделимость образовательного процесса в университете от исследовательской деятельности, свобода исследований и образования и др.
Традиционно Российские университеты считаются не только крупными образовательными, но и научными центрами. Для современных университетов характерна паритетность функций обучения, воспитания и исследо-
вания, научного познания. Это обусловлено спецификой требований к образованности выпускников университета, неотъемлемой частью которой являются готовность к самостоятельному осуществлению исследований и традиции становления отечественной науки в стенах университета. Поэтому присоединение России к Европейскому образовательному пространству должно происходить с сохранением этих традиций.
Одной из позитивных тенденций, позволяющих, с одной стороны, сохранить и укрепить традиции высшего образования Росси, а с другой стороны, последовать идеям, высказанным в Болонской декларации, является интеграция процессов образования и исследования. Результатом такой интеграции является научно-образовательный процесс университета.
В научно-образовательном процессе обучение, воспитание и исследование выступают как взаимосвязанные стороны целого. Обучение и исследование направлены на воспитание необходимых качеств специалиста с университетским образованием (инициативность, креативность, нравственность ученого). Воспитание в студенте качеств, благоприятствующих учению (трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении целей, добросовестность и др.), способствует повышению уровня обучения и исследований в научно-образовательном процессе. Исследование, в свою очередь, может выступать как средство обучения и воспитания студентов. Таким образом, научно-образовательный процесс представляет собой «не механическое соединение научного и образовательного процессов, а их синтез» [3, с. 25]. Синтез означает, что признаки научно-образовательного процесса не повторяют признаков научного и образовательного процессов.
Научно-образовательный процесс университета имеет собственную специфику, отличающую его и от образовательного, и от научного процессов.
Специфика научно-образовательного процесса университета прослеживается в следующих отличительных признаках, которые выявлены с позиции гуманно ориентированной системно-синергетической методологии [3].
Для научно-образователъного процесса университета характерны:
— научно-педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава университета;
— высокая методологическая культура профессорско-преподавательского состава;
— педагогическое партнерство в реализации единого методического замысла;
— интеграция педагогически сопровождаемой научной и образовательной деятельности студентов;
— паритетные начала учебно-научно-педагогического взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студентов.
Перечисленные признаки характеризуют как содержательную составляющую научно-образовательного процесса, так и процессуальную.
Содержательный компонент научно-образовательного процесса имеет следующие особенности:
— в содержании отражаются научные достижения (по средствам авторских курсов, ограниченного включения соответствующих разделов в читаемые дисциплины);
— в содержание следует включать элементы социального опыта научно-исследовательской деятельности (задания для подготовки студентов к научному исследованию, к которым предъявляются требования: преемственности, межпредметности, взаимосвязи с курсовыми и дипломными работами);
— решение студентами образовательно-исследовательских задач (предполагает научно-педагогическое содействие студентам в их решении);
— предъявляются для обсуждения студентам актуальные проблемы научных исследований (связанные с выбранной специальностью).
Процессуальный компонент научно-образовательного процесса включает формы и методы, помогающие студентам решить задачи, поставленные в содержательном компоненте. Данный компонент характеризуется:
— ориентацией на имитацию научно-исследовательской деятельности;
— направленностью на применение научных знаний;
— сочетанием самообразования с решением научных проблем.
Указанные компоненты не ограничивают рамки выявления специфики
научно-образовательного процесса университета. Особенностью данного процесса также является единая направленность учебной, профессиональной педагогической и научной деятельности на достижение гуманных целевых приоритетов, на реализацию университетской образовательной программы и др.
Субъектами научно-образовательного процесса являются профессорско-преподавательский состав университета, научные сотрудники и студенты. Во взаимодействии профессорско-преподавательского состава и студентов реализуются различные функции. Профессорско-преподавательским составом университета осуществляются управленческая, содейственная, образовательная, преподавательская, поисковая, гносеологическая и др. функции. Для студентов характерны образовательная, исследовательская, коммуникативная функции, а также функция самоуправления.
Очевидно, что, так или иначе, субъектами научно-образовательного процесса оказывается влияние на этот процесс. Следует иметь ввиду неравнозначность роли каждого из субъектов в оказании влияния на научно-образовательный процесс университета. С одной стороны, педагогические работники, которые профессионально подготовлены к управлению научно-образо-вательным процессом. Они опираются на собственную профессиональную квалификацию, базирующуюся на профессиональной образованности, на личном опыте педагогической и научно-исследовательской деятельности. С другой стороны, студенты, которые имеют личные ресурсы управления, ограниченные природоопределенными задатками, развившейся образованностью и приобретенным личным опытом участия в научно-образователь-ном процессе. С третьей стороны, ректорат, его управляющие подразделе-
ния, которые создают условия для осуществления научно-образовательного процесса. Это нормативно-регламентирующие, перспективно-ориентирую-щие, деятельностно-стимулирующие и коммуникативно-информационные условия, в которых взаимодействуют друг с другом профессорско-преподавательский состав и студенты университета [1; 5].
Каждый субъект научно-образовательного процесса по-своему (специфично) трактует управление данным процессом в университете. В соответствии с этим он и выстраивает свою управленческую деятельность во взаимодействии с партнерами. Субъекты внешнего управления научнообразовательным процессом (ректорат, его управляющие подразделения) сталкиваются с фактами разного толкования одних и тех же явлений. В этом случае не всегда возможно прийти к согласию, а также это препятствует осуществлению управленческого взаимодействия в научно-образователь-ном процессе университета.
Таким образом, необходимо констатировать, что появилась острая необходимость в реализации специальных подходов к управлению научно-образовательным процессом университета. И хотя в последние годы усилился интерес к изучению различных аспектов управления образованием, тем не менее, вопросы управления научно-образовательным процессом университета остаются по-прежнему мало изученными. Поэтому нам представляется целесообразным в рамках данной статьи рассмотреть некоторые ориентиры управления научно-образовательным процессом университета.
Управление каким-либо процессом социальной действительности осуществляется с определенной целью [1; 2]. Управление научно-образовательным процессом университета нацелено на подготовку специалистов, обладающих фундаментальными знаниями и способных к самостоятельным научным исследованиям. Очевидно, что достижение этой цели значимо только при условии здоровьясбережения субъектов научно-образовательного процесса университета.
Следует отметить, что управление научно-образовательным процессом университета имеет уровневую вертикаль. Можно выделить по вертикали следующие уровни: административный уровень (ректорат, управляющие подразделения), педагогический уровень (профессорско-преподавательский состав, вспомогательный персонал), студенческий уровень (уровень самоуправления студентов). Между уровнями имеют место вертикальные взаимосвязи. В них явно выражена иерархическая соподчиненность уровней сверху вниз.
Если вертикальные взаимосвязи управления научно-образовательным процессом университета представляются достаточно четко, то с горизонтальными дела обстоят менее определенно, т. к. взаимосвязи управления между субъектами одного и того же уровня практически не регламентированы. Решение этой проблемы необходимо, т. к. взаимное согласование способов управления научно-образовательным процессом университета способствует целостному влиянию на научно-образовательную деятельность студентов по сравнению с разрозненными и фрагментарными способами
влияния. Поэтому необходимо направить управление научно-образователь-ным процессом университета на единение управленческого взаимодействия между его субъектами. А в идеале трансформировать управленческое взаимодействие субъектов научно-образовательного процесса университета в управленческое взаимосодействие друг другу, направленное на достижение общих целей управления и осуществляемое в соответствии с единой стратегией.
Осуществление научно-образовательного процесса университета происходит путем управленческого взаимодействия субъектов этого процесса, которые по-своему воспринимают установленные ориентиры. Понятна значимость сотрудничества (синергизма) субъектов научно-образовательного процесса университета. Сотрудничество между ними сопровождается и самоорганизацией. С другой стороны осуществление научно-образователь-ного процесса университета базируется на соответствующих средствах, которые необходимо систематизировать по двум основаниям (верхнее основание — целевой заказ на специалиста с университетским образованием, нижнее основание — образование человека и потенциалы его развития). Соответствующие образовательные системы представляют собой проект научно-образовательного процесса университета. Исходя из этого, наша позиция заключается в том, что реализацию управления научно-образовательным процессом университета имеет смысл соотносить с проявляющейся общностью намеренного влияния и самоорганизацией в управленческом взаимодействии субъектов, ориентирующихся на системно выраженные средства осуществления научно-образовательного процесса. Это выражает системно-синергетическую стратегию управления научно-образователь-ным процессом университета [4-6].
Целесообразность опоры на системно-синергетическую методологию обусловливается не только значимостью учета закономерностей, свойственных системам, человеку в целом и социальным группам. Системно-синергетическая методология предполагает выдвижение человека в целом на передний план. Это означает, с одной стороны, что управление научно-об-разовательным процессом университета осуществляется во имя студента. С другой стороны, в управлении научно-образовательным процессом ведущая роль принадлежит его управленческому взаимодействию с партнерами.
Выдвижение человека на передний план в управлении научно-образовательным процессом университета вполне согласуется с принципом гуманизма. Базируясь на целостном отношении к отдельному человеку, к людям, в разных трактовках гуманности рассматриваются различные соотношения между ценностями отдельного человека, групп людей, общества в целом. Ясно, что содержательный смысл гуманности существенно зависит от того, как представляются соотношения между соответствующими ценностями. Учитывая целесообразность соотношения социальных и личных ценностей, компромисс между ними видится нам в социальной приемлемости личных ценностей каждого человека.
Опираясь на указанную выше определенность в трактовке гуманности по отношению к человеку охарактеризуем гуманно ориентированное управление научно-образовательным процессом университета. Признаки гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета выявлены нами с опорой на образ гуманного образования [5; 6].
Гуманно ориентированное управление научно-образовательным процессом университета базируется на иерархической приоритетности сущностных свойств субъектов данного процесса. Приоритет сущностных свойств предполагает управление научно-образовательным процессом в зависимости от специфики выявляемых свойств субъектов, от обнаруживаемых тенденций их развития. Именно от этого зависит выбор средств педагогического влияния на научно-образовательную деятельность студента, выбор целей гуманного образования
Другим признаком гуманного управления научно-образовательным процессом университета является четко выраженная его направленность на позитивно ориентированное развитие готовности студентов к самореализации в социально приемлемом русле. Это означает, что цели гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета, соподчиняясь проявляющейся в этом процессе специфики студента, оказываются четко сориентированными на педагогическое содействие развитию его готовности к самореализации.
Третий признак гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета касается характеристики особенностей взаимодействия субъектов соответствующего процесса. Так как основными субъектами научно-образовательного процесса являются профессорско-преподавательский состав университета и студенты, то фактически речь идет, прежде всего, о характеристике учебно-научно-педагогического взаимодействия. При этом каждый субъект научно-образовательного процесса наделяется такими управленческими функциями, которые он в состоянии выполнить.
Следующий признак гуманно ориентированного управления научно-об-разователъным процессом университета состоит в целесообразности пользоваться системно выстраиваемыми средствами осуществления научно-образовательного процесса. При этом ведущим основанием конструирования педагогических средств управления научно-образовательным процессом университета признаются не цели, а выявленные тенденции в научно-образовательной деятельности студента.
Имея в виду вышесказанное, становится возможным связать между собой системно-синергетическую стратегию управления научно-образовательным процессом университета с принципом гуманизма. Тогда уже речь пойдет о системно-синергетической стратегии управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета.
В условиях гуманно ориентированного научно-образовательного процесса университета каждому человеку предоставляется значительная субъ-
ектная компетенция. Субъекты этого процесса побуждаются к проявлениям себя так, чтобы не навредить ни себе, ни другим людям, ни окружающей природе. Студент оказывается нацеленным на самореализацию своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях. Содействие студенту в намерениях самореализации своих сущностных свойств способствует становлению его собственной гуманно ориентированной «Я-концеп-ции». В соответствии с ней он проявляет свою гуманность.
Рассматривая гуманно ориентированный научно-образовательный процесс университета, остановимся на специфике управления им. Специфика управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом видится нам в явно выраженной направленности на поддержку самоуправления студентов. Студент как субъект своей деятельности не только исполняет замысел (задания) внешних субъектов (профессорско-преподавательского состава и ректората), но и определяется с самореализацией в рамках научно-образовательного процесса университета. Прежде всего, он управляет самообразованием. Профессорско-преподавательский состав в рамках своей компетенции призван содействовать студенту в этом. В частности решение образовательно-исследовательских задач студенты выполняют при научно-педагогическом содействии.
Самоуправление не всегда является успешным в плане готовности студентов к самореализации. Поэтому в управлении гуманно ориентированным научно-образовательным процессом необходимо сделать акцент на паритете субъектов научно-образовательного процесса в их управленческом взаимодействии. Паритетность в данном случае понимается как предоставление субъектам взаимодействия (преподавателям и студентам) равных возможностей реализации их компетенций. Реально же наблюдаются различия компетенций, способностей, уровней готовности к осуществлению образования и исследования, к управлению и самоуправлению научно-образовательным процессом университета. Передавая студенту функции в учебнопедагогическом взаимодействии, выполнение которых требует активного проявления самоуправления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом, профессорско-преподавательский состав и ректорат содействуют становлению способностей студента к самоуправлению.
Кроме того, понятно, что гуманно ориентированный научно-образова-тельный процесс в университете предполагает создание таких условий, в которых нагрузки на образующегося человека не сказывались бы на здоровье участников учебно-научно-педагогического взаимодействия. Поэтому одна из целей управления заключается в том, чтобы в гуманно ориентированном научно-образовательном процессе здоровье студента не ухудшалось, а по возможности улучшалось по каким-то показателям [6].
Также необходимо отметить, что управление научно-образовательным процессом университета предъявляет новые требования к компетентности научно-педагогических кадров. Во-первых, готовность преподавателя высшей школы сочетать научную и педагогическую деятельность. Во-вторых,
владеть современными технологиями научно-образовательного процесса, в том числе технологиями оказания педагогического содействия становлению готовности студентов к исследованию. В третьих, развитие готовности профессорско-преподавательских кадров к организации и осуществлению научно-образовательного процесса.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, авторская позиция по вопросу управления научно-образовательным процессом университета состоит в следующем. Целостность управления научно-образовательным процессом достигается за счет выстраивания «управленческой вертикали», базирующейся на общей стратегии. Кроме того, необходимо расширение и углубление горизонтальных взаимосвязей субъектов управления научно-образовательным процессом, занимающих в «управленческой вертикали» иерархически одинаковый уровень. Этому способствует:
— создание условий для развития профессиональной управленческой квалификации профессорско-преподавательского состава университета, способствующей осуществлению его функций в гуманно ориентированном научно-образовательном процессе;
— внедрение системных средств, используемых в управлении гуманно ориентированным научно-образовательным процессом;
— обеспечение социальной защиты субъектов гуманно ориентированного научно-образовательного процесса;
— объединение научно-образовательного процесса университета с организованными формами досуга и отдыха субъектов данного процесса.
Системно-синергетическое управление гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета обеспечивается:
— паритетом субъектов научно-образовательного процесса в их управленческом взаимодействии;
— совершенствованием управленческого взаимодействия субъектов управления научно-образовательным процессом, направленным на взаимосо-действие друг другу в реализации своих полномочий в рамках управления научно-образовательным процессом университета;
— научно-педагогическим содействием становлению способностей студента к самоуправлению научно-образовательной деятельностью.
1. Ильясов, Д. Ф. Теория управления образованием [Текст]/ Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. — Москва: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 344 с.
2. Куган, Б. А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней [Текст]/ Б. А. Куган, Г. Н. Сериков
— Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 357 с.
3. Котлярова, И. О Научно-образовательный процесс в университете [Текст]./ И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. -С. 24-27.
4. Рузавин, И. Г. Синергетика и системный подход [Текст]/ И. Г. Рузавин // Философские науки. — 1985. — № 5. — С. 48-55.
5. Сериков, Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация [Текст]/ Г. Н. Сериков. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 664 с.
6. Сериков, Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании [Текст]/ Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. — Екатеринбург — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.-242 с.
Тихонов Эдмунд Анатольевич
Кандидат педагогических наук, первый заместитель директора Института сервиса и управления Тюменского государственного нефтегазового университета, edmund67@ mail.ru, Тюмень
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ: СУЩНОСТЬ И ДЕТЕРМИНАНТЫ КАЧЕСТВА
Tikhonov Edmund Anatolyevich
The candidate ofpedagogical sciences, the first deputy of the director of Institute of service and management of the Tyumen state oil and gas university, edmund67@mail.ru, Tyumen
EDUCATIONAL SERVICES: ESSENCE AND QUALITY DETERMINANTS
Ориентация отечественного образования на Болонскую декларацию (1999) и стандарты качества ISO 9000 подтолкнули исследователей к рассмотрению образования, как образовательной услуги. Терминологически это ставит образование в один ряд с услугами сервиса (ремонт аппаратуры, пошив одежда и т. д.). А содержательно? Думается, что необходимо четче определить специфику образовательных услуг и соответственно задать формат их оценки.
Сервисные услуги условно можно разделить на несколько групп:
1) услуги, имеющие дело с предметами, которым необходимо вернуть их рабочее состояние, которое обеспечивает удовлетворение определенных потребностей заказчика (ремонт бытовой техники, сантехнические услуги и т. д.); условное название — промышленные услуги;
2) услуги, предполагающие создание продукта, в котором отражаются запросы потребителя (пошив одежды, прическа и др.); условное название
3) услуги, ориентированные на максимальные запросы потребителя, но которые практически не могут быть исполнены в идеальном варианте (медицинские услуги);