За какой период можно пересчитать коммунальные платежи
Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ
Основания, по которым исполнитель коммунальных услуг делает перерасчёт платы за период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении, изложены в разд. VIII ПП РФ № 354. Их попытался оспорить в Верховной суде РФ собственник доли в квартире, где нет приборов учета. Рассказываем о судебном решении.
Условия перерасчёта при временном отсутствии изложены в ПП РФ № 354
Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Порядок перерасчёта платы за КУ при временном отсутствии потребителя в помещении определён в разд. VIII ПП РФ № 354. Если в помещении установлены индивидуальные приборы учёта, то за время отсутствия проживающих перерасчёт платы за ЖКУ не делается. Потребление ресурсов фиксируется показаниями ИПУ.
Если квартира не оснащена счётчиками, то при непроживании в ней потребителей более пяти полных дней собственник имеет право обратиться к исполнителю КУ за перерасчётом платы (п. 86 ПП РФ № 354). При этом важным условием является отсутствие технической возможности установки в квартире ИПУ, подтверждённой соответствующим актом обследования.
Перерасчёт делается в течение пяти рабочих дней после получения заявления от потребителя и подтверждающих период временного отсутствия документов. Подаётся такое заявление до отъезда или не позднее 30 дней после окончания периода непроживания. К заявлению должна прилагаться копия акта обследования о невозможности установки ИПУ (п.п. 91, 92 ПП РФ № 354).
Такое обследование проводится в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627. Если невозможность установки счётчиков не подтверждена или ИПУ вышел из строя, перерасчёт платы за соответствующие КУ при временном отсутствии проживающих не производится (п. 86 ПП РФ № 354).
Собственник посчитал условия для перерасчёта противоречащими ЖК РФ
С подходом к перерасчёту платы за КУ за время отсутствия, изложенном в ПП РФ № 354, не согласился владелец доли в квартире в многоквартирном доме. В жилом помещении не установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, так как об этом не смогли договориться все собственники квартиры. Расчёт платы производится исходя из нормативов потребления.
Поскольку владелец доли не проживает в помещении почти год, он обратился в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчёт платы за КУ из-за временного отсутствия. УО отказала собственнику в перерасчёте, сославшись на п. 86 ПП РФ № 354: у заявителя не было акта, подтверждающего невозможность установки в квартире ИПУ.
Собственник посчитал, что перечень оснований для перерасчёта при временном отсутствии, приведённый в ПП РФ № 354, неполный, и обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующими п. 86, первый абзац п. 91 второй абзац п. 92 ПП РФ № 354.
- перерасчёт платы при временном отсутствии делается только в отсутствие технической возможности установки ИПУ;
- сроки подачи заявления на перерасчёт при временном отсутствии ограничены 30 днями после окончания периода отсутствия;
- к заявлению о перерасчёте должен быть приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ.
Истец утверждал, что данные пункты ПП РФ № 354 нарушают его права и устанавливают принципы неравенства потребителей, что противоречит ст. 1 ЖК РФ. Ведь получить перерасчёт платы за КУ в период временного отсутствия вправе только потребители с актом о невозможности установить ИПУ.
Условия для перерасчёта за период отсутствия способствуют энергосбережению
Верховный Суд РФ, проанализировав указанные пункты ПП РФ № 354 и доводы истца, не согласился с ним. В решении судья подчеркнул, что неиспользование помещения собственником не является основанием невнесения платы за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Верховный Суд РФ не нашёл подтверждения доводам истца, что условие предоставления акта о невозможности установки счётчика противоречит принципам равенства и создаёт преимущества одних потребителей над другими (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).
Такое условие, наоборот, способствует исполнению требованийФедерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Указанный Федеральный закон установил, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат учёту с использованием ИПУ (ст. 13 № 261-ФЗ).
Подтверждение невозможности установить ИПУ направлено на то, чтобы потребители переходили на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. Это способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов. Поэтому собственник, при наличии технической возможности не установивший счётчики, не может ссылаться на их отсутствие, чтобы не оплачивать ЖКУ.
Довод истца о том, что счётчики не установлены из-за отсутствия согласия между собственниками долей в квартире, суд также не принял во внимание. Вп. 1 ст. 247 ГК РФ прописана процедура разрешения споров между владельцами долевой собственности. Пользование долевым имуществом происходит по соглашению собственников долей, а если согласия достичь не удаётся – в судебном порядке.
Поэтому неустановка ИПУ из-за разногласий участников долевой собственности не может служить основанием для перерасчёта платы в период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении. Верховный Суд РФ отказал истцув удовлетворении иска, подтвердив правомерность отказа управляющей организации в перерасчёте.
УО обязана сделать перерасчёт при соблюдении потребителем норм ПП РФ № 354
Верховный Суд РФ подтвердил правомерность применения управляющими организациями и ТСЖ п. 86 ПП РФ № 354, если к ним с заявлением обратился потребитель с требованием сделать перерасчёт за период его отсутствия.
Наличие акта обследования квартиры, который подтверждает невозможность установить приборы учёта, по-прежнему остаётся ключевым условием для произведения перерасчёта за время непроживания заявителя в квартире.
Важно соблюдение заявителем условия о сроках подачи документов: перед отъездом или в течение 30 дней после возвращения в квартиру (п. 91 ПП РФ № 354). Законность данной нормы также подтвердил ВС РФ.
Если требования раздела VIII ПП РФ № 354 соблюдены, то УО или ТСЖ не имеют права отказать потребителю в перерасчёте, который необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления.
В каких случаях суды разрешают не делать перерасчёт потребителям
Накануне изменения тарифов за ЖКУ потребители требуют перерасчёта платы, начисленной им ранее исходя из среднемесячного потребления или норматива из-за отсутствия показаний ИПУ, даже через суд. Рассмотрим случаи, когда суды в таких спорах приняли сторону исполнителя коммунальных услуг и отказали жителям в перерасчёте.
Потребитель обязан платить в срок в полном объёме
Право потребителя передавать исполнителю коммунальных услуг показания индивидуальных приборов учёта подтверждено определением Верховного Cуда РФ от 19.03.2013 № АПЛ 13-82 и закреплено в пп. к (1) п. 33 ПП РФ № 354.
В п. 31 ПП РФ № 354 зафиксирована обязанность ИКУ принимать показания счётчиков, использовать их при расчёте размера платы за КУ в том расчётном периоде, когда они были сняты, а также проводить проверки состояния ИПУ и достоверности предоставляемых сведений.
Согласно п. 42 ПП РФ № 354, исполнитель коммунальных услуг обязан делать расчёт платы за КУ на основании показаний счётчиков в случае их предоставления потребителем. В ином случае, расчёт платы производится в течение трёх месяцев – исходя из среднемесячного объёма потребления, а затем – исходя из установленных нормативов без применения повышающих коэффициентов (пп. «б» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).
Не все собственники регулярно передают показания ИПУ, а накануне повышения тарифов на ЖКУ они массово направляют данные счётчиков исполнителю коммунальных услуг. Они требуют у ИКУ перерасчёт платы, сделанной расчётными методами, за предыдущие периоды. Такая ситуация не только перегружает УО и РСО, но и способствует формированию отрицательного объёма ресурсов, потреблённых на содержание ОИ МКД. А его управляющей организации никто не компенсирует.
Как рассказала в одном из выпусков видео-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Госдумы РФ Елена Шерешовец, в случае несвоевременной передачи потребителем показаний ИПУ исполнитель коммунальных услуг может не делать перерасчёт. Это подтверждают решения и определения судов, которые рассматривали подобные споры летом и осенью 2017 года. Разберём их подробнее.
Верховный Суд встал на сторону РСО
При рассмотрении дела суд напомнил, что потребители оплачивают фактически принятый объём ресурса согласно данным прибора учёта (ст. 544 ГК РФ). Они обязаны ежемесячно полностью оплачивать КУ (ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст. 155 ЖК РФ) или вносить плату предварительно, в счёт будущих расчётных периодов (пп. «г» п. 65 ПП РФ № 354). При этом потребитель не может вносить за КУ произвольные суммы, а авансовый платёж не изменяет стоимость услуг, установленную на момент её оказания.
В суде поставщик электроэнергии доказал, что расчёт платы за ресурс проводился согласно п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354. Поскольку в спорный период истец не передавала показаний ИПУ, разницу между последними предоставленными ею сведениями и данными, зафиксированными сетевой компанией, РСО отнесла к расчётному периоду, когда сетевая организация проводила проверку счётчика (п. 171 разд. 10 ПП РФ от 04.05.2012 № 442, п. 31 ПП РФ № 354). Плата начислялась согласно действовавшим на тот момент тарифам.
Суд согласился с доводами поставщика электроэнергии и отклонил требования о перерасчёте и иные претензии, которые истец предъявляла к исполнителю коммунальных услуг.
В сентябре 2017 года Верховный Суд Удмуртской республики, куда потребитель подала апелляцию, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение в силе.
Суд отказал потребителю в перерасчёте задолженности
Похожее дело в июне 2017 года рассмотрел п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354. Выставленные управляющей компанией счета оплачивались потребителем нерегулярно и не в полном объёме, что привело к образованию задолженности и начислению пени на сумму долга.
Выводы
- Истцами в этих судах выступали потребители, которые на протяжении длительного периода не только не передавали показания приборов учёта, но и не оплачивали выставленные счета.
- Судьи придерживались позиции, что потребитель должен быть заинтересован в предоставлении показаний счётчиков исполнителю коммунальных услуг, чтобы начисление платы производилось за фактически потребленные ресурсы, а не расчётными методами.
- Факт отсутствия со стороны ИКУ проверок приборов учёта не влиял на решение суда.
Можно сказать, что сформировалась положительная для УО судебная практика, согласно которой после изменения тарифов ИКУ может не производить перерасчёт платы потребителям, которые в течение длительного времени не передают показания и не оплачивают ЖКУ.
Верховный суд РФ отменил правила исковой давности по спорам о перерасчете квартплаты
Определением от 23 сентября 2020 г. № 301-ЭС20-13171 Верховный суд РФ подтвердил, что управляющая организация в спорах с жильцами о перерасчете квартплаты не может ссылаться на пропуск 3-летнего срока исковой давности.
Вопреки позиции общества суд указал, что срок исковой давности не применим по таким спорам, поскольку это не гражданско-правовые, а административные правоотношения.
Перерасчет должен быть сделай за все время, когда квартплата начислялась неверно.
Управляющую компанию обязали пересчитать плату за отопление с учетом показаний общедомового счетчика (тогда как они при исправном счетчике начисляли плату по нормативу).
Действия управляющей организации в связи с неправомерным начислением платы за коммунальные услуги могут быть обжалованы в орган государственного жилищного надзора или в суд.
С 7 ноября 2020 года в статью 157 ЖК РФ Федеральным законом от 27.10.2020 № 351-ФЗ внесены изменения.
Согласно новой редакции плата за коммунальные услуги будет снижена не только по причине предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, но и в том случае, если коммунальщики нарушили качество своей работы.
Пересчитывать сумму платежей будет тот, кто предоставил коммунальные услуги: управляющая компания, товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, ресурсоснабжающая организация или региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (если жильцы заключили с ними прямой договор).
Между собой эти организации должны разбираться самостоятельно (кто кому должен возместить убытки из-за некачественных услуг).
Чтобы не платить к примеру за холодные батареи, грязную воду или другое нарушение в предоставлении услуг ЖКХ, необходимо обратиться в управляющую организацию с заявлением либо оставить заявку в аварийно-диспетчерской службе о некачественной услуге для проведения совместной проверки и последующего получения ее результатов в виде акта.
Если результат проверки не устраивает, гражданин вправе обратиться в жилинспекцию о проведении повторной проверки с участием их специалистов или в суд.
При необходимости можно привлечь независимого эксперта для проверки качества жилищно-коммунальной услуги. Заключение о том, что коммунальная услуга поставляется с нарушением нормативов качества, является основанием для перерасчета квартплаты.
Требования к качеству жилищно-коммунальной услуги приведены в приложении 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительств РФ № 354.
VIII. Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета
86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
(п. 86 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
(см. текст в предыдущей редакции)
86(1). При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании заявления, указанного в абзаце первом пункта 91 настоящих Правил, и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчет размера платы за указанную услугу в порядке, установленном настоящим разделом.
Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется согласно приложению N 4.
(п. 86(1) введен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2022 N 2076)
87. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
88. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
89. При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов. Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.
90. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
91. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.
92. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. Акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета в отношении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не составляется и в связи с перерасчетом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не представляется.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, от 16.11.2022 N 2076)
(см. текст в предыдущей редакции)
При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.
93. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
(пп. «и» в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622)
(см. текст в предыдущей редакции)
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
94. Документы, указанные в пункте 93 настоящих Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
(см. текст в предыдущей редакции)
Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.
Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.
95. Исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
96. В случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, указанных в пункте 93 настоящих Правил.
97. Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:
а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия — в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия — в очередном платежном документе.
В каких случаях делают перерасчет ЖКХ?
Никак не могу понять, как рассчитывают плату за коммунальные услуги. Их ведь сейчас оказывают всякие частные фирмы, а не государство. Получается, что они могут назначить любую сумму? И еще иногда в квитанции вписывают какой-то перерасчет. Это как раз потому, что эти частники цены повышают?
С уважением к вам,
К. А.
Начну с того, как вообще формируется плата за ЖКХ .
В плату за коммунальные услуги входит плата за горячую и холодную воду, канализацию, электроэнергию, газ, теплоснабжение и вывоз мусора.
Жильцы платят по тарифам, которые установили органы государственной власти субъектов России или органы местного самоуправления.
Размер платы считают исходя из объема услуг, которые вы потребили. Его определяют по показаниям счетчиков. Если счетчики не установлены, то рассчитают по нормативам.
Если собственники в многоквартирном доме не установили или не ввели в эксплуатацию общедомовой прибор учета, плату могут увеличить. Так сделают, если возможность установить прибор у собственников была технически. В некоторых старых домах это сделать невозможно. Тогда плату за услуги на общедомовые нужды рассчитают с повышающими коэффициентами.
Еще плату могут повысить, если собственник жилья два раза или больше не пустил в дом представителя энергоснабжающей компании, который пришел проверять счетчики.
Получается, что по закону энергоснабжающие компании могут брать с абонентов плату только за определенное количество ресурсов — по счетчику или нормативу. Стоимость этих ресурсов рассчитывается по тарифам, и лишь изредка, в установленных законом случаях, можно применять повышающий коэффициент.
Перерасчет платы за коммунальные услуги возможен тоже в редких, ограниченных законом случаях. Расскажу, в каких случаях вам законно сделают перерасчет ЖКХ .
Если перепроверили счетчики
Компания-поставщик коммунальных услуг имеет право проверять состояние приборов учета: исправны ли они, не истек ли срок проверки, совпадают ли показания приборов с теми, что вы подаете каждый месяц.
Если при проверке выяснится, что прибор учета исправен, но при этом его показания расходятся с представленными, плату за услугу пересчитают. Рассчитывать будут по показаниям счетчика.
После такого перерасчета может оказаться, что потребитель оплатил услугу не полностью или, наоборот, переплатил за нее. В первом случае придется доплатить, во втором излишек зачтут в счет будущих платежей.
Если обнаружили незаконное подключение
Если поставщик услуг обнаружит, что какой-то жилец незаконно подключился к внутридомовым инженерным системам, минуя счетчик, он составит об этом акт. Нарушителя обяжут устранить нарушение. Плату пересчитают.
При пересчете такому нечестному жильцу доначислят плату за неучтенную коммунальную услугу исходя из объемов коммунального ресурса. Учитывать будут не реальные показатели потребления — их же уже не проверить, — а мощность оборудования. В случае с водоснабжением учтут пропускную способность труб и их круглосуточную работу. Период отсчитают с даты такого подключения, указанной в акте, по дату его устранения.
Если мощность несанкционированно подключенного оборудования определить невозможно, плату доначислят исходя из объема потребленных услуг. Его определят на основании норматива и умножат на 10 — это повышающий коэффициент. Если в квартире никто не живет, объем коммунальных услуг рассчитают по количеству собственников жилья.
Если проверяющие не смогут установить дату несанкционированного подключения, плату доначислят начиная с даты предыдущей проверки прибора учета, но не больше чем за три предыдущих месяца.
Если счетчики подкрутили
Если проверяющие обнаружат, что жилец подкрутил счетчики, плату тоже пересчитают. Исходить будут из нормативов потребления, их тоже умножат на 10. Если нет сведений о количестве постоянных и временных жильцов, объем коммунальных услуг посчитают по числу собственников жилья.
Перерасчет сделают с даты установки пломб на подкрученный счетчик, но не больше чем за три предыдущих месяца.
Если жильцов не было
Если в квартире нет счетчиков по технической причине — когда конструкция коммуникаций объективно не позволяет установить прибор учета, а жильцы временно уезжают на срок более пяти календарных дней, — можно сделать перерасчет. День отъезда и день возвращения домой не учитываются. Если техническая возможность установки у жильца есть, просто ему не хочется с этим связываться, перерасчета не будет.
И не пересчитают на таком основании оплату услуг на общедомовые нужды и отопление, а также электроснабжение и газоснабжение, которые нужны для отопления.
Если услуги некачественные
Если у вас из крана вместо горячей течет еле теплая вода или больше суток дома нет света, плату за некачественные или неоказанные услуги должны уменьшить.
Вы можете доказать, что услуги были некачественными или не были предоставлены, показаниями свидетелей, видеозаписями или заключением эксперта.
Это сложно и потребует от вас много времени и сил, но это реально. Мы уже писали статью о том, как заставить УК вернуть деньги за некачественное отопление.
Если прибора учета нет вообще
Если в вашем доме стоят общедомовые приборы учета тепла, а в квартирах индивидуальных счетчиков нет, зато есть распределители, то плату за отопление вам посчитают по среднемесячным объемам потребления за предыдущий год. Если прошлогодних сведений нет, посчитают по нормативам и тарифу на тепловую энергию.
Плата за отопление корректируется один раз в год. По итогам корректировки делают перерасчет.
Как видите, перерасчет делают в ситуациях, не связанных с повышением цен. Если абонент нарушил условия договора или решил обмануть энергоснабжающую компанию. И наоборот, если поставщик услуг не выполнил обещанное или человек просто какое-то время не пользовался коммунальными услугами.
Эти случаи перерасчетов законны, но если вам кажется, что вам насчитали больше положенного, потребуйте сверку расчетов. Если заключали договор напрямую с энергоснабжающей организацией, подайте заявление туда. Если договор от всех жильцов заключали через ТСЖ , УК или ЖСК , сверяться надо с ними. Заявление можете отправить почтой — письмом с описью вложения и уведомлением о вручении — или отнести в офис и отдать под подпись на втором экземпляре.
Если вам не покажут расчеты и не объяснят, откуда взялись суммы перерасчета, сможете через суд заставить коммунальщиков сделать это. Документ, подтверждающий, что вы к ним обращались, надо будет приложить к заявлению.
Могут ли сделать перерасчет по оплате квартплаты за пять прошедших лет?
В квитанциях на оплату ЖКХ указывалась площадь 81 кв. м вместо 83,5 кв.м. Я этого не замечал, просто платил, сколько указано. За февраль 2020 года пришла квитанция с перерасчетом за 2,5 м за пять лет. Правомерно ли это?
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Документом, который удостоверяет право собственности на недвижимое имущество, является выписка из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, если за вами зарегистрировано право собственности на жилое помещение площадью 83.5 кв. м, действия обслуживающей организации правомерны.
Если есть сомнения в площади помещения, можно провести повторную инвентаризацию жилого помещения.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. Поэтому в случае предъявления к вам требований, перерасчет возможен только в пределах трехлетнего срока.