Какие поставщики могут участвовать в закрытой закупке
Перейти к содержимому

Какие поставщики могут участвовать в закрытой закупке

  • автор:

Энциклопедия решений. Условия применения закрытых способов определения поставщиков по Закону N 44-ФЗ

Под общим определением "закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" объединяются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ).

Из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ следует, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) закрытыми способами может проводиться только в случаях, указанных в ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с этой нормой закрытые способы определения контрагентов применяются только в случаях:

1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;

4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Дополнительное условие установлено ч. 3 ст. 84 Закона N 44-ФЗ, согласно которой закрытые способы определения контрагентов применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций. В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба РФ (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728). Порядок такого согласования утвержден на основании ч. 3 ст. 84 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189*(1). Срок действия решения ФАС России о согласовании применения закрытого способа определения контрагента не должен превышать 90 дней с даты его принятия до даты направления приглашений принять участие в закрытых способах определения контрагентов (ч. 4 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). При этом, однако, необходимо учитывать, что сведения, составляющие государственную тайну, по определению не могут сообщаться неограниченному кругу лиц (ст. 6 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне"). Поэтому проведение закупок, связанных со сведениями, содержащими государственную тайну, "незакрытыми" конкурентными способами, предполагающими сообщение сведений о закупке неограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 48, ч .1 ст. 56, ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 59, ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 83 Закона N 44-ФЗ), по сути невозможно. Соответственно, согласование проведения таких закупок одним из закрытых способов фактически сводится к проверке того, действительно ли сведения о государственных нуждах, для удовлетворения которых осуществляется закупка, или сведения о закупаемых товарах, работах, услугах содержат государственную тайну. Это можно увидеть и из пп.пп. 1, 2 п. 2 вышеуказанного Порядка согласования применения закрытых способов

Вместе с тем в случае, если информация о товарах, работах, услугах, закупаемых для удовлетворения государственных нужд, или о самих таких нуждах не содержат государственной тайны, либо закупки не относятся к указанным в п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ, заказчик не вправе принимать решение об осуществлении закупки закрытым способом. Принятие решения о проведении закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ, или нарушение порядка и сроков направления в уполномоченный орган информации и документов для согласования применения закрытого способа определения контрагента влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ.

Принципы выбора конкретного закрытого способа определения контрагента — закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион — Законом N 44-ФЗ не описаны. Полагаем, что такой выбор должен осуществляться исходя из тех же принципов, что и выбор соответствующих открытых способов (включение товаров, работ услуг в один из перечней, предусмотренных ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ и определяющих необходимость проведения конкурса с ограниченным участием или электронного аукциона, соблюдение условий, необходимых для проведения двухэтапного конкурса согласно ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ) с поправкой на определение основания для отнесения закупки к тем, сведения о которых не должны сообщаться неопределенному кругу лиц.

*(1) В настоящее время федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок является Минфин России (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, пп. 5.2.29.4 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329). До 25.04.2017 таким органом являлось Минэкономразвития России (см. постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 446).

Какие поставщики могут участвовать в закрытой закупке

Статья 72. Применение закрытых конкурентных способов

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. При применении закрытых конкурентных способов:

1) заказчиком разрабатывается и утверждается документация о закупке, которая должна содержать:

С 01.01.2024 в пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 72 вносятся изменения (ФЗ от 05.12.2022 N 500-ФЗ). См. будущую редакцию.

а) информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 — 13 и 15 — 23 части 1 и подпунктами 1 — 6 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона;

б) информацию о месте и порядке подачи заявки на участие в закупке, форму такой заявки (в случае проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона);

в) информацию о времени проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) в случае проведения закрытого аукциона;

г) информацию о сроке, в течение которого победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иной участник закупки должен подписать контракт (в случае проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона);

д) порядок направления участником закупки отзыва поданной им заявки на участие в закупке, изменения поданной им заявки на участие в закупке, а также порядок возврата заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в документацию о закупке в случае проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона;

2) приглашение, документация о закупке, изменения, внесенные в документацию о закупке, разъяснения положений документации о закупке, проект контракта, протоколы, составленные (сформированные) при осуществлении закупки, информация и документы, размещаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, не подлежат размещению на официальном сайте, опубликованию в средствах массовой информации;

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) не допускается предоставлять документацию о закупке, изменения, внесенные в документацию о закупке, направлять запросы об ознакомлении с документацией о закупке, запросы о предоставлении документации о закупке, запросы о даче разъяснений положений документации о закупке, предоставлять такие разъяснения в форме электронных документов (за исключением проведения закрытых электронных процедур);

4) не допускается осуществлять аудио- и видеозапись, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

5) при заключении контракта в порядке, установленном частью 14 статьи 73 настоящего Федерального закона, использование единой информационной системы, размещение информации и документов в единой информационной системе и на специализированной электронной площадке не осуществляются.

2. Закрытый конкурс, закрытый аукцион проводятся по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Для получения такого согласования заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона направляет в такой федеральный орган исполнительной власти обращение о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, которое должно содержать:

1) обоснование отнесения закрытого конкурса, закрытого аукциона к случаям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона;

2) информацию и документы, предусмотренные пунктами 1, 3, 5 — 9, 12, 13, 15 и 19 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона;

3) информацию об участниках закупки, которые способны осуществить поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

3. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 2 настоящей статьи, обязан рассмотреть обращение о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления. По результатам рассмотрения такого обращения принимается решение о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона либо об отказе в таком согласовании. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона. Такой порядок предусматривает, в частности:

1) порядок направления обращения о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, форму такого обращения;

2) порядок рассмотрения обращения о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, основания для принятия решения о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона либо об отказе в таком согласовании;

3) порядок направления решения о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона либо об отказе в таком согласовании.

Все о госзакупках: виды, как участвовать, кто может стать поставщиком

Государство и госкомпании — надежные клиенты. Чтобы стать их поставщиком, необходимо принять участие в государственных закупках. Расскажем, как это сделать и какие требования предъявляют при заключении госконтрактов.

Госзакупки — это специальная процедура, которую государственные организации должны соблюдать для любых покупок или поставок. Просто так заказать или купить что-то они не могут. Чаще всего им необходимо объявить конкурс, найти поставщика с лучшими условиями и с ним заключить госконтракт на закупку .

В 2023 году система госзаказов перешла в онлайн. Муниципальные и федеральные бюджетные учреждения размещают свои заказы на специальных площадках. Компании и частные лица, желающие стать поставщиками, отправляют заявки. Это открытый конкурс, в котором выигрывают те, кто предложит самые выгодные условия.

Хотите выйти на новый уровень в своем бизнесе? Для этого могут потребоваться дополнительные инвестиции.

Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.

223-ФЗ и 44-ФЗ

Есть два закона о государственных закупках . Эти документы полностью регулируют правила их проведения. Чтобы стать участником, нужно внимательно изучить:

    — касается закупок товаров и услуг для предприятий с долей участия государства не меньше половины; — касается правил закупки всех бюджетных учреждений.

Глобальные различия между ними в объеме требований. 44-ФЗ — более детализированный и формализованный. В нем четко прописаны стадии сотрудничества. 223-ФЗ меньше по объему, в нем регламентируют только основные принципы, на основе которых организациям следует написать собственные положения.

Считается, что работа по 44-ФЗ проще для начинающих. Несмотря на жесткость требований, их унификация дает гарантии получения госзаказов, если все положения будут выполнены.

Как компании получить госконтракт

А для поставок по 223-ФЗ нужно внимательно изучить требования каждой конкретной организации и готовиться по ним. Шансы получить отказ — выше.

Государственные закупки совершают конкурентным и неконкурентным путем. В первом случае поставщики соревнуются между собой, во втором — кандидат только один.

Неконкурентную закупку можно проводить на сумму меньше 300 тысяч рублей или если поставщик не имеет альтернатив. Например, если речь идет об услугах естественной монополии.

Какими бывают конкурентные закупки:

  1. Конкурс — участники обязаны направить свое предложение, а заказчик оценить его по многим критериям. Разрешают учитывать стоимость, примеры прошлых работ, репутацию и уровень подготовки.
  2. Аукцион — желающие отправляют предложение, а затем участвуют в торгах. Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену. Используют преимущественно для покупок какой-либо продукции.
  3. Запрос предложения — участники подают заявки, их анализируют и принимают ту, которая лучше отвечает требованиям.
  4. Запрос котировок — участники подают заявку с определенной ценой, выигрывает самая низкая. Проводят только при сумме до 500 тысяч рублей.

Условия для поставщиков

Ими могут быть любые физические или юридические лица. Но только в рамках закона. То есть некоторые услуги в принципе не имеют права оказывать физлица.

  • наличие специальной квалификации или лицензий там, где этого требует закон;
  • поставка только товаров российского производства, а также выпущенных в Казахстане, Белоруссии, Армении или Киргизии;
  • только для представителей малого или среднего бизнеса;
  • закрытые госзакупки для компаний, допущенных до работы с гостайной.

Как принять участие

Все торги проводят онлайн, а для участия в них нужна электронно-цифровая подпись (ЭЦП), которую выдают аккредитованные центры . Один из них — Совкомбанк.

Без электронной цифровой подписи предпринимателю никак нельзя. Участвовать в закупках, дистанционно подписывать счета, договоры, контракты и другие необходимые документы — все это удобно делать онлайн. Оформите электронную подпись в Совкомбанке. Процесс создания заявки займет всего пять минут. Наш курьер приедет к вам, чтобы удостоверить личность и доставить токен.

Также потребуется регистрация на Госуслугах. Под этим аккаунтом можно авторизоваться на портале .

Тем, кто собирается участвовать в торгах как частное лицо или самозанятый, больше ничего создавать не нужно. А юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям потребуется создать соответствующий аккаунт на Госуслугах.

Далее необходимо перенести документы на портал ЕИС. Их потребуется заверить ЭЦП и загрузить в систему. Если работать с сайтом будут несколько сотрудников компании, потребуется привязать профиль и подтвердить полномочия каждого из них. Аккаунт на ЕИС действует три года.

На следующем этапе нужно зарегистрироваться на конкретных электронных торговых площадках, на которых разместили интересующее предложение о госзакупках. Туда также потребуется отправить документы, чтобы получить доступ к работе.

Тендер с нуля: как стать участником закупки

Во сколько обойдется участие

Операторы площадки берут плату с участников торгов. Она взимается в зависимости от начальной стоимости договора и составляет 1%.

Существует и верхняя планка:

  • средний и крупный бизнес — до 5 тысяч рублей;
  • малый бизнес и некоммерческие социально ориентированные компании — до 2 тысяч рублей.

В качестве обеспечения принимают банковскую гарантию. Также возможно переведение средств на специальный счет. Обеспечение считают необходимым условием при крупных договорах в рамках, обозначенных законом.

Хотите получить обеспечение для участия в торгах? Оставьте заявку на сайте и получите банковскую гарантию от Совкомбанка. Срок рассмотрения — от 1 часа.

Заключение

Исчерпывающие подробности о госзакупках указаны в 223-ФЗ и 44-ФЗ. Первый законодательный акт регулирует работу организаций, в которых государству принадлежит более 50%, второй — муниципальных и федеральных госучреждений.

Проще говоря, если средства на закупку идут из бюджета, то ориентироваться следует на 44-ФЗ. Когда речь идет о собственных деньгах организации, то на 223-ФЗ.

Участвовать в госзакупках могут любые физические и юрлица. В некоторых случаях допускают самозанятых и ИП. Главное, чтобы они отвечали требованиям законодательства для оказания такого рода услуги.

Отличие ФЗ-44 от ФЗ-223:

Критерии

ФЗ-223

ФЗ-44

  • Организации, в которых доля государства свыше 50%
  • Дочерние структуры таких организаций
  • Компании, занимающиеся с регулируемыми видами деятельности
  • Бюджетные организации, закупающие товары и услуги за собственные деньги, средства от грантов или субподряда
  • Естественные монополии

Федеральные и муниципальные бюджетные организации

Кто может принимать участие

Юрлица и физлица

Юрлица и физлица

Компании, имеющие приоритет

  • Продавцы товаров из РФ, РК, РБ Армении и Киргизии
  • Малый бизнес
  • Продавцы товаров из РФ, РК, РБ Армении и Киргизии
  • Организации из пенитенциарных учреждений
  • Социально ориентированные некоммерческие компании
  • Объединения инвалидов

Доля приоритетных участников

20% от годового объема

15% у малого бизнеса и социально ориентированных компаний

В собственной документации компании прописаны конкурентные и неконкурентные способы, а также перечень случаев, в которых допускается закупать у одного претендента

Конкурентные закупки допускается проводить методом:

  • запроса котировок
  • запроса предложений
  • аукционов
  • конкурсов

Четыре закрытых способа отбора:

  • аукцион
  • конкурс в обычной форме
  • электронный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос котировок
  • конкурс
  • аукцион

Электронные торговые площадки (ЭТП)

150 ЭТП для общих случаев и 8 федеральных для закупок у МСП

8 федеральных ЭТП с бесплатной регистрацией по ЕИС

Квалифицированная — предназначается для федеральных площадок. Для остальных неквалифицированная или подпись со специальным расширением

Сроки подачи и проведения всех этапов

Указаны в собственных документах компании

Размещают 10-го числа следующего месяца на портале zakupki.gov.ru

До 1 февраля отчитываются за прошлый год по объему произведенных закупок у МСП и отдельно по закупкам инновационной продукции

Выкладывают на портале zakupki.gov.ru:

  • отчеты с основаниями закупок у одного претендента
  • документы о приемке работ
  • отчет об объеме закупок у МСП и социально ориентированных некоммерческих компаний

Необходимо только для договоров дороже 5 млн рублей

Максимальный уровень обеспечения — 5%

Участники самостоятельно могут выбрать банковскую гарантию или предоставление заказчику нужной суммы

МСП отправляют деньги на специальный счет, остальные участники — на счет площадки или заказчика

Необходимо только для договоров дороже 1 млн рублей

Размер обеспечения в зависимости от начальной максимальной цены:

  • менее 20 млн рублей — 0,5-1%
  • от 20 млн — 0,5-5%
  • от 20 млн когда участник — организация инвалидов или предприятие УИН — 0,5%

Обеспечение контракта и гарантийные обязательства

Заказчик решает самостоятельно, указывая в собственном положении о закупках

Обеспечение — обязательное условие для победителя

Принимают банковскую гарантию или перечисление средств на счет

МСП отчисляют 1% от суммы контракта, но не более 2000 рублей

Остальные участники — в зависимости от требований конкретной площадки

МСП и некоммерческие организации — 1% от стоимости контракта, но не более 2000 рублей

Остальные участники — 1% от стоимости договора, но не более 5000 рублей

Правила прописаны в собственном положении о закупках

Смена условий возможна по соглашению сторон

Расторжение — по обоюдному желанию

Спорные вопросы решают через суд

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Закрытые закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Ст. 24 и 84 Закона 44-ФЗ определяет формы закрытых процедур: закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Ст. 3.5 Закона 223-ФЗ устанавливает примерный перечень форм проведения закупок: закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка в соответствии с Положением о закупках.

и условия их проведения закрытым способом:

Закрытые закупки, кроме пункта 5, заказчики согласовывают в ФАС.

ст. 3.5 Закона 223-ФЗ предусмотрены случаи проведения закрытых процедур: в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если такая закупка осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, или если координационным органом Правительства РФ или Правительством РФ в отношении такой закупки принято соответствующее решение.

Закрытые закупки заказчики по 223-ФЗ согласованию с ФАС не подлежат, в т.ч. в случае отсутствия Положения о закупках и проведения закупок по правилам 44-ФЗ (п. «б» ч. 7 ст. 8 Закона 223-ФЗ).

Открытая часть информации

По Закону 44-ФЗ информационное обеспечение строго ограничено, правила проведения закупок установлены Положением об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках (утв. Постановлением Правительства № 223 от 28.02.2019).

По Закону 223-ФЗ сведения о закрытых закупках не публикуются – правила проведения определяются Положением о закупках.
При проведения закрытых закупок по 44-ФЗ в ЕИС публикуется только извещение. Закупочная документация, включая итоговые протоколы, не публикуется. Процедура закрытой закупки по 44-ФЗ проводится на специализированной ЭТП – ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (http://www.astgoz.ru).

Для того, чтобы иметь возможность принять участие в закрытой закупке Участник должен быть включен в реестр участников закрытых электронных процедур. Включение в реестр осуществляется автоматически после аккредитацию на АИС ГЗ (осуществляется в заявительном порядке).

Отметим, что далеко не все закрытые закупки связаны с необходимостью обеспечения гос.тайны, однако обязательное условие аккредитации (и соответственно участия в закрытых процедурах) – наличие лицензии на работу с гос. тайной.
Еще одним изъятием из принципа обеспечения конкуренции является то, что принять участие в некоторых закрытых закупках по 44-ФЗ могут только те участники, которым Заказчик направил приглашение принять участие в закрытой электронной процедуре.
Заказчики по 223-ФЗ, как правило, для обеспечения проведения закрытых процедур, проводят предварительный предквалификационный отбор будущих участников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *