Критерии обоснования использования основных гигиенических нормативов (ПДК, ОБУВ (ОДУ))
Для некоторых (новых) веществ, для которых ПДК еще точно не установлена, после предварительных исследований устанавливают временный гигиенический норматив ОБУВ — ориентировочно безопасный уровень воздействия. ОБУВ — ориентировочный безопасный уровень воздействия вещества, выражается также в миллиграммах на 1 м 3 воздуха (мг/м 3 ).
Обоснование выбора веществ для гигиенического нормирования состоит из 4 этапов. На первом этапе осуществляется сбор и обработка информации, необходимой и достаточной для решения вопроса о целесообразности проведения исследований по гигиеническому нормированию. На втором этапе определяются вещества, не нуждающиеся в разработке гигиенических нормативов. На третьем этапе определяются очередность и объем исследований, необходимых для ускоренного обоснования гигиенических нормативов (ОБУВ, ОДУ, ПДК). На четвертом этапе принимается решение о разработке гигиенического норматива на основе проведения токсиколого-гигиенических исследований.
Таким образом, для ряда веществ установление гигиенических нормативов (как ОБУВ, так и ПДК) не требуется.
Для воздуха рабочей зоны это, например:
- — вещества, попадание которых в воздух рабочей зоны в виде паров и аэрозолей или их смеси по разным причинам исключено;
- — пары жидкостей, присутствующие в воздухе рабочей зоны при нормальных условиях и относящихся к IV классу опасности, имеющих высокую температуру кипения (/> 165 °С), КВИО 3 и при проектировании производства. При необходимости возможно продление срока действия ОБУВ или перевод его в ранг ПДК.
Для воздуха атмосферы населенных мест установление ОБУВ достаточно для веществ, объем производства которых не превышает 10 т/год или которые выпускаются на опытном производстве. Кроме того, ОБУВ достаточно для веществ мало- или умеренно опасных (III, IV класса опасности), слабокумулятивных, не обладающих специфическими эффектами, такими как аллергенными, мутагенными, ней- ротоксическими и т.д.
Для веществ, внедрение которых находится на стадии производственных испытаний, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, может быть установлен временный гигиенический норматив — ориентировочный допустимый уровень (ОДУ), разработанный на основе расчетных и экс- пресс-экспериментальных методов прогноза токсичности и применимый только на стадии предупредительного санитарного надзора за проектируемыми или вновь строящимися предприятиями и реконструируемыми очистными сооружениями.
Таким образом, установление ОБУВ является одним из этапов токсико-гигиенического исследования нового соединения и разработки соответствующего технологического процесса. Подобное исследование занимает 8—10 лет, что в целом соответствует срокам его внедрения от этапа лабораторного синтеза до создания крупнотоннажного производства. Оно включает в себя четыре этапа.
Первый этап заключается в проведении токсикологической экспертизы (исследования токсичности нового вещества). Прежде всего, необходимо провести подробный анализ литературных данных о физико-химических свойствах и биологическом действии изучаемого вещества. По полученным данным прогнозируются всевозможные параметры токсичности и планируется токсикологический эксперимент. В результате токсикологическая экспертиза подразумевает следующие разделы работы:
- 1. Установление среднесмертельной концентрации при 2-часовой экспозиции для мышей или 4-часовой экспозиции для крыс.
- 2. Определение среднесмертельной дозы при введении вещества энтерально.
- 3. Регистрация картины отравления при ингаляции и энтеральной затравке животных, данных вскрытия.
- 4. Выявление действия яда при контакте с кожей и слизистыми.
- 5. Определение кумуляции действия ядов в трехнедельном эксперименте.
В результате данного этапа исследований устанавливается класс опасности соединения, разрабатываются рекомендованные меры предосторожности для работников, рассчитывается ориентировочный уровень ПДК для воздуха рабочей зоны, который будет ориентиром для разработки химических методов анализа соединения. На основании этих материалов может быть выдан гигиенический сертификат вещества и принято решение об экономической целесообразности дальнейшего внедрения нового химического соединения.
Вторым этапом разработки технологического процесса по разработке вещества является производство его на опытной установке. Предполагается проведение более развернутых токсикометрических исследований в объеме первичного токсикологического паспорта (проводится токсикологическая паспортизация вещества). Они должны включать в себя исследования вещества с помощью физико-химических методов анализа. Результатом данного этапа должно быть установление ОБУВ, гигиенического норматива, позволяющего начать выпуск пробной партии данного вещества при условии его ограниченного использования. Другим результатом данного этапа является программа исследований для обоснования гигиенических нормативов для разных сред.
Третьим этапом является опытно-промышленное производство. На этом этапе проводится исследование токсичности по полной программе. Происходит изучение условий труда, производится оценка состояния здоровья работника и окружающей среды. Конечными гигиеническими регламентами, установленными на данном этапе, являются ПДКрз, ПДКВ, ПДКатм, а также ориентировочные ПДК для других возможных сред. Данные, полученные на этом этапе, указываются в полном токсиколого-гигиеническом паспорте.
На заключительном этапе производится внедрение вещества в промышленное производство и производится токсикологическая стандартизация соответствующего технологического процесса. Токсиколого-гигиенические исследования данного этапа заключаются прежде всего в клинико-гигиенических и эпидемиологических исследованиях. Происходит оценка отдаленных последствий, необходимые мероприятия для охраны ОС, пересмотр всех установленных ранее ПДК. В результате должны быть получены точные ПДК и ПДУ для всех возможных сред, в которых производимое вещество может быть обнаружено.
Какой показатель вводится для новых веществ пдк которых не установлено
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
7. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы радиоактивных веществ, разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Разрешение на выбросы радиоактивных веществ, разрешение на сбросы радиоактивных веществ выдаются сроком на семь лет.
9. Порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента.
(п. 10 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.
Порядок установления НДВ для проектируемых и действующих объектов: обзор ГОСТ Р 58577-2019
В данной статье рассмотрим порядок установления нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ) для проектируемых и действующих объектов, предусмотренный ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов» (далее — ГОСТ Р 58577-2019), который вступил в силу 01.01.2020. Стандарт, о котором пойдет речь в статье, также содержит требования к оформлению материалов по расчету НДВ.
В соответствии с законодательством об охране атмосферного воздуха[1] в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ[2], должны разрабатываться предельно допустимые выбросы (далее — ПДВ).
Согласно законодательству об охране окружающей среды[3] расчет НДВ проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I–III категорий (для объектов II категории НДВ рассчитываются по всем веществам, для объектов I и III категорий — по веществам I, II классов опасности, для объектов I категории — также по маркерным веществам).
НДВ являются легитимными лишь при условии наличия санитарно-эпидемиологического заключения[4].
Старое и новое
В ГОСТ Р 58577-2019 традиционно сохраняется основа для нормирования, представленная либо материалами по инвентаризации источников выбросов, либо проектными решениями.
Нормирование выбросов теперь осуществляется не только по гигиеническим нормативам качества, но и по экологическим нормативам (для лесных экосистем), определение которых сопряжено с проведением натурных измерений в лабораторных или полевых условиях в течение вегетационного сезона[5].
Как и ранее, нормативы ПДВ разрабатываются по результатам проведенных расчетов рассеивания (максимальные разовые и среднегодовые концентрации) либо сводных расчетов для городов (с учетом непревышения квот концентраций для нормируемых территорий).
Для загрязняющих веществ, для которых установлены максимальные разовые и среднесуточные ПДК, предусмотрена формула пересчета из одной приземной концентрации в другую с учетом розы ветров (формула (4) ГОСТ Р 58577-2019):
где C c прj и Cпрj — соответственно приземная среднегодовая и максимальная разовая концентрации в рассматриваемой расчетной точке;
P — среднегодовая повторяемость ветров румба, соответствующего переносу загрязняющих веществ от источника в расчетную точку, %;
P0 — повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров (для восьмирумбовой розы ветров P0 = 12,5 %), %.
При этом величина P не может быть ниже значения 12,5 %.
Для определения среднегодовых концентраций необходимо использовать среднегодовые фоновые значения при проведении расчета рассеивания.
Согласно п. 4.3.3 ГОСТ Р 58577-2019 зоной влияния выбросов хозяйствующего субъекта в атмосферу является территория, расположенная в границах 0,05 ПДК, несмотря на то, что зона нормирования — 1 ПДК.
Группа суммации веществ учитывается в рассеивании в случае превышения 0,1 ПДК любым из веществ группы. Фоновое загрязнение нормируемых территорий учитывается лишь в случае превышения концентраций вещества или группы веществ 0,1 ПДК. Также фоновое загрязнение не учитывается при отсутствии официальной информации (например, в глухих отдаленных местностях наблюдения не проводятся из-за отсутствия предприятий, населенных пунктов, которые могут оказывать негативное влияние).
Установление ПДВ
Нормативы устанавливаются для режимов регламентной работы предприятия (например, залповые выбросы на карьерах и эксплуатация без взрывных работ).
[1] Пункт 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 26.07.2019).
[2] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).
[3] Пункты 2 и 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).
[4] Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019).
[5] См. ГОСТ Р 56165-2019 «Качество атмосферного воздуха. Метод установления допустимых промышленных выбросов с учетом экологических нормативов» и 56166-2019 «Качество атмосферного воздуха. Метод определения экологических нормативов на примере лесных экосистем».
Д.И. Орехов, главный специалист АО «Гипроцветмет»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2020.
Узнать больше:
Порядок установления НДВ для проектируемых и действующих объектов: обзор ГОСТ Р 58577-2019
В данной статье рассмотрим порядок установления нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ) для проектируемых и действующих объектов, предусмотренный ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов» (далее — ГОСТ Р 58577-2019), который вступил в силу 01.01.2020. Стандарт, о котором пойдет речь в статье, также содержит требования к оформлению материалов по расчету НДВ.
В соответствии с законодательством об охране атмосферного воздуха[1] в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ[2], должны разрабатываться предельно допустимые выбросы (далее — ПДВ).
Согласно законодательству об охране окружающей среды[3] расчет НДВ проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I–III категорий (для объектов II категории НДВ рассчитываются по всем веществам, для объектов I и III категорий — по веществам I, II классов опасности, для объектов I категории — также по маркерным веществам).
НДВ являются легитимными лишь при условии наличия санитарно-эпидемиологического заключения[4].
Старое и новое
В ГОСТ Р 58577-2019 традиционно сохраняется основа для нормирования, представленная либо материалами по инвентаризации источников выбросов, либо проектными решениями.
Нормирование выбросов теперь осуществляется не только по гигиеническим нормативам качества, но и по экологическим нормативам (для лесных экосистем), определение которых сопряжено с проведением натурных измерений в лабораторных или полевых условиях в течение вегетационного сезона[5].
Как и ранее, нормативы ПДВ разрабатываются по результатам проведенных расчетов рассеивания (максимальные разовые и среднегодовые концентрации) либо сводных расчетов для городов (с учетом непревышения квот концентраций для нормируемых территорий).
Для загрязняющих веществ, для которых установлены максимальные разовые и среднесуточные ПДК, предусмотрена формула пересчета из одной приземной концентрации в другую с учетом розы ветров (формула (4) ГОСТ Р 58577-2019):
где C c прj и Cпрj — соответственно приземная среднегодовая и максимальная разовая концентрации в рассматриваемой расчетной точке;
P — среднегодовая повторяемость ветров румба, соответствующего переносу загрязняющих веществ от источника в расчетную точку, %;
P0 — повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров (для восьмирумбовой розы ветров P0 = 12,5 %), %.
При этом величина P не может быть ниже значения 12,5 %.
Для определения среднегодовых концентраций необходимо использовать среднегодовые фоновые значения при проведении расчета рассеивания.
Согласно п. 4.3.3 ГОСТ Р 58577-2019 зоной влияния выбросов хозяйствующего субъекта в атмосферу является территория, расположенная в границах 0,05 ПДК, несмотря на то, что зона нормирования — 1 ПДК.
Группа суммации веществ учитывается в рассеивании в случае превышения 0,1 ПДК любым из веществ группы. Фоновое загрязнение нормируемых территорий учитывается лишь в случае превышения концентраций вещества или группы веществ 0,1 ПДК. Также фоновое загрязнение не учитывается при отсутствии официальной информации (например, в глухих отдаленных местностях наблюдения не проводятся из-за отсутствия предприятий, населенных пунктов, которые могут оказывать негативное влияние).
Установление ПДВ
Нормативы устанавливаются для режимов регламентной работы предприятия (например, залповые выбросы на карьерах и эксплуатация без взрывных работ).
[1] Пункт 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 26.07.2019).
[2] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).
[3] Пункты 2 и 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).
[4] Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019).
[5] См. ГОСТ Р 56165-2019 «Качество атмосферного воздуха. Метод установления допустимых промышленных выбросов с учетом экологических нормативов» и 56166-2019 «Качество атмосферного воздуха. Метод определения экологических нормативов на примере лесных экосистем».
Д.И. Орехов, главный специалист АО «Гипроцветмет»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2020.
Нормативы ПДВ как вид экологического норматива
Норматив ПДВ (он же предельно допустимый выброс) – показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Определяется как максимальные объем или масса химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические и гигиенические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.
Напомним, что стационарным источником выбросов является источник выброса, который можно передвинуть с места с помощью транспортного средства или его местоположение определено в государственной системе координат (в настоящее время Местная система координат, с 2017 года ЕГСК – Единая государственная система координат).
Существует вполне исчерпывающее определение экологического норматива качества атмосферного воздуха. Экологический норматив – это установленная величина пользования природными ресурсами или воздействия машин и оборудования на некую территорию, при которой функция и структура этой территории находится в рамках естественных изменений.
Нормативы, в том числе экологические, устанавливаются на уровне Правительства страны.
Нормирование качества окружающей природной среды
Нормативы, относящиеся к качеству окружающей природной среды, делятся на три области:
- санитарно-гигиенические (выражаются в таких значениях, как ПДК химических веществ, ПДВ физических воздействий, ОБУВ, нормы санитарно-защитных зон…)
- экологические (выражаются в нормативах выбросов и сбросов, нормативах шума и вибрации, нормативах биологических загрязнений…),
- вспомогательные (выражаются в нормативах терминологии, организационных нормативах, правовых нормативах). Как видите, нормативы ПДВ относятся к экологическим нормативам.
Рис. Схема нормативов качества окружающей среды
Проект нормативов предельно допустимых выбросов – платформа для разработки нормативов
Установление нормативов является правовым предупредительным административным методом регулирования экологической безопасности в стране. Цель использования метода в создании экологической безопасности для граждан своей страны и других живых организмов.
Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника — в граммах на кубометр.
Помимо предупредительного метода регулирования экобезопасности в нашей стране практикуются еще два: информационный и принудительный. Административный метод регулирования делится еще на две ветви: правовые методы и контрольные методы.
Как мы видим, установление нормативов ПДВ относится к сфере разработки правовых норм, стандартов и разрешений. Нормативы рассчитываются и предлагаются к установлению инженером-экологом и входят в проект нормативов предельно допустимых выбросов.
Для чего требуется соблюдать экобезопасность
Несоблюдение экологической безопасности приводит к чрезмерному загрязнению окружающей среды. Загрязнение окружающей среды грозит:
- разрушением озонового слоя;
- изменением климата;
- ухудшением качества продукции;
- снижением урожайности;
- гибелью флоры и фауны;
- ускорением разрешения объектов;
- истощением и утратой природных ресурсов;
- разрушением и видоизменением ландшафтов и пейзажей.
Все перечисленные последствия приводят к ухудшению здоровья и социально-экономического благополучия населения. К самым распространенным загрязняющим атмосферный воздух веществам относятся:
- Оксиды азота (источники возникновения: транспорт, производство энергии, промышленность);
- Диоксид серы (угольные электростанции, промышленность);
- Диоксид углерода (углекислый газ) (промышленность);
- Железа оксид;
- Меди оксид;
- Бензин.
Целью установления нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду юридическими и физическими лицами. За превышение нормативов они несут административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.
Нормативы выбросов устанавливаются как для стационарных источников, так и для передвижных на основании допустимой нагрузки на окружающую среду, технологических нормативов и нормативов качества окружающей среды (ПДК, шума и т.д). Технологические нормативы, в свою очередь, устанавливаются на основании использования наилучших доступных технологий. Когда природопользователь не способен соблюсти в ходе своей деятельности нормативы выбросов, для него на государственном уровне устанавливаются разрешенные лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы). Лимиты могут установить только лишь в том случае, если у организации-природопользователя есть разработанный и утвержденный госорганами план снижения выбросов, который обязательно должен быть внедрен. Лимиты на выбросы действуют только в период внедрения плана снижения выбросов.
Лимиты и планы снижения выбросов и разрешения на выбросы в нашей стране выдаются Росприроднадзором, наделенным государственной исполнительной властью.
После внедрения плана природопользователь с помощью замеров воздуха и шума должен доказать Росприроднадзору факт снижения объема выбросов. При недостижении показателей план пересматривается, и продолжают вводиться мероприятия по снижению выбросов. Процесс продолжается, пока выбросы не достигнут нормативов.
Полномочия в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзора
Область полномочий Росприроднадзора (Федеральной службы в сфере природопользования) достаточно широка – более 30 функций. Выделим основные и наиболее важные:
- принятие законов и других нормативных правовых актов, их корректировка и дополнение;
- участие в организации, финансирование и проведение мониторинга атмосферного воздуха;
- учреждение порядка разработки нормативов;
- ввод порядка выдачи разрешений на выбросы;
- утверждение нормативов ПДВ;
- введение целевых показателей объема и массы выбросов на территории страны и сроков их снижения.
ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов и по организации в целом. Нормативы выбросов и способы их определения пересматриваются и модернизируются по мере развития науки и техники. В случае, когда выбросы загрязняющих веществ соответствуют нормативам ПДВ, необходимо контролировать их непосредственно на источниках. Проект нормативов ПДВ включает в себя разработанный раздел плана-графика контроля, где указываются все нормируемые источники выбросов предприятия, периодичность и способы их замеров. Существует два метода замеров источников выбросов – инструментальный (с привлечением лаборатории) и расчетный (с использованием программного обеспечения).
Проект нормативов ПДВ и нормативы только проверяют надзорные органы, сам же расчет и предложения по установлению нормативов готовит инженер-эколог в рамках проекта.
Правила установления нормативов допустимых выбросов и методы определения нормативов описаны в “ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями”. Документ создан для унифицированного подхода и оформления проекта выбросов на промышленных предприятиях.
Установление нормативов выбросов
В ГОСТе говорится о том, что нормирование выбросов предусматривает учет гигиенических и экологических нормативов качества воздуха.
Не все загрязняющие вещества есть смысл нормировать, потому как их вклад в общий объем загрязнения ничтожно мал. И даже для определения тех загрязняющих веществ, которые обязательны к нормированию в российском экологическом законодательстве, есть описанная методика. Она описана в Приказе №579 от 31.12.2010 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию. «.
Согласно этому Приказу, помимо представленного перечня ЗВ, подлежащих нормированию, ему подлежат вещества, соответствующие двум критериям:
- Показатель опасности выбросов больше или равен 0,1.
- Приземные концентрации выбросов превышают 5% от экологического норматива качества атмосферного воздуха.
- Проводится инвентаризация для определения источников выбросов и ингредиентов загрязняющих веществ от них.
- Вычисляется объем выбросов загрязняющих веществ расчетным способом (используя специализированную программу) или с привлечением лаборатории.
- Рассчитываются максимальные концентрации каждого загрязняющего вещества от каждого источника выбросов организации (расчеты рассеивания).
- Сравниваются рассчитанные значения концентраций с установленными Правительством гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха (ОБУВ, ПДК).
- Делается вывод о превышении/непревышении максимальных концентраций загрязняющих веществ предприятия от значений нормативов ПДВ и ОБУВ.
- Убедившись, что фактические гигиенические нормативы в организации соблюдены, инженер-эколог предлагает их в качестве нормативов выбросов для организации.
Рис. Обязательное приложение к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ
- Метод расчета рассеивания выбросов (наиболее популярный).
- Метод сводных расчетов (на базе инвентаризации выбросов и квот концентраций, выданными территориальными органами).
Устанавливаемые нормативы выражаются в двух величинах: максимальном разовом значении выбросов и валовом (годовом) значении выбросов.
Максимальное разовое значение – наибольшая допустимая масса выброса загрязняющего вещества в секунду. Для определения этого значения источник загрязнения замеряется в течение 20 минут. Показатель выражается в граммах на секунду. Для определения максимального разового значения по всему предприятию выбросы замеряются одновременно ото всех источников в течение 20 минут.
Валовое (годовое) значение подразумевает наибольшую допустимую суммарную годовую массу выброса от одного источника с учетом соблюдения всех технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.). Выражается в тоннах в год.
Для всего предприятия суммируется валовое значение выбросов ото всех источников, которые есть у него на балансе.
Предельно допустимые выбросы для каждого конкретного стационарного источника устанавливают территориальные органы Росприроднадзора. Например, в Москве – Центральный аппарат Росприродназора. В Санкт-Петербургу – по Росприроднадзор Северо-Западному федеральному округу. Потому как следует учитывать фоновое загрязнение воздуха, источники выбросов и технические нормативы в каждом конкретном округе отдельно. Организации, подлежащие региональному контролю, проходят еще одну стадию согласования — в Комитете по природопользованию.
Для того чтобы правильно рассчитать нормативы выбросов, замеры необходимо выполнять при нормальной загрузке и работе оборудования и нормальном функционировании пыле-и газоочистного оборудования (при их наличии).
Максимальное и валовое значения выбросов от каждого источника выбросов определяются в программе “Эколог”. В зависимости от вида источника выбросов используются ее вариации, такие как «АТП-Эколог» (расчет выбросов от автотранспорта), «Котельные», «Аккумуляторные работы», «Сварка» и многие другие. Программы разработаны на основании ряда действующих методических документов:
- Методика проведения инвентаризации выбросов для автотранспортных предприятий (расчетным методом).
- Методика проведения инвентаризации выбросов для авторемонтных предприятий (расчетным методом).
- Методика проведения инвентаризации выбросов для дорожной техники (расчетным методом).
- Дополнения к вышеперечисленным методикам.
- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов.
- ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе предельных выбросов для предприятий.
Метод сводных расчетов выбросов используется крайне редко, обычно к нему обращаются администрации городов с целью оценки загрязнения атмосферы ряда предприятий и городского транспорта.
В общих чертах метод сводных расчетов выбросов происходит следующим образом: 1) выполняется инвентаризация выбросов; 2) для каждого из них проектируются тома проектов ПДВ; 3) вычисляются параметры выбросов транспортных средств; 4) выполняются общие (сводные) расчеты наибольших приземных концентраций вредных веществ на территории города от определенных предприятий; осуществляется анализ результатов; 5) оценивается степень значимости влияния определенных ранее вредных веществ на загрязнение городского воздуха; выделение значимых вредных ЗВ; 5) определяются предельно допустимые поля загрязняющих веществ от работы предприятий; 6) предприятия в ходе обсуждения распределяют между собой квоты загрязняющих веществ; 7) разрабатываются мероприятия и рекомендации по снижению уровня загрязнения атмосферы города; 8) экологические надзорные органы согласовывают нормативы рассчитанных выбросов, документально подтверждая этот факт.
Подробная методика использования метода сводных расчетов выбросов изложена в «Методическом пособии по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий. » (1999 г.).
Несложно понять, что весь цикл определения сводных расчетов выбросов для города требует высокой профессиональной подготовки исполнителей и займет несколько лет.