Каков порядок ведения реестра объектов интеллектуальной собственности
Перейти к содержимому

Каков порядок ведения реестра объектов интеллектуальной собственности

  • автор:

Каков порядок ведения реестра объектов интеллектуальной собственности

ТК ЕАЭС Статья 385. Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов

1. Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов ведется Комиссией.

2. В единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов на основании заявления правообладателя или лица, представляющего его интересы или интересы нескольких правообладателей, включаются объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в каждом государстве-члене.

В качестве лица, представляющего интересы нескольких правообладателей, может выступать один из правообладателей тождественных объектов интеллектуальной собственности по договоренности с другими правообладателями.

3. К объектам интеллектуальной собственности, которые могут быть включены в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов, относятся объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

4. Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на объекты интеллектуальной собственности, предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов (далее в настоящей главе — заявление).

5. Заявление подается в Комиссию в отношении одного вида объектов интеллектуальной собственности.

Заявление от имени правообладателя, не имеющего постоянного представительства на таможенной территории Союза, может быть подано через лиц, имеющих постоянное место нахождения (зарегистрированных) на территории одного из государств-членов.

6. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объекты интеллектуальной собственности в каждом государстве-члене (свидетельства, договоры, в том числе о передаче прав и лицензионные, другие документы, которые правообладатель либо лицо, представляющее интересы правообладателя (нескольких правообладателей), может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности в каждом государстве-члене в соответствии с его законодательством), а также документы, подтверждающие сведения, подлежащие указанию в заявлении.

К заявлению могут быть приложены образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося по мнению правообладателя либо лица, представляющего интересы правообладателя (нескольких правообладателей), факта нарушения его прав на объекты интеллектуальной собственности.

7. Если заявление подается лицом, представляющим интересы правообладателя (нескольких правообладателей), к заявлению прилагается также доверенность (доверенности), выданная правообладателем (несколькими правообладателями) такому лицу. Доверенность (доверенности) должна действовать на всей территории Союза.

В случае если на территориях государств-членов права на тождественные объекты интеллектуальной собственности принадлежат разным правообладателям, к заявлению должны быть приложены доверенности от каждого из правообладателей.

8. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются на русском или ином языке. В случае представления документов на ином языке к заявлению прилагается их перевод на русский язык.

9. Одновременно с заявлением представляется обязательство правообладателя (нескольких правообладателей) о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров.

В случае если на территориях государств-членов права на тождественные объекты интеллектуальной собственности принадлежат разным правообладателям, должны быть представлены обязательства о возмещении имущественного вреда каждого правообладателя.

10. Комиссией определяется регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов, включающий в себя требования к оформлению и рассмотрению заявления, составу представляемых сведений и документов, срок и порядок рассмотрения заявления, а также порядок включения в такой реестр объектов интеллектуальной собственности, исключения из него таких объектов, внесения в него изменений (дополнений), продления установленного срока защиты прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, порядок взаимодействия таможенных органов и Комиссии при включении объекта интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и ведения такого реестра (далее в настоящей статье — регламент).

11. Правообладатель в целях гарантии исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 9 настоящей статьи, обязан в течение 1 месяца со дня направления ему уведомления о возможности включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов представить в Комиссию договор (договоры) страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров или иной договор (договоры), подтверждающий обеспечение исполнения указанного обязательства, имеющие юридическую силу во всех государствах-членах.

При этом страховая сумма или сумма обеспечения исполнения обязательства должна составлять сумму, эквивалентную не менее чем 10 тысячам евро по курсу валют, действующему на день заключения договора (договоров) страхования ответственности или иного договора (договоров) либо внесения изменений в такие договоры.

При наличии надлежащим образом оформленной доверенности (доверенностей) на представление интересов правообладателя (нескольких правообладателей) в таможенных органах либо иного документа, подтверждающего такие полномочия, обязательство, указанное в пункте 9 настоящей статьи, и договоры, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, могут быть оформлены и представлены лицом, представляющим интересы правообладателя (нескольких правообладателей).

12. В случае непредставления договора (договоров), предусмотренного абзацем первым пункта 11 настоящей статьи, объекты интеллектуальной собственности не подлежат включению в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов, о чем заявитель уведомляется в порядке и сроки, которые предусмотрены регламентом.

13. За включение объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов плата не взимается.

14. Сведения, содержащиеся в едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов, размещаются на официальных сайтах Союза и таможенных органов в сети Интернет.

Какие виды объектов интеллектуальной собственности существуют

Интеллектуальная собственность (ИС) – это форма нематериального актива. Это результат творчества, открытия, произведения. На физическом уровне ИС может не существовать, однако это не мешает активу приносить прибыль. Следовательно, интеллектуальные объекты подлежат учету.

Вопрос: Как передаются права на объекты интеллектуальной собственности?
Посмотреть ответ

Понятие интеллектуальной собственности

ИС – это итог деятельности интеллектуального характера, охраняемый нормативными актами (статья 1125 ГК РФ). Интеллектуальная собственность отличается этими характеристиками:

  • Нематериальность. ИС отличается от материальных активов. Последние можно передавать другим лицам, использовать в работе. Одним и тем же материальным объектом в большинстве случаев нельзя пользоваться вдвоем одновременно. В отношении ИС возможно одновременное использование несколькими пользователями, находящимися в разных местах.
  • Абсолютность. Все права на интеллектуальный объект принадлежат правообладателю.
  • Воплощение ИС в материальных объектах. К примеру, лицо приобретает диск с альбомом музыкальной группы. Диск будет принадлежать этому лицу, однако человек не получает прав на саму музыку.

Не все материальные активы могут считаться интеллектуальной собственностью. Объекты ИС перечислены в статье 1225 ГК РФ. Если актив не входит в перечень, установленный законом, он не может считаться ИС. То есть этим активом может пользоваться любой человек.

Вопрос: Как отразить в учете организации (пользователя) уплату патентной пошлины за государственную регистрацию предоставления права использования комплекса исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (в том числе товарного знака) по договору коммерческой концессии?
Посмотреть ответ

Объекты, представляющие ИС, могут быть совершенно разными. Однако они характеризуются рядом общих признаков:

  • Это итог творческой или интеллектуальной деятельности.
  • По отношению к предмету действует комплекс имущественных и неимущественных прав.
  • Применение на протяжении длительного времени.

Важная характеристика интеллектуальной собственности, подлежащей учету, – возможность извлекать с помощью нее прибыль.

К СВЕДЕНИЮ! Под правом на объект ИС понимается целая совокупность прав. К примеру лицо, владеющее авторскими правами, может воспроизводить произведение, продавать его, публично демонстрировать, изменять, осуществлять прокат. Соответственно, если у лица нет прав собственности, оно не может осуществлять эти действия.

Базовые виды интеллектуальной собственности

Классифицируют ИС различные специалисты. К примеру, А.П. Сергеев, являющийся специалистом в сфере интеллектуального права, предлагает разделить активы на две категории:

  1. Объект авторских прав. Данное понятие используется не только в предпринимательской, но и в культурной сфере. Особенностью такого актива является то, что права собственности на него не нужно регистрировать. Они образуются в силу создания ИС. К предметам авторских прав относятся научные открытия, произведения искусства, книги, программы для компьютеров. Также существуют объекты смежных прав – права исполнителей. Это исполнение того или иного произведения, фонограммы, телевизионное вещание, фонограммы.
  2. Объекты промышленной собственности. Используются в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Их требуется обязательно регистрировать. Подразделяются на три вида:
    • Патенты: изобретения, разработки, образцы продукции.
    • Объекты для индивидуализации. Фирменные и коммерческие названия, товарные знаки, наименование географических мест.
    • Оригинальные объекты: селекционные успехи, ноу-хау.

Вопрос: Включается ли в расходы на оплату труда в целях налогообложения прибыли вознаграждение, выплаченное работнику (автору) за созданный им в рамках исполнения трудовых обязанностей объект интеллектуальной собственности (служебное произведение, изобретение) (ст. 255 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Разные объекты промышленной собственности служат различным целям. К примеру, инструменты индивидуализации нужны для привлечения потребителей, обеспечения конкурентоспособности. Патенты требуются для совершенствования производства для повышения качества продукции и извлечения прибыли. Оригинальные (нетрадиционные) объекты могут служить для оптимизации производства.

ВАЖНО! Большинство объектов ИС нужно регистрировать в Федеральной службе по ИС. Однако право собственности на некоторые активы оформляется в других органах. К примеру, селекционные достижения регистрируются в Министерстве сельского хозяйства.

Прочие разновидности интеллектуальной собственности

Рассмотрим подробнее объекты, которые входят в промышленную группу интеллектуальной собственности:

  1. Изобретение. Предполагает какое-либо техническое решение, которое может быть отнесено к производственной деятельности. Отличительные черты изобретения: применимость к промышленной деятельности, новизна, изобретательный уровень, наличие подтверждений обоснованности выводов изысканий. Примером изобретения являются штаммы микроорганизмы, новый оптимизированный алгоритм производства.
  2. Полезная модель. Также представляет собой техническое решение. Отличие его в том, что оно направлено на конкретный продукт. Полезная модель характеризуется такими признаками, как новизна и возможность применения в производственной деятельности.
  3. Промышленный образец. Это художественно-конструкторское решение. Образец должен давать представление о внешнем виде продукта, который изготавливается промышленным или ремесленным методом. Образец будет охраняться законом только в том случае, если он оригинален. Есть существенные признаки рассматриваемого нематериального актива. Это набор эстетических и эргономических свойств: форма, цвет, рисунок, фактура.
  4. Товарный знак. Представляет собой обозначение, которое наделяет продукт индивидуальными характеристиками. Товарный знак можно получить не только на изделия, но и на услуги.
  5. Фирменное название. Нужно для идентификации фирмы. Являет собой символ деловой репутации. По сути, это актив. Фирменное название не нужно регистрировать специально. Руководителю нужно просто отразить его в ЕГРЮЛ. Если название будет зарегистрировано, другая фирма не сможет им воспользоваться.
  6. Нераскрытая информация. Это данные, имеющие потенциальное коммерческое значение. Ценность эта сохраняется до тех пор, пока сведения не переданы третьим лицам. Примером НИ являются секреты приготовления блюда.
  7. Ноу-хау. Подразделяются на множество разновидностей:
    • Технические данные: конфиденциальная часть описания изобретения, формулы, чертежи.
    • Управленческие ноу-хау: распределение функциональных обязанностей, способы организации.
    • Финансовые ноу-хау: методы выгодного использования финансовых ресурсов.
    • Коммерческие знания: информация о рыночной конъюнктуре, стоимости коммерческих сделок.

Объектом авторских прав может быть книга, картина, пантомима, архитектурные идеи и прочее.

Виды интеллектуальной собственности в зависимости от правового режима

Объекты ИС подразделяются на виды:

  1. Итоги интеллектуальной работы, на которые получен патент.
  2. Инструменты индивидуализации фирмы, продукции или услуги.
  3. Итоги творческой деятельности, на которые распространяется авторское право.
  4. Ноу-хау, на которые распространяется право о секрете производства.
  5. Нематериальные объекты, на которые распространяется право на селекционные достижения.
  6. Итоги творческой деятельности, на которые распространяется право на топологию интегральных микросхем.
  7. Итоги научно-технической работы, в отношении которых действует право применения в системе единой технологии.

Различать объекты индивидуальной собственности важно, так как в отношении каждой группы предметов действуют свои нормы. Некоторые объекты не требуется регистрировать специально. Другие предметы нужно регистрировать сразу в нескольких органах.

Решение Коллегии ЕЭК от 06.03.2018 № 35

В целях реализации подпункта 6 пункта 2 статьи 89 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, статьи 385 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Утвердить прилагаемый Регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза.

2. Признать утратившим силу Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 290 "О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств — членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности".

3. Просить государства — члены Евразийского экономического союза в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу акта Евразийской экономической комиссии об утверждении порядка, предусмотренного пунктом 6 статьи 384 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, представить в Евразийскую экономическую комиссию предложения о порядке включения наименований мест происхождения товаров в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза.

4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу решения Коллегии Евразийской экономической комиссии об утверждении технологических документов, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Формирование, ведение и использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза".

1. Настоящий Регламент разработан в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 89 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор) и статьей 385 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — Кодекс) с учетом Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору) и определяет порядок ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза (далее соответственно — государства-члены, Союз), в том числе порядок включения в этот реестр объектов интеллектуальной собственности, исключения из него таких объектов, внесения в него изменений (дополнений), продления срока защиты таможенными органами государств-членов прав на объекты интеллектуальной собственности (далее — срок защиты) и порядок взаимодействия таможенных органов государств-членов и Евразийской экономической комиссии (далее — Комиссия) при включении объекта интеллектуальной собственности в указанный реестр.

2. Для целей настоящего Регламента используются понятия, которые означают следующее:

"единый реестр" — единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов, представляющий собой совокупность сведений об объектах интеллектуальной собственности, в отношении которых таможенные органы государств-членов принимают меры, предусмотренные статьей 124 Кодекса;

"заявитель" — правообладатель (лицо, обладающее исключительным правом на объект интеллектуальной собственности) или лицо, представляющее интересы правообладателя (нескольких правообладателей) и имеющее постоянное место нахождения (зарегистрированное) на территории одного из государств-членов, которые подают заявление;

"заявление" — представленное в Комиссию обращение о включении объектов интеллектуальной собственности в единый реестр;

"обеспечение" — имеющие юридическую силу во всех государствах-членах договор (договоры) страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением срока выпуска товаров или иной договор (договоры), подтверждающий обеспечение исполнения обязательства о возмещении имущественного вреда неопределенному (на момент заключения договора) кругу лиц;

"обязательство" — обязательство правообладателя (в письменной форме) о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением срока выпуска товаров;

"рабочие дни" — дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством государства пребывания Комиссии, а также выходные дни, на которые в соответствии с законодательством государства пребывания Комиссии перенесены рабочие дни.

Иные понятия, используемые в настоящем Регламенте, применяются в значениях, определенных Договором и иными международными договорами и актами, составляющими право Союза.

3. Для целей применения настоящего Регламента под центральными таможенными органами понимаются:

для Республики Армения — Комитет государственных доходов при Правительстве Республики Армения;

для Республики Беларусь — Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

для Республики Казахстан — Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан;

для Кыргызской Республики — Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики;

для Российской Федерации — Федеральная таможенная служба.

4. Ведение единого реестра включает в себя:

а) прием и рассмотрение заявлений и иных обращений заявителей;

б) включение объектов интеллектуальной собственности в единый реестр;

в) отказ во включении объектов интеллектуальной собственности в единый реестр;

г) внесение изменений (дополнений) в единый реестр;

д) продление срока защиты;

е) исключение объектов интеллектуальной собственности из единого реестра;

ж) уведомление заявителей о результатах рассмотрения заявлений и иных обращений заявителей;

з) опубликование на официальном сайте Союза и актуализация сведений, содержащихся в едином реестре;

и) взаимодействие центральных таможенных органов и Комиссии.

5. Ведение единого реестра осуществляется структурным подразделением Комиссии, к компетенции которого относятся вопросы в сфере интеллектуальной собственности (далее — ответственный департамент).

6. Порядок информационного взаимодействия центральных таможенных органов и Комиссии, заявителей и Комиссии, а также требования к форматам и структурам электронных документов и сведений в электронном виде, используемых в процессе указанного информационного взаимодействия, определяются Комиссией.

7. Сведения об объектах интеллектуальной собственности, указанных в пункте 10 настоящего Регламента, подлежащих правовой охране в каждом государстве-члене, включаются в единый реестр на основании заявления.

8. Заявление подается в случае, если у правообладателя имеются достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на объекты интеллектуальной собственности, предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

В качестве лица, представляющего интересы нескольких правообладателей, может выступать один из правообладателей тождественных (совпадающих во всех элементах) объектов интеллектуальной собственности по договоренности с другими правообладателями.

9. Если заявление подается лицом, представляющим интересы правообладателя, к заявлению прилагается доверенность, выданная правообладателем такому лицу.

Доверенность, выданная на территории государства-члена, оформляется и заверяется в соответствии с законодательством этого государства.

Доверенность, выданная на территории государства, не являющегося членом Союза, оформляется в соответствии с законодательством этого государства и заверяется согласно требованиям соответствующих международных договоров.

В случае если на территориях государств-членов права на тождественные объекты интеллектуальной собственности принадлежат разным правообладателям, к заявлению прилагаются доверенности от каждого из правообладателей.

В доверенности указываются объекты интеллектуальной собственности и полномочия, которые правообладатель (несколько правообладателей) предоставляет представителю для обеспечения защиты прав на эти объекты интеллектуальной собственности. В частности, такие полномочия могут быть предоставлены доверенному лицу в отношении следующих действий от имени правообладателя:

подача обращений о внесении изменений (дополнений) в единый реестр, продлении срока защиты, исключении объекта интеллектуальной собственности из единого реестра;

обращение в уполномоченные органы государств-членов по вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством государств-членов, а также подача заявления об отмене решения о приостановлении срока выпуска товаров.

При отсутствии доверенности заявление рассмотрению не подлежит, о чем заявителю направляется уведомление в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления в Комиссию.

Полномочия лица, выдавшего доверенность, должны быть документально подтверждены.

10. Заявление может быть подано в отношении следующих видов объектов интеллектуальной собственности:

а) объекты авторского права;

б) объекты смежных прав;

в) товарные знаки (знаки обслуживания).

11. Заявление в отношении видов объектов интеллектуальной собственности, отличных от указанных в пункте 10 настоящего Регламента, рассмотрению не подлежит, о чем заявителю направляется уведомление в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления в Комиссию.

12. Заявление подается в отношении одного вида объектов интеллектуальной собственности.

Заявления в отношении объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат различным правообладателям, оформляются и подаются отдельно, за исключением случаев подачи заявления в отношении тождественных объектов интеллектуальной собственности.

Заявление, поданное с нарушением требований, установленных настоящим пунктом, рассмотрению не подлежит, о чем заявителю направляется уведомление с указанием причин отказа не позднее 5 рабочих дней с даты поступления заявления в Комиссию.

13. Заявление составляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту. К заявлению прилагаются регистрационные формы объектов интеллектуальной собственности (по каждому из заявляемых объектов).

14. Заявление, прилагаемые регистрационные формы и документы, предусмотренные настоящим Регламентом, могут быть поданы в виде электронных документов или в виде документов на бумажном носителе.

Заявление и прилагаемые регистрационные формы, подаваемые в виде документов на бумажном носителе, должны быть подписаны заявителем.

В случае если заявителем является юридическое лицо, заявление и прилагаемые регистрационные формы подписываются его руководителем или уполномоченным руководителем лицом.

Подача заявления, регистрационных форм и документов на бумажном носителе сопровождается представлением заявления и регистрационных форм в электронном виде.

Формирование заявления и регистрационных форм в электронном виде осуществляется с использованием сервисов личного кабинета заявителя на официальном сайте Союза. Заявлению и регистрационным формам в электронном виде присваиваются регистрационные номера. Информация о порядке подключения к личному кабинету размещается на официальном сайте Союза и сайтах центральных таможенных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Регистрационная форма в электронном виде может быть подана только в случае прохождения контроля соответствия заявляемых сведений установленным формату, структуре и правилам их заполнения. Заявитель автоматически уведомляется об ошибках в случае их выявления.

15. Технические требования к подаче заявления в виде электронного документа размещаются на официальном сайте Союза и сайтах центральных таможенных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Электронный документ может содержать необходимые для его автоматизированной обработки неотображаемые сведения технологического характера, которые определяются при описании элементов структуры документа.

При составлении заявления и регистрационных форм в виде электронного документа или в электронном виде применяются справочники и классификаторы, включенные в состав ресурсов единой системы нормативно-справочной информации Союза.

16. Регистрационная форма содержит графы по перечню согласно приложению N 2 к настоящему Регламенту, которые заполняются в порядке, установленном настоящим пунктом.

Графы 1 — 3, 5, 8 — 11 и 13 — 15 являются обязательными для заполнения.

В графе 1 указывается наименование (описание, изображение) объекта интеллектуальной собственности, которое должно соответствовать наименованию (описанию, изображению), указанному в документе, представленном для подтверждения права на объект интеллектуальной собственности.

Файл, содержащий изображение объекта интеллектуальной собственности, должен отвечать требованиям, позволяющим распечатать его с соблюдением размера 8 x 8 см, и иметь формат JPG (JPEG) или TIF (TIFF) (не допускается использовать какой-либо тип сжатия), разрешение не менее 300 dpi. Объем указанного файла должен быть не более 5 Мб. Фон изображения не должен быть прозрачным.

В графе 2 указывается количество правообладателей объекта интеллектуальной собственности в государствах-членах.

В графе 3 указывается:

"АП" — если заявление подается в отношении объекта авторского права;

"СП" — если заявление подается в отношении объекта смежных прав;

"ТЗ" — если заявление подается в отношении товарного знака (знака обслуживания).

В графе 4 указываются буквенно-цифровым способом ключевые выражения (включая транслитерацию), которые относятся к заявляемому объекту интеллектуальной собственности и могут быть использованы при описании товаров в декларации на товары, транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах (например, в документации на товары, обозначенные товарным знаком "ICE", могут быть использованы слова "ИСЕ", "АЙС" и т.д.). Графа 4 является обязательной для заполнения в случае подачи заявления в отношении товарных знаков (знаков обслуживания).

В графе 5 указываются следующие сведения обо всех лицах, являющихся правообладателями объекта интеллектуальной собственности и указанных в документах, представленных для подтверждения права на объект интеллектуальной собственности:

для юридических лиц — полное и краткое (сокращенное) (при наличии) наименования, его место нахождения (адрес юридического лица), адрес для переписки, номер телефона и адрес электронной почты;

для физических лиц — фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, номер телефона и адрес электронной почты.

Для лиц государств-членов указываются следующие сведения (при наличии):

для лиц Республики Армения — учетный номер налогоплательщика (УНН);

для лиц Республики Беларусь — учетный номер плательщика (УНП);

для лиц Республики Казахстан — бизнес-идентификационный номер (БИН) либо индивидуальный идентификационный номер (ИИН);

для лиц Кыргызской Республики — идентификационный налоговый номер (ИНН);

для лиц Российской Федерации — идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

В графе 6 указываются сведения о лице, представляющем интересы правообладателя объекта интеллектуальной собственности, аналогичные сведениям, которые указываются в графе 5 в отношении правообладателей.

В графе 7 указывается дата окончания действия доверенности. В случае представления интересов нескольких правообладателей указывается наиболее ранний из сроков окончания действия доверенностей. Графа 7 является обязательной для заполнения в случае заполнения графы 6.

В графе 8 указываются:

наименования и реквизиты документов, представленных для подтверждения права на товарный знак (знак обслуживания) на территориях государств-членов, а также наименования органов, выдавших эти документы;

наименования и реквизиты документов, представленных для подтверждения авторского права или смежных прав, а также наименования органов (организаций), выдавших эти документы;

сроки действия прав в каждом из государств-членов (в случае если срок действия права на объект авторского права не определен, указывается слово "автор");

наименования товаров, на которые распространяется право на объект интеллектуальной собственности (с указанием для товарных знаков (знаков обслуживания) классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, предусмотренной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 года).

В графе 9 указываются следующие имеющиеся у заявителя сведения:

сведения о лицах, которые вовлечены в оборот оригинальных товаров, содержащих заявляемый объект интеллектуальной собственности (наименование юридического лица и (или) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, адреса, УНН, или УНП, или БИН, или ИИН, или ИНН (для лиц, являющихся резидентами государств-членов)), с указанием их роли (импортер, перевозчик, грузополучатель, лицензиат, производитель, экспортер);

сведения о маршрутах движения (транзита), видах транспорта, местах перегрузки, хранения, местах пересечения таможенной границы Союза, местах совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;

сведения об отличительных особенностях и характеристиках ввозимых оригинальных товаров (по каждому типу (марке) товара):

описание товара и отдельных составных элементов (внешний вид, защитная маркировка, голограммы, ярлыки, штрихкоды, цвет, наличие артикулов, знаков сертификации), изображения и схемы в формате JPEG (каждый файл объемом не более 1,5 Mb). Информация о товаре, содержащем объект авторского права или смежных прав, может быть представлена в виде файла в формате MP3, MP4, AVI;

особенности транспортировки товаров (количество в упаковке, использование палет, поддонов), вид упаковки (материал, цвет, форма), идентификационные номера, защитная маркировка, штрихкоды, изображения и схемы в формате JPEG (каждый файл объемом не более 1,5 Mb);

сведения о документах, сопровождающих оригинальные товары (электронные носители, инструкции, гарантийные талоны, спецификации, сертификаты), и их отличительные особенности (язык, шрифт, цвет).

В графе 10 указываются следующие имеющиеся у заявителя сведения:

сведения о лицах, связанных с оборотом товаров, обладающих признаками нарушения прав на объект интеллектуальной собственности (наименование юридического лица и (или) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, адреса, УНН, или УНП, или БИН, или ИИН, или ИНН (для лиц, являющихся резидентами государств-членов)), с указанием их роли (импортер, перевозчик, грузополучатель, производитель, экспортер);

сведения о маршрутах движения (транзита), видах транспорта, местах перегрузки, хранения, местах пересечения таможенной границы Союза, местах совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;

сведения об отличительных особенностях и характеристиках товаров, обладающих признаками нарушения прав на объект интеллектуальной собственности (по каждому типу (марке) товара):

описание товара и отдельных составных элементов (внешний вид, имитация защитной маркировки, голограмм, ярлыков, штрихкодов, цвет, наличие артикулов, знаков сертификации), изображения и схемы в формате JPEG (каждый файл объемом не более 1,5 Mb);

особенности транспортировки товаров (количество в упаковке, использование палет, поддонов), вид упаковки (материал, цвет, форма), идентификационные номера, имитация защитной маркировки, штрихкодов, изображения и схемы в формате JPEG (каждый файл объемом не более 1,5 Mb);

сведения о документах, сопровождающих товары, обладающие признаками нарушения прав на объект интеллектуальной собственности (электронные носители, инструкции, гарантийные талоны, спецификации, сертификаты), и их отличительные особенности (язык, шрифт, цвет, ошибки, ксерокопии, качество полиграфии).

В графе 11 указываются коды в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) товаров, содержащих заявляемый объект интеллектуальной собственности, в отношении которого требуется принятие таможенными органами мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности, на уровне не менее первых 6 знаков. Не допускается указание кодов товаров, на которые не распространяется правовая охрана объектов интеллектуальной собственности на территориях всех государств-членов.

В графе 12 указываются критерии, при которых заявитель не рассматривает перемещение товаров, содержащих заявляемый объект интеллектуальной собственности, как нарушение его права и принятие таможенными органами государств-членов мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности при перемещении таких товаров не требуется. Критерии должны включать в себя область неприменения таможенными органами указанных мер (количественный и (или) стоимостной критерий, перечисление таможенных процедур, помещение товаров под которые не требует принятия таможенными органами таких мер, сведения, характеризующие состояние товара (например, "бывшие в употреблении"), особенности, связанные с перемещением товаров, ввозимых в качестве иностранной безвозмездной помощи).

В графе 13 указывается срок, на который требуется принятие таможенными органами государств-членов мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности.

Срок защиты составляет не более 2 лет с даты включения объекта интеллектуальной собственности в единый реестр и не может превышать срок правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в государстве-члене, в котором этот срок истекает раньше, с учетом срока, указанного в заявлении, и сроков действия документов, прилагаемых к заявлению.

В графе 14 указывается информация о контактных лицах, уполномоченных на обращение в уполномоченные органы государств-членов по вопросам защиты прав на объект интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством государств-членов, а также на подачу предусмотренного подпунктом 1 пункта 9 статьи 124 Кодекса заявления об отмене таможенными органами решения о приостановлении срока выпуска товаров (полное и краткое (сокращенное) наименования юридического лица и (или) фамилии, имена, отчества (при наличии) физических лиц, почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов). При наличии нескольких контактных лиц указывается информация о каждом из них.

В графе 15 проставляется подпись заявителя, расшифровка подписи (фамилия, имя, отчество (при наличии)) и дата подписания.

17. К заявлению прилагаются документы (оригиналы или заверенные копии, в том числе заверенные заявителем), представляемые для подтверждения прав на объекты интеллектуальной собственности в государствах-членах, по перечню согласно приложению N 3 к настоящему Регламенту, а также документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении.

В случае если заявитель не является контактным лицом, указанным в графе 14 регистрационной формы, к заявлению прилагается доверенность (доверенности), подтверждающая предоставление правообладателем полномочий на обращение в уполномоченные органы государств-членов по вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также на подачу предусмотренного подпунктом 1 пункта 9 статьи 124 Кодекса заявления об отмене таможенными органами государств-членов решения о приостановлении срока выпуска товаров.

18. К заявлению прилагается обязательство, составленное по форме согласно приложению N 4 к настоящему Регламенту.

В случае если на территориях государств-членов права на тождественные объекты интеллектуальной собственности принадлежат разным правообладателям, к заявлению прилагаются обязательства от каждого правообладателя.

При наличии доверенности (доверенностей) на представление интересов правообладателя (нескольких правообладателей) в таможенных органах государств-членов либо иного документа, подтверждающего такие полномочия, обязательство может быть оформлено лицом, представляющим интересы правообладателя (нескольких правообладателей).

При отсутствии обязательства заявление рассмотрению не подлежит, о чем заявителю направляется уведомление в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления в Комиссию.

19. Заявление и прилагаемые документы составляются на русском языке. В случае если документы, прилагаемые к заявлению, составлены на ином языке, прилагается их перевод на русский язык. Ответственность за правильность перевода несет заявитель. Текст документов (оригиналов и копий) должен быть удобочитаемым и иметь различимые оттиски печатей и штампов (при их наличии).

20. Заявитель вправе отозвать заявление до принятия по нему решения. В случае поступления в Комиссию соответствующего обращения заявление дальнейшему рассмотрению не подлежит.

При отзыве заявления заявитель вправе запросить прилагаемые к заявлению документы. В этом случае запрошенные документы направляются в течение 10 рабочих дней с даты поступления обращения заявителя. В иных случаях ответ на обращение об отзыве заявления не представляется.

21. Рассмотрение заявления осуществляется сотрудниками ответственного департамента, уполномоченными на это директором ответственного департамента (далее — уполномоченные сотрудники), в установленном порядке и в сроки, определенные настоящим Регламентом.

22. Должностные лица, сотрудники Комиссии и таможенных органов государств-членов, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств-членов доступ к информации, представляемой заявителем, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам информацию, не подлежащую опубликованию, за исключением случаев, установленных настоящим Регламентом и (или) законодательством государств-членов.

В случае поступления в Комиссию документов ограниченного распространения, в том числе содержащих конфиденциальную информацию, работа с такими документами осуществляется в порядке, установленном Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2014 г. N 71.

23. Уполномоченный сотрудник в течение 3 рабочих дней с даты поступления в Комиссию заявления проверяет комплектность представленных документов и сведений, соответствие регистрационных форм на бумажном носителе регистрационным формам в электронном виде (в случае подачи заявления в виде документа на бумажном носителе), а также соблюдение требований к оформлению доверенности и обязательства.

В случае если документы и сведения представлены не в полном объеме, заявителю в указанный срок направляется уведомление о необходимости представления в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты направления указанного уведомления, недостающих документов и сведений.

В случае отсутствия доверенности и обязательства применяются положения абзаца одиннадцатого пункта 9 и абзаца четвертого пункта 18 настоящего Регламента.

Срок рассмотрения заявления приостанавливается с даты направления указанного уведомления и возобновляется в день представления недостающих документов и сведений.

В случае непредставления недостающих документов и сведений заявление дальнейшему рассмотрению не подлежит, о чем заявителю направляется уведомление в течение 3 рабочих дней с даты истечения срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Представленные документы и сведения считаются достоверными, пока не установлено обратное.

24. Ответственный департамент в течение 3 рабочих дней с даты представления заявителем документов и сведений в полном объеме направляет в центральные таможенные органы в электронном виде заявление и регистрационные формы в отношении заявленных объектов интеллектуальной собственности.

В случае отзыва заявления в соответствии с пунктом 20 настоящего Регламента ответственный департамент информирует об этом центральные таможенные органы в течение 1 рабочего дня с даты поступления обращения от заявителя.

25. Центральные таможенные органы не позднее 30 рабочих дней с даты направления ответственным департаментом заявления и регистрационных форм проверяют сведения, указанные в графах 5, 8 — 10 регистрационных форм, и при наличии оснований для отказа во включении объектов интеллектуальной собственности в единый реестр направляют в ответственный департамент в электронном виде отказ по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту.

Основанием для отказа центрального таможенного органа во включении объектов интеллектуальной собственности в единый реестр является недостоверность сведений, представленных заявителем.

26. В случае если от одного или нескольких центральных таможенных органов в ответственный департамент поступил отказ во включении объектов интеллектуальной собственности в единый реестр, объект интеллектуальной собственности в единый реестр не включается. В этом случае ответственным департаментом в течение 3 рабочих дней с даты истечения срока, указанного в абзаце первом пункта 25 настоящего Регламента, принимается решение об отказе во включении объектов интеллектуальной собственности в единый реестр, которое подготавливается уполномоченным сотрудником и подписывается директором (заместителем директора) ответственного департамента.

Указанное решение должно содержать номер и дату, сведения о наименованиях объектов интеллектуальной собственности и причины отказа.

27. Заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в абзаце первом пункта 26 настоящего Регламента, направляется уведомление об отказе во включении объектов интеллектуальной собственности в единый реестр с приложением копий отказов центральных таможенных органов.

28. В случае если в течение срока, указанного в абзаце первом пункта 25 настоящего Регламента, в ответственный департамент не поступил отказ ни от одного центрального таможенного органа, в течение 3 рабочих дней с даты истечения этого срока заявителю направляется уведомление о возможности включения объектов интеллектуальной собственности в единый реестр, которое должно содержать указание на необходимость представления заявителем обеспечения.

29. Заявитель в течение 30 рабочих дней с даты направления уведомления, указанного в пункте 28 настоящего Регламента, представляет в ответственный департамент обеспечение или заверенную им копию обеспечения.

При этом сумма обеспечения должна составлять сумму, эквивалентную не менее чем 10 тысячам евро по курсу валют, действующему на дату заключения договора (договоров) либо внесения изменений в такие договоры.

Обеспечение должно содержать сведения о сроке его действия, наименованиях объектов интеллектуальной собственности, включаемых в единый реестр, а также о реквизитах документов, представленных для подтверждения прав на объекты интеллектуальной собственности.

Снижение суммы обеспечения ниже суммы, предусмотренной абзацем вторым пункта 11 статьи 385 Кодекса, вызванное изменением курса валют, не является основанием для исключения объекта интеллектуальной собственности из единого реестра.

30. При наличии надлежащим образом оформленной доверенности (доверенностей) на представление интересов правообладателя (нескольких правообладателей) в таможенных органах государств-членов либо иного документа, подтверждающего такие полномочия, договоры, указанные в абзаце втором пункта 29 настоящего Регламента, могут быть оформлены лицом, представляющим интересы правообладателя (нескольких правообладателей).

31. Не позднее 3 рабочих дней с даты представления в Комиссию обеспечения ответственным департаментом принимается решение о включении объектов интеллектуальной собственности в единый реестр, которое подготавливается уполномоченным сотрудником и подписывается директором (заместителем директора) ответственного департамента.

32. Решение о включении объектов интеллектуальной собственности в единый реестр должно содержать номер и дату, сведения о наименованиях объектов интеллектуальной собственности и предельном сроке, на который объекты интеллектуальной собственности включаются в единый реестр.

Предельным сроком, на который объекты интеллектуальной собственности включаются в единый реестр, является один из следующих сроков, который истекает ранее:

2 года с даты включения объектов интеллектуальной собственности в единый реестр;

срок, указанный в заявлении;

срок действия правовой охраны объектов интеллектуальной собственности;

срок действия обеспечения или иного документа, прилагаемого к заявлению.

33. В случае непредставления заявителем обеспечения в течение срока, указанного в абзаце первом пункта 29 настоящего Регламента, ответственный департамент принимает решение об отказе во включении объектов интеллектуальной собственности в единый реестр, о чем заявителю направляется уведомление в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Указанное решение подготавливается уполномоченным сотрудником и подписывается директором (заместителем директора) ответственного департамента.

34. В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного пунктом 31 настоящего Регламента, ответственный департамент обеспечивает включение объектов интеллектуальной собственности в единый реестр, опубликование на официальном сайте Союза сведений, предусмотренных пунктом 53 настоящего Регламента, и направляет заявителю уведомление.

За включение объектов интеллектуальной собственности в единый реестр плата не взимается.

35. В единый реестр включаются сведения по перечню согласно приложению N 6 к настоящему Регламенту.

36. Ведение единого реестра осуществляется уполномоченными сотрудниками в электронном виде с использованием программных средств, исключающих возможность несанкционированного включения сведений в единый реестр, их изменения и исключения из реестра.

37. При включении объекта интеллектуальной собственности в единый реестр этому объекту присваивается регистрационный номер, который формируется в следующем порядке:

00000 — 5-значный порядковый номер записи, присваиваемый объекту интеллектуальной собственности независимо от его вида;

XX — вид объекта интеллектуальной собственности ("АП" — объект авторского права, "СП" — объект смежных прав, "ТЗ" — товарный знак (знак обслуживания));

NNNN — номер решения о включении объекта интеллектуальной собственности в единый реестр;

ДДММГГ — дата включения объекта интеллектуальной собственности в единый реестр (день, месяц, 2 последние цифры года).

38. В случае изменения сведений, указанных в заявлении или представленных документах, заявитель в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, обязан в течение 5 рабочих дней с даты изменения сведений принять меры по внесению изменений (дополнений) в единый реестр в части, касающейся этих сведений.

39. В единый реестр вносятся изменения (дополнения), в том числе связанные с продлением срока защиты, при наличии следующих оснований:

поступление обращения от заявителя;

необходимость внесения исправлений технического характера.

Обращения заявителя о внесении изменений (дополнений) в единый реестр, в том числе о продлении срока защиты, оформляются с учетом требований, предусмотренных абзацами первым — третьим пункта 14 настоящего Регламента для оформления заявлений.

Изменение (дополнение) сведений об объектах интеллектуальной собственности, включенных в единый реестр, осуществляется в соответствии с пунктом 45 настоящего Регламента.

40. Изменения (дополнения), в том числе связанные с продлением срока защиты, вносятся в единый реестр на основании решения, подготовленного уполномоченным сотрудником и подписанного директором (заместителем директора) ответственного департамента.

41. Решение о внесении изменений (дополнений) в единый реестр принимается в течение 10 рабочих дней с даты возникновения оснований, указанных в пункте 39 настоящего Регламента.

42. Продление срока защиты осуществляется неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на 2 года при условии поступления обращения от заявителя не менее чем за 45 рабочих дней до истечения срока защиты.

Срок, на который продлевается защита прав на объекты интеллектуальной собственности, определяется сроком, указанным в обращении заявителя, но не может превышать срок действия обеспечения, представленного в Комиссию, а также срок правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в государстве-члене, в котором этот срок истекает раньше.

43. В случае смены правообладателя внесение изменений в единый реестр не допускается, объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из единого реестра.

44. В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений (дополнений) в единый реестр уполномоченным сотрудником вносятся соответствующие изменения (дополнения) в единый реестр и направляется уведомление заявителю.

45. Правообладателем объектов интеллектуальной собственности, включенных в единый реестр, или его представителем с использованием сервисов личного кабинета на официальном сайте Союза осуществляется изменение (дополнение) следующих сведений, относящихся к этим объектам:

сведения, относящиеся к обороту оригинальных товаров;

сведения, относящиеся к обороту товаров, обладающих признаками нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности;

сведения об изъятиях из применения таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;

адрес для переписки, адрес электронной почты, номера телефонов контактных лиц, уполномоченных на обращение в уполномоченные органы государств-членов по вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также на подачу предусмотренного подпунктом 1 пункта 9 статьи 124 Кодекса заявления об отмене таможенными органами государств-членов решения о приостановлении срока выпуска товаров.

46. Объекты интеллектуальной собственности исключаются из единого реестра при наличии следующих оснований:

поступление обращения от заявителя;

выявление факта представления заявителем недостоверных сведений;

досрочное прекращение правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в любом из государств-членов;

поступление информации от государственных органов (организаций) государств-членов о том, что лица, указанные в едином реестре в качестве правообладателей, в соответствии с законодательством государств-членов лишены прав на объект интеллектуальной собственности или ограничены в таких правах в любом из государств-членов;

поступление информации об изменении правообладателя в любом из государств-членов;

прекращение действия обеспечения.

Обращения заявителя об исключении объектов интеллектуальной собственности из единого реестра оформляются с учетом требований, предусмотренных абзацами первым — третьим пункта 14 настоящего Регламента для оформления заявлений.

47. В случае если обращение заявителя об исключении объекта интеллектуальной собственности из единого реестра подается представителем правообладателя, к обращению прилагается документ, подтверждающий предоставление правообладателем полномочий, связанных с исключением объектов интеллектуальной собственности из единого реестра.

48. Исключение объектов интеллектуальной собственности из единого реестра осуществляется на основании решения, подготовленного уполномоченным сотрудником и подписанного директором (заместителем директора) ответственного департамента.

49. Решение об исключении объектов интеллектуальной собственности из единого реестра принимается в течение 10 рабочих дней с даты возникновения оснований, указанных в пункте 46 настоящего Регламента.

50. В случае поступления информации о недостоверности представленных документов и (или) сведений правообладателю (его представителю), государственным органам государств-членов, организациям и иным лицам может быть направлен запрос о представлении документов, подтверждающих сведения, являющиеся основанием для исключения объекта интеллектуальной собственности из единого реестра.

В таком случае срок принятия решения об исключении объектов интеллектуальной собственности из единого реестра продлевается на 30 рабочих дней.

51. В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения об исключении объектов интеллектуальной собственности из единого реестра уполномоченным сотрудником вносятся соответствующие изменения в единый реестр и направляется уведомление заявителю и центральным таможенным органам.

52. Центральные таможенные органы обеспечивают доступ к сведениям, содержащимся в едином реестре, уполномоченным лицам таможенных органов государств-членов.

53. Ответственный департамент обеспечивает опубликование на официальном сайте Союза следующих сведений из единого реестра:

регистрационный номер объекта интеллектуальной собственности;

наименование (описание, изображение) объекта интеллектуальной собственности;

наименование и реквизиты документа, представленного для подтверждения права на объект интеллектуальной собственности;

наименования и классы товаров в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков;

коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;

сведения о правообладателе;

дата окончания срока защиты.

1. Объект интеллектуальной собственности

2. Количество правообладателей

3. Вид объекта интеллектуальной собственности

4. Ключевые выражения

6. Представитель правообладателя

8. Подтверждение права

9. Сведения, относящиеся к обороту оригинальных товаров

10. Сведения, относящиеся к обороту товаров, обладающих признаками нарушения прав на объект интеллектуальной собственности

11. Коды ТН ВЭД ЕАЭС

13. Срок защиты прав на объект интеллектуальной собственности

14. Контактные лица

15. Подпись и дата

1. Для объектов авторского права:

документы, подтверждающие регистрацию объектов авторского права;

документы о депонировании объектов авторского права;

договоры об отчуждении исключительного права на объекты авторского права;

документы, подтверждающие переход исключительного права на объекты авторского права к другим лицам без договора;

трудовой или иной договор между работодателем и автором в отношении служебного произведения.

2. Для объектов смежных прав:

документы, подтверждающие регистрацию объектов смежных прав;

документы о депонировании объектов смежных прав;

договоры об отчуждении исключительного права на объекты смежных прав;

документы, подтверждающие переход исключительного права на объекты смежных прав к другим лицам без договора.

3. Для товарных знаков (знаков обслуживания):

документы, подтверждающие регистрацию товарных знаков (знаков обслуживания);

выписка из государственных реестров;

документы о наличии правовой охраны товарных знаков (знаков обслуживания) в государствах — членах Евразийского экономического союза в соответствии с международными договорами.

Примечания: 1. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные настоящим перечнем, имеющиеся у заявителя в силу особенностей правовой охраны определенных объектов интеллектуальной собственности.

2. Заявитель может представить иные документы, предусмотренные законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) ФТС

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) создан, чтобы предотвращать появление контрафакта на рынке в рамках внешнеэкономической деятельности. Попадание в реестр полезно активно развивающемуся бизнесу и импортерам продукции для дополнительной защиты от копирования. Если ваш товарный знак будет в реестре, таможня сможет не пропустить контрафактный товар на территорию РФ, арестовать его, провести необходимое расследование и даже обратиться в суд.

Ирина Резникова

Что такое ТРОИС

ТРОИС — это реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС, созданный для предупреждения ввоза на территорию РФ контрафактной продукции.

ТРОИС существует с 2004 года и представляет собой базу данных Федеральной таможенной службы РФ (ФТС). Реестр абсолютно самостоятелен и не связан с базой данных Роспатента — организации, которая занимается регистрацией товарных знаков. Поэтому получение сертификата на товарный знак от Роспатента не означает, что обозначение также попало в ТРОИС ФТС. Процедуру внесения товарного знака в реестр производители и импортеры проходят отдельно. И обратиться для этого нужно непосредственно в ФТС.

ТРОИС работает как информационная система, которой сотрудники таможенной службы пользуются для проверки поступающих из-за рубежа товаров. Если товар проверку не проходит, то ФТС блокирует на его на десять дней на таможне и сообщает правообладателю.

Ранее для включения знака в ТРОИС требовалось доказать, что права на него нарушаются. Это изменилось после того, как в 2020 году Верховный суд РФ вынес решение по жалобе ООО «Тривиум-XXI». Суть претензии компании-производителя заключалась в том, что ФТС отказалась внести товарные знаки в ТРОИС из-за отсутствия доказательств нарушения прав на них. Верховный суд пояснил, что таможенная служба неверно трактовала законодательные нормы — в том числе регулирующий работу реестра Административный регламент, принятый ФТС. Суд подчеркнул, что основная функция ТРОИС — превентивная. То есть с помощью реестра таможенная служба должна предотвращать еще не свершившиеся факты ввоза контрафакта.

Таким образом суд рекомендовал учитывать превентивную функцию ТРОИС при принятии решений о внесении в реестр товарных знаков.

Нужно ли вносить товарный знак в ТРОИС

Внесение товарного знака в реестр интеллектуальной собственности ФТС не является обязательной процедурой. Однако это — хороший инструмент для защиты своего бренда и бизнеса, ведь ввоз контрафакта и его попадание на рынок — это не только судебные разбирательства между правообладателем и недобросовестным участником рынка, но и убытки, а также репутационные потери. Поэтому если есть опасения, что бренд может быть скопирован и вовлечен конкурентом во внешнеэкономический оборот, добиться внесения товарного знака в ТРОИС необходимо.

В первую очередь рискуют собственники активно развивающихся, популярных брендов, а также импортеры продукции из-за границы. Угрожать им могут не только производители поддельных товаров, но и так называемый параллельный импорт. Параллельный импорт — это поставка оригинальных товаров в обход правообладателя и официального импортера.

  • 17 лет работы с ФТС
  • Большая юридическая практика
  • 13 000 клиентов

Что дает внесение товарного знака в ТРОИС?

Пресечение ввоза контрафакта. Наличие товарного знака в ТРОИС позволит таможенной службе остановить контрафактный товар на границе — причем касается это не только полного копирования бренда, но и наименований, схожих в занесенными в ТРОИС знаками до степени смешения. Партия таких товаров будет остановлена, а правообладателя проинформируют о попытке нарушения. Если правообладатель сообщит ФТС, что задержанный товар нарушает его права, то такой продукт сочтут контрафактным.

Впрочем, ТРОИС может помочь и с выявлением уже попавшего на рынок контрафакта. Если возникают сомнения в легальности уже ввезенной на территорию РФ партии товаров, таможенная служба может проверить их по своей базе данных. Так, например, получила штраф компания ООО «Автозапчасти». Компания выступала не импортером продукции, а заказчиком, но не проверила своих контрагентов. Они, оказалось, и нарушили чужие права на товарный знак «NISSAN», включенный в ТРОИС. Найти контрагентов не удалось, поэтому товар был конфискован, а компанию-заказчика оштрафовали.

Экономия временных и финансовых ресурсов. Таможенная служба не пропустит контрафактную продукцию на территорию РФ, возбудит дело об административном правонарушении по ст. 14.10 КоАП РФ. Начнется расследование, экспертизы, на задержанный товар будет наложен арест. ФТС обратится в Арбитражный суд с заявлением о нарушении интеллектуальных прав, правообладатель при этом будет участвовать в процессе как третье лицо, а истцом выступит таможенная служба. Если суд подтвердит, что нарушение было, то правообладатель сможет потребовать от нарушителя компенсацию.

Есть существенный плюс: отдельно доказывать факт нарушения в этом случае правообладателю или официальному импортеру не придется. Достаточно будет представить материалы административного дела. Без внесения знака в ТРОИС правообладателю придется доказывать факт нарушения самостоятельно через суд: на это могут уйти годы, плюс придется потратить деньги на услуги юристов, экспертизы.

Получение дополнительного дохода. Когда товарный знак вносят в ТРОИС, правообладатель указывает параметры, которые помогут таможенной службе выявить контрафакт. Когда сомнительный груз будет задержан на границе, ФТС проинформирует правообладателя, а импортер получит его контакты. Так, у импортера будет шанс заключить с правообладателем лицензионный договор на продукцию — это лучше конфискации товара, штрафов и крупной компенсации. Импортер сможет избежать проблем, а правообладатель — получить дополнительный доход в виде роялти по лицензии.

Честная конкуренция и репутация. Поскольку ТРОИС призван помогать в борьбе с контрафактом, чем больше товарных знаков внесены в реестр, тем чище и легальнее рынок. Использовать объекты ИС из реестра могут только официальные, авторизованные импортеры, что приведет к снижению доли контрафакта на рынке. А это, в свою очередь, укрепит имиджевые позиции бренда. Будет меньше негативных отзывов от клиентов, доверие к бренду как производителю качественного товара возрастет.

Преимущества внесения товарного знака в ТРОИС не только в этом. Так, правообладатель сможет узнать, из каких стран в РФ идут незаконные поставки. Ему будут открыты данные о незаконном параллельном импорте, поставках оригинальной продукции неуполномоченным на это импортером. Правообладатель знака сможет вносить коррективы в список уполномоченных импортеров в ТРОИС ФТС и предотвращать ввоз товаров компаниями-партнерами, с которыми по той или иной причине разорвал отношения.

Кроме того, в РФ, Республиках Беларусь, Казахстан и Киргизской Республике товары с включенными в ТРОИС обозначениями декларируются отдельно от тех, которых в реестре нет.

Преимущества внесения товарного знака в ТРОИС

Риски ведения бизнеса без внесения знака в ТРОИС

Финансовые потери. Если на рынок попадает продукция, которую поставил параллельный, «серый» импортер, правообладатель несет убытки — не только из-за того, что появился товар-аналог, но и от недополученных платежей с лицензии, а также от искусственного занижения цен (демпинга) со стороны неавторизованного импортера.

Пример: Нарушение прав на товарный знак «BELIMO»
Компания BELIMO Automation передала ООО «Сервоприводы Белимо Руссия» исключительные права на использование своего товарного знака. Позднее правообладатель выяснил, что в РФ поступает продукция, маркированная товарным знаком «BELIMO», но поставщиком выступает «серый» импортер — финское ООО «О2 Системс». И «О2 Системс» демпинговала цены, из-за чего правообладатель нес убытки. Правообладатель обратился за помощью к юристам «Гардиума». Через суд «Гардиуму» удалось предотвратить нелегальный импорт и добиться компенсации. Юристы апеллировали к тому, что реализация на территории РФ товаров, купленных ООО «О2 Системс» у BELIMO Automation не является законной, так как у финской компании нет прав на товарный знак. Этой ситуации можно было избежать, если бы правообладатель включил товарный знак в ТРОИС, — тогда товар остановили бы на таможне, он не попал на рынок.

Репутационные потери. Контрафактная продукция на рынке негативно отражается на бренде: зачастую это дешевые аналоги, у таких товаров низкое качество. Как следствие, правообладатель теряет клиентов, получает негативную обратную связь от потребителей. А нарушители паразитируют на известности бренда, извлекают выгоду. Часто они действуют по такой схеме: сперва партия оригинальной продукции разбавляется дешевыми аналогами, позднее оригинальная продукция полностью заменяется подделкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *