Выездная налоговая проверка: как встретить контролеров и чего ждать в процессе
7 февраля 2022
Выездная налоговая проверка: как встретить контролеров и чего ждать в процессе
Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.
Проведение выездной налоговой проверки: с чего начнется и чем завершится
Выездная налоговая проверка включает пять этапов:
- Вручение налогоплательщику решения о проведении.
- Осуществление контрольных мероприятий.
- Подготовка налоговиками справки и акта по итогам проверки.
- Формулировка налогоплательщиком письменных возражений по акту, когда есть что возразить.
- Рассмотрение руководителем налоговой инспекции материалов проверки и вынесение итогового решения.
Далее подробно остановимся на каждом этапе. А еще предлагаем почитать статью про то, как сократить риск прихода налоговиков «Выездная налоговая проверка: в чем суть и когда риски компании растут».
Этап 1. Получаем решение о проведении выездной налоговой проверки и правильно встречаем инспекторов
Решение – это обязательный документ. Без него налоговики не вправе прийти в компанию и начать что-то проверять. О его необходимости написано в п. 1 ст. 89 НК РФ. Вид определяется в приказе ФНС России от 07.11.2018 г. № ММВ-7-2/628@. Про содержание говорится в п. 2 ст. 89 НК РФ.
Когда получите решение, обратите внимание на следующие шесть моментов:
- должности и ФИО пришедших инспекторов из их удостоверений должны совпадать с информацией в решении;
- название организации, ее филиала или ФИО индивидуального предпринимателя должны значиться верно. Это же касается ИНН;
- дата решения – это не будущее число и не день двухмесячной (месячной – при проверке филиала) и более давности;
- характер проверки определен как выездной;
- стоит подпись начальника налогового органа или его заместителя;
- казан перечень налогов, которые планируется проверять.
В отношении последнего пункта дополнительно поясним. Если конкретный налог не упоминается, значит, по нему контролеры не должны запрашивать документы, требовать устранить нарушения, взыскивать недоимки, пени и штрафы.
Если же они так делают, то налогоплательщик вправе оспорить подобное. Исключением является комплексная проверка. В этом случае в решении указывается так: «по всем налогам и сборам».
И еще нюанс. Проверяемое лицо знакомится с решением под роспись. Однако в НК РФ не сказано, в какие сроки и как это должно произойти. Обычная практика такая:
- решение приносят инспекторы в день начала проверки;
- оно отправляется заказным письмом на адрес предприятия. Так бывает, если фактическое местонахождение налогоплательщика не известно.
Причем даже если руководитель организации откажется подписывать документ, проверка все равно начнется.
Часто решающее значение имеют первая встреча с инспекторами и подготовка к ней. Юристы дают несколько советов про то, как правильно вести себя с контролерами, чего избегать и где не проявлять инициативу. Причем подход различается в зависимости от ситуации. Одно дело, когда проверка является плановой и инспектор звонит заранее, чтобы сообщить о грядущем мероприятии. Другое – когда речь о внезапном приходе налоговиков.
Обобщили главное на схемах. Можете скачать их как памятку.
И еще два момента, которые стоит знать:
- обычный срок выездной налоговой проверки – не дольше двух месяцев. Возможно продление до четырех, а иногда до шести;
- проверяемый период – не больше трех календарных лет. Они предшествуют году, в котором в организацию пришли налоговики.
Этап 2. Стойко переносим мероприятия налогового контроля
Вот какими способами налоговики контролируют правильность начисления и уплаты налогов и сборов:
- документальная проверка;
- инвентаризация имущества;
- допрос свидетелей;
- осмотр помещений.
А еще они вправе позвать эксперта, чтобы он, к примеру, установил факт подписания документа конкретным лицом.
Давайте по порядку разберемся, чего ожидать от каждого из названных мероприятий.
Документальная проверка
У инспекторов есть право требовать документы, а у налогоплательщиков существует обязанность их предоставлять. В пп. 1 п. 1 ст. 31 и пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ написано как раз про это.
В Рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок от ФНС России приводится примерный перечень того, что могут запросить контролеры. Вот он:
- учредительные документы;
- имеющиеся лицензии;
- приказы об учетной политике для целей бухучета и налогообложения;
- приказы о кредитной политике;
- налоговые декларации (расчеты);
- регистры налогового учета;
- счета-фактуры, книги покупок, книги продаж;
- книги учета доходов и расходов;
- бухгалтерская отчетность;
- регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);
- договоры, приложения и дополнительные соглашения к ним;
- банковские и кассовые документы;
- накладные, акты приема-передачи, акты выполненных работ;
- путевые листы;
- перевозочные документы и т.д.
Заметьте, что список открытый. Поэтому могут затребовать что-то и сверх указанного. Главный критерий такой: документ должен быть необходим для проверки правильности подсчета и своевременности уплаты налога или сбора.
Резонны два вопроса:
- как скоро нужно собрать документы?
- как их правильно оформить?
Отвечаем по порядку.
Про сроки подачи сведений написано в ст. 93 НК РФ. В таблице обобщили сказанное там.
Таблица 1 . Сроки предоставления документов в ходе налоговой проверки
Срок для представления со дня получения требования
Порядок продления срока
В течение 10 рабочих дней
По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа
Для консолидированной группы налогоплательщиков
В течение 20 рабочих дней
По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа не менее чем на 10 рабочих дней
Для иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ
В течение 30 рабочих дней
По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа
Для проверки правильности исчисления и уплаты НДФЛ и налога на прибыль налоговым агентом в отношении доходов по ценным бумагам
Не позднее 3 месяцев
По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа не более чем на 3 месяца
Для взаимозависимых лиц
В течение 30 рабочих дней
Есть два варианта для отправки документов инспекторам:
- в виде копий на бумаге;
- в электронном формате.
Бумажные копии заверяются руководителем налогоплательщика или тем, на кого выписана доверенность. Причем заверяется не каждый отдельный документ, а целая сшивка. Вот главное про то, как она формируется:
- копии делаются на чистых листах, а не на черновиках;
- в одной сшивке не может быть свыше 150 листов. Исключение: ситуация, когда это один документ, в котором больше полутора сотен страниц;
- листы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация сквозная. Для каждого тома документов она своя и начинается с единицы;
- нитка для прошивки должна быть прочная. Ее концы выводятся на обратную сторону последнего листа, связываются и прикрепляются бумажной наклейкой;
- делается заверительная подпись. Она состоит из должности, ФИО, личной подписи лица, который заверяет сшивку. Также указывается количество скрепленных в томе листов арабскими цифрами и прописью, проставляется дата. Причем написать надо так, чтобы одновременно попасть и на наклейку, и на обратную сторону последней страницы.
Вместе со сшитыми томами бумаг в инспекцию передается сопроводительное письмо. В нем указываются дата и номер требования о предоставлении, общее количество листов, опись передаваемого.
Заметьте, что если оформить все как попало, то налоговики посчитают такое непредставлением в установленные сроки. А это налоговое правонарушение и штрафы по ст. 126 или 129.1 НК РФ.
Электронные документы передаются по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Электронная почта или флешки не подойдут.
Причем можно отправить так в том числе сканы бумажных документов (абз. 4 п. 2 ст. 93 НК РФ). Только предусмотрите следующее:
- формат файлов tif, jpg, pdf, png;
- черное-белое изображение с разрешением в диапазоне 150–300 точек на дюйм;
- 256 градаций серого;
- усиленная квалифицированная электронная подпись.
Инвентаризация имущества
Если документы налоговики запросят в любом случае, то инвентаризацию могут и не проводить. Обычно они идут по складам и офисам считать активы, если решают, что на территории предприятия есть неучтенное имущество.
Откуда могут взяться подобные подозрения? Из несостыковок, которые контролеры обнаружат в документах самого предприятия, в информации из сторонних источников и в ходе осмотра. Главная цель – отыскать активы и обязательства, имеющиеся по факту, но не отраженные в бухучете и не попавшие в налоговые базы.
Характер проведения такой инвентаризации не отличается от той, что периодически проводят сами сотрудники. А именно:
- материально ответственное лицо дает расписку о том, что все имущество на месте. Купленное оприходовали, проданное списали, а документы об этом сдали в бухгалтерию;
- контролеры обходят места хранения активов и фиксируют наличие последних в инвентаризационной описи;
- затем сравнивают увиденное с бухгалтерскими остатками. Если объект есть в реальности, но его нет в бухучете, то это излишек или та самая «неучтенка». Если есть в бухучете, но нет в реальности, то это недостача.
Вообще плохо и то, и другое, так как говорит о низком контроле на предприятии. Однако для инспекторов хуже излишки. Ведь они не попали в налоговые расчеты. Значит, по ним пойдут доначисления, штрафы и пени.
Вот несколько моментов про инвентаризацию, которые стоит помнить налогоплательщикам:
- она проводится только в рамках выездной налоговой проверки;
- основывается на письменном распоряжении руководителя налогового органа или его зама;
- результаты фиксируются в специальной ведомости и включаются в итоговый акт;
- не может проводиться в период приостановления проверки;
- инвентаризации от налоговиков лучше не препятствовать. Иначе это расценивается как создание помех для деятельности должностных лиц. Карается штрафами по ст. 19.4.1 КоАП.
Допрос свидетелей
Инспекторы вправе допросить тех, кто, по их мнению, знает что-то про налоговые ухищрения компании. Причем как реальные, так и те, которые они считают такими.
Поскольку подобная процедура обычно энергозатратна для допрашиваемого, хорошо бы заранее знать, как она проходит. Например, можно ли вообще не пойти или прийти, но ничего не говорить.
Вот главное про допрос от налоговиков:
- не могут быть свидетелями малолетние или те, кто из-за физических и психических недостатков неверно воспринимает суть обстоятельств. А еще адвокаты, аудиторы и другие специалисты, обязанные соблюсти профессиональную тайну;
- обычно допрос происходит в налоговом органе. Но может состояться и на улице или даже по месту жительства свидетеля, правда, с его согласия;
- допрос может проводиться в период приостановления выездной проверки, ведь он совершается не на территории налогоплательщика;
- свидетель вызывается повесткой, где будет написано, куда и когда явиться;
- свидетель вправе прийти с адвокатом, но отвечать на вопросы должен сам;
- если не пойти без уважительной причины, то оштрафуют на 1 000 руб. Если проигнорировать и второй вызов, то штраф удвоится;
- если прийти, но молчать или говорить неправду, то это будет стоить 3 000 руб. и расцениваться как отказ от дачи показаний или представление заведомо ложных сведений. Исключение: ситуации, подпадающие под ст. 51 Конституции РФ. То есть свидетельство против себя, своего супруга и близких родственников;
- сказанное свидетелем протоколируется. Причем инспекторы могут использовать оборудование для аудио-, фото- и видеозаписи. Этот факт фиксируется в протоколе;
- по итогам контрольного мероприятия протокол зачитывается, в него вносятся необходимые дополнения, ставятся подписи должностного лица и всех участников допроса. Копия протокола вручается свидетелю под расписку.
Осмотр помещений
Осмотр – это почти как инвентаризация, только инспекторы ничего не считают. Здесь их цель удостовериться, например, в следующем:
- у налогоплательщика нет подпольных оборудования, цехов и складов;
- реальные объемы производства соответствуют тем, что отражаются в учетных документах.
У осмотра в рамках выездной налоговой проверки есть свои нюансы. Перечислим их:
- если проверяется деятельность физического лица (ИП), тогда без его согласия осматриваются только нежилые помещения. Доступ в жилые налоговикам воспрещен, если проживающие там лица против;
- если не пустить контролеров в производственные, торговые, складские и иные помещения, то оштрафуют на 10 000 руб.;
- во время приостановления проверки осмотр невозможен, так как все мероприятия на территории налогоплательщика в этот период прекращаются.
Этап 3. Смотрим, что написали в акте налоговой проверки
Итак, инспекторы изучили все бумаги, осмотрели разные помещения, пересчитали активы и допросили свидетелей. Выездная проверка завершена. Что теперь?
Теперь они обязаны составить два документа:
- справку;
- акт.
Разберемся, зачем они нужны и что в них пишут.
Справка о проведенной выездной налоговой проверке
Это документ, который подтверждает, что контрольные мероприятия проводились и теперь они окончены. Он составляется инспектором и под роспись вручается руководителю налогоплательщика или его представителю.
Дата составления справки – это последний день проверки. В этот день, но до оформления справки инспекторы еще могут запросить документы предприятия. После – уже нет. Кроме того, после вручения справки они обязаны покинуть территорию организации.
Если налогоплательщик почему-то не хочет получать и подписывать справку, инспекторы отправят ее заказным письмом. На дату составления это не повлияет.
Акт налоговой проверки
Акт – это описание результатов налоговой проверки. В случае ее выездного характера он формируется в любом случае – даже если нарушений не нашли.
Инспекторы составляют его в течение двух месяцев с даты формирования справки. А потом не позднее пяти рабочих дней со дня составления вручают акт налогоплательщику. В отношении вручения существуют три варианта:
- пригласить руководителя проверяемой организации и передать бумажный документ лично;
- отправить заказным письмом, если руководитель не пришел;
- выслать в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи.
В акте есть три части: вводная, описательная и итоговая. Полезнее всего смотреть сразу в итоговую. Там инспекторы указывают, какие ошибки допустил налогоплательщик и как их исправить. Кроме того, пишут об ответственности за найденные правонарушения.
О том, почему они посчитали что-то ошибкой, говорится в описательной части. А еще к акту прикладываются документы, расчеты, таблицы, которые подтверждают, что организация сделала что-то не так в части начисления и уплаты налогов.
Зачастую нарушением является какой-то из перечисленных моментов:
- нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
- непредставление налоговой декларации;
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
- неуплата или неполная уплата налогов и сборов;
- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;
- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Этап 4. Письменно возражаем, если инспекторы неправы
Допустим, в организации считают, что инспекторы неверно трактовали ситуацию и увидели нарушение там, где его не было. Что делать? Написать возражение по акту налоговой проверки.
Вот главное про письменное возражение:
- срок для его представления – один месяц со дня получения акта;
- форма свободная. Можно ориентироваться на шаблон из Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок». Предлагаем скачать его с нашего сайта;
- цель документа – перечислить, с чем именно налогоплательщик не согласен и привести доказательства своей правоты со ссылками на НК РФ. Кроме того, прикладываются документы или их заверенные копии для подтверждения выводов;
- возражение передается лично в руки инспекторам с проставлением даты передачи на своем экземпляре или отправляется письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
- есть прецеденты, когда возражение отправляли налоговикам позже установленного срока, но до вынесения налоговым органом решения по итогам проверки, и они принимали его во внимание при рассмотрении материалов.
Этап 5. Ждем итогового решения
После того, как прошел месяц со дня получения акта, отсчитываем 10 рабочих дней. Не позднее этого срока руководитель налоговой или его заместитель примут решение о том, что делать дальше. Существует три возможных варианта:
- привлечь к ответственности за налоговое правонарушение;
- не привлекать к ответственности;
- провести дополнительные контрольные мероприятия.
В отношении последнего пункта есть своя схема действий и сроков. Обобщили их в таблице.
Таблица 2 . Как проводятся дополнительные контрольные мероприятия по итогам выездной проверки
Максимальный срок для общих случаев *
Дополнительные мероприятия в виде запроса документов, допроса свидетелей или проведения экспертизы
Оформление результатов по дополнительным мероприятиям
15 рабочих дней со дня их окончания.
Результаты оформляются в дополнении к акту налоговой проверки
Вручение налогоплательщику дополнения к акту проверки
5 рабочих дней с даты оформления результатов
Представление налогоплательщиком письменных возражений по итогам дополнительных мероприятий
15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту проверки
Повторное рассмотрение руководителем # налоговой инспекции материалов проверки
10 рабочих дней по окончании срока для представления возражений
* к общим случаям не относится проверка консолидированной группы налогоплательщиков или иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ;
# это может делать также заместитель руководителя налоговой
По итогам повторного рассмотрения руководитель налоговой или его зам принимают решение. На этот раз вариантов будет всего два: привлечь к ответственности или не делать этого.
Выходит, после представления налогоплательщиком первых возражений по акту проверки может пройти от двух недель до полугода, прежде чем инспекторы сформулируют окончательный вывод. Вот из чего складывается этот срок:
- 10 рабочих дней – первое рассмотрение материалов проверки руководителем налоговой;
- 1 месяц – в случае продления периода рассмотрения на основании п. 1 ст. 101 НК РФ;
- 3-4 месяца – проведение дополнительных контрольных мероприятий, их оформление и т.п.
Неизвестность обычно не радует. Когда же знаешь, чего ждать, то напряжение отчасти спадает. В статье рассказали, как проходит выездная налоговая проверка, в какие сроки и чем заканчивается. Искренне надеемся, что информация пригодится в том, чтобы правильно выстроить рабочие процессы с пришедшими инспекторами, не пренебречь своими правами, но и не скатиться в откровенную конфронтацию.
Как себя вести при выездной налоговой проверке
Выездная налоговая проверка – не повод для паники. Мы подготовили для Вас полезные рекомендации, чтобы грамотно пройти выездную налоговую проверку. Она требует от Вас компетентности и внимательности.
Что такое выездная проверка
Выездная налоговая проверка – это наиболее глубокая форма налогового контроля. Проверить Вас может только та налоговая инспекция, в которой Ваша компания стоит на учёте. При выездной налоговой проверке инспекторы исследуют три года деятельности компании, которые предшествуют проверке. Проверять могут меньше трёх лет жизни фирмы: один или два года. Но три года – это максимум.
Выезднику необходимо установить насколько правильно Вы рассчитали налоги и своевременно их уплатили.
Чтобы провести выездную налоговую проверку начальник инспекции должен процессуально оформить решение о выездной проверке. Решение может быть подписано заместителем начальника инспекции, это его право.
Что такое решение
Решение о проведении выездной налоговой проверки – это процессуальный документ, он оформляется в бумажном или в электронном виде. Решение должно содержать:
- номер инспекции;
- адрес инспекции;
- дата решения;
- название Вашей компании, ИНН, КПП и адрес;
- какие налоги и сборы будут проверять;
- период проверки;
- фамилии, отчества, имена и должности проверяющих;
- подпись начальника инспекции или его заместителя.
Перед проверкой инспекторы должны ознакомить Вас с решением о проведении выездной. После ознакомления Вы подписываете решение. Указываете текущую дату, время в часах и минутах.
Проверка началась
Важно! Не препятствуйте инспекторам в проведении проверки. Иначе к выездной присоединятся оперативные сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции МВД России. Будьте корректны, не выходите за рамки делового этикета.
Выездная проверка проводится минимум два месяца. Двухмесячный срок инспектор вправе приостановить для получения ответов от госучреждений иностранных юрисдикций, для получения ответов от Ваших партнёров по запросам встречной проверки, до окончания экспертизы либо перевода документов на русский язык. Максимальный срок приостановки – 6 месяцев. Приостановка выездной проверки оформляется решением начальника инспекции или его заместителем.
Выездная проверка проводится минимум два месяца. Двухмесячный срок инспектор вправе приостановить для получения ответов от госучреждений иностранных юрисдикций, для получения ответов от Ваших партнёров по запросам встречной проверки, до окончания экспертизы либо перевода документов на русский язык. Максимальный срок приостановки – 6 месяцев. Приостановка выездной проверки оформляется решением начальника инспекции или его заместителем.
Любые процессуальные действия прекращаются, когда выездная налоговая проверка приостановлена: инспектор не может направлять запросы, требования, проводить допросы. Если Вы получили требование о представлении документов, когда проверка приостановлена, то направьте инспектору напоминание о пункте 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Всю переписку необходимо фиксировать. Письма, ответы на запросы, объяснения составляйте в двух копиях. На одной из копий при получении инспектор ставит подпись и дату. Обращайте внимание на даты, они должны быть актуальными. Эту копию сохраняйте у себя.
Выездную проверку могут продлить, когда двухмесячный срок истёк. Налоговый кодекс предусматривает возможность продлить проверку ещё на 2 месяца. В особых случаях на 4 месяца. При продлении выездной проверки процессуальные действия не прекращаются Просто для их выполнения даётся больший срок.
Выездную проверку проводят на Вашей территории. Для этого Вам необходимо выделить инспекторам отдельное помещение. Если у Вас этой возможности нет, то проверку могут перенести в здание инспекции. Для проведения проверки инспектор вправе потребовать любые документы компании, но с одним условием: документы должны иметь отношение к проверяемому периоду и налогам, указанным в решении о проверке. Эти документы необходимо предоставить. Документы следует почистить от пометок, прошить, пронумеровать, скрепить печатью и подписью. Составьте опись документов, в тексте укажите реквизиты решения о проведении налоговой проверки и требования о представлении документов. Передайте инспектору пакет документов с двумя экземплярами описи под его роспись. Один экземпляр оставьте себе.
Сопровождать проверку должны компетентный юрист и бухгалтер. Сотрудники компании пусть общаются с инспектором только на допросах. Туда их вызовут по повестке. Личных бесед надо избегать. Неосторожно брошенное слово будет неверно истолковано и повлияет на результаты проверки.
На допрос могут быть вызваны и руководитель, и главбух. Они несут личную ответственность за нарушения компании. Поэтому они вправе воспользоваться 51- ой статьёй Конституции РФ. Однако замыкаться нельзя.
Об этом мы подробнее написали в статье «Как себя вести на допросах»
Когда у инспектора возникают к Вам вопросы по несоответствию имеющихся у него сведений, он оформляет требование о представлении письменных пояснений. Такие пояснения необходимо представить. Молчание не в Вашу пользу. Пишите без фанатизма. Цель пояснений – дать ответы на поставленные инспектором вопросы в формате «Вопрос-ответ». Не больше.
То же относится к требованию о предоставлении доступа к помещениям, которые имеют отношение к проверке. Тут не всё однозначно. Собственник на момент проверки мог расторгнуть или отказать Вам в продлении договора аренды. Это значит, что у Вас нет прав на демонстрацию помещений.
Инспекция вправе в рамках встречной проверки запросить у собственника сведения о факте аренды этих помещений Вашей компанией. Инспектор даже может вызвать собственника на допрос.
Опыт подсказывает нам: если Вы получили из инспекции решение о проведении выездной налоговой проверки, известите об этом своих партнёров. В письме укажите, что инспекторы могут запросить у них сведения по сделкам. Объясните, что это обычная практика при проведении проверок и бояться им нечего. А была ли сделка? – это единственный вопрос встречной проверки.
В завершении проверка оформляется актом, в котором инспекторы описывают нарушения и обстоятельства их выявления, излагают предложения по взысканиям. Готовьтесь направить письменные возражения. Их учтут при вынесении окончательного решения по проверке.
В каждой выездной налоговой проверке есть свои нюансы. Они зависят как от специфики деятельности налогоплательщика, так и от серьёзности организации делопроизводства в компании. На все возможные вопросы в одной статьей ответить не реально. Мы осветили самое основное. По оставшимся вопросам звоните по телефону
Как подготовиться к приезду налоговой
Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.
Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.
Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.
Когда может приехать налоговая
Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.
Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.
Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.
В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.
Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ
Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.
Как могут привлечь к проверке
Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.
Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.
Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.
Другие поводы для выездной проверки — это:
- Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
- Распоряжение прокурора на проведение проверки.
- Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.
Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:
- Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
- Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.
Какие есть критерии риска
Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.
В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.
Когда и кому грозит налоговая проверка
Ситуация | Что означает | Кого касается |
---|---|---|
Низкая налоговая нагрузка | ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки | Всех организаций и ИП |
Постоянные убытки | Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы | Всех организаций и ИП |
Значительная сумма вычета по НДС | Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС | Организаций и ИП на ОСНО |
Расходы растут быстрее доходов | Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась | Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы» |
Низкая зарплата работников | Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание | Всех организаций и ИП |
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) | Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения. Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима |
Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД |
Расходы почти равны доходам | Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное | ИП на ОСНО |
Работа построена на сотрудничестве с посредниками | Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной | Всех организаций и ИП |
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой | Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку | Всех организаций и ИП |
«Миграция» между налоговыми органами | Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов | Всех организаций |
Низкий уровень рентабельности | Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. | Организаций на ОСНО |
Деятельность с высоким налоговым риском | Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды | Всех организаций и ИП |
Как подготовиться к приезду налоговой
Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.
Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.
Подготовьте к проверке документы и предупредите команду
Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.
Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.
Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.
Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.
Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.
Как подготовить документы
К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :
- Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
- Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
- Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
- Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
- Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.
Как проходит выездная проверка
Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.
Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.
Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.
Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.
Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.
Как долго длится проверка
Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:
- Во время проверки инспекторы узнали от других надзорных органов, что предприниматель нарушил налоговое законодательство.
- У фирмы есть обособленные подразделения, которые платят половину налогов от общей суммы или больше.
- ИП или организация не предоставили документы, которые потребовал инспектор.
- Предприниматель или руководство компании мешает проводить проверку. Например, директор ООО уходит из офиса, когда приезжают налоговики, и забирает с собой ключи от шкафа, где лежат документы.
- Налогового инспектора не пустили на территорию или в помещение проверяемого лица, о чем он составил акт.
- Налоговая отправила в банк или контрагенту запрос с требованием предоставить информацию, но они ее не прислали или прислали с опозданием. Еще причиной может быть то, что не пришел свидетель или переводчик, а эксперт не успел прислать заключение, например, при проверке подлинности подписей на документах.
- Произошла чрезвычайная ситуация: пожар, авария, потоп, природный катаклизм.
Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.
Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:
- Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
- Получить информацию от иностранных государственных органов.
- Провести экспертизу.
- Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.
Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.
Чем заканчивается выездная проверка
В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.
Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:
- Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
- Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.
Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.
Как вести себя во время выездной налоговой проверки
Очевидно, что перед выездной налоговой проверкой необходимо проверить документацию и проинструктировать сотрудников о поведении во время визита проверяющих. Но очень часто проверка налоговых органов проходит не так, как ожидается. В ходе проверки могут быть обнаружены документы и информация, выставляющие проверяемую организацию в невыгодном свете. Таким образом, важно не только подготовиться к приезду сотрудников налоговых органов, но и не совершить ошибок в ходе проверки.
Когда все уже подготовлено и руководителю организации вручено решение о проведении выездной налоговой проверки, нужно контролировать соблюдение со стороны проверяющих правил ее проведения и фиксировать все нарушения.
Сперва необходимо сверить список лиц, указанных в решении о выездной налоговой проверке, с личностями тех, кто действительно приехал в составе комиссии. В случае присутствия должностных лиц, не уполномоченных проводить налоговую проверку, в некоторых компаниях сразу указывают на это нарушение и не допускают их к проведению проверки.
Однако рекомендуется не озвучивать ошибку сразу, а лишь зафиксировать данное нарушение, чтобы впоследствии использовать этот аргумент при оспаривании результатов выездной налоговой проверки. Данная рекомендация касается не только присутствия неуполномоченных проверяющих, но и других процедурных нарушений. С каждым зафиксированным нарушением увеличивается вероятность успеха при обжаловании результатов проверки.
Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках.
Супер-акция до 13 августа: обучение с удостоверением ФИС ФРДО 40 ак. часов за 4990 руб. Записаться со скидкой
Следующий совет — проследить, чтобы проверка проводилась только в присутствии руководителя организации или уполномоченного лица. Не стоит ругаться с проверяющими, но также и не стоит их недооценивать.
Известен случай, когда инспектор специально показывал свою некомпетентность и несерьезность, благодаря чему сотрудники проверяемой компании теряли бдительность в ходе проверки и переставали тщательно контролировать передаваемые налоговому органу документы и ответы на вопросы проверяющих. Как оказалось, такая тактика поведения была выбрана специально с целью получения информации, полезной для вычисления нарушений со стороны организации.
Из предыдущего примера вытекает следующий совет — необходимо обеспечить контроль за передачей документов проверяющим. Для этого следует назначить ответственное лицо, через которого и будет осуществляться передача. Таким образом, у данного сотрудника будет возможность проверить, все ли передаваемые документы соответствуют запросу налогового органа и нет ли среди них лишних, которые поставят организацию в невыгодное положение.
Составление подробной описи передаваемых документов поможет впоследствии избежать их потери, либо не допустить появления новых, поэтому при оформлении перечня бумаг рекомендуется не использовать такие формулировки как «папка с документами» и т.д.
Также не стоит забывать про право налогоплательщика на отсрочку предоставления документов, запрошенных налоговым органом. В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ проверяемое лицо может подать письменное уведомление проверяющих его инспекторов об отсутствии возможности своевременно предоставить документы, при этом указав причины и даты, когда представление документов будет возможным. Однако стоит иметь в виду, что налоговая вправе отказать в отсрочке.
Если истребуемые документы не предоставлены налогоплательщиком своевременно, согласно пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 4 ст. 93 НК РФ инспекция может расценить это как попытку уничтожить или скрыть документы, что дает ей право произвести их выемку без уведомления об этом налогоплательщика, а также доначислить налоги невыгодным для налогоплательщика расчетным методом (пп.7 п.1 ст.31 НК РФ).
Следует отметить, что для выемки документов при выездной налоговой проверке требуется мотивированное постановление должностного лица налогового органа, проводящего проверку. Этот документ должен быть утвержден руководителем соответствующего налогового органа или его заместителем (п. 1 ст. 94 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 94, п. 2 ст. 98 НК РФ выемка осуществляется в присутствии налогоплательщика с участием минимум двух понятых. Согласно п.2 ст. 94 НК РФ производить выемку документов и предметов в ночное время (с 22.00 до 06.00 по местному времени — ст. 5 УПК РФ) незаконно. Однако это ограничение по времени не распространяется на оформление результатов выемки (Письмо Минфина России от 05.10.2017 № 03-02-08/64830).
Перед подписанием протокола, оформленного по итогу проведения выемки, следует внимательно с ним ознакомиться и указать в замечаниях все нарушения. Согласно п.7 ст. 94 НК РФ «изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов».
На деле проверяющие часто не отражают точное количество изъятых документов, вместо этого указывая количество папок или коробок с документацией, что является нарушением.
Еще одной частой ошибкой, совершаемой проверяющими, является нарушение сроков проведения выездной налоговой проверки, поэтому рекомендуется вести журнал посещений проверяющих, чтобы точно знать, не было ли визита представителей налоговых органов в не предназначенное для этого время.
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами, но этот период может быть увеличен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести (п.6 ст.89 НК РФ). Ведение журнала посещений инспекторов также поможет восстановить картину событий в случае возникновения спорных ситуаций.
После окончания налоговой проверки инспекторы обязаны оформить ее результаты в виде документа (акта налоговой проверки). При этом, если вы не согласны результатами, важно не отказываться от подписания акта, а подписывать документ с добавлением комментария о несогласии с информацией, изложенной в акте, и планируемой подаче возражений в установленном законом порядке.
Ошибочно полагать, что отказ от подписания акта сделает документ недействительным и освободит от обязательств по нему, поскольку в таком случае на основании п.3 ст. 91 НК РФ в акте будет сделана соответствующая запись.
Несмотря на огромное количество рекомендаций, опубликованных в СМИ, невозможно предвидеть все потенциальные проблемы и ошибки, возникающие во время выездной налоговой проверки. Однако обращение за помощью к специалистам с опытом проведения налоговых проверок поможет успешно пройти этот непростой период в деятельности организации.