(Решено) дать классификацию источников трудового права в иерархической последовательности нормативных актов, актуальных за последние три года…
Источники трудового права в России можно классифицировать согласно иерархической последовательности нормативных актов. Наиболее высокой ступенью стоят Конституция РФ и международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, в которых закрепляются основные принципы, связанные с правами и свободами человека в области труда.
На второй ступени иерархической лестницы находятся федеральные законы, в том числе «О труде в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», «Об образовании», «Об охране труда», «Об исполнительном производстве», «Об административных правонарушениях» и другие. Они устанавливают общие процедуры трудовых отношений, гарантии работников, права и обязанности работодателей, порядок рассмотрения споров и иных вопросов, связанных с трудовой деятельностью.
Третьи в рабочем порядке — это нормативно-правовые акты, утвержденные правительством РФ или ее органами и регулирующие конкретные аспекты трудовой деятельности, такие как стандарты труда, профессиональные стандарты, классификаторы профессий и другие.
На четвёртой ступени находятся приказы министерств и ведомств РФ, а также местные законы и нормативные акты на уровне регионов. Они устанавливают региональные гарантии работников, порядок оплаты труда и иные вопросы, связанные с трудовой деятельностью.
Наконец, пятая ступенью в пирамиде иерархической последовательности нормативных актов — коллективные договоры и соглашения на уровне предприятий или ведомств. Они определяют права и обязанности работников и работодателей, порядок оплаты труда, социальные гарантии, условия труда и иные вопросы, связанные с трудовыми отношениями в конкретном предприятии или организации.
Таким образом, источники трудового права в России можно классифицировать в соответствии с наивысшей ступенью иерархической последовательности нормативных актов, которые включают Конституцию РФ и международные договоры, а также более конкретные акты — федеральные законы, нормативно-правовые акты, приказы министерств и местные законы. Каждый из этих актов регулирует определенные аспекты трудовой деятельности и имеет свою важную значимость для защиты прав и интересов работников и работодателей.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Задай любой вопрос нейросети!
Для того, чтобы задать вопрос нейросети, необходимо войти на сайт.
Последние вопросы
Искусственный интеллект ChatGPT на русском: полный обзор, возможности и использование
(Решено) В России действуют многие тысячи общественных объединений. Обратитесь к Интернету, периодической печати и подберите примеры их участия в решении тех и…
(Решено) Что за диаграмма описана представленным кодом?@startumlstartif (condition A) then (yes) :Text 1;elseif (condition B) then (yes) :Text 2; stop(no) else…
(Решено) территория и административно терриротиальное деление россии…
(Решено) Мария и Александра играют в игру. Перед ними два набора фишек, в первом наборе – 67 штук, во втором – 52 штуки. Девочки по очереди берут любое количес…
(Решено) Чем отличается научное изучение истории от публицистического? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры….
(Решено) Рынок художественной обработки металлов по итогам 2023 года…
(Решено) Ex. 6.In the following examples concentrate on cases of hyperbole and litotes. Pay attention to their originality or stateness, to other SDs promotin…
(Решено) определение соли в химии …
Хотите задать любой вопрос нейросети?
Нажимая «Регистрация» или «Войти через Google», вы соглашаетесь с Публичной офертой, даете Согласие на обработку персональных данных, а также подтверждаете что вам есть 18 лет»
Форма репорта неправомерного контента.
Обратная связь с администрацией проекта
Уведомление об использовании cookie файлов
Наш сайт, как и большинство других, использует файлы cookie и другие похожие технологии (пиксельные тэги и т. п.), чтобы предоставлять услуги, наиболее отвечающие Вашим интересам и потребностям, а также собирать статистическую и маркетинговую информацию для анализа и совершенствования наших услуг и сайтов.
При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie и других похожих технологий в соответствии с настоящим Уведомлением.
Если Вы не согласны, чтобы мы использовали данный тип файлов, Вы должны соответствующим образом установить настройки Вашего браузера или не использовать наш сайт.
Обращаем Ваше внимание на то, что при блокировании или удалении cookie файлов, мы не можем гарантировать корректную работу нашего сайта в Вашем браузере.
Cookie файлы, которые сохраняются через веб-сайт, не содержат сведений, на основании которых можно Вас идентифицировать.
Что такое файл cookie и другие похожие технологии
Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Функциональные файлы cookie запоминают пользователей, которые уже заходили на наш сайт, их индивидуальные параметры (такие как язык и регион, например) и предпочтения, и помогают индивидуализировать содержание сайта.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Кнопки доступа к социальным сетям. Они используются для того, чтобы пользователи могли поделиться ссылкой на страницу в социальных сетях или сделать электронную закладку. Данные кнопки являются ссылками на веб-сайты социальных сетей, принадлежащих третьим лицам, которые, в свою, очередь могут фиксировать информацию о вашей активности в интернете, в том числе на нашем сайте. Пожалуйста, ознакомьтесь с соответствующими условиями использования и политикой конфиденциальности таких сайтов для понимания того, как они используют ваши данные, и того, как можно отказаться от использования ими ваших данных или удалить их.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Как управлять файлами cookie?
Большинство интернет-браузеров изначально настроены на автоматический прием файлов cookie.
В любое время Вы можете изменить настройки вашего браузера таким образом, чтобы блокировать файлы cookie или предупреждать вас о том, когда они будут отправляться к вам на устройство (обратитесь к руководству использования конкретного браузера). Отключение файлов cookie может повлиять на Вашу работу в интернете.
Если вы используете несколько устройств и (или) браузеров для доступа в интернет, соответствующие настройки должны быть изменены в каждом из них.
Заключительные положения
По собственному усмотрению мы можем периодически изменять настоящее Уведомление.
По возникающим вопросам с нами можно связаться, используя контакты, размещенные на нашем сайте.
24) Федеральные законы, содержащие нормы трудового права.
Важное место занимает федеральный закон от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Федеральные законы содержащие нормы трудового права , действуют на всей территории РФ, если в этих законах не предусмотрено иное. ФЗ от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в РФ» , который определил понятие «занятость», «безработный», «подходящая работа», законом установлена процедура признания лица безработным. ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» , который закрепил и детально регламентировал деятельность профессиональных союзов на различных федеральных уровнях , а также требования предъявляемые к членам профсоюзов. ФЗ от 11.10.2002 № 178-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
25) Нормативные правовые акты федерального уровня как источники трудового права.
Понятие нормативного правового акта охватывает все акты, принятые органами государственной власти или санкционированные государством и содержащие нормы трудового права. В иерархии источников трудового права нормативные правовой акт занимает ключевые позиции, это самый важный регулятор общественных отношений в сфере труда, во-первых, в сиду качественного разнообразия и количественного превосходства над другими источниками, во-вторых, по причине того, что нормативные правовые акты регулируют (в той или иной мере) все общественные отношения, входящие в состав предмета трудового права.
Нормативные правовые акты весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее общее деление — это деление на акты, принимаемые органами государственной власти, и акты, принимаемые субъектами с санкции государства.
Акты, принимаемые государством, в свою очередь делятся на законы и подзаконные акты. Среди законов надо выделить Конституцию РФ, ФКЗ, ТК РФ, иные ФЗ, содержащие нормы трудового права и законы субъектов РФ (включая конституции и уставы). Подзаконные нормативные акты различаются по своей юридической силе и месту в системе источников. Высшей юридической силой обладают указы Президента РФ, за ними следуют постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, подзаконные акты субъектов РФ (указы, постановления, положения и т.п.), акты органов местного самоуправления.
1. Конституция РФ провозглашает базовые права человека в сфере труда (право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов; право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на защиту от безработицы; право на отдых, право на вознаграждение). Кроме перечисленных прав, ст.37 Конституции РФ признаёт право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Положения ст.37 выступают в качестве исходных начал правового регулирования трудовых отношений. Законодательство о труде направлено на развитие этих начал и создание системы гарантий трудовых прав работника.
2. ТК РФ является базовым актом отрасли и в соответствии с ч.2 ст.5 ТК имеет приоритетное значение по сравнению с другими федеральными законами. ТК определяет содержание всех институтов трудового права. Он содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы правового регулирования трудовых отношений, определяет правовое положение работника и работодателя. Кодекс выполняет ключевую роль в механизме правового регулирования трудовых отношений, устанавливая права работников, их гарантии и способы их защиты.
3. Наряду с ТК в сфере трудового права действуют другие федеральные законы. В их числе:
— Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ», который установил механизм реализации конституционного права на защиту от безработицы;
— ФЗ от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который предусматривает права профсоюзов по предоставлению и защите интересов работников на коллективных переговорах, при разрешении коллективного трудового спора, при осуществлении локального регулирования и правоприменения;
— ФЗ от 07.11.2000 №136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», предусматривающий особые условия труда для работников, непосредственно занятых на работах, связанных с детоксикацией, тех.обслуживанием, уничтожением химического оружия;
— ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», определяющий условия привлечения к работе на территории РФ иностранных граждан.
4. Для трудового права имеют значение некоторые ФКЗ, например:
— ФКЗ от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;
— ФКЗ от 30.01.2002 №1-ФКЗ «О военном положении».
5. Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, являются подзаконными нормативными актами и не должны вступать в противоречие с ТК и иными ФЗ. Указами Президента регулируются некоторые вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, условия прохождения государственной службы, Указами утверждены некоторые уставы о дисциплине.
6. Постановления Правительства РФ, как правило, направлены на конкретизацию соответствующего закона или на регулирование отдельных элементов трудового правоотношения, а также осуществление дифференциации в трудовом праве. Примеры:
— Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 №234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (определён порядок заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий):
— Постановлениями Правительства РФ утверждено большинство уставов и положений о дисциплине. Большое количество постановлений Правительства РФ принимается по охране труда. Ими утверждаются положения о различных федеральных надзорах, перечни опасных и вредных работ, правила проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Постановлением Правительства РФ утверждено и Положение о расследовании и учёте профессиональных заболеваний.
7. Ведомственные акты. Они принимаются в соответствии с положениями о конкретных министерствах, регистрируются в Министерстве юстиции РФ и публикуются для общего сведения. Среди них особое место занимаются акты Министерства труда и социального развития РФ, которые устанавливали некоторое условия труда (например, режим рабочего времени и отдыха для работников отдельных отраслей экономики), определяли типовые нормы труда, утверждали единый тарифно-квалификационный справочник, квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов отдельных отраслей народного хозяйства. Кроме этого, Минтруд России принимал акты нормативного толкования — разъяснения, обязательные для правоприменителей.
Нормативно-правовые акты: иерархия в РФ
Официальные документы, в которых есть нормы права, называют нормативно-правовыми актами. Они разделяются по сферам регулируемых отношений, по территории действия и по силе.
Что такое нормативный правовой акт
НПА существуют, чтобы установить правила общественной жизни государства в сфере экономики, культуры, политики и др.
Их понятие в законе не закреплено. Признаки указывает Минюст в Приказе № 105 от 23.04.2020 и пленум ВС РФ в Постановлении № 50 от 25.12.2018:
- издание его органом власти, местного самоуправления, организацией или должностным лицом, который управомочен на это;
- содержание в нем правовых норм.
Управомоченными на издание НПА являются федеральные и муниципальные органы власти, Госдума, президент и правительство, министерства и службы. Помимо этого, такие органы издают индивидуальные правовые акты, которые распространяются на одного человека и применяются единожды: приказ о награждении или о назначении на должность. Они не являются НПА, так как отсутствует признак нормативности: в них нет норм права.
Норма права — это такое правило, которое:
- является обязательным для всех;
- формально установлено государством;
- применяется многократно;
- может повлечь государственные санкции за неисполнение.
Особенными признаками НПА являются:
- особая форма и порядок издания: письменный официальный документ, который издает правотворческий орган;
- особая структура и специальный язык юридической терминологии;
- правотворческий характер: направленность на установление, изменение и отмену норм права;
- распространение на всех граждан и организации;
- неоднократное и длительное действие.
Иерархия нормативных правовых актов в РФ
Все НПА имеют свое место в системе, в которой нижестоящие не должны противоречить вышестоящему. Это правило пригодится, если возникла коллизия норм: правила, которые находятся в нескольких НПА, содержат противоречащие друг другу нормы. Применяется та, что расположена в вышестоящем акте.
Конституция РФ
Это высший юридический акт страны, которому остальные должны соответствовать. В нем закреплены основные принципы правового строя, права и обязанности граждан, основы функционирования органов государства. Международные договоры, которые не соответствуют Конституции, не применяются и не вводятся в действие (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ ).
Международные правовые акты
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции , в правовую систему РФ входят международные принципы, нормы и договоры, подписанные и ратифицированные. Это значит, что международные акты имеют обязательную силу на территории РФ. Если в международном договоре указаны иные правила, чем в законе, применяются правила договора.
Федеральные конституционные законы
На необходимость их принятия указано в Конституции. Например, согласно ч. 3 ст. 118, судебная система устанавливается Конституцией и ФКЗ. Таким ФКЗ стал Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 31.12.1996 . Помимо этого, ФКЗ регулирует введение военного или чрезвычайного положения, изменение статуса региона или проведение референдума. ФКЗ выше в иерархии, чем ФЗ, но ниже Закона о поправках к Конституции.
Федеральные законы
Процесс создания и принятия федеральных законов включает несколько этапов. Инициатива по принятию законов исходит от президента, правительства, членов федерального собрания, от законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Законопроект проходит ряд процедур, включая рассмотрение и голосование, принятие его в обеих палатах федерального собрания и подписание президентом. ФЗ принимаются по различным вопросам: пенсионное обеспечение, процедура банкротства, реклама, закупки, деятельность банков. Также к ФЗ относятся кодексы, которые заключают в себе масштабный свод правил по конкретной отрасли: гражданской, уголовной, семейной, налоговой, трудовой, земельной, бюджетной и т. д.
Федеральные подзаконные акты
Подзаконные акты издают на основе и во исполнение законов. Они разъясняют и конкретизируют правила, которые в них установлены, дополняют положения и уточняют порядок их применения. Сюда включены:
- президентские указы в отношении политики, обороны, безопасности, международных отношений и т. д.;
- постановления правительства, которые издаются с целью регулирования вопросов, установленных ФЗ;
- акты федеральных органов власти, таких как Министерство образования, здравоохранения, труда и т. д.
Последние, если они касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, регистрируются в Минюсте.
Региональное законодательство
Регулирование отдельных вопросов находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. НПА субъектов РФ распространяются на лиц, проживающих в нем, или приезжих. Иерархия региональных НПА соответствует федеральной. У субъектов РФ есть основные законы: уставы и конституции, которые, в свою очередь, не должны противоречить Конституции РФ. Законы и региональные подзаконные акты соответствуют Конституции, федеральным законам и федеральным подзаконным актам. Региональное законодательство не может устанавливать правила, которые ухудшают положение людей, по сравнению с федеральным законодательством.
Муниципальные акты
Уровнем ниже стоят муниципальные акты, которые касаются вопросов муниципального управления, земельных вопросов, строительства и т. д. Они распространяются на жителей соответствующего города или района и на приезжих. Это устав муниципального образования, постановление администрации о порядке предоставления услуг, решение о бюджете.
Порядок вступления в силу НПА
Согласно положениям статьи 15 Конституции РФ, чтобы признаваться действующими, все законы должны опубликоваться в периодическом издании или на правовом информационном портале. Официальные издания, предназначенные для публикации, включают Парламентскую газету, Российскую газету и собрание законодательства РФ.
Дата вступления в силу нормативных правовых актов указывается в самих актах или связывается с определенным событием. В случае отсутствия указанной даты обычно применяется правило о том, что НПА вступает в силу через 10 дней после его официальной публикации (ст. 6 Федерального закона № 5-ФЗ от 14.06.1994 ). Это правило применяется к федеральным конституционным законам, федеральным законам и актам палат федерального собрания. Есть исключения:
НПА | Вступление в силу |
---|---|
Законодательство о налогах и сборах | Не ранее месяца со дня публикации и не раньше первого числа налогового периода, если акт относится к налогам, или не ранее чем через месяц со дня публикации, если акт относится к сборам (ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса ). |
ФЗ, которые вносят изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 относительно планирования закупок, определения исполнителей, контроля, мониторинга и аудита | Не ранее 1 января следующего года, или не ранее 1 января года, следующего за текущим годом, если акты приняты после 1 октября (ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013). |
Закон (решение) о бюджете | С 1 января (ч. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса ). |
Законодательство в сфере таможенного регулирования | Не раньше 30 дней со дня публикации (ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 ). |
Порядок опубликования и вступления в силу НПА президента, правительства и федеральных органов исполнительной власти установлен Указом президента № 763 от 23.05.1996 .
Акты президента вступают в силу через 7 дней после их публикации. Акты правительства, касающиеся прав и свобод человека, устанавливающие правовой статус органов власти и организаций, вступают в силу через 7 дней после их официальной публикации. В самих документах может быть указан иной порядок.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального конституционного закона № 4-ФКЗ от 06.11.2020, НПА правительства, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека, вступают в силу не ранее дня их публикации.
Что такое нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
1. Конституция РФ
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.
Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
- Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
- Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
- Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.